Что значит оптимизация госслужащих

Опубликовано: 17.09.2024

По сообщению, поступившему из Минфина, требуется оптимизация государственной службы.

👩‍💼 Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации

Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.

К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:

    и экономистов;
  • технических специалистов;
  • делопроизводителей.

Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:

  1. Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
  2. В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
  3. Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
  4. При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.

Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.

Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.

⚡ Масштабы предполагаемых сокращений

Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:

  • сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
  • сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.

На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт.

Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.

Некоторые технические сотрудники будут лаконично и безболезненно заменены автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Основным стержнем оптимизации структуры Министерства финансов будет перевод ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство.

Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

💫 Сокращение госслужащих в 2021 году

В 2021 году – в трехмесячный срок с 1 января по 1 апреля – планируется провести очередной этап сокращения госслужащих в рамках реформы системы госуправления и оптимизации кадров.

Заниматься этим будет группа специалистов на основе анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти.

С 1 января планируются сокращения:

  • сотрудников центральных аппаратов федеральных органов – на 5%;
  • сотрудников территориальных органов – на 10%.

В органах госслужб количество сотрудников должно быть следующим:

  • в подразделениях министерств – от 40 человек;
  • в службах и агентствах – от 25 человек;
  • в отделах управлений и департаментов – от 5 человек;
  • в самостоятельных отделах – от 10 человек.

Заместители руководителей федеральных исполнительных органов будут обязаны координировать работу как минимум двух департаментов или управлений.

Вышеуказанные нормы могут быть подкорректированы. Этим займется комиссия по оптимизации структуры и численности сотрудников, которая сможет изменить параметры при наличии на то оснований.

💰 Изменение заработных плат сотрудников

Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:

    ;
  • стимулирующих выплат;
  • иных видов доплат.

Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.

Результатом реформы станет то, что фиксированная часть заработка составит 60% всех полученных им денег. И только 40% будут иметь непостоянную основу. Это не только даст старт повышению заработных плат чиновников, но и стабильность их получения, ориентацию на оклад, а не на премиальный фонд.

Сократить количество госслужащих в России пытались несколько раз за последнее десятилетие. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счетная палата отчиталась о снижении только на 5,6 процента "единиц", отдельно заметив, что это происходит за счет сотрудников низшего звена при увеличении разного рода начальников. Третья попытка была объявлена в прошлом году. За 2020-2021 годы предполагалось на 10 процентов урезать штат центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и на 15 процентов - их территориальных подразделений. Также планировалось структурно усовершенствовать госаппарат, что дало бы дополнительное сокращение. Теперь настало время реализовать эти планы на практике.

"Откладывать реформу больше нельзя. Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент, - заявил вчера Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами. - Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января. И не растягивать, а провести ее за три месяца - до 1 апреля". Нужен не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти, отметил глава правительства.

Сейчас почти 20 процентов должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После проведенного анализа деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений в правительстве подготовили конкретные показатели оптимизации: в центральных аппаратах, где около 20 процентов вакансий, штат должен быть сокращен на 5 процентов, а в территориальных органах министерств и ведомств с их 18 процентами вакансий - на 10 процентов. "Делать это будем за счет в основном вакантных позиций, - заявил глава кабмина. - При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование, которые были до оптимизации ведомств". Процент сокращений может меняться. Если министерство или ведомство превысило показатель для центрального аппарата, то ему разрешено сохранить часть ставок в территориальных подразделениях, и наоборот.

Отдельным постановлением Михаил Мишустин определил стандарты к структуре федеральных органов исполнительной власти. По новым требованиям, штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах - не менее 25, отделов в составе департамента или управления - не менее 5, а самостоятельного отдела - не менее 10 сотрудников. Для обеспечивающих подразделений, на которые возложены, например, кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские и иные функции, устанавливается ограничение - не более 30 процентов общей численности сотрудников.

Отдельное требование прописано к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они должны координировать работу не менее двух департаментов или управлений. В исключительных случаях, связанных в том числе с особенностью деятельности, министерствам и ведомствам разрешат отступать от установленных рекомендаций. Такое решение будет принимать специальная подкомиссия по вопросам оптимизации структуры и численности федеральных органов исполнительной власти правительственной комиссии по проведению административной реформы.

До 20 ноября руководители министерств и ведомств должны представить в министерство финансов и аппарат правительства предложения о сокращении предельной численности в своих ФОИВах. При наличии территориальных подразделений нормативы их штатной численности и структурных подразделений необходимо установить до 1 февраля. Минфину после анализа всех поступивших предложений предстоит не позднее 16 декабря внести в правительство проекты соответствующих нормативных правовых актов, закрепляющих предельную численность госслужащих ФОИВ.

Все организационно-штатные мероприятия в министерствах и ведомствах Михаил Мишустин постановил провести до 1 апреля. До 1 мая в правительстве ожидают доклады об их завершении. "Все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти, - уверен Мишустин. - Важно, чтобы вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи - повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы".

Задача оптимизации числа госслужащих обсуждается на высшем уровне, отмечается избыток госфункций, которые могут быть переданы профессиональным объединениям.

По этому вопросу состоялось специальное совещание, на котором президент России Дмитрий Медведев заявил, что оптимизация численности федеральных госслужащих, о которой он говорил в бюджетном послании этого года, не должна свестись к механическому сокращению чиновничьего аппарата. «Наша главная цель заключается не в том, чтобы просто срезать на 20% численность госслужащих, а в том, чтобы повысить эффективность работы госслужащих и органов государственной власти», - сказал президент, передает Интерфакс.

Вместе с тем онт признал, что за последние годы госаппарат продолжал неуклонно увеличиваться. «Если объективно посмотреть на ситуацию, то за последние годы это было только увеличение. Кроме отдельных случаев, когда выполнялись отдельные решения Совета безопасности», - сказал глава государства.
Президент подчеркнул, что не намерен сейчас давать оценку «хорошо это или плохо». «Но я хочу понять, насколько нам это нужно», - сказал он. Дмитрий Медведев подчеркнул также, что периодические сокращения числа госслужащих просто необходимы. «Мы все работали в правительстве, в администрации президента и знаем: сокращаешь, сокращаешь, проходит полгода - глядь, опять та же численность», - заметил президент.

«В этом плане периодические сокращения необходимы, чтобы численность (чиновников) не росла сверхмеры», - убежден Дмитрий Медведев. Президент отметил, что перед всеми современными государствами стоит задача оптимизации численности госслужащих. По его словам, сегодня нет оптимального соотношения. «В реальной жизни все происходит обычно иначе, как правило, в худшем варианте, по существующим законам, включая закон Паркинсона. Мы знаем - все равно чиновник найдет себе дело, и будет его делать столько, сколько у него есть на это времени», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент подчеркнул, что, учитывая стоящие перед современным государством сложные задачи, оптимизация численности федеральных госслужащих должна стать не просто механическим сокращением, хотя и оно должно быть. «Это прежде всего должно быть перераспределение полномочий между различными структурами и уровнями различных структур, создание необходимых механизмов, под которые и должна определяться численность (чиновников)», - считает глава государства.

Он также призвал не забывать о том, что сегодня в России создается электронное правительство. «Надеюсь, мы когда-нибудь его создадим. А значит, часть функций госслужащих должна будет перейти в область электронных полномочий. Очевидно также, что отдельные функции окажутся устаревшими», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент также считает необходимым нацелить госорганы на более широкое внедрение аутсорсинга, то есть передачи части полномочий третьим лицам. «Это уже приносит хорошие результаты», - сказал Дмитрий Медведев, подчеркнув, что этот механизм должен использоваться и в гражданских учреждениях, и на военной службе, и на службе в правоохранительных органах.

Со своей стороны глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что в ближайшие три года за счет сокращения численности госслужащих расходы на их содержание могут увеличиться примерно на 10%. «С учетом сокращения численности госслужащих мы планируем в ближайшие три года (с 2011 по 2013 годы) примерно на 10% увеличить их содержание», - сказал Алексей Кудрин на совещании по оптимизации численности госаппарата. Алексей Кудрин подчеркнул, что такое увеличение расходов на содержание госслужащих «будет отставать от инфляции». «Но мы действуем исходя из жестких ограничений бюджета и необходимости сокращения бюджетного дефицита», - пояснил он.

Правительство РФ не намерено останавливаться на 20-процентном сокращении количества своих госслужащих, заявил на совещании глава аппарата правительства Сергей Собянин. «После сокращения на 20% мы не собираемся останавливать эту работу. Будем очень интенсивно в этом направлении двигаться. Рассчитываем, что это приведет к дополнительному сокращению численности (чиновников)», - сказал Сергей Собянин

Как писала Независимая газета, Дмитрий Медведев обратил внимание на избыток чиновничьих кадров еще в феврале прошлого года, когда в стране обострился финансовый и экономический кризис, напоминает издание. Тогда он распорядился сократить администрацию президента и заморозить вакансии. Спустя пару месяцев глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин заявил об увольнении ста из полутора тысяч подчиненных, однако к настоящему моменту число сотрудников администрации президента вновь вернулось на докризисный уровень и составляет 1557 человек.

Попытки сокращения числа правительственных чиновников не привели к экономии бюджетных средств. Владимир Путин на одном из августовских заседаний президиума правительства заявил, что в прошлом году численность региональных чиновников была сокращена на 4%. Однако расходы на содержание госаппарата все равно увеличились на 6%. Раздутыми, по мнению премьера, оказались штаты региональных и местных администраций.

Сокращение госслужащих

Масштабное сокращение госслужащих было анонсировано Минфином еще в 2019 году. Авторы идеи предложили приступить к реализации реформы, начиная с 2020 года. А до конца 2021 аппарат чиновников должен был бы уменьшиться минимум на 15%. Однако глобальное распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы в планы Министерства.

Как хотят оптимизировать госаппарат?

В 2019 году Минфин запланировал массовое сокращение штатов госслужащих. В ведомстве заявили, что в России насчитывается приблизительно 2,4 млн государственных служащих. Это приблизительно 3,3% от общей численности занятого населения. Сейчас на 10000 человек в России приходится около 148 чиновников, а планируют оставить только 103.

Сокращение должно было проводиться в несколько этапов. Первый шаг в процессе реформирования – это именно массовые увольнения:

  • до конца 2020-го предлагали сократить численность сотрудников федеральных органов на 10%, территориальных – на 5%;
  • в 2021 показатель сокращения в регионах должен был составить 15%.

Таблица №1. Сокращение госслужащих в цифрах

2400000

государственных служащих в России

Второй этап – структурное усовершенствование и реорганизация государственного аппарата. На этой стадии также будут проводиться сокращения, в первую очередь, за счет укрупнения и преобразования госорганов.

Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено. За счет того что уволят немалую часть служащих, оставшимся сотрудникам смогут повысить денежное содержание. Без этого на повышение ежемесячных выплат каждый год пришлось бы искать в казне дополнительные 100 млрд рублей, а зарплаты индексировались только на показатели инфляции.

Как проходит сокращение в 2021 году?

Как проходит сокращение

По плану процесс массового сокращения госслужащих должен был бы находиться в активной фазе. Но полноценная реализация реформы так и не началась, поскольку коронавирусный фактор в 2019 никто предугадать не мог.

В начале марта 2020-го правительство рассматривало вопрос о сокращении госаппарата. На заседаниях звучала информация о прошлогодних цифрах и планируемых показателях, а ведомства получили поручения о начале подготовительных действий. Однако вскоре стало ясно, что власти решили временно отказаться от многочисленных увольнений.

Вам также будет интересно:

В кризис уровень безработицы и так существенно вырос, поэтому было решено не усугублять ситуацию и пока что не увеличивать число безработных за счет служащих. Однако тема уменьшения количества чиновников постоянно на слуху, и уже в следующем году к решению этого вопроса, скорее всего, подойдут более основательно.

Порядок сокращения госслужащих

Нормативно такое основание увольнения закреплено в п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 от 27.07.2004 . Гражданского служащего также могут освободить от должности и уволить с гражданской службы при ликвидации госоргана ( п. 8.3 ч.1 ст. 37 ФЗ №79 ). В обоих случаях нанятое лицо теряет рабочее место не по своей воле, а по решению работодателя.

Увольнение госслужащего по сокращению штата осуществляется в порядке, установленном ст. 31 ФЗ №79 :

  1. Во-первых, даже если ликвидируется должность или упраздняется госорган, отношения с сотрудником не обязательно расторгнут. Человеку могут предложить альтернативу в том же органе, в органе, который примет функции ликвидируемой организации, или в другой госструктуре.
  2. Во-вторых, перевод осуществляется с письменного согласия служащего. Учитывается образование, квалификация и специальность, а также направления подготовки и стаж.
  3. В-третьих, работодатель обязан уведомить коллектив о грядущих увольнениях минимум за два месяца.
  4. В-четвертых, в течение этих двух месяцев в госоргане могут провести внеочередную аттестацию. Это нужно для того, чтоб определить профессиональный уровень сотрудника на момент сокращения штата. Аттестация должна быть организована в соответствие со ст. 48 ФЗ №79.

И наконец, если подходящих вакансий не нашлось, служебный контракт со служащим все таки расторгается. При увольнении человеку обязаны начислить соответствующие выплаты и компенсации, которые отличаются от выплат, полагающихся другим категориям нанятых лиц.

Предоставление госслужащему альтернативной должности

Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013 .

После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.

Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:

Преимущество при замещении свободных должностей

Преимущество при замещении свободных должностей
Обычно при изменении штатного расписания желающих сохранить работу значительно больше, чем имеющихся вакансий. Поэтому свободные места в первую очередь предлагают тем, кто имеет преимущественное право на замещение должности.

Преимущество есть у сотрудника, который:

Суммы, выплачиваемые при сокращении

Если обычный работник (не госслужащий) теряет свое место в связи с ликвидацией занимаемой должности, ему полагается выходное пособие в размере среднемесячного заработка и другие начисления. Это стандартное правило, установленное ст. 178 ТК РФ . Однако в случае с госслужащим порядок компенсирования утраты рабочего места немного другой.

Государственный гражданский служащий, увольняемый в связи с сокращением штата или по причине упразднения госоргана, может рассчитывать на следующие выплаты:

Денежное содержание

Денежное содержание

Оплата труда обычного работника, профессиональная деятельность которого не относиться к гражданской государственной службе, осуществляется в виде заработной платы. Госслужащий получает денежное содержание.

Независимо от основания увольнения сотруднику должны выплатить содержание за фактически отработанное время. В соответствие со ст. 50 ФЗ №79 денежное содержание госслужащего формируется из таких частей:

Оклад подлежит ежегодной индексации. По некоторым должностям государственной службы может устанавливаться отдельный порядок оплаты труда.

Компенсация за отпуск

Госслужащий имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. На период такого отдыха за лицом сохраняется его должность и денежное содержание. Согласно ст. 46 ФЗ №79 оплачиваемый отпуск служащего состоит из:

  • основного отпускного периода;
  • дополнительных дней отпуска.

Основной отпуск составляет 30 календарных дней. Дополнительные дни предоставляются за выслугу:

  • при наличии стажа от года до пяти лет – один календарный день;
  • при наличии стажа пять-десять лет – пять календарных дней;
  • десять-пятнадцать лет – семь календарных дней;
  • пятнадцать и более лет – десять календарных дней.

Вам также будет интересно:

При увольнении все неиспользованные дни отпуска должны быть компенсированы. При этом основание расторжения служебного контракта значения не имеет, не важно сокращение это или уход по собственному желанию.

Специальная компенсация

Плата за фактическое время службы и возмещение за неиспользованные отпускные периоды – это стандартные выплаты при увольнении госслужащего. Однако если причиной расторжения отношений выступает сокращение штата, то увольняемому должны также выплатить денежное содержание за 4 месяца. Это правило предусмотрено ч. 3.1 ст. 37 ФЗ №79 .

Отсутствие выходного пособия – это одно из главных отличий процедуры сокращения государственного служащего. Увольняемый из госслужбы в порядке п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 в любом случае получает 4 денежных содержания. Если сокращение проходит в районах Крайнего Севера или приравненных местностях, сотруднику могут выплатить содержание еще и за пятый и шестой месяц, но только при соблюдении следующих требований:

В случае сокращения обычного работника, который не является госслужащим, обязательна выплата выходного пособия. При этом увольняемый при расторжении трудового договора сразу получает пособие в объеме 1 среднего заработка за месяц. Далее человек может потребовать компенсацию за второй и третий месяц, но только если он:

  • не устроился на другую работу;
  • состоит на учете в службе занятости.

Возмещение за третий месяц перечисляется в исключительных ситуациях по решению органа службы занятости. Работники, которых уволили по сокращению из организаций, находящихся в Крайнем Севере или приравненных местностях, получают выплаты в размере среднего заработка за второй и третий месяц поиска работы, а в исключительных случаях – и за четвертый, пятый и шестой месяц.

Таблица №2. Сравнение выплат при сокращении государственных служащих и обычных работников.

Название выплаты Государственный служащий Обычный работник (не госслужащий)
Плата за фактически отработанный период Денежное содержание Зарплата
Денежная компенсация неиспользованного отпуска Полагается Полагается
Вых. пособие Не полагается Полагается в объеме 1-го среднемесячного заработка.

Возможны выплаты выходного пособия:

  • за второй месяц в статусе безработного, если уволенный не нашел другую работу;
  • за третий месяц без работы, но только в исключительных ситуациях по решению центра занятости.

Северяне и работники приравненных местностей, уволенные в связи с сокращением, имеют право на выходное пособие:

  • за второй и третий месяц в статусе безработного;
  • в исключительных ситуациях – и за четвертый, пятый и шестой месяц поиска работы.

Возмещение за досрочное увольнение

При сокращении штата представитель нанимателя обязан информировать сотрудника за 2 месяца до даты увольнения. Но госслужащий вправе не отрабатывать эти 2 месяца и может уволиться досрочно. Обычно такое случается, если человек успел самостоятельно подыскать себе новое место.

Согласно ч. 7 ст. 31 ФЗ №79 представитель нанимателя расторгает служебный контракт до истечения предупредительного срока, если увольняемый субъект дал на это свое письменное согласие. При этом служащему должны выплатить дополнительную компенсацию.

Заключение

В 2019 году Министерство финансов сообщило о масштабных сокращениях штатов госслужащих по всей России. Массовые увольнения должны были стартовать в 2020 году, но в связи с пандемией коронавируса и ее экономическими последствиями реорганизация госаппарата фактически была отложена.

Вам также будет интересно:

Сокращение государственного служащего осуществляется в строгом соответствии с положениями ФЗ №79 . Процедуры увольнения чиновников и обычных работников очень схожи, однако есть и существенные различия. При изменении штатного расписания служащему обязаны предложить альтернативные должности в том же или другом государственном органе. Если подходящего места не нашлось, служебный контракт расторгается, а сотруднику выплачивают компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания.

Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля
Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля Фото: government.ru

«ПРЕДЛАГАЮ НАЧАТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»

Сегодня премьер-министр России Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев — до 1 апреля. «Откладывать реформу больше нельзя, — заявил он на совещании с вице-премьерами. — Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент». По словам Мишустина, кабмин проанализировал работу всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур и подготовил по ним кадровые решения.

Сокращение штатов в министерствах и региональных подразделениях составит от 5% до 10%, в том числе за счет вакантных должностей. В центральных аппаратах, где около 20% вакансий, штат должен быть сокращен на 5%. В территориальных органах ведомств, в которых сегодня среднее количество вакансий — около 18%, решено сократить штат на 10%.

По словам источников «Коммерсанта», основной смысл данной реформы не в увольнениях и сокращениях, а в приведении в рациональный вид системы управления в министерствах. Дело в том, что с момента последней унификации в 2004 году центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) стали сильно отличаться друг от друга, что мешает их взаимодействию, существенно разрослись и «обеспечивающие» подразделения. Остро стоит и проблема оплаты труда: у чиновников низкий оклад, зато высокий уровень премиальных. Основная суть реформы — прописать конкретные требования к формированию штатов органов исполнительной власти. Т. е. в зависимости от количества подчиненных рассчитают допустимое число начальников и помощников, а штат обеспечивающих подразделений должен быть менее 30% от общего. Особая численность штата для отдельных органов власти с отходом от нормативов возможна, но такую необходимость надо будет обосновывать перед комиссией по административной реформе.

После приведения в соответствие с указанными правилами только в аппарате правительства под сокращение могут попасть несколько десятков заместителей руководителей, в том числе 25 замминистров. Ожидается, что сокращения коснутся в основном незаполненных вакансий, которых на сегодня куда больше, чем заявленные Мишустиным 5–10%. По подсчетам «Коммерсанта», после реформы предельная численность сотрудников центральных аппаратов органов власти установится на уровне 22,8 тыс. человек (вместо нынешних 23,9 тыс.) и 302,8 тыс. в территориальных органах (336,5 тыс.). Отмечается, что в регионах сокращения могут идти чуть дольше заявленного трехмесячного срока. По информации издания, наибольшие в абсолютных цифрах сокращения в регионах придутся на самые многочисленные ФОИВ: ФНС, казначейство, ФТС, Росреестр и Росстат.

В 2011 году Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь на 7%
Еще в 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь на 7% Фото: government.ru

«ЭКОНОМИЯ НЕ САМОЦЕЛЬ РЕФОРМЫ, ОЧЕВИДНО…»

Впервые об административной реформе как первом за последние годы плане реформирования ФОИВ заговорили еще в сентябре 2019-го. Данную тему неоднократно обсуждали в высоких залах, но пандемия и смена правительства в начале 2020-го сдвинули сроки преобразований.

Когда о реформе было объявлено осенью прошлого года, первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказывала, что без сокращения госслужащих их зарплаты возможно проиндексировать только на уровень инфляции, а для увеличения зарплат всех чиновников до конкурентного уровня придется искать дополнительно 100 млрд рублей в год. «Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение зарплат гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — заметила замглавы минфина.

Пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова прошлой осенью говорила нашему изданию, что в Татарстане не ведется никакой работы по подготовке к сокращению чиновников в 2020 году. «Насколько нам известно, у указанной инициативы пока нет итогового решения. В правительстве Российской Федерации сообщили, что еще не определились с критериями реформы, поэтому говорить об этом рано. Соответственно, и на уровне республики подобной работы в данный момент не ведется», — сказала Галимова. А сегодня же уточнила, как появились официальные решения: «В республике вопрос регулирования штатного расписания и повышения эффективности деятельности органов государственной власти ведется системно и решается как за счет сокращения, так и за счет ротации».

Напомним, в России уже были попытки провести подобную реформу. В 2011-м Дмитрий Медведев постановил сократить число гражданских служащих и федеральных чиновников на 20% к 2013 году. Но выполнить план удалось лишь отчасти — численность чиновников сократили на 7%. В апреле 2016-го стало известно, что тогда еще премьер-министр Медведев направил президенту письмо, в котором написал, что система госуправления в стране во многом сохраняет советские черты, опирается на старые методы контроля и мотивации, и призвал президента создать комиссию по совершенствованию данной системы.

От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти
От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАГРУЗКА НА ПОДЧИНЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОЗРАСТЕТ: ТРОЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ПЯТЕРЫХ»

«Судя по всему, причины у обнародованных подобных инициатив — что у сегодняшних, что у инициатив недельной давности — чисто информационные. Потому что в начале ноября для власти сложилась крайне неблагоприятная информационная картина, связанная с тем, что транзитные ожидания среди российского политического класса, элиты и политически активного меньшинства России предельно обострились», — объясняет причины появления административной реформы Мишустина директор центра политологических исследований финансового университета Павел Салин.

По его словам, административная реформа на самом деле никакой реформой не является — это лишь чисто технический шаг, технические меры, которые даже если и будут реализованы, то ни к чему не приведут. «Это сигнал для бюрократии: ребята, расслабьтесь, никого серьезно резать не станут. Он сам сказал, что в федеральных органах власти число вакантных должностей — до 20 процентов, а резаться будет 5 процентов. То есть в 4 раза меньше, чем вакантных должностей! А в региональных органах власти, сказал он, вакантных должностей — 18 процентов, а сократят 10 процентов», — отмечает политолог. Все это, по словам нашего собеседника, говорит о том, что речь идет ни о какой не о реформе в том контексте, в каком высказался господин Мишустин, а о неполном сокращении незаполненных ставок. И названо все подобное реформой лишь для того, чтобы это все обсуждали и заполняли информационную повестку.

«В принципе, общая тенденция, которая здесь просматривается, — это цифровизация. То есть онлайн-работа, онлайн-методы, особенно в эпоху коронавируса, показали, что какое-то присутствие людей (на рабочем месте — прим. ред.) зачастую не требуется, иногда кого-то можно сократить. Электронный документооборот постепенно замещает „офлайновый“ и так далее. То есть новые технологии помогают оптимизировать и освобождают рабочие места, как во всех отраслях промышленности, — отмечает политолог, политтехнолог Олег Матвейчев. — На самом деле количество чиновников в России на душу населения меньше, чем в других странах — и в Америке, и в Европе, и даже в Китае. Поэтому в данном смысле не получилось бы так, что будет даже недостаток служащих и что мы сократим, а потом граждане не смогут получить госуслугу вовремя. Не нужно бездумно увлекаться всякими сокращениями».

Но в целом же данное начинание целиком укладывается в «стиль современного премьера-технократа», который ставит во главу угла сокращение расходов и прочую оптимизацию. «Над Мишустиным огромное бремя и ответственность. Ему нужно крепко держать руль в условиях все еще высокой волны коронавируса, как-то перезапускать национальные проекты. Поэтому премьер как человек, умеющий считать деньги и ресурсы, делает это», — говорит Макаренко.

От сокращения мелких чиновников должны уберечь параметры реформы: они предполагают укрупнение подразделений федеральных органов исполнительной власти. «Это значит, что Мишустин опытный чиновник и знает все уловки», — считает эксперт. По словам Макаренко, правительство сможет хорошо проконтролировать сокращение в центральных аппаратах, но до региональных подразделений им дотянуться будет труднее. С другой стороны, региональные отделения, как правило, очень немногочисленны по составу.

То, что чиновники плохо поддаются сокращению, — беда каждой такой реформы, которые проводятся регулярно еще с советских времен. Но правительство Мишустина выгодно отличается тем, что за время «коронакризиса» набило руку на том, чтобы не только раздавать, но и контролировать исполнение поручений. Поэтому не исключено, что данная реформа будет более эффективна, чем предыдущие, считает политолог.

Читайте также: