Что значит оплачиваемое обучение на работе

Опубликовано: 13.05.2024

Бизнес – это, прежде всего, люди, поэтому руководители престижных компаний заботятся о постоянном повышении квалификации своих сотрудников. Обучение за счет работодателя – довольно частое явление, так как вклад в образование сотрудника – выгодная инвестиция.

Обучение сотрудника за счет работодателя по ТК РФ

В статье 196 ТК указано, что решение об оплате профессионального обучения сотрудника принимает работодатель. Руководитель также вправе самостоятельно определять условия и порядок учебы. Все принятые правила нужно зафиксировать в коллективном договоре и прочих внутренних актах.

В большинстве случаев обучение работников – право, но не обязанность работодателя. Однако существуют исключения, оговоренные в части 4 статьи 196 ТК. Работодатель должен организовать профессиональное обучение некоторым категориям сотрудников:

  • Медицинским сотрудникам (статья 79 ФЗ №323).
  • Гражданским работникам (статьи 48 и 62 ФЗ №72).
  • Нотариусам и их помощникам (статья 30 Основ закона «О нотариате»).
  • Аудиторам (статья 11 ФЗ №307).

Работодатель обязан организовать обучение и в том случае, если это считается условием продолжения деятельности служащего.

Виды расходов работодателя на обучение

Условия, на которых происходит оплата обучения, фиксируются в следующих документах:

  • Коллективный договор.
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору.
  • Отдельный договор об обучении.

Обязанность фиксации условий обучения прописана в статьях 196 и 199 ТК РФ.

Учеба сотрудника, оплачиваемая работодателем, подразделяется на три основных вида:

  • Основная профессиональная.
  • Дополнительная.
  • Профессиональное обучение.

Данная классификация указана в статьях 10, 73, 76 ФЗ №273. От вида обучения зависит начисление компенсаций, а также гарантии, предоставляемые работнику. Учеба может проводиться без отрыва от работы. В обратном случае работодатель сохраняет за работником его среднюю зарплату и должность. Если место учебы находится в другой местности, организация начисляет работнику командировочные по стандартной схеме (статья 187 ТК РФ).

Гарантии, предоставляемые обучающемуся служащему, перечислены в статьях 173-176, 187 ТК РФ:

  • Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого при обучении.
  • Компенсация транспортных расходов, связанных с проездом в учебное учреждение.
  • За работником остается его средняя зарплата.

Каждая операция, связанная с оформлением и оплатой обучения, должна быть подтверждена первичной документацией (часть 1 статьи 9 ФЗ №402). Также необходимо подтвердить факт того, что образовательная услуга была получена. Для этого подходит акт, на котором ставит подписи работодатель и представитель учебного учреждения. Главное требование к подтверждающему документу –наличие всех реквизитов. Подтверждением оказания услуги являются документы об образовании. К примеру, диплом.

Какие суммы компенсировать (выплатить) работнику, с которым заключен ученический договор?

Правила и особенности отработки за обучение

ВАЖНО! Образец приказа о направлении на обучение от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Оплата обучения – своеобразная инвестиция работодателя. То есть, руководитель рассчитывает получить бонусы с данной операции в перспективе. Это вовсе не проявление альтруизма работодателя.

Однако легко представима ситуация, в которой руководитель вкладывается, но ничего не получает из-за неблагодарного сотрудника. Работник, после прохождения обучения, вполне может уволиться и устроиться в другую компанию с обновленным за чужой счет профессиональным багажом. Как этого не допустить? Работодатель может указать в договоре обязанность отработки за обучение. То есть, сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет компании, не может просто так уйти. Он обязуется отработать определенный срок. Возможность постановки такого условия оговорена в статье 197 и 199 ТК.

Если сотрудник отказывается от обязательной отработки, он обязан возместить расходы работодателя на оплату образовательной услуги.

Данное правило прописано в статьях 207 и 249 ТК РФ. Для защиты своих интересов руководитель должен правильно оформить соглашение с сотрудником.

Юридическое оформление отработки

Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:

  • Трудовом договоре.
  • Дополнительном соглашении.
  • Ученическом договоре.

В документе обязательно нужно указать следующую информацию:

  • Специальность или направление обучения.
  • Сроки и стоимость образовательной услуги.
  • Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.

Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:

  • Стоимости образовательной услуги.
  • Ценности получаемых знаний.
  • Продолжительности обучения.

Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.

Особенности взыскания расходов с сотрудника при увольнении

С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ. Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики. К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:

  • Сокращение штата.
  • Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
  • Призыв работника на военную службу.

Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.

Учет расходов на обучение

Расходы на обучение принимаются к налоговому учету на основании статьи 264 НК. Однако их учет выполняется только при выполнении некоторых условий (Письмо Минфина от 23 марта 2009 года):

  • Образовательная услуга оплачивается в интересах компании, такие расходы экономически целесообразны.
  • Сотрудник проходит обучение в компании со всеми необходимыми лицензиями.
  • Служащий работает на основании трудового договора.

Для учета важно подтвердить все затраты на обучение. Для этого понадобятся следующие документы (Письмо Минфина от 9 ноября 2012 года):

  • Договор с учебным учреждением.
  • Приказ руководителя о направлении служащего на учебу.
  • Образовательная программа, в которой прописано количество учебных часов.
  • Акт об оказании образовательной услуги.
  • Копия документа о прохождении обучения (к примеру, аттестат).

ВАЖНО! Если обучение сотрудника не сулит компании экономическую прибыль, проводится в интересах самого работника, то сопутствующие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль. То есть уменьшить налогооблагаемую базу не получится.

Для снижения налогооблагаемой базы важно доказать две вещи: экономическую выгоду предприятия от обучения работника и связь образовательной услуги и деятельности компании. К примеру, если организация занимается грузоперевозками, а сотрудник направляется на обучение макияжу, такие расходы на налогооблагаемую базу не повлияют.

Спросили у владельцев и руководителей компаний, окупаются ли расходы на обучение и есть ли смысл переживать, что после обучения сотрудники уйдут к конкурентам.

Расходы на обучение окупаются, и это можно посчитать

Обучение сотрудников — хороший инструмент, который решает две задачи:

  • обучить сотрудников. Когда сотрудник учится, он получает новые знания и навыки, которые можно применять в бизнесе, делать его более эффективным и прибыльным. При этом сотрудники могут больше зарабатывать, потому что приносят больше пользы бизнесу;
  • мотивировать их. Когда работодатель вкладывается в обучение сотрудников, они понимают, что нужны работодателю и ценны для него. Это мотивирует их работать лучше.

По моему опыту, мотивация и вовлеченность сотрудников в обучение выше, если они тоже вкладываются в обучение. Например, работодатель оплачивает 60%, а сотрудник — 40%, или 70% и 30%. Это делает процесс обучения более эффективным.

Я вкладываюсь в обучение сотрудников, пример из последних — оплачивал курсы таргетированной рекламы для сотрудницы. И в этот раз не взял с нее денег, решил, что сам всё оплачу. Она прошла обучение, и на какое-то время это ее мотивировало брать больше задач. Но потом она подскисла и ушла. У меня есть гипотеза, что если бы сотрудница оплатила часть обучения, толку было бы больше, потому что когда я так делал в других своих компаниях, результаты были удовлетворительнее.

Сколько тратить на обучение сотрудников, зависит от возможностей компании. Но можно посчитать примерно так:

Допустим, сммщик получает зарплату 50 000 рублей. Он пока не умеет настраивать таргетированную рекламу, а она нужна компании. Компания оплачивает ему курс по таргету за 100 000 рублей.

После курса сммщик может взять на себя настройку рекламы, и за это работодатель поднимет ему зарплату на 10 000 рублей.

Если бы сммщик не обучился, компании пришлось бы нанять таргетолога, например, тоже за 50 000 рублей. Тогда получается, что компания окупает вложения в обучение сотрудника за два месяца его работы, а потом экономит на таргетологе по 40 000 рублей в месяц.

Так можно оценивать окупаемость вложений в обучение сотрудников.

При этом вкладываться стоит в обучение тех сотрудников, которые уже показывают хорошие результаты, чтобы дальше их развивать. Обучать тех, кто работает плохо, смысла нет.

Андрей Гурин, сооснователь консалтингового бюро HorecaExperts, акционер Jeffreys Coffeeshop, основатель производства «РосВывески»

Стоит вкладываться в обучение сотрудников, если компания хочет становиться более эффективной и конкурентоспособной. Но при этом важно сохранить баланс прибыли и расходов.

Иногда для развития сотрудников не нужно много денег, а достаточно лишь политической воли собственника бизнеса. Есть разные инструменты, например, начальник отдела может составлять с сотрудниками индивидуальные планы развития: разбирать, какие точки роста есть у каждого, и определять, какие знания и навыки могут вывести специалиста на новый уровень. А обучаться сотрудник может самостоятельно по материалам, книгам в открытом доступе и на недорогих курсах.

Сколько вкладывать, зависит от целей компании, ее прибыли и других факторов, но в любом случае нужно оценивать эффективность расходов. Всё можно посчитать: измерить ключевые показатели по сотрудникам, затем сравнить, сколько потратили на обучение, как изменились показатели и как это отразилось на чистой прибыли компании.

Сравнить, сколько потратили на обучение, как изменились показатели и как это отразилось на чистой прибыли компании

Например, возьмем такие показатели:

  • средний чек продавца до обучения — 5000 рублей;
  • количество чеков в месяц — 50 штук;
  • стоимость обучения — 50 000 рублей;
  • средний чек продавца после обучения — 10 000 рублей;
  • количество чеков в месяц — 50 штук.

Получается, после обучения продавец стал приносить компании в два раза больше денег: 500 000 рублей вместо 250 000 рублей. И его обучение окупилось в первый же месяц.

Некоторые боятся, что сотрудники после обучения уйдут к конкурентам, но это нормальный процесс: иногда сотрудники уходят в другие компании, иногда еще более подготовленные переходят от конкурентов к нам. Если компания привлекательна для сотрудника и они видят перспективы, расходы на обучение не будут напрасными.

Обучение сотрудников для небольших компаний не менее важно, чем для корпораций, потому что они конкурируют с крупными игроками за человеческий ресурс. Сильные сотрудники с хорошим потенциалом обычно выбирают рабочие места, на которых можно учиться и развиваться — это дает возможность построить успешную карьеру.

Обучение сотрудников — не вопрос выбора, а необходимость

Антон Верт, владелец компаний Vertcomm — производство корпоративных подарков, и Merchcomm — мерч для брендов и блогеров

Затраты на обучение сотрудников — это одна из статей расходов компании. Какой бы ни была по размеру компания, обучение сотрудников поможет ей экономить на внешних подрядчиках, оптимизировать внутренние расходы на типовые операции и выйти на новый уровень качества. При этом в маленьких коллективах обучение даже важнее, потому что эффект от него в разы выше, чем в больших.

У нас около пятидесяти сотрудников и несколько параллельных потоков обучения, например продуктовые мастер-классы, дизайн, пиар и маркетинг, инструменты продаж.


Я бы выделил два вида обучения сотрудников:

  • обязательное — то, без которого не получится нормально работать. Например, обучение по изменениям в законодательстве или бухучете. Тут нет выбора, вкладываться или нет;
  • желаемое — обучение новым навыкам и подходам к работе, например курсы по работе с новым оборудованием или тренинги по продажам. Здесь важно, чтобы сотрудники сами хотели учиться.

С выбором курсов для желаемого обучения два варианта: по инициативе работодателя или сотрудника. В первом случае нужно понять, какие цели у компании, определить тех, кто готов учиться, или вместе с сотрудниками обсудить их желания и соотнести их с целями компании, а затем выбрать курсы.

А если сотрудник сам проявляет инициативу, нужно попросить у него список курсов, которые хочет пройти, сравнить их по цене, качеству, отзывам с другими и принять решение.

Ольга Кулиш, директор по персоналу сети коворкингов «Практик»

Самая главная ценность Практика — сотрудники, поэтому во внутренних документах мы пишем слово сотрудник с большой буквы и по этой же причине вкладываемся в их обучение.

У нас есть корпоративный университет, в рамках которого разработана система адаптации новых сотрудников. Эта система помогает знакомиться с правилами, изучать стандарты работы, зоны ответственности и структуру работы в компании. Мы также используем дистанционный формат обучения, поэтому сотрудники могут изучать учебные и рабочие материалы в любое время. Еще сотрудничаем с внешними образовательными провайдерами.

После стажировки сотрудник может выбрать интересное для него направление развития, например управление проектами, наставничество, управление локацией. В этом году мы пошли дальше и начали обучать сотрудников тому, как учить коллег. Того, кто их учит, мы называем наставником наставников.

Для нас вопрос, обучать сотрудников или нет, не стоит, — это производственная необходимость. Мы не думаем, стоит ли вкладываться, вместо этого поощряем стремление сотрудников учиться. Например, у нас действует гибкая система мотивации «Практик Коинс»: сотрудники получают бонусы в виде коинов и раз в квартал могут потратить их на то, что им нужно. Если сотрудник выбирает потратить коины на обучение, мы добавляем грант от компании — частичную или полную оплату учебы.

Если сотрудник выбирает потратить коины на обучение, мы добавляем грант от компании — частичную или полную оплату учебы

Обучение и развитие сотрудников в Практике носит прикладной характер: мы отслеживаем эффективность вложений по качеству переговоров с клиентами, сервиса в локациях, организации мероприятий и результативности проектов.

Расходы на обучение — это инвестиции в продукт

Всем компаниям каким-то образом нужно растить сотрудников. Маленьким компаниям и стартапам растить сотрудников важнее, чем корпорациям, потому что такие компании нацелены на кратный рост, постоянно сталкиваются с новыми задачами и нуждаются в сотрудниках с разными навыками, а в корпорациях нет задачи по кратному росту — они растут по несколько процентов.

Обучение может стоить дорого, но оно выгодно компании. Например, у нас есть два типа сотрудников: линейные и руководители. На позиции руководителей мы берем людей с ценностью развития, обучения, самообучения, и для них оплачиваем коучинг, онлайн-курсы. Моя задача — найти людей с такими ценностями, а их — учиться, находить материалы и развиваться. Для меня важно, чтобы человек мог сам найти варианты обучения, как платные, так и бесплатные.

С линейными сотрудниками — у нас это преподаватели и менеджеры по продажам — немного другая история. Преподаватели — это часть продукта, его ключевая ценность, и в них мы вкладываемся: нанимаем тренеров, чтобы работать над определенными навыками, и собираем базу знаний. Преподаватели могут уйти к конкурентам, но это не так важно, потому что их обучение — это инвестиция в наш продукт. Чем круче преподаватель, тем интереснее детям учиться и больше вероятность, что они придут к нам снова.

Преподаватели — это часть продукта, его ключевая ценность, и в них мы вкладываемся

Эффективность обучения преподавателей мы оцениваем по повторным конверсиям: купили ли их ученики следующий модуль или другой курс. На этот показатель влияют не только навыки преподавателя, но мы используем этот критерий.

У менеджеров по продажам есть тренер, который постоянно с ними работает, — это человек со стороны. Здесь эффективность измеряем по конверсиям: стали ли у этого менеджера покупать больше. И по этому показателю принимаем решение о том, кого обучать дальше, а кого нет, и делаем вывод о качестве работы тренера.

Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры»

Всё, что я буду говорить, применено к области юриспруденции, то есть сферы услуг, где важны личный контакт и репутация специалистов. Я считаю, что сотрудников нужно обучать, хотя бы потому, что квалифицированные специалисты повышают репутацию компании среди клиентов и коллег.

Квалифицированные кадры позволяют юрфирме брать более сложные проекты, проекты из смежных отраслей, заниматься спорами и судебными делами более высокой категории и брать за это больше денег.

На курсы и лекции по изменениям в законодательстве нужно отправлять всех принудительно или проводить такие лекции внутри фирмы. Например, если что-то поменялось в процессуальном законодательстве, все сотрудники должны в этом разобраться, чтобы правильно писать заявления, подавать их куда надо и соблюдать сроки. Иначе фирма не сможет нормально работать.

Ограничивать сотрудников в знаниях, чтобы они не ушли к конкурентам, глупо. Потому что хороший специалист понимает, что работать и учиться внутри фирмы проще, чем открывать свой бизнес. Но даже если сотрудник уйдет после обучения, это не страшно: мы получим хорошего коллегу по рынку, а не конкурента. Вообще, юристы внутри отрасли друг другу не конкуренты, а партнеры, клиентов на всех хватает.

Если доходить до паранойи, можно заключать ученические договоры. Но такой договор не с каждым сотрудником получится заключить, есть ограничения. Да и когда работодатель говорит сотруднику: «Сейчас я вложу в твое обучение двести тысяч рублей, а ты потом будешь обязан пять лет у меня отработать», — это не мотивирует.

Стоит начать с бесплатного обучения

В Level One почти тридцать человек работают в редакции, и вопросы обучения чаще встают именно там. Поэтому дальше речь пойдет о редакции.

Мотивированные сотрудники всегда найдут способ обучаться самостоятельно и бесплатно или почти бесплатно. Редакторам просто: подпишись на редакторские каналы, открой справочник главреда, учись, применяй на практике.

Если предложить платные курсы слабо мотивированному сотруднику, возможно, у него появится внешняя мотивация, которая поможет на первом этапе, а потом он втянется, но, может, и нет. Я так никогда не делала.

Другое дело, когда сотрудник приходит и говорит: на последнем ревью стало понятно, что мне нужно подтянуть такие-то скилы. Я долго думал, сравнивал курсы и решил пойти учиться сюда. Можем поделить расходы, но, если не согласишься, я всё равно туда пойду. В таком случае отказывать не здорово. Если, конечно, эти компетенции нужны не только сотруднику, но и компании.

Чтобы понять, сколько вкладывать в обучение, можно сравнить две суммы:

  • стоимость обучения сотрудника с небольшим опытом и его зарплату;
  • расходы на наем опытного сотрудника и его зарплату.

Но мы так не делали, потому что кажется, что вложения в обучение сотрудников — это вопрос веры. Я верю, что обучение всегда выгодно, потому что бизнес не может расти, если команда не растет в компетенциях.

Я пока вкладываюсь в обучение сотрудников своими человекочасами. Это сложно, муторно и не всегда того стоит. Но обычно уходят как раз те, которые не хотят учиться. Те, кто учатся и берут от процесса максимум, остаются с нами.

Но я всегда предлагаю сотруднику начать с бесплатных курсов, собираю и передаю базу знаний по его рабочим задачам. А потом жду, что человек придет и скажет: я в этом всём разобрался, теперь хочу учиться системно и за деньги, а результат будет таким-то.

Обучение — удел больших компаний

Евгений Боровков, коммерческий директор BotCreators

На мой взгляд, обучение сотрудников — это удел больших компаний. Но тут есть разделение: кто-то вкладывается и подписывает контракты, чтобы сотрудники не уходили, а кто-то обучает, чтобы поднять общий уровень ниши, отрасли. Выигрывают вторые.

Мы сейчас никого не обучаем — пробовали, но на это уходит много сил руководителя, если не говорить о формате «иди пройди вон те курсы».

Например, сотрудник во время обучения может меньше времени уделять работе, из-за чего растет нагрузка на других специалистов и руководителя; может начать захаживать в соседний отдел, в котором планирует работать после обучения; может обсуждать что-то конструктивное или эмоциональное с руководителем, просить помочь разобраться в чем-то.

Сотрудник может начать вести себя так, будто он лучше коллег, и руководителю придется вмешиваться, чтобы не было конфликтов. Так один обучающийся сотрудник увеличивает нагрузку на руководителя.

Но вообще обучение сотрудников выгодно, если подходить к нему с включенной головой. Одно дело, когда руководитель четко понимает, куда расти этому специалисту. Другое — когда сотрудник готов расти по вертикали, а его всё ещё отправляют учиться вширь. Или наоборот.

Надо вкладываться и не бояться: пусть растут и становятся крутыми

Александр Вьюшков, генеральный директор «ЛидМашины»

Тратиться на обучение сотрудников однозначно нужно. Чем более профессиональные сотрудники работают в компании, тем выше ее результаты и КПД.

Задача любого бизнеса — увеличивать такой параметр, как прибыль на человека. И чем круче кадры, тем лучше они делают свою работу и тем выше прибыль на сотрудника, а значит, и финансовые результаты компании. При этом у обучения есть и второстепенные выгоды: мотивация, заряд энергии.

У нас нет ограничений по расходам на учебу. Все сотрудники, которые хотят учиться, могут пройти курс, поехать на конференцию или семинар за счет компании. Но есть такое условие: если сотрудник сможет провести лекцию для коллег, мы оплачиваем 100% обучения. А если нет, то 60%. Например, если сотрудник проходит полугодовой курс, чтобы получить новые навыки, знания не получится упаковать в лекцию, тогда он сам платит 40%, а мы — 60%.

Если сотрудник сможет провести лекцию для коллег, мы оплачиваем 100% обучения. А если нет, то 60%

Бояться, что кто-то после обучения уйдет к конкурентам, — тупиковая история. Не надо ничего бояться, а надо понимать, что есть два типа компаний:

  • те, кто растят сотрудников;
  • те, кто боятся, что сотрудники вырастут.

Те, кто боятся, стоят на месте, набирают слабых сотрудников, а кто хочет, чтобы сотрудники росли, не задаются такими вопросами. Ушел — значит, время пришло, возьмем нового. Это философия и внутренняя культура компании, которая в долгосрочной перспективе всё равно приводит к выигрышу.

Если задаваться мелкими вопросами и бояться житейских вещей, можно стать скучными и узколобыми, а классным ребятам рядом с такими неинтересно находиться. Так что вопрос, уйдет ли сотрудник к конкурентам после обучения, — вопрос для трусов.

Мы покупаем книги, которые сотрудники заказывают, вкладываемся в обучение, отправляем на семинары, мастер-классы, вместе ездим на конференции и сами проводим обучающие мероприятия.


У нас царит культура передачи и получения знаний: есть свое издательство, блог, школа маркетеров. Я считаю, надо вкладываться и не бояться: пусть сотрудники растут и становятся крутыми. Расти вместе интересно, и это — главное.

Учеба без отрыва от производства

Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:

  1. Заработную плату пропорционально отработанному времени или за объем выполненной работы.
  2. Стипендию, предусмотренную ученическим договором, размер которой не может быть ниже МРОТ. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает уменьшения стипендии, даже если обучение длится всего неделю.
  3. Плату за изделия, выпущенные на практических занятиях в рамках обучения.

Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее. Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора. Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.

Оформите ученический договор, приказы и соглашения в программе Контур.Персонал.

Учеба с отрывом от производства

Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).

Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст. 91 ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.

Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. 187 ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.

Учеба с частичным отрывом от производства

Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок. Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей. Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.

Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.

Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.

В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. 99 ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость. Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст. 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.

С другой стороны, ст. 99, 152 и 153 ТК РФ регламентируют повышенную оплату занятости в выходные, праздничные дни или сверх установленной нормы — за выполнение трудовых функций. Законодательной нормы об оплате часов учебы, выходящих за рамки рабочего дня, нет.

Какое бы решение вы ни приняли, рекомендуем заключить с сотрудником либо ученический договор (ст. 198 ТК РФ), либо письменное соглашение (ст. 197 ТК РФ), где и обозначить все обстоятельства предстоящего обучения: формат, даты, оплату и пр.

Учеба в выходной день

Раз решение о профподготовке обусловлено производственной необходимостью (ст. 196 ТК РФ), нужно ли оплачивать сотруднику учебные дни, если они приходятся на выходные? Законодательно этот вопрос также не урегулирован, и у экспертов по трудовому праву нет единого мнения.

Специалисты Роструда на вопросы кадровиков на портале Онлайнинспекция.рф ответили, что учеба в выходной день — это вынужденный отказ от времени отдыха, гарантированного Трудовым кодексом. Работодатель должен руководствоваться ст. 153 ТК РФ: оплатить этот день как выходной — в повышенном размере по фактически отработанным часам — или предоставить день отдыха в другое время на усмотрение работника.

На том же портале Онлайнинспекция.рф озвучена и противоположная точка зрения: оплачивать учебу в выходные по повышенным ставкам ошибочно, ведь в эти дни сотрудник по факту не выполняет свои трудовые функции (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), значит, ситуация не подпадает под действие ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». Ведомство рекомендует вести расчет оплаты за учебу в выходные так же, как за учебу с отрывом от производства, то есть начислять средний заработок. При этом вести расчет следует не за текущий период по ст. 153 ТК РФ, а за предыдущий по ст. 139 ТК РФ.

Как быть? Совет тот же, что и в предыдущем случае: заключить с сотрудником ученический договор или письменное соглашение, где урегулировать все условия обучения. Это позволит избежать трудовых споров.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Чего он вправе требовать за это от работников и на какие гарантии и компенсации они могут рассчитывать во время ученичества? Что делать сотруднику, если работодатель пытается взыскать с него расходы на повышение квалификации?

Если работодатель платит за обучение сотрудников.

Многие компании предпочитают не набирать опытных специалистов со стороны, а растить их под себя. В некоторых случаях работодатель даже обязан повышать квалификацию персонала. Разберемся, на что вправе рассчитывать и что должен будет сделать ученик, за образование которого платит работодатель.

Право на обучение

Работодатель самостоятельно определяет, нужно ли обучать работников (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). Но это становится не правом, а его обязанностью, когда обучение является условием выполнения сотрудниками определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обязан проводить обучение должностных лиц, занятых в сфере закупок 1 , медицинских и фармацевтических работников 2 , ветеранов боевых действий 3 и др. В подобных случаях у работников есть право пройти обучение за счет работодателя.

Документальное оформление

Компании по-разному оформляют взаимоотношения с сотрудниками или соискателями, обучение которых они планируют оплачивать. Кто-то подписывает соглашение об обучении. Некоторые вносят соответствующие условия в трудовой договор при его заключении или после, подписывая дополнительное соглашение к нему (абз. 5 ч. 4 ст. 57, ст. 249 ТК РФ). Но чаще между работником и работодателем заключается ученический договор (ст. 198 ТК РФ). И если он составлен грамотно, то это существенно снижает риск возникновения споров.

Содержание ученического договора определено в ст. 199 ТК РФ. В частности, в него необходимо включить:

  • указание на квалификацию, приобретаемую учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанности работника пройти обучение, а затем по своей квалификации проработать по трудовому договору с работодателем;
  • сроки ученичества и обязательной отработки у работодателя;
  • размер оплаты ученичества.

Желательно указать в договоре, что обучение проводится в интересах работодателя, отразить срок и стоимость обучения, обязанности работника в период ученичества (например, регулярно посещать занятия, успешно сдавать экзамены, предоставлять работодателю сведения о прохождении аттестации и т.п.), размер стипендии, продлевается ли срок отработки на период отпусков и больничных работника, порядок компенсации расходов работодателя при незавершении обучения, неисполнении работником своих трудовых обязанностей или увольнении до истечения срока обязательной отработки.

Важно помнить, что любые условия ученического договора, противоречащие Трудовому кодексу, являются недействительными (ст. 206 ТК РФ). Он заключается на срок, необходимый для получения квалификации, и оформляется письменно в двух экземплярах (ст. 200 ТК РФ).

Гарантии и компенсации обучающимся

Проходящим подготовку сотрудникам работодатель должен создать все необходимые условия для совмещения работы с получением образования, а также предоставить определенные гарантии (ч. 5 ст. 196 ТК РФ). Их конкретный перечень во многом зависит от того, где и какое обучение проходит работник, с отрывом или без отрыва от работы.

Основные гарантии и компенсации обучающимся работникам перечислены в ст. 173–176 и 187 ТК РФ. Как правило, они сводятся к следующему:

  • предоставление дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка или без;
  • оплата проезда к месту нахождения образовательной организации и обратно;
  • установление сокращенного рабочего времени;
  • сохранение места работы со средней зарплатой по основному месту работы (при направлении на обучение с отрывом от работы);
  • оплата командировочных расходов (если работник направляется на обучение в другую местность).

Также гарантии и компенсации могут устанавливаться коллективным или трудовым договором.

Кроме того, в период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. 203 ТК РФ). Направление работника на обучение в нерабочее время возможно только с его согласия. Принуждать работника проходить обучение в свободное от работы время работодатель не вправе 4 .

На учеников распространяется трудовое законодательство, в том числе об охране труда (ст. 205 ТК РФ).

Права и обязанности учеников

Права и обязанности работника и работодателя должны быть максимально подробно указаны в ученическом договоре, поскольку в Трудовом кодексе о них сказано немного.

В период ученичества обучающимся помимо компенсаций выплачивается стипендия не ниже МРОТ, а также оплачивается по установленным расценкам работа, выполняемая на практических занятиях (ст. 204 ТК РФ). Тем, кто успешно завершил обучение, при заключении трудового договора с работодателем не устанавливается испытательный срок (ч. 1 ст. 207 ТК РФ).

Основная обязанность работника по окончании ученичества – отработать у работодателя определенный срок.

Затраты на обучение

Работодатель должен оплатить образование полностью только в случаях, когда он обязан, а не вправе проводить обучение работников. В ином случае он может оплатить его и частично в зависимости от договоренности с сотрудником.

Если работник не выполняет свои обязанности, например не приступает к работе, увольняется без уважительных причин до истечения срока обязательной отработки, он обязан возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение (ст. 207, 249 ТК РФ). Затраты к возмещению исчисляются пропорционально неотработанному времени. Если сотрудник отработал хотя бы часть времени, то работодатель уже не сможет потребовать возмещения всех расходов на обучение 5 .

В трудовом договоре или соглашении об обучении можно предусмотреть и иные условия о возмещении.

Вопросы налогообложения

Затраты на обучение работников не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами (п. 21 ст. 217 НК РФ, подп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ) 6 . Кроме того, работодатель вправе учесть свои расходы на обучение работников при расчете налога на прибыль и при УСН (п. 3 ст. 264 НК РФ) 7 .

Споры об обучении в суде

Поскольку в Трудовом кодексе немало пробелов в части обучения работников, а соглашения об обучении и ученические договоры обычно не слишком детализированы, на практике нередко возникают спорные ситуации. Типичный конфликт – взыскание работодателем расходов на обучение с не приступившего к работе или уволившегося досрочно работника.

Если работник хочет выиграть спор, ему нужно доказать, что он не трудоустроился, так как работодатель не предоставил ему работу, подходящую по квалификации, а в случае с увольнением – что на то была уважительная причина. Такой в судебной практике считается невозможность выполнения обязанностей по состоянию здоровья, сокращение численности или штата сотрудников, призыв на срочную военную службу. К неуважительным причинам обычно относят увольнение по собственному желанию или в связи с виновными действиями работника.

Еще одна стратегия для работника – доказывание того, что взыскиваемые работодателем затраты не подтверждены документально или не связаны с обучением (например, относятся к командировкам или гарантированным на период ученичества выплатам).

1 Часть 2 ст. 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Статьи 72 и 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3 Подпункт 17 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

4 Письмо Роструда от 24 января 2020 г. № ПГ/37449-6-1 «Об особенностях обучения (повышения квалификации) работника по направлению работодателя».

5 Письмо Роструда от 13 апреля 2012 г. № 549-6-1 «О возмещении затрат по обучению».

6 Письмо Минфина от 18 января 2018 г. № 03-04-05/2319 «О налогообложении НДФЛ сумм оплаты организацией стоимости обучения налогоплательщиков».

7 Письмо Минфина от 13 февраля 2018 г. № 03-11-06/2/8502 «Об учете при применении УСН расходов, связанных с повышением квалификации работников».

Что сказать работодателю, если вы хотите пойти на образовательные курсы за его счёт. Истории сотрудников ВКонтакте, Леруа Мерлен, BBDO Moscow и других компаний.

Обучение в онлайн-университете: профессия «Руководитель проекта»

Передовые компании заинтересованы в профессионализме сотрудников, поэтому стараются их обучать: организуют мастер-классы, зовут на конференции, приглашают внешних экспертов для проведения тренингов и тимбилдингов.

Не всегда очевидно, но многие компании оплачивают своим сотрудникам обучение и на внешних курсах. Это помогает не только повысить профессиональный уровень человека, но и мотивировать его. В 2018 году по такой схеме в Нетологии прошли обучение 1623 сотрудника разных компаний. И даже если в компании официально не предусмотрена такая возможность, всегда можно спросить напрямую у руководителя.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

кристина некрасова

Специалист отдела по работе с персоналом «Нетологии-групп»

Организация обучения — это всегда двусторонняя история. В ней должен быть заинтересован как сам сотрудник, так и работодатель. Каждый запрос должен соответствовать бизнес-задачам компании.

Чаще всего инициатива обучения на внешних площадках приходит к нам от руководителей подразделений или самих сотрудников. В таком случае HR-отдел занимается согласованием запроса, обозначением целей и условий прохождения обучения. Например, сотруднику нужно отработать в течение полугода после обучения, чтобы вложения работодателя в развитие были обоснованными.

У нас есть небольшая инструкция для сотрудников, которые хотят пройти обучение от компании на внешних площадках:

Чтобы понять, каких компетенций недостаёт сотруднику, мы проводим оценку, после чего определяем, каким способом он будет проходить обучение: внутренний тренинг, внешние мероприятия, курсы, книги, игры и прочее.

Также можно установить критерии успешности организации обучения:

  • обратная связь от сотрудника: удовлетворенность проведенным обучением, чему научился и как планирует применять полученные знания;
  • обратная связь от руководителя: какое влияние оказало обучение на работу сотрудника;
  • количество новых проектов, предложений от сотрудника;
  • рост вовлеченности в процессы;
  • процент внутренних назначений (кадровый резерв).

Дополнительно можно запланировать проведение ассесментов для понимания результатов в формате тестов, опросов, круглых столов, митапов или мозговых штурмов. Любой из этих форматов эффективен.

Но в каждой компании к обучению сотрудников подходят по-разному. Одни работодатели сами инициируют повышение квалификации своей команды, другие предоставляют выбор курсов и определение целей сотруднику.

Мы расспросили сотрудников разных компаний о том, как они организовали свое обучение на внешних площадках, какие сложности были в процессе и как курс повлиял на их работу.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

дарья кищук

Менеджер по стратегическому планированию BBDO Moscow

Впервые я узнала, что могу пойти учиться за счет работодателя, от коллеги. Она рассказала, что у сотрудников BBDO Group есть возможность потратить определенное количество денег в год на дополнительное обучение, и я решила не упускать такую возможность.

Я спросила у руководителя, есть ли возможность оплатить образовательный проект, посвященный концептуальному мышлению, из средств, заложенных компанией на обучение. Правда, цена курса, который я выбрала, была сильно выше заложенного бюджета. Тогда мой запрос не нашел отклика, но спустя некоторое время руководитель сам предложил другой вариант — интенсив по созданию презентаций. В мои приоритеты навык подготовки презентаций не входил, но я подумала, почему бы и нет. Это достаточно универсальное направление, которое будет полезно в любом случае.

На интенсив в агентство Bonnie&Slide нас отправили сразу командой. Кого-то в будние дни, кого-то в выходные. При этом в BBDO Moscow позволяют тратить даже рабочее время на собственное развитие — это круто, но новых сотрудников такой подход всегда удивляет: мало кто из работодателей в нашей стране готов вкладывать в сотрудников средства и развивать их профессионально.

Перед обучением руководитель не поставил мне никаких KPI. Более того, после курса подробного отчета и диплома с отличием тоже не просили.

У меня сложилось впечатление, что нам дали возможность пойти учиться в первую очередь для того, чтобы замотивировать.

Часто дополнительное обучение — это ещё одна мера, позволяющая повысить лояльность человека к компании.

Но я сама вижу результат прохождения курса. Теперь я готовлю качественные презентации и знаю, как визуально лучше сделать предложение для клиента.

Если говорить о том, как лучше подойти к руководителю с просьбой оплатить обучение, то я считаю, что все зависит от личных отношений и результата, который ты показываешь в работе. У меня достаточно доверительные отношения с руководством, поэтому говорить о дополнительном обучении было легко. Но я могу представить, что, если бы отношения в команде сложились другие или я показывала бы другие результаты, как сложно мне было бы аргументировать желание пойти учиться за счет работодателя.

Конечно, чем дальше курс от твоей сферы деятельности, тем сложнее объяснить свою мотивацию руководству и получить одобрение. В любом случае всегда стоит спросить. Почему-то я часто сталкиваюсь с тем, что люди сами ставят свое положение ниже «системы», считая себя обязанными. Поэтому и попросить у компании возможность для развития боятся. А этот подход неправильный.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

александра оленева

Мне важно, чтобы в компании, куда я прихожу работать, были возможности для роста и развития. В крупных IT-компаниях, как правило, такие возможности есть.

В свою очередь я поговорила со своим руководителем и HR о том, что хотела бы пойти учиться, и мне предложили выбрать подходящие для меня курсы. То есть, инициатива исходила от меня — в тот момент я решила, что мне нужен свежий взгляд на задачи и креативная перезагрузка.

Я выбрала полугодовой курс Farm Creative, каждая неделя которого была посвящена отдельному рекламному блоку: от стратегии до креатива. Я объяснила работодателю, что такой курс будет полезен, так как он помогает видеть задачу более объемно, с разных сторон. Попросить оплатить обучение не было для меня проблемой. А каких-то KPI или целей прохождения курса мне никто не ставил.

Если уж ты идешь учиться, это надо в первую очередь тебе, а не кому-то еще. А результаты в любом случае заметны в работе.

По окончанию обучения я перевелась в другой отдел компании, где мне было интересно себя проявить, — думаю, это основной результат. Сейчас я занимаюсь креативными спецпроектами, и мне до сих пор помогают записи с лекций и презентаций, которые остались после курса. Особенно пригодились занятия по копирайту и латеральному мышлению — методу нестандартного решения задач.

Последнее меня настолько впечатлило, что я предложила пригласить к нам преподавателя курса и прочитать интенсивы для всех коллег, которым он может быть полезен. В результате теперь мы в компании используем эту методику, когда срочно надо придумать что-то классное, а в голову сходу ничего не идет.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

элина чернышова

Руководитель отдела маркетинга BeGroup

В моей компании обучение сотрудников предусмотрено как базовое преимущество. Это обсуждается еще на собеседовании. Учредители компании поддерживают дополнительное образование, потому что оно увеличивает интеллектуальный капитал компании.

Чем прокачаннее сотрудники, тем выше эффективность, которая потом выражается в прибыли.

Я проходила интенсив по маркетинговой стратегии в БВШД прошлым летом. Инициатива исходила от меня, я давно следила за курсом, видела положительные отзывы, знала о крутых преподавателях-практиках.

С работодателем я согласовала только стоимость обучения и даты отсутствия на рабочем месте. Привела несколько аргументов: почему именно этот курс и что я могу после этого реализовать для компании. Вопрос оптимизации маркетинговой стратегии был важен, поэтому я сразу же получила одобрение.

График курса был очень напряженный, занимались по 10 часов. Из-за этого мы с руководителем договорились об уменьшении зарплаты в дни интенсива — я старалась работать хотя бы по полдня удаленно.

Сам интенсив оказался очень полезен. Во-первых, это погружение в среду единомышленников и профессионалов, во-вторых, новые скиллы и знания, например, проведение форсайт-сессий, управление стратегическими ресурсами. Третье и самое главное — возможность убедиться, что я все делаю правильно, главное — пробовать и реализовывать новые инструменты.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

Линда Бенотмани

IT project manager в Леруа Мерлен

Компания «Леруа Мерлен» поощряет обучение своих сотрудников как на внутренних курсах, так и вовне. С первых дней нам рассказывают, что возможностей много и ими нужно пользоваться, развиваться. В первую очередь, это нужно для повышения необходимых в работе компетенций. В компании есть свой каталог курсов, но сотрудник может найти и внешние программы, а дальше уже руководитель принимает решение.

Я сама выбрала курс Product manager в Нетологии и проявила инициативу.

До Леруа я работала продакт-менеджером, и на курсе мне хотелось систематизировать свои знания и дополнить их новыми. Моя команда работает над digital-продуктами, поэтому такие знания очень нужны.

Также сейчас в компании происходит переход к новой структуре. Мы начинаем работать не над проектами, а над продуктами, создаются продуктовые команды. Поэтому, когда я пришла к руководству с инициативой пойти на обучение по product-менеджменту, ее поддержали.

После курса я стараюсь постоянно рассказывать команде, что узнала на обучении. Например, на занятиях мы строили различные роуд-мапы, а потом я обсуждала с коллегами, как их можно внедрить и в нашей работе.

Но также от компании мне поставили более глобальные цели на год по развитию в связи с обучением. Я должна провести серию митапов для коллег, поделиться своим опытом, погрузить их в разные сферы управления продуктом. Пока я провела всего один митап, но уже готовлюсь к следующим.

Мне кажется, для роста и развития как специалиста нужно проявлять инициативу всегда. Если вы планируете пойти на курс, лучше заранее посмотреть, что сейчас актуально для компании. Если внутри организации нет какой-то экспертизы, а она, по вашему мнению, необходима, обсудите это с руководством, предложите стать экспертом в этом вопросе, чтобы затем помочь коллегам.

На мой взгляд, если в компании появляются новые задачи и у кого-то из менеджеров не хватает знаний или новых решений для работы над задачами, прохождение дополнительных курсов от компании может помочь в этом. И не нужно будет нанимать новых сотрудников.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

Андрей Яковлев

Когда я выбрал направление, пошел с инициативой к руководителю. Аргументировал необходимость учиться тем, что с приобретенными навыками смогу выполнять свои задачи на более высоком уровне, смогу брать больше проектов, соответственно и для компании принесу денежную выгоду.

Я изучил множество курсов, которые были доступны в тот момент, и в итоге остановился на курсе Contented «Дизайнер на Tilda». На нем оптимальным для меня показалось все: и преподаватели с большой экспертизой, и сама программа обучения.

После курса я постарался сразу же применить в работе все, что узнал нового, но сначала получилось мало хорошего. И только постепенно я начал приходить к какому-то качественному результату. Сейчас я вижу, что сделал большой скачок, даже несмотря на то, что обучение после рабочего дня и домашние задания были трудными.

Внешние курсы помогают быстрее прокачать навыки, чем обучение в процессе работы.

Общение с коллегами и книги полезны, но они не дают нужной систематизации и погружения.

Вообще я считаю, что нужно использовать все возможности. Нужно выбирать пути для саморазвития и роста, даже если тебе кажется, что работодатель не поддержит твою инициативу. Единственное, я понял по своему опыту, что нужно очень осторожно подходить к выбору программ обучения и последующему совмещению занятий с работой. Когда у тебя насыщенный рабочий день, а после сразу учеба, на которой тоже нужно включать голову, хочется все бросить. Поэтому я советую выбирать не очень длинные программы — для меня было оптимально учиться не больше месяца.

Резюмируем

  • Компании заинтересованы, чтобы их сотрудники были профессиональными и мотивированными. Поэтому большинство работодателей готовы поддержать инициативу сотрудника пойти учиться и прокачать свои навыки.
  • Получить новые знания и систематизировать текущие можно не только на внутренних тренингах, митапах и тимбилдингах, но и вовне. Практика обучения сотрудников на внешних курсах или мероприятиях также распространена.
  • Не нужно бояться попросить руководителя оплатить обучение на внешней площадке. Главную роль играет правильная аргументация вашего выбора и постановка целей. И если вы сможете доказать, что приобретенные знания повысят качество вашей работы и будут выгодны для компании, вашу инициативу оценят.
  • Мы советуем заранее с руководителем определить, по каким критериям будет оцениваться эффективность пройденного обучения. Тогда вам будет проще показать хороший результат после курса, а руководителю проще его заметить.
  • К выбору программы обучения нужно подходить грамотно, и особое внимание уделять длительности и нагрузке. Если у вас насыщенная работа в течение дня, на лекции и семинары мотивации может не хватить.

Перед разговором с руководителем четко сформулируйте:

  1. Какие именно знания и навыки сделают вашу работу более результативной.
  2. Сколько рабочего времени придётся уделить обучению.
  3. Каким образом ваше обучение окупится компании.
  4. Почему вы не можете получить эти знания внутри компании.
  5. Какие перспективы и возможности откроются перед компанией, если вы получите новые навыки.

При правильном подходе работодатель не просто оплатит обучение, но и позитивно оценит вашу инициативу.

редакция нетологии

Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Читайте также: