Если у иностранного работника закончилось разрешение на работу

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации (ООО) работает иностранный гражданин - высококвалифицированный специалист (ВКС). 1 апреля 2021 года он получил бессрочный вид на жительство иностранного гражданина в РФ как носитель языка. До получения вида на жительство в качестве носителя русского языка работник в период действия разрешения на работу, выданного ему как высококвалифицированному специалисту, вид на жительство не оформлял, а имел статус временно пребывающего на территории РФ иностранного гражданина. Сотрудник работает пару раз в неделю, получает заработную плату высококвалифицированного специалиста. ООО планирует внести изменения в договор в части снижения заработной платы. Перезаключать договор работник не желает, так как это приведет к необходимости уведомления об увольнении и трудоустройстве.
Можно ли установить оклад ниже, чем оклад для ВКС? Меняется ли статус (ВКС) при получении вида на жительство? Должна ли организация и дальше подавать в МВД уведомления о заработной плате?


Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами (далее - ВКС) регламентируются статьей 13.2 Федерального закона от 27.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ). Пунктом 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ определены условия, которым должен отвечать иностранный гражданин, для признания его высококвалифицированным специалистом. Кроме того, определенным требованиям должен отвечать и работодатель, принимающий на работу высококвалифицированного специалиста (п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Работодателю, принимающему на работу такого иностранного работника, не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
По смыслу ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане привлекаются к трудовой деятельности в качестве ВКС только после получения ими в порядке, предусмотренном данной статьей, разрешения на работу. Для выдачи ВКС разрешения на работу работодатель должен представить в уполномоченный орган ходатайство о привлечении ВКС с приложением необходимых документов. Разрешение выдается по форме, утвержденной приказом МВД России от 19.06.2017 N 390, на срок действия заключенного с ВКС трудового договора, но не более чем на три года. Указанный срок может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления (пп. 6, 12 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).
Именно разрешение на работу, оформленное в указанном порядке, выступает в качестве подтверждения статуса высококвалифицированного специалиста. Поэтому даже если размер заработной платы иностранного работника отвечает условиям, предусмотренным п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, он не может признаваться ВКС, если не имеет права на оформление ему разрешения на работу в качестве ВКС.
По общему правилу работодатель (заказчик работ, услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако в силу подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ данное правило не распространяется на постоянно или временно проживающих в Российской Федерации. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд и выезд. Вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением вида на жительство ВКС и членам его семьи, который выдается на срок действия разрешения на работу, выданного указанному ВКС (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, получив вид на жительство как носитель русского языка, иностранный работник вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без разрешения на работу, поэтому разрешение на работу либо патент для трудоустройства ему не выдаваться не должен. Действующее законодательство не предусматривает нормы, согласно которой оформление иностранному гражданину вида на жительство как носителю русского языка является основанием для аннулирования выданного ему разрешения на работу в качестве ВКС. В то же время иностранный работник, получив вид на жительство на основании подп. 7 п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ, вправе обратиться в органы МВД, чтобы аннулировать разрешение на работу в качестве ВКС (подп. 2 п. 9.7 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
В любом случае в трудовой договор, заключенный с иностранным работником, необходимо внести сведения о полученном виде на жительство (ст. 327.2 ТК Р), а также исключить информацию о разрешении на работу в качестве ВКС, на основании которого работник осуществлял трудовую деятельность в данной организации.
Полагаем, что со дня выданного иностранному работнику вида на жительство как носителю русского языка на работника не распространяются положения ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, в том числе требования о наличии у него разрешения для осуществления им трудовой деятельности на территории РФ, т.е. считать такого работника выскококвалифицированным специалистом в целях применения положений Закона N 115-ФЗ оснований не имеется, хотя у работника и имеется на руках действующее разрешение на работу. Полагаем, что работодатель вправе обратиться к работнику с просьбой аннулировать его, обратившись с соответствующим заявлением в орган МВД. При этом расторгать трудовой договор, заключенный с иностранным работником, на наш взгляд, в такой ситуации нет необходимости. Сторонам необходимо дополнительным соглашением к трудовому договору внести изменения в трудовой договор в части сведений о выданном иностранному работнику виде на жительство. Стороны вправе также изменить по соглашению сторон размер заработной платы работника в сторону его уменьшения или увеличения без каких-либо ограничений в соответствии с порядком, установленным трудовым законодательством.
Согласно п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатели обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Такое уведомление может направляться на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Полагаем, что поскольку на иностранного специалиста уже не распространяются особенности, предусмотренные ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, уведомлять органы МВД об исполнении обязательств по выплате заработной платы данному работнику не нужно. Вместе с тем риск претензий со стороны контролирующих органов будет сведен к минимуму, если работник в ближайшее время обратится в орган МВД с заявлением об аннулировании разрешения на работу, и после этого работодатель уведомит этот же орган о том, что данный иностранный работник уже не относится к категории ВКС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

9 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Во многих организациях работают безвизовые иностранные работники на основании патента. На практике складываются такие ситуации, когда у иностранца заканчивается срок действия патента. При этом поданы документы для оформления нового патента (продления срока патента), но между датой окончания срока действия имеющегося патента и датой получения нового патента имеется разрыв в несколько дней или недель.

В этой ситуации у работодателей возникают вопросы: нужно ли увольнять иностранного работника или его следует отстранить от работы?

Рассмотрим на примере: в организации работает иностранный работник,у которого 1 июля 2019 года закончится срок, на который выдан патент. Новый патент иностранец планирует получить 10 июля 2019 года.

Как организации следует поступить с данным иностранным работником?

В рассматриваемой ситуации необходимо оформить отстранение от работы иностранного работника со 2 июля 2019 года, поскольку по 1 июля 2019 года включительно он имеет право вести трудовую деятельность на основании имеющегося у него патента, на один месяц (со 2 июля 2019 года по 1 августа 2019 года включительно). Этот месяц ему дается для того, чтобы он продлил срок действия имеющегося у него патента либо оформил новый патент.

Если иностранный работник по 1 августа 2019 года включительно не продлит срок действия имеющегося у него патента либо не оформит новый патент, работодатель обязан его уволить по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 327.6 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Для отстранения от работы иностранного работника работодателю необходимо издать соответствующий приказ, в котором указать срок отстранения от работы.

ПО КАКИМ ОСНОВАНИЯМ МОЖНО ОТСТРАНИТЬ ОТ РАБОТЫ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА?

Основания отстранения от работы (недопущения к работе) иностранных работников различаются в зависимости от статуса иностранных граждан.

Временно пребывающих в России иностранных граждан работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к ней) в следующих случаях:

  • приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ);
  • окончание срока действия разрешения на работу или патента (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ);
  • окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг иностранному работнику (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ).

КАК ОФОРМИТЬ ОТСТРАНЕНИЕ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ?

Чтобы отстранить иностранного работника от работы в связи с окончанием срока действия патента, необходимо издать приказ об отстранении работника от работы. Оформить приказ нужно в свободной форме, поскольку унифицированная форма такого приказа не утверждена.

Основанием для издания приказа об отстранении от работы иностранного работника будет докладная записка, например, начальника отдела кадров (иного должностного лица), в которой он сообщает руководителю организации об окончании срока действия патента, выданного иностранному работнику, и необходимости отстранения данного работника от работы (пример 1).


В приказ об отстранении от работы иностранного работника (пример 2) включается следующая информация:

  • фамилия, имя, отчество иностранного работника;
  • должность (профессия, специальность) иностранного работника;
  • основание отстранения от работы (недопущения к работе);


  • срок отстранения или недопущения к работе (дата его начала и окончания).

Конкретную дату окончания отстранения (недопущения) можно не указывать, если на момент издания приказа невозможно определить продолжительность данной меры. При этом можно указать конкретное событие, которое определяет момент окончания отстранения или недопущения.


Формулировка в приказе об отстранении от работы иностранного работника может быть, например, следующей:


Другой вариант формулировки:


  • условие о неначислении иностранному работнику заработной платы в период отстранения от работы или недопущения к работе;
  • наименование и реквизиты документов, которые послужили основанием для издания приказа (например, докладная записка).

С приказом об отстранении от работы нужно ознакомить иностранного работника под роспись.

Запись об отстранении от работы в трудовую книжку иностранного работника не вносится.

НАДО ЛИ НАЧИСЛЯТЬ ЗАРПЛАТУ ИНОСТРАНЦУ В ПЕРИОД ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ?

В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Начисление заработной платы иностранному работнику за период отстранения его от работы в связи с окончанием срока действия патента трудовым законодательством не предусмотрено.

КАК ЗАПОЛНИТЬ ТАБЕЛЬ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ПЕРИОД ОТСТРАНЕНИЯ ИНОСТРАНЦА ОТ РАБОТЫ?

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Для учета рабочего времени используется унифицированная форма табеля учета рабочего времени (формы № Т-12, № Т-13) или форма табеля учета рабочего времени, самостоятельно разработанная и утвержденная работодателем.


В табеле учета рабочего времени необходимо отражать соответствующими кодами фактически отработанное работником количество часов и минут в рабочие дни, а также периоды отсутствия работник на работе.

В табеле учета рабочего времени по унифицированной форме № Т-12 (Т-13) за период отстранения иностранного работника от работы в связи с окончанием срока действия патента необходимо проставить буквенный код «НБ» или цифровой код «35».

Буквенный код «НБ» (цифровой код «35») проставляется в табеле, если работник отстранен от работы (не допущен к работе) по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы.

НУЖНО ЛИ УВЕДОМЛЯТЬ МВД РОССИИ ОБ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ ИНОСТРАНЦА?

Уведомлять территориальное подразделение МВД России об отстранении от работы иностранного работника в связи с окончанием срока действия патента не требуется. Действующим законодательством такое уведомление не предусмотрено.

При этом нужно уведомить территориальный орган МВД России на региональном уровне в том субъекте РФ, на территории которого работает иностранный гражданин, то есть по месту фактической работы иностранца.

КАК ОФОРМИТЬ ДОПУСК ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА К РАБОТЕ ПОСЛЕ ОФОРМЛЕНИЯ НОВОГО ПАТЕНТА?

Если иностранный работник оформит и предоставит новый патент, то работодатель допускает его к работе. Для этого работодателю необходимо издать приказ о допуске иностранного работника к работе после отстранения (пример 3).

Трудовое и миграционное законодательство требует от работодателя соблюдения целого ряда правил при увольнении иностранного работника. Нюансы рассмотрела наш ведущий юрист-консультант Галия Текарёва.

Увольнение иностранного работника происходит по основаниям, которые условно можно разделить на две группы: общие основания, которые не имеют отношения к гражданству работника, предусмотренные статьёй 77 ТК РФ, и особые (специальные) основания. Последние характерны только для иностранных работников, которые перечислены в части 1 статьи 327.6 ТК РФ. Применение этих оснований зависит от статуса иностранца.

Специальные основания расторжения трудовых договоров

Начнём с наиболее привилегированных категорий иностранных работников, к которым относятся постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане (с видом на жительство в РФ), временно проживающие на территории РФ (с разрешением на временное проживание) и граждане, прибывшие из стран иностранных государств ‒ членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан).

Постоянно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия вида на жительство в РФ[1].

Временно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия разрешения на временное проживание в РФ[2].

Увольнение граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана не предусмотрено по специальным основаниям, например в связи с окончанием срока патента или разрешения на работу, и другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 327.6 ТК РФ с учётом положений международных договоров РФ. Но остаётся открытым вопрос об увольнении граждан государств ЕАЭС (кроме граждан Беларуси, так как им полис ДМС не нужен) по пункту 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, то есть в связи с окончанием срока действия договора (полиса) ДМС или прекращением действия договора с медицинской организацией об оказании иностранцам медицинских услуг. Минтруд РФ официальных разъяснений пока не дал, поэтому возможны риски работодателя при увольнении иностранных граждан стран ЕАЭС по данному основанию.

Также необходимо отметить, что иностранных граждан так называемых привилегированных категорий, перечисленных выше, нельзя уволить в связи с приведением численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей[3], поскольку на них не распространяется ограничение о допустимой доле иностранных работников. Эти выводы можно сделать из пункта 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 13.2, пункта 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ‒ Закон об иностранцах), положений международных договоров РФ.

Самое большое количество специальных оснований прекращения трудового договора предусмотрено законодательством для договоров, заключённых с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации.

При увольнении временно пребывающих иностранцев, работающих по патенту или разрешению на работу, ТК РФ предусмотрены следующие специальные основания:

  • окончание срока действия патента или разрешения на работу[4];
  • аннулирование патента или разрешения на работу[5];
  • окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС или прекращение действия договора между работодателем и медицинской организацией об оказании иностранцу медицинских услуг[6];

Это основание не может быть причиной увольнения высококвалифицированных специалистов (ВКС), так как работодатель должен обеспечить им гарантии получения медицинской помощи в течение всего срока действия трудового договора[7].

  • приведение численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей таких работников для вашего вида экономической деятельности[8].

Трудовое законодательство предоставляет иностранному сотруднику срок для устранения специальных причин увольнения. Отстранение возможно на срок до одного месяца. Этот срок указан в статье 327.6 ТК РФ, и он даётся на переоформление новых документов. Отстранение необходимо оформить приказом.

В случае если по истечении месяца иностранный работник не получит новых разрешительных документов, работодатель имеет право прекратить трудовой договор на основании соответствующего пункта статьи 327.6 ТК РФ.

При расторжении трудового договора с иностранным сотрудником оформляется приказ, с которым сотрудника нужно ознакомить под личную подпись. В день прекращения трудового договора организация обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчёт. Также по письменному заявлению сотрудника работодатель должен выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой[9].

Уведомление об увольнении иностранца

Наиболее важным моментом при расторжении трудовых договоров с иностранными работниками является обязанность работодателя уведомить об этом факте территориальный орган МВД в том субъекте РФ, где работал уволенный сотрудник. Это следует из норм абзазца 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах, пункта 2 Порядка уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами[10].

Если увольняется иностранец, который обучается в РФ очно в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования) по основной профессиональной образовательной программе, имеющей госаккредитацию, то необходимо уведомить региональный орган службы занятости. Уведомление налоговой инспекции при увольнении иностранного работника не нужно (эта обязанность отменена ещё в 2015 году). Эти сведения налоговый орган получит от миграционного в рамках межведомственного взаимодействия.

На заметку! Уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином направляется работодателем независимо от основания прекращения трудовых отношений.

Уведомить территориальный орган МВД России необходимо об увольнении любого работника-иностранца, поскольку в абзаце 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах нет исключений в отношении каких-либо категорий иностранцев.

Итак, подробнее о порядке уведомления. Уведомить об увольнении иностранца необходимо территориальный орган МВД России в том субъекте РФ, где работал уволенный. Для этого направляется не позднее трёх рабочих дней с даты увольнения работника уведомление по установленной форме[11]. Форма уведомления и порядок подачи утверждена Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11. Сведения об увольнении нужно подать о каждом уволенном иностранном работнике. Уведомление заполняется от руки или на компьютере, на русском языке, разборчиво, без сокращений, зачеркиваний или исправлений. Обязательно заполняются все поля в бланке уведомления.

Для направления уведомления в территориальный орган МВД России законодатель предлагает несколько способов:

Важно! В зависимости от способа, которым было направлено уведомление, необходимо получить подтверждение направления такого уведомления в установленный законом срок. Это может быть справка о приёме уведомления (если оно сдавалось непосредственно в территориальный орган МВД), второй экземпляр описи, заверенный сотрудником почты (если уведомление направлялось по почте) и электронное сообщение о приёме уведомления, которое должно быть направлено не позднее рабочего дня, следующего за днём получения уведомления ( в случае направления уведомлении в электронной форме).

Подтверждение желательно хранить не менее года, так как срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка уведомления составляет один год[12].

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена административная ответственность согласно частям 3, 4 статьи 18.15 КоАП РФ.

Снятие с миграционного учёта

Работодателю иностранного работника также необходимо знать о снятия с миграционного учета уволившегося иностранца, если он был поставлен на учёт по месту пребывания по адресу организации-работодателя. Эта норма применяется с недавних пор в отношении работодателя принимающей стороны и установлена Федеральным законом от 29.07.2018 № 257-ФЗ (вступил в силу 10.08.2018).

Совсем недавно работодатель не имел возможности снять с миграционного учёта бывшего иностранного работника самостоятельно. И если уволенный работник не покидал территорию РФ или его не ставила на учёт другая принимающая сторона, то он числился зарегистрированным по прежнему адресу. В итоге бывший работодатель мог быть оштрафован за то, что иностранец проживает не по месту учёта.

Теперь факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 ‒ 4 ч. 1 статьи 23 Закона № 109-ФЗ, является самостоятельным основанием для снятия его с учёта по месту пребывания[13].

Итак, снятие иностранца с учёта по месту пребывания осуществляется в случае:

- его постановки на учёт по новому месту пребывания;

- его выезда из Российской Федерации;

- смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

- установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной постановки на учёт по месту пребывания;

- убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением вышеперечисленных случаев.

С учёта по месту пребывания снимает орган МВД России после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания согласно пункта 5 части 2 статьи 23 Закона № 109-ФЗ.

Уведомление об убытии по инициативе работодателя

Форма уведомления, перечень содержащихся в нём сведений и требования к его оформлению утверждены Приказом МВД России от 18.03.2019 № 142. Этим же приказом утверждён Порядок направления в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Этот приказ вступил в силу с 28.07.2019.

Уведомление об убытии направляется в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном или районном уровне по месту постановки на учёт по месту пребывания иностранного гражданина.

Это можно сделать несколькими способами (ч. 2.2 ст. 23 Закона о миграционном учёте, п. п. 1, 4 Порядка направления в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания): лично, через МФЦ или почтовым отправлением.

За нарушение требований об уведомлении, например за непредставление уведомления об убытии иностранного работника-вахтовика, поставленного на учёт по месту пребывания по адресу организации (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), грозит штраф (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • от 40 000 до 50 000 руб. ‒ для должностных лиц организации;
  • от 400 000 до 500 000 руб. ‒ для организации.

Таким образом, при расторжении трудового договора с иностранным работником, работодателю необходимо учитывать все нормы и ограничения миграционного законодательства и своевременно отслеживать изменения нормативных правовых актов.

[1] П. п. 4, 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[2] П. п. 3, 6 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[3] П. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[4] П. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[5] П. 2 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[6] П. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[7] П. 14 ст. 13.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

[8] П. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[10] Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Действующие в РФ нормы и положения трудового права определяют равные отношения между трудоустроенными гражданами-резидентами страны и работниками, имеющими гражданство иных государств.

Правовой статус работников-нерезидентов в РФ регламентируется нормативными документами разных отраслей права (ст. 77, 83 Трудового кодекса РФ и ФЗ № 115 (25.07.2002) о положении в РФ иностранных граждан), регламентирующими также вопросы, касающиеся завершения трудового контракта (договора) и последующего увольнения.

Вопрос: Организация приняла на работу иностранного гражданина и уведомила территориальный орган МВД России о заключении трудового договора. В день начала работы работник на работу не вышел. Обязан ли работодатель уведомить о прекращении трудового договора, если трудовой договор иностранца аннулируется и считается незаключенным?
Посмотреть ответ

Основания для расторжения соглашения о приеме на работу

Причины для окончания трудовых отношений с работниками, являющимися гражданами иных государств, разделяют на:

  • общие, относящиеся к сотрудникам независимо от гражданства;
  • специальные, применяемые при наличии у работника особого статуса.

В первом случае совокупность причин включает следующие:

  • окончание времени действия соглашения, определенного в момент его оформления;
  • желание самого работника;
  • инициатива предприятия-работодателя;
  • различные виды нарушения положений законодательства РФ о труде;
  • обстоятельства, не связанные с желаниями участников договора.

К специальным основаниям увольнения иностранных сотрудников отнесены:

  • отбытие за пределы РФ (добровольное, принудительное);
  • аннулирование разрешения на нахождение в пределах РФ;
  • окончания периода действия патента или разрешения на работу;
  • окончание срока или приостановление действия полученного ранее организацией разрешения на использование труда иностранцев;
  • завершение срока медицинского полиса (страховки).

Действия при увольнении иностранного гражданина

Последовательность действий участников трудовой сделки при наиболее частых основаниях для прекращения соглашения о найме представляется следующим образом:

    При увольнении по инициативе иностранного работника последний должен изъявить свое желание в письменном виде, направив администрации предприятия заявление. Руководство предприятия-работодателя заверяет полученное заявление и направляет его в соответствующее подразделение для подготовки приказа об увольнении. На основании подписанного приказа в трудовую книжку увольняющегося сотрудника вносится соответствующая запись и рассчитывается окончательная сумма заработка к получению работником.

К сведению! Работник должен предупредить администрацию предприятия не позже чем за 2 недели до предполагаемой даты увольнения. Если в течение указанного срока иностранный гражданин изменил свое решение, он имеет право отозвать заявление и далее исполнять должностные обязанности (на прежних условиях).

  • Допущенных работником прогулов (невыходов на работу). В случае неявки на работу сотрудника компания направляет (по адресу его пребывания в РФ) требование о разъяснении причин отсутствия на рабочем месте. Если ответ не получен в течение установленного срока, организация вправе инициировать процедуру увольнения (ст. 81 ТК РФ).
  • Окончания периода действия контракта о труде (ст. 79 ТК РФ). Начисление зарплаты работнику, отсутствовавшему на работе без уважительных причин, не производится.

Документы и выплаты при прекращении сделки с иностранным работником

Увольнение иностранного работника производится на основании приказа, издаваемого в компании в связи с:

  • завершением времени действия договора о приеме на работу;
  • письменным обращением (заявлением) работника;
  • дисциплинарным нарушением со стороны сотрудника;
  • неудовлетворительными результатами, показанными гражданином в период испытательного срока.

Подготовленный приказ передается сотруднику для ознакомления (под роспись) и служит основанием записей в трудовую книжку (даты, номера приказа, причины) и проведения расчетов по заработку увольняемого лица.

К сведению! Причины увольнения, указываемые в трудовой книжке, должны соответствовать формулировкам статей ТК РФ.

Трудовая книжка и иные документы выдаются лично уволенному гражданину или отправляются по адресу его регистрации заказным письмом.

Иностранец получает те же денежные выплаты при увольнении, что и работник-резидент РФ:

  • заработную плату, начисленную за последний месяц работы или иной расчетный период, принятый в компании;
  • премиальные и иные поощрительные выплаты, а также надбавки к заработной плате, оговоренные в контракте;
  • возмещение за неиспользованные дни трудового отпуска (на дату увольнения).

Денежные выплаты перечисляются в последний рабочий день на карточный счет гражданина или выдаются наличными в кассе предприятия.

Направление уведомления об увольнении иностранца

Согласно ФЗ № 115 организация-работодатель в обязательном порядке направляет в миграционную службу МВД РФ (на территории работы иностранца) сведения, касающиеся прекращения трудового контракта с гражданином, имеющим не российское гражданство.

В миграционную службу, контролирующую исполнение требований закона о нахождении в РФ иностранцев, организация передает уведомление при:

  • расторжении контракта о приеме на работу по желанию работника-иностранца;
  • прекращении сотрудничества в связи с деловыми качествами сотрудника;
  • окончании времени действия контракта или разрешительных документов по работнику;
  • выезде гражданина за пределы РФ без уведомления компании.

В любом из указанных случаев работодатель также обязан уведомить о прекращении трудового контракта Фонд медицинского страхования. Уведомление передается нарочным или почтовым отправлением с уведомлением о доставке в течение 3 дней с момента расторжения контракта в отношении уволенных иностранных граждан, включая:

  • лиц без виз, в том числе из ЕАЭС, имеющих патент на работу;
  • граждан с визами и с разрешением на трудовую деятельность;
  • лиц, имеющих разрешение на временное пребывание на территории РФ;
  • иностранцев, получивших вид на жительство в пределах территории РФ;
  • беженцев.

К сведению! Передача сведений в ФМС об увольнении должна производиться не только организацией, привлекающей к работе нерезидентов страны, но и уволенным иностранным гражданином.

При несвоевременной передаче сведений в ФМС в отношении работодателей предусмотрены меры наказания в виде штрафа (ст. 18 КоАП РФ):

В некоторых случаях возможно приостановление работы организации (от 14 дней до 3 месяцев).

Не требуется направление информации об увольнении иностранца в налоговую службу или в центр занятости (с 2015 г.).

Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет - то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья "Договора о Евразийском экономическом союзе", на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.


В общем случае размер страховых взносов зависит от категории иностранного гражданина по 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: временно пребывающий / временно проживающий / постоянно проживающий.

Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.

В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.


такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - не начисляются
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).


Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"



Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4


Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.

Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н "О вопросах трудоустройства иностранных граждан", где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: "Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.

Читайте также: