К чему прикладывает свои трудовые усилия педагог

Опубликовано: 17.09.2024

Мастерство учителя — профессиональное управление педагогической деятельностью.

Мастерство — «высший уровень педагогической деятельности. проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов».

Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Мастерство — «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения».

Педагогическая энциклопедия

Мастерство — «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя».

А. И. Щербаков

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте слово.

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звезд, немного перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз и два,

И много-много раз все это.

Родитесь все-таки поэтом!

Кено (современный фр. поэт)

Вы учитесь в педагогическом образовательном учреждении. Но есть ли у вас склонности к профессиям типа «Человек—Человек»? Осуществите экспресс-диагностику.

Определите свои профессиональные склонности, ответив на двадцать вопросов теста Е. А. Климова «Тест для определения профессиональных склонностей». Если вы согласны с тем или иным утверждением, поставьте рядом с цифрой знак плюс, а если нет — знак минус.

Подсчитайте сумму чисел, отмеченных в каждом столбце. Наибольшая положительная сумма — показатель наиболее выраженной склонности на данное время — 10 баллов.

Тест составлен с таким расчетом, чтобы по каждой группе профессий оценивались:

(нравится — не нравится) 1 балл;

- познавательная активность личности 2 балла;

- наличие некоторого опыта 3 балла;

- факт признания способностей окружающими 4 балла.

Если вы набрали 10 баллов в графе «Человек», у вас максимальный показатель склонности к типу профессий «Человек—Человек», есть хорошие предпосылки стать педагогом.

Цель, предмет, средства педагогической деятельности неоднозначны. В большой степени эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания педагога. Следовательно, знакомство с педагогическими профессиями необходимо начинать с представления человека о том, что выступает в качестве предмета профессиональной деятельности, т. е. о том, что подвергается воздействию (или с кем вступает педагог во взаимодействие), на что непосредственно направлены трудовые усилия педагога. Будущему педагогу необходимо понять, что представление о предмете деятельности различается у разных педагогов, и от этого зависят многие другие элементы профессионального сознания и, следовательно, сама деятельность.

Конкретные цели педагогической деятельности, т. е. ожидаемые ее продукты, результаты — следующий элемент профессионального сознания педагога, направляющий действия педагога на уроке и вне урока. Какие именно цели поставлены, насколько ясно, четко, конкретно сформулированы, от этого во многом зависит эффективность труда педагога.

Как педагог представляет себе средства, помогающие ему достигать поставленных целей? Что включает он в арсенал своих «орудий труда»?

Содержание труда определяется составом трудовых операций, которые необходимо осуществлять для достижения поставленных целей. Какие функции приходится выполнять педагогу при подготовке и проведении уроков, внеклассных дел? В каких социальных ролях при этом ему приходится выступать?

Для того чтобы своевременно помочь вам в освоении педагогической профессии, нам необходимо знать, какие представления и знания вы имеете о профессии педагога, что и как влияет на их развитие. Для диагностики исходного уровня ваших знаний о педагогической профессии и педагогической деятельности просим вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты «Профессия — педагог» в начале изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» и после него. Вопросы направлены на выяснение сформированности составляющих профессионального педагогического сознания, которые должны развиваться в ходе изучения курса (представления о целях, предмете, средствах педагогической деятельности, о функциях и ролях педагога, о требованиях к нему, о его правах и возможностях).

Вопросы анкеты можно рассматривать как пункты плана для описания профессии педагога (учителя, воспитателя).

Анкета «Профессия — педагог»

1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов.

1.1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)

1.2. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

1.3. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечислите).

1.4 Какие средства педагог должен применять для достижения цели?

1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности?

1.6. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?

1.7. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности?

2. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.

2.1. Каковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями?

2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.

3.1. Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

3.2. Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

3.3. Какие учителя нравятся детям?

3.4. Какие требования предъявляет к педагогу администрация?

3 5. Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?

3.6. Каких педагогов желают родители своим детям?

3.7. Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?

3.8. Кому противопоказано быть педагогом7 Каким не должен быть педагог?

4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и предоставляет определенные права.

4.1. Перечислите основные должностные обязанности учителя.

4.2. Какие права имеет педагог?

4.3. Как оплачивается труд педагога?

4.4. Как может педагог влиять на условия своего труда?

4.5. Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?

4.6. Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет педагог?

4.7. Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?

4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?

4.9. Почему люди выбирают профессию педагога?

5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).

5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, совершаемые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельности?

Для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В. В. Синявского и
Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестирования старшеклассников при выборе профессии.

Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицательный.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-то занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших планов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

0,10—0,45 — низкий уровень проявления способностей;

0,46—0,55 — ниже среднего;

0,76—1,00 — очень высокий.

0,20—0,55 — это низкий уровень проявления организаторских способностей;

0,56—0,65 — ниже среднего;

0,81—1,00 — очень высокий.

Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и профессионального развития. Желаем успехов.

Рекомендуемая литература

1. Леонтъева Т. В. Введение в педагогику Базовое педагогическое образование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов). — СПб., 1996.

2.Леонтъева Т. В. и др. Введение в учительскую профессию' Методические рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). - Л., 1990.

3. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. — М. , 1991.

4. Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. — Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

1. Болдырев Н. И. Классный руководитель. — М., 1978.

2. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Спецкурс для студентов педагогических институтов. — М , 1984.

3.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000.

4.Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.

5.Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя / Под ред. Г. А. Бордовского. — Л. , 1987.

Цель личностного и профессиональногосаморазвития преподавателя - успех в его деятельности, от реализации своего потенциала. Обычно успех понимают как:

Как видим, смысловой ряд слова «успех» достаточно широк и включает в себя отнюдь не синонимичные понятия: удача, признание, дело, результат. Неудивительно, что каждый человек, стремясь к успеху, понимает его по-своему. Если говорить о преподавателе, то для кого-то успех - это решение высоких социально значимых задач, чуть ли не «переделка мира» средствами педагогической деятельности; для другого – саморазвитие; а кому-то особенно ценно ощущение духовной близости с воспитанником, внимательный или благодарный взгляд ученика. Существует и иная, более приземленная мера успеха: величина заработной платы, количество свободного времени (сокращенный рабочий день, двухмесячный отпуск)и т.д. Успехом может быть и получение высокого разряда, и признание коллег, и факт публикации, и удачно проведенный открытый урок. Очень многогранное понятие, не правда ли!

Свойство человека достигать успеха называется успешностью. Различают:

- личностную (внутреннюю) успешность: ощущение удовлетворенности жизнью, полнота самораскрытия, воплощение идеалов и т.д.;

- профессиональную (внешнюю) успешность, которая обычно выражается в формальных показателях: профессиональном статусе, квалификационной категории и т.д.

Внутреннюю успешность человека изучает наука акмеология (от греч. «акмэ» - вершина). Инструментарий, которым пользуются акмеологи, может быть использован и для целей индивидуального саморазвития. Один из методов - тщательное изучение биографии людей, достигших «акмэ» - личных вершин, объективная высота кото­рых была признана человечеством.

Независимо от субъективного восприятия, успех - это комплексное понятие. Успех напрямую связан с потребностями. В этом смысле он может рассматриваться как состояние, переживаемое ощущение (яркое, но обычно недолгое) удовлетворенности какой-либо потребности: материальной, социальной, духовной. «Неизменно успешных» людей в мире нет. Успешность – понятие относительное, показывающее умение согласовать с реальностью потребностную и деятельностную сферы собственной личности. Очень важно отметить, что внутренний успех возможен без внешнего успеха, но внешний успех невозможен без внутреннего ощущения успеха.

По этой причине в качестве основной цели сделаем акцент именно на достижении внутреннего успеха, т.е. на достижении удовлетворенности преподавателя собой и своей профессиональной деятельностью. Внешний успех разумнее рассматривать как побочную цель: на практике он обычно обусловлен деятельностью внутренне успешного человека.

Это очень важное положение заслуживает самостоятельной фиксации. Оно коренным образом расходится с господствующим ныне мнением о том, что преподаватель, старающийся придерживаться принципов гуманной, демократической педагогики, будет успешным в своей деятельности. На самом делесправедлива обратная закономерность:успешный преподаватель, удовлетворенный собой и своей деятельностью, будет работать гуманно и демократично. Так, преподаватель, испытывающий убеждение в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своем успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему учеников, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность, на их успешность.

Как часто «я-личность» и «я-преподаватель» находятся друг с другом в перманентном конфликте! И одна из составляющих этого конфликта – борьба между «своими» и «социально значимыми» целями преподавателя. По существу, между теми же вечными «хочу» и «надо». Но выведенная выше «формула успеха» говорит о том, что для преподавателя наиболее разумной для разрешения конфликта интересов позицией является - «мой личный успех есть и общественное благо».

Действительно, преподаватель любит свой предмет, знает его, владеет технологиями и методиками преподавания, любит учащихся, любит себя и в итоге получает от своей деятельности удовольствие и наслаждение. Это личное? Безусловно, как форма прибыли успешного менеджмента в деятельности предпринимательского характера. К тому же, полностью капитализируемой прибыли, инвестируемой в его собственное развитие и в будущее его учеников. Несомненно, это его родное, неотъемлемое, ему лично принадлежащее. Но это имеет и общественно-полезную значимость, так как общество в лице его учеников получит знающих, умелых специалистов.

Казалось бы, безоговорочный приоритет духовным ценностям. Но оказывается, что самое сложное в реализации такого подхода заключается в другом. При определенных обстоятельствах может оказаться, что качество чьей-то педагогической деятельности будет почти полностью определяться личностью преподавателя, и лишь потом его профессионализмом. Согласитесь, что вообразить подобную гипотетическую ситуацию может только чиновник от образования. Кстати, тоже охотно относящий себя к менеджерам. А теперь попробуем хотя бы отчасти его понять: ведь бывает и так, что эти самые личностные свойства характерны для преподавателя невысокого качества. А это уже фактор из разряда организационных издержек отечественного администрирования, как правило, остающихся за кадром, а потому и невысвечивающихся.

И совсем беда, если приходится иметь дело с преподавателями–неудачниками, с неуспешными преподавателями или, как их ласково кличут студенты, с «преподами» и с «гогами». Это – «случайные люди». Ярко выраженных групповых признаков нет, как и ярко выраженной индивидуальности. Вроде бы что-то делают, вроде бы кому-то помогают. Плывут по воле волн, всего боятся, все время в суете. В анкетах студенты, как правило, забывают упомянуть о них. Если используют чей-то опыт, то делают это так неосмысленно и эклектично, что получается прямо противоположный результат. Вроде бы готовятся к урокам, но впечатление такое, как будто ведут урок, будучи абсолютно не готовыми. Густо краснеют и теряются при любом отклонении от нормы. Если им задают вопрос, тушуются, отвечают невыразительно и невпопад. Плохо помнят студентов и слабо знают их особенности, путают имена, фамилии. Стараются выполнять требования администрации, но лучше бы они этого не детали, поскольку все получается наоборот и не к месту. Не могут переменить работу, так как боятся, что в другом месте со всей очевидностью откроется их неуспешность [1].

Как показывают исследования психологов, причины неудач человека (не только преподавателя) чаще всего кроются в его мировоззренческих установках:

1) страх перед неудачей у него сильнее стремления к успеху, причем любое препятствие, любое проявление жизненного драматизма способно совсем его остановить;

2) отсутствие реализма, т.е. того, что принято и условлено в мире людей; жизнь в мире мифов; страх и неспособность вырваться за рамки этих условностей, постоянная оглядка на других в каждом своем начинании;

3) жизнь заботами о завтрашнем дне и неспособность остановить свое внимание на ощущениях текущего момента, из-за чего - утрата ощущения простых радостей жизни;

4) неудачник фиксируется на своем опыте неудач и на отрицательных переживаниях, он пессимист и почему-то боится думать о хорошем (то ли в силу привычки, то ли боясь «сглазить удачу»), боится анализировать свой успех. Даже если день принес ему 99% хорошего и 1% дурного, то он найдет это дурное и будет оценивать день как неудачный, о чем, вне всякого сомнения, еще и расскажет друзьям.

Надо благодарить исследователей, которые специально выявили особенности типичного учителя-неудачника:

- неприятие, несогласие, недовольство собой, глубокая внутренняя дисгармония и неуверенность в себе;

- незнание себя (точнее - невостребованность собственных досто­инств, особенно творческого потенциала, неверие в свои способ­ности и силы);

- недоверие к окружающему миру, страх, постоянное ожидание не­приятностей, повышенная тревожность. Учитель-неудачник жи­вет в постоянном ожидании недоброго;

- болезненное отношение к неудачам, неприятие критики (особенно от студентов), отсутствие чувства юмора;

- жизненная пассивность, тактика «избегания неудач», установка «не высовываться», эмоциональная зависимость от окружающих;

- сосредоточенность на своих переживаниях и проблемах, неспо­собность возвыситься над обстоятельствами, восприятие себя как недооцененного, вечного неудачника;

- приземленность идеалов, отсутствие крупных жизненных целей, стремление уйти от мира в раковину серости, домашней суеты, сплетен, бытовых разговоров и интересов;

- забитость чувств, неспособность воспринимать жизнь во всей ее полноте, неумение радоваться, наслаждаться, получать удоволь­ствие от бытия, от собственной работы [7].

А можно ли научиться быть успешным? Практика показывает, что – да, путем исправления имеющихся недостатков в процессе самоменеджмента и работы над собой. И один из самых эффективных путей - анализ успешных примеров в аналогичной деятельности. При этом надо иметь в виду, что личностная и профессиональная, внутренняя и внешняя успешности могут не совпадать, и часто не совпадают.

Попробуйте найти свои примеры, иллюстрирующие данное положение.

1. В глазах многих учеников социальное положение школьного учителя воспринимается однозначно как положение неудачника. Не смог найти себе подходящей работы, вот и мается тут в школе за гроши.

2. Доля действительно успешных учителей в наших школах пока что невелика. Один процент? Два? Пять-семь? Очевидно, не больше, хотя никто точно не считал. В чем причины такой ситуации? В том, что стать успешным преподавателем объективно очень сложно? Но от этого задача - войти в «золотой фонд» успешных преподавателей - становится лишь более привлекательной.

3. Как личностная, так и профессиональная успешность не находятся в жесткой зависимости от внешних обстоятельств. Так или иначе насильственно привязывать свой успех к внешним обстоятельствам - значит обрекать себя на риск неудачи. Современная педагогика открыто говорит о вероятностном характере педагогического результата: воспитательную деятельность осуществляет не только педагог, а результат - воспитание ребенка - определяется во многом «законом случайных чисел». Хотя с позиций менеджмента это положение и кажется парадоксальным, но его, видимо, следует учитывать. Иначе, даже неудачник может выдавать себя успешным учителем, если вопреки логике его «поучений» кто-то из учащихся выглядит вполне «успевающим».

4. Это в том числе означает, что поиски какой-то «педагогической технологии», которая будет способна при ее правильном использовании дать «гарантированно высокий педагогический результат», так же бесплодны, как и попытки создать вечный двигатель.

5. Источником успеха в педагогике всегда являлась и является личность учителя с ее иррациональностью и харизмой, самоотверженностью и эгоцентризмом, озарениями и экспромтами, попытками и неудачами, а не точный способ действия, диктуемый «педагогической технологией!», когда простор для творчества учителя минимален, а пе­дагогический результат якобы «запрограммирован на успех».

Вот лишь некоторые (из множества возможных!) варианты успешных учителей, и все они так или иначе связаны с творческим подходом к профессиональной деятельности:

- учитель-психолог (его «конек» - изучение особенностей отдельных учащихся и выработка путей индивидуального подхода к ним):

- учитель-популяризатор науки (главный интерес такого учителя - предмет, который он преподает, «пропуская его через собственное сердце»);

- учитель-актер (самореализуется на уроках через собственную пластическую, мимическую, речевую выразительность, экспрессию, игру);

- учитель-режиссер (любит выстраивать мизансцены на уроке, предлагая ученикам различные роли; по-особому расставляет мебель, оживляет предметную среду урока через привлечение самого разнообразного «реквизита»).

Несмотря на то, что смыслом педагоги­ческой деятельности является в общем случае служение людям, цель деятельности конкретного преподавателя - достижение личного успеха, его личностный профессиональный рост, приобретение все новых уме­ний и навыков, возможностей, опыта переживаний и т.д. Преподавательская деятельность и способ ее реализации – идеальный оселок, на котором оттачивается личность преподавателя, а также индикатор, которым отслеживается ход саморазвития.

Первое и главное условие,без которого невозможно вхождение в преподавательскую деятельность и в преподавательский процесс, - личностное принятие преподавателем саморазвития (и своего, и учащихся) как особого вида деятельности и действий.

Преподаватель, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном изменяющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Это опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Теория систем указывает, что возникновение в сознании человека новых, более сильных структур, обладающих новыми, более сильными качествами, становится возможным при соблюдении ряда условий. Главное из них - старая система (т.е. сформированная в сознании человека) должна переживать критический момент.

«Учителя надо учить не набору технических операций в каждом конкретном случае, а формировать его личность», писал крупнейший немецкий педагог-теоретик И.Ф. Гербарт. Наша задача - не накопить сумму рецептов, но не довольствоваться некими абстрактными принципами деятельности. Надо понимать, что, прило­жив вполне реальные усилия, можно научиться принимать менеджерские решения в любых ситуациях, руководствуясь подсказками своего сознания, своих чувств и своей интуиции, если то и другое и третье будет особым образом самоорганизовано. Для этого рассмотрим две модели: «модель адаптивного поведения преподавателя» и «модель личностно-профессионального развития преподавателя».

Модель адаптивного поведения преподавателя.В поведении преобладает тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, как бы вынуждающим преподавателя в каждом конкретном случае поступать определенным образом, приспосабливаясь к обстоятельствам. Самосознание требует от преподавателя развитого умения «вписаться», скоординировать свое автономное действие с действиями других людей. Иначе некритично принимаемые внешние обстоятельства в виде социальных требований, ожиданий и норм полностью главенствуют над личностью, управляют ею. В результате преподавательская деятельность превращается в педагогическую имитацию.

Выделяют следующие ступени в ситуации адаптивного поведения:

1. На стадии профессиональной адаптации возросшие требования общества, педагогического коллектива и собственной деятельности вступают в противоречие со сформированными ранее в педвузе профессиональными особенностями личности, знаниями и умениями. Вчастности, терпят крушение личные педагогические мифы. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой преподаватель перенимает, впитывает, ассимилирует чужой опыт, часто отличаясь всеядностью и некритичностью. Превалирует стремление удовлетворить требования коллег - лишь бы не «ударить в грязь лицом». По механизму наставничества новому коллеге передаются как действительно эффективные наработки, так и заповеди «житейской мудрости», а нередко также принципы и приемы педагогической имитации. Многое из опыта старших коллег усваивается через подражание.

2. На стадии профессиональной стагнации, когда преподаватель кое-как приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, невосприимчивости к новому, возникает все больше соблазнов использовать свое ролевое положение для подавления школьников. По существу, мы имеем вполне сформировавшийся тип преподавателя-неудачника. «К сожалению, для абсолютного большинства отечественных преподавателей пока характерно адаптивное поведение в преподавательском процессе» [1].

Модель личностно-профессионального развития преподавателя.Преподаватель способен выйти за пределы непрерывного потока преподавательской практики и увидеть свою профессиональную деятельность в целом. И тогда он становится полноправным автором, проектирующим свое настоящее и будущее. Решающий элемент - возможность делать осознанный выбор, а значит, ощущать в единстве свою свободу и ответственность за происходящее.

На пути своего личностно-профессионального роста преподаватель проходит одну предварительную и четыре основные ступени, каждая из которых характеризуется активным самосовершенствованием в определенном виде преподавательской деятельности (см. рис. 5).

Предварительная ступень. На этом этапе сфера преподавательского взаимодействия минимальна: «Я» преподавателя взаимодействует с самим собой. Основная деятельность, в которой происходит совершенствование преподавателя, - самопознание.

1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов

Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)

К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечис­лите)

1 4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели? 1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности'?

По каким показателям педагог может судить о достижении резуль­татов в своей повседневной деятельности?

Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкивать­ся педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в сво­ей деятельности'?

2 Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.

Каковы преимущества условий педагогической деятельности по срав­нению с другими профессиями?

Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соот- ветствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные опе- рации.

Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

Какие учителя нравятся детям?

Какие требования предъявляет к педагогу администрация?

Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?

Каких педагогов желают родители своим детям?

Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?

Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть пе­дагог?

4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и пре- доставляет определенные права.

Перечислите основные должностные обязанности учителя.

Какие права имеет педагог?

Как оплачивается труд педагога?

Как может педагог влиять на условия своего труда?

Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?

Какие перспективы профессионального и социального продвиже­ния имеет педагог?

Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?

Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?

Почему люди выбирают профессию педагога?

5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).

5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, соверша­емые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельно­сти?

Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестиро­вания старшеклассников при выборе профессии.

Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицатель­ный.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в пра- воте вашего мнения?

Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся крити­ческой ситуации?

Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

Нравится ли вам заниматься общественной работой?

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книга­ми или за каким-то занятием, чем с людьми?

Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших пла­нов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые зна­чительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими това- рищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нуж- но было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побе­седовать с новым человеком?

Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам по­быть одному?

Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнако­мой обстановке?

21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?

Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закон­чить начатое дело?

Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товари­щами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх ?

Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда вне­сти оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку, компанию?

Охотно ли вы приступаете к организации различных меропри­ятий?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Верно ли, что у вас много друзей?

Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товари­щей?

Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру­жении большой группы своих товарищей?

Итак, вы ответили на сорок вопросов.

Коммуникативные способности оцениваются по ответам на не­четные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1,

0,10—0,45 — низкий уровень проявления способностей; 0,46—0,55 — ниже среднего; 0,56—0,65 — средний; 0,66—0,75 — высокий; 0,76—1,00 — очень высокий.

0,20—0,55 — это низкий уровень проявления организаторских способностей;

0,56—0,65 — ниже среднего; 0,66—0,70 — средний; 0,71—0,80 — высокий; 0,81—1,00 — очень высокий.

Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и про­фессионального развития. Желаем успехов.

Леонтьева Т. В. Введение в педагогику: Базовое педагогическое обра­зование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов) — СПб., 1996.

Леонтьева Т. В. и др. Введение в учительскую профессию: Методиче­ские рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). - Л., 1990.

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. — М., 1991.

Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986. — Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь — М , 2000.

Игровой тренинг познавательных процессов школьников уже давно вошел в практику работы школьных психологов. Игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, логической памяти, воображения, внутреннего плана действий, взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления описаны в ряде статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» (№ 6, 1990; № 6, 1991; № 2, 1993; № 5, 1994;№ 1, № 5, 1995;№ 2,1996).

Содержание
Работа содержит 1 файл

Введение в психолого-пед Д-ть.doc

Кто самый внимательный? Всем игрокам раздаются одинаковые тексты. За ограниченное количество времени они должны вычеркнуть все буквы А.

Угадай. Один из играющих стоит спиной к группе. Кто-то подходит к нему, прикасается, издает какой-нибудь звук, возвращается на место. Стоящий спиной поворачивается и пытается отгадать, кто подходил.

Зоркий глаз. Водящий выходит за дверь. Один из игроков что-то изменяет в своем внешнем виде, например, расстегивает пуговицу, снимает часы. Водящий, войдя в класс, пытается определить, в чьей внешности произошли изменения.

Игра развивает внимание, образную память.

Вырази мысль другими словами. Запишем фразу: «Школьники ждут летние каникулы». Найдите варианты передачи этой мысли, заменяя каждое слово. Например: «Те, кто учатся в школе, хотят наступления июня, июля, августа».

Эта работа может быть проведена в парах, в группах. Упражнение увеличивает лексический запас, развивает воображение.

«Оратор». На листочках написать темы выступлений. Каждый участник берет листок с какой-либо темой. Затем через две-три минуты (с подготовкой или без) должен выступить с речью.

Разминка. Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, левой — за правое ухо, опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.

Запомни предмет. Все участники по очереди кладут на стол по одному предмету. Задача ведущего — запомнить, кто что положил, и вернуть каждому его предмет.

«Слово — на каждый шаг». Идя по классу, на каждый шаг называть, например, имена или оттенки цветов. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов. Соревнование может быть командным.

Пиктограмма. Рисунки, передающие без текста смысл чего-либо, называются пиктограммами. Например, нарисован батон, — значит, рядом булочная. Пофантазируйте и составьте собственные пиктограммы к словам: лес, лицей, театр, магазин и др.

Эту работу можно предложить закончить дома.

Предложенный список игр, конечно же, можно дополнять, модифицировать в зависимости от конкретной ситуации проведения занятий, возрастных и личностных особенностей детей.

Подчеркнем, что занятия не должны проходить исключительно как сплошная серия игр. Необходимы еще и постоянный анализ, и обсуждение действий детей и способов решения ими проблемы. Важно, чтобы участники имели возможность проводить обмен мнениями, выражать свои чувства, высказываться.

Результаты наших исследований показывают, что описанный игровой тренинг познавательной раскрепощенности снимает психологические барьеры, вселяет уверенность в собственных силах, повышает мотивацию к учебе, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми.

Предлагаемый комплекс игр рекомендуем школьным психологам для работы с детьми V—VII классов.

Задание №2. Напишите мини-сочинение на тему «Почему я выбрал профессию педагог-психолог».

Очень сложно выбрать свою профессию из множества других, по-своему хороших и замечательных профессий.

Например, лет в 10 я решила стать ветеринаром. Мне нравилось ухаживать, заботиться о животных, возиться с ними.

Позже с годами я свыклась с мыслью, что стану ветеринаром, нет, я не свыклась, я жила ею.

В 9 классе нам ввели новый предмет «Введение в психологию». На уроках мы занимались тестами, опросами, подсчетами результатов, выясняли у кого какой характер, темперамент и это меня захватывало. Мне нравилось этим заниматься. Затем у нас организовали психологический кружок, я стала и его посещать.

Решила – стану психологом. Мама сначала отговаривала, но потом сказала: «Жизнь твоя, поступай как знаешь».

Подруга, подумав, тоже сказала, что мне нужно быть психологом. Я умею слушать людей, поддержать в трудную минуту, также просто посочувствовать, дать понять, что они (люди) не остаются наедине со своей бедой, горем. Помогая другому человеку просто словом и самому себе становится легче, видно, что человек улыбается после встречи и общения с тобой.

А если помог ребенку – то вдвойне приятней. Жаль в наше время многие родители не понимают, что с детьми нужно общаться. Выслушать их «маленькие» детские проблемы, дать какой-то совет. Здесь как раз и нужен педагог-психолог, который вместо родителей выслушает и даст совет.

Именно педагог-психолог в состоянии дать детям то внимание, которое им требуется.

Еще мне хочется хоть как-то попытаться помочь детям из детских домов или бездомным, а также детям из неблагополучных семей.

Профессия психолога и педагога- психолога очень нужна нашему обществу. Пусть на сегодняшний день она не столь престижна как экономист, юрист, менеджер, но она очень нужна. Я постараюсь стать настоящим профессионалом в выбранной специальности и быть квалифицированным педагогом-психологом после окончания университета.

Но, помимо социальной значимости этой профессии, она важна лично для меня, так как удовлетворяет мои интересы и потребности, учит понимать себя и близких, друзей и вообще людей.

Задание №3. Составьте формулу профессии педагог-психолог.

Профессия педагога-психолога = Ч+Пр+И+Ф+м

Задание №4. Анкета «Профессия – педагог-психолог».

  1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-либо предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов на достижение определенных результатов.
    1. Что преобразует, изменяет педагог-психолог в процессе своей деятельности? К чему он прикладывает свои трудовые усилия?

    Преобразует психическую культуру родителей, пед. работников, воспитанников; психическое здоровье воспитанников, обучающихся; изменяет психическую установку педагогов, родителей на роль семьи в формировании личности необходимо вернуть ребенка в семью, возратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей.

      1. К чему стремится педагог-психолог в своей профессиональной деятельности? Каковы цели его профессиональной деятельности?

      Педагог-психолог стремится обеспечить личностное и социальное развитие обучающихся, стремится осуществить психическую поддержку творчески одаренных учащихся, содействуя их развитию, к оказанию помощи родителям, педагогам, учащимся в решении проблем.

      Цели его труда – это преобразование личности, создание социальной ситуации развития, соответствующей возрасту и индивидуальности и обеспечивающей психические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся.

        1. Что использует педагог-психолог для достижения своих целей? Каким средствами он пользуется? Каковы «орудия» его труда?

        Педагог-психолог использует различные методы, методики психологической диагностики, коррекционные программы, различные виды наблюдения, игры, тренинги.

          1. Что можно считать результатами профессиональной деятельности педагога-психолога?

          Результатами можно считать воспитание личности, взаимопонимание между педагогом-психологом и обучающимся, подготовленность обучающихся к различным жизненным ситуациям; умение воспитанников быть милосердными, ответственными, уверенными в себе, также должны быть принципы взаимопомощи, толерантности. Все это и будет результатом деятельности педагога-психолога.

            1. По каким показателям можно судить о достижении результатов в профессиональной деятельности педагога-психолога?

            О результатах деятельности можно будет судить, когда все то, что пытался сформировать, изменить, преобразовать педагог-психолог проявится в его воспитанниках.

              1. Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу-психологу в своей профессиональной деятельности?

              Главная трудность в профессиональной деятельности педагога-психолога – это недоверие, непонимание, нежелание сотрудничать со стороны педагогов, администрации учебного заведения, родителей, а также обучающихся.

                1. Каковы преимущества профессиональной деятельности педагога-психолога по сравнению с другими профессиями?

                Преимущества профессии педагога-психолога – это, прежде всего, общение; помощь людям; возможность узнать о себе и о людях побольше.

                1. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.
                  1. Каковы преимущества условий труда педагога-психолога по сравнению с другими профессиями?

                  В отличие от других профессий педагог-психолог не будет умирать от жары или замерзать от холода на улице; не нужно стоять у станка, подметать улицу и т.д.

                    1. Чем хуже условия труда педагога-психолога, по сравнению с другими профессиями?

                    Хуже том, что педагог-психолог несет ответственность за здоровье (психическое и физическое) обучающихся.

                    1. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.
                      1. Каким качествами должен обладать педагог-психолог? Какие особенности личности способствуют успеху профессиональной деятельности педагога-психолога?

                      1). Педагог-психолог должен иметь высокий уровень умственных способностей, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.

                      2). Педагог-психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

                      3). Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам; совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

                      4). Педагог-психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

                      Естественно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.

                      Конференция: Современные технологии в обучении

                      Автор: Малюкова Галина Юрьевна

                      Организация: МКДОУ детский сад №19- Центр развития ребенка

                      Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

                      Основой является именно труд.

                      Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка.

                      Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

                      Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

                      • ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
                      • обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
                      • воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
                      • воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

                      В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

                      Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.

                      Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

                      В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

                      Труд детей в детском саду многообразен. Различают четыре основных вида детского труда:

                      • самообслуживание,
                      • хозяйственно – бытовой труд,
                      • труд в природе,
                      • ручной труд.

                      Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

                      Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

                      Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

                      Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

                      В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

                      Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

                      Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

                      • поручения,
                      • дежурств,
                      • коллективной трудовой деятельности.

                      Великий педагог "В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

                      Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

                      Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

                      Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

                      Читайте также: