К чему приводит создание дополнительных рабочих мест

Опубликовано: 17.09.2024

Если СМИ говорят нам, что «открытие такого-то завода создало 1000 новых рабочих мест», мы радуемся. Когда какая-то компания закрывается, и 500 рабочих мест потеряны, мы печалимся. Политики, способные предоставить субсидии для спасения этой компании, почти уверены в широкой поддержке населением их усилий по сохранению рабочих мест.

Но рабочие места сами по себе не гарантируют материального благополучия. Предположим, что занятость будет состоять в том, чтобы копать огромные ямы и снова их закапывать? Что если рабочие будут производить товары и услуги, которые никто не захочет покупать? В Советском Союзе, который хвалился тем, что дает работу каждому, многие рабочие места были столь же непродуктивными. Производство – это все, а рабочие места – просто средство достижения этой цели.

Представьте семью Робинзонов, оказавшуюся на необитаемом острове в Южном море. Нужна ли им работа? Нет, им нужна еда, одежда, кров и защита от диких животных. Каждое созданное рабочее место – это сокращение пула ограниченной, ценной и доступной рабочей силы. Работа должна быть нормирована, а не создана, так чтобы рынок мог произвести наибольшее возможное количество продукта из ограниченного количества рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Это же справедливо и для нашего общества. Предложение рабочей силы ограничено. Мы должны позволить правительству создавать рабочие места, или же мы потеряем товары и услуги, которые могли бы появиться в ином случае. Мы должны сохранять ценную рабочую силу для важных задач, которые нужно выполнить.

Или напротив, представьте мир, в котором радио, пиццы, кроссовки и все остальное, что мы могли бы захотеть, постоянно сыпется сверху, как манна небесная. Нужны ли нам рабочие места в подобной утопии? Нет, мы можем посвятить себя другим задачам – учебе, загоранию на солнышке и так далее – которые мы бы выполняли исходя из того, какое удовольствие они приносят.

Вместо того, чтобы восхвалять рабочие места ради рабочих мест, мы должны задаться вопросом, почему занятость так важна. Ответ состоит в том, что, так как мы существуем в условиях экономического дефицита, то должны работать, чтобы жить и процветать. Вот почему мы должны радоваться только тогда, когда узнаем, что эта трудовая деятельность будет производить вещи, которые люди действительно ценят, то есть то, что мы готовы покупать за собственные заработанные тяжелым трудом деньги. И это нечто такое, что может появиться только на свободном рынке, а не за счет бюрократов и политиков.

Уничтожение рабочих мест

Минимальный размер оплаты труда. Минимальная заработная плата предполагает, что заработок должен устанавливаться на определяемом государством уровне. Чтобы объяснить, почему это причиняет вред, мы можем воспользоваться примером из биологии: существуют животные, слабые по сравнению с другими. Например, дикобраз беззащитен, если не считать его иголок, а олень уязвим, если лишить его скорости.

В экономике также есть относительно слабые люди. Инвалиды, молодежь, меньшинства, неквалифицированные рабочие – все это слабые субъекты экономической деятельности. Но, как и слабые животные в биологии, они обладают компенсирующим преимуществом: способностью работать за более низкую зарплату. Когда правительство лишает их такой возможности, насильно повышая ставки заработной платы, это подобно тому, как лишить дикобраза его игл. Результатом становится безработица, вызывающая чувство одиночества, изоляции и зависимости.

Представьте молодого, необразованного, неопытного человека, чья производительность труда стоит на рынке $2,50 в час. Что, если законодательная власть принимает закон, в соответствии с которым ему положено платить $5 в час? Работодатель, нанявший его, будет терять по $2,50 в час.

Представьте мужчину и женщину, производительность труда которых составляет по $10 в час, и предположим, что из-за дискриминации или чего-то еще, мужчине платят $10 в час, а женщине - $8. Это все равно, как если бы у женщины была маленькая отметина на лбу, гласящая: «Найми меня, и заработаешь дополнительные $2 в час». Благодаря этому она становится желанным работником даже для начальника-женофоба. Но когда закон о равной оплате труда гласит, что ей нужно платить столько же, сколько и мужчине, работодатель может поддаться своим дискриминационным наклонностям и вовсе не брать ее в штат без всякого ущерба для себя.

Сопоставимая ценность. Что если правительству придет в голову блестящая идея о том, что няни и водители грузовиков должны получать одинаковую зарплату, потому что их деятельность имеет «объективно» равную ценность? Оно повелевает поднять зарплаты няням до того же уровня, из-за чего возникает безработица среди женщин.

Условия труда. Законы, вынуждающие работодателей предоставлять служащим определенные условия труда, также создают безработицу. Например, мигранты-сборщики фруктов и овощей должны иметь холодный и горячий водопровод и современные туалеты в предоставленном им временном жилье. Это экономически равнозначно законам об оплате труда, потому что, с точки зрения работодателя, условия труда почти неотличимы от номинальной заработной платы. А если правительство вынуждает его платить больше, ему придется нанимать меньше людей.

Профсоюзы. Когда государство заставляет компании брать на работу только членов профсоюза, это дискриминация по отношению к работникам, не входящим в союзы, из-за чего те находятся в очень невыгодных условиях или постоянно без работы. Союзы существуют для того, чтобы в первую очередь, не допустить конкуренции. Это картель, находящийся под защитой государства, как и любой другой.

Закон об обеспечении занятости. Предполагается, что законы об обеспечении занятости, утверждающие, что никого нельзя уволить без соответствующих процедур, защищают работников. Однако если правительство говорит работодателю, что он должен оставить служащего, несмотря ни на что, он будет, в первую очередь склонен вообще не нанимать его. Этот закон, который вроде бы помогает работникам, вместо этого, препятствует занятости. И то же касается налогов на фонд заработной платы, которые увеличивают затраты для работодателей и отбивают у них желание нанимать больше сотрудников.

Налог на фонд заработной платы. Налоги с заработной платы, вроде сборов на социальное страхование, обязывают компании нести существенные денежные и административные расходы, коренным образом увеличивают предельно высокую себестоимость найма новых сотрудников.

Страхование на случай безработицы. Государственное страхование по безработице и пособия вызывают безработицу, субсидируя безделье. Когда поощряется определенное поведение – в данном случае ничегонеделание – мы получаем его только больше.

Лицензирование. Регулирование и лицензирование также являются причиной безработицы. Большинство людей знают, что доктора и юристы должны иметь лицензии. Но мало кто знает, что они должны быть и у разводчиков хорьков, соколиных охотников, а также садоводов, выращивающих клубнику. По сути, правительство регулирует более 1000 видов деятельности во всех 50 штатах. Женщина во Флориде, которая у себя дома организовала бесплатную столовую для нуждающихся, недавно закрыла ее как ресторан, не имеющий разрешения на торговлю спиртными напитками, и в результате многие теперь ходят голодными.

Когда правительство проводит закон, утверждающий, что определенными видами деятельности нельзя заниматься без лицензии, это создает законодательный барьер для входа. Почему незаконно попытать свои силы в стрижке волос? Рынок обеспечит предложение всей информации, которая нужна покупателям.

Когда правительство присваивает какой-либо профессии легальный статус и принимает закон против конкурентов, это создает безработицу. Например, кто лоббирует законы, которые никому не дают стричь людей? Парикмахерская индустрия – не для защиты клиента от плохих стрижек, а для защиты самих себя от конкуренции.

Торговля в разнос. Законы, направленные против уличных торговцев, продающих еду и продукты, нужные людям. В городах вроде Нью-Йорка и Вашингтона, Округ Колумбия, самые ярые сторонники законов против торговли в разнос открыли рестораны и универмаги.

Детский труд. Существует много работ, не требующих особого обучения – таких как стрижка газонов – которые идеально подходят молодым людям, желающим заработать немного денег. Вдобавок к заработку, работа также учит молодых людей тому, что такое труд, как обращаться с деньгами, и как откладывать и, возможно, даже инвестировать. Но в большинстве мест правительство ущемляет интересы подростков и не позволяет им участвовать в системе свободного предпринимательства. Дети даже не могут продавать лимонад на углу.

Федеральная резервная система. Способствуя осуществлению цикла деловой активности, выпуск валюты Федеральным резервом является причиной безработицы. Инфляция не только вызывает повышение цен, она также использует труд не по назначению. Во время фазы подъема экономического цикла компании нанимают новых сотрудников, многие из которых приходят из других сфер деятельности в погоне за более высокими заработками. Субсидирование Федом этих индустрий длится только до периода спада. Потом сотрудников увольняют и снимают с должностей.

Свободный рынок. Свободный рынок, конечно же, не подразумевает утопии. Мы живем в мире различных умственных способностей и опыта, меняющихся рыночных предпочтений и несовершенной информации, что может привести к временной безработице, порожденной рынком, которую Мизес (Mises) назвал «каталлактической». А некоторые люди выбирают безработицу, ожидая более высокооплачиваемой работы.

Но, будучи обществом, мы можем гарантировать, что каждый, кто хочет работать, может иметь эту возможность, отменив минимальный размер заработной платы, правила сопоставимой ценности труда, законы об условиях труда, обязательное членство в профсоюзах, защиту от безработицы, налоги на фонд оплаты труда, взносы в фонд страхования по безработице, пособия, государственное страхование на случай безработицы, регулирование, лицензирование, законы против торговли в разнос, законы о детском труде и правительственную денежную эмиссию. Единственный путь к созданию рабочих мест – это свободный рынок.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

* финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

* социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

* обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

* регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

* формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

* предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу, текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27 регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем безработицы

В настоящее время многое из того, что мы слышим из различных СМИ о создании в России новых рабочих мест, носит, мягко говоря, не реальный, а мифический характер. Руководители различных рангов также используют термин «новые рабочие места». Д. А. Медведев: «… целью модернизации экономики является не сокращение рынка труда, а создание новых, современных рабочих мест …» (1). Таким образом, искажается картина, которая существует в действительности. Она приобретает другие, более «красивые» или «нужные кому-то» формы.

Миф или реальность? Разбираемся.

Когда говорят о создании новых рабочих мест, то это должно положительно отражаться, прежде всего, на динамике рынка труда: количество занятых людей увеличивается за счет того, что уменьшается количество безработных. Если нужны новые рабочие места, это значит, что на них есть спрос. Это означает, что есть безработные, которые придут работать на эти новые рабочие места. Они пополнят количество работников, что приведет к росту их благосостояния, росту налогов, экономики, ВВП и бюджета России.

При оценке влияния создания новых рабочих мест на экономику следует смотреть на динамику уровня безработицы. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) в своей Презентации «Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах» (2) использует такое определение безработицы:

С 2015 по 2017 годы уровень безработицы снизился на 0,3%. Хорошо. Но в 2017 году уровень безработицы вернулся на аналогичный уровень 2014 года (5,2%). Интересно : с 2015 по 2017 годы создавали новые рабочие места, уровень безработицы должен был снижаться, а в итоге уровень безработицы остался на уровне 2014 года.

Вопрос : в 2015 и 2016 годах мы построили реально новые рабочие места в экономике или восстановили то, что было разрушено после 2014 года?

«Копаем» дальше .

Посмотрим на распределение населения по статусу участия в рабочей силе:

За период с 2015 по 2017 годы количество безработных стало меньше на 0,3 млн. человек. Это хорошо. Но, если количество безработных стало меньше, то количество занятых людей должно увеличиться. А оно уменьшилось на 0,2 млн. человек за тот же период.

Вопрос : как при снижении уровня безработицы на 0,3% и уменьшении количества безработных на 300 000 человек, уменьшилось количество занятых людей на 200 000 человек и лиц, не входящих в состав рабочей силы уменьшилось на 100 000 человек?

Всё уменьшилось: уровень безработицы, количество безработных, количество занятых людей, количество людей, не входящих в состав рабочей силы. Это как так (при появлении новых рабочих мест)? Видимо, нас заменили роботы и скоро будет всё выглядеть так, как показано на рисунке ниже.

«Копаем» дальше .

По данным ФСГС численность рабочей силы в Российской Федерации в возрасте 15-72 лет (3) составляла (тыс.чел):

Численность рабочей силы в период с 2015 по 2017 годы уменьшилось на 479 тыс. человек.

Вопрос : кто пришел на новые рабочие места, если таковые создавались?

Переводим миф в реальность .

Совершенно понятно, что «новые» рабочие места могут создаваться лишь при условии роста количества трудоспособного населения. Чтобы рабочие места, которые открываются, были действительно новые, количество работников должно увеличиваться. Для новых работников создаются реально новые рабочие места!

В России, как и во всем мире, количество трудоспособного населения снижается. Образно говоря, на «новый завод» приходят не «новые работники», а приходят работники «со старого завода», который сокращает рабочие места. Вот и получается, что происходит не создание реально новых рабочих мест, а перераспределение рабочих мест: где-то увеличивается, а где-то сокращается. И в таких условиях применять термин «новые рабочие места» не корректно. Увеличения количества рабочих мест в экономике не происходит.

Более того, новые рабочие места подразумевают появление рабочих мест более технологичных, способных увеличивать производительность труда. Это как с новым утюгом. Чтобы больше погладить вещей в единицу времени, новый утюг должен быть более мощным, с новыми режимами, более лёгким, чем старый. Если он ещё и энергии будет потреблять меньше, то вообще красота, - улучшается энергоэффективность (о которой сейчас тоже много разговоров ходит, а решение старое – повысить тарифы для населения).

Реально новые рабочие места – это более технологичные рабочие места. Для работы на них нужны более квалифицированные работники. Раньше была печатная машинка, а теперь – компьютер.

Переход с машинки на компьютер потребовал дополнительного образования. Так и в экономике. Нельзя создавать новые рабочие места без дополнительного образования работников. Замена старого утюга на такой же (только « в цветочек») или печатной машинки на такую же (только со стразиками) – это пустая трата денег (в объемах России – огромных денег).

А среднее образование у нас ЕГЭ-шное, высшее – платное (не всем доступно) и не отвечает требованиям экономики. Да ещё и подготовка «специалистов» такая, что никто не хочет их брать на работу без опыта работы по специальности.

Вопрос : откуда мы возьмем квалифицированных работников на новые, более технологичные рабочие места?

Когда вам говорят о том, что «создано такое-то количество новых рабочих мест», то создается мифическое впечатление о росте экономики. Когда же вы будете слышать о том, что произошла «замена такого-то количества рабочих мест», то мифической картины не возникает, и вас начинают волновать реальные вопросы.

Реально новые рабочие места в экономике у нас не создается вообще или создаются, но в столь малом количестве, что на экономику России это влияет в размерах, которые равны размерам статистической погрешности.

Для создания реально новых рабочих мест требуется :

· увеличение количества граждан трудоспособного возраста,

· снижение заболеваемости и смертности среди граждан трудоспособного возраста,

· повышение уровня и качества образования среди всех граждан РФ,

· получение всеми гражданами РФ образования соответствующего требованиям и запросам экономики РФ,

· получение дополнительного образования среди граждан трудоспособного возраста за счет работодателя и (или) государства.

alt="Роботы уже давно бросили вызов гроссмейстерам, но на рынке труда до их конкуренции с людьми еще далеко. Фото: Depositphotos.com" />
Роботы уже давно бросили вызов гроссмейстерам, но на рынке труда до их конкуренции с людьми еще далеко. Фото: Depositphotos.com

Алиса Конюховская: Роботизация не отнимает рабочие места, а, наоборот, создает их. Роботов используют для того, чтобы процесс производства был эффективным, предприятие могло быть конкурентоспособным. Обычно роботов используют, чтобы обновлять и расширять производство в отраслях, которые переживают рост.

Автопром - самая роботизированная отрасль, где рост числа используемых роботов сопровождался ростом количества рабочих мест в отрасли. Много разговоров о том, что роботы уничтожают рабочие места, практика говорит о другом. Страны с самым высоким уровнем роботизации промышленности (Германия и Южная Корея) имеют самый низкий уровень безработицы.

Фото: Пресс-служба компании Promobot

Роботы повышают качество условий труда, поскольку берут на себя физически трудные и вредные для здоровья задачи, что повышает безопасность на предприятиях. Страны, которые больше инвестируют в робототехнику, теряют меньше рабочих мест, чем те, кто этого не делает.

Пример можете привести?

Алиса Конюховская: За последние 15 лет широко распространились вендинговые автоматы, банкоматы, терминалы. Это, действительно, уничтожило множество рабочих мест, но мы даже не заметили, как это произошло. Не было социальных потрясений от этого.

Уже не нужно стоять в очереди в кассу, чтобы получить зарплату. Печенье или воду можно купить в автомате. При этом и кассирши, и буфетчицы остались. Но появились новые рабочие места, которые связаны с созданием этих автоматов и их обслуживанием.

По нашим данным, российские компании в области сервисной робототехники планируют увеличить свой штат на 33 процента в 2018 году. Скорее, мы сталкиваемся с проблемой нехватки специалистов, а не проблемой массовой безработицы из-за широкого использования робототехники.

В каких странах робототехника развивается быстрее?

Алиса Конюховская: Есть страны, которые лучше других видят необходимость государственной поддержки развития робототехники и отдельных ее сегментов. В этом плане лидерами робототехнической отрасли являются Китай, Япония, Южная Корея, США, Германия. Например, в Южной Корее закон о развитии робототехники был принят еще в 2008 году.

Как влияет на мировую экономику развитие робототехники?

Алиса Конюховская: Робототехника - это драйвер экономического роста, инструмент повышения качества жизни людей, возможность ответа на социальные вызовы, такие как старение населения. Развитие робототехники и искусственного интеллекта может стать новой технологической гонкой XXI века, как это было с освоением космоса в XX веке.

России важно не упустить эту новую волну технологий и их практического применения, как это случилось с потребительской электроникой, чтобы мы в скором времени не закупали роботов также, как закупаем смартфоны и компьютеры из Китая. Наибольший эффект от использования роботов уже пережила промышленность, где роботы помогают предприятиям сокращать издержки, повышать свою конкурентоспособность, улучшать условия работы. Активно развивается использование роботов для складской логистики, в медицине, в сельском хозяйстве.

На каком месте мы в этой гонке?

Алиса Конюховская: Россия не входит в число лидеров робототехнической отрасли. В промышленной робототехнике мы безнадежно отстаем и по производству, и по использованию промышленных роботов. Лидерами по производству промышленных роботов являются Япония (52 процента мирового рынка), Китай (более 12 процентов), Южная Корея (12 процентов), Германия (8 процентов).

Промышленные роботы в России используются мало. Для сравнения, в Китае в 2017 году было установлено 138 тысяч роботов, в Японии - 46 тысяч, в Южной Корее - 40 тысяч, в США - 33 тысячи, Германии - 22 тысячи. В России же в 2017 году было установлено 700 роботов. Важным показателем уровня роботизации производства является число роботов на 10 тысяч рабочих.

Фото: depositphotos.com

Средний уровень роботизации по всему миру - 74 робота на 10 тысяч рабочих. До среднего значения помимо России еще недотягивают Великобритания и Китай. Наша страна по этому показателю находится на уровне Индонезии, Филиппин и Индии. Самой роботизированной страной является Южная Корея - 631 робот на 10 тысяч рабочих. В пятерку лидеров также входят Сингапур, Германия, Япония, Швеция.

Почему мы так отстаем?

Алиса Конюховская: В России нет собственного производства промышленных роботов, и сомнительно, что мы можем здесь наверстать упущенное. Однако мы можем развиваться в интеграции робототехнических комплексов и создании программного обеспечения. Сам промышленный робот - это лишь треть робототехнического решения, все остальное - это инженерные работы, программирование, оснастка - создают компании-интеграторы.

Робот может быть зарубежного производителя, но значительная часть стоимости решения создается отечественными компаниями, которые встраивают робота в технологический процесс, создают уникальное решение для нужд конкретного предприятия. Мы сильны в создании продуктов в области программного обеспечения.

А как у нас в стране обстоят дела с сервисной робототехникой?

Алиса Конюховская: Этот рынок еще не сложился. Существует множество его подсегментов: уборка, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, медицина, логистика, взаимодействие с людьми в общественных местах, дроны, беспилотный транспорт и так далее. У нас не так много компаний в области сервисной робототехники, как, например, в США и Китае, но в этом сегменте мы можем конкурировать. Об этом свидетельствует успех наших компаний на мировом рынке.

Какие отрасли в России уже достаточно оснащены роботами?

Алиса Конюховская: В России активно развивается область беспилотных летательных аппаратов. Распространение получают роботы для работы в общественных местах. Около 10 процентов продаж промышленных роботов и 32 процента сервисных роботов приходятся на образовательный сектор. Роботов приобретают как университеты, так и школы, клубы технического творчества и робототехнические кружки. Развивается медицинская робототехника: есть продукты или разработки в области экзоскелетов, протезирования, роботов для хирургии.


В связи с географическими и демографическими особенностями в России разработка и использование роботов перспективно в сельском хозяйстве и транспорте, в сложных арктических условиях, а также для мониторинга объектов инфраструктуры. У нас большая страна, богатая ресурсами и неосвоенной территорией. И робототехника может нам в этом помочь.

Десять компаний в области сервисной робототехники предоставляют нашей ассоциации данные, согласно которым они ежегодно увеличивают свои продажи на 50 процентов. Около 20 процентов их продаж приходится на экспорт. Причем такие успехи новой отрасли почему-то остаются незамеченными.

В Пекине только что завершилась Всемирная конференция робототехники. Чем она вас удивила?

Алиса Конюховская: World Robot Conference (WRC) - это одновременно международный форум и выставка. Робототехника является одним из приоритетных направлений технологического развития в Китае. Задача WRC - популяризация и демонстрация достижений китайской робототехники. На выставке мало зарубежных экспонатов. Компании не стремятся вести свои разработки и продукты в Китай, так как опасаются, что они будут скопированы. Хотя если у китайцев будет желание что-то скопировать, они это и так сделают.

Реклама о выставке висит буквально на каждом столбе. На выставке меня больше всего поразили не экспонаты, а количество детей. Дети, даже самые маленькие, посещают выставку как с семьей, так и с организованными группами.

Касса закрывается

В столичном метро начали устанавливать новые билетные автоматы с расширенными возможностями. Об этом порталу мэра Москвы mos.ru рассказал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Новые автоматы трудно не заметить - они больше своих предшественников, которые ставили еще в 2011-2012 годы, раскрашены в яркие цвета, имеют большой монитор. Значительно больше и функционал. "Старички" умеют только пополнять "Тройки" и продавать билеты на одну и две поездки. У новых агрегатов в ассортименте и сами "Тройки", и билеты на 1,2, 20 и 40 поездок, они могут записывать на "Тройки" любые "поездочные" билеты. А главное - умеют пополнять соцкарты школьников, студентов и ординаторов, что раньше можно было сделать только в кассах. Принимают новые автоматы как карты, так и наличные, и новые 200- и 2000-рублевые купюры тоже.

Когда вам не безразлично то, чем вы занимаете, вам не безразличны и люди, с которыми и для которых вы это делаете.

Мы готовы выкладываться по максимуму, когда мы чувствуем себя частью команды, и работаем ради высшей цели, а также знаем, что нас ценят. Тогда мы действительно хотим приходить на работу, потому что она нас вознаграждает.

Забота добавляет значимости и помогает нам любить свою работу.

Но забота должна исходить, прежде всего, от самого работодателя. Мы не сможем искренне заботиться о своей компании, если она первой не сделает этого по отношению к нам.

Итак, как это делают успешные компании?

1. Они дают свободу

Предоставление полномочий также является важным, но настоящая ответственность исходит не от того, что вы «во главе», а от поощрения и возможности делать то, что правильно – и что этот человек считает лучшим.

Дайте мне задание, и я выполню его. Скажите мне, что оно мое, и я могу выбирать инструменты и методы на свое усмотрение – и я возьмусь за него обеими руками. Мне не безразлично все это, потому что вы мне доверяете.

И я вам доверяю.

2. Они создают настоящий командный дух

Каждый любит чувствовать командный дух, который превращает группу людей в настоящую команду. Здесь важно показать, как усилия каждого человека влияют на других людей, как на уровне группы, так и на более широком уровне всей организации.

Успешные организации помогают сотрудникам понять, как их усилия влияют на других, особенно в позитивном ключе. Мы все упорно трудимся для нашего босса, но мы еще больше стараемся для людей, которые окружают нас – особенно, когда мы знаем, что они рассчитывают на нас.

3. Они ставят логические ожидания

Хотя это и может показаться противоречивым, свобода действий здесь очень важна, равно как и базовые понятные ожидания. Хорошие компании создают и публикуют лучшие практики. Великие организации поглощают эти лучшие практики, потому что их сотрудники могут легко понять, какой смысл несут определенные решения и принципы.

Когда вы создаете руководство или процесс, приложите вдвое больше усилий для объяснения «почему» вы это делаете.

Скажите мне, что делать, и я это сделаю. Скажите мне, почему, и я возьмусь за это обеими руками – и во время самого процесса я приложу еще больше усилий, чтобы это хорошо сделать.

4. Они развивают уникальное чувство цели

Ощущение истинной цели начинается со знания того, о чем нужно заботиться, и, что более важно, почему это нужно делать.

У вашей компании уже есть цель. (Если нет, тогда что вы делаете в бизнесе?) И вы можете пойти еще дальше, предоставляя своим сотрудникам возможность создавать свои цели самостоятельно.

Вы можете обнаружить, что то, о чем они заботятся, входит в ваш круг интересов – и в процессе делает вашу компанию еще лучше.

5. Они поощряют искренний вклад

Успешные компании не только ставят ящики для предложений. Они задают вопросы. Они не говорят: «Должны ли мы сделать так или так?» Они говорят: «Знаете ли вы, как мы можем сделать это лучше?» Они аккуратно зондируют почву. Эти организации помогают сотрудникам чувствовать себя комфортно, предлагая новые способы достижения целей.

И если определенная идея является неосуществимой на данный момент, тогда руководители всегда выделяют время, чтобы объяснить, почему – и так рождают еще лучшие идеи.

Сотрудники, которые со всей душой относятся к своей работе, действительно заботятся о компании, потому что они хотят сделать ее еще лучше. Убедитесь, что их вклад ценится, потому что теперь это не ваша компания – это наша компания.

6. Они видят человека внутри работника

И мы все надеемся, что будем вызывать уважение и восхищение со стороны наших коллег. Мы хотим быть больше, чем наша должность. Мы, прежде всего, хотим быть людьми.

Вот почему доброе слово, пару вопросов о семье, краткая беседа о недавней поезде или хобби – все эти моменты намного важнее, чем любые совещания или оценки производительности.

Я забочусь о вас, когда вы заботитесь обо мне. Лучший способ показать это – с помощью слова и дела. Для меня очень важно, что вы видите во мне человека, а не просто работника.

7. Они относятся к каждому сотруднику не только одинаково, но и справедливо

У кого-то есть заслуженная свобода выбора. У других ее нет.

Равное отношение не всегда является справедливым. Для сотрудников гораздо важнее, чтобы вознаграждение или наказание основывалось на том, что является, прежде всего, правильным (а не на том, что прописано в руководстве).

8. Время от времени они выдают свою горькую пилюлю

Даже самым лучшим работникам иногда нужна конструктивная обратная связь. Иногда они нуждаются в серьезной проверке, чтобы они узнали, что не только тянут компанию вниз, а сами туда катятся. (Однажды босс покачал головой и сказал: «Ты лучше, чем это». Я был раздавлен… но я пообещал доказать, что я действительно лучше.)

Гнев иногда может быть уместным.

Конечно, хорошему сотруднику может не понравиться ваша горькая пилюля, но со временем он поймет, что вы даете ее для того, чтобы он смог достичь своих целей и мечтаний.

9. Они часто хвалят публично

А это означает, что каждый человек в вашей организации заслуживает на похвалу. Так давайте ее. Найдите причины, чтобы похвалить своих работников. Найдите способы вознаградить даже не очень успешных исполнителей. Они очень ждут этого. Некоторые из них захотят, чтобы это снова повторилось, а у кого-то появится огромное желание, во что бы то ни стало, оправдать ваше доверие.

Публичная похвала говорит о том, что вы заботитесь о своих сотрудниках – и это еще один повод для них заботиться о своей компании.

10. Они создают реальные возможности

Каждый работник просыпается с надеждой на лучшее будущее. Покажите им свою заботу, помогая проложить путь к этому будущему.

Хорошие компании полагают, что их сотрудники выигрывают, когда растут их компании. Но лучшие компании понимают, что построение лучшего будущего для организации напрямую зависит от создания лучшего будущего для сотрудников.

Сначала покажите, что вы действительно заботитесь о ваших сотрудниках – только тогда они по-настоящему начнут заботиться о вашей компании.

Таким образом, выигрывают все – и не тот ли это вариант организации, который хочет построить каждый работодатель?

А теперь ваша очередь: что заставляет вас любить свою работу? (И если вы не любите свою работу, тогда, может вам лучше поискать что-то другое?)

Читайте также: