Имеет ли право председатель правительства испании назначать должностных лиц автономных сообществ

Опубликовано: 18.05.2024

Конституция Испании и испанское государство

Основополагающие законы Королевства Испании собраны в Конституции Испании, одобренной на референдуме 6 декабря 1978 года и вступившей в силу 29 декабря того же года.

Принципы, на которых основывается Конституция Испании:

  • уважение прав человека и законов справедливого порядка;
  • защита особенностей всех народов Испании;
  • развитие социально-экономической системы для обеспечения достойного качества жизни для всех;
  • сотрудничество для укрепления мира и взаимных отношений между всеми народами Земли.

Политическая организация Испании согласно Конституции Испании

Конституция Испанию провозглашает Королевство демократическим государством с формой правления «парламентарная монархия». Высшими ценностями признаются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм.

Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу. Конституция Королевства Испании основана на неразрывном единстве Испании, общей и неделимой родины всех испанцев. Признается и гарантируется также право на автономию национальностей и регионов и солидарность среди всех.

Гарантом Конституции Испании является Конституционный суд, он независим от всех ветвей власти и только связан с Конституцией и фундаментальным законом Конституционного суда.

Конституцией Испании определен государственный флаг Королевства, а также признается право автономий Испании иметь свои собственные флаги, которые могут использоваться вместе с государственным испанским флагом.

Согласно Конституции Испании официальным государственным языком устанавливается испанский (кастильский), который обязаны знать все граждане Королевства. Также наряду с кастильским признаются официальными другие испанские языки в каждой автономии: в Каталонии (аранский и каталонский), в Галисии (галисийский), на Балеарских островах (каталонский), в области Валенсия (валенсийский), в Наварре и Стране Басков (баскский). В этих областях местный национальный язык вместе с кастильским присутствует в образовательной системе и официальных государственных документах.

Столица Испании – Мадрид, является столицей со второй половины XVI века, ранее столичными городами были Толедо и Вальядолид.

Король Испании – глава государства и символ единства Испании. В Конституции Испании признаются две основные функции короля: он является высшим представителем государства на национальном и международном уровнях, а также следит за функционированием всех институтов. Кроме того, король провозглашает законы, провозглашает членов правительства по предложению Президента Правительства и является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Испании.

В Испании могут быть коронованы и мужчины, и женщины. Официальная резиденция королей – Паласио Реал (Мадрид), но королевская семья проживает во Дворце Сарсуэла.

Хуан Карлос I Бурбон был королем Испании с 22 декабря 1975 года до 19 июня 2014 года. Во время его правления Испания была провозглашена демократическим государством, вступила в Европейский союз и достигла высокого политического и социально-экономического развития. После отречения от престола Хуана Карлоса королем стал его прямой наследник Филипп VI.

В тексте Конституции Испании провозглашается разделение трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной

  • Исполнительная власть представлена правительством Испании, которое занимается внутренней и внешней политикой, гражданским и военным управлением государства. Правительство состоит из президента и министров.
  • Законодательная власть представлена парламентом Испании (Las Cortes Generales), который представляет народ и состоит из двух палат: Конгресс депутатов и Сенат. Согласно Конституции Испании сновные функция парламента – это создавать и принимать государственные законы, утверждать госбюджет и контролировать деятельность правительства, выбирать Президента правительства. В Конгрессе депутатов обычно от 300 до 400 человек (сейчас их 350), в Сенате количество участников также может меняться, на сегодняшний день их 266.
  • Судебная власть представлена судами и магистратами, основная функция которых – провозглашение правосудия, исходящего из народа. Основой организации судов является принцип юрисдикционного единства. Генеральный совет судебной власти (CGPJ) является автономным органом (состоящим из судей и других юристов), осуществляющим государственные функции судебной власти в целях обеспечения независимости судей.

Вооруженные силы Испании и Силы безопасности находятся под контролем правительства, и основной функцией их является защита свободного осуществления прав и свобод и гарантия общественной безопасности. Основные органы безопасности:

  • Вооруженные силы, состоящие из ВВС, ВМФ и Сухопутных войск. Они подчиняются приказам короля, но за их деятельностью следит Министерство обороны.
  • Силы гражданской безопасности:

– на национальном уровне: Национальная полиция и Гражданская гвардия, находятся под руководством Министерства внутренних дел;

– на уровне автономий: независимые автономные полицейские силы, которые подчиняются соответствующим органам внутренних дел автономий (к примеру, в Каталонии это Mossos d´Esquadra);

– на местном уровне – Муниципальная полиция.

Государственные органы Испании

  • Консультативные органы правительства – Государственный Совет и Совет по социально-экономическим делам.
  • Некоторые органы относятся к соответствующим министерствам Испании: Испанское метеорологическое агентство, Налоговая служба, Департамент транспорта, Институт внешней торговли Испании, Институт Сервантеса, Институт по делам женщин и равных возможностей для всех, Национальный институт статистики и т.д.
  • Государственные органы и должностные лица от испанского парламента – Омбудсмен и Счетная палата.

Способы общения с гражданами правительства и органов автономий

  • Официальный государственный бюллетень (BOE), различные бюллетени-отчеты автономий, где публикуется информация о законах, указах, назначениях и т.д.
  • С другой стороны, государственные административные органы оснащены различными системами для общения с гражданами: личный прием, электронная почта и телефон (по таким номерам, как, например, 060).

Территориально-административная организация Испании

В тексте Конституции Испании 1978 года было утверждено, что Королевство Испании по административной структуре делится на автономные сообщества, провинции и муниципалитеты. На каждом уровне государственные учреждения имеют автономию в управлении на местах.

В Испании насчитывается 17 автономных сообществ и 2 автономных города (Сеута и Мелилья).

Согласно Конституции Испании институтами управления автономных сообществ являются: законодательное собрание (избирается всеобщим голосованием среди жителей), руководящий совет, обладающий исполнительными функциями, и президент, который в дополнение к своей функции исполнительной власти представляет автономное сообщество.

В Испании – 50 провинций, сюда можно добавить два города – Сеута и Мелилья. Насчитывается 8122 муниципалитета.

Конституция Испании и население

Испания – пятое по численности населения государство Европейского союза, по данным на 2014 год здесь проживает 46 512 199 человек. Также это вторая по площади страна ЕС после Франции – 505 944 кв. км.

Конституция Испании устанавливает право создания и существования различных ассоциаций населения, таких как политические партии, профсоюзы, религиозные конфессии, ассоциации потребителей и пользователей, профессиональные организации. Что касается участия в политической жизни, то основной способ участия населения – это право избирательного голоса для всех испанцев. Согласно Конституции Испании выборы провозглашаются всеобщие, свободные, равные, прямые и тайные.

Выборы могут быть европейские (для выбора представителей Испании в Европейском парламенте), общие, автономные и локальные. В Испании признана многопартийная система как на национальном, так и на автономном уровне.

В Испании зарегистрированы 4700 партийных организаций, но на сегодняшний момент в парламенте работают представители 17 политических партий.

В Конституции Испании также признается право на объединение и существование профсоюзов как организаций по защите прав трудящихся. Профсоюзные организации имеют большой вес, представители самых многочисленных синдикатов и профсоюзов участвуют в консультативном органе по экономическим вопросам государства, которым является Совет по социально-экономическим делам.

Центр услуг в Испании

Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» - это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.

Метки: испания, правительство, язык, суд, автономии, население, министерство, король, конституция, государство, вооруженные силы, королевство, исполнительная власть, органы, устройство, организация, избирательное право, законодательная власть, судебная власть

Прежде чем обратиться к анализу испанского законо­дательства, регулирующего организацию и структуру ис­полнительных органов власти, необходимо дать краткую характеристику нормативной базе и видам источников в ис­панском праве, с тем, чтобы в последующем определиться с терминологией.

Поскольку переводов испанского законодательства на русский язык не так много, особенно в части подзаконного регулирования, то автор столкнулся с необходимостью само­стоятельного поиска наиболее адекватных русскоязычных эк­вивалентов для терминов и понятий.

Многие понятия трудны не столько для перевода, сколь­ко для поиска именно таких слов и выражений, которые бы с одной стороны, были наиболее близки к оригиналу, а с другой, не вызывали бы когнитивного диссонанса у читате­ля, знакомого с русскоязычной юридической терминологи­ей. Однако, при всем этом, в данной работе мы постарались осуществить перевод если не буквально, то наиболее близко к тексту оригинала. Конечно, сложно было избежать неко­торых ассоциаций, мешающих восприятию, например, на­звания государственных должностей, такие как Генеральный секретарь или Государственный секретарь - непроизволь­но ассоциируются с известной советской номенклатурной должностью или же с наименованием главы внешнеполити­ческого ведомства в США, но по нашему мнению, здесь было необходимо переводить понятие буквально, чтобы в даль­нейшем избежать путаницы.

Однако вернемся к классификации нормативных право­вых актов в Испании. Здесь надо прояснить ряд моментов. Даже поверхностный взгляд на эту систему создает впечатле­ние чего-то знакомого. Действительно, можно явно просле­дить сходство с российской системой актов. Конечно, прямые параллели, учитывая разницу в государственном устройстве, не совсем уместны. Но все же.

Помимо Конституции Испании 1978 года, как основного документа высшей юридической силы, существует система актов, принятых законодательной властью и исполнитель­ной. Акты Парламента делятся на законы конституционные (ley organica) и законы ординарные (ley ordinaria). Первые ре­гулируют и разъясняют наиболее важные вопросы государ­ственного устройства, обозначенные в положениях Конститу­ции, вторые - практически все остальные значимые вопросы жизни страны от экономики до образования.

Подзаконные акты, принятые органами исполнитель­ной власти, в общем носят название декретов и делятся на Де­креты, имеющие ранг закона и Декреты не имеющие такого ранга (также они могут называться ординарными декретами и регламентами). Декреты издаются Советом Министров. Ре­гламенты - акты более низкого ведомственного уровня, они издаются министерствами (также как и различные циркуля­ры, резолюции, инструкции, приказы).

Среди декретов в ранге закона выделяются - королев­ские декреты (Real Decreto) - называемые так потому, что по­сле их издания они подлежат санкционированию Королем Испании (статья 91 Конституции Испании). Королевские де­креты - законы (Real Decreto Ley) (статья 86 Конституции) это временные акты, которые принимаются Правительством в срочных и экстраординарных случаях, однако в последую­щем, в любом случае требующих утверждения Конгрессом.

Надо сказать, что во времена правления Франко и непо­средственно перед принятием Конституции Испании 1978 года в испанском административном праве - ни в доктри­не, ни в законодательстве - не было столь обычного сегодня употребления термина Генеральная администрация госу­дарства. Присутствовало лишь разделение администрации на центральную и локальную. Однако уже через пять лет после принятия Конституции этот термин появился в за­коне 10/1983 и стал применяться и в других актах, например в известном законе о правовом режиме административных процедур 30/1992 года., статья 2 которого гласит, что к так на­зываемой «публичной администрации» относятся: Генераль­ная администрация государства, администрации автоном­ных областей, и локальные (местные) администрации.

В законе LOFAGE термин Генеральная администрация государства используется в двояком смысле. В узком - она включает в себя центральные органы власти (например, ми­нистерства), а также органы, представляющие Правитель­ство в регионах - делегации в автономных областях, а также администрацию за рубежом (например, посольства).

В широком смысле - все перечисленное выше плюс так называемые автономные организмы или публичные орга­низмы. Однако, к сожалению в законодательстве нет ответа на вопросы - что же это за автономные организмы, и, второе - куда в данной системе следует отнести Правительство.

Далее, также не совсем ясно - составляет ли Правитель­ство часть Генеральной администрации государства? На первый взгляд логично предположить, что большая часть деятельности Правительства по своей природе. Поэтому однозначно - Правительство - это часть Генеральной администрации.

Что же это за специальные администрации, которые могут оставаться вне системы Генеральной администрации государства?

Эта проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Откуда вообще возник данный во­прос, - а возник он по той причине, что следуя логике, если существует администрация генеральная (общая), то должна быть и специальная. В начале надо выяснить, есть ли крите­рий разделения администрации на общую (генеральную) и специальную. К сожалению, анализ законодательства пока­зывает, что в нормативной базе нет единых критериев и это приводит к серьезной путанице. Напрашивается вывод, что когда-то термин «Генеральная» был употреблен просто как синоним слова «Центральная».

Некоторые авторы вообще предлагают убрать это поня­тие, как вносящее неразбериху или как недочет юридической техники.

Генеральной линией новой конституционной эпохи по­сле 1978 года стало реформирование исполнительной вла­сти. Первоначально было определено, что Правительство бу­дет состоять из Председателя, его заместителей, министров и других членов, точное количество которых не определено.

Если буквально ориентироваться на положения консти­туции, то может сложиться впечатление, что Правительство находится в подчиненном положении по отношению к пар­ламенту и его значение вторично. Но это не так

Что касается положения и роли министерств, то надо заметить, что органы исполнительной власти в Испании де­монстрируют тенденцию к постоянному увеличению их ко­личества. - как в горизонтальном плане (рост количества ми­нистерств), так и в вертикальном - (количество подчиненных ведомств внутри министерских структур также возрастает).

Среди основных нормативный актов, составивших ко­стяк испанского законодательства в сфере регулирования деятельности и структуры исполнительной власти, следует назвать:

Закон 6/1997 от 14 апреля « Об организации и функцио­нировании Генеральной администрации государства»

Закон 50/1997 от 27 ноября « О Правительстве»

Закон 28/2006 18 июля «О государственных агентствах в сфере оказания государственных (публичных) услуг.

Закон 40/2015 с изменениями от 2017 года от 1 октября «О правовом режиме публичного (государственного) сектора»

Все это многообразие, к сожалению, не устраняет необ­ходимости создавать более упорядоченную систему норма­тивных актов, с учетом заявленных целей административной реформы.

Масштабная реформа имеет перед собой две главные цели - упорядочение внешних связей и отношений государ­ственных органов исполнительной власти с гражданами и организациями, и с другой стороны регулирование внутрен­ней структуры и функций каждого уровня управления.

Структура Генеральной администрации государства должна отвечать принципам функционального разделения полномочий между министерствами, а также территориаль­ного разделения на центральные и периферийные (регио­нальные) органы - делегации в автономных областях Испа­нии.

Структурно Генеральная администрация государства состоит из:

  • Центрального организма (министерства).

Центральные органы названы в законе вышестоящими

и руководящими. К вышестоящим относятся - Министры и Государственные секретари. К руководящим - Заместители секретарей (вице секретари), генеральные секретари; гене­ральные технические секретари и генеральные директоры; генеральные вице директоры.

  • Территориального организма. К нему относятся де­легации Правительства, представленные Делегатами в ранге Вице секретарей, а также Субделегации в провинции, ко­торыми руководят должностные лица в ранге генеральных вице директоров.
  • Генеральной администрации государства за рубежом. Это послы и постоянные представители в международных организациях.

Все остальные существующие органы исполнительной власти являются подчиненными и зависимыми от указанных выше.

Внутренняя организация министерств выглядит следую­щим образом.

Должностные лица министерств имеют ранги государ­ственных секретарей и генеральных секретарей. В структуре министерств выделяются Субсекретариаты и Генеральные технические секретариаты, осуществляющие обеспечение административной работы.

Генеральные дирекции в составе министерств подразде­ляются на генеральные субдирекции.

Создание, преобразование и ликвидация всех орга­нов во внутренней структуре министерств осуществляется путем издания Королевских декретов (real decreto) Сове­том Министров, по инициативе заинтересованного ми­нистра и с одобрения Министра финансов и публичной администрации.

Органы более низкого уровня создаются и ликвидиру­ются самим министром путем издания приказа.

Министры возглавляют свой сектор административной работы и выполняют такие функции:

  1. Осуществляют управление и регулирование.
  2. Определяют цели министерства, утверждают планы, распределяют ресурсы ( в пределах выделенного бюджета).
  3. Утверждают бюджеты (расходы) министерства и пере­дают их в Министерство финансов.
  4. Определяют внутреннюю структуру министерства.
  5. Поддерживают связи с автономными областями и со­зывают и проводят секторальные конференции.
  6. Разрешают административные конфликты.

Государственные секретари напрямую ответственны за

деятельность Правительства в соответствующей сфере. Они управляют секретариатами и генеральными дирекциями, находящимися в их подчинении и отвечают за их деятель­ность перед министрами. Также они координируют проекты и программы в своих секторах, осуществляют надзор.

Вице секретари содействуют вышестоящим органам с точки зрения технического сопровождения, помогают мини­стру в контроле эффективности работы министерства, отве­чают за рационализацию и упрощение процедур и методов работы.

Делегации от правительства координируют деятель­ность Генеральной администрации в регионах, осуществля­ют надзор, работают в тесном сотрудничестве с местными органами. Делегаты назначаются и отстраняются от долж­ности посредством реального декрета Совета министров по представлению Председателя Правительства.

В каждой автономной области Испании, где существует несколько провинций - обязательно присутствуют субделе­гации от центральных органов исполнительной власти. Они при необходимости могут быть созданы даже в автономиях, имеющих только одну провинцию в своем составе. Основной их компетенцией является именно осуществление совмест­ной работы с местной властью, особенно в сфере финансиро­вания различных программ.

Субделегации в провинциях на своем более локальном уровне выполняют все предыдущие функции, но также и дополнительно осуществляют контроль соблюдения прав, свобод, обеспечения безопасности граждан. А также управ­ляют объектами государственной собственности в регионах (недвижимость).

Правительство в целом руководит внутренней и внеш­ней политикой, гражданской и военной службой, а также безопасностью государства. Правительство осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и за­конами. Состоит из Председателя, заместителей председате­ля и министров. Члены Правительства совместно образуют Совет Министров и уполномоченные правительственные ко­миссии (comisiones delegadas del gobierno).

Председатель Правительства координирует осуществле­ние всех функций. Министры находятся в его прямом под­чинении. Он также представляет правительство Испании во внутренней политике и за рубежом, ставит перед Конгрес­сом вопрос о доверии Правительству, руководит обороной государства в рамках предусмотренных полномочий, визи­рует нормативные акты, издаваемые Королем. Председатель может подать жалобу о неконституционности, создавать, из­менять и удалять министерские департаменты посредством издания реал декрета. Он также предлагает королю кандида­туры на должности заместителей Председателя.

Совет Министров - это коллегиальный орган, осущест­вляющий следующие функции:

  1. Готовит проекты нормативных правовых актов и пере­дает Генеральным кортесам.
  2. Готовит проекты законов о государственном бюджете.
  3. Объявляет чрезвычайное положение и предлагает конгрессу объявить военное положение.
  4. Руководит государственным долгом

Кабинеты - это вспомогательные органы, осуществляю­щие техническую и административную поддержку. Они по­могают и содействуют Председателю и заместителям Пред­седателя Правительства, Министрам и Государственным секретарям.

ГРИГОРЬЕВА Мария Александровна
старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Активное избирательное право на выборах в представительные учреждения предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-летнего возраста.

Парламент Испании – Генеральные кортесы – включает две палаты: Конгресс депутатов и Сенат, который является палатой территориального представительства. Обе палаты избираются путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании на 4 года. Конгресс депутатов включает от 350 до 400 депутатов, в настоящее время – 350. Каждая из 50 провинций, как минимум представлена двумя депутатами и одним дополнительным депутатом на каждые 175 тыс. жителей.

Города Сеута и Мелилья представлены одним депутатом в нижней палате. Сенат состоит из 208 избираемых членов и 43 назначаемых Королем. Каждая провинция избирает по 4 сенатора. Каждый остров или группа островов составляют также один избирательный округ. Большие Канар-ские острова, Мальорка и остров Тенерифе избирают по три сенатора каждый, а другие острова – по одному. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора. Автономные сообщества посылают в верхнюю палату дополнительно по одному сенатору от более чем одного миллиона жителей; эти сенаторы назначаются законодательными собраниями сообществ.

Кандидаты в Конгресс депутатов представляются надлежащим образом зарегистрированными политическими ассоциациями и федерациями, их коалициями или 0,1% избирателей, внесенных в избирательные списки в округе (это процентное соотношение должно быть, однако, выше числа в 500 избирателей). Члены палаты избираются голосованием списком по системе пропорционального представительства* (метод д'0ндта). Избиратель голосует за один из списков, представленных в его округе (в провинции). Депутаты от городов Сеута и Мелилья избираются простым большинством голосов, т.е. по мажоритарной системе относительного большинства.

Кандидаты в сенаторы выдвигаются таким же образом, как и кандидаты в депутаты. Согласно числу сенаторов, подлежащих избранию в каждой провинции (кандидаты вносятся в список), избирателю предоставляется один, два или максимум три голоса. Кандидаты, получившие наибольшее число голосов, объявляются избранными.

При вакантности места в Конгрессе депутатов оно замещается кандидатом "пришедший затем" по списку партии, к которой принадлежал прежний обладатель вакантного места. При вакантности мест в Сенате производятся частичные выборы.

Все автономные сообщества имеют свои законодательные собрания, избираемые всеобщим голосованием, и называемые в разных сообществах по-разному. Например, в Каталонии, Галисии, Андалузии, на Канарских островах, на Балеарских островах такие собрания называются парламентом, в Астурии – Генеральной хунтой, Региональным собранием – в Кантабри, Кортесами – в Валенсии, Арагоне и т.д. Например, в Каталонии, согласно ее статуту (ст. 31), законодательное собрание "избирается на четыре года всеобщим, свободным, равным, прямым и тайным голосованием в соответствии с избирательным законом, принятым этим собранием. Применяемая избирательная система – пропорциональная; она обеспечивает надлежащее представительство всех территориальных зон Каталонии". В Стране басков их парламент будет состоять "из равного числа представителей от каждой исторической территории, избираемых всеобщим, свободным, равным и тайным голосованием" (ст. 26 статута Страны басков). Хотя статья 152 конституции 1978 г. требует, чтобы законодательные собрания автономных сообществ формировались на основе пропорциональной системы, это правило, однако, не везде соблюдается на практике.

Численность муниципальных советов зависит от числа проживающих на их территории жителей (до 250 – 5, от 250 до 1000 – 7 и т.д.). Их члены избираются и по пропорциональной, и по мажоритарной избирательным системам, в зависимости от характера коммуны.

Непосредственное участие избирателей в государственной жизни на национальном и более низких уровнях признается основным законом и другими актами Испании. На национальном уровне возможно проведение конституционного референдума. Факультативный референдум может применяться для ратификации частичных изменений основного закона, если десятая часть членов одной из палат Генеральных кортесов того потребует. При полном пересмотре конституции, а также ее основополагающих статей (общие положения, статьи с 15 по 29 об основных правах и свободах, положений о Короне, т.е. статей с 56 по 65) после окончания процедуры в Генеральных кортесах проводится обязательный ратифицирующий референдум. Помимо названных конституционных референдумов, основной закон 1978 г. предусмотрел консультативное голосование на национальном уровне по политическим решениям особой важности.

Назначение референдума осуществляется Королем по предложению председателя правительства и при существовании первоначальной инициативы, исходящей от Конгресса депутатов. Кроме того, органический закон 1980 г., регламентирующий процедуру референдума, добавил дополнительное условие – инициатива Конгресса должна быть одобрена абсолютным большинством его членов.

На национальном уровне введена народная законодательная инициатива, когда законопроект, собравший не менее 500 тыс. подписей, передается в Конгресс депутатов. Сама инициатива носит, однако, ограниченный характер, поскольку она неприемлема для изменения основного закона, а также в отношении автономных сообществ, как и по вопросам, регулируемым органическим законодательством, о которых мы уже говорили, как и в отношении налоговых вопросов или вопросов, имеющих международный характер, а также связанных с помилованием, Регламент Конгресса депутатов 1982 г. приравнивает законопроекты в порядке законодательной инициативы к законодательным предложениям, вносимым депутатами. В результате, к народным законопроектам применяются те же ограничения, которые действуют в отношении предложений депутатов, и прежде всего требование о необходимости согласия правительства в отношении законопредложения, влекущего увеличение или соответствующее сокращение доходов, кредитов или сокращение бюджетных доходов (п. 6 ст. 134 конституции 1978 г.).

Референдум применяется при образовании автономных сообществ, в последних возможно осуществление народной инициативы. Непосредственное участие населения в управлении возможно и на более низком уровне – на уровне коммун, провинций, островов.

В целом же институт непосредственного участия граждан Испании в осуществлении государственной власти введен весьма ограниченно, и практика его применения не получила широкого распространения.

В общих чертах можно утверждать, что испанское законодательство создавалось постепенно, путем объединения нормативных положений различных правовых систем, основными из которых были:

  • римское право;
  • варварские правды;
  • каноническое право.

Из трех представленных, в свою очередь, можно смело выделить римское право, которое, безусловно, имело набольшее влияние на формирование испанского права. Из римского права была взята значительная часть норм, которые содержит Гражданский кодекс Испании.

Также испанское право образовывалось путем объединения большого числа различных средневековых региональных правовых систем, которые очень редко применялись в отношении населения. Эти системы медленно сгруппировывались и образовывали провинциальные нормативы (фуэрос), которые затем сливались в единый сложный правовой комплекс. Здесь следует уточнить, что эти исторические нормативы хотя и приняты испанской Конституцией, но право на их регулирование и применение передано автономным сообществам.

Основными источниками правового регулирования в Испании являются:

  • законы (leyes) * региональные * национальные * Европейского союза;
  • обычаи (costumbres);
  • общие принципы права (principios generales del derecho).

При необходимости разрешения спорных ситуаций в первую очередь применяются соответствующие законы. Если таковые отсутствуют, тогда берутся во внимание существующие обычаи. В ситуациях, когда нет ни нужного закона, ни обычая, применяются общие принципы права.

Следует уделить отдельное внимание нормам Евросоюза. Все нормативы, вытекающие из права Европейского союза, являются действующими в Испании в соответствии с договором ЕС, ратифицированным Испанией и ставшим частью внутреннего испанского права. Учитывая, что европейский договор имеет более высокое иерархическое положение, чем внутренние испанские законы, в случае конфликта между правом Евросоюза и внутренним законом Испании предпочтение отдается первому.

Также при возникновении спорных/конфликтных ситуаций между странами-участницами Евросоюза для разрешения этих споров применяется законодательство ЕС.

В рамках права Европейского союза нужно отметить различие между имеющимися директивами и регламентами. Разница в том, что первые требуют, чтобы государства-участники ЕС применяли их путем принятия законов, а вторые имеют прямое применение.

Конституция Испании

Современная Конституция Испании была принята на референдуме 6 декабря 1978 года и опубликована в Официальном бюллетене 29 декабря того же года. Является высшей правовой нормой испанского государства. Во время ее принятия были отменены все законодательные акты, которые противоречили положениям Конституции. В документе прописаны правила и принципы прямого действия, как, например, основные права и свободы граждан, в том числе принцип разделения властей в королевстве. Конституция также объявляет Испанию демократическим, социальным и правовым государством с формой правления «парламентская монархия».

Испанская Конституция регулирует деятельность государственных органов, а также различных структур автономных сообществ. Следует заметить, что Основной закон предоставил довольно обширные права автономным областям Испании.

Любая правовая норма, которая является частью испанского законодательства, обязательно должна быть совместима с Конституцией. В связи с этим в Испании есть компетентные государственные органы, которые несут ответственность за обеспечение соблюдения этого требования, а именно: это суды общей юрисдикции и Конституционный суд Испании, придерживающиеся модели Кельзена.

Исходя из этой модели, конституционная юрисдикция имеет две основные функции:

  1. Право проверки на конституционность: возможность определить совместимость нижестоящих норм или актов с более важными нормативами;
  2. Отказ от нормативы: возможность заявить о недействительности нормативы, которая не прошла проверку на конституционность.

Иерархия законодательных документов, которая используется при необходимости в Испании:

Право Европейского союза (в основном постановления и директивы) и международное право (международные договоры и другие соглашения).

Кроме того, испанская Конституция устанавливает полномочия региональных и местных властей в регулировании определенных видов норматив и возможность принимать законы через свои парламенты тогда, когда они не противоречат Конституции.

Организация публичного права в Испании


Организация частного права в Испании

Основные нормы правового регулирования

Из всех норматив материального права, которые являются составной частью правовой системы Испании, можно выделить наиболее важные:

  • Конституция Испании 1978 года.
  • Уставы автономных сообществ.
  • Договор Европейского союза.
  • Уголовный кодекс Испании.
  • Гражданский кодекс Испании.
  • Торговый кодекс Испании.

Что касается процессуального права, то наиболее важные нормы содержат следующие законы Испании:

Если на систему территориальной организации Испании повлияла итальянская традиция[8], то в государственной службе страна восприняла французскую модель. При данной модели государственные служащие действуют на основании закона, а не контракта, критерием для назначения являются профессиональные качества, определённые в ходе квалификационных экзаменов, а для продвижения по службе - выслуга лет.

Cущественных изменений в период перехода от правления генерала Франко к демократическому режиму государственная служба не претерпела. С принятием Конституции 1978 г. наиболее существенные изменения в сфере государственной службы были связаны с созданием автономных сообществ и с признанием права на создание профсоюзов.

Регламентация основ правового положения государственных служб и их служащих относится к исключительному ведению государства. Эти вопросы регулируются Конституцией Испании 1978 года, законами и королевскими декретами.

В конституции закрепляется возможность доступа граждан на условиях равенства к общественным и государственным должностям, устанавливаются пределы законодательного регулирования. На подобном уровне должны регламентироваться такие вопросы, как cтатус публичных служащих, условия доступа к публичной службе в соответствии с достоинствами и способностями, порядок пользования правом на профессиональные объединения, положение о несовместимости должностей и гарантии беспристрастности при осуществлении ими служебных функций. В Конституции также закрепляется принципы деятельности публичной администрации: беспристрастная служба общим интересам, эффективность, иерархия, децентрализация, деконцентрация, координация, подчинение закону и праву.

В настоящее время продолжают действовать отдельные положения Закона о гражданских служащих государства 1964 г., в соответствии с которыми к участию в конкурсе на замещение должностей государственных служащих допускаются лица, отвечающие следующим требованиям:

- имеющие гражданство Испании;

- достигшие совершеннолетия и возраста, установленного для каждого из корпусов служащих;

- располагающие необходимыми документами и не имеющие физических противопоказаний для занятия соответствующих должностей;

- лицо, подающее документы на конкурс, не должно быть уволено с государственной службе на основании дисциплинарной процедуры или лишено права находиться на государственной службе.

В 1984 г. был принят Закон о мерах по реформе государственной службы. В соответствии с этим законом было уменьшено число служб и подразделений государственного аппарата; разрешён переход государственных служащих в рамках аппарата в другие департаменты; установлен возрастной ценз для выхода в отставку - 65 лет; унифицирована процедура подбора кадров; запрещены контакты административного характера на выполнение дополнительных или специальных работ государственными служащими, не являющимися кадровыми чиновниками. К ведению Правительства была отнесена регламентация деятельности органов, осуществляющих отбор служащих. В обязанности Национального института публичной администрации входит координация и контроль в отношении практики подбора кадров, а также сотрудничество с другими центрами, осуществляющими аналогичные полномочия. В качестве первейшей обязанности государственного служащего указывается верность Конституции при осуществлении своих полномочий.

Также в 1984 году был принят ещё один важный акт - Закон о несовместимости должностей, распространяющийся на персонал, находящийся на службе в публичной администрации. В нём был установлен принцип занимать только одну должность в государственном секторе. Вторая должность в государственном секторе допускается только в двух сферах - педагогической деятельности и здравоохранении. Помимо этого совмещение должностей может быть допущено на основании решения Совета министров, оформленного в виде королевского декрета, либо решения органа управления регионального автономного образования.

В частном секторе государственный служащий не может заниматься бизнесом или работать в частных фирмах или у частных лиц, с которыми он имеет или имел контакты при выполнении своих служебных обязанностей в течение последних двух лет.

В январе 1990 года королевским декретом был утверждён Генеральный регламент замещения должностей и продвижения по службе гражданских чиновников государственной администрации. Этот акт регламентирует общий порядок отбора государственных служащих, однако его действие не распространяется на преподавательский и научно-исследовательский состав, здравоохранение, замещение должностей в Министерстве Обороны и Министерстве Внутренних Дел и за рубежом. Для этих категорий служащих издаются специальные нормы.

В Испании существует два способа замещения должностей:

- конкурсный отбор для замещения должностей кадровых чиновников;

- свободный отбор для замещения высших должностей.

Объявление о замещении должностей публикуется в Boletin Oficial de Estado («Государственный журнал»). Сведения об увольнении или приёме на службу в государственную администрацию должны быть внесены в центральный реестр персонала в течение трёх дней.

Государственная канцелярия публичной администрации по инициативе департаментов министерств определяет исходные позиции для объявления конкурса. В объявлении даётся перечень рабочих мест, требования, необходимые для их замещения, указывается состав комиссии по оценке кандидатов. Каждое министерство принимает решение о замещении должностей в своих подразделениях или подчинённых органах.

В состав комиссии по оценке кандидатов входят не менее пяти членов, определяемых тем подразделением, которое объявляет конкурс, однако как минимум один член комиссии определяется тем министерством, в подчинении которого находится персонал. Также в состав комиссии могут входить представители профсоюзных организаций и Государственной канцелярии публичной администрации. Члены комиссии должны занимать должности не ниже тех, которые подлежат замещению.

Участвовать в конкурсе могут государственные служащие вне зависимости от местонахождения их рабочего места и подчинённости их службы. Однако необходимым условием является то, чтобы на занимаемой должности это лицо отработало не менее двух лет с тем, чтобы претендовать на занятие новой должности.

Свободный отбор кандидатов - прерогатива министров и государственных секретарей, в чьём подчинении находится тот или иной департамент. В данном порядке замещаются такие должности, как: заместитель генерального директора, территориальные или провинциальные представители или директора, уполномоченные департаментов министерств. При этом также даётся открытое объявление о замещении должности, в котором помимо обычных реквизитов указываются ещё и дополнительные требования. Заявления кандидатов в течение 15 дней после публикации объявления направляются в тот орган, который объявил конкурс. Чиновники, назначенные в таком порядке могут быть уволены по усмотрению администрации.

В Испании выделяют четыре уровня государственной службы:

- администрация региональных автономных сообществ;

- и администрация полунезависимых агентств и предприятий, находящихся в государственной собственности.

Статус центральной администрации определяется в Законе об организации центральной администрации 1983 г.

Статус администрации региональных автономных образований и местной администрации будет рассмотрен ниже, однако остановимся на наиболее важных аспектах. Как нам известно, Правительство направляет в область своего представителя, статус которого определяется Законом от 16 ноября 1983 года. Представитель назначается на должность королевским декретом по предложению председателя Правительства. Он руководит деятельностью гражданских губернаторов и всей администрации государства, расположенной на территории автономии, а также координирует её деятельность с деятельностью администрации области.

В связи с образованием региональных сообществ были осуществлены определённые преобразования в администрации государства. Эти вопросы регламентировались в Законе об автономном процессе 1984 года. Административная реформа осуществлялась на основании следующих критериев:

- реорганизация служб департаментов министерств с учётом процесса автономизации;

- упразднение лишних структур или преобразование их в органы координации, планирования, инспектирования и документации;

- изменение структуры периферийной администрации государства.

Была осуществлена передача областям периферийных служб государства по вопросам, переданным в компетенцию региональных сообществ, а также перевод в их подчинение чиновников, стоящих на службе в данных органах. Передаваемые государственные служащие сохраняли своё экономическое положение, а также возможности продвижения по службе и осуществления профессиональной деятельности.

Для Испании характерен самый низкий в Европе удельный вес государственных служащих местного уровня, что объясняется высокой степенью административной централизации.

Институционная администрация представлена полунезависимыми агентствами и государственными предприятиями. Они обладают определённой самостоятельностью, хотя зависят прямо или косвенно от департаментов Правительства и создаются полностью или частично на средства государственного бюджета. Деятельность таких агентств регулируется публичным правом, они являются частью государственной администрации, хотя и не относятся к центральному аппарату. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, - субъекты частного права, являются одной из разновидностей частных кампаний, однако их капитал, полностью или частично является государственной собственностью.

Лица, занятые на государственной службе подразделяются на кадровых чиновников и обычных служащих. Государственные служащие подразделяются по корпусам. Корпус- это группа государственных служащих, которые отбираются в соответствии с единообразной процедурой, имеют одинаковую профессиональную подготовку и занимают должности с похожими полномочиями. Только в рамках центральной администрации существует около 200 корпусов.

Кадровые чиновники классифицируются по разрядам с учётом двух критериев - уровня образования и степени сложности выполняемых задач, места в иерархии должностей государственной администрации. Всего существует 30 разрядов. Для получения 4 разряда необходим аттестат средней школы, 8 - диплом технической школы, 10 - диплом университета. Разряд также зависит от класса или группы, к которой принадлежат служащие. Служащие, принадлежащие к группе А, получают разряды с 20 по 30. На этих служащих возложена функция выработки управленческих установок. Они обязаны обеспечить приведение административной деятельности в соответствие с общей политикой Правительства, готовить правительственные законопроекты и решения, разрабатывать инструкции, необходимые для их осуществления. Служащие группы В получают разряды с 16 по 26; на них возложена задача реализации управленческих установок. Они ведут текущую работу, а также выполняют некоторые специальные обязанности, требующие административных знаний и опыта. Группа С включает специалистов, которые получают с 11 по 22 разряды, а группы D и E - вспомогательный персонал, который получает разряды с 9 по 18 и с 7 по 14 соответственно.

Читайте также: