Имеет ли право государственный инспектор труда отстранить от работы не прошедшего обучение

Опубликовано: 02.05.2024

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда (действующая редакция)

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Комментируемая статья закрепляет основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Государственные инспекторы труда могут в любое время суток беспрепятственно посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При этом на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Чтобы пройти на территорию проверяемой организации, государственный инспектор труда предъявляет служебное удостоверение установленного образца.

Для получения необходимой информации государственный инспектор труда может на месте знакомиться с документами и материалами.

Работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч. под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке.

Право относить те или иные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Коммерческой тайной не считаются сведения:

— о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

— задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

— нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

— численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Закон о коммерческой тайне предоставляет обладателю информации, составляющей такую тайну, право:

— устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

— разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

— определять порядок и условия доступа к этой информации;

— требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не имеют право без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях. За нарушение конфиденциальности информации они несут ответственность по законодательству РФ.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Законом о государственной тайне определяется порядок доступа к этим сведениям. В соответствии со ст. 25 Закона на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны возлагается организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций должны создавать для государственного инспектора труда условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Инспектор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

При необходимости государственный инспектор труда может обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. Для обеспечения наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов. Отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной, не допускается. Государственный инспектор труда должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия на лиц, которые нарушают правила комментируемой статьи о безвозмездности предоставления ему необходимой информации.

3. Статья 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» предусматривает: государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта.

4. Реагируя на выявленные в ходе проверки нарушения, государственный инспектор труда предписывает устранить вскрытые правонарушения, их причины и способствующие им условия.

Это предписание прилагается к акту проверки, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю (или его представителю) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Изложенные в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не могут касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Все предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны быть основаны на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК). Статьей 212 ТК на работодателя возлагается обязанность выполнять предписания государственных инспекторов труда.

5. При проведении проверки может быть установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

В подобных случаях государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры, с тем чтобы не допустить причинения вреда или прекратить его причинение вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Работодатель обязан отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК). На всех работников организаций, включая руководителей, возложена обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 225 ТК).

7. В силу ст. 212 ТК обязанностью работодателя является применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственным инспекторам труда предоставлено право запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч. требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

8. Помимо прочего, государственные инспекторы труда вправе:

— составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ;

— направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке;

— предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников;

— выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который передан соответствующему органу по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель или его представитель могут обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Акт проверки трудовой инспекции

Для того чтобы определить, исполняет ли работодатель нормы трудового права, Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) проводит плановые и внеплановые проверки (ст. 360 Трудового кодекса РФ, далее — ТК).
Целью проверки может быть также:

  • контроль за реализацией мер, направленных на ликвидацию обнаруженных нарушений, указанных в предписаниях государственных инспекторов труда;
  • осуществление процедур по предупреждению случаев несоблюдения положений ТК.

Итогом проведения вышеуказанных мер является акт проверки трудовой инспекции, который составляется в 2 экземплярах (один — для Роструда, другой — для работодателя) по форме, утв. приказом Минэкономразвития России «О реализации…» от 30.04.2009 № 141.

Акт проверки содержит следующую информацию:

  • дату, время и адрес его оформления;
  • указание на проверяющий орган — Роструд;
  • реквизиты документа, на основании которого осуществляется проверка;
  • Ф. И. О. инспекторов труда;
  • название работодателя и Ф. И. О. лица, уполномоченного от его имени присутствовать при проверке;
  • дату, время начала, длительность и адрес осуществления контролирующих мероприятий;
  • данные об итогах проверки;
  • данные об ознакомлении представителя работодателя с составленным актом, наличии его подписи на документе и указании сведений о проверке в журнале учета проверок;
  • собственноручные подписи инспекторов труда.

ВАЖНО! Работодатель, возражающий против итогов проверки или конкретных действий инспекторов, может написать об этом в акте проверки.

Дополнительно о том, какие еще проверки проводятся в отношении организации и как они оформляются, рассказывается в статье Акт как оформление результатов налоговой проверки.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 357 ТК РФ

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Комментируемая статья закрепляет основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Государственные инспекторы труда могут в любое время суток беспрепятственно посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При этом на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Чтобы пройти на территорию проверяемой организации, государственный инспектор труда предъявляет служебное удостоверение установленного образца.

Для получения необходимой информации государственный инспектор труда может на месте знакомиться с документами и материалами.

Работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч. под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке.

Право относить те или иные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Коммерческой тайной не считаются сведения:

- о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

- задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

- нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Закон о коммерческой тайне предоставляет обладателю информации, составляющей такую тайну, право:

- устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

- разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

- определять порядок и условия доступа к этой информации;

- требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не имеют право без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях. За нарушение конфиденциальности информации они несут ответственность по законодательству РФ.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Законом о государственной тайне определяется порядок доступа к этим сведениям. В соответствии со ст. 25 Закона на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны возлагается организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций должны создавать для государственного инспектора труда условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Инспектор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

При необходимости государственный инспектор труда может обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. Для обеспечения наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов. Отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной, не допускается. Государственный инспектор труда должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия на лиц, которые нарушают правила комментируемой статьи о безвозмездности предоставления ему необходимой информации.

3. Статья 12 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" предусматривает: государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта.

4. Реагируя на выявленные в ходе проверки нарушения, государственный инспектор труда предписывает устранить вскрытые правонарушения, их причины и способствующие им условия.

Это предписание прилагается к акту проверки, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю (или его представителю) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Изложенные в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не могут касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Все предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны быть основаны на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК). Статьей 212 ТК на работодателя возлагается обязанность выполнять предписания государственных инспекторов труда.

5. При проведении проверки может быть установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

В подобных случаях государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры, с тем чтобы не допустить причинения вреда или прекратить его причинение вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

6. Работодатель обязан отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК). На всех работников организаций, включая руководителей, возложена обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 225 ТК).

7. В силу ст. 212 ТК обязанностью работодателя является применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственным инспекторам труда предоставлено право запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч. требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

8. Помимо прочего, государственные инспекторы труда вправе:

- составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ;

- направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке;

- предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников;

- выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который передан соответствующему органу по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Работодатель или его представитель могут обжаловать это предписание в суд в течение 10 дней с момента его получения.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Судебная практика и законодательство — ТК РФ. Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

В случаях недостаточности или отсутствия в государственных инспекциях труда указанных сведений, они могут быть дополнительно истребованы в организациях, уполномоченных на проведение специальной оценки условий труда, в соответствии с полномочиями, установленными абзацем четырнадцатым статьи 356 и абзацем третьим статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом невыполнение указанных требований государственных инспекторов труда может являться основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении в установленном порядке в отношении виновных лиц дела об административном правонарушении (а с 1 января 2015 года назначении административного расследования административного правонарушения), в ходе рассмотрения (проведения) которого государственными инспекторами труда могут быть получены сведения, объективно подтверждающие соответствие либо несоответствие организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательным требованиям.

Отстраняем от работы сотрудника, не прошедшего обучение по охране труда: как правильно оформить

Как подтвердить, что работник не прошел проверку знаний?

Как отстранить сотрудника от работы?

Можно ли применить к работнику дисциплинарное взыскание?

Как подтвердить, что работник не прошел проверку знаний

Обучение по охране труда обязательно для всех работников. Обучиться – это половина дела. Работник должен еще успешно пройти проверку знаний. Тех, кто ее не прошел, отстраняют от работы и отправляют на повторный экзамен. Разберемся, как правильно это оформить.

Порядок обучения по охране труда утвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29. Документ предусматривает некоторые отличия обучения работников рабочих профессий от обучения специалистов и руководителей. Но для всех категорий работников есть общее правило: обучение нужно пройти не позднее одного месяца после приема на работу.

Процесс обучения обязательно фиксируется. Если оно проходит в самой компании, то сведения о каждом занятии заносят в Журнал учета занятий. В нем указывают тему занятия, продолжительность и форму проведения. В журнале расписываются работник и специалист, проводивший обучение.

Если работников отправляют в обучающую организацию, то с ней заключают договор. В нем указывается период обучения. После его окончания подписывают акт выполненных работ. Он будет свидетельствовать о том, что работник прошел обучение.

Сведения об успешной или неуспешной проверке знаний фиксируют в протоколе заседания комиссии 1 . В нем указывают не только состав комиссии и информацию о прохождении проверки, но и номер выданного работнику удостоверения. Удостоверения, выданные комиссией работодателя или комиссией обучающей организации, равнозначно подтверждают факт прохождения обучения. Протокол заседания комиссии выглядит так:


Считается, что работник не прошел проверку знаний по своей вине, если:

все занятия проведены по утвержденной программе;

комиссия вовремя собралась для проверки знаний;

работник не ответил на вопросы в билете или пропустил занятие без уважительной причины.

Как отстранить сотрудника от работы

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника, не прошедшего обучение и проверку знаний по охране труда (ст. 76 ТК РФ). То есть отстранение от работы – это не право работодателя, а его обязанность. В каждом случае отстранение должно быть обосновано и подтверждено документами.

Сведения о работниках, не прошедших проверку, представляет руководителю комиссия по проверке знаний организации или учебного центра, где проходило обучение. Причины, по которым работник не прошел проверку знаний, могут быть разными – от болезни до уклонения от обучения. Работника отстраняют в любом случае, потому что он не усвоил требования охраны труда.

Сведения о работниках, которые не прошли проверку знаний, подаются в форме письма (от учебного центра) с приложением копии протокола или докладной записки (от внутренней комиссии). Когда руководитель получит эти сведения, он должен издать приказ об отстранении.

Приказ не унифицирован. Его составляют в свободной форме. В приказе нужно указать:

срок, на который работник отстраняется от работы;

размер начисления зарплаты на время отстранения от работы (если работник не прошел проверку по вине работодателя).

Приказ об отстранении может выглядеть так:


Срок отстранения сотрудника от работы заканчивается не в определенный день, а с наступлением определенного события. Поэтому лучше написать «до прохождения повторной проверки знаний требований охраны труда». Нужно помнить, что повторную проверку знаний по охране труда работник должен пройти не позднее чем через месяц.

Что делать, если работник отказывается знакомиться с приказом

С приказом об отстранении сотрудника нужно ознакомить под роспись. Но как быть, если работник отказывается подписывать документ? Для этого есть определенный алгоритм действий работодателя:

Акт составляется в присутствии двух свидетелей. В нем максимально четко указывают место и время, когда вы предложили работнику подписать приказ. Желательно отметить его реакцию на предложение. Обязательно фиксируем, что текст приказа вы зачитали работнику вслух. То есть довели содержание приказа до сведения работника.

Если и здесь сотрудник отказывается ставить свою подпись, то внизу документа делается приписка: «Работник Иванов Н. Н. от подписи отказался. Акт зачитан работнику вслух». Свидетели снова ставят свои подписи.

При отстранении от работы трудовой договор с работником не расторгается.

Когда можно заново допустить сотрудника к работе

В нашем случае срок отстранения сотрудника от работы зависит от времени, которое уйдет на прохождение повторной проверки знаний. Чтобы заново допустить сотрудника к работе, необходимо издать приказ о допуске. Основанием для такого приказа будут документы, которые подтвердят, что работник прошел проверку знаний по охране труда – копия протокола заседания комиссии, удостоверение по охране труда.

Приказ о допуске к работе может выглядеть так:

Можно ли применить к работнику дисциплинарное взыскание

Допустим, работник был отстранен от работы, потому что не прошел проверку знаний. Через месяц повторного обучения была назначена новая проверка. Работник опять показал неудовлетворительный результат. Сколько может продолжаться такая ситуация? На этот вопрос нет ответа в нормативных актах. Максимальный срок отстранения тоже не установлен.

Считается, что работник больше всех заинтересован в том, чтобы получить удостоверения по охране труда. Без него он теряет зарплату. Но на практике бывают случаи, когда работник и в третий раз приходит на экзамен неподготовленным. Можно ли привлечь его к дисциплинарной ответственности?

Работник нарушает свои трудовые обязанности, если отказывается в рабочее время проходить специальное обучение и сдавать экзамены по охране труда 2 . Поэтому к работнику можно применить дисциплинарное взыскание – замечание или выговор. А за повторный отказ от обучения уволить за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ч. первой ст. 81 ТК РФ).

Когда работник не отказывается от обучения, но на заседаниях комиссии показывает неудовлетворительные знания, привлечь его к ответственности сложнее. Нужно доказать, что работник виноват в том, что не может пройти проверку знаний. При выборе наказания нужно учитывать обстоятельства проступка, а также общее трудовое поведение работника.

Если работник не прошел проверку знаний по вине работодателя, то по закону он не должен терять заработок. В то же время он не может работать, поэтому заработная плата выплачивается за весь период отстранения как за простой (ст. 157 ТК РФ):
- по вине работодателя – не менее 2/3 средней заработной платы сотрудника;
- если простой не зависел ни от одной, ни от другой стороны – не менее 2/3 тарифной ставки или оклада, которые рассчитаны пропорционально периоду простоя.

Самые необходимые нормативные акты

Статья 76 ТК РФ

Понять, что работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, который не прошел проверку знаний по охране труда

Статья 81 ТК РФ

Узнать, что работника можно уволить, если он неоднократно не проходит проверку знаний по охране труда

Статья 157 ТК РФ

Уточнить, как работнику оплачивается простой

Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29

Познакомиться с порядком обучения работников по охране труда

1 Работника, не прошедшего проверку знаний по охране труда, работодатель обязан отстранить от работы.

2 Отстранение от работы оформляется приказом. Он действует до тех пор, пока работник не пройдет проверку знаний.

3 Если работник не прошел проверку знаний по своей вине, то период отстранения ему не оплачивают. А если по вине работодателя – период отстранения оплачивается как простой.

4 За непрохождение проверки знаний по охране труда к работнику можно применить дисциплинарное взыскание – замечание, выговор, увольнение.

1 Приложение № 1 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержденному постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).
2 Пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.
3 Пункт 15 Правил по охране труда при работе на высоте (утверждены приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н).

1. Каков порядок предоставления дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня при работах с вредными условиями труда (п.п. 12 «Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с изменениями от 15.04.04), утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.75. №000/П-20)?
• дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляется в соответствии со «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» только по фактически отработанному времени во вредных условиях труда

2. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж, где он фиксируется (п. 2.1.6 постановления Минтруда и Минобразования России от 10.01.03 г. №1/29)?
• при введении новых правил, инструкций по охране труда, изменении технологического процесса, перерывах в работе более 2 месяцев, а для работ с вредными и (или) опасными условиями труда — более 30 дней. Фиксируется в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте

3. В какой срок после окончания расследования несчастного случая пострадавшему выдается акт формы Н-1 (ст. 230 ТК РФ)?
• в трехдневный срок

4. Каков порядок проведения первичного инструктажа на рабочем месте (п.п. 7.2.3, 7.9 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»):
• проводится индивидуально или группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, или в пределах общего рабочего места с показом безопасных приемов и методов труда. Завершается устной проверкой приобретенных знаний и навыков. Регистрируется в журнале

5. О чем работник обязан немедленно известить своего руководителя (ст. 214 ТК РФ):
• о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве
• о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей
• об ухудшении состояния своего здоровья

6. Какие существуют группы по электробезопасности электротехнического электротехнологического) персонала (п. 1.2.5 «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», утв. постановлением Минтруда России от 05.01.01 г. №3)?
• II, III, IV, V

7. Как осуществляется подготовка персонала к присвоению I группы по электробезопасности (п. 2 примечания к приложению №1 «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок»)?
• группа I по электробезопасности присваивается персоналу ежегодно методом инструктажа на рабочем месте, который должен завершиться проверкой знаний устным опросом. Инструктаж проводит лицо из электротехнического персонала с группой не ниже III. Результаты проверки оформляются в специальном журнале

8. Кто рассматривает разногласия но вопросам расследования и оформления документов о несчастном случае на производстве (ст. 231 ТК РФ)?
• соответствующие органы государственной инспекции труда или суд

9. Какие категории пользователей персональными компьютерами проходят обязательные периодические медицинские осмотры (п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.)?
• работающие с персональными компьютерами более 50% рабочего времени — профессионально связанные с эксплуатацией персональных компьютеров

10. Каким локальным нормативным актом устанавливается режим рабочего времени в организации (ст. 100 ТК РФ)?
• правилами внутреннего трудового распорядка организации

11. Эргономика рабочего места с персональным компьютером должна обеспечивать расстояние от экрана монитора до глаз пользователя (п.п. 9.4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):
• не менее 50 см, нормально 60-70 см

12. Обязан ли работник компенсировать денежные средства, потраченные работодателем на приобретение средств индивидуальной зашиты (ст. 221 ТК РФ)?
• нет, работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя

13. С учетом заключения какого органа комиссия но расследованию несчастного случая на производстве может установить факт грубой неосторожности пострадавшего (ст. 229.2 ТК РФ)?
• выборного органа первичной профсоюзной организации

14. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) и между боковыми поверхностями видеомониторов должны быть (п. 9.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):
• не менее 2 м и 1,2 м соответственно

15. Ограничены ли сроки расследований несчастных случаев (п. 19 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утв. Постановлением Минтруда России от 24.10.02 г. №73)?
• групповые несчастные случаи, а также тяжелые или со смертельным исходом расследуются в течение 15 календарных дней, остальные — в течение 3 календарных дней со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию

16. Кто и в какие сроки проводит первичный инструктаж на рабочем месте (п.п. 2.1.3, 2.1.4 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утв. постановлением Минтруда и Минобразования России от 13.01.03.№1/29)?
• непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, проводит инструктаж работникам до начала их самостоятельной работы

17. Каким категориям работников выдается бесплатно 0,5 л молока за смену независимо от ее продолжительности (п. 2 Приложения №1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.01.01 г. №45н)?
• работникам в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным Минздравом России

18. Каковы действия профсоюзного органа по окончании расследования несчастного случая на производстве (ст. 230 ТК РФ):
• участие в работе комиссии по расследованию в выработке мероприятий предупреждения подобных несчастных случаев

19. Как осуществляется допуск к самостоятельной работе лиц, принимаемых на работу, в т.ч. с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ; п. 7.2.4 ГОСТ 12.0.004-90):
• после прохождения обучения и стажировки на рабочем месте (2-14 смен) под руководством назначенного лица и сдачи экзаменов. Допуск оформляется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с подписью инструктируемого и инструктирующего
• работодатель устанавливает в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных работ, порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников рабочих профессий

20. Норма бесплатной выдачи работникам мыла при работах, связанных с трудносмываемыми загрязнениями (Приложение №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. №1122н):
• 300 г мыла или 500 мл жидких моющих средств на месяц на каждого работника

21. Какова нормальная продолжительность рабочего дня в неделю (ст. 93 ТК РФ)?
• 40 часов

22. Кто и в какие сроки организует проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организации (п. 5.6 «Методических рекомендаций. », утв. постановлением Минтруда России от 17.12.02 г. №80)?
• работодатель — не реже одного раза в 5 лет

23. Укажите организации, имеющие право осуществлять предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (п. 4 Приложения №3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. №302н):
• медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами

24. Кто обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников организации (п. 5.4 «Методических Рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», утв. постановлением Минтруда России от 17.12.02 г. №80)?
• работодатель с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа

25. Сроки проведения специального обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций (п. 2.3.1 «Порядка обучения. », утв. постановлением Минтруда и Минобразования России от 13.01.03 №1/29):
• не реже одного раза в 3 года

26. Кто несет ответственность за организацию и своевременность обучения но охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организации (ст. 225 ТК РФ)?
• работодатель

27. Санитарными нормами и правилами установлено, что площадь, приходящаяся на одно рабочее место с персональным компьютером, должна быть (п. 3.4 СанПиН 2.2.2/4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»):
• не менее 6 кв. м и не менее 4,5 кв. м (для ПЭВМ с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные)

28. Можно ли использовать специальную одежду и специальную обувь, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но еще годные для дальнейшего применения (п. 19 «Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»)?
• да, но только после стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезжированния и ремонта

29. Где хранятся действующие в структурном подразделении инструкции по охране труда для работников, а также перечень этих инструкций (п.п. 5.9, 5.10 «Методических рекомендаций. », утв. постановлением Минтруда России от 17.12.02 г. №80)?
• перечень хранится у руководителя структурного подразделения, он же определяет местонахождение действующих в подразделении инструкций с учетом доступности и удобства ознакомления с ними

30. Кто формирует комиссию по расследованию несчастного случая на производстве, в какие сроки (ст. 229 ТК РФ)?
• работодатель незамедлительно образует комиссию, состоящую из нечетного числа членов и в количестве не менее трех человек, в т. ч. председателя комиссии при расследовании легкого несчастного случая

31. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Правительства РФ от 06.02.93 №000 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»):
• при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг и в течение рабочей смены — 7 кг

32. В какие сроки проводится повторный инструктаж на рабочем месте (п.п. 2.1.5, 2.1.8 постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.03 г. №1/29):
• не реже одного раза в шесть месяцев. Для отдельных отраслей и организаций сроки проведения регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда

33. Какое определение понятия «охрана труда» будет верным (ст. 209 ТК РФ)?
• охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия

34. Кто подлежит обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда (ст. 225 ТК РФ)?
• все работники организации, в т.ч. руководитель

35. В каких случаях работникам предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время (ст. 109 ТК РФ)?
• при выполнении работ в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах

36. Обязан ли работодатель обучать работников оказанию первой помощи пострадавшим (п. 2.2.4 постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.03 г. №1/29)?
• работодатель обязан организовать проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу лица проходят это обучение не позднее одного месяца после приема на работу

37. Какие органы могут расследовать заявление пострадавшего работника при его несогласии с результатами расследования (ст. 231 ТК РФ)?
• государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации
• суд
• федеральная инспекция труда

38. В каких случаях в состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве в обязательном порядке включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профессиональных союзов (ст. 229 ТК РФ)?
• при расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом

39. Кто имеет право проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств (п.п. 1.2, 1.4 «Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», утв. Минздравом и Минтрансом России от 29.01.02. (письмо Минздрава России от 21.08.03 №000/ «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей автотранспортных средств»):
• медицинский персонал здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник на правах их структурных подразделений
• медицинский персонал по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения

40. За счет каких средств работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ)?
• за счет средств работодателя

41. Обеспечение но страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется (ст. 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г.):
• в виде пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование; единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат, а также дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего

42. За что могут нести персональную ответственность члены комиссии по расследованию несчастного случая на производстве (п. 41 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»)?
• несоблюдение установленных сроков расследования несчастного случая

43. Существует ли категория работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте (п. 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования России от 13.01.03 г. №1/29)?
• да, это работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента. Работодателем утверждается Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте

44. Акт по форме Н-1 оформляется (ст. 230 ТК РФ):
• в трех экземплярах при страховом случае

45. Какими нормативными документами предписано применение работающими тех или иных средств индивидуальной защиты (п. 3 «Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»)?
• нормы выдачи СИЗ для работников всех отраслей экономики установлены Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими отраслевыми нормативными документами, ГОСТ, ТУ и т.д.

46. При какой численности работников у работодателя создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда (ст. 217 ТК РФ)?
• численность работников превышает 50 человек

47. Что входит в обязанности работника в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ)?
• проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Читайте также: