Для чего нужен профессиональный стандарт тренера

Опубликовано: 06.05.2024

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, набор компетенций работника для осуществления им качественной профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, набор компетенций работника для осуществления им качественной профессиональной деятельности.

На практике профессиональный стандарт – это объективный измеритель уровня квалификации работника и инструмент для построения индивидуального образовательного маршрута работника.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» инициирован процесс разработки профессиональных стандартов в нашей стране. Внесены соответствующие изменения в законодательство – в Трудовой Кодекс Российской Федерации было введено понятие «профессиональный стандарт» (статья 195.1). Правительством Российской Федерации утверждены правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. Минтрудом России принят план-график подготовки и методические рекомендации по разработке профессионального стандарта.

В течение 2013 года разработаны и прошли обсуждение на экспертном совете в Минтруде России при непосредственном участии Минспорта России следующие профессиональные стандарты специалистов в области физической культуры и спорта:

2) тренер по адаптивной физической культуре;

4) инструктор-методист по адаптивной физической культуре;

5) спортсмен (включая должности спортсмена, спортсмена-ведущего и спортсмена-инструктора).

Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован профессиональный стандарт спортсмена (приказ Минтруда России от 7 апреля 2014 года № 186н зарегистрирован 22 мая 2014 года, регистрационный № 32397). На регистрации в Минюсте России находится профессиональный стандарт тренера (приказ Минтруда России от 7 апреля 2014 года № 193н).

Развитие спортивных достижений требует постоянного обновления знаний, умений и навыков для всех специалистов, вовлеченных в процесс спортивной подготовки.

С учетом стандартов будут разработаны новые должностные инструкции, локальные нормативные правовые акты, определяющие новые методы морального и материального стимулирования работников, проведены аттестации на присвоение им квалификационных категорий.

Минспорт России обосновал необходимость отнесения должностей, включающих в наименовании слова «тренер-преподаватель» и «инструктор-методист», к отрасли физической культуры и спорта, а не к области образования, как это в настоящее время регламентировано соответствующим разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н.

В связи с этим, требования к эффективному контракту с работником и типовые функциональные обязанности работников в сфере физической культуры и спорта, включая образовательные (на основании утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций), должны будут разрабатываться работодателем с учетом рекомендаций Минспорта России.

Еще один момент, заслуживающий внимания, связан с включением в раздел «Необходимые знания» по каждой конкретной должности, предусмотренной профессиональным стандартом конкретных областей знаний, получаемых лицами, обучающимися по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Появятся новые учебные программы (курсы, модули, дисциплины), отвечающие запросам работодателей и работников и позволяющие готовить современного и востребованного специалиста.

Осуществление полного перехода от тарифно-квалификационных характеристик к профессиональным стандартам позволит значительно усовершенствовать систему подготовки спортивного резерва, поскольку даст возможность перейти к эффективному контракту с работниками всех звеньев: от административно-управленческого персонала до конкретных исполнителей на местах.

Важно отметить, что ряд наименований должностей, отсутствующих в Квалификационных справочниках, впервые предусмотрены профессиональными стандартами. Все наименования должностей, включенных в профессиональный стандарт, могут быть включены в штатные расписания организаций, а также в трудовые договоры и должностные инструкции с работниками.

По согласованию с Минспортом России в 2014 году Минтруд России включил в план разработки профессиональных стандартов следующие стандарты отрасли:

- руководитель физкультурно-спортивной организации;

- сопровождающий спортсмена (несовершеннолетнего спортсмена, спортсмена-инвалида первой группы инвалидности).

Учитывая, что в отрасли физической культуры и спорта есть потребность в разработке профессиональных стандартов специалистов, задействованных в эксплуатации спортивных сооружений, а также работающих со спортивными сборными командами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Минспортом России будет продолжена работа в этом направлении.

  • Назад
  • Вперед

О колледже

Подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о присоединении Санкт-Петербургского колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии к Санкт-Петербургскому государственному университету. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2457-р от 30.12.2011г.

Авторизация

Как поступить в колледж

8 (812) 934-92-63 и 8 (999) 029-34-82

В 2020 году Комиссия по приему документов работает в дистанционном режиме.

График работы:
понедельник-пятница — с 10:00 до 18:00
суббота — с 10:00 до 14:00
воскресенье — выходной

Прочитал, что в этом году Минтруд обновил профстандарты для сотрудников, в частности для бухгалтеров. Как понять, соответствуют ли мои работники стандартам и вообще нужно ли им следовать?

Зачем нужны профстандарты

Профстандарты — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.

Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно проработать в сфере бухучета и финансов минимум пять лет. А педагог-психолог должен иметь полное высшее образование, бакалавриат тут не подойдет.

Считается, что профстандарты могут помочь определить, какой именно специалист нужен компании, с каким образованием и опытом, какие у него трудовые обязанности. Еще профстандарты помогают в обучении: можно смотреть, каких навыков не хватает вашим сотрудникам, и отправлять их учиться.

В целом же профстандарты — лишь ориентир, а не конкретная должностная инструкция. Нельзя уволить сотрудника, потому что он в чём-то отличается от профстандарта. Хотя в некоторых случаях профстандарты обязательны, но опять же не могут быть причиной увольнения.

Нужны ли должностные инструкции

Профстандарты обязательны для врачей и учителей

В Трудовом кодексе нет пункта, который обязывает всех строго следовать профстандартам. Они обязательны для компаний, сотрудники которых:

  • работают во вредных условиях;
  • получают льготы от государства: досрочную пенсию, дополнительный отпуск, денежные компенсации;
  • работают с ограничениями — особыми условиями допуска. Например, когда водителю надо проходить предрейсовый медосмотр.

Но не полностью, а только в части названия должностей и требований к квалификации.

Еще профстандарты обязательны для конкретных профессий. Но в Трудовом кодексе нет списка — нужно самому искать по всем законам, актам и нормативам. Например, профстандарты обязательны для учителей, воспитателей, врачей, медиков, судей, адвокатов.

Всем остальным профстандарты лишь рекомендуются, следовать им или нет — личное дело каждого.

Профстандарты 2019 года охватывают практически все сферы: строительство, транспорт, СМИ, образование, здравоохранение, различные виды промышленности, ЖКХ, культуру и искусство. Всего 34 сферы и 1200 инструкций по каждой профессии.

Рассмотрим на примере профстандарта бухгалтера.

Профстандарт бухгалтера

В этом году Минтруд утвердил новый профстандарт для бухгалтеров. Он обязателен для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых компаний, банков и негосударственных пенсионных фондов. Для остальных компаний и рядовых бухгалтеров — по желанию.

Теперь у бухгалтеров есть четыре уровня квалификации:

  • на пятом уровне сотрудник ведет бухучет;
  • на шестом умеет составлять бухгалтерскую отчетность для компаний без филиалов и представительств;
  • на седьмом уровне работает с отчетностью для компаний с филиалами и представительствами;
  • на восьмом занимается бухучетом и отчетностью для групп компаний.

В целом уровень зависит от сложности работы: чем сложнее, тем выше уровень. Если сотрудник повысил квалификацию, набрался опыта и знаний и уже работает на следующем уровне, он может попросить прибавку к зарплате.

Еще в профстандарте появились должности в зависимости от задач: бухгалтер первой и второй категорий, директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор.

Так по профстандарту бухгалтер первой и второй категории относится к пятому уровню и может не иметь опыта работы совсем. А коммерческий директор работает на восьмом уровне и должен отработать минимум пять лет в бухгалтерии и три года на управляющей должности.

Елена Теленова, главный бухгалтер компании «Золотой телец»

Профстандарты для бухгалтеров полезны, но плохо продуманы. Например, непонятно, кто должен оценивать квалификацию бухгалтера. Руководитель компании этого сделать не сможет — у него нет столько знаний и опыта. Можно обращаться в специальные центры, но всегда есть желающие получить справки за деньги.

Еще непонятно, как оценивать. Чаще всего используют формат тестирования, но он показывает не знания, а только умение проходить тесты. К тому же законодательство настолько сложное, что ответы бухгалтера могут расценивать двояко.

Для чего нужны профстандарты журналистов и водолазов

Профстандарты создаются для врачей, учителей, сантехников, журналистов, продавцов, водолазов и других самых разных профессий.

Например, журналист должен получить образование бакалавра, но, если редакция не возражает, может не иметь образования. В работе должен уметь составлять вопросы для интервью, пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой, знать психологию и профессиональную этику. По профстандартам у журналистов один уровень, а вот у водолазов их три.

При этом водолазам достаточно школьного образования и курсов профессиональной подготовки. Навыки меняются в зависимости от трудовой функции: один водолаз работает спасателем, другой обследует водоемы для отдыха. Так, водолаз-спасатель должен уметь нырять, буксировать пострадавших, делать массаж сердца и искусственное дыхание.

А вот сантехника в профстандартах называют слесарем домовых санитарно-технических систем и оборудования. По профстандарту требуется среднее профессиональное образование, а опыт зависит от должности. Чтобы работать слесарем-ремонтником ЖКХ, нужен опыт в два года, а слесарю-сантехнику достаточно одного года.

За профстандарты тоже штрафуют

Штрафы добрались и до профстандартов. Если работодатель должен их применять, но забыл — это нарушение трудового законодательства. За неприменение профстандартов юрлиц штрафуют от 30 000 до 50 000 рублей.

Отдельно штрафуют компании с сотрудниками, которые получают льготы от государства. Например, если трудовой договор травильщика или наладчика на вредном производстве составлен без учета профстандарта, будет штраф от 50 000 до 100 000 рублей.


Фото Тимура Громова, Кублог

С 01.07.2016 использование профессиональных стандартов (далее также – профстандарты, стандарты) обязательно [1] для многих учреждений. Кто подпадает под действие нового требования? Как работать с профстандартами? Где получать актуальную информацию по вопросам их применения и о новых разработках? Как правильно составить трудовой договор или эффективный контракт?

Работодатели будут применять профстандарты при формировании кадровой политики и управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Система профстандартов способствует совершенствованию единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам.

Предполагается, что при помощи профстандартов работодатель сможет лучше определить качество кадрового состава. Также с учетом новых требований будут разработаны локальные нормативные правовые акты, определяющие методы стимулирования работников, проведены аттестации на присвоение квалификационных категорий.

Кому обязательно применять профстандарты?

В той же статье указано, что такие требования могут быть установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. С федеральными законами все ясно – например, требования к квалификации тренера установлены Законом о физкультуре и спорте [2] . Согласно п. 24 ст. 2 названного закона тренер должен иметь соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. Требования к этому образованию определяются на основании положений профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника [3] .

А в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 22 Закона о физкультуре и спорте разработано Положение о спортивной классификации [4] . Положение определяет содержание норм, требований спортивной классификации, необходимых для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, регламентирует порядок присвоения званий и разрядов.

Следует обратить внимание на то, что Положение о спортивной классификации и Единый квалификационный справочник не являются нормативными правовыми актами РФ, поскольку
утверждены приказами Минспорта и Минздравсоцразвития соответственно, то есть это отраслевые НПА. Но вот «перво­источник» – Закон о физкультуре и спорте – федеральный, поэтому применение профстандарта обязательно.

Итак, требования к квалификации, закрепляющие обязательность применения профстандартов, могут быть установлены не только ТК РФ или федеральным законом, но и иными документами. Однако иные документы должны быть нормативно-правовыми актами РФ (например, законы субъектов РФ, вводящие дополнительные требования к квалификации, под это требование подходят, а приказы министерств и ведомств – нет).

Какие требования профстандарта применять обязательно?

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).

Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».

Характеристики квалификации, содержащиеся в профстандарте, обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой в учреждении организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Работодатели могут воспринимать это положение как рекомендательное, однако следует обратить на формулировку, исключающую слово «могут». Правильнее было бы в таких случаях использовать профстандарт как основу для определения квалификационных требований: он должен устанавливать нижнюю границу этих требований. Например, если согласно профстандарту специалисту нужно иметь опыт работы от трех лет, то работодатель может затребовать и опыт работы от пяти лет. Но устанавливать требования к опыту работы, например, от одного года, недопустимо – работник не будет соответствовать заявленному уровню квалификации.

Требования к квалификации не установлены

Минтруд начал разрабатывать такой проект 04.08.2015 [6] . На момент подготовки материала к печати прошло публичное обсуждение НПА, документ направлен на антикоррупционную экспертизу. Предполагается, что он вступит в силу 01.07.2016.

Как читать профстандарты?

Согласно п. 6 Правил профстандартов [8] разработка стандарта осуществляется в соответствии с его макетом [9] .

Макет каждого профстандарта состоит из четырех частей:

1. Общие сведения.

2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

4. Сведения о разработчиках.

Общие сведения – знакомство

В общих сведениях указывается вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда [10] . Например, для стандарта «Спортсмен» [11] видом такой деятельности будет «Деятельность в области спорта», а для стандарта «Спортивный судья» [12] – «Судейство спортивного соревнования». Наименование каждого вида профессиональной деятельности выбирается с учетом ОКВЭД и ОКЗ.

Здесь же указывается основная цель вида профессиональной деятельности. Например, для стандарта «Спортсмен» такой целью будет «Подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам», а для стандарта «Спортивный судья» – «Обес­печение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования».

Графа «Группа занятий» включает наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ (который указывается рядом), и эти группы соотносятся с обобщенными трудовыми функциями профстандарта. Так, группа занятий для стандарта «Спортсмен» одна – «спортсмены», а вот для стандарта «Спортивный судья» – «спортсмены (спортсмены высокого класса)» и «спортивные служащие».

В разделе приводятся код и наименование одного или нескольких видов, подгрупп или групп экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности (указывается код). Так, у стандарта «Спортсмен» виды экономической деятельности следующие: «физкультурно-оздоровительная деятельность», «дополнительное образование детей», «прочая деятельность в области спорта», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование». А судейский профстандарт включает такие: «деятельность в области спорта», «деятельность спортивных объектов», «прочая деятельность в области спорта», «физкультурно-оздоровительная деятельность».

Описание трудовых функций – наполнение профстандарта

Профессиональная деятельность состоит из обобщенных трудовых функций (ОТФ). Каждая ОТФ включает трудовые функции (ТФ). Описание всех функций представлено в виде таблицы.

Вот как выглядит ОТФ «Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)» профстандарта «Спортсмен» (всего ОТФ в данном профстандарте четыре):

Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)

Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера

Детализация трудовых функций – главная часть профстандарта

Это самый большой раздел профстандарта, включающий характеристики каждой ОТФ: описание ОТФ и ТФ, входящих в их состав.

Обратим внимание на раздел «Возможные наименования должностей» работников, выполняющих данную ОТФ. Так, в стандарте «Спортсмен» должность по рассмотренной выше ОТФ единственная – «спортсмен». Но в других ОТФ этого стандарта встречаются должности «спортсмен ведущий», «спортсмен-инструктор».

Блок требований и условий включает требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики для выполнения ОТФ. Так, для выполнения рассмотренной выше ОТФ стандарта «Спортсмен» требуются:

Подготовка по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и (или) программам спортивной подготовки

Допуск к занятиям спортом и спортивным соревнованиям, полученный в порядке, утвержденном законодательством РФ

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители организаций физической культуры и спорта

Директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации

Рассмотрим ТФ «Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера», которая входит в самую первую ОТФ стандарта «Спортсмен» (мы с ней ознакомились выше).

Сведения о разработчиках

Раздел содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профстандарта.

Где узнать характеристики уровней квалификации, указанных в профстандарте?

На сайте Минтруда [14] находится реестр трудовых функций, где перечислены некоторые трудовые функции по соответствующим им уровням квалификации.

Как найти нужный профстандарт?

К маю 2016 года Минтруд утвердил более 814 профстандартов, к 2018 году их планируется принять 1 800, начнется актуализация уже существующих. Как работодателю сориентироваться в этом море информации? Следить за изменениями, вносимыми в реестр профстандартов, который размещается на сайтах Минтруда «Профессиональные стандарты» (www.profstandart.rosmintrud.ru) и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (www.vet-bc.ru). Реестр включает следующую информацию по каждому стандарту: регистрационный номер, код, область и вид профессиональной деятельности, наименование, реквизиты соответствующего приказа Минтруда, регистрационный номер Минюста, дата введения в действие. Текста профстандарта в реестре нет.

База текстов профстандартов, сгруппированных по сферам деятельности в алфавитном порядке, находится на сайте научно-методического центра системы профквалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда [15] . Тексты профстандартов находятся и в правовых системах – их можно найти, зная номер утверждающего приказа.

Для того чтобы найти нужный профстандарт, следует руководствоваться не названием должности, а сферой деятельности. Например, нет профстандарта «Начальник отдела кадров», но есть стандарт «Специалист по управлению персоналом» [16] , нужная должность – там.

Если работодатель испытывает трудности с поиском «своего» профстандарта, то на сайте Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (www.nspkrf.ru) нужно перейти в раздел «Советы по профессиональным квалификациям», в списке отыскать профильный и обратиться туда за разъяснениями.

Работодатель должен следить за появляющимися профессиональными стандартами, используя реестр профстандартов, и помнить, что название должности может не соответствовать названию стандарта, ее описывающего, поскольку в нем указывается вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций. Именно на эту информацию следует обращать внимание работодателю, выбирая соответствующие профстандарты. Если применение профстандарта обязательно, то работник обязан соответствовать уровню квалификации, указанному в профстандарте, а также требованиям, характеризующим ту или иную трудовую функцию. Если работник не соответствует этим требованиям, то работодатель обеспечивает повышение квалификации данного работника.

Изменения в профстандарте педагога допобразования фото

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Еще год назад мы информировали о подготовке нового профстандарта для педагогов дополнительного образования. Как и предполагалось, чтобы занимать должность педагога допобразования необходимо соответствовать 2 главным требованиям: иметь не только специализацию по самому преподаваемому предмету, но и получить педагогическую специальность по направлению «Образование и педагогические науки».

Трудовые функции педагогов дополнительного образования

Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.

1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

Сюда относятся педработники:

  • педагог доп. образования,
  • тренер-преподаватель спортивной секции,
  • старший тренер по спорту.

Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования.

Разрабатывать программно-методическое обеспечение.

2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ.

Сюда относится методист и старшиий методист

Иными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования.

3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослых

Сюда относится педагог-организатор

Это специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых.

Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности.

Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций

Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:

  • Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
  • Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.

Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.

фитнес тренер обучение

Необходимо отметить, что профстандарт ориентирован в большей степени на педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования: ДЮСШ, дворцы спорта, дворцы творчества. То есть речь идет о специалистах, которые работают с несовершеннолетними, хотя в названии профстандарта указываются и взрослые. В любом случае, новые требования четко указывают на наличие педагогической подготовки для тех специалистов, которые работают с детьми.

В предыдущих публикациях мы поднимали тему профстандарта фитнес-инструктора и фитнес-тренера.Часть профессионального сообщества указывает, что фитнес - тренер нуждается в отдельном профстандарте, так как в нынешних требованиях указываются не совсем релевантные цели и задачи профессиональной деятельности фитнес-инструкторов и тренеров, например, подготовка к соревнованиям. Об этом читайте в нашей публикации.

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти курс переподготовки по педагогической специальности (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

— Как такового профессионального стандарта под названием «фитнес-инструктор» в утвержденных Приказом Минтруда РФ нет. Новые требования составлены для следующего ряда профессий: тренеры, тренеры-преподаватели по адаптивной физической культуре, инструкторы-методисты, спортивные судьи, специалисты по обслуживанию спортивного инвентаря, специалисты по антидопинговому обеспечению, руководители организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта и т.д.

Так, Приказом Минтруда России от 07.04.2014 № 193н утвержден профессиональный стандарт «Тренер», но основная цель вида профессиональной деятельности этого профстандарта — проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководствасостязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов. Поэтому данный профстандарт для фитнес-инструкторов не подходит.

Для фитнес-тренера применяется профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный
Приказом Минтруда РФ 8 сентября 2015 г. № 613н. Основная цель вида профессиональной деятельности: организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Основное, на что необходимо обращать внимание, «читая» стандарт, какие обобщенные функции выделены в стандарте, какой квалификационный уровень установлен по этим функциям, какие трудовые функции и действия должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, какими знаниями и умениями он должен обладать. Среди возможных наименований должностей и профессий в большей степени к должности фитнес-тренера подходит «Тренер-преподаватель по спорту».

Стоит отметить, что в многообразии информации, имеющейся в профессиональном стандарте, необходимо выделить главное: как может называться должность, по которой работник будет выполнять эти функции, какое он должен иметь образование и опыт работы.
У тренера-преподавателя по спорту (фитнес-тренера) должно быть высшее или среднее педагогическое образование, направленность
(профиль) которого соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы (физическая культура). При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование. Профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы. Стаж работы по специальности не менее 2 лет требуется только старшему тренеру-преподавателю.

Будет ли издан такой профстандарт в ближайшее время?
— Профессионального стандарта на должность фитнес-тренера в утвержденных нет. Реестр профессиональных стандартов ведется на сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» http://profstandart.rosmintrud.ru и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России http://vet-bc.ru. На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке. До конца года министерство планирует довести количество профессиональных стандартов до 1000, а к 2018 г. — до 1500. Возможно, что в их число может быть включен и профстандарт на должность фитнес–тренера.

Может ли образовательная организация с гослицензией
обучать и аттестовывать в рамках Ассоциации, опираясь
на свои собственные профстандарты?

— Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (далее — Правила). Профессиональные стандарты утверждаются приказами Минтруда и проходят длительную процедуру согласования, поэтому своими собственными стандартами обойтись не получится. Однако работодатель вправе, в частности, самостоятельно
разработать проект профессионального стандарта (п. 3 Правил). После обсуждения проекта с представителями заинтересованных организаций, например, профсоюзов, профессиональных сообществ, он направляется в Минтруд России (п. 9 Правил). Для рассмотрения проекта Минтрудом России разработчик должен представить следующий комплект документов (п. 10 Правил):

а) проект профессионального стандарта;
б) пояснительная записка к нему;
в) сведения об организациях, принявших участие в разработке и со-
гласовании профессионального стандарта;
г) информация о результатах обсуждения проекта профессионального
стандарта с представителями работодателей, профессиональных сооб-
ществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтере-
сованных организаций.
Проект профессионального стандарта разрабатывается в соответ-
ствии со следующими документами (п. 6 Правил):
1) Методическими рекомендациями по разработке профессионально-
го стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России от 29.04.2013
№ 170н;
2) Макетом профессионального стандарта, утвержденным Приказом
Минтруда России от 12.04.2013 № 147н;
3) Уровнями квалификации в целях разработки проектов професси-
ональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от
12.04.2013 № 148н.

Минтруд России уведомляет разработчика о своем решении отклонить или принять к рассмотрению проект стандарта в течение 10 календарных дней с момента его получения (п. 12 Правил). Рассмотрение проекта профессионального стандарта осуществляется в порядке, установленном п.п. 13, 14, 16 Правил. Одним из этапов этой процедуры является проведение экспертизы проекта в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. По итогам рассмотрения Минтруд России выносит решение об утверждении либо отклонении проекта, о чем информирует разработчика (п. 15 Правил).

Проект профессионального стандарта может быть разработан как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (п.п. 7, 8 Правил)

Читайте также: