Как избежать квотирования рабочих мест для инвалидов

Опубликовано: 03.10.2024

И узнаем, что работает лучше: квотирование рабочих мест или социальная ответственность компаний.

Алена Назарова

Анастасия Филиппова

В России 11,76 млн людей с инвалидностью

В России живут 11,76 млн людей с инвалидностью, из которых 3,4 млн людей находятся в трудоспособном возрасте — это значит, что им уже исполнилось 16 лет, но еще не пора на пенсию. Из 3,4 млн трудоспособных людей с инвалидностью работа есть у 906 000 человек, то есть меньше чем у трети — это по данным Федерального реестра инвалидов.

Десять лет лет назад людям с инвалидностью в документах ставилась пометка «нетрудоспособен» — это значило, что человек не может работать независимо от возраста. Сейчас такие пометки не ставят: может человек работать или нет, зависит от обустройства рабочего места, а не степени и тяжести инвалидности.

Может человек работать или нет, зависит от обустройства рабочего места, а не степени и тяжести инвалидности

У Росстата другие данные за 2019 год:

407 400 людей с инвалидностью работали — это 11,9% от общего числа в 3,4 млн.

Правда дальше есть нестыковка, потому что Росстат дает еще такую цифру:

19,5% людей с инвалидностью работают.

Мы не знаем, как Росстат посчитал, что 407 тысяч от 3,4 миллиона — это почти двадцать процентов. Но для полноты картины посмотрим еще две цифры:

19,2% всех людей с инвалидностью — безработные. То есть те, кто встал на учет в центре занятости.

Остальные, то есть 61,3% — те, кто-либо не работает и не встает на учет, либо работает неофициально.

Получается, среди людей с инвалидностью уровень безработицы как минимум 19,2% — это в четыре раза больше, чем у всех остальных. Хотя для людей с инвалидностью работодатели должны выделять квоты на рабочие места, и, по идее, рабочих мест для них должно быть больше.

Компании должны выделять квоты на рабочие места

В России есть закон «О социальной защите инвалидов». По этому закону работодатели должны выделять квоты — это зарезервированные рабочие места для людей с инвалидностью, о которых компания сообщает центру занятости, а он — своим подопечным.

Количество квот зависит от того, сколько человек уже работают в компании:

  • меньше 35 человек — без квот;
  • 35-100 человек — 3% от среднесписочной численности сотрудников должно приходиться на квоты;
  • от 101 человека — от 2% до 4% от среднесписочной численности сотрудников.

Среднесписочная численность — это среднее количество сотрудников за определенный период: месяц, квартал или год. Например, чтобы посчитать среднесписочную численность за март, нужно сложить количество сотрудников, которые были на работе, в командировке, на больничном или работали неполный день с 1 по 31 марта, а потом разделить сумму на 31. Затем округлить до целых и уже от этой цифры рассчитать квоту.

Так в компании со 150 сотрудниками квота для людей с инвалидностью — 2-4% или от трех до шести рабочих мест . При этом в квоту засчитываются рабочие места, на которых уже работают люди с инвалидностью.

Штрафы за отсутствие квот — статья 5.42 административного кодекса

Если компания не выделяет квоты или отказывает в приеме на работу по квотам, ее директор, кадровик или бухгалтер могут получить штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Квоты не означают, что людей с инвалидностью можно принимать только на квотированные места: у работодателя нет ограничений, он может нанимать столько людей с инвалидностью сверх квот, сколько захочет.

2,2% вакансий доступны для людей с инвалидностью

Мы не можем точно узнать, сколько у какой компании сотрудников и квот на рабочие места для людей с инвалидностью. Но можем примерно рассчитать количество рабочих мест для людей с инвалидностью по вакансиям.

Например, на Хедхантере по России всего 811 882 вакансии на 16 февраля 2021 года:


В фильтрах поиска вакансий можно выбрать вакансии для людей с инвалидностью:


Из 811 882 вакансий 18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы квотирования из закона.

18 117 доступны для людей с инвалидностью. В процентах это 2,2% — по нижней границе нормы из закона

Среди вакансий для людей с инвалидностью встречаются разные, например менеджеры по продажам, личные помощники, промоутеры, водители. При этом нет фильтра по типу инвалидности. Хотя для людей с разной инвалидностью часть вакансий отпадает: например, слабовидящий человек не сможет работать водителем, а глухонемой — оператором колл-центра. В итоге для каждого конкретного человека доступных вакансий еще меньше.

Маркировка вакансий бывает ошибочной

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

В общих чертах можно ориентироваться на сайты вакансий и статистику, но не все они доступны для всех людей с инвалидностью. Если позвонить по вакансиям с пометкой «доступно для людей с инвалидностью», может оказаться, что маркировка ошибочна и работодатели о ней не знают, или имеют в виду легкую инвалидность: диабет, астму.

В реальности у людей с инвалидностью выбор больше, чем квотируемые места. Они могут прийти к нам или в другую общественную организацию, рассказать о своих знаниях, навыках, чем могут быть полезны и кем хотели бы работать. А мы под эти знания и навыки подберем вакансию или разработаем индивидуальную программу трудоустройства.

Я работаю семь с половиной лет, и за это время не встречала ни одного судебного разбирательства, ни один соискатель к нам не обращался с просьбой помочь в суде с работодателем. И за всю историю существования нашей организации не помню подобных случаев.

Еще у нас есть собственная статистика: к нам в поисках работы в год обращаются около 500 человек, и 70% из них работу находят. Причем лишь около 20% из них устраиваются на квотируемые рабочие места, остальные — на обычные.

Со стороны работодателей история такая: международные опираются на корпоративную социальную ответственность, развивают инклюзию — процесс включения всех граждан в жизнь общества — и не ограничивают вакансии процентом из закона о квотах. А российские опираются только на количество квот из закона.

Квотирование не приносит пользы для развития инклюзии в России, но дает возможность узкому кругу людей с инвалидностью получить работу.

В 2019 году работу по квотам получили 7579 человек

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.


Не все люди с инвалидностью, которые находят работу, получают ее по квотам. Например, в 2019 году работу через центры занятости нашли 90 936 человек, и только 7579 из них устроились на квотируемые рабочие места.


За 12 лет по квотам через центры занятости работу получил 65 851 человек с инвалидностью. При этом, если посмотреть количество сотрудников пяти крупных компаний, например Газпрома, Магнита, Роснефти, Сбербанка и «Икс-пять-ритейл группы» — это магазины «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток» — и посчитать процент положенных по закону квот, цифры будут такими:

Компания
Количество сотрудников
Квоты из расчета по 4%

Итого

67 616

Получается, за 12 лет работу по квотам получил 65 851 человек с инвалидностью, хотя количество квот только в пяти крупных компаниях России — 67 616.

Дело не только в квотах

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Дело не только в наличии квот. Еще нужно обратить внимание, что у людей с инвалидностью разный уровень образования, социализации и мотивации к работе. Например, некоторые могут отказываться от работы по разным причинам:

  • им не подходят те вакансии, что мы предлагаем;
  • не устраивает уровень зарплаты;
  • нет достаточной внутренней мотивации к труду;
  • есть страх быть неуспешными;
  • есть желание стать фрилансерами или открыть свой бизнес.

Еще на выбор работы влияют близость к дому, возможность карьерного роста и многое другое.

Но те, кто хочет работать, могут прийти к нам и получить хорошую поддержку в плане поиска работы или повышения квалификации. При этом обычно те, кто находят работу через нас, не попадают в статистику центров занятости, а значит, и Росстата.

Нет культуры общения и подготовки людей с инвалидностью

Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания «Шаурмания»

Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.

Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.

Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.

Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.


«Труд инвалидов обесценен. Мало кто дает им нормальную работу»

Культура общения — это одна грань, которую особо не обсуждают. Но есть и другая.

В прошлом году на кухню моих ресторанов на должность младшего повара сразу после школы пришла полностью глухая девушка. Я приняла её с удовольствием, хотя обучить её было настоящим вызовом: каждую деталь нужно писать на телефоне, показывать ей, чтобы она прочитала. При этом если у нее что-то не получается, нельзя сделать короткое замечание — нужно снова писать.

Я хотела, чтоб она у нас работала, поэтому не сдавалась. Девушка была классная, ответственная, и мне было приятно от мысли, что получится дать ей работу. Но в конце концов нам пришлось расстаться. Темп её работы не подходил для ресторана: она всё делала в три раза медленнее, а я из генерального директора превратилась в помощника помощника-повара.

То есть основной вопрос не в том, что у нас не соблюдают закон о квотах на места для людей с инвалидностью: многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы, и лишь малая часть людей с инвалидностью получают образование и могут работать хотя бы вполсилы.

Многие предприниматели с удовольствием бы брали их в штат, но проблема в том, что у нас нет подготовительной базы

Предприниматель тоже не всесильный: есть финмодель, есть размер зарплат за единицу рабочего времени на определенной должности, и он просто не может себе позволить сотрудника, который будет стоить в три раза дороже. А субсидий на сотрудников с инвалидностью нет.

Квоты работают, но социальная ответственность работает лучше

Мы попросили сотрудницу общественной организации, которая занимается трудоустройством инвалидов, рассказать, как в реальности работает закон о квотах.

Рассказывает Алена Назарова, специалист по взаимодействию с работодателями региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Закон о квотировании есть, и он работает. В последнее время многие предприятия выделяют рабочие места для людей с инвалидностью. Но тут появляется вопрос, делают они это, чтобы предоставить равные возможности людям, или чтобы избежать штрафов и проверок.

Например, международные компании стараются развивать инклюзивность и не обращают внимания на закон: обычно у них работает намного больше людей с инвалидностью, чем 2%. Российские же компании больше привержены закону и выделяют столько рабочих мест, чтобы хватило закрыть квоты.

Международные компании смотрят на вопрос шире и создают программы по трудоустройству, системы наставничества, выращивают себе сотрудников из студентов . Например, мы получаем много запросов на стажеров, которые начали бы работу в компании с обучения, а потом остались на долгий срок. Такой комплексный подход работает лучше, чем квотирование.

При этом квоты нельзя назвать принуждением со стороны государства. За время моей практике всего две-три компании уточняли, что им нужно срочно закрыть квоты перед проверкой. Остальные приходят скорее добровольно.

Мы, кроме трудоустройства, работаем над созданием комфортных условий труда и боремся со стереотипами.

Комфортные условия труда. Мы проводим тренинги и квесты для работодателей, где они могут примерить на себя разные формы инвалидности, например, квест, где нужно пройти полосу препятствий на инвалидной коляске, и так понять, как улучшить условия труда для человека с инвалидностью.

Еще помогаем работодателям адаптировать рабочие места и вводить сотрудников в процесс, если до этого они нигде не работали. Адаптация места — это физическое обустройство, и оно проходит проще, чем кажется. Например, для человека на коляске понадобятся:

  • парковка, если он водит машину;
  • лифт;
  • туалет с широкими дверьми и кабинками, чтобы в них проходила коляска;
  • пандусы;
  • стол с регулировкой по высоте.

Обычно всё это уже есть в современных офисах класса «А». Единственное, что нужно будет сделать дополнительно, — это соглашение со службой пожарной безопасности. Нужно прописать, как человека на коляске будут эвакуировать в случае пожара. Но этот момент относится уже не к приему на работу, а к противопожарной безопасности.

Еще один пример — рабочие места кассиров со слабым слухом в Ашане, Оби, Леруа-мерлене: к обычному рабочему месту добавляют небольшое табло с перечеркнутым ухом. И всё, больше ничего обустраивать не нужно.

Борьба со стереотипами. У работодателей есть стереотипы о сотрудниках с инвалидностью. Например, у нас спрашивают, не нужны ли разрешения, какие нюансы с оформлением и точно ли можно такого сотрудника уволить.

И мы рассказываем:

  • сотрудник с инвалидностью оформляется так же, как сотрудник без инвалидности;
  • его можно уволить по тем же основаниям, что сотрудника без инвалидности;
  • его отпуск на два дня длиннее обычного;
  • дополнительно он может взять 60 дней отпуска без сохранения заработной платы;
  • люди с первой группой инвалидности могут не отрабатывать две недели перед увольнением;
  • государство не доплачивает компаниям за наем людей с инвалидностью.

Есть одна субсидия — компенсация создания рабочего места. Государство может компенсировать покупку специального стола, стула, организацию освещения, но для этого нужно собрать много бумаг. Обычно на создание рабочего места уходит немного денег, и проще заплатить самим, чем пытаться получить субсидию.

Физический барьер преодолеть проще, чем стереотипы. К примеру, во время пандемии компании поняли, что все могут работать на удаленке, в том числе люди с инвалидностью. И оказалось, что люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали. Компании начали нанимать людей из регионов, а не только Москвы и Московской области, увидели, что у людей в регионах меньше выбор работы и они более мотивированы.

Люди с инвалидностью — прекрасный рабочий ресурс, который долгие годы игнорировали

Если говорить о ритейле, во время пандемии ситуация ухудшилась. Например, слабослышащим людям стало работать сложнее: раньше они считывали информацию по губам, а сейчас все в масках. Многим пришлось уйти в отпуск за свой счет или вовсе уволиться, но с другой стороны появилось больше удаленной работы, например в Вайлдберис, Озоне.

Государство тоже участвует в трудоустройстве людей с инвалидностью, например через центры занятости. Но проблема в том, что их работа малоэффективна, потому что инклюзивность — не главная задача для них. Мы же занимаемся именно ею и собираем успешные практики инклюзивности со всего мира. При этом готовы обучать другие организации и передавать опыт всем, кому это интересно.

Если ваша компания хочет развивать инклюзивность в России и нанимать людей с инвалидностью, но есть сомнения или вопросы, можно обратиться за консультацией в Перспективу:

alt="Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов можно лишь одним путем - трудоустроить. Далеко не всегда это реально на практике. Фото: Industryview/iStock" />
Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов можно лишь одним путем - трудоустроить. Далеко не всегда это реально на практике. Фото: Industryview/iStock

Предполагается, что собранные деньги будут аккумулированы в специальном фонде и потрачены на то, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья найти работу. Например, на их обучение и стажировки, создание специально оснащенных рабочих мест и так далее. "РГ" выяснила, как восприняли эту идею эксперты и как сейчас обстоят дела с трудоустройством инвалидов в регионах.

- Мы слышали об этой идее и даже обсуждали ее в своем кругу, но не ждем от нее каких-либо перемен к лучшему, - рассказала "РГ" председатель воронежской городской организации Всероссийского общества слепых Наталья Городцова.

Работодатели зачастую отказывают инвалидам в трудоустройстве, предпочитая выплачивать штрафы. Они опасаются дополнительных проверок, ответственности, а также того, что незрячие и слабовидящие люди не справятся со своей работой.

Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов (в среднем 3-4 процента от общего количества рабочих мест) можно лишь одним путем - трудоустроить. Далеко не всегда это реально на практике.

По данным Министерства труда и соцразвития Новосибирской области, в 2018 году 3,6 тысячи организаций региона готовы были предоставить инвалидам 13 тысяч рабочих мест. На начало этого года в счет установленной квоты работали более 8,3 тысячи новосибирцев (то есть в полтора раза меньше). Из 524 официально зарегистрированных членов ВОС в Воронеже трудоустроены человек 30 - в основном они работают массажистами в поликлиниках, есть несколько преподавателей музыкальных школ.

Как показывает практика, работодатели чаще не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест (например, для незрячего сотрудника специальный стол и компьютер обойдутся больше чем в миллион рублей), но и к переобучению. Не готовы и к любым дополнительным расходам, что вполне логично. И даже - к эмоциональному дискомфорту.

Как рассказала адвокат Елена Мадеева, она помогала трудоустроиться выпускнице вуза с дипломом юриста и заболеванием позвоночника. Ей не требовалось специального рабочего места - но нужно было какое-то время работать сидя, а какое-то - стоя, то есть менять положение тела. Девушка претендовала всего лишь на вакансию в канцелярии суда - сортировать почту. Но ей отказали. Потому как - мало ли что. И непривычно: чего это она будет то сидеть, то стоять… Так рассуждает государственная организация. Чего уж говорить о бизнесе.

Сейчас в Новосибирской области для средних (от 35 до 100 сотрудников) и крупных (свыше 100) предприятий действует одинаковая квота - три процента общего количества рабочих мест они обязаны предоставить людям с инвалидностью. Какие это места? По данным ведомства, люди с ограниченными возможностями здоровья, обращаясь в службу занятости, в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора. Но нередко предприятия готовы и обучать соискателей тем профессиям, которые требуются на производстве. Так, в одной из крупных новосибирских обувных компаний трудятся инвалиды по слуху и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые прошли специальную подготовку при приеме на работу. Они получили профессии сборщика обуви, обработчика деталей, полуфабрикатов и изделий. При этом здесь не пришлось создавать для инвалидов специальные рабочие места, тратя на это солидные средства.

- С точки зрения бизнеса едва ли выгодно брать на работу инвалида, которому нужно создавать особые условия труда, и который имеет определенные преференции - сложнее процедура увольнения и так далее, - рассуждает уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат.

Поэтому работодатели не спешат информировать службу занятости о том, какие у них есть вакансии для инвалидов. Это основное нарушение, которое выявляют чиновники во время проверок на предприятиях. В результате у специалистов, которые занимаются трудоустройством, нет четкого представления, где мог бы быть востребован человек с тем или иным заболеванием. Понятно, что отсутствует и какая-либо стратегия на уровне региона.

Инициируемый федеральными властями эксперимент Николай Мамулат считает полезным, так как новые правила позволят бизнесу быть более гибким в принятии решений. С другой стороны, существует опасность, что подавляющее большинство работодателей решит воспользоваться предоставленной альтернативой. Тогда, по мнению председателя Ленинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Натальи Скаредовой, будет забыто все, чего удалось достигнуть за счет действующего закона о квотировании. По ее мнению, он и так работает слабо, и в первую очередь потому, что не предусматривает серьезных санкций - штрафы для нарушителей минимальные. Да и платят их в регионе буквально единицы: в прошлом году в суд передали всего три таких административных протокола, в этом году - пять.

- Но главное, отсутствует объективный анализ рынка труда, - говорит специалист. - Мы должны знать, не только какие профессии может получить человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован. Реальный пример: человек с ментальными отклонениями получил диплом о высшем образовании, но при этом не может ответить на элементарные вопросы в этой сфере. Зачем он получал диплом IT-специалиста, если у него нет шансов работать по этой профессии? Однако он может приносить пользу обществу, мы помогли ему устроиться туда, где он выполняет посильные действия, и он счастлив.

Кроме того, по мнению Натальи Скаредовой, когда закон о квотировании вступил в силу, львиная доля организаций вписали в квоты людей с рабочей группой инвалидности, которые и так работали на предприятии. Таким образом, новых рабочих мест практически не добавилось. А о трудоустройстве людей с первой и второй степенью инвалидности речи практически не идет.

- Не только как общественник, но и как предприниматель я уверена: нужно стимулировать работодателей трудоустраивать инвалидов в рамках существующего закона, - говорит Наталья Скаредова. - Целью бизнеса всегда является извлечение прибыли, а работать себе в убыток никто не станет. В моей компании бухгалтером работает человек с первой группой инвалидности. Он практически не выходит из дома, но вполне справляется с обязанностями удаленно. Передвигаться ему действительно очень тяжело, развозить бумаги, забирать первичные документы он не может. Мне приходится часть его обязанностей брать на себя или нанимать еще одного сотрудника. И в такой ситуации оказывается большинство тех, кто решился взять в штат сотрудника с "тяжелой" группой инвалидности.

Фото: iStock

В Новосибирской области действует программа, по которой предприятие может рассчитывать на компенсацию зарплаты для инвалида в объеме минимального размера оплаты труда, однако, по словам эксперта, на эти цели выделяется лишь около тридцати миллионов рублей на весь регион в год. Туда же входит компенсация оплаты куратору работника с инвалидностью, но уже в размере половины от МРОТ. Это всего шесть тысяч рублей.

- Нужно повышать государственное участие в трудоустройстве инвалидов, в том числе создавать специальные госпредприятия, - уверена Наталья Скаредова. - Эта практика существовала и прекрасно зарекомендовала себя, но в 90-е была забыта. Если же будет создан очередной фонд, эти деньги просто "размоются": еще одна структура, еще одно руководство - о целесообразности распределения средств говорить не приходится.

Еще одна любопытная деталь. Государство, заботясь о людях с ОВЗ, часто усложняет им жизнь - такой вот парадокс. Как рассказала Елена Мадеева, в Новосибирске крупная торговая сеть вынуждена был уволить множество инвалидов после того, как те предъявили индивидуальные программы реабилитации. В них содержится множество запретов: глухим почему-то нельзя по состоянию здоровья работать в горячем цехе или рубить мясо. Почему, непонятно. Выход нашелся: сейчас инвалиды пишут работодателю заявления, отказываясь от того или иного пункта в программе реабилитации. И, принимая всю ответственность на себя, идут печь пироги - вопреки запретам слишком заботливого государства.

Как пояснили "РГ" в Минтруде, действительно, планируется провести эксперимент в пяти регионах. Кстати, и в Воронежской области тоже. А еще в Якутии, Орловской, Свердловской и Тверской областях.

Ожидается, что он начнется 1 января 2020 года и закончится 31 декабря 2025 года.

Сейчас по закону квота считается выполненной, когда работодатель принял на работу человека с инвалидностью. При этом действующий механизм квотирования вызывает нарекания и у работодателей, и у органов госвласти. Он неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать его потенциал.

На практике часто квотируемые рабочие места не соответствуют квалификационным и профессиональным возможностям инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности, которые требуют специально оборудованных рабочих мест.

Эксперимент, для которого подготовлен пакет законопроектов, предлагает создавать в пилотных регионах фонды содействия трудоустройству инвалидов. Пополняться они будут за счет компенсационных выплат работодателей, если они обоснованно не могут принять их на работу. Размер этой выплаты будет зависеть от размера прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного человека в регионе. Если он ниже федерального, значит, размер выплаты будет равен федеральному ПМ, а если выше - то региональному.

Одновременно будет усилена ответственность работодателей за неисполнение квоты. Штрафы для них в пилотных регионах составят от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических лиц - от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"


На днях Минтруд разместил на федеральном портале три уведомления о том, что планируется разработка нормативных актов, которые касаются квотирования рабочих мест для инвалидов.

Квоты

Дело в том, что действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, неудобен работодателям, неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Напомним, ранее Минтруд уже размещал текст данного проекта. Сейчас этот проект находится в статусе «Отказ от продолжения разработки».

В документе говорится, что Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов РФ экспериментов по вопросам установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Сейчас работодателям с численность работников более 100 человек, региональными властями устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % ССЧ. Работодателям с численность от 35 до 100 человек региональными властями может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % ССЧ.

Однако как показывает практика, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных рабочих местах.

Эксперимент по квотам

Напомним, ранее также был представлен текст этого законопроекта. Он тоже находится в статусе «Отказ от продолжения разработки».

Эксперимент пройдет в следующих регионах:

  • Республике Саха (Якутия);
  • Воронежской области;
  • Орловской области;
  • Свердловской области;
  • Тверской области.

Законопроектом устанавливается срок проведения эксперимента — 5 лет (с 01.01.2020 по 31.12. 2025 года).

Законопроектом устанавливаются обязанности работодателей из регионов, включенных в эксперимент, применять специальный режим установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, включая особый порядок информирования ЦЗН о потребности в работниках, в том числе из числа инвалидов, для замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Как откупиться от квот

Законопроектом также предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов в целях внесения в установленном законодательством размере компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов субъекта РФ, включенного в эксперимент, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды (по отношению к расчетной среднесписочной численности работников).

Сколько

Куда пойдут деньги

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Ответственность

Отметим, ранее был опубликован текст этого законопроекта. Сейчас он перешел в статус «Отказ от продолжения разработки».

Цель поправок — усиление ответственности работодателей за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с квотой.

За неисполнение работодателем в Республике Саха (Якутия), в Воронежской, Орловской, Свердловской и Тверской областях обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, либо неосуществление в установленном порядке по итогам отчетного периода компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства будут предусмотрены штрафы:

В марте текущего года Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»» утверждена новая программа обеспечения конституционной нормы равных прав на труд каждого гражданина. Вступление в силу государственной программы актуализирует действующее законодательство и инициирует множество проверок соответствующих органов, в том числе с использованием непривычных для большинства работодателей способов проверок — мониторинг и проверка без участия субъекта проверок. Учитывая, что все государственные программы прямо или косвенно реализуются силами работодателей, в настоящей статье мы рассмотрим возможные способы организации рабочих мест для определенного квотой количества граждан, у которых частично утеряна работоспособность и установлена инвалидность.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

По статье 24 ФЗ № 181 на юридических лиц возлагается следующие обязанности:

  • создание надлежащих условий труда для инвалидов;
  • предоставление отчета в муниципальные органы управления, согласно ст.25 Федерального закона № 1032-1 «О занятости населения РФ…»;
  • подготовку рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

Статья 21 ФЗ № 181 так описывает понятие квоты: минимальное количество трудовых мест для лиц с ограниченными возможностями.

При формировании квот не учитываются отдельные компании, которые находятся в других областях России. Рабочие места должны соответствовать всем нормативам по безопасности для работников. Квота может увеличится или уменьшится по усмотрению региональной администрации. Организации общества инвалидов освобождаются от обязанности формирования квот.

В законодательстве России прописана обязанность компаний, где число работников более 101 человека, формировать квоту на рабочие места для инвалидов. Они, в обязательном порядке, каждый год предоставляют данные о наличии квот на местах для лиц с ограниченными возможностями в службу занятости населения.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Что такое: рабочие места для инвалидов

Согласно ст. 21 ФЗ № 181, специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями ― это места, где создается ряд дополнительного оборудования для облегчения подъема, технические средства, позволяющие инвалиду выполнять свою трудовую деятельность, с учетом личных особенностей. Этот закон с некоторыми дополнениями начал действовать с января 2021 года.

В соответствии с личными особенностями каждого инвалида, работодатель, принимая во внимание программу реабилитации и справку МСЭ, решает, каким должно быть рабочее место инвалида. Если данных недостаточно, рабочее место создается в соответствии с правилами СанПин.

Стоит отметить, что о наличии инвалидности работник не обязан извещать руководителя. Сотрудник вправе отказаться следовать программе реабилитации, что подтверждается в заявлении на имя директора. В обязанности инвалида не может входить тяжелый физический и динамический труд. Запрещено оборудовать рабочие места для инвалидов в подвалах, помещениях без окон и вентиляции. Для высотных зданий обязательно наличие лифта и зон отдыха.

При оборудовании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями соблюдается ряд условий:

  1. Степень ограничения способности к труду.
  2. Автоматизация рабочего места.
  3. Критерии функциональных нарушений.
  4. Вид трудовой деятельности.
  5. Профессиональное образование инвалида.

В требованиях СанПин к рабочему месту инвалида написано: зимой температура воздуха в помещении ― 20-23 градуса, летом ― 22-26 градусов, влажность воздуха в помещении не более 55%. Не должно быть сквозняков, отсутствие ядовитых веществ обязательно. Степень шума не более 80 децибел. Отсутствие вибрации, электромагнитное излучение должно быть в пределах нормы. Площадь места отдыха должно быть более 11 квадратных метров. В обязательном порядке наличие медицинского оборудование, лекарственных средств, для помощи работнику, мед кабинета.

Официальное оформление

Для того, чтобы фирма официально вступила в программу по квотированию, учредителю необходимо по истечению месячного срока после регистрации своего предприятия, подать заявление в центр квотирования с намерениями встать там на учет. Так как исключительно только этот центр имеет право контролировать организацию по соблюдению законодательства в сфере квотирования.

Если работодатель не вовремя стал на учет, контролирующая организация вправе ему вынести административное взыскание в виде штрафа.

Для регистрации в центре квотирования, предпринимателю необходимо предоставить пакет документов, в который должны входить:

  • свидетельство о регистрации предприятия;
  • распорядок предприятия;
  • свидетельство налогоплательщика;
  • информацию о штате учреждения.

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

Региональные власти на свое усмотрение решают каким будет количество квот на специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Их можно лишь увеличить, а уменьшить количество квот работодатель не имеет права.

Региональные администрации имеют право: предоставлять льготы компаниям, предоставившим работу большему числу инвалидов, чем было заявлено по квоте, проводить профессиональную переподготовку инвалидов, давать налоговые послабления инвалидам, создающим ИП и фермерские хозяйства.

Организации с вредными условиями труда и химические производства освобождаются от обязательства предоставления квот на специальные рабочие места. Это же касается и компаний, в основе работы которых, забота об инвалидах. В организациях ОАО, АО или ЗАО инвалидов принимают на работу без создания специальных рабочих мест, на общих основаниях. Маленькие компании также освобождаются от формирования квот на рабочие места.

По законодательству предусмотрен следующий порядок квотирования:

  • после публикации данных по квотам Федерального Правительства;
  • подача руководителем организации вакансий для инвалидов и письменное заявление от инвалида;
  • обращение инвалида в службу занятости для получения специального места;
  • участие работодателя и соискателя в ярмарке вакансий, собеседование, устройство на работу.

Оформление документов идет по обычному распорядку. Издается приказ руководителя о принятии на работу лица с ограниченными способностями.

Руководитель компании может принять на работу инвалида без квоты. Но обязан создать рабочее место. В этом случае оформление бумаг также будет по обычному алгоритму.

Смысл квотирования и для кого оно предоставляется

Каждое предприятие, на котором трудоустроено свыше тридцати пяти человек обязано предоставлять для льготных категорий граждан дополнительные рабочие места. Количество таких мест зависит от численности сотрудников организации.

Квота предусмотрена для следующих категорий граждан:

  • Инвалиды различных категорий
  • Лица, освобожденные из мест лишения свободы
  • Люди пред пенсионного возраста, которым осталось доработать не более двух лет
  • Молодые люди от 14-18 лет
  • Переселенцы с других городов, беженцы
  • Многодетные родители или воспитывающие несовершеннолетних детей в одиночку
  • Уволенные с военной службы
  • Молодежь от 18-20, без опыта работы, получившие среднее специальное образование
  • Пострадавшие после радиации

В основном льготные места на предприятии предоставляются инвалидам, на небольших фирмах работодатель зачастую принимает на эту должность родственника, у которого имеется инвалидность и тот, в свою очередь, может и не посещать работу. И директору хорошо и родственнику не плохо, получает заработную плату и сидит дома.

Как рассчитать количество квотируемых мест

Квота рассчитывается в процентном соотношении лиц с ограниченными возможностями к штату сотрудников организации. Делается это просто, по следующим правилам:

для фирм со штатом работников от 40 до 101 человека ― до 3.1% мест;

для компаний с количеством свыше 101 человека ― до 4.1% мест.

В каждом отдельно взятом регионе численность квот на рабочие места для инвалидов отличается. Для примера: по Московской области этот показатель равен 2,1, а для Санкт-Петербурга ― 2,6.

Пример расчета: численность компании 250 человек, квота по МО 2,1. 250 х 2,1%:100=5,25 места. Значит компания обязана трудоустроить 5 инвалидов. И создать им специальные рабочие места, в соответствии с их индивидуальными заболеваниями и особенностью утраты физических возможностей.

Для многих предприятий это может сулить дополнительные траты капитала. Поэтому, в большинстве случаев работодатели не спешат принимать в свой штат инвалида. Часто приходится оборудовать специальные подъемники, пандусы для выхода из здания, место парковки и другие объекты. Не всем руководителям это по душе, и они пытаются обойти закон.

Ответственность работодателя за трудоустройство льготников

1.За не предоставление отчетности в центр занятости работодателя могут оштрафовать на 3- 5тысяч рублей за один отчет

2.Если предприятие отказывается брать в штат льготников, а по количеству сотрудников положено, штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей. Исходя из того, что сумма невелика, многие этим пользуются и не хотят связываться с квотами.

Важно! Работодателю, который не хочет регулярно платить штраф, лучше не спорить с Законом и взять сотрудника по квоте, тем более, что если человек инвалид, это не говорит о том, что он плохой работник, как правило, наоборот.

Уведомление службы занятости

Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц, в некоторых регионах раз в квартал.

Также необходимо направлять информацию о принятых локально-нормативных актах, в которых содержаться сведения про количество мест, для каких профессий они созданы, описывается класс тяжести, напряженности, вредности.

Но больше всего центры занятости интересует информация о выполнение квоты, то есть, сколько инвалидов реально были трудоустроены за отчетный период.

Если в организации во время отчетного периода не обнаружены вакантные места, бездействовать не стоит.

Сотруднику сняли инвалидность: действия работодателя

Как поступить, если сотруднику по результатам медицинской экспертизы сняли инвалидность? Некоторые работодатели считают, что такое решение медиков — законное основание для увольнения бывшего льготника. Но на самом деле ни один законодательный акт не содержит нормы, позволяющей прекратить трудовой договор лишь по причине снятия инвалидности. Ни одно основание из перечня, закрепленного ст.77 ТК РФ, не соответствует данной ситуации. Поэтому ни о каком увольнении речь не идет.

Но как же выполнять квоту? Ведь работник уже не считается инвалидом, но при этом продолжает занимать льготное место. Следовательно, квота не выполняется, что чревато для работодателя административной ответственностью в виде штрафа. Вариантов всего два:

  • перевести сотрудника на другую работу, соответствующую его состоянию здоровья и квалификации, а на освободившееся место принять инвалида;
  • оставить сотрудника на прежней работе, создав на предприятии новое рабочее место для инвалида в счет квоты.

Чтобы выполнить обязательство по квотированию, нужно создать в штатном расписании вакансии для работников с инвалидностью. Создайте для сотрудника специальные условия труда и своевременно отчитывайтесь о наличии вакансий в территориальный орган вашего субъекта.

Отчет

Квотирование рабочих мест проверяется исполнительными властями, поэтому работодатели должны сдавать отчет. Если общественная организация помогает инвалидам и ее уставной капитал состоит из вклада объединения, то дополнительных документов сдавать не требуется.

Органы службы занятости ежемесячно получают отчеты организаций о созданных или переоформленных местах для инвалидов. Центр занятости проверяет локальные документы, количество мест и сведения о новых должностях. Ежемесячно отчеты сравниваются с актуальными данными.

Понятие и законодательное регулирование

Квотируемое рабочее место представляет собой определенное количество вакансий, которые предусмотрены специально для трудоустройства особых категорий работников. Эти категории могут определяться в соответствии с законодательными актами — как местного, так и федерального уровня.

Если вы хотите узнать, как в 2021 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Причины этого могут быть разными: состояние здоровья, неподходящий возраст,



отсутствие опыта и т. п. Как правило, работодателям, которые трудоустраивают таких работников, государство предоставляет за это определенные льготы.

На федеральном уровне не существует единого нормативно-правового акта, который бы регулировал этот вопрос. Частично он затрагивается в таких законах:

  • «О занятости населения в РФ»;
  • «О соцзащите инвалидов в РФ».

Более подробно регулирование предоставляемых квот осуществляется уже региональными законодательными документами. Поэтому и льготные категории работников, которые получают право на такие места, могут различаться в зависимости от территории.


Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву

В марте текущего года Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"» утверждена новая программа обеспечения конституционной нормы равных прав на труд каждого гражданина. Вступление в силу государственной программы актуализирует действующее законодательство и инициирует множество проверок соответствующих органов, в том числе с использованием непривычных для большинства работодателей способов проверок - мониторинг и проверка без участия субъекта проверок. Учитывая, что все государственные программы прямо или косвенно реализуются силами работодателей, в настоящей статье мы рассмотрим возможные способы организации рабочих мест для определенного квотой количества граждан, у которых частично утеряна работоспособность и установлена инвалидность.

Правовое регулирование квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обязанности работодателя по обеспечению инвалидов рабочими местами регламентируются законодательными актами различного уровня регулирования, а именно: федеральным, региональным и местным законодательством.

Федеральное законодательство определяет предоставление инвалидам гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организации обучения инвалидов новым профессиям.

Данная правовая норма содержит прямое указание на определение органами государственной власти именно субъектов Российской Федерации порядка проведения специальных мероприятий обеспечения трудовой занятости.

Для реализации данной нормы Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» статьей 1 устанавливает обязанность работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, квотировать для приема на работу инвалидов (далее по тексту - квота) рабочие места в размере 2,5% среднесписочной численности работников, выделяя работодателей - общественные объединения инвалидов и образованные ими организации - освобождая их от соблюдения данной квоты.

Точное определение квоты дает Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1: «квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории».

Продолжая изучение Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге», можно убедиться (ст. 1-1), что «работодатели соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах», а значит, в отдельном нормативном локальном акте следует определить как данный работодатель квотирует рабочие места, осуществляет резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, принимает участие в программах создания дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; самостоятельно создает инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов, организует обучение инвалидов новым профессиям. Отсутствие нормативного локального акта, описывающего исполнение работодателем требований федерального, регионального законодательства, может повлечь возбуждение об административном правонарушении со всеми последствиями.

Практическое исполнение требований по квотированию рабочих мест для инвалидов

Понимая особенности различных видов экономической деятельности, наличие фактического дефицита рабочей силы, необходимость реализации конституционных прав инвалидов и возникающие в связи с этим сложности, законодатель помимо фактической организации соответствующих рабочих мест предлагает работодателю правые способы реализации в Санкт-Петербурге установленных законодательством требований:

  1. «заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;
  2. заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;
  3. создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями».

→ Возможность предоставления частным агентством занятости труда работников, в частности инвалидов, предусмотрена статьей 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктом 2 определяющей отдельный вид договора о предоставлении труда работников (персонала) как договор, «по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем». Существенным ограничением реализации данной нормы предоставления труда является прямой запрет Трудового кодекса Российской Федерации на заемный труд, т.е. «труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника» (ст. 56.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ). Данный запрет однозначно определяет условия, при которых нельзя привлекать к трудовой деятельности инвалидов, но и определяет условия (глава 53.1 ТК РФ), когда два юридических лица могут заключить договор по предоставлению труда работников (персонала), направив временно работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанных физического лица или юридического лица.

При временном направлении работников к другому работодателю для выполнения вмененной работнику трудовой функции следует учитывать и иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации, такие как статья 67 ТК РФ, которая определяет момент заключения трудового договора: «работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя», - обязывая работодателя в этом случае оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, и статья 166 ТК РФ, признающая «служебной командировкой - поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы». Приведенные нормы ТК РФ обязывают стороны договора по предоставлению труда работников (персонала) не только отразить предмет договора, но и до заключения юридическими лицами договора гражданско-правого характера о временном направлении работников к другому работодателю (далее по тексту - договор ГПХ), внести соответствующие сведения:

  • в текст трудового договора с временно направляемым работником условия выполнения вменяемой ему трудовой функции, детализировав, что данный трудовой договор заключается для временного предоставления труда данного работника иным работодателям, что, соответственно, не является основанием для заключения трудового договора с юридическим лицом, в пользу которого данная трудовая функция выполняется, к тому же временное предоставление труда работника не является его командированием;
  • в должностные инструкции как временно направляемых работников, так и работников, курирующих их труд, однозначно определив полномочия, ответственность каждого, исключив возможность переквалификации договора ГПХ в фактические трудовые отношения;
  • в правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные локальные акты каждой из сторон договора ГПХ, отдельно и однозначно определив условия выполнения договора ГПХ как способ реализации заявленного каждым юридическим лицом вида экономической деятельности,
  • в документы по обеспечению безопасных условий и охраны труда, убедившись, что работник, которому установлена инвалидность, осуществляет труд в условиях, определенных индивидуальной программой реабилитации (абилитации), с предоставлением данной категории граждан всех законодательно предписанных компенсаций и гарантий.

→ Способ организации рабочих мест путем заключения соглашения об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места другой организацией подразумевает заключение между юридическими лицами договора аренды квотируемого рабочего места, что по аналогии с рассмотренным выше способом трудоустройства инвалидов, подразумевает заключение договора гражданско-правого характера об аренде рабочего места с включением в текст данного договора всех требований к данному рабочему месту, отражением в документах трудовых отношений условий выполнения работником вменяемой трудовой функции, регулированием локальными нормативными актами особенностей труда инвалида на арендованном рабочем месте, с обеспечением безопасных условий и охраны труда на рабочем месте, что в совокупности подтверждается и бухгалтерскими документами.

→ Способ создания совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями подразумевает условия взаимодействия юридических лиц на условиях общей собственности имущества, в данном случае определенного рабочего места. Согласно статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, «имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)», а значит, работодатели вправе организовать рабочее место по любому (долевая собственность или совместное владение) удобному им способу. При организации совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями следует учитывать, что данное рабочее место создается для трудоустройства определенного физического лица, а значит, организация труда нескольких человек на данном рабочем месте может осуществляться только в режиме неполного рабочего времени или в режиме сменной работы, ибо в один момент времени на одном рабочем месте может трудиться только один работник, что следует из комплексного применения статей 21, 57, 81, 142, 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Организация труда на данном рабочем месте также подразумевает отражение специфики выполнения трудовой функции инвалидом как в индивидуальных документах трудовых отношений, так и в нормативных локальных актах работодателя, аналогичных рассмотренным выше с обеспечением безопасных условий и охраны труда каждому работающему.

Несмотря на наличие нескольких способов реализации требований законодательства к созданию квотированных рабочих мест для инвалидов, работодатель в основном пользуется только одним – организует рабочее место для инвалида на своем предприятии, что зачастую создает значительные ограничения для трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью, т.к. данное место, как правило, организуется под конкретного человека в офисных помещениях или подразумевает низкоквалифицированный труд. Современные технологии, актуальная правовая база позволяют работодателю превентивным порядком продумать возможные способы организации труда работников для обеспечения максимально возможного труда инвалидов различных клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических способностей выполнения трудовых функций, тем самым не только выполняя ужесточающиеся требования законодательства, но и обеспечивая себя человеческим ресурсом, способным к длительному и благодарному труду.

Читайте также: