Как начисляется премия за месяц в беларуси

Опубликовано: 17.09.2024

Почему необходимо правильное документальное оформление премий?

Начисление и выплата премий – вопрос, который интересует не только работника и нанимателя. Это объект повышенного внимания при проверках налоговой инспекции и инспекции по труду.

Что интересует налоговую инспекцию в части премий сотрудникам? Правомерно ли отнесены расходы на зарплату (в т.ч. на выплату премий) к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций или налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?

Что интересует государственную трудовую инспекцию? Не нарушены ли права работников при начислении и выплате им зарплаты (в т.ч. премий)?

Настоящая статья о том, какие документальные тонкости следует учитывать при выплате премий.

Установление премий работникам – право нанимателя, а не его обязанность. Это означает, что наниматель вправе утвердить систему оплаты труда, которая предусматривает премиальную составляющую (повременно-премиальную, окладно-премиальную, сдельно-премиальную систему оплаты труда и т.д.), и отразить данный факт документально.

Важно! Если в организации внутренними документами закреплена система оплаты труда, включающая премии, то в этом случае начисление и выплата премий сотрудникам на основании внутренних соглашений являются уже обязанностью нанимателя.

В каких документах следует отразить условия и порядок премирования сотрудников?

1. Трудовой договор с работником.

Существует 2 варианта закрепления в трудовом договоре условия о премировании:

– полностью прописать условия и порядок премирования;

– сделать ссылку на локальные нормативные акты, в которых содержатся данные сведения.

Целесообразно использовать второй вариант.

2. Положение об оплате труда, положение о премировании.

В этих локальных нормативных актах устанавливают все существенные условия премирования сотрудников:

– возможность начисления премий сотрудникам (системы оплаты труда);

– виды премий и их периодичность (за результаты по итогам работы за месяц, квартал, год и т.д., разовые премии к праздничным датам и др.);

– перечень сотрудников, которым положены определенные виды премий (все работники организации, отдельные структурные подразделения, отдельные должности);

– конкретные показатели и методика расчета премий (например, определенный процент от оклада за выполнение плана продаж; фиксированная сумма и конкретные праздничные даты и т.д.);

– условия, при которых премия не начисляется;

3. Коллективный договор.

Если в организации между нанимателем и работниками заключен коллективный договор, то в нем также должны указываться сведения о порядке премирования работников.

Важно! Работник должен быть под роспись ознакомлен с положением об оплате труда, положением о премировании, коллективным договором (при наличии).

Всегда ли начислить премию можно лишь по приказу?

Основанием для выплаты премии является приказ.

Оформление приказа о премировании во многом зависит от условий трудового договора (контракта) с работником.

Если положения о выплате заработной плате и премии изложены примерно следующим образом:

«за выполнение трудовой функции работнику выплачивается должностной оклад, а также ежемесячная премия в размере 30 % от должностного оклада», –

то такую премиальную выплату можно отдельным приказом не оформлять.

В случае, когда трудовой договор не содержит четко согласованного размера премии, а отсылает к иным локальным актам организации, приказ издается обязательно.

Важно! Одного приказа руководителя на выплату премий недостаточно для включения премий в расходы организации.

Приказ о премировании работников обязательно должен содержать ссылку на тот документ, которым регулируется выплата премий. В противном случае проверяющие имеют все основания снять «премиальные» расходы и доначислить соответствующие налоги.

Рекомендация. Составляйте приказ о премировании по форме, которая утверждена для этих целей в учетной политике организации.

Почему важны формулировки приказа?

Оформляя приказ о выплате премии, уделите внимание формулировке, согласно которой начисляются премии.

Чтобы избежать споров с контролирующими органами, из приказа должно следовать, что премии начисляются за конкретные трудовые показатели (например, выполнение/перевыполнение плана продаж, плана производства и т.д.). Тогда их, без сомнения, можно учитывать в налоговых расходах. Кроме того, если сумма премий подтверждается расчетами (например, процент от суммы договоров с новыми клиентами, от суммы полученной прибыли и т.д.), то у инспекторов не останется никаких шансов снять расходы на выплату таких премий.

От редакции:

Премии к юбилею (Новому году, отпуску и т.д.), а также премии за высокие достижения в спорте, за активное участие в общественной жизни организации и т.п. никакого отношения к результатам трудовой деятельности работника не имеют.

Вывод. Чтобы подтвердить, что выплата действительно является премией, учитываемой в расходах на оплату труда, нужны 3 документа:

1) документ о порядке назначения и выплаты премий (в т.ч. показатели, учитываемые при назначении премии, порядок определения суммы премий, условия выплаты премий и т.п.). Если таким документом является коллективный договор или локальный нормативный акт (например, положение об оплате труда), то в трудовом договоре работника должна быть ссылка на этот документ;

2) документ о выполнении работником условий премирования. Это могут быть служебная записка непосредственного руководителя о достижении работником конкретных трудовых показателей или расчет суммы премии;

Об утверждении Инструкции о премировании и выплатах стимулирующего характера руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

На основании подпункта 5.1 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867 «О некоторых вопросах Министерства сельского хозяйства и продовольствия», подпункта 2.7 и части третьей подпункта 2.9 пункта 2 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о премировании и выплатах стимулирующего характера руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Ломакину А.Л.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
28.06.2017 № 192

ИНСТРУКЦИЯ
о премировании и выплатах стимулирующего характера руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

1. Настоящей Инструкцией, разработанной на основании подпункта 2.7 и части третьей подпункта 2.9 пункта 2 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 29, 8/2761) и в соответствии с подпунктами 4.6 и 4.7 пункта 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867 «О некоторых вопросах Министерства сельского хозяйства и продовольствия» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 78, 5/34078), определяются условия премирования и условия единовременных выплат стимулирующего характера (далее – материальная помощь (единовременные выплаты) руководителям бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, (далее, если не указано иное, – бюджетные организации), подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод).

2. На премирование руководителей бюджетных организаций направляются:

  • бюджетные средства, предусмотренные в соответствии с законодательством Республики Беларусь на премирование работников;
  • средства экономии фонда оплаты труда;
  • средства, полученные от приносящей доходы деятельности (далее –внебюджетные средства), направляемые на материальное стимулирование работников в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

3. Премирование руководителей бюджетных организаций производится ежемесячно в пределах средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции. Размер премии максимальным размером не ограничивается.

4. Основанием снижения (лишения) размера премии руководителя бюджетной организации являются:

  • невыполнение поручений Министра сельского хозяйства и продовольствия – до 100 процентов;
  • нарушение законодательства об административных процедурах – до 100 процентов;
  • несоблюдение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины – до 100 процентов;
  • нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть работника – до 100 процентов;
  • необеспечение своевременной выплаты заработной платы – на 100 процентов;
  • необеспечение оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива –до 100 процентов;
  • невыполнение условий контракта – до 100 процентов;
  • привлечение руководителя бюджетной организации к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка – до 50 процентов;
  • иные основания, определенные актами законодательства – до 100 процентов.

В случае применения к руководителю бюджетной организации мер дисциплинарного взыскания размер начисленной премии за период, в котором было наложено дисциплинарное взыскание, уменьшается при объявлении:

  • замечания – на 30 процентов;
  • выговора – на 50 процентов.

Не производится выплата премии руководителю бюджетной организации из внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, при наличии просроченной задолженности бюджетной организации (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по уплате налогов, сборов (пошлин) в бюджеты государственных внебюджетных фондов, оплате за товары (работы, услуги).

Решение о снижении (лишении) размера премии руководителю бюджетной организации по одному или нескольким основаниям, с учетом предложений структурных подразделений Минсельхозпрода по форме согласно приложению 1 , принимается Министром сельского хозяйства и продовольствия, а при временном отсутствии Министра – заместителем Министра, курирующим вопросы этой бюджетной организации, в соответствии с распределение обязанностей между Министром и заместителями Министра сельского хозяйства и продовольствия (далее – курирующий заместитель Министра).

Премия руководителю бюджетной организации выплачивается за фактически отработанное время.

В случае прекращения контракта с руководителем бюджетной организации по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , 2 , 4 части второй статьи 35, статьей 41 , пунктами 1–4 , 6 статьи 44, пунктом 2 статьи 42 и пунктом 2 статьи 257 Трудового кодекса Республики Беларусь, ежемесячное премирование руководителя бюджетной организации осуществляется пропорционально отработанному им времени в месяце, за который осуществляется премирование.

При расторжении контракта с руководителем бюджетной организации по инициативе нанимателя в случаях, указанных в пунктах 3–5 , 7–9 статьи 42, пунктах 5 , 7 статьи 44, статье 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, премирование руководителя бюджетной организации не производится.

5. Руководителю бюджетной организации в пределах средств, определенных законодательством, по основаниям, предусмотренным коллективным договором (соглашением) либо локальным нормативным правовым актом, принятым в установленном законодательством порядке, в течение календарного года может выплачиваться материальная помощь (единовременные выплаты) в связи с:

  • юбилейной датой бюджетной организации, определенной в локальном нормативном правовом акте бюджетной организации;
  • профессиональным праздником;
  • юбилейной датой рождения руководителя бюджетной организации 50 и 60 лет;
  • праздничными днями – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин;
  • высокими достижениями в профессиональной деятельности;
  • признанием бюджетной организации победителем в республиканском соревновании (конкурсе), связанном с деятельностью организации;
  • активным участием в подготовке и проведении Международной специализированной выставке «БЕЛАГРО»;
  • увольнением руководителя бюджетной организации в связи с его выходом на пенсию.

Материальная помощь (единовременная выплата) руководителю бюджетной организации производится в размере, не превышающем оклада, по каждому основанию, указанному в части первой настоящего пункта.

6. Для определения конкретного размера премии руководителю бюджетной организации бюджетная организация не позднее 10 числа каждого месяца направляет в Минсельхозпрод ходатайство о премировании руководителя бюджетной организации в произвольной форме, подписанное руководителем бюджетной организации либо его заместителем, к которому прилагаются:

  • лист согласования с предложениями структурных подразделений Минсельхозпрода по форме согласно приложению 1 ;
  • информация о результатах работы бюджетной организации по форме согласно приложению 2 ;
  • расчет размера премии руководителю бюджетной организации (в процентах к окладу, с указанием источников премирования) по форме согласно приложению 3 .

Расчет конкретного размера премии руководителю бюджетной организации, составленный отделом труда и заработной платы главного управления экономики Минсельхозпрода с учетом предложений структурных подразделений Минсельхозпрода и завизированный курирующим заместителем Министра, представляется на утверждение Министру сельского хозяйства и продовольствия, а в период его временного отсутствия – Первому заместителю Министра сельского хозяйства и продовольствия.

7. Для согласования размера материальной помощи (единовременной выплаты) руководителю бюджетной организации, бюджетная организация направляет в Минсельхозпрод ходатайство о материальной помощи (единовременной выплате) в произвольной форме с указанием соответствующего события, являющегося основанием для ее выплаты, указанного в части первой пункта 5 настоящей Инструкции, не позднее чем за пять календарных дней до даты его наступления, подписанное руководителем бюджетной организации либо его заместителем.

Приложение 1
к Инструкции о премировании и выплатах
стимулирующего характера руководителям
бюджетных организаций и иных
организаций, получающих субсидии,
работники которых приравнены по оплате
труда к работникам бюджетных
организаций, подчиненных Министерству
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
с предложениями структурных подразделений Минсельхозпрода
о премировании руководителя бюджетной организации
за ____________20__г.
(период)

____________________________________________
(полное наименование организации)

Предложения о снижении (лишении) размера премии руководителю бюджетной организации, %

Основания снижения (лишения) размера премии руководителю бюджетной организации

1. Заместитель Министра

2. Начальник главного управления экономики 1

3. Начальник главного управления финансов

4. Начальник управления методологии бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения

5. Начальник главного управления растениеводства 2

6. Начальник главного управления интенсификации животноводства 3

7. Начальник главного управления по хлебопродуктам 4

8. Начальник главного управления технического прогресса и энергетики с Главгостехнадзором 5

9. Начальник главного управления образования, науки и кадров 6

10. Начальник управления ведомственного контроля

11. Начальник управления организационного обеспечения и делопроизводства

1 В том числе в отношении государственного учреждения «Республиканский нормативно-исследовательский центр».

  • государственных учреждений «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений»;
  • государственных сельскохозяйственных учреждений «Вилейская сортоиспытательная станция», «Горецкая сортоиспытательная станция», «Жировичская сортоиспытательная станция», «Кобринская сортоиспытательная станция», «Лепельская сортоиспытательная станция», «Лужеснянская сортоиспытательная станция», «Мозырская сортоиспытательная станция», «Молодечненская сортоиспытательная станция», «Несвижская сортоиспытательная станция», «Октябрьская сортоиспытательная станция», «Турская сортоиспытательная станция».

3 В отношении государственных учреждений «Центр информационных систем в животноводстве», «Белорусский государственный ветеринарный центр», «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте», «Ветеринарный надзор».

4 В отношении республиканского учреждения «Государственная хлебная инспекция».

5 В отношении государственного учреждения «Белорусская машиноиспытательная станция».

  • учреждений образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», «Белорусский государственный аграрный технический университет», «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины», «Гродненский государственный аграрный университет»;
  • государственных учреждений дополнительного образования взрослых «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства сельского хозяйства и продовольствия, «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов по хлебопродуктам»;
  • государственного учреждения «Учебно-методический центр Минсельхозпрода»;
  • учреждения образования «Государственный профессионально-технический колледж хлебопечения».

Приложение 2
к Инструкции о премировании и выплатах
стимулирующего характера руководителям
бюджетных организаций и иных
организаций, получающих субсидии,
работники которых приравнены по оплате
труда к работникам бюджетных
организаций, подчиненных Министерству
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИЯ
о результатах работы бюджетной организации
_________________________________________________
(полное наименование организации)

за ____________ 20__ г.
(период)

1. Нарушение законодательства об административных процедурах:

количество совершенных административных процедур, всего: _________, в том числе рассмотренных с нарушениями законодательства __________.

2. Наличие случаев несоблюдения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины: __________.

3. Нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть работника

За отчетный период

За соответствующий период прошлого года

Количество несчастных случаев на производстве, всего

в том числе со смертельным исходом

3. Наличие просроченной задолженности по выплате заработной платы с начала года за ___________ месяцев: ____________ тыс. рублей.

Количество случаев несвоевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной организации в течение отчетного периода в сроки, предусмотренные коллективным договором: ___________.

4. Наличие просроченной задолженности по платежам за потребленные энергоресурсы за период с начала года ________ тыс. руб.

5. Количество случаев привлечения руководителя бюджетной организации к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, всего: __________, в том числе:

замечания ________________;
(дата, № приказа)

выговора ________________.
(дата, № приказа)

6. Количество случаев невыполнения условий контракта (с указанием пунктов контракта): ____________.

7. Наличие просроченной кредиторской задолженности (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по уплате:

налогов, сборов (пошлин) ___________ тыс. руб.;

в бюджеты государственных внебюджетных фондов ________ тыс. руб.;

за товары (работы, услуги) ____________ тыс. руб.

8. Среднемесячная заработная плата (нарастающим итогом) по бюджетной организации, определенная для исчисления коэффициента соотношения:

Средний заработок и выплата премии: изучите на 6 примерах

Премия относится к стимулирующим выплатам, которые включаются в расчет среднего заработка. Легко сказать, но не просто выполнить. Зависит ли порядок учета таких выплат в этом расчете от их периодичности? Влияет ли на размер включаемых выплат количество месяцев, входящих в расчетный период? Примеров в материале много. Все они очень наглядные. Изучайте.

Какие бывают премии

С учетом периодичности стимулирующие выплаты могут быть:

– регулярные (ежемесячные, ежеквартальные);

– по итогам работы за год, за выслугу лет (стаж работы).

Премия должна быть связана с результатами работы

Средний заработок определяют при расчете:

– отпускных и компенсаций за неиспользованные дни отпуска;

– выплат за дни выполнения государственных и общественных обязанностей, дни командировок, донорства и в других случаях по законодательству;

Премию включают в расчет среднего заработка, если она:

– поименована в перечне выплат, учитываемых в расчете среднего заработка * .
__________________________
* Установлен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47).

Пример 1. Какие выплаты не включаются в расчет среднего заработка

Работнику исчисляется средний заработок за время отпуска. В периоде, за который он рассчитывается, работнику начислялись:

– премия по результатам работы за квартал;

– вознаграждение к Новому году.

Вознаграждение к Новому году не включается в расчет, так как оно не связано с выполнением трудовых функций. Вознаграждения к праздникам указаны в подп. 5.6 п. 5 перечня выплат, неучитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Инструкции № 47).

Важно! В расчет среднего заработка согласно Инструкции № 47 не включают также:

– вознаграждения к юбилейным датам, торжественным событиям (включая стоимость подарков и материальную помощь);

– единовременную выплату на оздоровление при предоставлении трудового отпуска (исключение – выплата единовременного пособия на оздоровление работникам государственных органов);

– премии либо вознаграждения работникам – победителям в соревнованиях, связанных с производственной деятельностью организации и проводимых на республиканском, областном, городском и отраслевом уровнях.

В расчет среднего заработка не включаются (подп. 5.34 п. 5 приложения к Инструкции № 47):

– выплаты, на которые работник не утрачивает право за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с получением образования) отпусков;

– выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Пример 2. Вознаграждение за стаж работы выплачивается регулярно (ежемесячно)

В организации Положением о премировании предусмотрена выплата ежемесячного вознаграждения за стаж работы – 10 % от тарифной ставки (оклада) при стаже работы более 5 лет.

Поскольку работник не утрачивает право на получение вознаграждения и за время отпуска, то оно в расчет среднего заработка не включается. Таким образом исключается «двойное» начисление указанных сумм работнику.

Премия выплачивается раз в году

Премии, которые выплачиваются раз в году, вознаграждения по результатам годовой работы, за выслугу лет и другие единовременные выплаты по результатам работы за год включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету. При расчете среднего заработка |*| такие выплаты учитываются в полном размере, если в расчет попали 12 месяцев. В иных случаях они учитываются в расчете среднего заработка пропорционально количеству месяцев, принятому для его исчисления.

Пример 3. Премия включается в расчет пропорционально количеству месяцев расчетного периода

Работнику предоставлен трудовой отпуск с 1 августа 2016 г. Средний заработок рассчитывается за период с 1 августа 2015 г. по 31 июля 2016 г. В феврале 2016 г. работник болел. Такой месяц исключен из расчета. Работнику начислялись премии:

– в марте 2016 г. – по результатам работы за год (4 000 000 неденоминированных руб.);

– в июле – за выполнение особо важных работ (200 руб.).

В расчет отпускных включаются:

– премия по результатам работы за год – 366,67 руб. (4 000 000 / 10 000 / 12 × 11) (в расчете одновременно произведена деноминация выплаченной премии);

– премия за выполнение особо важной работы – 200 руб.

Из двух выплат можно учесть только одну

Если в расчетном периоде выплачены 2 аналогичных годовых вознаграждения, то для расчета среднего заработка принимается последняя выплата в учитываемом периоде (п. 18 Инструкции № 47).

Пример 4. Выплата двух аналогичных годовых вознаграждений

Работнику предоставлен отпуск в августе 2016 г. В расчетном периоде начислены 2 вознаграждения по итогам работы за год:

– в сентябре 2015 г. – по итогам работы за 2014 г.;

– в марте 2016 г. – по итогам работы за 2015 г.

В расчет среднего заработка включается вознаграждение по итогам работы за 2015 г.

Если вознаграждение по результатам работы за год выплачивалось по частям в расчетном периоде, то в расчет включаются все части, так как в сумме они являются одним вознаграждением.

Пример 5. Выплата годового вознаграждения частями

В 12-месячном периоде, принимаемом для исчисления среднего заработка (июль 2015 г. – июнь 2016 г.), работнику начислялись:

– в июле 2015 г. – вторая (последняя) часть вознаграждения по итогам работы за 2014 г.;

– в феврале 2016 г. – первая часть вознаграждения по итогам работы за 2015 г.;

– в апреле 2016 г. – вторая часть вознаграждения по итогам работы за 2015 г.

Третью часть вознаграждения по итогам работы за 2015 г. планируется выплатить в июле 2016 г.

В расчете среднего заработка учитываются только первая и вторая части вознаграждения по итогам 2015 г., так как они относятся к последнему периоду, за который выплачивается вознаграждение, и фактически прошли по лицевому счету в 12-месячном периоде (см. схему 1).


Премии и расчет среднего заработка при направлении в командировку

Периодичность выплат стимулирующего характера влияет на порядок включения их в расчет среднего заработка, сохраняемого работнику в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Ежемесячные и единовременные премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно лицевому счету, и учитываются пропорционально отработанному времени в этом месяце (п. 28 Инструкции № 47).

Пример 6. Порядок включения в расчет ежемесячной премии с учетом отработанного времени

По приказу нанимателя в августе 2016 г. работник направлен в служебную командировку. За время командировки ему сохраняется средний заработок, рассчитываемый за июнь – июль 2016 г. В мае работник отработал все рабочие дни по графику (20 дней), в июне – все рабочие дни по графику (22 дня), в июле – 15 рабочих дней из планируемых 21.

В Положении о премировании в организации предусмотрены:

а) выплата ежемесячной премии по результатам работы в сумме 150 руб. пропорционально отработанному в прошлом месяце времени;

б) выплата ежемесячно премии по результатам работы в сумме 150 руб. пропорционально отработанному в этом месяце времени.

Порядок включения премий представим на схеме 2.


Выплаты за год в целом (вознаграждение по итогам годовой работы, за выслугу лет, пособие на оздоровление работникам государственных органов и другие единовременные выплаты по результатам работы за год) учитываются в составе среднемесячного заработка каждого месяца в размере 1/12 общей суммы.

Выплаты за полугодие или за 3 месяца (краткосрочные бонусы, квартальные, полугодовые премии и др.) учитываются в составе среднемесячного заработка каждого месяца в размере соответственно 1/6 или 1/3 общей суммы. При исчислении среднего заработка за 2 месяца сумма данных выплат учитывается в этих месяцах пропорционально отработанному времени (п. 28 Инструкции № 47).

Указанные выплаты учитываются при исчислении среднего заработка в месяцах в течение года (6, 3 месяцев) начиная с месяца, на который они приходятся по лицевому счету. Для расчета среднего заработка принимается последняя произведенная выплата (п. 28 Инструкции № 47).

Таким образом, премии по итогам работы за год, полугодие, квартал включаются в заработок каждого месяца, включаемого в расчет, в размере 1/12, 1/6, 1/3 начисленной суммы в течение соответственно 12, 6 или 3 месяцев. Отсчет нужно начинать с месяца начисления этих выплат.

Пример 7. Включаем годовое вознаграждение и квартальную премию в расчет среднего заработка за время командировки

В августе 2016 г. работнику организации рассчитывается средний заработок за время служебной командировки |*|. В расчетный период вошли июнь и июль 2016 г. Месячная норма рабочего времени работника в июне 2016 г. – 22 дня, в июле – 21 день. Работник отработал в июне 15 дней, в июле – 19. В марте 2016 г. ему выплачено вознаграждение по итогам работы за 2015 г. в сумме 1 200 руб. (суммы указаны в деноминированных рублях), а в мае 2016 г. – премия по итогам работы за I квартал 2016 г. в размере 150 руб.

В расчет среднего заработка указанные выплаты включаются так:

– 1/12 от общей суммы вознаграждения по итогам работы за 2015 г., выплаченного в марте 2016 г. (1 200 руб. / 12 = 100 руб.);

– 1/3 от общей суммы премии по итогам работы за I квартал 2016 г., выплаченной в мае 2016 г. (150 руб. / 3 = 50 руб.).

Суммы выплат, включаемые в расчет, составляют:

– в июне 2016 г. – 102,27 руб. ((100 руб. + 50 руб.) / 22 × 15);

– в июле 2016 г. – 135,71 руб. ((100 руб. + 50 руб.) / 21 × 19).

Ежемесячное премирование работников, как и основная заработная плата, относится к выплатам, составляющим вознаграждение за труд. Расскажем, как правильно его обосновать и начислить, кроме того, поговорим об отражении ежемесячной премии в бухгалтерском и налоговом учете.

Законодательная база

Статьей 129 (ч. 1) ТК РФ законодатель утверждает, что премия, в том числе и ежемесячная, является частью оплаты труда работника, выплатой, стимулирующей, поощряющей труд.
Премия, однако, не является обязательной выплатой, т.е. у работодателя отсутствует обязанность выплачивать ее членам трудового коллектива. Однако это не означает, что администрация может произвольно выдавать ежемесячные премии и лишать этих выплат.

Если премия упомянута в коллективном договоре, в трудовом соглашении, в ЛНА (например, «Положение о премировании») как обязательная к выплате каждый месяц, администрация обязана ее начислять и выплачивать.

Примечательно, что Минтруд считает возможным установление основной заработной платы меньше МРОТ, если стимулирующая выплата в сумме с основной не ниже МРОТ за месяц (письмо №14-О/10/В-4085 от 5/06/18 г.).

Из анализа законодательства следует, что ежемесячная премия, если она закреплена во внутренних нормативных актах фирмы, должна выплачиваться в обязательном порядке, так же как и заработная плата. Исключением может служить грубое нарушение работником трудовой дисциплины, однако такой проступок должен быть зафиксирован документально. В противном случае у работника есть основания обратиться в суд по поводу нарушения его прав. К тому же некоторые судьи считают, что выплата премии может быть приравнена к индексации оплаты труда (опред-е ВС РФ №18-КГ17-10 от 24/04/17 г.). Игнорировать же индексацию оплаты труда работодателю рискованно – это нарушение ст. 134 ТК РФ.

Если в ЛНА ежемесячная премия упоминается не как часть обязательной системы оплаты за труд, а связана формулировкой документа непосредственно с экономическими показателями, она может не выплачиваться. Причиной может стать неэффективная работа коллектива.

Выплата ежемесячной премии или лишение отдельных сотрудников (всего коллектива) указанной выплаты, таким образом, может зависеть от:

  • формулировок ЛНА, колдоговора, трудового договора;
  • показателей работы фирмы;
  • показателей работы отдельного сотрудника.

На практике чаще всего ежемесячная премия устанавливается как часть трудовых выплат и выдается регулярно. Ее учитывают, в том числе, и при выдаче увольнительных сумм. Внесение в ЛНА положения о лишении работника, уволившегося по собственному желанию, ежемесячной премии, незаконно: оно ухудшает положение гражданина, по сравнению с другими, такими же, работниками (опред.-е №33-1945/2018 от 20/02/18 г. Нижегородского облсуда).

На заметку! Ежемесячная премия может быть больше основной заработной платы (оклада). Это не противоречит действующему законодательству.

Оформление, начисление и выплата

ВАЖНО! Образец приказа о снижении премии работнику от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Порядок начисления ежемесячной «добавки» к основному окладу должен быть прописан в ЛНА детально. Премия может выражаться:

  • в фиксированной сумме;
  • в процентах к основной зарплате.

Такую выплату можно на законных основаниях учесть в расчетах по налогу на прибыль (ст. 255-2 НК РФ), при условии что она правильно оформлена.

Положение о премировании или другой аналогичный ЛНА обязательно должен содержать:

  • четкие основания для премирования (если выплата связана с финансовыми показателями, указать их);
  • источники премирования (премии из чистой прибыли и других источников, согласно ст. 270 НК РФ п. 1, 22, включать нельзя);
  • формулу расчета и размер премии.

Обоснованием начисления сумм и их выплат является приказ руководителя о премировании (по ф. Т-11А или по разработанной в организации форме). Если премия включена в общую систему трудовых выплат, выдается каждый месяц, подпись работников об ознакомлении с документом не нужна – они должны быть ознакомлены с практикой премирования в организации при приеме на работу.

Выплачивается ежемесячная премия по тому же алгоритму, что и основная заработная плата: наличными из кассы либо на счет работника в банке.

Вопрос: Незаконно уволенного работника впоследствии восстановили на работе по решению суда. Как определить сумму выплат работнику, принимаемую для расчета среднего дневного заработка за время вынужденного прогула, если в указанный период в организации произошло повышение окладов на 10%? Кроме того, в расчетном периоде работнику выплачивались ежемесячные премии в размере от 10 до 30% от оклада в зависимости от достигнутых результатов и фактически отработанного в месяце времени.
Посмотреть ответ

Бухгалтерский и налоговый учет

О возможности включения в расчеты по прибыли ежемесячных премий мы уже говорили выше: если они входят в оплату труда, отражены и обоснованы в ЛНА, проблем с налоговой не будет. По поводу премий уволенным сотрудникам мнение Минфина следующее: если в ЛНА прописана возможность выплаты премий уволенному после расторжения трудового договора, но за период, когда он еще числился в организации, включать в расходы по прибыли эти суммы можно (письмо №03 03 06/2/63703 06/09/18 г. и др).

Расходы при методе начисления признаются в месяце начисления, а при кассовом – в момент выплаты (письмо Минфина №03 03 06/3/40354 от 27/06/17 г.).

Премия – это доход работника, облагаемый НДФЛ. При выплате ежемесячной премии датой фактического получения дохода чиновники определили последний день месяца (Минфин, письмо №03 04 06/62848 от 03/09/18 г.), за который она начислялась. С учетом этого премию отражают в форме 6-НДФЛ.

В бухгалтерском учете премия, входящая в ежемесячные выплаты за труд, начисляется проводкой Д 20 (25, 26, 44 и др.) К 70, в зависимости от принятой в организации учетной политики. Закрывается счет 70 на счета 50, 51 – в соответствии со способом выплат (наличным или безналичным).

Основные документы, применяемые при премировании большинства работников бюджетной сферы до 2020 г. и с 1 января 2020 г., представлены в табл. 1.

Основные нормативные документы, применяемые при премировании большинства работников бюджетной сферы

Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.1999 № 770 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – Указ № 770)

Указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, предусматривающие выделение из бюджета средств на премирование работников отдельных бюджетных организаций (учреждений высшего образования и др.)

Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 «О внебюджетных средствах бюджетных организаций» (далее – Положение № 641)

Постановление Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 6)

Перечень дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, на которые начисляются премии работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 05.02.2002 № 13 (далее – Перечень № 13; постановление № 13)

Постановления Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, определяющие оплату труда работников отдельных бюджетных организаций, в т.ч. их премирование

Постановления, инструкции отраслевых государственных органов по вопросам премирования, исчисления экономии по фонду оплаты труда и т.п.

Положение о премировании работников, утвержденное руководителем бюджетной организации

С 1 января 2020 г.

Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ № 27)

Инструкции, разъяснения Минфина, Минтруда и соцзащиты, государственных органов сферы (области деятельности) бюджетных организаций

Положение о премировании работников, утвержденное руководителем бюджетной организации

До 1 января 2020 г. основными документами, регламентирующими выделение средств на премирование работников большинства бюджетных организаций, были Указ № 770 и постановление № 6.

Руководителям бюджетных организаций предоставлялось право в пределах фонда заработной платы производить премирование работников, направляя на эти цели выделенные из бюджета средства в размере 20 % планового фонда заработной платы и экономию средств, предусмотренных на оплату труда (если иное не было предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности организации) (п. 1 Указа № 770; абз. 1 подп. 2.9 п. 2 приложения 1 к постановлению № 6).

С 1 января 2020 г. на выплату премий работникам бюджетных организаций направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, в размере 5 % от суммы окладов работников (п. 3 Указа № 27).

Новшества 2020 года

Среди основных новшеств 2020 г. в первую очередь выделим два:

– изменение размера средств, выделяемых из бюджета и направляемых на премирование работников;

– изменение базовой основы для расчета объема средств на премирование работников бюджетной организации (см. табл. 2).

Средства на премирование работников бюджетных организаций

Размер средств, выделяемых из бюджета и направляемых на премирование

Принцип расчета средств на премирование работников бюджетной организации

20 % планового фонда заработной платы (ПФЗП) и экономия средств на оплату труда

Плановый премиальный фонд = ПФЗП x 20 % + экономия средств на оплату труда

С 1 января 2020 г.

5 % суммы окладов работников

Средства на премирование за расчетный период = Сумма окладов работников за расчетный период x 5 %

Важно! На премирование работников бюджетных организаций, содержащихся за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации, также направляются средства в размере 5 % от суммы их окладов (п. 2 Инструкции № 13).

Инструкция о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 (далее – Инструкция № 13).

условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования (п. 2 Инструкции № 13).

Кроме того, внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, могут быть использованы для дополнительного премирования работников (абз. 4 п. 25 Положения № 641). Данная премия размерами не ограничивается.

Важное изменение! С 2020 г. средства, сэкономленные по фонду оплаты труда (например, за счет наличия вакансий, периодов временной нетрудоспособности, социальных отпусков и др.), на выплату премии направлять нельзя. Средства, сэкономленные по фонду оплаты труда, могут направляться только на стимулирующие и компенсирующие выплаты (надбавки, доплаты), размер которых в соответствии с законодательством определяет руководитель бюджетной организации.

Конкретные размеры премий работников из всех источников (бюджетные и внебюджетные средства) определяются на основании положений в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы. В общем случае такой размер не ограничен. При этом следует учитывать ограничение размера средств на эти цели.

Обратите внимание! С 2020 г. не применяется ранее централизованно установленный перечень выплат, на которые начисляется премия (Перечень № 13). При этом размер средств на премирование определяется только от окладов работников.

Так, например, согласно постановлению № 13 и Перечню № 13 до 2020 г. премия работникам бюджетных организаций начислялась на оклад и доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, а также на ряд надбавок.

Если в бюджетной организации с 2020 г. премия начисляется в процентах на фактически начисленные в расчетном периоде оклад и отдельные компенсирующие доплаты, стимулирующие надбавки, то в положении о премировании данной организации должен быть определен перечень выплат, на которые начисляется премия.

Положения о премировании

Размеры, порядок и условия выплаты премий разрабатываются бюджетными организациями самостоятельно с учетом вида деятельности и отраслевой специфики и закрепляются в соответствующих положениях, утверждаемых руководителями этих организаций (п. 3 Указа № 27).

Положение о премировании работников организации –основополагающий документ, регулирующий порядок и условия выплаты премии в каждой организации (учреждении).

В Положениях о премировании определяются показатели, условия премирования и размеры премий работников, источники финансирования (бюджетные и внебюджетные средства) и т.д. Кроме того, полагаем, что в них должны быть отражены общие подходы к премированию (например, в части назначения премий работникам, проработавшим неполный месяц (квартал), и с учетом причин (увольнение по собственному желанию, перевод на другую работу, призыв на военную службу, поступление на учебу в учебное заведение, уход на пенсию, увольнение по сокращению штатов и др.)).

Читайте также: