Если у работника свидетельство о предоставлении временного убежища

Опубликовано: 17.09.2024

У меня розничный магазин, я ИП. В данный момент ищу нового сотрудника (продавец).

Ко мне хочет устроиться девушка, гражданка Украины. У нее есть свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Могу ли я ее трудоустроить? Какие документы у нее должны быть и что нужно проверять при оформлении? Какие сейчас штрафы за неоформленных иностранцев?

<Письмо> Минобрнауки России от 08.08.2014 N НТ-865/08
<О трудоустройстве граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в целях временного убежища>

В связи с поступающими запросами по трудоустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в поисках временного убежища, Минобрнауки России и Минтруд России разъясняют.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (далее — федеральный закон о беженцах) лицо, признанное беженцем, имеет право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, признанные беженцами, а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими соответствующих статусов, имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешений на работу.
Согласно абзацам пятому и шестому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Перечень документов, подлежащих предъявлению работодателю при поступлении на работу, установлен статьей 65 Кодекса и включает в себя в том числе документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, а также справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка о судимости), выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Так, статьей 351.1 Кодекса определено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
В этой связи граждане Украины при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Согласно Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденному приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. N 1121, по заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдается органами внутренних дел.
Срок выдачи справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в федеральном казенном учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — ФКУ «ГИАЦ МВД России») или информационных центрах территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее — ИЦ). При необходимости получения дополнительной информации в иных органах, организациях и учреждениях срок рассмотрения заявления может быть продлен начальником ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ или должностным лицом, его замещающим, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель.
В части, касающейся признания в Российской Федерации документов об образовании, выданных на территории Украины, необходимо руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 1 апреля 2014 г. N 01-52-574/06-1295, согласно которому вопросы признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученного в иностранном государстве (далее — иностранное образование и (или) иностранная квалификация), регулируются статьей 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании»).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 107 Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее — международные договоры о взаимном признании), а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 1694-р.
Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.
В настоящее время между Российской Федерацией и Украиной действуют следующие международные договоры о взаимном признании:
Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 года);
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26 мая 2000 г.);
Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28 января 2003 г.).
В указанных международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученных в иностранном государстве.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 107 Федерального закона «Об образовании», иностранное образование и (или) иностранная квалификация, не попадающие под действие международных договоров, требуют прохождения процедуры признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 г. N 1391 (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2014 г., регистрационный N 31387).

Как правило, иностранцам в России для того, чтобы начать трудовую деятельность, необходимо получить разрешение на работу. Но статус временного убежища даёт больше свободы в данном вопросе. Свои особенности есть, но приём на работу не сильно отличается от основной массы сотрудников.

Приём на работу

Граждане Украины, получившие временное убежище, не должны дополнительно получать разрешение на работу, оно автоматически входит в полученный статус. Работодателям тоже не нужно делать никаких запросов на приём иностранных граждан. Просто идёт приём очередного сотрудника, без всяких квот и лишних бумаг.

Гражданский паспорт изымается при получении статуса и находится на хранении в отделении ГУВМ МВД, поэтому личность подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. На территории России оно будет исполнять роль паспорта.

Свидетельство о предоставлении временного убежища

Пример свидетельства о предоставлении временного убежища

Работодателям также стоит ознакомиться и со списком вакансий, на которые запрещено принимать иностранных граждан, в том числе украинцев. Так иностранцев нельзя брать для работы в аптеках. Кроме того, нельзя использовать иностранный труд для торговли вне магазинного павильона, это касается как открытых лотков, так и палаток.

Подробнее о приеме на работу граждан Украины в РФ читайте на нашем сайте, пройдя по данной ссылке.

Необходимые документы

Со статусом временного убежища приобретается и право на работу. При этом для граждан Украины нет особых ограничений на занимаемые должности. Плюс, по сравнению с приезжими из других стран в том, что нет языкового барьера. При приёме на работу необходимы документы:

  1. Удостоверение личности, в данном случае это свидетельство о предоставлении временного убежища.
  2. Медицинская комиссия, если этого требует трудовой кодекс, некоторые фирмы самостоятельно оплачивают медицинское обследование для своих сотрудников.

Свидетельство о прохождении медкомиссии

Образец врачебного свидетельства о состоянии здоровья иностранного гражданина

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Образец свидетельства обязательного пенсионного страхования

Свидетельство ИНН не является обязательным для приёма на работу.

Трудовые налоги

Как и прочие рабочие России, все получившие временное убежище тоже выплачивают налоги.

Страховые взносы в пенсионный фонд

Калькулятор

С заработной платы иностранных работников также удерживаются страховые пенсионные взносы, размер этих взносов тот же, что и у российских граждан. Пенсионные отчисления не производятся, если срок контракта или трудового договора менее 6 месяцев.

Обязательное медицинское страхование

По закону все получившие временное убежище имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи, а значит, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Выплаты заработной платы, соответственно, также облагаются налогом в пользу страховых взносов.

Фонд социального страхования

В рамках социального страхования украинцы с полученным убежищем имеют право на все социальные выплаты, так же как и российские граждане, поэтому при устройстве на работу этот налог изымается из заработка. В случае декретного отпуска или временной нетрудоспособности по болезни они так же могут претендовать на получение пособия.

В каждом трудовом договоре прописана страховка на случай производственной травмы и заболеваний, связанных с профессией. В соответствии с этими пунктами договора, налог в ФСС от производственных травм также удерживается из заработной платы.

Травма

Налог на доходы с физически лиц удерживается из зарплаты каждого работника России. Стандартная ставка – 13%, но с иностранных граждан, работающих в России, удерживается 30% в течение 183 дней.

Начиная с 2014 года все украинцы, получившие статус временного убежища, сразу приравниваются к налоговым резидентам. Это означает, что налог на доходы взимается сразу в размере 13%, что является большим преимуществом.

Как найти работу

Граждане Украины, особенно квалифицированные специалисты, легко могут найти работу на территории России. Приём на работу граждан со свидетельством о предоставлении временного убежища не требует от работодателя дополнительных разрешений. Также нет квот на приём таких работников.

Поиск работы

Если есть время, можно взяться за поиск работы самостоятельно. Процедура поиска работы одинакова во всех странах: поиск подходящей вакансии, звонок, собеседование. Тем более, разрешение на работу не требуется, а значит, не предстоит никаких лишних затрат и бумажной волокиты.

Когда собственных средств к существованию нет, и поиск работы становится вопросом выживания, резонно обратиться в центр занятости населения. Пособия иностранным гражданам не полагается, зато можно быстро получить список свободных вакансий и получить хотя бы временную, пусть и не очень желанную работу.

Открытие ИП

По законам Российской Федерации открыть ИП на территории страны может как российский, так и иностранный гражданин. По закону о беженцах, лица, получившие статус беженца в России или временное убежище имеют право на территории страны работать и заниматься предпринимательством. Следовательно, со стороны закона нет никаких препятствий для оформления документов на открытие индивидуального предприятия.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

    Заявление по установленной форме. Образец можно найти на официальном сайте налоговой службы, там же есть образец заполнения.

Заявление о регистрации ИП

Образец заявления о регистрации ИП

РВП

Загвоздка в открытии ИП временного убежища кроется как раз в последнем пункте. Требуется РВП или ВНЖ в России. Эта небольшая поправка часто становится препоной, хотя и противоречит закону о беженцах.

В разных регионах страны дела с открытием ИП лиц с временным убежищем обстоят по-разному. Часто всё зависит непосредственно от лица, принимающего документы.

Во многих случаях выгоднее выход оформить РВП и только потом обращаться за открытием ИП.

Кроме того РВП – это уже шаг к получению российского гражданства, а значит, не придётся бросать свой открытый бизнес, если исчезнут обстоятельства на предоставление временного убежища.

Гражданам Украины , получившим статус временного убежища на территории РФ , не требуются дополнительные документы для устройства на работу. Что касается рабочего законодательства, они полностью приравниваются к жителям России, имеют те же права и обязанности на рабочем месте. Так же как и с остальных рабочих, с них удерживаются налоги, но за счёт этого они получают все социальные гарантии.

Работодатель заключил трудовой договор с гражданином Республики Украины, имеющим статус лица, получившего временное убежище в РФ, в дальнейшем иностранный работник получает разрешение на временное проживание. При принятии на работу иностранного гражданина, имеющего статус лица, получившего ­временное убежище в РФ, работодатель уведомил территориальный орган ФМС России.

Должен ли работодатель вносить изменения в трудовой договор о перемене статуса работника – иностранного гражданина (гражданина Украины) и ­сообщать о данном факте в структурное подразделение ФМС России?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в данной ситуации после получения иностранным гражданином, работающим в Вашей организации, статуса временно проживающего в Российской Федерации сторонам необходимо будет внести в текст трудового договора сведения о выданном данному гражданину разрешении на временное проживание в РФ. Уведомлять территориальный орган ФМС России о получении работником статуса временно проживающего в Российской Федерации ­работодателю не ­требуется.

Обоснование вывода

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон № 4528-1) временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории России в соответствии со ст. 12 Закона № 4528-1, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Соответственно, гражданин Украины, получивший свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, приобретает статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ (см. также п. 2 письма Минтруда России от 08.09.2014 № 17-3/10/В-5684).

Как следует из вопроса, предполагается, что иностранный работник вскоре получит разрешение на временное проживание. На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание (далее – РВП), относятся к категории временно ­проживающих в РФ.

Законодательство (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ) требует, чтобы сведения о выданном иностранцу разрешении на временное проживание в РФ наряду с другими сведениями, предусмотренными ТК РФ (ч. 1 ст. 57), были включены в трудовой договор. Соответственно, при получении работником указанного статуса в трудовой договор необходимо будет внести изменения: договор должен быть дополнен недостающими сведениями, которые вносятся непосредственно в его текст (ч. 3 ст. 57 ТК РФ). Поскольку сведения о разрешении на временное проживание в РФ не являются условиями трудового договора, соблюдение требований ст. 72 ТК РФ для внесения изменений в трудовой договор работодателю не требуется.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации после приобретения работающим в Вашей организации иностранным гражданином статуса временно проживающего на территории РФ сторонам необходимо будет внести в текст трудового договора сведения о выданном этому ­гражданину разрешении на временное проживание в РФ.

Если же при заключении трудового договора в него были включены какие-либо дополнительные условия, связанные с наличием у работника статуса иностранного гражданина, при смене статуса они могут быть ­изменены в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ.

Пунктом 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В рассматриваемой ситуации организация, заключив с гражданином Украины трудовой договор, как сторона, принимающая иностранного гражданина, поставила его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган ФМС России (п. 4 и 7 ч. 1 ст. 2, ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9)). Таким образом, обязанность уведомления территориального органа ФМС России о принятии на работу этого иностранного гражданина уже исполнена. Уведомлять о получении иностранным работником ­статуса временно проживающего на территории РФ не требуется.

При этом, как установлено п. 9 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, лица, имеющие разрешение на временное проживание, самостоятельно сообщают миграционной службе о месте своей работы в рамках ежегодного уведомления органов ФМС России. Следовательно, при получении иностранным гражданином, работающим в организации, статуса временно проживающего в РФ у него появится обязанность самостоятельно уведомлять территориальный орган ФМС России о месте своей работы. Форма и порядок подачи такого уведомления установлены постановлением ­Правительства РФ от 17.01.2007 № 21.

Главная страница В помощь населению Советы юриста Лицам, ищущим убежище

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (ст. 12 ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции является Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – « ГУВМ МВД России») .

Условия предоставления временного убежища

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1. имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2. не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Гуманными причинами могут являться:

- тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности;

- реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда это лицо должно быть выдворено;

- реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

При этом перечень гуманных причин, дающих основание для предоставления временного убежища, является примерным, законодателем не ограничен.

Порядок предоставления временного убежища

Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерством внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.

Форма заявления о предоставлении временного убежища устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации . В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи.

На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется - справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О беженцах", о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Лицо , подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления, а также должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение.

Однако, следует помнить, что обязанность по направлению лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении временного убежища, на медицинское освидетельствование их лично и прибывших с ними членов их семей, возложена на органах миграционной службы.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не проходят медицинское освидетельствование, если они в течение 1 года прошли медицинское освидетельствование в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О беженцах".

Срок рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища составляет три месяца. В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища территориальный орган миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня принятия решения вручает или направляет лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории РФ (например, состоянии здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Согласно разъяснительного ответа ФМС РФ № МС-2/6-11358 от 03.08.2009 года - состояние здоровья заявителя или его несовершеннолетнего члена семьи может стать основанием для предоставления временного убежища на территории РФ, в связи с невозможностью получить необходимую неотложную помощь для лечения этого заболевания в стране исхода.

При этом следует иметь в виду, что основанием для предоставления временного убежища является ни наличие у них заболевания, а невозможность получить неотложную медицинскую помощь для лечения этого заболевания на территории государства гражданской принадлежности или постоянного проживания. В этой связи у заявителя появляются обоснованные опасения стать жертвой жестокого, бесчеловечного обращения или даже пытки. Лицо при возвращении на родину обрекается на неоправданные страдания. Исходя из этого, российское законодательство не приводит исчерпывающего перечня заболеваний, при которых может быть предоставлено временное убежище. Возможности разных государств по оказанию гражданам неотложной медицинской помощи при одном и том же заболевании различны и могут меняться по времени.

По результату рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации принимает решение о предоставлении временного убежища либо об отказе в предоставлении.

Временное убежище предоставляется на срок до одного года.

Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Свидетельство о предоставлении временного убежища

В соответствии с Порядком оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (Приложение N 4 к Приказу ФМС России от 25 марта 2011 г. N 81), оформление и выдача иностранному гражданину или лицу без гражданства свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации осуществляется территориальным органом ГУВМ МВД России на основании решения о предоставлении ему временного убежища.

Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок до одного года.

Для оформления свидетельства лицо, получившее временное убежище, представляет в территориальный орган ГУВМ МВД России четыре личные фотографии и две фотографии каждого члена семьи, не достигшего возраста восемнадцати лет, сведения о котором вносятся в свидетельство.

Свидетельство оформляется и выдается в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицу временного убежища.

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

  • получение услуг переводчика и получение информации о порядке предоставления временного убежища о своих правах и обязанностях;
  • получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение направления в центр временного размещения;
  • сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
  • получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения;
  • медицинскую и лекарственную помощь;
  • получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;
  • подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.
  • пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма);
  • оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации;
  • пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены обязаны:

  • сообщить в течение семи дней в территориальный орган миграционной службы сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • сняться с учета в территориальном органе миграционной службе при изменении места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Федеральной миграционной службы;
  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;
  • пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;
  • сообщать сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении временного убежища.

Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

  • в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
  • при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства.
  • при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

  • осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
  • сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Федерального закона Российской Федерации "О беженцах";
  • привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении временного убежища, вправе оспаривать такое решение в досудебном и судебном порядке.

Срок подачи жалобы не должен превышать один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Жалоба должна содержать:

наименование органа, представляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, куда должен быть направлен ответ заявителю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу;

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 15 календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом ФМС России либо территориального органа принимается следующее решение:

об удовлетворении жалобы полностью или частично;

об отказе в удовлетворении жалобы.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти…..» обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на территориальный орган миграционной службы, принявший данное решение.

Зарегистрирован в Минюсте 11 июля 2011 г.
Регистрационный N 21312

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" 1 и Порядком предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 274 2 , - приказываю:

1.1. Форму заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (приложение N 1).

1.2. Форму справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (приложение N 2).

1.3. Форму бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (приложение N 3).

1.4. Порядок оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (приложение N 4).

2. Внесение в государственную информационную систему миграционного учёта сведений о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства справок о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации осуществлять по мере внедрения соответствующего программного обеспечения в деятельность территориальных органов ФМС России.

3. Не применять в системе ФМС России приказ Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 78 "Об утверждении формы бланка "Справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" 3 .

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу Положения о свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, образца бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и описания бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 274.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ФМС России по курируемому направлению деятельности.

Директор генерал-полковник милиции К. Ромодановский


1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 26, ст. 2956; 1998, № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 1, ст. 29; 2008, № 30, ст. 3616.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 16, ст. 1603; 2008, № 14, ст. 1412.

3 Зарегистрирован в министерстве юстиции Российской Федерации 26 октября 2001 года, регистрационный № 2991.

Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 36, 05.09.2011.


Приложение N 4

Порядок оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

1. Оформление и выдача иностранному гражданину или лицу без гражданства 1 свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации 2 осуществляется территориальным органом ФМС России на основании решения о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 274.

2. Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок до одного года.

3. Для оформления свидетельства лицо, получившее временное убежище, представляет в территориальный орган ФМС России четыре личные фотографии и две фотографии каждого члена семьи, не достигшего возраста восемнадцати лет, сведения о котором вносятся в свидетельство.

Фотографии представляются в черно-белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.

Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, лицами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головных уборов.

Фотографии в форменной одежде не принимаются.

4. Оформление свидетельства осуществляется при помощи средств электронно-вычислительной техники с учётом международных требований к оформлению документов, удостоверяющих личность.

Записи в бланке свидетельства производятся с использованием специального принтера, а при отсутствии технической возможности - от руки специальными чернилами чёрного цвета.

5. Свидетельство оформляется и выдается в течение одного рабочего дня, следующего за днём принятия решения о предоставлении лицу временного убежища.

6. При оформлении свидетельства территориальным органом ФМС России в него вносятся следующие данные:

6.1. На странице заднего форзаца бланка свидетельства проставляются:

фамилия, имя, отчество (при его наличии) владельца свидетельства;
гражданство, для лиц без гражданства производится запись "ЛБГ";
число, месяц и год рождения;
место рождения;
пол;
дата выдачи и срок действия свидетельства.

6.2. На странице 12 проставляются:

наименование территориального органа ФМС России, выдавшего свидетельство;
номер личного дела владельца свидетельства;
фамилия и подпись уполномоченного должностного лица территориального органа ФМС России, которая скрепляется печатью территориального органа ФМС России.

6.3. На странице 11 в таблицу вносятся сведения о детях, указанных в пункте 6.4 настоящего Порядка. На незаполненной части страницы делается прочерк в виде буквы "Z".

6.4. На страницах 9 и 10 вклеиваются фотографии детей владельца свидетельства, не достигших возраста восемнадцати лет.

Фотографии скрепляются печатью территориального органа ФМС России.

7. На страницах 7 и 8 бланка свидетельства производятся отметки органов записи актов гражданского состояния. По желанию владельца свидетельства на этой странице делается отметка учреждения здравоохранения о группе крови и резус-факторе.

8. На страницах 4 - 6 бланка свидетельства проставляются отметки о постановке его владельца на учет по месту пребывания.

9. На страницы 2 и 3 проставляются отметки о продлении срока действия свидетельства. В специально отведенных строках указываются наименование территориального органа ФМС России, продлившего срок действия свидетельства, фамилия и подпись должностного лица территориального органа ФМС России, которая скрепляется печатью территориального органа ФМС России.

10. На странице 1 бланка свидетельства записи и отметки не производятся.

11. Лицо, получившее временное убежище, получает свидетельство лично, проставляя свою подпись на странице 12 свидетельства.

Свидетельство, оформленное члену семьи лица, получившего временное убежище, не достигшему возраста восемнадцати лет, выдается лицу, получившему временное убежище. В этом случае на странице 12 свидетельства ставится прочерк.

12. В свидетельстве запрещается производить отметки и записи, не предусмотренные настоящим Порядком.

13. При получении свидетельства его владелец информируется о необходимости в случае утраты свидетельства незамедлительно заявить об этом в территориальный орган ФМС России по месту постановки на учёт.

14. Обмен свидетельства производится в случаях:

а) изменения фамилии, имени, отчества, гражданства владельца свидетельства;
б) установления неточностей или ошибок в произведенных в свидетельстве записях;
в) порчи свидетельства;
г) отсутствия свободного места для внесения необходимых записей на соответствующих страницах свидетельства.

Свидетельство, подлежащее обмену, изымается территориальным органом ФМС России.

15. Обмен свидетельства осуществляется по заявлению лица, получившего временное убежище, территориальным органом ФМС России по месту постановки его на учет.

16. В случае изменения фамилии, имени или отчества владельца свидетельства к заявлению прилагается заверенная копия документа, подтверждающего факт изменения этих персональных данных, и две фотографии, выполненные в соответствии с требованиями пункта 3 настоящего Порядка.

17. Обмен свидетельства производится в порядке, установленном для его выдачи.

18. В случае утраты свидетельства лицо, получившее временное убежище, в заявлении указывает где, когда и кем было выдано свидетельство, данные о лицах, вписанных в него, обстоятельства утраты.

19. Найденное свидетельство подлежит сдаче в территориальный орган ФМС России по месту обнаружения свидетельства.

20. Свидетельство подлежит изъятию в случае утраты лицом или лишения лица временного убежища, выдачи свидетельства в нарушение настоящего Порядка или оформления на утраченном (похищенном) бланке.

21. Свидетельство умершего владельца сдается в территориальный орган ФМС России.

22. Утраченные, испорченные, пришедшие в негодность, изъятые свидетельства признаются территориальным органом ФМС России недействительными.

23. Новое свидетельство взамен утраченного, испорченного или пришедшего в негодность выдается лицу, получившему временное убежище, после признания ранее выданного свидетельства недействительным.

24. Сведения о выданных и/или признанных недействительными свидетельствах заносятся в Журнал учёта выдачи свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (приложение N 1 к Порядку).

25. Территориальным органом ФМС России в государственную информационную систему миграционного учёта вносятся:

сведения о владельце свидетельства:

фамилия, имя, дата и место рождения, пол, гражданская принадлежность;
серия и номер свидетельства, дата его выдачи, срок действия;
дата продления срока действия свидетельства;
дата изъятия или сдачи свидетельства;
адрес места пребывания (проживания) владельца свидетельства на момент выдачи документа;
сведения о детях, вписанных в свидетельство;
обстоятельства утраты свидетельства или причины изъятия свидетельства;
дата признания свидетельства недействительным;
дата уничтожения и номер акта.

26. Информация о полученных территориальным органом ФМС России бланках свидетельства заносится в Журнал учёта бланков свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российское Федерации (приложение N 2 к настоящему Порядку).

27. Территориальные органы ФМС России организуют хранение бланков свидетельств и оформленных свидетельств в защищенных специально оборудованных помещениях или сейфах, а также уничтожение признанных недействительными свидетельств и испорченных бланков.

1 Далее - "лицо, получившее временное убежище".
2 Далее - "свидетельство".

Читайте также: