Как мотивировать родителей на эффективное сотрудничество с детским садом

Опубликовано: 26.09.2024

Замечено, что стресс, имеющий длительный и постоянный ха­рактер и болезненно сказывающийся на самочувствии (социаль­ном, физическом и психологическом) родителей, не проявляется так остро у родителей, чьи дети имеют речевые нарушения, как это отмечается у родителей, воспитывающих ребенка с заметными для окружающих другими отклонениями в развитии (умственная отста­лость, ДЦП и др.). Парадоксальным образом этот факт осложняет мотивацию родителей на сотрудничество: ведь внешне дефект не настолько социально порицаем, не вызывает нездорового любо­пытства окружающих. Но проблемность ситуации родителями осоз­нается, поэтому они приводят ребенка в сад коррекционного типа и передают его на попечение специалистов. Активно же содейство­вать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным.

На любого человека кто-то может оказывать влияние, но при­нятие решения всегда остается за самим человеком. Общение — самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: ин­тонации, мимика, жесты, содержание сообщения — все дает ин-

54

формацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрос­лый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей! У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей — на детей, у детей — на родителей и других взрослых, у педагогов — на родителей и детей и т.д.

Общение само по себе — деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образо­вания детей. Связь общения с деятельностью является принципи­альной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специа­листов с родителями воспитанников детского сада. Общение опос­редовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого-педагогический процесс.

Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмо­ция. Интерес — возбуждение — чувство захваченности, зачаро­ванное™, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию ин­тереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Опира­ясь на эмоцию интереса родителя, воспитатель тем самым фор­мирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи обязательно включены показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых вос­питатель, специалисты доносят до родителей необходимую ин­формацию, предлагаются упражнения, задания, идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделиться собственным опы­том. Влияние как психологическая категория осуществляется об­щением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специали­стам, родителям.

Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это по­нимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в шко­лу, а некоторые — и до ухода ребенка из семьи. Множество семей­ных проблем — прямой результат родительского невежества и непо­нимания.

Опрос родителей

Как выявление их запросов и ожиданий

В 1999 году был проведен опрос 75 человек. Большую активность проявили мамы и бабушки (90% от общего числа). Анализ получен­ных сведений показал следующее.

1. 28% родителей довольны отношением к себе со стороны персо­нала; 62% хотели бы видеть к себе отношение уважительное, добро­желательное, чуткое, равноправное, «как к коллегам»; 8% — хотели бы видеть к себе отношение «информативное».

8. 68% опрошенных характеризуют работу детского сада с роди­телями как «отличную», «хорошую», «без претензий», «нормаль­ную», благодарят персонал. «Удовлетворительным» находят этот ас­пект работы сада девять родителей, а «плохо поставленным» двое. Три ответа содержат критику в адрес собственно родителей («все заняты, поэтому работать с нами практически невозможно», «ро­дители разобщены, нет желания работать вместе»).

Таким образом, родители в целом довольны работой персонала (как в отношении детей, так и в отношении себя). Четкие и конк­ретные виды своей помощи детскому саду указывают лишь едини­цы, большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с рядом оговорок (дефицит времени, средств, а то и желания). Четкого представления о системе работы родителей и персонала нет.

Пожелания родителей относительно результатов их совместной с воспитателями и специалистами деятельности выглядят следующим образом (график 2).

к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доб­рое и др. Опросы, проводимые в семьях другими исследователями, показывают, что родители всех возрастных категорий, независимо от пола и профессии, отдают предпочтение молодым педагогам: 20— 30-летним — 56%, 31—40-летним — 43,4%. Общая тенденция на­блюдается в требованиях родителей к образованию предпочитае­мого педагога: предпочтение высшему образованию отдали больше половины опрошенных родителей (55%); 45% родителей высказа­ли мнение о том, что важно не столько образование, сколько «педагогическое чутье», «интуиция»; 85% родителей выразили от­ношение к семейному положению предпочитаемого педагога как незначимое. Лишь 15% уверены, что более демократичны и успеш­ны, а значит, и более желаемы для их ребенка педагоги, состоя­щие в браке и имеющие детей.

Примерный план работы с родителями Выписка из годового плана

Как видим, процент неактивных родителей, не ответивших на вопросы., невысок. В целом семья стремится к поиску необходимой информации, и персонал сада является для родителей достаточно авторитетным. Родители также сознают необходимость и потреб­ность в специальной информации, хотя сформулировать запрос по­рой им сложно.

Пожелания родителей к личности педагога строятся по принци­пу взаимодополнительности (комплементарности): родители хоте­ли бы восполнить отсутствие у себя каких-то личностных или про­фессиональных качеств наличием их у педагога. Из профессио­нальных качеств педагога родители отметили в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, пе­дагогу должны быть присущи такие качества, как самостоятель­ность в работе, инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование нового, передового в своей дея­тельности. Среди личностных качеств родители выделяют любовь

Сентябрь Анкетирование родителей. Определение линии педагогического общения с семьей
Октябрь Педсовет по итогам социально-психологической диагностики семьи и детей. Утверждение годового плана. Педагогическая мозаика для воспитателей «Когда ребенок сво­дит с ума»
Ноябрь Педагогическая гостиная «Агрессия в жизни человека» для пе­дагогов. Тренинг коммуникативных умений для родителей подготови­тельной группы. Беседа психоневролога с родителями
Декабрь Педсовет «Коррекция детско-родительских отношений». Тренинг для педагогов «Обучение технике релаксации». Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции»
Январь Социально-психологический тренинг для персонала «Сотрудни­чество ребенка со взрослым». Деловая игра «Технология безоценочного общения с ребенком»
Февраль Консультация для педагогов «Педагогическое общение и его влияние на развитие личности ребенка»
Март Консультация для родителей «Всей семьей в музей». Консультация для родителей «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
Апрель Творческая мастерская «Оригами для педагогов». Дискуссионный клуб «Досуг в семье: как 'его проводить»

Рекомендуемая родителям литература

1. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. М., 1990. Информация о значении детских вопросов «почему?» и «отчего?»

для развития ребенка.

2. ЭкманЛ. Почему дети лгут? / Пер. с англ. М., 1993.

Виды и мотивы лжи. Почему одни дети лгут больше, чем другие? Возрастные особенности лжи. Как вести себя родителям, если их дети лгут. Ложь детей в неполной семье и другие вопросы.

3. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991-

4. Миронов А.И. Критические периоды детства. М., 1979.

5. ЧейпиД. Готовность к школе. М., 1992.

6. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

7. Матейчик 3. Родители и дети. М., 1992.

8. Корчак Я. Как любить ребенка М., 1990.

9. Кэрролл Л., Таубер Д. Дети «Индиго». М., 2001.

10. Паркинсон К.Н., Растомджи М.К., Паври С. Дети. Как их НЕ воспитывать. СПб., 1992.

11. Эндри Э., Шепп С. Откуда берутся дети. М., 1992.

12. Аглаи М. Все-все-все на твой вопрос: где я был, когда меня не было? М., 1993.

Подготовительный этап работы

При первом знакомстве детского сада с семьей и ребенком реко­мендуется следующая программа.

1. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенно­стей ребенка.

2. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье.

3. Опрос родителей для получения их представлений и/или ожи­даний, планов относительно сотрудничества со специалиста­ми детского сада.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка — интересное и полезное занятие во многих отношениях. Таким образом мы раз­виваем наблюдательность, внимательность к окружающим нас лю­дям и событиям, учимся собирать разрозненные факты в единую картину, познавать жизнь в ее многообразии, понимать неодноз­начность поведенческих актов, проникать в глубины человеческой психологии, понимать потребности, мотивы, цели человека как механизмов его поведения, учимся вычленять, например, законо­мерное и особое, выходящее за рамки нормы.

Чтобы составить по возможности полную картину индивиду­альных особенностей ребенка, нужно сравнить и сопоставить свои собственные наблюдения, мнение людей, хорошо знающих его (например, родителей) и мнение коллег. На это уходит опреде­ленное время, так и должно быть. Работу с родителями в этом направлении можно организовать с помощью взаимодополнитель­ных методов: специальной анкеты, устного опроса, беседы, со­вета и пр.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 697 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Общение- самый привычный способ установить отношение с другими людьми. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого- педагогический процесс

Интерес- наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Опираясь на эмоцию интереса родителей, воспитатель тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения (показательные выступления детей на открытых занятиях, на праздниках… «возьмемся за руки друзья».)

Анализ запросов родителей и их ожиданий от детского сада

(А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей» методические рекомендации стр. 56)

Формы сотрудничества родителей и педагогов:

(О. Л. Зверева, Т, В, Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» методические аспеты)

- родительские собрания

(Н. М, Метенова Родительские собрания в деском саду)

-выступление специалистов (логопедов, психологов)

(индивидуальная работа с родителями, решение общих вопросов)

- дни открытых дверей

- собеседование (индивидуальная работа с родителями)

Наглядно- текстовая информация

Этапы сотрудничества:

-заключительный (обобщение полученного опыта)

При возникновении общения педагогов и родителей :

современной классификации различают несколько стереотипов поведения родителей.

Пассивные родители –постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша забота».

Избегающие проблем родители - словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе, что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, медицинский работник, воспитатель) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически бояться разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку,и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.

Агрессивно недовольные родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.

Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен и «не их поле ягода». Поведение таких родителей можно нейтрализовать созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.

Типы поведения воспитателей

Воспитатели родителей считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснять, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.

Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточены на своей работе, исполнительно и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.

Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они больше внимания уделяют занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.

Педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка.

Родителей нужно считать нашими помощниками и союзниками в сложных вопросах обучения и воспитания, обязательно нужно опираться на их компетентность и заинтересованность. Ведь цель у нас одна - здоровый, активный, успешный ребёнок. А чтобы добиться максимально эффективного сотрудничества и хороших результатов, при беседе с родителями нужно не только подробно рассказывать о подходах к образованию и воспитанию, особенностях программ, приоритетных направлениях и перспективах развития, но и выяснять ожидания родителей в отношении детского сада

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ
Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения»
Консультация для педагогов «Сотрудничество педагогов и родителей в работе дошкольного учреждения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ». Свою работу опытный педагог всегда.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Мастер класс для родителей. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 Цель: 1. Приобщить родителей к образовательному процессу. 2. Ознакомление с методами и приёмамиобучения детей: - развитие мелкой моторики,.

Современная развивающая среда и использование медиатехнологий в ДОУ
Современная развивающая среда и использование медиатехнологий в ДОУ Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства требуют создания новых форм познавательного, учебного и игрового.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнении АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:(ФИО,.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки (помощь аттестующимся) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:.

Стихи для мотивации детей
Стихи для мотивации детей Путешествие в страну детства у меня началось не так давно, менее 2-х лет назад, это мой весь педагогический стаж. Сайт maam.ru стал для.

Тематический день в средней группе ГБДОУ №28 «Птицы весной» Тематический день в средней группе ГБДОУ №28 «Птицы весной» I. Утро. Работа в группе. 1. Утренняя гимнастика «Прилетели птицы»: •Упражнять.

Возможные трудности при организации взаимодействия с семьями. Мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является взаимодействие с родителями.

Конспект консультации для педагогов ДОУ на тему мотивации семей дошкольников к сотрудничеству с дошкольным учреждением.

ВложениеРазмер
na_portal.docx 13.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ.

Сотрудничество родителей с сотрудниками Доу, порой очень не простая задача. На любого человека кто – то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение- самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения- все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек ( будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других : у родителей – на детей, у детей - на родителей и других взрослых, у педагогов – на родителей и детей и т.д.

Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого- педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада. Общение опосредованно деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, что позволяет вовлечь семью в психолого - педагогический процесс.

Интерес - наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – возбуждение - чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Опираясь на эмоцию интереса родителей, воспитатель тем самым формирует дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи обязательно включены показательные выступления детей, фрагменты занятия, во время которых воспитатель, специалисты доносят до родителей необходимую информацию, предлагаются учреждения, задания, идеи и игры для дома, родители приглашаются на консультации, стимулируется желание обращаться за советами, поделится собственным опытом. Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям. Роль накопительного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему- либо научится. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем- прямой результат родительского невежества и непонимания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность.


Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью .


Семинар для педагогов: "Мотивация как фактор эффективного сотрудничества с семьями воспитанников"

Данный материал поможет молодому специалисту ( педагогу - психологу) качествинно и интересно провести изучаемый материал.


Консультация для воспитателей «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения"

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. .


Консультация для воспитателей «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения»

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и .


Консультация для воспитателей «Пути привлечения родителей к сотрудничеству в области здоровьесбережения»

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и .


Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»

Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес.

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.

- формировать умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями;

- обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников;

- обогащение практического опыта педагогов в работе с родителями.

Ход мероприятия:

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Наше дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность и каждый будет прав, но по-своему.

Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка, такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и, тогда, позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Специалисты – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др).

Мотивация родителей на сотрудничество с работниками ДОУ

На любого человека кто – то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за самим человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения – все дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек умеет влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и детей и т. д. Общение само по себе – деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. И данное общение направленной на повышение мотивации родителей воспитывать своих детей, я предлагаю начать с изучения из потребностей, интересов, желаний.

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Ямаслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Задание 1. Определите соответствие. Что подразумевает каждая потребность.

Автор: Зайцева Ирина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ"
Дата публикации: 02.03.2018
Раздел: дошкольное образование

МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ КАК

УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В

РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ»

Подготовила педагог-психолог Зайцева И.А.

МАДОУ ДС №29 «Ёлочка»

МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПЕДАГОГАМИ

Нередко от педагогов можно слышать упрёк в адрес современных родителей по

поводу их педагогической пассивности: « Они не чем не интересуются, проблемы

развития собственного ребёнка откладывают на «потом». Им всегда некогда, они

вечно торопятся». По - человечески воспитателей можно понять. Эта проблема,

перестанет быть актуальной, если педагог позволит себе выйти за оценочные рамки.

Перестанет упрекать и тем более осуждать матерей и отцов за их «педагогическую

пассивность». Если идти в сотрудничестве с семьёй по пути постоянного поиска

виноватого, можно зайти только в тупик!

В современной практике сотрудничества всё ещё сохраняется рациональный стиль

общения. Он проявляется в чрезмерной обращённости воспитателя к рассудку

родителя, к его чувству родительского долга: «Вы обязаны, вы же мать» и т.п ; в

ущерб обращённости просто к чувствам матери или отца. Всё это мешает

устанавливать контакт с родителями не только на уровне обмена информации, но и,

тем более, на уровне обмена переживаниями. Рационализм общения мешает

установлению личностных диалогических отношений между педагогом и

родителем, сохраняя ролевой характер их взаимодействия.

Ролевое общение задаёт поведению его участников определённые рамки,

вынуждая говорить о том, что положено сдерживать потребность быть более

искренним. Воспитатель, оставаясь в границах роли, привыкает ощущать себя не

свободным и не даёт свободы партнёру по общению «родителю», беря под свой

контроль его педагогическую компетентность, направляет и ограничивает его. В

этой ситуации родителю отводится пассивная роль объекта воздействия и оценки со

стороны педагога. Таким образом, оценочный характер общения «Педагог- семья»

не способствует установлению подлинно диалогического сотрудничества сторон.

Монополия педагогов на знания о том, как семья должна воспитывать ребёнка,

отдаляет их от семьи, её потребностей.

Представим такую ситуацию: педагог с дипломом, уверенно демонстрирует

знания о развитии ребёнка родителем, на родительском собрании. Рассказывает о

развитии у ребёнка воображения, памяти, мышления. С профессиональной точки

зрения – хорошая тема, не вызывает ни каких возражений. Но если её «примерить» к

актуальным потребностям конкретных семей, профессионально не имеющего

отношения к педагогике, психологии, она может вызвать раздражение: «Зачем мне

специальные знания, у меня совсем другие проблемы!». Таким образом, мы видим,

что сотрудничество с семьёй превращается в «навязывание» знаний, которые

родителями не воспринимаются. Причём выбор знаний остаётся за педагогами, они

решают, в какой педагогической информации нуждается родитель.

Недостаточная потребность родителя в педагогическом сотрудничестве «низкая

мотивация на сотрудничество» с педагогом, основная претензия к семье со стороны

ДОУ. О родителях, которые проявляли бы готовность сотрудничать, мечтают многие

педагоги. Под «педагогической активностью» родителя, подразумевается желание

родителя принять на себя роль «ученика», демонстрирующего готовность получать

от педагога знания, слушать его и слушаться

Безусловно, каждый педагог понимает ценность того, чтобы родители по

доброй воле раскрывали в общении с педагогами волнующие и радующие их мысли

и переживания по поводу воспитания ребёнка. Наиболее благоприятный путь

достижения доверительных партнёрских

отношений с семьёй , лежит через доверие

педагогической компетентности родителей, личностный , безоценочный стиль

общения и установления диалога с каждой семьёй.

Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного

познания партнёрами друг друга. Это может быть анкета для родителей к изучению

педагогом социальных факторов семейного воспитания. В которой будут вопросы

из которых виден запрос родителей на получение информации и помощи от

педагогов, т.е. то, что актуально для родителей, в чём они заинтересованы, а не то,

что им навязывает педагог.

Теперь на данном этапе задача педагога – заинтересовать родителей, предлагая

им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. В базисной программе

развития ребёнка дошкольника «Истоки» в разделе «Сотрудничество педагога с

семьёй» выделены задачи сотрудничества.

Первая задача: «Установить партнёрские отношения с семьёй каждого

воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать

атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержке и

взаимопроникновения в проблемы друг друга».

Вторая задача «активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях». Она

связывается с процессами самопознания родителями собственного опыта

взаимоотношений с ребёнком.

В противовес информированию родителей о жизни детей в ДОУ, рефлексивная

модель общения педагога с семьёй, обнаруживается в переосмыслении родителями

своих воспитательных установок и стереотипов родительского мышления,

раскрытии своих внутренних резервов, причём раскрытии самими родителями. В

психологии такая форма переосмысления называется «рефлексией». В переводе с

латинского языка это означает «обращение назад». Джон Локк называл рефлексию

«заглядыванием внутрь себя». Рефлексивная направленность педагогического

общения помогает не просто «указать человеку область его неадекватности, а

подвести его к тому, чтобы он конструировал его сам для себя» (Л.А.Петровская,

Ю.М.Жуков). В исследовании О.Л. Зверевой в понятие «Педагогическая рефлексия»

автор включает умение родителей анализировать собственную воспитательную

деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины, как своих

педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на

ребёнка. По мере осмысления родителями переживания своих взаимоотношений с

ребёнком, у них происходят позитивные личностные изменения, которые в свою

очередь влияют положительно на детско - родительские взаимоотношения.

На таблице, вы видите наиболее используемые и признанные в практике общения

с родительской аудиторией методы, формирующие рефлексию опыта родителей. В

беседах и дискуссиях воспитатель гибко использует разнообразные методы

Методы оптимизации общения педагога с семьей

Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей

на размышление. Например: «В чём , по вашему мнению, заключается главный залог

благополучия ребёнка- в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к

анализу воспитательных приёмов, поиску наиболее подходящего способа

родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности

педагогического такта. Например, родителям предлагается ситуация: «Вы наказали

ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему

Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское

поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и

взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям: «Проиграйте

пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком» и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным

способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть разницу,

выбрать более удачные, заменить нежелательные формы обращения на

конструктивные. Например, вместо: «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» -

«Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!» Или задание

определить, в чем видится неконстуктивность таких обращений к ребенку, как:

«Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли что ты хочешь?» и др. Это

могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение». («Хорошо

учиться в школе – это значит. » или «Особенности моего ребенка, это . ) и т.п.

Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический

опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков

ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных

потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в

конкретной ситуации, полезно сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы

поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»

Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который

более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?» или

«Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите пожалуйста». Побуждение

родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать

собственные удачи и просчеты в воспитании, применяемыми в аналогичных

ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных детских деятельностях

(рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.)

способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта

Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать

варианты своего поведения в игровой обстановке.

Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу ДОУ

показывают, что родители находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей»,

постепенно становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование

собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно

анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с

ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

Читайте также: