Где повысить квалификацию госслужащему

Опубликовано: 03.10.2024

Постановлением Правительства России от 18 мая 2019 г. N 617 настоящий документ признан утратившим силу с 29 мая 2019 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в постановление внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362
"Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему постановлению

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации и ввести их в действие с 1 января 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в наименование внесены изменения

Государственные требования
к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 1 внесены изменения

1. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденный приказом Росздравнадзора от 30 ноября 2009 г. N 9605-Пр/09

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 2 внесены изменения

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 3 изложен в новой редакции

3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 4 изложен в новой редакции

4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 5 внесены изменения

5. При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 6 внесены изменения

6. Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.

Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 7 внесены изменения

7. Положения настоящих государственных требований обязательны для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 8 внесены изменения

8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.

II. Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 9 изложен в новой редакции

9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее - профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.

Информация об изменениях:

11. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 12 изложен в новой редакции

12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 13 внесены изменения

13. При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

III. Требования к повышению квалификации гражданских служащих

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее - повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 18 изложен в новой редакции

18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 19 внесены изменения

19. При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

IV. Требования к стажировке

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

V. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации

26. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (далее - обучение за рубежом) организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 27 внесены изменения

27. Обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).

28. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.

29. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года - в замещаемой должности.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 30 внесены изменения

30. Государственный орган по управлению государственной службой в установленном порядке:

а) формирует ежегодно перечень направлений обучения за рубежом;

б) формирует состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом;

в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом;

г) согласовывает учебные планы обучения за рубежом;

д) осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных гражданскими служащими за рубежом;

е) ведет учет гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, освоенным гражданскими служащими за рубежом.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 31 внесены изменения

31. Образовательная организация:

а) разрабатывает совместно с зарубежными партнерами учебные планы;

б) осуществляет контроль качества обучения за рубежом;

в) осуществляет учебно-методическое сопровождение обучения за рубежом;

г) разрабатывает и реализовывает с участием российских и иностранных организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительные профессиональные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию;

д) выдает успешно окончившим обучение за рубежом удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 32 внесены изменения

32. Представитель нанимателя утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения.

33. Представитель нанимателя представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом. Формы заданий и указанных документов, а также сроки их представления устанавливаются федеральным государственным органом по управлению государственной службой.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 пункт 34 изложен в новой редакции

34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 35 внесены изменения

35. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая предварительное обучение и итоговую аттестацию).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494 в пункт 36 внесены изменения

36. Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются как индивидуально, так и в группах численностью не более 10 человек.

Профессиональная переподготовка за рубежом осуществляется индивидуально.

37. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика.

Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.

Устанавливаются государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы. Стажировка гражданских служащих на территории РФ и за ее пределами осуществляется с отрывом от гражданской службы.

В рамках устанавливаемых требований определяются, в частности, общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю, количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий, процедура прохождения обучения и итоговой аттестации. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования, выдаются документы государственного образца.

Соблюдение государственных требований обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории РФ и осуществляющих обучение гражданских служащих.

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 19 ст. 2194

Постановлением Правительства России от 18 мая 2019 г. N 617 настоящий документ признан утратившим силу с 29 мая 2019 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 494

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

В настоящее время РАНХиГС является единственным в России исполнителем программы профессиональной переподготовки резерва управленческих кадров высшего уровня. Обучение ведется в соответствии с поручением президента РФ № Пр-3484 от 25.12.2009 года и распоряжением Правительства РФ № 636-р от 22.04.2010 года.

Для кого предназначен курс

Программы дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки нацелены на обучение госслужащих со средним и высшим образованием (обеспечивающих специалистов, руководителей). Их право на профпереподготовку закреплено Трудовым кодексом РФ. Необходимость переподготовки или дополнительного обучения сотрудников для нужд организации определяет работодатель.

Уровни программ переподготовки для госслужащих

Учебные программы дополнительного профессионального образования для государственных служащих в РАНХиГС включают три уровня:

  • базовый – переподготовка по основным положениям российского законодательства;
  • функциональный – дополнительное обучение по профессиональным направлениям;
  • специальный – курс для дополнительного развития управленческих компетенций.

Ключевые направления профпереподготовки государственных служащих

Профессиональная переподготовка ведется по наиболее востребованным программам:

  • управление развитием, повышение инвестиционной привлекательности региона;
  • противодействие коррупции;
  • национальная политика;
  • ВТО и торговая политика;
  • управление муниципальными и государственными финансами, в том числе в сфере закупок;
  • управление развитием муниципалитета, внедрение новых кадровых технологий.

Дополнительное образование для госслужащих, реализованное в РАНХиГС, помогает систематизировать опыт, полученный в результате управленческой деятельности, аккумулировать знания российских и зарубежных коллег. Курс профессиональной переподготовки дает слушателям фундаментальную практическую и теоретическую базу для успешного карьерного роста.

Направления программ

Наименование направления подготовки Факультет Название программы Формы обучения Стоимость обучения за весь период (руб)
Зарубежное регионоведение Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Аналитик международных и региональных процессов очная 30 000
Институт общественных наук (ИОН) Международный протокол и кросс-культурные коммуникации очно-заочная 318 000
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык) очно-заочная 300 000
Государственное и муниципальное управление Высшая школа государственного управления (ВШГУ) EMPM очная с ДОТ 1 000 000
Высшая школа государственного управления (ВШГУ) MPA очная с ДОТ 425 000
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) Государственное управление и национальная безопасность очная 99 000
Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Инновационное управление развитием территории муниципальных образований очная 59 000
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа Мастер по закупочной деятельности ("Master Speciality of the Procurement") вечерняя 200 000
Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) Переводчик в сфере права и национальной безопасности очно-заочная 360 000
Высшая школа государственного управления (ВШГУ) Современное государственное управление очная с ДОТ 120 000
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа Управление и контроль в закупочной деятельности, практика применения очная 75 000
Центр развития конкурентной политики и государственного заказа Управление закупочной деятельностью очная 75 000
Политология Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Политическое управление: анализ и прогноз очная 30 000

Требования к программам обучения

Курсы профессиональной переподготовки разрабатываются с учетом государственных требований. Стандарты диктуют условия к минимальному содержанию программ, устанавливают уровень знаний специалистов, достаточный для присвоения дополнительной квалификации. Требования к переподготовке определяет Министерство образования РФ. По итогам обучения госслужащие проходят аттестацию и получают диплом, дающий право на осуществление дополнительного вида профессиональной деятельности.

Преимущества обучения в РАНХиГС

Президентская академия – один из самых престижных вузов России. Наши дипломы профессиональной переподготовки высоко котируются на рынке труда и дают выпускникам дополнительные возможности для карьерного роста и увеличения доходов. Особенности образовательного процесса в РАНХиГС:

  • сочетание теоретической переподготовки с практическими занятиями, получение прикладных знаний;
  • мастер-классы, семинары, тренинги по переподготовке с преподавателями-практиками, экспертами в сфере государственного и муниципального управления;
  • возможность выбора направления дополнительной профессиональной подготовки в соответствии с собственными интересами.

Осуществляется набор слушателей на курсы переподготовки. Получить дополнительную информацию по возникшим вопросам вы можете по телефону или электронной почте. Контактные данные РАНХиГС указаны на сайте.

Применение электронных форм обучения и дистанционных образовательных технологий в современной образовательной среде давно не является чем-то новым и уникальным, так как данная форма реализации образовательных программ была закреплена в законодательстве России с момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Кроме того, дистанционные образовательные технологии как форма совершенствования образовательного процесса в свое время нашли свое место в ныне утратившем юридическую силу Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 10.01.2003). При этом правовые предпосылки к развитию дистанционных и электронных форм обучения имелись и в других нормативных актах, в частности подзаконных [4]. Сегодня большая часть образовательных учреждений в разной степени уже используют современные технологии при реализации образовательных программ: модернизация коснулась как основных образовательных программ, так и дополнительных, в том числе профессиональных. Способствует этому и достаточно проработанная на сегодняшний день нормативная база: утвержден порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [3], имеется ряд методических рекомендаций. Однако в госсекторе о так называемом "E-learning" принято говорить лишь последние несколько лет.

Останавливаясь на теме применения электронных и дистанционных форм обучения в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, нельзя не коснуться ретроспективного аспекта отношения российского «законодателя» к данному вопросу.

Учитывая особую значимость кадровой политики в сфере государственной гражданской службы, а также степень ее влияния на полноту и эффективность работы государственного аппарата в целом, а также исполнения государственных функций конкретным служащим в частности, дополнительное профессиональное образование госслужащих дополнительно к Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулируется рядом специальных подзаконных актов.

Положение о том, что реализация дополнительных профессиональных образовательных программ для госслужащих может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий впервые было закреплено в Указе Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации". Во исполнение вышеназванного Указа Правительством РФ 6 мая 2008 года было принято Постановление N 362, устанавливающее государственные требования к дополнительному профессиональному образованию государственных гражданских служащих [2]. Положение о допустимости применения дистанционных форм обучения последовательно дублировалось вслед за Указом Президента от 28.12.2006 N 1474, однако с внесением в 2016 году поправок, в тексте акта появился и термин "электронное обучение".

Отдельно стоит остановиться на Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающим основы государственной гражданской службы в России. Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ был внесен ряд значимых изменений в положения вышеназванного закона в части профессионального развития госслужащих. Вместо устоявшегося понятия дополнительного профессионального образования государственного гражданского служащего появилось новое понятие профессионального развития государственного гражданского служащего [6]. Так, ранее действовавшая система предусматривала только профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих. К мероприятиям же профессионального развития, помимо дополнительного профессионального образования, относятся и иные мероприятия. Новая редакция закона понятие "иных мероприятий" не раскрывает, однако примерный перечень таких мероприятий был закреплен в новом Положении о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации [7]. К иным мероприятиям могут относиться семинары, тренинги, мастер-классы, конференции, круглые столы и др. Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих не только закрепило новые формы профессионального развития, но и заложило фундамент для дальнейшего развития современных форм обучения в госсекторе, установив, что профессиональное развитие включает в себя образовательные курсы, доступ к которым предоставляется в дистанционной форме, в том числе с использованием информационных систем. Более того, Президент РФ поставил Правительству задачу утвердить в 3-месячный срок положение о едином специализированном информационном ресурсе (на базе портала "госслужба"), предназначенного для непрерывного профессионального развития госслужащих. Реализацию поручения Президента можно будет увидеть уже в конце второго квартала 2019 года.

Тенденцию на развитие современных форм обучения можно проследить и в программно-политических документах. Так, в Указе Президента РФ от 11 августа 2016 г. N 403 "Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы" четко был задан тренд на внедрение новых форм профессионального развития на государственной гражданской службе. А расширение практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации мероприятий профессионального развития закреплено в "дорожной карте" по реализации указанных направлений [5].

Представляется крайне интересным опыт реализации современных форм обучения госслужащих на примере функционирования электронной образовательной платформы в Санкт-Петербурге. Платформа электронного обучения является частью электронного кадрового портала Администрации города. Развитием, администрированием, технической поддержкой и содержательным наполнением платформы занимается Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр – государственное образовательное учреждение, подведомственное Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что изначальной целью внедрения электронной образовательной платформы было использование современных форм обучения в рамках реализации курсов повышения квалификации госслужащих. Однако на текущий момент платформа развивается в разных направлениях и решает целый спектр задач профессионального развития госслужащих, охватывая все уровни знаний для подготовки кадров в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Сегодня помимо работы с электронными курсами в рамках смешанного обучения, образовательный портал является «базой знаний», доступ к которой открыт всем зарегистрированным госслужащим. «База знаний» представляет собой сотни лекций, статей, презентаций, рекомендаций и пособий, официальных документов, электронных курсов, тестов и тренажеров, которые распределены по тематическим разделам, в свою очередь разработанным на основе анализа приоритетных направлений подготовки служащих в органах государственной власти. Кроме того, на базе платформы реализуются следующие проекты: электронное наставничество - электронное обучение вновь поступивших на госслужбу лиц базовым профессиональным навыкам и умениями, а также работа с кадровым резервом. Таким образом, образовательный проект уже стал неотъемлемой частью системы непрерывного образования госслужащих Санкт-Петербурга. В качестве авторов при разработке содержательной части электронных курсов выступают, как правило, действующие госслужащие.

Опыт внедрения электронного обучения имеется и в Свердловской области. Начиная с 2017 года на базе ГАУ ДПО "Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления" началась реализация программ повышения квалификации для госслужащих в дистанционном формате исключительно с применением электронных форм обучения. Об актуальности и востребованности электронных форм образования может свидетельствовать опыт успешной реализации таких программ, как "Русский язык на государственной гражданской службе", "Противодействие коррупции на государственной гражданской службе", "Управление государственными и муниципальными закупками". В течение 2018 года зарекомендовала себя смешанная форма обучения госслужащих в рамках повышения квалификации. Так, ряд тем, обязательных для включения в учебные планы всех образовательных программ для госслужащих (реализация механизма открытого правительства, оценка регулирующего воздействия и др.), были переведены в форму электронных курсов. К отдельному направлению развития современных форм профессионального развития можно отнести электронное обучение резерва управленческих кадров Свердловской области, реализуемое при поддержке Департамента государственной службы, кадров и наград Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области. Кроме того, активно ведется работа по подключению госслужащих к онлайн-библиотеке учебной литературы. В планах на 2019 год формирование цифровой "базы знаний".

Стоит отметить и некоторое недоверие госсектора к обучению госслужащих исключительно с применением электронных форм обучения. Наглядным примером могут служить методические рекомендации Министерства экономического развития, касающиеся реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в сфере государственных и муниципальных закупок [1]. В частности, в рекомендациях предусмотрены исключительно очная и очно-заочная формы обучения с включением в учебный план аудиторной работы в минимально предусмотренном объеме (не менее 16 или 40 аудиторных часов в зависимости от категории обучающихся). Однако, данные рекомендации не имеют нормативного правового характера, являясь лишь исключением из общего правила.

Таким образом, последние изменения правовой базы, а также опыт реализации подходов к обучению госслужащих в отдельных регионах России свидетельствуют о некой трансформации подхода к обучению госслужащих в рамках своей профессиональной деятельности – трансформации от традиционных форм дополнительного профессионального образования к непрерывному процессу самообразования, к новым организационным формам профессионального развития, где неотъемлемой частью является электронное (дистанционное) обучение.

Основным вопросом внедрения современных форм обучения остается обеспечение качественного электронного образования. Электронные курсы для госслужащих обязаны быть действительно высокого уровня: к разработке курсов должны привлекаться не только эксперты в конкретной области, но и программисты-разработчики, графические дизайнеры, копирайтеры. Важно гарантировать наглядность, структурность и лаконичность учебных материалов, наличие персонализированных практических кейсов, а само обучение должно сопровождаться технической поддержкой и кураторством со стороны наставника, занимающегося организацией обучения, а также постоянным мониторингом обратной связи.

1. Письмо Министерства экономического развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. NN 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06 "О направлении методических рекомендаций".

2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации".

3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (утратил силу).

5. Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2016 N 1919-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы", утв. Указом Президента РФ от 11.08.2016 N 403.

6. Селитраров А.С. "Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: что изменилось?" [Электронный ресурс] // "Издательская группа "Закон", URL: https://zakon.ru/selitrarov (дата обращения 30.03.2019).

7. Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации").

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее – Положение № 1474). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее – Требования № 362).

К сведению

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474).

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

Форма обучения

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499:

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Согласно п. 2 Требований№ 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362, согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы – не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362).

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке – лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании – лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Стажировка

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее – зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года – в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

К сведению

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474.

[1] Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Практика постоянного развития, обновления имеющихся знаний и навыков сегодня становится традиционной для большинства сфер профессиональной деятельности. Технологии и информация меняются так быстро, что каждому специалисту приходится регулярно модернизировать свои компетенции. Для некоторых категорий работников это становится обязательным требованием, подкрепленным законодательно. Речь в данном случае идет о повышении квалификации и переподготовке государственных служащих.

Государственные служащие

Показателем профессионализма специалиста на государственной службе являются определенные знания, навыки и умения, демонстрирующие уровень его компетентности. Система повышения квалификации государственных служащих направлена на их постоянное обновление и усовершенствование.

В число необходимых знаний входят сведения в области политологии, менеджмента, экономики, социологии, а также понимание конкретных целей и обязанностей в рамках замещаемой должности.

Владея профессиональными знаниями, служащий должен быть готов применить их на практике, например проанализировать административную ситуацию и предложить пути ее разрешения.

Навыки приобретаются в ходе регулярного выполнения служебных обязанностей, в типичных ситуациях. Автоматизм некоторых действий значительно экономит время и минимизирует ошибки.

круглый стол

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Согласно нормам действующего законодательства, профессиональное развитие гражданского служащего должно осуществляться в течение всего периода пребывания на государственной должности. В понятие «профессиональное развитие» включают:

  • повышение квалификации государственных гражданских служащих;
  • переподготовку;
  • стажировку.

Госслужащие участвуют в данных мероприятиях при назначении на иную должность, аттестации, переходе в категорию руководящих сотрудников, поступлении на службу, по решению нанимателя.

Служащий может выбрать: пройти обучение в России или за ее пределами, с отрывом от работы или без.

Услуги по повышению квалификации оказывают организации дополнительного профобразования.

Постановление правительства о повышении квалификации государственных служащих

Нормативно требования к мероприятиям по профессиональному развитию служащих были установлены в 2008 году. Документ был принят на уровне российского правительства.

Организациям, реализующим программы профессионального дополнительного образования, разрешено самостоятельно определять их содержание и используемые технологии. При этом должны в первую очередь учитываться запросы госоргана, по инициативе которого осуществляется обучение. В образовательном процессе могут применяться дистанционные технологии и электронное обучение.

Одно из условий – упор на практическую ориентированность занятий. Лекции должны занимать не более 30 % учебного времени.

Формы итоговой аттестации определяются образовательной организацией самостоятельно. Результаты ее успешного прохождения отражаются в удостоверении о повышении квалификации или дипломе о переподготовке.

муниципальные служащие

Повышение квалификации

Существует ряд требований к этому направлению профессионального развития. Повышение квалификации государственных гражданских служащих организуется в целях формирования у них определенных компетенций либо совершенствования уже имеющихся. Речь идет о знаниях и навыках, необходимых для выполнения служебных задач.

Установлены минимальные сроки освоения учебных программ. Ранее они составляли 72 часа, затем планка была снижена до 16.

В случае если объем программы составляет более 72 часов, служащему по согласованию с работодателем могут быть зачтены некоторые тематические разделы. Это возможно, если ранее он уже повышал свою квалификацию (не более 3 лет назад) по соответствующей программе.

Профессиональная переподготовка

Переподготовка представляет собой более масштабное мероприятие, и требования к ее проведению заметно отличаются от механизмов повышения квалификации государственных служащих.

Сотрудник оказывается перед необходимостью пройти такое обучение в случае, если ему предстоит выполнение принципиально новых профессиональных задач.

Продолжительность обучения по программам переподготовки должна быть не менее 250 часов. По итогам слушатель курсов получает диплом о профессиональном дополнительном образовании с указанием полученной квалификации.

Это позволяет ему претендовать на занятие должностей, для которых установлены специальные квалификационные требования.

Решение о переподготовке служащих, находящихся на должностях «высшей» и «главной» группы, а также относящихся к категории руководителей, принимается непосредственно главой государственного органа.

повышение квалификации

Тематика и направления образовательных программ

Проблематика программ дополнительного образования для госслужащих во многом зависит от направления их деятельности. Большую роль играют и новые законодательные инициативы. Министерство труда ежегодно составляет перечень тем, наиболее востребованных для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

В текущем году в этот список вошло 8 направлений подготовки:

  • управление общественными финансами;
  • проектная деятельность;
  • современные технологии государственного управления;
  • социальное и экономическое развитие РФ;
  • эффективная контрольная(надзорная) деятельность;
  • обеспечение национальной безопасности;
  • использование цифровых технологий;
  • законотворческая деятельность и нормативно-правовое регулирование.

повышение квалификации

Академия госслужбы и народного хозяйства

Подготовка и повышение квалификации государственных служащих осуществляются во многих организациях дополнительного образования. Однако есть в этом списке и признанные лидеры, традиционно обеспечивающие высокий уровень обучения.

Одним из таких заведений является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС). Ежегодно здесь проходят курсы повышения до 45 % гражданских муниципальных и госслужащих.

Перед началом обучения проводится специальная личностная диагностика и оценка профессионального потенциала. На их основе формируется профессиональная траектория (индивидуальный план развития). Содержание программ постоянно обновляется, слушатели проходят стажировки в России и за рубежом. Направления подготовки: менеджмент, международные отношения, управление персоналом, госуправление, юриспруденция.

В академии осуществляется также аттестация государственных служащих и претендентов на замещение соответствующих должностей.


Адрес РАНХиГС: Пречистенская наб., 11.

Высшая школа госуправления

В структуре президентской академии действует несколько подразделений, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих. Одним из них является Высшая школа госуправления (ВШГУ), созданная в 2013 году. Среди ключевых направлений ее деятельности:

  • оценка компетенций претендентов на должности госслужбы;
  • внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс;
  • усовершенствование компетенций гражданских служащих;
  • внедрение инновационных кадровых технологий, систем диагностики и оценки управленческого потенциала;
  • проведение аттестации государственных служащих;
  • экспертно-аналитическая работа по сопровождению органов управления;
  • международное сотрудничество и обмен опытом в сфере государственного управления.

переподготовка служащих

Институт госслужбы и управления

В 2011 году в структуре РАНХиГС появился новый институт. В задачи Института управления и государственной службы входила подготовка высококвалифицированных управленцев, способных решать нестандартные задачи, принимать оперативные решения в сложных ситуациях.

Еще одним важным направлением работы стало повышение квалификации федеральных государственных служащих, направленное на приобретение системных знаний и компетенций.

Среди преподавателей института не только отечественные специалисты, но и профессора из ведущих мировых университетов. Обмену опытом государственного управления способствует обучение в институте иностранных слушателей.

По заказу госкорпораций сотрудники института готовят экспертные заключения о перспективах использования зарубежного опыта государственной службы.

Институт национальной безопасности и права

При разработке программ дополнительного образования необходимо учитывать требования к повышению квалификации государственных служащих, установленные законодательством, а также тематические направления, определенные в качестве приоритетных. В Институте права и национальной безопасности РАНХиГС представлено более 30 программ повышения квалификации госслужащих разной продолжительности и формата учебного процесса (очно, очно/заочно, дистанционно). Продолжительность – от 16 до 72 часов.

повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих

Тематика образовательных программ довольно широка:

  • формы противодействия коррупции;
  • национальная безопасность;
  • корпоративное управление;
  • правовые основы нормотворчества;
  • профилактика терроризма;
  • реализация государственных программ;
  • эффективный менеджмент;
  • кадровые технологии и безопасность;
  • регулирование миграционных процессов;
  • деловая коммуникация и урегулирование конфликтов и др.

Также в институте можно пройти переподготовку (от 250 до 1800 часов) по направлениям:

  • переводчик в сфере экономической и национальной безопасности;
  • юрист в области цифровой экономики;
  • национальная безопасность и государственное управление.

Межрегиональный ресурсный центр Санкт-Петербурга

Крупные центры повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих расположены не только в Москве, но и в Северной столице. Одно из таких учреждений – Санкт-Петербургский ресурсный межрегиональный центр. Это учебный центр администрации губернатора для госслужащих различных управленческих структур. Каждый год здесь проходят обучение более 2,5 тысячи специалистов разного уровня.

Центр реализует более 40 обучающих программ по 11 темам, являющихся приоритетными как для Санкт-Петербурга, так и для других регионов. Среди них:

  • государственные услуги и контроль;
  • деловая культура;
  • закупки и бюджетная политика;
  • экология;
  • национальная безопасность;
  • социальная сфера;
  • управление проектами;
  • делопроизводство и кадровая политика;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • городское хозяйство;
  • противодействие коррупции.

Продолжительность курсов – от 16 до 120 часов.

на курсах повышения квалификации

Университет переподготовки

К ним, например, относится УПКиП. Он предлагает более сорока программ для гражданских служащих. По итогам курсов выдаются соответствующие требованиям удостоверение или диплом установленного образца.

Помимо традиционных направлений подготовки реализуются такие программы, как «Технология работы с обращениями граждан», «Деловой протокол», «Закупочная деятельность и контракты», «Противокоррупционная экспертиза проектов», «Методики работы с обращениями граждан», «Регулирование процессов миграции», «Корпоративное управление», «Контроль финансов», «Социальные услуги и поддержка», «Техническая эксплуатация и управление», «Нормотворчество и правовое регулирование» и многие другие.

Читайте также: