Если начальник курса обращается к курсанту то курсант должен

Опубликовано: 06.05.2024

В современном обществе на фоне возрастания напряженности политических отношений в мире особое внимание уделяется вопросам национальной безопасности Российского государства. К армии, как к инструменту власти, сегодня предъявляются более высокие требования с учетом политической нестабильности, усиления внешних угроз, расширения позиций НАТО. Современное вооружение и военная техника предусматривают слаженную работу боевых расчетов, экипажей, отделений на боевом посту, умение работать в команде, эффективно решая задачи по обеспечению суверенитета и безопасности государства. В этой связи в системе военного образования ставятся задачи подготовки квалифицированных кадровых офицеров с высокой культурой служебных отношений.

Цель исследования. Изучить особенности воспитания культуры служебных отношений курсантов военных вузов и разработать эффективную модель этого процесса.

Материал и методы исследования. Объектом исследования работы послужил коллектив курсантов военного училища. В ходе исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения; с курсантами проводились беседы.

Результаты исследования и их обсуждение. Военная служба носит преимущественно коллективный характер, проявляющийся в сплоченности и коллективной готовности военнослужащих к выполнению учебных и боевых задач. Формирование у курсантов профессиональных и морально-боевых качеств применительно к новым условиям предполагает совершенствование системы воспитания. Военная культура служебных отношений является необходимым профессиональным качеством офицера Российской армии, призванного быть не только руководителем подчиненных, воспитателем, а в первую очередь – гарантом, воплощающим в себе понятие чести, и являться носителем ценностей офицерского корпуса.

Современная молодежь не отличается высокими ценностными ориентирами, нравственностью и моральными качествами. Не исключением, к сожалению, являются и лица, выбравшие профессию военного. Сегодня руководители военных вузов серьезно обеспокоены увеличением количества правонарушений и преступлений среди своих воспитанников. Политика нашего государства направлена на формирование офицерского корпуса, отличающегося высоким уровнем профессионализма, воспитания, воинской чести, нравственности, обладающего высокими патриотическими качествами. Этому способствуют: «Программа перехода Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания», утвержденная Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 г., «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» Приложение № 3 к Приказу Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. № 70, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, Приказ Министра обороны РФ «Об организации работы с личным составом в Вооруженных силах Российской Федерации» от 12 октября 2016 года № 655.

Под содержанием воспитания военнослужащих понимается система основных видов и направлений воспитания, элементами которой являются: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание [1].

Методами воспитания применительно к воинскому коллективу являются: убеждение, упражнение, пример, поощрение и принуждение. Совокупность всех методов представляет собой систему воздействия: как индивидуальную, так и коллективную. Причем вторую можно делить по различным основаниям: по штату (отделение, взвод, рота), по должности (курсант, командир отделения, заместитель командира взвода), по воинскому званию (рядовой, сержант), по роду деятельности до поступления в военный вуз (обучение, трудовая деятельность, военная служба), по семейному положению, социальному происхождению и т.д. [2].

Особенность военной службы состоит в строгой регламентации деятельности нормативно-правовыми актами, воинскими уставами, приказами. При выполнении служебных обязанностей от военнослужащих требуется полная профессиональная самоотдача, ответственность за выполнение поставленных приказов и распоряжений. Военная служба необходима для обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных сил в целях сохранения суверенитета и территориальной целостности государства. Социально-экономические, политические, нравственные проблемы в стране накладывают свой отпечаток на нелегкий труд военнослужащего.

Отличительными качествами военной службы являются ее сложность, опасность и трудность. Курсанты, проходя обучение в военном вузе, одновременно выполняют задачи профессиональной деятельности, связанные с особыми служебными и личными отношениями. В процессе обучения будущие офицеры овладевают определенными индивидуальными ценностями, которые усиливаются в случае согласования ценностного содержания воинской деятельности с личными ценностными приоритетами.

Служебные отношения – взаимодействия людей при выполнении профессиональных задач, связанных с повседневной и боевой служебной деятельностью. Система отношений определена соответствующими руководящими документами и организационной структурой военной организации, предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных и трудовых обязанностей [3, с. 17].

Культура отношений заключается в культуре поведения человека во взаимодействии с другими людьми. Культура служебных отношений проявляется в профессиональной, политической, правовой, физической, нравственной, эстетической, интеллектуальной, культуре человека [4].

Культура военно-профессиональной деятельности в курсантской среде определяется спецификой мужского воинского коллектива и его многонациональным составом. Стабильность офицерского состава оказывает существенное воздействие на служебные отношения и поведение курсантов военных вузов. Строгая регламентация жизни и деятельности определяет содержание и формы культуры служебных отношений, накладывая на них жесткий отпечаток. Отсутствие конфликтов на национальной почве способствует развитию здоровой культуры служебных отношений и благоприятному морально-психологическому климату.

К сожалению, реальная жизнь наполнена многообразием межнациональных конфликтов, проявлением шовинизма и национализма, неуважением к человеку и личности, неумением вести цивилизованную дискуссию и т.д., что свидетельствует об отсутствии культуры общения.

Выполнение служебных задач невозможно без социального общения. Служебные отношения должны быть безличностными, что обусловлено характером социальных связей и спецификой военной службы. Вместе с тем в реальности они принимают межличностную окраску ввиду взаимодействия конкретных людей с их чувствами, эмоциями и т.п. В связи с чем служебные отношения неотделимы от личностных.

Во взаимоотношениях курсантов проявляется общая культура личности с преобладанием отдельных ее элементов в зависимости от конкретных условий. В решении служебных задач необходим высокий уровень военно-профессиональной культуры всех участников процесса, причем ее отсутствие не приведет к желаемому результату. В свободное от занятий и служебной деятельности время в большей степени проявляются элементы политической, нравственной и эстетической культуры личности.

Служба в Вооруженных силах РФ неотделима от политической культуры, которая формируется в семье, школе, средствами массовой информации. Процесс образования в военном вузе направлен на политическое обучение и воспитание военных кадров. При этом важная роль отводится изучению гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, позволяющих курсантам овладевать политическими знаниями и культурными ценностями, нормами морали и принципами поведения, ориентироваться в непростом мире политической культуры.

В процессе обучения взаимоотношения в курсантской среде характеризуются многогранностью, противоречивостью и изменчивостью. В общении возможно взаимное познание людей, их взаимопонимание, на основе которого возникают доверительные отношения, симпатии. В случае их отсутствия складываются противоположные отношения. Общение в курсантском коллективе в процессе обучения и выполнения служебных обязанностей накладывает свой отпечаток на формирование характера, жизненных ценностей.

Систему служебных отношений можно рассматривать в двух аспектах:

– межличностные контакты по горизонтали (подчиненный – подчиненный, руководитель – руководитель);

– межличностные контакты по вертикали (подчиненный – руководитель).

Вторая группа отношений предполагает признание самого права руководителя отдавать распоряжения в соответствии с функциональными обязанностями [5].

Военная служба регламентирована требованиями общевоинских уставов, которые определяют служебные взаимоотношения в строгой субординации, подчинение командирам, проявление товарищества и взаимовыручки. Однако неукоснительное выполнение уставов не исключает чуткого и уважительного отношения офицеров к военнослужащим и подчиненных к командирам. Командиры должны уважать личное достоинство военнослужащих, проявляя справедливую требовательность и доброжелательность, заботиться о них.

Воинские уставы не допускают высокомерного, пренебрежительного, грубого, отношения командира к подчиненному. Уставные отношения командиров способствуют формированию культуры служебных отношений у курсантов военных вузов. Культура офицера во взаимоотношениях с подчиненными способствует положительному отношению к нему как к начальнику и как к человеку.

Поведение командира является примером для курсанта, который наблюдает за ним, начиная от его умения держаться перед строем, перед старшим начальником, при проведении индивидуально-воспитательной работы, в коллективе других командиров, в семье, в обществе в целом.

Важное место в культуре служебных отношений отводится культуре речи, которая является отражением духовной культуры личности. В Вооруженных силах РФ за норму общения принят литературный язык. К большому сожалению, во всех сферах коммуникативной практики наблюдается резкое снижение речевой культуры, что наглядно проявляется в армейской среде. Культура общения в коллективе курсантов характеризуется крайне низкой речевой коммуникацией, проблемами профессионального общения, низким словарным запасом, преобладанием жаргонизмов, сленга и нелитературных оборотов. Важной задачей военной педагогики является коренное изменение ситуации. Культура речи, являясь основой профессионально-коммуникативной компетенции, входящей в перечень ключевых компетенций выпускников, позволяет оценить качество подготовки современного офицера и его общий уровень культуры.

Воспитание культуры служебных отношений в военных вузах способствует развитию у курсантов взаимовыручки, ответственности, добросовестности, дисциплинированности, воинскому сплочению, влияющих на качество обучения и необходимых для дальнейшей службы. Достижение высокого уровня культуры служебных отношений, безусловно, является серьезной задачей для каждого командира любого уровня, выполнимой в процессе воспитания курсантского коллектива. Однако в этой сфере имеется ряд проблем:

– недостаточный уровень подготовленности командного звена;

– отсутствие должной ответственности за исполнение служебных обязанностей;

– дефицит выделяемого времени на воспитательный процесс;

– неполноценный учет специфики профессиональной деятельности и др.

Система планирования мероприятий, направленных на воспитание культуры служебных отношений, способствует своевременному решению воспитательных задач, проведению мониторинга морально-психологического состояния коллектива и нивелированию проблемных вопросов. Перспективное планирование воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации позволяет применять инструментарий воспитательного воздействия с учетом дифференцированности и индивидуального подхода к конкретному курсанту. Однако применяемая система не лишена недостатков:

– нечеткая направленность мероприятий воспитательного характера на формирование высоких нравственных и культурных качеств военнослужащих;

– недостаточная координация действий и мероприятий по культуре воспитания курсантов, недолжное внимание процессу на старших курсах;

– слабая эффективность превентивных мероприятий воспитательного характера командного состава, направленная на предупреждение негативных ситуаций.

Воспитание культуры служебных отношений будущих офицеров зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить организаторские качества командиров, курсовых офицеров, их способность применять инновационные формы и методы воспитания личного состава.


На рисунке представлена модель эффективного формирования культуры служебных отношений курсантов военного вуза. Модель позволяет описать технологию процесса формирования культуры служебных отношений в соответствии с современными требованиями Вооруженных сил РФ, позитивные способы коммуникаций субъектов и

объектов процесса. Структура модели обоснована тесной связью всех элементов системы педагогического и воспитательного воздействия. Система модулей направлена на конечный результат реализуемой структурной модели, воздействующий на эффективность образовательного процесса военного вуза и необходимый в дальнейшей служебной деятельности.

Процесс воспитания культуры служебных отношений нуждается в определенной корректировке:

– укрепление органического единства процессов обучения и воспитания в контексте культурной среды;

– ориентация воспитания культуры служебных отношений на традициях советской и Российской армии;

– строгое выполнение общевоинских уставов в учебной и служебной деятельности;

– воспитание культуры служебных отношений на личном примере командиров (начальников).

Выводы. Неотъемлемым профессиональным качеством российского офицера является высокая культура служебных отношений. Система воспитания военного вуза направлена на формирование высокоинтеллектуального офицерского корпуса, проявления высокой культуры, гражданственности, ответственности, патриотизма, готовности к защите Отечества. Нелегкий труд военнослужащего, экономические и политические проблемы должны сглаживаться чуткой заботой командира о своих подчиненных. А.В. Суворов в отдельных положениях «Полкового учреждения» обращал внимание, что ротный командир к своим подчиненным относится с истинной любовью. Воспитание культуры служебных отношений у курсантов в стенах военных вузов позволит достигнуть здоровых, правильных, основанных на авторитете командира служебных отношений в Вооруженных силах, что позволит укрепить позиции в контексте суверенитета и безопасности государства.

курсант обязан при встрече с начальниками и старшими, как на территории Института, так и за его пределами, приветствовать их, прикладывая правую руку к головному убору, а без головного убора – поворотом головы в сторону начальника;

при прохождении начальника или старшего мимо курсантов, находящихся вне строя, первый заметивший их должен подать команду «СМИРНО!», по которой курсанты обязаны повернуться в сторону проходящего начальника и принять «СТРОЕВУЮ СТОЙКУ!». Подчиненные и младшие приветствуют начальника первыми.

На приветствие начальника или старшего («ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТОВАРИЩИ!») все курсанты, находящиеся в строю или вне строя, отвечают: «ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЕМ (Желаю)!»; если начальник или старший прощается («ДО СВИДАНИЯ, ТОВАРИЩИ!»), то курсанты отвечают: «ДО СВИДАНИЯ». В конце ответа добавляется слово «ТОВАРИЩ» и должность. Например «ДО СВИДАНИЯ, ТОВАРИЩ ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА».

О вежливости и поведении начальников и подчиненных:

все начальники и подчиненные в обращении между собой обязаны всегда соблюдать вежливость и тактичность. По вопросам службы начальники и подчиненные обязаны обращаться друг к другу только на «Вы»;

начальники и старшие, обращаясь по службе к подчиненным, обязаны называть их по должности и фамилии или только по должности, добавляя перед этим слово «ТОВАРИЩ»;

при обращении к начальникам или к старшим курсанты обязаны принять «СТРОЕВУЮ СТОЙКУ!», а при надетом головном уборе приложить к нему руку, спросить разрешение обратиться и после этого опустить руку. Например: «Товарищ начальник факультета, разрешите обратиться (доложить), курсант Иванов» – и, получив разрешение, докладывать по существу вопроса;

когда на вопрос начальника или старшего нужно дать утвердительный ответ, курсанты должны отвечать: «ТАК ТОЧНО», когда нужно дать отрицательный ответ – «НИКАК НЕТ».

При обращении к младшему в присутствии начальника или старшего курсант обязан спросить на то разрешение начальника или старшего, Например: «Товарищ преподаватель, разрешите обратиться к курсанту Петрову».

Курсантам запрещается держать руки в карманах, сидеть или курить в присутствии начальника или старшего без его разрешения.

Поощрения и взыскания, применяемые к курсантам

Виды поощрений, применяемых к курсантам и старшинам.

За высокие показатели в учебе, активное участие в общественной жизни Института высокие показатели и достижения в спорте, дисциплинированность к курсанту могут быть применены следующие поощрения:

снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;

награждение личной фотографией, сделанной на фоне развернутого флага Института;

сообщение родителям об успехах в учебе, хорошем поведении, акт. общественной работе;

назначение повышенной стипендии отличникам учебы и дисциплины;

награждение денежной премией;

награждение ценным подарком;

занесение на доску Почета фамилий курсантов и студентов, окончивших Институт с отличием.

Поощрения объявляются устно или в приказе лично или перед строем. Объявление приказов о поощрениях, а также вручение отличившимся курсантам наград, как правило, производится в торжественной обстановке.

За нарушение дисциплины или общественного порядка курсанты лично несут дисциплинарную ответственность. При нарушении курсантом дисциплины или общественного порядка начальник может ограничиться напоминанием о его обязанностях, а в случае необходимости и ходатайствовать о дисциплинарном взыскании перед директором Института.

На курсантов и старшин могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

отчисление из Института.

Курсант подлежит отчислению из Института:

по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другое учреждение проф. образования, по состоянию здоровья, в связи с призывом в Вооруженные Силы, а так же при наличии других уважительных причин.

в связи с окончанием обучения в Институте;

в связи с расторжением договора на обучение;

по инициативе командования Института;

за невыполнение учебного плана;

за непрохождение итоговой государственной аттестации по одному или нескольким предметам;

в случае вступления в силу обвинительного приговора суда, которым курсант осужден к лишению свободы или к иному наказанию, исключающему возможность продолжения обучения;

за нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, правил внутреннего распорядка и правил проживания в общежитии, иных локальных актов Института и Университа;

в связи с невыходом из академического отпуска;

за потерю связи с Институтом и Университетом;

за подделку документов, связанных с поступлением и обучением в Институте, учебных ведомостей, зачетных книжек, медицинских справок;

в связи со смертью, а также в случае признания по решению суда безвестно отсутствующим или умершим;

Отчисление курсанта, предусмотренное п.п. 1 настоящего пункта, является отчислением по уважительной причине.

Отчисление курсанта, предусмотренное подпунктами 4-11 настоящего пункта, является отчислением по неуважительной причине.

Курсант отчисляется приказом директора Института по представлению начальника факультета (отделения), на основании обсуждения вопроса учебно-воспитательной или дисциплинарной комиссией.

Процедура отчисления устанавливается соответствующим локальным актом Университета.

По инициативе командования Института курсант может быть отчислен из Института:

за академическую неуспеваемость;

за невыполнение учебного плана и системат. пропуски занятий (нарушение учеб. дисциплины);

за невыполнение обязательств, предусмотренных договором «О подготовке специалистов с оплатой за обучение»:

за грубое, сопровождающееся оскорблением, поведение в отношении преподавателей и других сотрудников Института, а также курсантов;

за установленные факты попытки или дачи взятки курсантом преподавателю;

за хранение, употребление или распространение наркотических веществ, нахождение на территории Института в состоянии алкогольного или наркотическою опьянения, а также за отказ прохождения тестирования на предмет определения употребления наркотических средств, за подлог биоматериалов, представленных для исследования;

за незаконное хранение, распространение огнестр. и газового оружия, взрывчатых веществ;

совершение других действий, влекущих за собой привлечение к уголовной ответственности;

за грубые нарушения дисциплины, при наличии ранее наложенных на курсанта директором Института 2 и более взысканий.

К грубым нарушениям дисциплины относятся:

пропуски учебных занятий и практики без уважительных причин;

отказ от несения дежурной службы;

сон во время несения дежурной службы;

неприбытие на дежурство или самовольный уход с дежурства;

самовольное отсутствие, без уважительных причин, на территории Института сроком более двух суток или неприбытие из отпуска без уважительной причины;

невыполнение приказаний или открытое неповиновение воспитателю учебной роты, дежурному по Институту и другим должностным лицам руководящего состава;

воровство и умышленная порча государственного имущества;

грубое нарушение правил техники безопасности, электро- и противопожарной безопасности, санитарных норм и правил;

систематическое нарушение порядка несения дежурной службы, внутр. распорядка Института.

Граждане иностранных государств, принятые в Институт, пользуются правами и выполняют обязанности курсантов, установленные руководящими документами института. В тех случаях, когда соглашением или контрактом, заключенным соответствующим иностранным государством (физическим и юридическим лицом), предусмотрены какие-либо иные условия, применяются правила действующего соглашения или контракта.

Если курсант считает, что был несправедливо привлечен к дисциплинарной ответственности, то он имеет право в течение 3–х дней, с момента объявления ему дисциплинарного взыскания, подать жалобу.

Основные составляющие внешней культуры курсанта (слушателя). Влияние внешней культуры на внутреннюю культуру личности.

Этикет как средство укрепления учебной и служебной дисциплины.

Этикетные нормы общения курсантов с младшими командирами и офицерами курса, факультета.

Этикет на учебных занятиях и при общении курсантов с преподавателями вне учебных аудиторий.

Требования этикета при разводе на занятия, инструктаже и подведении итогов.

Чествование отличников учебы, лучших спортсменов, именинников в учебных взводах и на курсе.

Нормы общения курсантов – юношей и курсантов – девушек.

Деятельность самодеятельных курсантских организаций и курсантов, находящихся на общественных должностях.

Элементы этикета в содержании и форме, наглядной агитации взвода, курса, факультета, оформлении интерьера служебных помещений.

Требования к внешнему виду курсантов и порядку в аудиториях.

Нарушения норм служебного этикета в курсантских подразделениях и поведении отдельных курсантов, их причины и пути предотвращения.

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету) по всему курсу

1. Этикет: его структура и сущность.

2. Этикет служебный и этикет общегражданский: тождество и различия.

3. Общие принципы служебного поведения государственных служащих Российской Федерации (Указ Президента РФ, 2002 г.).

4. Функции служебного этикета в ОВД.

5. Значение и особенности служебного этикета сотрудников ОВД.

6. Взаимосвязь служебного этикета и культуры поведения сотрудника ОВД.

7. Этикетные нормы и принципы в Присяге сотрудника ОВД.

8. Этикетные нормы и принципы в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

9. Служебный этикет: его исторические корни и современность.

10. Роль культуры и искусства в формировании этикетных норм поведения.

11. Этикетные правила взаимоотношений начальника и подчиненного в служебном коллективе ОВД.

12. Этикетные правила общения сотрудника ОВД с должностными лицами и гражданами при выполнении служебных обязанностей.

13. Правила обращения сотрудника ОВД с правонарушителями (задержанными).

14. Этикетные нормы поведения сотрудника ОВД при посещении им квартир (жилья) граждан.

15. Правила приема граждан сотрудником в органе (подразделении) внутренних дел.

16. Правила воинской вежливости и отдания чести.

17. Этикетные правила поведения за столом.

18. Специфика служебного этикета в работе участкового инспектора.

19. Специфика служебного этикета в работе сотрудника уголовного розыска.

20. Специфика служебного этикета в оперативно-розыскной работе.

21. Специфика служебного этикета в административной работе.

22. Современные требования к моральному облику сотрудника ОВД.

23. «Золотое правило нравственности» и его проявление в культуре поведения сотрудников.

24. Влияние духовности и нравственной культуры сотрудника ОВД на соблюдение им правил служебного этикета.

25. Этикетные нормы поведения сотрудника ОВД в общественных местах.

26. Этикетные правила поведения руководителя в ОВД.

27. Культура речи и внешний вид сотрудника ОВД.

28. Этикетные нормы ведения телефонных переговоров.

29. Этикетные нормы ведения служебной (деловой) переписки.

30. Этикетные нормы поведения на служебных (деловых) совещаниях.

31. Нравственные основы служебного этикета в органах внутренних дел.

32. Требования к внешнему виду сотрудников ОВД.

33. Особенности служебного этикета в общении с иностранными гражданами.

Перечень тем деловых игр

1. Этикет в общении начальника и подчиненного (тема № 5).

2. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел (тема № 7).

Примерный тематический план дисциплины «Служебный этикет»

Номер темы Название разделов и тем Всего часов по рабочему плану Всего аудиторных часов В т.ч. лекций В т.ч. семинаров В т.ч. практических занятий В.т.ч.деловых игр
1. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
2. Служебный этикет в традициях и ритуалах
3. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
4. Культура устной и письменной речи сотрудников ОВД
5. Этикет в общении начальника и подчиненного
6. Этикет в решении оперативно-служебных задач.
7. Этикетные нормы приёма граждан в органах внутренних дел
8. Поведение сотрудников ОВД в общественных местах
9. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива
ИТОГО:

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1 Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Европейский кодекс полицейской этики (принят Комитетом министров Совета Европы 19.09.2001 г.).

2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138).

3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17.12.1979 г.).

4. Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885).

5. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел (приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120).

6.О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80).

Гришин А.А., .Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В.. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие: - М.: Издательство «Щит-М.»,2007.

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник.- М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. Учебное пособие:- М.: Издательство «Щит-М», 2009.

Воспитательная работа с личным составом в системе МВД РФ: Учебник/ Под общ. ред. проф. Кикотя В.Я. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России: Учебное пособие. - М.: Издательство «Щит-М», 2007.

Дополнительная

1. Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел: научно-практическое издание – М.: «Щит-М», 2009.

2. Основы организации воспитательной работы с личным составом в ОВД: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. (главы 6,15,20).

3. Совершенствование работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава ОВД: Сборник материалов Всероссийского совещания. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

3.2 Материально – техническое обеспечение изучения дисциплины

Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Служебный этикет» необходимо использовать:

1. видеофильмы из хроники жизни вуза;

2.фрагменты кинофильмов из фондов кафедры;

3.учебные видеофильмы по сценариям кафедры;

4.экспозицию музея и Зала славы Университета;

5.схемы и слайды;

6.бланки документов органов внутренних дел;

7.столовые приборы из имущества столовой Университета.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

3.1. Перед выходом из дома необходимо привести свой внешний вид в порядок и строго соблюдать правила ношения формы одежды по пути следования в Колледж. Следовать по установленным безопасным маршрутам движения, соблюдая общепринятые культурно-этические нормы поведения. О прибытии в Колледж доложить командиру отделения.

3.2. В случае заболевания или иных, внезапно возникших обстоятельств, до 08:00 часов, доложить по телефону командиру взвода и начальнику курса о причинах отсутствия или опоздания.

На занятиях:

3.3. При входе преподавателя в аудиторию курсанты (студенты) встают. Командир взвода докладывает, например: «Взвод! Смирно! Товарищ преподаватель! 35 взвод к занятиям готов. Лиц, незаконно отсутствующих, нет. Командир взвода курсант Петров». Курсанты садятся по команде командира взвода после того, как преподаватель ответит на приветствие и разрешит сесть.

3.4. Во время занятий запрещается шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими делами, не относящимися к занятиям. Урочное время должно использоваться курсантами (студентами) только для учебных целей.

3.5. Если, в случае крайней необходимости, во время занятий курсанту (студенту) необходимо выйти из аудитории, он должен спросить разрешения преподавателя, подняв руку.

3.6. Посещение медпункта разрешается только во время перерыва в сопровождении (с разрешения) начальника курса. В случаях, требующих оказания экстренной медицинской помощи во время занятий, с разрешения преподавателя и в сопровождении командира взвода (командира отделения), курсант направляется в медпункт или медицинский работник вызывается в аудиторию.

3.7. Если курсант (студент) хочет задать вопрос или ответить на вопрос преподавателя, он поднимает руку.

3.8. Звонок (сигнал) об окончании занятий дается для преподавателя. Только когда преподаватель объявит об окончании занятий, курсанты (студенты) вправе по команде командира взвода покинуть аудиторию.

3.9. Курсанты (студенты), по просьбе преподавателя обязаны помогать ему при подготовке и в ходе проведения занятий.

3.10. Курсанты (студенты) обязаны до начала занятий, в ходе проведения и после занятий поддерживать чистоту и порядок в аудитории.

На переменах и в столовой:

3.11. Во время перерывов (перемен) курсанты (студенты) обязаны:

- навести порядок на своем учебном месте;

- покинуть аудиторию для проветривания;

- передвигаться по лестничным клеткам и холлам организованно, в составе взвода или отделения, под руководством командира взвода или одного из командиров отделения по установленному маршруту.

3.12. Прием пищи (завтрак) разрешен на перемене после первой пары вне аудитории, под руководством куратора взвода (командира взвода). Запрещается приносить в колледж и употреблять продукты, не входящие в перечень, утвержденный Главным санитарным врачом Российской Федерации для образовательных учреждений.

3.13. Курсанты (студенты), находясь в столовой, обязаны:

- проявлять внимание и осторожность при употреблении горячих и жидких блюд;

- употреблять в пищу только продукты и напитки, включенные в меню;

- аккуратно пользоваться столовыми приборами (использовать их по прямому назначению);

- прибывать в столовую под руководством начальника курса или его заместителя (воспитателя, социального педагога и др.), организованно, в составе курса. Места за столом заполняются полностью. Командиры взводов и отделений осуществляют контроль за рассадкой и поведением курсантов (студентов) в столовой;

- в случае обнаружения каких-либо недостатков в организации приема пищи или обслуживания курсант (студент) обязан поднять руку, пригласить руководителя от курса и объяснить суть вопроса (проблемы);

- по окончании приема пищи курсанты (студенты) по команде командира взвода, организовано в составе взвода, поднимаются и убирают за собой использованную посуду в специально отведенное место и организованно убывают к месту построения.

3.14. Курсанты (студенты) после окончания занятий обязаны:

- под руководством командира взвода прибыть к начальнику курса или, по его указанию, к куратору взвода для подведения итогов и получения необходимой информации на следующий день, после чего организованно убыть с территории Колледжа по установленному безопасному маршруту движения к метро или остановкам общественного транспорта.

3.15. Вне территории курсанты (студенты) должны вести себя так, чтобы не уронить свою честь и достоинство и способствовать укреплению авторитета Колледжа.

3.16. При ношении форменного обмундирования вне территории Колледжа на курсантов (студентов) распространяются требования Устава Колледжа и настоящих Правил.

3.17. В общении со всеми категориями граждан, курсанты (студенты) обязаны быть культурными и вежливыми. Проявлять учтивость и внимание, при необходимости оказывать им помощь.

· Быть верным России, гордиться её прошлым, уважать национальные традиции истории и культуры страны.

· Любить и преумножать славные традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

· Воспитать в себе чувство самоотверженности, самопожертвования во благо Родины.

· Помнить, что главная жизненная обязанность курсанта СГ ДПВС – достойная памяти дедов жизнь – труд и учёба, защита Отечества, социально-значимая деятельность и добрые дела.

· Вести здоровый образ жизни, развиваться умственно и физически.

· Заниматься спортом, закалять своё тело, волю и дух.

· С достоинством переносить трудности.

· Быть честным во всем и со всеми.

· Быть достойным, порядочным человеком, уважать людей.

· Другой культуры, традиций и другой точкой зрения.

· Соблюдать дисциплину и правила поведения в обществе.

· Не бросать тень на курсантов СГ ДПВС фактами недостойного поведения.

· Быть готовым к взаимовыручке, братской помощи.

· Старшим – оказывать уважение, младшим помогать, слабых - защищать.

· Быть выдержанным и тактичным всегда, со всеми и везде.

· Честно относиться к своим учебным и домашним обязанностям.

· Соблюдать установленную для курсантов форму одежды.

· Быть аккуратным, подтянутым.

· Беречь свою честь, честь своей семьи, класса.

· Соблюдать Устав школы, Кодекс курсантской чести.

· С достоинством и честью нести звание курсант вне школы.

· Сверять свои поступки со словами А.Суворова «Жизнь – Отечеству, Честь - никому!».

Требования к облику курсанта

· Соблюдать установленную в Школе форму одежды.

· Закалять свою волю.

· Смотреть людям в глаза.

· Быть честным во всём.

· Быть чистоплотным. Помнить, что чистота – лучшая красота и залог здоровья.

· Знать свои недостатки, быть самокритичным.

· Не доводить себя до лицемерия, до осуждения одноклассников и учителей.

· Уметь признавать свою вину. Знать свои достоинства. Стараться быть полезным людям.

· Быть благодарным и милосердным.

Принципы взаимоотношений курсантов

· Поддерживать в радости, оберегать от уныния.

· Не совершать бесчестного проступка, даже ради товарища. Помнить, что бесчестье ради товарищества всё равно остаётся бесчестьем.

· Не оскорблять ни словом ни делом. Помнить, что оскорбление товарища оскорбляет идею курсантского братства.

· Опекать младших по возрасту.

· Следить за соблюдением дружественных отношений между курсантами.

· Старшим не злоупотреблять своим старшинством и силой.

· Не использовать физическую силу, как аргумент.

· Решать конфликты мирным путем.

· Уважать чужое горе, печаль, радость, труд, покой.

· Не употреблять в общении грубых слов и угроз.

· Не брать чужого.

· Беречь свою честь и честь курсантского движения.

· Уважать своих родителей, одноклассников, педагогов и всегда приходи им на помощь.

· Проявлять вежливое и учтивое отношения к альтруистской помощи детям, пожилым, слабым людям.

· Быть честным и правдивым, корректным и тактичным всегда и везде.

· При встрече со старшими обязан здороваться.

· Вежливо предлагать пройти впереди себя взрослым и младшим школьникам.

· Выполнять распоряжения педагогов школы.

· Уважать старших по возрасту.

· Быть примером для подражания.

· Помнить, что ты – часть славного курсантского движения России.

Законы чести курсанта

Настоящий курсант всегда:

- Надёжен. Он говорит правду. Его слово – слово чести. Он сдерживает своё обещание. Люди могут на него положиться.

- Добр. Он понимает – сила в добре. Он не причиняет боль живому безобидному существу.

- Дружелюбен. Он верный друг и товарищ.

- Благороден. Он вежлив со всеми, независимо от возраста и положения. - Дисциплинирован. Он следует правилам семьи, класса, школы.

- Бережлив. Он сохраняет природу, народное богатство и личное имущество. - Аккуратен. Он заботится о чистоте школы, дома, класса, своей формы.

- Заботлив. Он заботится о других, проявляет заботу о ближних людях.

- Смел. Он не сдаётся перед опасностью. У него есть мужество, воля, свое мнение. Он может отстаивать то, что считает правильным.

Внешний вид курсанта

Не должно быть сочетания гражданской одежды и форменного обмундирования;

Знаки отличия, форма одежды курсанта должны строго соблюдаться;

Курсант должен следить за своей осанкой и выправкой;

Курсант-мальчик должен иметь короткую стрижку;

Обувь курсанта должна быть всегда начищенной, курсант должен иметь сменную обувь – туфли.

Правила поведения курсантов в период каникулярного времени

1. Соблюдать кодекс курсантской чести, строго следовать кодексу курсанта;

2. Оказывать всю необходимую помощь родителям в домашних делах;

3. Следить за своим внешним видом, иметь опрятную одежду и обувь, аккуратную прическу;

4. В случае необходимости принимать посильное участие в мероприятиях по обеспечению законности и правопорядка;

5. Уметь организовать свой досуг с пользой для себя и окружающих;

6. Соблюдать правила безопасности.

Курсантам запрещается:

1. Принимать участие в акциях и мероприятиях, нарушающих правопорядок;

2. Посещать компании, где происходит распитие спиртных напитков, курение, употребление наркотических и психотропных веществ;

3. Приносить в школу игральные карты и другие предметы азартных развлечений;

4. Портить имущество и оскорбительно относиться к людям и животным;

5. Применять пирсинговые украшения;

6. Недопущение в местах своего обитания признаков вандализма;

7. Появляться на улице и в других общественных местах после 22.00 часов без сопровождения родителей;

8. Подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 908 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: