Есть ли в поездах медицинские работники

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация ОАО "Федеральной пассажирской компании" от 24 января 2020 г. "Медицинские работники, путешествующие поездами, теперь могут заявить о готовности оказывать первую помощь в дороге"

Медицинские работники, путешествующие поездами дальнего следования формирования АО "ФПК" (дочернее общество ОАО "РЖД"), могут выразить готовность оказать первую помощь другим пассажирам в случае экстренной необходимости.

Для этого при покупке билетов на официальном сайте ОАО "РЖД" нужно поставить специальные отметки рядом с полем "Я - медицинский работник. При необходимости готов оказать первую помощь в поезде". Также, при желании, пассажир может сообщить о том, что он медработник, приобретая билет в кассе.

Работники поездных бригад проходят обязательное обучение для оказания помощи пассажирам. Пассажиры - медицинские работники смогут оказать им содействие. В случае экстренной необходимости сотрудники поездной бригады обратятся к пассажиру, сделавшему соответствующую отметку, однако принимать решение, может ли он оказать первую помощь в каждом конкретном случае, медицинский работник будет самостоятельно. Если данное нововведение покажет свою эффективность, АО "ФПК" рассмотрит возможность создания специальной программы лояльности для медицинских работников.

Все вагоны пассажирских поездов дальнего следования формирования АО "ФПК" в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ оснащаются медицинскими укладками. В их состав входят исключительно медицинские изделия: жгут, бинты, шины, лейкопластырь, кровоостанавливающее средство, охлаждающие пакеты, мешок для проведения искусственного дыхания и тому подобное, предназначенные для оказания первой доврачебной помощи. Стандартным набором оснащается каждый вагон, расширенным - штабной.

Если кому-то из пассажиров стало плохо, для него организовывается эстафетное медицинское сопровождение до пункта назначения. Также он может быть направлен в больницу как в пункте назначения, так и на ближайшей станции. При необходимости поезд может быть остановлен даже на станции, на которой стоянка графиком курсирования не предусмотрена.

Обзор документа

Медработники, путешествующие поездами дальнего следования формирования АО "ФПК" (дочернее общество ОАО "РЖД"), могут выразить готовность оказать первую помощь другим пассажирам в случае экстренной необходимости.

Для этого при покупке билетов на сайте ОАО "РЖД" нужно поставить специальные отметки рядом с полем "Я - медицинский работник. При необходимости готов оказать первую помощь в поезде". Пассажир может сообщить о том, что он медработник, приобретая билет в кассе.

Работники поездных бригад проходят обязательное обучение для оказания помощи пассажирам. Пассажиры-медработники смогут оказать им содействие. Решение, способен ли медработник оказать первую помощь, он будет принимать в каждом конкретном случае самостоятельно.

Если данное нововведение покажет свою эффективность, то АО "ФПК" рассмотрит возможность создания специальной программы лояльности для медработников.

Если кому-то из пассажиров стало плохо, то для него организовывается эстафетное медицинское сопровождение до пункта назначения. Также он может быть направлен в больницу как в пункте назначения, так и на ближайшей станции. При необходимости поезд может быть остановлен даже на станции, на которой стоянка графиком курсирования не предусмотрена.

Из-за пандемии было отменено почти 50% поездов дальнего следования, но объемы перевозок восстанавливаются быстрыми темпами. В расписание уже возвращены многие маршруты, а в ближайшее время возобновят курсирование или увеличат периодичность более 160 поездов, в том числе скоростные "Сапсан", "Стриж" и "Ласточка".

Текущий уровень биологической безопасности в поездах эксперты оценивают как высокий. Традиционно строгие санитарные меры на железной дороге в период пандемии COVID-19 были усилены. Так, вагоны перед рейсами дезинфицируют, в пути следования уборка в них проводится четыре раза в день, проводники носят маски, а пассажирам, как и персоналу поезда, дважды в сутки измеряют температуру.

- Наша работа в период пандемии основывается на заранее отработанных алгоритмах, - рассказали корреспонденту "РГ" в Роспотребнадзоре. - Совместно с медицинской и пассажирской службой ОАО "РЖД" мы проводим комплекс профилактических мероприятий для минимизации эпидемиологических рисков COVID-19.

Для дезинфекции вагонов перед рейсом и ежедневной четырехразовой уборки используют специальные моющие средства с широким спектром антимикробного действия. Они прошли дополнительную экспертизу безопасности и эффективности во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) Роспотребнадзора.

- Эти средства безопасны для человека, так как количество обеззараживающего вещества в них не превышает норму, - пояснили в Роспотребнадзоре.

Известно, что коронавирус передается воздушно-капельным путем. В поездах его распространение сильно осложнено, поскольку уже в течение десяти лет в них устанавливают системы обеззараживания воздуха, уничтожающие бактерии и вирусы. Этот метод специалисты называют одним из самых эффективных.

- Системы обеззараживания воздуха устанавливаются в поездах в соответствии с санитарными правилами, - говорит завлабораторией коммунальной гигиены и эпидемиологии ВНИИЖГ, доктор медицинских наук Жанна Овечкина. - Они обеззараживают рециркуляционный воздух, инактивируя (лишая активности - Прим. "РГ") не менее 95% бактерий и вирусов. Использование в них ультрафиолетовых ламп не представляет угрозы для здоровья человека, так как это приборы закрытого типа. К тому же их устанавливают в запотолочном пространстве, то есть идет обеззараживание воздуха, который циркулирует по воздуховодам, а затем возвращается в вагон.

Помогут маски и бесконтактные термометры

Проводникам и пассажирам по-прежнему нужно носить маски и обрабатывать руки антисептиком. А самое важное - не допустить в поезд заболевшего коронавирусом человека. Для этого по инициативе Роспотребнадзора перед посадкой в вагон и не менее двух раз в сутки в пути проводники бесконтактным термометром измеряют у пассажиров температуру тела. А в регионах, где не сняты ограничения, еще и при выходе на конечной станции.

Бесконтактные термометры способны улавливать тепловое излучение человека и фиксировать показатели на безопасном расстоянии. Их исправность проверяется перед отправлением в рейс. Частота замеров рекомендована врачами и зависит от дальности поездки.


- Если у кого-то из пассажиров возникнет недомогание или поднимется температура, его тут же изолируют и на ближайшей станции к нему вызовут медиков, - объясняет Жанна Овечкина. - Но мы видим, что уровень заболеваемости снижается. Переболело уже достаточно большое количество людей, у многих выработался иммунитет.

"Шахматная" рассадка пока сохранена в вагонах-ресторанах, поскольку при приеме пищи невозможно находиться в маске. Но когда позволит эпидемиологическая обстановка, эти ограничения также будут сняты.

Безопасность начинается с вокзала

Профилактические меры были приняты и на вокзалах. Регулирующие их постановления изданы главным госсанврачом РФ и главным госсанврачом по железнодорожному транспорту РФ. Так, в зданиях была нанесена напольная разметка и расклеены памятки, о соблюдении санитарных норм напоминают и по громкой связи.

В Роспотребнадзоре уточнили, что на вокзалах регулярно проветривают и убирают все помещения. Особое внимание уделяют предметам, с которыми контактируют пассажиры: дверным ручкам, перилам, поручням, подлокотникам сидений и так далее.

На пунктах досмотра имеются одноразовые пакеты для личных вещей пассажиров, а в комнатах длительного отдыха предлагается одноразовое постельное белье. Также установлены диспенсеры с антисептиками и налажена продажа средств индивидуальной защиты.

- Все принятые меры адекватны эпидемиологической ситуации и с пониманием воспринимаются пассажирами, - заверили в Роспотребнадзоре.

В период пандемии это ведомство направило железнодорожникам более 90 различных документов, в том числе 8 постановлений главного госсанврача по железнодорожному транспорту РФ, в рамках которых обеспечивается санитарно-эпидемиологическая безопасность. Однако и пассажирам не стоит забывать о том, что при подозрительных симптомах надо обратиться к врачу и отложить поездку, чтобы не подвергать опасности себя и других.

- В поездке необходимо тщательно мыть руки не менее 30 секунд и пользоваться антибактериальными салфетками и гелями, - советует Жанна Овечкина. - Важно соблюдать питьевой режим. С собой в дорогу можно взять бутилированную воду и как можно чаще ее пить. У каждого своя потребность, но, чтобы увлажнять слизистую, необходимо пить не менее 1,5-2 литров воды в сутки, особенно в дороге.

От внезапного ухудшения самочувствия не застрахован никто. Это может быть и банальное отравление, и скачки давления, и обострение хронических заболеваний. Что делать, если вы или кто-то из попутчиков почувствовал себя плохо?

В первую очередь, нужно оценить состояние. Как правило, многие люди возят с собой «походную» аптечку с испытанными препаратами, которые могут понадобиться в дороге. Возможно, удастся обойтись «домашним запасом». Помните, что в аптечках у проводников медикаментов нет – это запрещено приказом Минздравсоцразвития. В аптечке поезда есть бинты, вата, перевязочный комплект, жгуты – абсолютный минимум. Сейчас аптечные укладки стали комплектоваться также гипотермическими пакетами, изотермическим спасательным покрывалом, шинами на случай переломов, бескаркасными носилками.

Стало плохо в поезде

Если случилось что-то более серьезное – например, проблемы с сердцем, перелом или резкое обострение хронических заболеваний, то рассчитывать можно только на выносливость собственного организма и немного – на счастливый случай. Проводники проходят медицинскую подготовку, однако мало кто из них сталкивался с ситуациями, когда нужно делать массаж сердца или останавливать сильное кровотечение. Собственно, производить такие действия проводникам запрещено – они не являются медработниками и вправе оказывать только первую доврачебную помощь. В экстремальных ситуациях проводник с помощью объявления по громкой связи ищет врача среди пассажиров. Это и есть тот самый счастливый случай, который может спасти кому-то жизнь.

Начальник поезда через машиниста вызывает бригаду медиков на ближайшую станцию. Оттуда пострадавшего доставят в ближайшую больницу.

  • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
  • Выберите подходящий поезд и места.
  • Оплатите билет одним из предложенных способов.
  • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Любой купленный на tutu.ru ж/д билет можно сдать в соответствии с правилами РЖД.

Возврат осуществляется прямо в личном кабинете Туту.ру или в железнодорожных кассах.

Если вы оплатили электронный ж/д билет банковской картой, деньги вернут на ту же карту.

При сдаче купленного билета не возвращаются сервисные сборы и комиссии, дополнительно РЖД взимает рекламационный сбор.

Общие потери при сдаче билета зависят от суммы и способа оплаты. За один сданный билет в среднем удерживается около 500 рублей.

При возврате билета менее чем за 8 часов до отправления поезда штрафы РЖД существенно увеличиваются.

Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу.

Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1.

Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode.

Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств.

Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

Покупка электронного билета на Tutu.ru — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора.

При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

После оплаты для посадки в поезд нужно:

  • либо пройти электронную регистрацию;
  • либо распечатать билет на вокзале.

Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

Мы уверены в точности нашей информации, потому что эти же данные из АСУ «Экспресс-3» сейчас видит кассир на вокзале.

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 ноября 1999 года N 15ЦЗ

О Перечне медицинских противопоказаний к работам, непосредственно
связанным с движением поездов

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минтранса России от 13 января 2006 года N 5
____________________________________________________________________

Министерство путей сообщения Российской Федерации объявляет прилагаемый Перечень медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации 29 октября 1999 года.

Министерство путей сообщения Российской Федерации

1. Принять к руководству и дополнению Перечень медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации 29 октября 1999 года.

2. В частичное изменение пункта 5 указания МПС России от 03.11.99 N Л-2257у "О медицинских регламентах допуска к работам, непосредственно связанным с движением поездов, и деятельности врачебно-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений федерального железнодорожного транспорта" не применять в системе МПС России:

приказ МПС СССР от 07.07.87 N 23Ц "О медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов";

указание МПС СССР от 26.12.88 N 489у "О внесении изменений в приказ Министра путей сообщения N 23Ц от 07.07.87";

указание МПС СССР от 16.04.90 N 84у "О внесении изменения в приказ МПС от 07.07.87 N 23Ц";

указание МПС СССР от 18.05.90 N 127у "О внесении дополнения в приказ МПС от 07.07.87 N 23Ц".

Первый заместитель министра
М.В.Иванков

Приложение
к приказу МПС России
от 05.11.99 N 15ЦЗ

УТВЕРЖДАЮ
первый заместитель министра здравоохранения
Российской Федерации Г.Г.Огнищенко
29.10.99

ПЕРЕЧЕНЬ
медицинских противопоказаний к работам, непосредственно
связанным с движением поездов

Перечень медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов (далее - Перечень), адаптирован к Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-Х).

В части I настоящего Перечня определены статьи общих и частных (для утвержденных групп и подгрупп) медицинских противопоказаний к работам, обеспечивающим движение поездов; в части II - статьи общих медицинских противопоказаний к работам, осуществляемым в условиях повышенной опасности (связанным с выходом работников на железнодорожные пути).

Медицинские противопоказания к приему на учебу абитуриентов учреждений среднего профессионального образования МПС России* (далее - абитуриенты**) или работе на производственной практике учащихся учреждений высшего и среднего профессионального образования МПС России (далее - учащиеся***) в большинстве случаев соответствуют медицинским противопоказаниям к работе лиц, поступающих в организации федерального железнодорожного транспорта и на курсы профессиональной подготовки (далее - поступающие****). В иных случаях в пояснениях к разделам медицинских противопоказаний даны необходимые уточнения.

* При обязательных медицинских осмотрах абитуриентов учреждений высшего профессионального образования применяется приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 26.05.76 N 542/464 "Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения".

** В таблицах код А.

*** В таблицах код У.

**** В таблицах код П.

При остром (обострении хронического) заболевании работники организаций федерального железнодорожного транспорта (далее - работники*) и учащиеся допускаются к работе на производство только после выздоровления или констатации стойкой ремиссии, при сохранении или восстановлении профессионально значимых функций организма и отсутствии осложнений (далее - после эффективного лечения). При допуске к работам, непосредственно связанным с движением поездов, лиц, больных хроническими заболеваниями, специалисты врачебно-экспертных комиссий обязаны учитывать необходимость назначения поддерживающей лекарственной терапии и ее действие на профессионально значимые физиологические и психические функции организма.

* В таблицах код Р.

В случаях выявления заболеваний и состояний, не предусмотренных настоящим Перечнем, экспертиза профессиональной пригодности производится с применением статей медицинских противопоказаний по сходным заболеваниям. При пограничных состояниях врачебно-экспертные комиссии выдают заключение с учетом основного и сопутствующих заболеваний, профессиональных обязанностей, условий труда и других индивидуальных особенностей.

Внимание специалистов врачебно-экспертных комиссий должно быть нацелено на выявление, прежде всего, заболеваний с повышенным риском внезапной смерти и возникновения пароксизмальных состояний, угрожающих безопасности движения поездов: инфаркта миокарда, инсульта, преходящих нарушений мозгового кровообращения, тромбоэмболической болезни, эпилепсии, эпилептиформных припадков, внезапной мышечной слабости, потерь сознания (синкопальных состояний), острого психоза, нарколепсии, гипертонических, гипоталамических, диэнцефальных, вертебробазилярных кризов, коматозных состояний, выраженных гипогликемических, аллергических реакций, болевого синдрома, внезапных нарушений зрения, слуха, массивных кровотечений, приступов удушья, спонтанного пневмоторакса и т.д. Особое внимание необходимо уделять ранней диагностике алкоголизма, наркомании и токсикомании.

При выявлении у работников, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов, пневмокониоза, нейросенсорной тугоухости, болезней периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата, других заболеваний, которые могут квалифицироваться как профессиональные, врачебно-экспертные комиссии обязаны своевременно ставить вопросы о направлении таких больных для установления связи заболевания с профессией в Центр профпатологии и экспертизы профпригодности МПС России и рациональном трудоустройстве.

Учитывая право граждан на труд и свободный выбор рода деятельности и профессии (статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 2 Кодекса законов о труде Российской Федерации), врачи врачебно-экспертных комиссий не в праве превышать свои полномочия, не допуская к работе граждан, страдающих заболеваниями, не влияющими на безопасность движения поездов. В случаях большой вероятности прогрессирования указанных болезней вследствие воздействия опасных и вредных производственных факторов врачи обязаны разъяснить риск возможного ухудшения течения болезни и рекомендовать рациональное трудоустройство и необходимые меры профилактики.

ЧАСТЬ I
медицинские противопоказания к работам,
обеспечивающим движение поездов

Раздел I.
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ
И БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Подраздел I А. Общие противопоказания

Статья 1*. Органические, включая симптоматические, психические расстройства (все виды деменции, делирия, органический амнестический синдром, другие расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением, дисфункцией головного мозга или соматической болезнью).

Статья 2*. Шизофрения, шизотипические, бредовые, другие острые и преходящие неорганические психотические расстройства.

Статья З*. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (хронический алкоголизм, дипсомания, наркомания, злоупотребление психоактивным веществом).

Статья 4. Расстройства настроения (мания с психотическими симптомами, биполярное, рекурентное депрессивное и другие устойчивые аффективные расстройства).

Статья 5*. Невротические, связанные со стрессом, и сомато-формные расстройства (невростении, фобические и другие тревожные, обсессивно-компульсивные, диссоциативные, соматизированные, ипохондрические, посттравматические стрессовые расстройства с нарушением адаптации и другие).

Статья 6*. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства сна неорганической этиологии, приема пищи, сексуальные дисфункции с невротическими расстройствами, послеродовый психоз и другие).

Статья 7. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (параноидное, шизоидное, диссоциальное, истерическое, другие специфические и смешанные стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга).

Статья 8. Умственная отсталость. Болезни Альцгеймера, Пика и другие дегенеративные болезни центральной нервной системы.

Статья 9*. Хронические воспалительные болезни центральной нервной системы (энцефалит, менингоэнцефалит, менингит, миелит, энцефаломиелит) и их последствия с выраженными неврологическими нарушениями.

Статья 10*. Травмы головного и спинного мозга, цереброваскулярные болезни, сирингомиелия, миелопатия и другие болезни ЦНС с органическими изменения, а также их последствия (внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, паралитические синдромы, приобретенная гидроцефалия; доброкачественная внутричерепная гипертензия, церебральная киста, энцефалопатия и другие), сопровождающиеся выраженными неврологическими нарушениями. Церебральный паралич. Новообразования.

Статья 11. Системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему (болезнь Гентингтона, наследственные атаксии, спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы).

Статья 12*. Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения (болезнь Паркинсона, вторичный паркинсонизм, другие дегенеративные болезни базальных ганглиев; идиопатические дистонии, выраженный эссенциальный тремор, миоклонус, хоррея и другие).

Статья 13. Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие болезни центральной нервной системы.

Статья 14*. Эпизодические и пароксизмальные расстройства (локализованная и генерализованная идиопатическая эпилепсия, симптоматическая эпилепсия, эпилептические синдромы; выраженная и осложненная мигрень, преходящие транзиторные церебральные ишемические приступы (атаки) и родственные синдромы, сосудистые мозговые синдромы при цереброваскулярных болезнях, нарколепсия, каталепсия, различные виды потерь сознания, пароксизмы нарушения зрения, слуха и другие).

Статья 15. Болезни нервно-мышечного синапса и мышц (миастении, мышечные дистрофии, миотонические расстройства, врожденные и другие миопатии).

Статья 16*. Поражения отдельных нервов, нервных корешков, сплетений, полиневропатии и другие болезни периферической нервной системы с частыми обострениями и выраженными нарушениями чувствительных, двигательных функций, диплопией, парезом взора и другие.

*Пояснения к подразделу IА:

Статья 1. В статью не входит постэнцефалитный синдром без продуктивной психосимптоматики.

Статья 2. Заболевания, рассматриваемые по данной статье, являются абсолютными противопоказаниями ко всем работам независимо от формы, течения, длительности ремиссии и наличия факта снятия с диспансерного учета. Исключением являются состояния после острых инфекционных, интоксикационных и других подобных психозов, кратковременные легкие преходящие психические расстройства при соматических заболеваниях. Работники, кроме групп машинистов, водителей, их помощников и диспетчерско-операторской, в индивидуальном порядке могут допускаться к работе при наблюдении не менее 6 месяцев, выздоровлении от соматического заболевания и полном восстановлении психических функций.

Статья 3. К статье не относятся случаи алкогольного опьянения без наличия клиники хронического алкоголизма. При установлении факта употребления алкоголя или алкогольного (наркотического) опьянения в рабочее время администрация предприятий вправе расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. При фобических и других тревожных расстройствах подход к допуску в профессию индивидуальный (с учетом выраженности и направленности фобии и условий работы).

Статья 6. При расстройствах сна вопрос о допуске к работе решается с учетом вида и степени нарушения сна, профессии и возможностей лечения.

По данной статье рассматриваются также некоторые расстройства психического развития (специфические расстройства развития речи и языка, учебных навыков, моторных функций и другие), эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (тики, гиперкинетические и некоторые стереотипные двигательные расстройства, заикания, энурез или энкопрез неорганической природы и другие), мешающие выполнению работы в конкретных профессиях.

Статьи 9-10. Органические изменения (последствия травм, нейроинфекций и другие) и медленно прогрессирующие болезни ЦНС с незначительными неврологическими нарушениями - противопоказание для абитуриентов, учащихся и поступающих, для работников - подход индивидуальный.

Новообразования независимо от морфологической структуры и эффекта от лечения являются общим противопоказанием.

Статья 12. По этой статье рассматриваются также: идиопатическая рото-лицевая дистония, спастическая кривошея, блефароспазм, тики органического происхождения и другие экстрапирамидные и двигательные нарушения, мешающие выполнению работы в профессиях.

Статья 14. После обморочного состояния при заболеваниях с высокой температурой или выраженной интоксикацией, длительном голодании, приеме лекарственных препаратов, заборе крови и других подобных ситуациях работники и учащиеся могут допускаться к работе после дообследования у невропатолога (включая проведение электроэнцефалографии) и консультации окулиста.

Статья 16. После эффективного хирургического лечения дискогенных радикулитов работники допускаются, кроме подгруппы 1.1.1, но не ранее чем через 6 месяцев после операции.

Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.

На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.

Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.

Что за работа

Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.

Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.

Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.

Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно. В одной из поездок пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была +21 °C . Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.

Разряды железнодорожных профессий

Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:

  • второй разряд — у проводников некоторых пригородных поездов;
  • третий разряд — у проводников поездов дальнего следования;
  • четвертый — у проводников фирменных поездов и поездов международного сообщения;
  • пятый — у проводников, знающих иностранный язык, на поездах международного сообщения.

У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.

Железнодорожные компании, зарплата и график

В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.

Зарплата в железнодорожных компаниях разная. В ТКС платят больше. Одна из причин в том, что проводники там ездят по другим, более длительным графикам. В ФПК предлагают зарплату от 25 000 до 30 000 Р в месяц, а в ТКС — 39 000 Р .

ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни

Как стать проводником

Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.

Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.

Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.

После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.

На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.

На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.

Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.

Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.

Как устроена работа в поездке

Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.

Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.

Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.

Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет в кассе. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде, но тоже берут за это 200 Р .

После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорт. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.

п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено

После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.

Купе проводника

У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.

Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.

Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.

  1. Застилать постель больным, людям с ограниченными возможностями или малолетними детьми.
  2. Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить проводника их принести.
  3. Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
  4. Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
  5. Выдавать столовые приборы и стаканы.
  6. При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи, и засунула ему ложку между зубов, чтобы он не прикусил язык.
  7. Не пускать в вагон пассажиров с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.

Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.

Перед конечной станцией я принимаю белье и уношу бланки учета пассажиров и билеты в штабной вагон, где едет начальник поезда. Если пассажиры не сдали белье, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу что-то , мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.

Сложности

С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.

Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.

Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.

Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.

Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.

Бонусы в работе проводника

Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.

Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.

Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.

Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.

Кратко о проводниках

  1. Работать проводником тяжело.
  2. На железную дорогу идут ради стабильного заработка и соцпакета.
  3. Обычно стать проводником несложно — достаточно трехмесячного курса. Если хочется дорасти до начальника поезда, высшее образование обязательно.
  4. Большинство пассажиров — воспитанные и адекватные люди, но всегда будут те, с кем найти общий язык сложнее. Если конфликт решить не удается, на помощь всегда придет начальник поезда.


Это замечательная и нужная профессия, однако Вам на будущее
- нельзя, совсем нельзя(. ) - засовывать эпилептику ложку в рот, чтобы он(а) не прикусил язык! Никогда больше так не делайте. Просто зафиксируйте голову человека и всё.

Ксения, поддерживаю. Специально узнавала на курсах оказания первой помощи - НЕЛЬЗЯ ничего эпилептику в рот запихивать во время припадка, и язык он не проглотит. Опасность западения языка наступает только после окончания припадка - для предотвращения этого просто положите на бок пострадавшего. Пены изо рта во время припадка можно не бояться - просто слюна, иногда с кровью.
Голову не фиксировать - скорее, подложить что-то мягкое, силой удерживать не надо и не нужно.
Бедные эпилептики без зубов остаются(

Тоже отметила эти строки - видимо, автору стоит еще раз сходить на курсы первой мед. помощи :-)


Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)

Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.


За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас

После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.

Muy, в плацкарте с женой всегда берём боковые места - каеф не зависишь от соседей. Плацкарт не боковой это жесть особенно наверху. Недавно ездили, было ужасно. Снизу сидят постоянно. Сверху невозможно ни выпрямиться ни сесть - только лежать. Вниз слезать как то не в кайф сидеть там с этими людьми, о чем то разговаривать. Им снизу жарко они хотят окно открыть а поезд несётся - на меня дует. Мест на боковые не было вот и пришлось эти взять

What, в фирменных вагонах уже есть розетки в каждом купе, кондиционер, и в купе можно нормально сидеть на верхней полке. И еще - проще найти общий язык (ну или потерпеть) троих соседей, чем сотню - кто храпит, кто бухает, кто разговаривает. Нет уж, в жизни ездил в плацкарте 2 раза, не надо больше. Хотя да, машина всегда лучше, но иногда хочется отдохнуть в пути, тогда купе или СВ.

Muy, имеется в виду купейный вагон?
Именно поэтому не езжу в купе (если бы вчетвером со своими ехали, можно было бы). Вообще не представляю как можно ехать с чужими людьми в таком закутке. Для меня это было бы подобно пытке. А в плацкарте хоть не чувствуешь так себя отделенно от мира. Там конечно свои особенности. Да и вообще ездить на поезде та ещё жесть - ни связи, ни интернета, ни телефон зарядить, ни нормально умыться и в туалет сходить. Адское выживание

What, нет, это был плацкарт. Для пытка в плацкарте ехать, лучше купе с дверями, так хотя бы никто не ходит и не пырится. Иногда зарядка для телефона есть и кондиционер.


Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.

Когда я работал проводником с нас начальник поезда собирал дань. Буквально мы платили ему за то, чтобы в рейсах не было внутренних проверок. Или они начинались и заканчивались в купе начальника поезда. Проверка - это когда специальный ревизор подсаживается на станции или в пункте оборота и проверяет чистоту вагона. Вагона на дополнительном поезде СПБ-Адлер который взяли с базы запаса. В нем текут окна потому что рассохлись, нет кондиционера, не работает электрический кипятильник и розетки. Он не может быть чистым потому что дырявый. И да, за унесенное пассажиром полотенце или весь комплект белья, ложку и подстаканник платит проводник. Это побуждает проводников брать посылки, торговать алкоголем, сдавать свое купе или служебку за деньги пассажирам. Проводник вообще материально отвечает за весь вагон пока он числится за ним. Поэтому основная задача проводника состоит в том, чтобы передавая вагон другому у тебя все имущество сошлось с описью и у тебя ее приняли подписанной. Кадровые проводники нередко воровали ложки или огнетушители с вагонов студентов чтобы укомплектовать свой вагон перед его передачей другим студентам. вот бы узнать изменилось ли что-то сейчас?

Читайте также: