Должен ли работодатель учитывать мнение профсоюза при распределении прибыли

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации есть первичная профсоюзная организация, которая объединяет менее половины работников. Согласно ст. 372 ТК РФ работодатель перед принятием локального нормативного акта направляет проект и обоснование по ЛНА в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Согласно ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Означает ли это, что Положение об оплате труда работников нужно согласовывать с профсоюзной организацией в обязательном порядке?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку профсоюз объединяет менее половины работников, учитывать его мнение при принятии Положения об оплате труда нет необходимости.
Если работники, не являющиеся членами профсоюза, не уполномочат этот профсоюз представлять их интересы, локальный нормативный акт может быть принят работодателем самостоятельно.

Обоснование вывода:
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая ст. 135 ТК РФ). В соответствии с частью второй ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права*(1).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, обязательные для работников данного работодателя, а также вносить изменения в ранее принятые акты, равно как и утверждать новые взамен прежних. При этом локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (часть вторая ст. 8, часть четвертая ст. 135 ТК РФ).
Из содержания ст. 2 ТК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" следует, что профессиональные союзы создаются в целях представительства и защиты и в силу части первой ст. 29 ТК РФ относятся к представителям работников.
Поэтому, когда Трудовой кодекс РФ требует учитывать при принятии локального нормативного акта мнение представительного органа работников, такой акт согласовывается с первичной профсоюзной организацией или иным представителем работников. Иной представитель избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников (часть первая ст. 31 ТК РФ).
Согласно части первой ст. 372 ТК РФ проект локального нормативного акта, по которому необходимо учесть мнение профсоюза, направляется в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Мнение иного, кроме профсоюза, представителя работников также учитывается в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ (смотрите, например, часть вторую ст. 136, часть третью ст. 147, часть первую ст. 190, часть третью ст. 196 ТК РФ)*(2). То есть если в организации отсутствует профсоюз или он объединяет менее половины работников, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.
Так как профсоюз в рассматриваемом случае объединяет менее половины работников, учитывать его мнение при принятии локального нормативного акта нет необходимости (смотрите, например, определение Брянского областного суда от 22.01.2019 N 33-385/2019; определение Волгоградского областного суда от 16.02.2018 N 33-2654/2018; решение Верховного Суда Республики Коми от 17.05.2017 N 21-391/2017)*(3). Однако в силу части второй ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. Тогда мнение первичной профсоюзной организации должно быть учтено при принятии локального нормативного акта.
Таким образом, если в рассматриваемом случае имеющаяся профсоюзная организация не уполномочена представлять интересы всех работников, работодатель при принятии локального нормативного акта вправе обойтись без учета мнения такой профсоюзной организации (определение Приморского краевого суда от 04.10.2016 N 33-10453/2016, определение Ленинградского областного суда от 22.06.2016 N 33-3685/2016, вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана

Ответ прошел контроль качества

8 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите материал Энциклопедия решений. Заработная плата.
*(2) Даже если закон требует принимать локальный нормативный акт по конкретному вопросу с учетом мнения именно первичной профсоюзной организации, а профсоюзный орган, отвечающий указанным в ст. 372 ТК РФ критериям, отсутствует, однако имеется иной представительный орган, выбранный трудовым коллективом, работодатель обязан учесть его мнение (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников).
*(3) В судебной практике можно встретить и противоположное мнение (смотрите, например, определение Челябинского областного суда от 06.08.2019 N 11-8972/2019; определение Ставропольского краевого суда от 13.08.2013 N 33-4249/13).

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 372 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена процедуре учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Законодательство о труде, действовавшее до принятия ТК, не содержало ни порядка получения согласия, ни порядка учета мнения органов профсоюзов по поводу решений, затрагивающих существенные интересы работников. Сложилась интересная ситуация: предоставляя профсоюзам право на участие в принятии почти всех решений, принимаемых работодателем, законодатель не выработал механизмов его реализации.

Этот законодательный пробел использовали не только недобросовестные работодатели, но и некоторые профсоюзы. Они могли блокировать принятие работодателем решения, что создавало препятствия для реализации собственником предоставленных ему законом прав, затрудняя предпринимательскую деятельность. По сути, профсоюз мог отклонить любое решение, предлагаемое работодателем, даже не мотивируя причины несогласия с его действиями. Причем предприниматели не имели права обжаловать подобные решения. Все это побуждало работодателя нарушать законодательство о труде.

2. В настоящее время законодательно установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре (см. коммент. к ст. 371). В предусмотренных законом случаях работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Под первичной профсоюзной организацией законодатель понимает добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах).

Выборный орган первичной профсоюзной организации или профсоюзный орган образуется в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Процедура учета мнения профсоюзного органа предусматривает не только направление этому органу проекта соответствующего акта. Направляя ему проект локального нормативного акта, работодатель обязан представить обоснование необходимости принятия как подобного акта, так и содержащихся в нем положений, которые затрагивают существенные интересы работников.

Профсоюзный орган обязан рассмотреть обращение работодателя коллегиально, с соблюдением кворума, необходимого для принятия решения. В противном случае решение такого органа может быть признано нелегитимным.

Не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта профсоюзный орган направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение.

Все значимые обстоятельства выборный профсоюзный орган вправе обсуждать с участием представителей работодателя и специалистов, разрабатывавших проект данного акта. Эти лица могут дать пояснения, необходимые для принятия профсоюзным органом взвешенного и грамотного решения.

Если профсоюзный орган в своем мотивированном мнении не согласен с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствовать, работодатель может либо согласиться с ним, либо в трехдневный срок после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом.

3. Важно помнить, что при обосновании своего мнения профсоюзный орган должен ссылаться на положения законодательства, коллективный договор, локальные нормативные акты, уже действующие в организации, на положения трудовых договоров, заключенных с работниками, нормы Генерального, отраслевого тарифного и иных соглашений, на правовые обычаи и обыкновения, сложившиеся в данной сфере, отрасли, местности.

Если такие мотивировки отсутствуют, являются неполными или противоречивыми, работодатель вправе расценить их как уклонение профсоюзного органа от согласования позиций и потому принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу на согласование. При этом действия профсоюзного органа по обжалованию или отмене безмотивно отклоненного решения должны быть признаны неправомерными.

Таким образом, именно мотивация решения профсоюзного органа должна стать предметом дополнительных переговоров и консультаций, а не просто отказ согласовать локальный нормативный акт.

Разногласия, возникшие в ходе переговоров, оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

В соответствии с ч. 4 ст. 372 такой акт может быть обжалован в государственную инспекцию труда или суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК.

При получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда обязана в течение месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи это предписание обязательно для исполнения. Предписание об отмене локального нормативного акта может быть обжаловано в судебном порядке, т.к. только суд в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством может провести полную, всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов.

4. Законодатель прямо распространяет порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, установленный комментируемой статьей, на случаи, когда учитывается мнение выборного представительного органа работников. Так, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 для принятия локальных нормативных актов (ст. 190 ТК).

Подобный подход устраняет существовавшую ранее несогласованность, усиливает правовую защищенность работников.

Если в организации есть профсоюз, то при решении некоторых вопросов она обязана учитывать его мнение (ст. 371 ТК РФ). Интересы сотрудников организации первичная профсоюзная организация представляет через свой выборный орган (ст. 372, 373 ТК РФ). На практике таким органом является профсоюзный комитет (профком).

Ситуация: обязана ли организация создавать профсоюз ?

Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности. Представительный орган (профсоюз) создается в целях защиты социально-трудовых прав и интересов сотрудников организации. Об этом говорится в статье 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ. При этом профсоюзы независимы в своей деятельности от организации (руководства организации) (ст. 5 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ). Организация при решении некоторых вопросов обязана учитывать мнение профсоюза (ст. 371 ТК РФ). В частности, это нужно сделать при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ). Однако такое условие необходимо выполнять только при наличии профсоюзного органа в организации (ст. 8 ТК РФ).

Таким образом, руководство организации не вправе обязывать сотрудников создавать представительный орган (профсоюз). В свою очередь у сотрудников организации не может быть обязанности объединяться в профсоюз.

Когда необходимо учесть мнение профсоюза

Организация обязана учесть мнение профсоюза:

  • при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок учета

Процедура учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов включает в себя несколько этапов.

Сначала организация направляет в профсоюзный комитет:

  • проект локального нормативного акта (например, Положение об оплате труда, коллективный договор);
  • обоснование к проекту (пояснение, для чего он принимается и как в нем учтены интересы сотрудников) (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Обоснование можно представить, например, в виде сопроводительного письма.

Об этом говорится в части 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Профсоюзный комитет должен рассмотреть проект локального нормативного акта и выработать по нему мотивированное мнение в письменной форме. В зависимости от принятого решения документ может содержать:

  • согласие с предложенным проектом локального нормативного акта;
  • предложения по его совершенствованию;
  • отрицательное мнение по проекту документа.

Об этом говорится в части 2 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Совет: в целях соблюдения сроков и устранения возможных разногласий зарегистрируйте сопроводительное письмо , мотивированное мнение в журналах учета входящей и исходящей корреспонденции.

Положительное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с проектом локального акта, то документ считается приятым с учетом мнения профсоюзного органа. При этом в нем должно присутствовать упоминание о том, что мнение профсоюза учтено.

Пример оформления локального нормативного акта организации с учетом мнения профсоюза. Мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования. Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о согласии с проектом локального нормативного акта. 25 января Положение об оплате труда было принято и утверждено руководителем организации с учетом мнения профсоюзного органа.

Отрицательное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета отрицательное либо содержит предложения по усовершенствованию локального акта, то в указанном документе профсоюз должен обосновать свою позицию и дать заключение по представленному проекту документа. В этом случае работодатель может согласиться или не согласиться с мотивированным мнением профсоюза.

При согласии организации с мотивированным мнением руководитель утверждает локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом.

Если работодатель не согласен с позицией профсоюзного комитета, то он должен провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения оптимального решения. Это нужно сделать в течение трех дней после получения мотивированного мнения. Если в результате консультаций разногласия не устранены, то оформляется протокол разногласий .

Работодатель может принять локальный нормативный акт, даже если стороны не пришли к согласию. В этом случае профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Обжалование локального акта

Обжалование локального акта в трудовой инспекции происходит в следующем порядке. Трудовая инспекция, получив жалобу профсоюзного органа, в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку, по результатам которой выносит решение. Если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения.

Об этом говорится в части 5 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, профсоюз может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном главой 61 Трудового кодекса РФ.

Пример учета мнения профсоюза при принятии организацией локального нормативного акта. Мотивированное мнение профсоюза содержит несогласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования. Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о несогласии с проектом локального нормативного акта. Работодатель 25 января провел дополнительные консультации с представителями профсоюза, по результатам которых был составлен протокол разногласий . В связи с тем что стороны так и не пришли к согласию, организация утвердила локальный нормативный акт без учета мнения профсоюза. Профсоюз принял решение обжаловать принятый документ в трудовой инспекции.

Кроме того, в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов, организация должна учесть мнение профсоюза в некоторых других случаях , установленных законодательством (ст. 371 ТК РФ).

Расторжение трудового договора

Учесть мнение профсоюза нужно, если организация по своей инициативе увольняет сотрудников, являющихся его членами. Работодатель обязан запросить мнение профсоюза при увольнении в связи с:

  • сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • несоответствием сотрудника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (подтвержденной результатами аттестации) (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • неоднократным неисполнением сотрудником трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • увольнением сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (ч. 3 ст. 171 ТК РФ).

Порядок учета мнения профсоюза заключается в следующем.

Организация направляет в профсоюзный комитет проект приказа об увольнении и копии документов, являющихся основанием для принятия данного решения (например, копию протокола аттестационной комиссии – при увольнении в связи с несоответствием сотрудника занимаемой должности) (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

По результатам рассмотрения документов профсоюзный комитет в течение семи рабочих дней составляет мотивированное мнение в письменной форме и направляет его работодателю (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз согласен с проектом приказа об увольнении, то организация вправе уволить сотрудника не позднее одного месяца со дня получения положительного мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз не согласен с решением организации, то он в течение трех рабочих дней проводит дополнительные консультации с представителями организации. По результатам консультаций оформляется протокол. При недостижении общего согласия руководитель организации в течение 10 рабочих дней со дня направления приказа может утвердить его без учета мнения профсоюза. При этом профсоюз вправе подать жалобу на действия работодателя в трудовую инспекцию и в суд. Кроме того, сотрудник может самостоятельно обжаловать решение об увольнении в суде.

Трудовая инспекция в течение 10 дней со дня получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание восстановить сотрудника на работе с оплатой вынужденного прогула. Такое предписание организация вправе обжаловать в суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 373 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: как организации учесть мнение профсоюза, если порядок такого согласования в законодательстве не установлен (например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам)?

В Трудовом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда работодатель обязан принимать решения с учетом мнения профсоюза. Однако порядок такого согласования установлен лишь для случаев:

  • принятия локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Помимо этого, в Трудовом кодексе РФ упоминаются и другие случаи, когда организация должна учесть мнение профсоюзного органа. Например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам (ч. 2, 4 ст. 99 ТК РФ). Полный перечень таких случаев приведен в таблице .

При этом порядок согласования решения работодателя с профсоюзом в таких ситуациях не установлен.

В данном случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный статьями 372 или 373 Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

Ситуация: в каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом?

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • профсоюз;
  • иные представительные органы (представители).

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;
  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

  • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
  • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ). Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ ( т. е. в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов ) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ). В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре ). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).


В редакцию поступил вопрос о согласовании с профсоюзным органом порядка привлечения бухгалтеров учреждения к работе в выходной или нерабочий праздничный день, а также сверхурочно. Учреждение обычно направляло в профсоюз служебную записку о такой необходимости с приложением письменного согласия работника. На этом основании издавался приказ. Однако некоторые сотрудники из профсоюзного органа стали требовать проект приказа о привлечении к работе в выходной день или сверхурочно, ссылаясь на ст. 372 ТК РФ. Правы ли они? Ответим, опираясь на нормы законодательства РФ.

Об общих правилах учета мнения профсоюза

Случаи, когда организация должна учитывать мнение профсоюза в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ, прямо указаны в данном законодательном акте, например:

  • разделение рабочего дня на части (ст. 105);
  • введение и отмена неполного рабочего времени при угрозе массовых увольнений (ст. 74);
  • определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных коллективным договором (ст. 116);
  • утверждение графика отпусков (ст. 123);
  • утверждение графика работы на вахте (ст. 301).

Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В том случае, когда достичь согласия не удалось, составляется протокол разногласий. После этого работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующей государственной инспекции труда или в суде. При этом профсоюз вправе начать процедуру коллективного трудового спора.

К сведению

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение месяца со дня ее (его) получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

О соблюдении порядка, предусмотренного статьей 372 ТК РФ

Во-первых, как видим, ст. 372 ТК РФ утвержден порядок принятия локальных нормативных актов с учетом мнения профсоюза. Но является ли приказ о привлечении к работе в выходной день или сверхурочно таким актом?

Считаем, что нет. Значит, и применять порядок учета мнения профсоюза, определенный указанной нормой, при принятии подобных актов не совсем правильно.

В настоящее время в действующем трудовом законодательстве не раскрывается понятие локального нормативного акта. Вместе с тем на основании положений Трудового кодекса и иных нормативно-правовых документов локальный нормативный акт — это принимаемый работодателем в соответствии со ст. 8 ТК РФ внутренний документ, который:

  • действует только в отношении работников данной организации;
  • рассчитан на неоднократное применение;
  • распространяется на всех работников организации или на отдельные их категории в части, не урегулированной трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

На сайте Онлайниспекция.рф специалисты Минтруда указали, что документы однократного применения или документы, касающиеся лишь одного работника, локальными нормативными актами не являются. Такие документы считаются индивидуальными правовыми актами. К ним относятся приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, об увольнении работника, о премировании, предоставлении отпуска, направлении в командировку и т. д.

Во-вторых, в Трудовом кодеке также встречаются случаи, когда порядок учета мнения профсоюза не установлен. Например, в ч. 4 ст. 99, ч. 5 ст. 113 говорится о необходимости учета мнения профсоюзного органа при привлечении сотрудника к работе в выходной или праздничный день, а также сверхурочной работе, но как это сделать, не поясняется.

Поэтому полагаем, что учреждение может самостоятельно утвердить порядок для таких случаев, закрепив его в локальном нормативном акте.

На базе одной компании (наиболее распространенный вариант) или же нескольких может быть образован профсоюз — добровольное объединение работников. В зависимости от решения участников профсоюз может действовать как без регистрации юридического лица, так и с нею. В последнем случае он сможет пользоваться всеми правами некоммерческих организаций (п. 1 ст. 2, абз. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , п. 1 ст. 123.1, ст. 123.4 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Очевидно, что в случае госрегистрации возможности профсоюза значительно шире. В частности, он будет вправе вести предпринимательскую деятельность для достижения уставных некоммерческих целей, сможет открыть расчетный счет в банке, приобретать в собственность имущество и распоряжаться им. Соответственно, больше возможностей появится и для использования преференций, установленных для таких субъектов налоговым законодательством. Рассмотрим, в чем они заключаются и как компании получить налоговую выгоду от создания ее работниками профсоюза.

При участии профсоюзов можно оптимизировать уплату страховых взносов

Все льготы и преференции, которые предусмотрены в отношении профсоюзов, можно разделить на две группы. В первую войдут льготы, установленные в отношении выплат, полученных от профсоюзной организации ее членами. Во вторую — те, которыми может пользоваться она сама.

На суммы, выплачиваемые профсоюзами, не начисляются страховые взносы. Поскольку выплаты производятся за членство в профсоюзе, а не за выполнение для него работ, оказание услуг, то эти суммы не являются объектом обложения страховыми взносами (ст. 7 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ). Но естественно, что членские взносы удерживаются с тех выплат работникам, которые являются объектом обложения.

Страховые взносы на выплаты высокооплачиваемых работников начисляются с учетом предельной величины, исчисляемой с учетом пунктов 4, 5, 5.1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Соответственно, за счет большей суммы профсоюзных взносов, удерживаемых с таких работников, удастся оптимизировать выплаты в пользу других работников. Кроме того, страховые взносы не начисляются и на выплаты членам профсоюза, осуществленные за счет иных источников его дохода.

Льгота по НДФЛ устраняет двойное налогообложение. НДФЛ не начисляется на любые выплаты, даже материальную помощь, которые производятся профсоюзными организациями своим членам, но только если их источником являются членские взносы. Соответственно, данные суммы не указываются в налоговых декларациях. В необлагаемые суммы не включаются вознаграждения и иные выплаты за выполнение трудовых обязанностей (п. 31 ст. 217, абз. 2 п. 4 ст. 229 НК РФ, письмо ФНС России от03.02.09 №3-5-04/090@).

Очевидно, что данная норма всего лишь устраняет двойное налогообложение, поскольку уплата самих членских взносов производится из заработка, облагаемого НДФЛ (п. 1 ст. 225 НКРФ). Если выплаты осуществляются за счет иных средств финансирования, например, целевых взносов работодателя, то НДФЛ начисляется (письма Минфина России от17.01.13 №03-04-05/6–28, от10.06.11 №03-04-05/6–420).

Если выплаты будут осуществляться только за счет членских взносов, то высокооплачиваемые работники, по сути, будут субсидировать низкооплачиваемых с помощью механизма перераспределения средств через профсоюзы. В этом случае схема представляет собой усовершенствованный вариант перераспределения доходов через выплаты топ-менеджерам в целях экономии страховых взносов (см. схему 1). Страховые взносы уплачиваются с части высоких зарплат топ-менеджеров. При этом в дальнейшем эти средства перераспределяются через профсоюз, например, поровну всем членам. А значит, низкооплачиваемые сотрудники получат дополнительный доход. По сути, часть заработной платы, с которой страховые взносы уплачиваться не будут. Преимущество данной схемы в том, что для ее осуществления необходима минимальная организационная работа по созданию профсоюза: ему даже не нужно регистрироваться в качестве некоммерческой организации.

Схема 1. Экономия страховых взносов через профсоюзы

На передачу товаров попросят начислить НДС. В отношении выплат работникам стоит придерживаться позиции, что лучший подарок — деньги. Поскольку, по мнению Минфина России (письмо от26.08.14 №03-07-11/42598), при безвозмездной передаче членам профсоюза призов, подарков, оплаченных за счет целевых поступлений, возникает объект обложения НДС (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). Также объект возникнет в случае приобретения профсоюзом путевок в качестве посредника (письмо от17.07.14 №03-07-07/35059). Это мнение не станет проблемой, только если профсоюз не зарегистрирован в качестве юридического лица. Тогда он не является налогоплательщиком (п. 1 ст. 143 НКРФ).

Для профсоюзов главное — доказать, что поступления целевые

Статья 377 ТК РФ предусматривает возможность получения профсоюзом различных благ от работодателя. Например, если это предусмотрено коллективным договором, работодатель должен отчислять денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. В обязательном порядке профсоюзной организации безвозмездно предоставляется место для хранения документов, помещение для проведения заседаний. А если численность работников в компании превышает 100 человек, еще и как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи для выборных органов первичной профсоюзной организации. А пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ к этому списку добавляет еще и транспортные средства.

В безвозмездное пользование профсоюзной организации можно передавать практически любые имущественные объекты и имущественные комплексы — базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Коллективным договором стороны вправе предусмотреть другие улучшающие условия для обеспечения деятельности профсоюзных органов. Работодатель может оплачивать труд руководителя выборного профсоюзного органа.

В связи с чем возникает два вопроса: является ли такое безвозмездное пользование облагаемым доходом профсоюза и каковы налоговые последствия исполнения требований закона и коллективного договора для компании.

У профсоюза не облагаются налогами доходы в виде целевых поступлений. Очевидно, что если профсоюз не прошел госрегистрацию, то у него отсутствуют налогооблагаемые доходы, поскольку он не признается налогоплательщиком по какому-либо налогу.

Если профсоюз зарегистрирован как некоммерческая организация, то целевые поступления на содержание профсоюза и ведение им своей уставной деятельности не облагаются налогом на прибыль или налогом, уплачиваемым при применении УСН. Правда, целевыми поступлениями считаются лишь такие, которые произведены в соответствии с коллективными договорами на проведение профсоюзами социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (абз. 1, подп. 9 п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для применения данного освобождения необходимо вести раздельный учет такого целевого финансирования. Неиспользованные по целевому назначению средства включаются в облагаемые налогом доходы на основании пункта 14 статьи 250, пункта 1 статьи 346.15 НК РФ.

Судебная практика и разъяснения контролирующих органов по вопросу налогообложения дохода профсоюза в виде выгоды от бесплатного пользования имуществом отсутствуют. Можно предположить, что по умолчанию все блага, полученные во исполнение требования законодательства, считаются целевыми поступлениями и пункт 8 статьи 250 НК РФ к ним не применяется.

НДФЛ с дохода физического лица необходимо удержать. Вознаграждение за исполнение обязанностей руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации признается его доходом (подп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210 НК РФ). В данном случае компанию и профсоюз также может интересовать вопрос о том, кто из них является налоговым агентом. Полагаем, стоит исходить из буквального толкования пункта 1 статьи 226 НК РФ. Если выплаты производит компания в соответствии с коллективным договором, то она и должна удержать НДФЛ. Если же выплаты производит профсоюзная организация за счет перечисленных средств, в том числе на покрытие таких расходов, то она и является налоговым агентом.

Отметим, что внебюджетные фонды тоже имеют виды на свою долю с выплат профсоюзным руководителям. В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел спор по поводу доначисления страховых взносов на выплачиваемые компанией суммы вознаграждений за исполнение профсоюзных обязанностей (постановление от05.09.13 №А66-7732/2012). Суд при решении этого вопроса учел, что профсоюзная организация имеет статус юридического лица и сама выступает работодателем по отношению к председателю первичной профсоюзной организации, освобожденному от основной работы. Соответственно, компания не является работодателем, получатели спорного дохода не осуществляют деятельность в ее интересах, не выполняют для нее работы, не оказывают услуги. А значит, она не обязана начислять страховые взносы.

Но все же стоит учитывать, что эта практика только начинает складываться. И сложно сказать, как в дальнейшем будут разрешаться подобные споры. Но очевидно, что они будут.

Перечисляемые профсоюзам средства — не расход компании. Согласно пункту 20 статьи 270 НК РФ, средства, перечисляемые профсоюзным организациям, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. И поскольку такой вид расходов не указан в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, то данный расход не учитывается и упрощенцами при исчислении налога. К таким средствам Минфин России относит и целевые отчисления в пользу профсоюзов на их содержание, ведение ими уставной деятельности, осуществление культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы (письмо от13.10.09 №03-03-06/4/86).

Также Минфин России против учета расходов в виде оплаты труда освобожденным и штатным работникам профсоюзной организации за счет средств компании (письмо от16.01.14 №03-03-10/1017, данное разъяснение направлено ФНС России для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам письмом от29.01.14 №ГД-4-3/1399@). Эту позицию занял и Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от09.07.08 №Ф08-3873/2008.

Возможность поспорить есть, если профсоюзный работник не освобожден по основному месту работы. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев подобный спор, указал на то, что у компании есть право на учет выплат профсоюзным работникам в составе расходов на оплату труда (постановление от01.04.08 №А72-4703/07). Но очевидно, что споров не избежать.

Таким образом, в целях оптимизации доходных налогов перечисление средств компании профсоюзам совершенно не выгодно. Они не уменьшают расходы компании, а выплаты за счет этих средств облагаются у работников НДФЛ. Такие перечисления снижают только бремя по социальному страхованию.

Обязательные расходы уменьшат налогооблагаемую прибыль. В названном разъяснении Минфина России, а также в письме от31.08.12 №03-03-06/1/446 выражена совершенно противоположная позиция в отношении императивно установленных обязанностей работодателя. А именно по вопросу об учете расходов, связанных с предоставлением выборным органам первичных профсоюзных организаций в пользование помещения, а также оргтехники, средств связи. Имущество остается в распоряжении собственника, и ему же придется платить налог на имущество с переданных объектов. Для их нормального использования необходимо постоянно нести расходы на содержание, отопление, освещение, уборку, ремонт, охрану, оснащение. По мнению Минфина, подобные расходы нельзя рассматривать в качестве необоснованных, так как обязанность по предоставлению такого имущества установлена законом. Компания может их учитывать в качестве внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НКРФ).

Предпринимательская деятельность профсоюзов

Как уже сказано выше, некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность. Ею признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом НКО ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (п. 2, 3 ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ).

Федеральный закон от12.01.96 №10-ФЗ не содержит каких-то ограничений для участия профсоюзов в уставном капитале других организаций. Пунктом 6 статьи 24 данного закона установлено только ограничение инициативы по их учреждению: профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов. Но, согласно пункту 5 этой же статьи, в собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные организации, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Законодательство не определяет, в чем выражается обеспечение уставной деятельности. При широком истолковании возможно признать таким обеспечением любое зарабатывание средств, которые будут потрачены на уставную деятельность. В этом случае описанная выше схема оптимизации страховых выплат возможна еще и за счет формирования в профсоюзной организации прибыли, которая после налогообложения будет использована на уставную деятельность, например на социальные выплаты работникам, оказание материальной помощи.

Как и все некоммерческие организации, профсоюзы имеют право на применение УСН на общих основаниях (п. 1 ст. 346.12 НКРФ). А значит, посредничество позволит вывести на них некоторую прибыль. Очевидно, что не стоит делать профсоюзы исполнителями по договору подряда или возмездного оказания услуг. Для этого профсоюзной компании потребуется наличие специалистов. Но можно сделать профсоюз заимодавцем (см. схему 2).

Схема 2. Заимствование через профсоюз

Профсоюз передает компании заемные средства под больший процент, чем он уплачивает своему заимодавцу. Разница облагается в случае применения УСН по ставке 15 процентов. При этом, учитывая изменения в статье 269 НК РФ, компания избежит контроля трансфертного ценообразования, поскольку профсоюз — независимая организация (ст. 5 Федерального закона от12.01.96 №10-ФЗ).

Создать профсоюзную организацию просто

С учетом требования, установленного статьей 18 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», решение о создании профсоюза могут принять, как минимум, три работника компании. Членом профсоюза может быть каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и ведущий трудовую деятельность (п. 2 ст. 2 Федерального закона от12.01.96 №10-ФЗ). Создание профсоюза происходит на общем собрании его учредителей. Ход собрания фиксируется протоколом, на собрании принимаются основные документы профсоюза: решение о его создании и решение об утверждении его устава или положения о первичной профсоюзной организации. На основании этих документов в дальнейшем профсоюз осуществляет свою деятельность. Обязательно должны быть сформированы руководящие и контрольно-ревизионные органы профсоюза. Как уже отмечено выше, государственная регистрация профсоюза не обязательна (ст. 7, 8 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ).

Если профсоюз создан, он обязан представлять интересы работников в социальном партнерстве на локальном уровне (ст. 30 ТКРФ). При установлении или изменении системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов) работодатель обязан согласовывать свои действия с профсоюзом.

О чем стоит помнить, используя профсоюзы в налоговом планировании

Закрепленные в коллективном договоре обязанности для работодателя обязательны к исполнению. Но обязательность не всегда означает возможность признать сопутствующие этому расходы. При составлении или изменении коллективного договора следует помнить об описанных выше налоговых последствиях принятия на себя работодателем финансовых обязательств. Очевидно, что этого стоит избегать. Если компания и решит перечислить средства профсоюзной организации, то она всегда может оформить перевод в качестве пожертвования (п. 1 ст. 582 ГКРФ).

Следует избегать использования профсоюзов в «черных» схемах. В некоторых случаях может ввести в заблуждение независимость профсоюзов и запрет на вмешательство в их деятельность для всех органов, в том числе налоговых (ст. 5, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ). Но стоит помнить, что это касается только уставной деятельности. Если будет признано, что она не соответствует уставу, контроль возможен. А пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.96 № 10ФЗ прямо предусматривает возможность финансового контроля за средствами профсоюзов, полученными от предпринимательской деятельности.

На это указал Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от01.04.11 №КА-А40/2181–11. И признал, что использованные не по целевому назначению денежные средства налоговый орган правомерно включил в состав внереализационных доходов профсоюза, доначислив налог на прибыль. Этот вывод поддержал ВАС РФ, отказав в передаче дела на пересмотр в Президиум ВАС РФ (определение от25.07.11 №ВАС-8877/11).

Читайте также: