Как начисляется зарплата в бюджетных учреждениях

Опубликовано: 17.09.2024

На актуальные вопросы по внедрению новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях отвечает Александр Львович САФОНОВ, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Основная цель внедренной реформы — сделать систему оплаты труда наиболее адекватной современным веяниям в системе управления.

В первую очередь эта «адекватность» заключается во взаимосвязи между заработной платой и конкретным результатом деятельности каждого работника и в целом учреждения. Это мероприятия государства для использования кадровых ресурсов более эффективно и результативно.

Единственный способ развиваться — повышать качество услуг бюджетной сферы.

А потому ориентированность реформы — это заинтересованность руководителей учреждений в качественной работе персонала и соответствующей оплате его труда. Ведь зарплата руководителя формируется в прямой зависимости от зарплаты основного персонала.

Может ли финансовый кризис отразиться на внедрении новых систем оплаты труда?

Самые предсказуемые и гарантированные расходы в бюджетной сфере — это те, что запланированы для каждого учреждения по бюджетной смете.
И то, что запланировано в бюджете на оплату труда, — будет выплачено.

Причем бюджет утвержден не только на 2009 год, но и на плановые 2010–2011 годы. И уменьшения финансирования не предвидится.
Кризис может повлиять на процесс внедрения новых систем оплаты труда с другой стороны — со стороны оказания платных услуг, которые в большей степени зависят от ситуации на рынке.

В полном ли объеме, как планировалось, регионы переходят на новые системы оплаты труда в 2009 году?

В любом случае кризисная ситуация вносит свои коррективы как в исполнение федерального бюджета, так и на региональном уровне.

И нужно учитывать, что некоторые регионы раньше остальных перешли на новые системы и получили на это определенные средства авансом. Поэтому теперь они будут получать финансирование с учетом ранее выданных средств. А значит, увеличение фонда оплаты труда может быть ниже, чем на 30 процентов, в отличие от федерального уровня.

Опираясь на рекомендации по системам оплаты труда, разработанные Минздравсоцразвития России по согласованию с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, регионы могут выбрать для себя оптимальную схему с учетом своих особенностей. И отталкиваясь от того, есть у них для повышения оплаты труда дополнительный ресурс или нет.

Подчеркну, что в любом случае и на региональном уровне будет учитываться главная задача — эффективное использование труда в бюджетной сфере.

Зарплата будет состоять из трех составляющих: оклад, доплаты за особые условия труда и стимулирующие выплаты. Причем в назначении последних большие полномочия переданы руководителям учреждений. Есть ли инструменты, которые позволят избежать субъективности в этом вопросе?

Да, я считаю, что новые системы позволят избежать субъективных оценок работы персонала у руководителей.

Ведь, во-первых, зарплата руководителя взаимосвязана напрямую с зарплатой всего основного персонала, а не отдель-ных работников. Во-вторых, теперь установлены показатели эффективности работы учреждения в целом. Их определяет и оценивает главный распорядитель средств бюджета, которому подведомственно учреждение. И доход руководителя во многом будет зависеть от того, насколько выполняются эти показатели. Ведь при отрицательном результате руководитель будет сам лишен премий.

Таким образом, руководитель заинтересован в качественной работе персонала. И ему будет интересно и важно стимулировать именно тех работников, которые увеличивают эффективность работы учреждения посредством ответственного и качественного выполнения своих должностных обязанностей. Причем эта взаимосвязь указывается в договоре с руководителем, чтобы он понимал, что несет прямую ответственность за качество услуг, оказываемых его учреждением.

И, в-третьих, собственные положения по оплате труда разрабатываются каждым учреждением. Но прежде чем принять такое положение, руководитель должен пройти публичную апробацию нового положения в рабочем коллективе и согласовать новшества с представительным органом трудового коллектива. Невыполнение этого требования является нарушением трудового законодательства.

Какими могут быть показатели эффективности работы учреждения?

На самом деле они довольно сильно дифференцированы. Ведь у каждой сферы деятельности (в образовании, здравоохранении и т. д.) существуют свои особенности и своя нацеленность. Так, показателем эффективности работы института может быть какое-либо выборочное тестирование студентов определенного курса, которое покажет, насколько верно учащиеся усвоили определенный курс. Это будет в определенном смысле характеризовать качество оказываемых образовательных услуг.

В первую очередь при установке таких показателей должна учитываться ориентированность на уставную деятельность. Во вторую — следует рассматривать, какие показатели могут характеризовать работу конкретного учреждения в зависимости от принадлежности к отрасли и вида услуг.
Еще одно требование к показателям — возможность быстро и полноценно оценить с их помощью эффективность работы.

Разумность и достаточность — то, на что ориентированы учреждения при определении своих показателей качества. В итоге это должны быть порядка 10 характеристик, которые поделены на показатели, связанные:

— с основной деятельностью учреждения;
— с финансово-экономической деятельностью учреждения (то есть важно, насколько оптимально расходовались бюджетные средства);
— кадровое обеспечение высококвалифицированными специалистами.

А сама процедура заключается во взаимодействии двух сторон: руководитель должен отчитаться, а распорядитель средств оценить, насколько данные отчета соответствуют действительности.

С одной стороны, оценка показателей эффективности — это гарантия для людей, пользующихся услугами бюджетной сферы (и руководитель, и работники учреждения будут стараться повысить качественный уровень своего труда, зная, что от этого зависит их доход). С другой стороны, оценка таких показателей — это гарантия и учреждения, которое, выполнив эффективно свою работу, может потребовать соответствующее поощрение за нее.

Зарплата руководителя ставится в зависимость от средней зарплаты основного персонала. При этом штатное расписание руководитель вправе устанавливать самостоятельно. Средства же учреждения на оплату труда ограничены определенным объемом финансирования. Не станет ли это причиной тому, что руководителю удобнее будет уволить часть работников, чтобы повысить зарплату меньшему количеству людей (тем самым увеличить среднюю зарплату, от которой отталкивается расчет его собственной)?

Для охраны интересов работников от подобных действий существует целая система защиты их прав. Уволенный по незаконным основаниям может обратиться в трудовую инспекцию. Также он может оформить жалобу в профсоюз или в конечном итоге обратиться в суд.

Кроме того, приняв решение расторгнуть с работником трудовой договор, работодатель обязан предупредить его об этом за два месяца, а затем выплатить ему выходное пособие и содержание на период трудоустройства. Поэтому подобное решение повлечет весомые расходы, что вряд ли будет для учреждения удобным.

Также работодатель, принимая подобное решение, должен понимать, выиграет ли он, уменьшив численность. А именно: смогут ли оставшиеся работники гарантировать необходимый уровень качества работы. Ведь от показателей эффективности учреждения, как я уже говорил, будет зависеть доход руководителя. А потому, я уверен, уменьшение численности работников будет рассматриваться только с точки зрения рационализации производственного процесса.

Из чего будут складываться стимулирующие выплаты, от чего будет зависеть их размер?

Сначала замечу, что, планируя бюджет на соответствующий год, учреждение должно предусмотреть заранее средства и на стимулирующие выплаты. Они должны обеспечиваться как за счет бюджетных средств, так и за счет средств от приносящей доход деятельности.

Такие выплаты нацелены на обеспечение заинтересованности работников в результате своего труда.

То есть если хирург выполнил большее количество качест-венных операций (одним из показателей эффективности работы медучреждения будет, в частности, отсутствие послеоперационных осложнений у больных), то ему руководитель назначит премию.

Аналогично, если работник культуры организовал больше выставок и привлек большее число посетителей — ему тоже полагаются подобные выплаты и т. д.
То есть в каждом конкретном бюджетном учреждении стимулирующие выплаты будут привязаны к каким-то специфическим характеристикам, свойственным для соответствующей деятельности или отрасли.

Теперь возможны новые по сравнению с ранее действующим порядком основания для подобных надбавок. Так, например, в области культуры и искусства будут выплачиваться стимулирующие надбавки за кандидатскую и докторскую степень (ранее она предусматривалась только в сфере науки и образования), а также за выслугу лет.

Еще раз особо подчеркну, что новые правила требуют предусматривать стимулирующие выплаты и за счет бюджетных средств, чего не было ранее.
Замечу, что выплата премий и других стимулирующих выплат не должна быть разовым решением руководителя. Возможность получения таких выплат и основания для их назначения должны быть прописаны в каждом конкретном договоре, заключаемом с работником.

Нет ли опасения, что часть работников откажется перейти на новую систему?

Напротив, мы ожидаем притока высококвалифицированных специалистов, которые понимают, что качество их работы будет по достоинству оценено.
При этом, замечу, будет проводиться серьезный конкурс на вакантные рабочие места, чтобы заранее отсеивать специалистов с недостаточными профессиональными навыками.

На данный момент сообщений о том, что кто-то отказался от работы по новой системе, нет. Хотя, безусловно, право каждого работника сохранить старые условия труда есть — это предусматривает трудовое законодательство. Таким образом, по соглашению сторон какие-то новые условия могут не включаться в трудовой договор.

Минздравсоцразвития России и другие распорядители бюджетных средств будут контролировать процесс перехода на новые системы оплаты труда и следить за цифрами увольнений. И, разумеется, если они окажутся для какого-то учреждения подозрительно большими, будет проводиться расследование о причинах этого.

Если какой-то работник будет не удовлетворен новыми условиями труда и его оплаты, куда он может обратиться для защиты своих интересов?

В такой ситуации работник может обратиться:

— в трехстороннюю трудовую комиссию;
— в профсоюзную организацию;
— в вышестоящий орган, которому подведомственно учреждение-работодатель;
— в Минздравсоцразвития России;
— в судебные органы.

Жукунова А. Л.

Индексация зарплаты госслужащим, компенсация за задержку выплат, выдача зарплаты из кассы, оплата простоя и персональные данные работников. Как учесть правильно?

Индексация зарплаты госслужащим. Как найти приказ?

Вопрос: с 1 октября 2019 года в Свердловской области индексировали зарплату госслужащим. Не могу найти ни одного приказа о проведении индексации зарплаты сотрудникам ГБУ Свердловской области, хотя на словах пишут об «обязательной ежегодной индексации зарплат бюджетников».

Ответ: за приказами нужно обращаться к учредителю по своей ведомственной принадлежности. Для Свердловской области, например, приняты:

  • Указ Губернатора Свердловской области от 02.09.2019 № 429-УГ «Об увеличении (индексации) размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Свердловской области». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области.
  • Приказ Департамента информационной политики Свердловской области от 11.09.2019 № 118 «Об увеличении (индексации) размеров должностных окладов руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений Свердловской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области».

Порядок индексации зарплаты бюджетников

Обратимся к Трудовому кодексу. В статье 134 установлено: «государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения осуществляют индексацию оплаты труда в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

  • По работникам государственных учреждений субъектов РФ и государственных гражданских служащих субъектов РФ решение об индексации заработной платы или денежного содержания принимают органы власти регионов.
  • По работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих — местные органы власти.

В законодательном акте органа власти должно быть указано, какая часть заработной платы индексируется. Как правило, это оклад.

Вывод: за документом о ежегодной индексации обратитесь к учредителю.

Компенсация за задержку зарплаты. Платить?

Вопрос: обязано ли казенное учреждение в учете показывать начисления компенсации за задержку зарплаты, если отсутствуют лимиты бюджетных обязательств и ассигнования по КОСГУ 296 КВР 853.

Ответ: да, обязано (ст. 236 ТК РФ).

Обязанность выплатить компенсацию не зависит от того, виновен работодатель в задержке зарплаты или нет, есть лимиты или нет. Если работодатель нарушил сроки выплаты заработной платы, отпускных или других сумм, он обязан выплатить их работнику с процентами (денежной компенсацией). Даже если задержал выплату на один день.

Вывод: выплачивайте зарплату вовремя, если задержали выплату хотя бы на один день — выплачивайте компенсацию за задержку.

Выплата зарплаты из кассы учреждения. Что оформить?

Вопрос: какой документ необходимо оформить при выплате заработной платы из кассы учреждения одному работнику? РКО или ведомость ОКУД 0301011? Является ли нарушением, если ведомость составлена на одного работника?

Ответ: начисления заработной платы работникам учреждения, а также налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, и иных сумм удержаний отражаются в документах ( Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н) :

  • расчетно-платежной ведомости ф. 0504401;
  • расчетной ведомости ф. 0504402.

Если разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск, при увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производят по платежной ведомости (ф. 0504403), расходному кассовому ордеру.

Можно составить ведомость на одного работника — это не будет нарушением.

Расчетно-платежные ведомости запросили по «электронке». Законно?

Вопрос: мы автономное учреждение — детский сад. Управление образования запросило расчетно-платежные ведомости по сотрудникам, причем запрос был просто письмом на электронную почту. Законно ли это? Обязаны ли мы представить эти документы? Не является ли это нарушением закона 152-ФЗ?

Ответ: работодатель не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам. В ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д.

Сведения о заработной плате относятся к сведениям о персональных данных.

Роскомнадзор в Письме от 07.02.2014 № 08КМ-3681 «О передаче работодателем третьим лицам сведений о заработной плате работников» отвечал на подобный вопрос: «…сведения о заработной плате лица являются информацией, содержащей персональные данные субъекта, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Вывод: в законе нет нормы, где установлено право учредителя запросить расчетно-платежные ведомости. Если поступил запрос, можно ответить, что не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам.

В казенном учреждении ремонт. Как оплатить простой?

Вопрос: как оплачивать время простоя и какой документ нужен для оплаты в казенном учреждении водителю (оклад), автомобиль которого находится на ремонте? Выплатить по среднему заработку или оклад?

Ответ: работодателю нужно исходить из причин, которые вызвали необходимость ремонта (Письмо Минтруда России от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заработная плата в бюджетном учреждении начисляется по различным источникам финансового обеспечения, в том числе и по КФО "2". Выплата осуществляется за счет КФО "2" с последующим восстановлением потраченных средств.
Возможна ли выдача заработной платы из кассы бюджетного учреждения из доходов от оказания платных услуг (предпринимательской деятельности), минуя лицевой счет?
Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каких-либо особенностей или ограничений для бюджетных учреждений в отношении выплаты заработной платы из кассы за счет поступивших в рамках приносящей доход деятельности денежных средств без внесения их на лицевой счет не установлено.
Заимствование и последующее восстановление денежных средств между видами финансового обеспечения отражается в бухгалтерском учете с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

Обоснование вывода:
Выручка от реализации бюджетным учреждением товаров, работ, услуг не рассматривается в качестве доходов бюджета, а является источником формирования имущества бюджетного учреждения (ст.ст. 123.22, 296, 298 ГК РФ; ст.ст. 9.2, 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В соответствии с п. 2 Указаний Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" наличные денежные средства из кассы, образовавшиеся за счет выручки, разрешено расходовать, в том числе, на выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера.
Однако при накоплении наличных денежных средств в кассе учреждения необходимо помнить про установленный лимит (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, далее - Указания N 3210-У). При этом накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера в порядке абзаца 8 п. 2 Указаний N 3210-У.
Таким образом, каких-либо особенностей или ограничений для бюджетных учреждений в отношении выплаты заработной платы из кассы за счет поступивших в рамках приносящей доход деятельности денежных средств без внесения их на лицевой счет не установлено. Бюджетные учреждения вправе расходовать на выплату заработной платы денежные средства, полученные в кассу учреждения в рамках приносящей доход деятельности, с учетом ограничений, установленных Указаниями N 3210-У (смотрите также ответ 4, Ответы на вопросы, поступившие от финансовых органов по субъектам Российской Федерации к Всероссийскому совещанию в г. Геленджике (3-8 сентября 2012 г.), материал Энциклопедии решений "Использование денежных средств, полученных в кассу по приносящей доход деятельности, без внесения на лицевой счет (для госсектора)").
Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Начисление доходов от оказания платных услуг, их поступление в кассу и выдача из кассы заработной платы осуществляются в порядке п.п. 93, 94, 85 Инструкции N 174н соответственно. При выплате заработной платы, начисленной в рамках приносящей доход деятельности, за счет денежных средств, полученных в кассу также в рамках приносящей доход деятельности, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
1. Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 131
- начислены доходы от оказания платных услуг;
2. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 205 31 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000
- отражено поступление доходов от оказания платных услуг в кассу учреждения;
3. Дебет 2 302 11 830 Кредит 2 201 34 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (111 КВР, 211 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000
- отражена выдача заработной платы из кассы учреждения.
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Руководитель учреждения вправе принимать решение о направлении денежных средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, в пределах их остатка в кассе учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иных видов деятельности.
Данный вывод в полной мере согласуется с положениями п.п. 84, 85 Инструкции N 174н, содержащих бухгалтерские записи с применением счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" для отражения увеличения (уменьшения) остатка средств по соответствующему виду финансового обеспечения при привлечении (восстановлении) учреждением наличных денег в пределах остатка в кассе в целях исполнения обязательств, принятых за счет иного источника финансового обеспечения.
В дальнейшем учреждение в обычном порядке снимает деньги с лицевого счета для учета соответствующих средств для получения их в кассу в целях выдачи заработной платы и восстанавливает КФО 2. И в случае привлечения, и в случае восстановления средств КФО 2 оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Кроме того, положения Инструкции N 174н допускают возможность использования альтернативного варианта организации бухгалтерского учета.
Так, решение о погашении какой-либо задолженности за счет иного источника финансового обеспечения может быть отражено в учете путем переноса на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) кредиторской задолженности, числящейся на счетах расчетов, на тот код финансового обеспечения, за счет которого будет произведена оплата (п.п. 97, 146 Инструкции N 174н, письмо Минфина России от 01.11.2016 N 02-07-10/63976).
Далее погашение обязательств отражается в регистрах бухгалтерского учета в общеустановленном порядке. А при поступлении денежных средств по соответствующему источнику финансового обеспечения осуществляется корректировка показателей по счету 0 201 34 000 с использование счета 0 304 06 000.
Пунктами 365, 367 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, установлено, что к счету 0 304 06 000 в части денежных расчетов открываются забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств". При этом к счету 0 304 06 000 счета 17 и 18 открываются в том же порядке, что и к корреспондирующими с ними счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177).
Таким образом, при выплате заработной платы, начисленной в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания за счет средств, поступивших в кассу учреждения в рамках приносящей доход деятельности, в бухгалтерском учете отражаются следующие корреспонденции счетов*(1):
1. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 34 610,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 2 304 06 000,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000,
- отражено заимствование средств в рамках приносящей доход деятельности при направлении их на погашение обязательств по выплате заработной платы, начисленной в рамках иного источника финансового обеспечения деятельности;
2. Дебет 4 201 34 510 Кредит 4 304 06 730,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 4 201 34 000,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 4 304 06 000
- отражено поступление денежных средств при заимствовании их за счет иного источника в целях погашения задолженности по заработной плате;
3. Дебет 4 302 11 830 Кредит 4 201 34 610,
увеличение забалансового счета 18 (111 КВР, 211 КОСГУ), открытого к счету 4 201 34 000
- отражено погашение обязательств по заработной плате;
4. Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 34 610,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 4 304 06 000,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 4 201 34 000
- отражено списание денежных средств при направлении их на восстановление по источнику финансового обеспечения деятельности, за счет которого осуществлялось заимствование;
5. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 304 06 730,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 2 304 06 000
- отражено восстановление заимствованных ранее средств по источнику, за счет которого осуществлялось заимствование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичная схема корреспонденций может быть применена и в случае выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности заработной платы, начисленной в рамках операций со средствами субсидии на иные цели.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмом от 15.03.2021 № 14-5/10/П-1949 Минфин России направил форму сбора информации о зарплате работников бюджетной сферы и инструкцию по заполнению формы. Информацию нужно представить в ПФР до 09.04.2021.

Как заполнять раздел 1 «Сведения о заработной плате работников», мы рассказали в предыдущем выпуске. Но за рамками этих разъяснений осталась та часть раздела, которая касается выплат работникам (графы 16–35).

Хочется верить, что разработчики бухгалтерских программ помогут бюджетникам, настроив ПО таким образом, чтобы данные автоматически выгружались в форму из регистров учета. И тогда бухгалтерам останется только проверить соответствие внесенных данных требованиям инструкции Минтруда России.

от квалификации работника;

сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

компенсационные выплаты, включая доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе:

    за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии и иные поощрительные выплаты).

В графе 16 формы отражают сумму начислений в соответствующем месяце по тарифной ставке, должностному окладу, сдельным расценкам или в процентах от выручки. При этом нужно помнить, что оклад, тарифная ставка устанавливаются исходя из квалификации работника и работы, которую он выполняет (ее сложности, количества, качества, условий). Размер оклада, выплат по тарифной ставке не должен быть менее МРОТ в регионе (если учреждение не финансируется из федерального бюджета и на учреждение распространяется региональное соглашение о минимальной зарплате).

Если оклад является составной частью заработной платы, он может быть менее регионального МРОТ. Главное, чтобы общий размер зарплаты (с ежемесячными премиями, доплатами, надбавками) был не ниже МРОТ в субъекте РФ (письмо Минздравсоцразвития России от 09.07.2010 № 22-1-2194).

Например, в Санкт-Петербурге МРОТ составляет 19 000 рублей. При этом региональным соглашением о минимальной заработной плате установлено, что ставка рабочего (работника) 1-го разряда, оклад (должностной оклад) работника не должны быть менее 14 300 рублей.

Заполняя в графе 17 данные о классе (подклассе) условий труда по степени вредности и (или) опасности, нужно исходить из четырех классов:

1-й класс – оптимальные;

2-й класс – допустимые;

3-й класс – вредные (подклассы 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4);

4-й класс – опасные.

Класс (подкласс) условий труда присваивается по результатам проведения специальной оценки условий труда (ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Данные о классе (подклассе) условий труда следует указывать:

одной цифрой (если рабочему месту присвоен 1-й, 2-й или 4-й класс условий труда);

двумя цифрами, разделенными точкой (если присвоен 3-й класс и соответствующий подкласс вредности 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4).

Если условиям труда класс (подкласс) не присваивался, графу 17 заполнять не нужно.

В графе 18 указывают размер начислений в соответствующем месяце работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Минимальный размер повышенной оплаты труда определен ТК РФ (ст. 147) в размере 4 % тарифной ставки (оклада). Максимальная планка компенсации ТК РФ не установлена. Учреждение исходит из конкретных размеров повышения оплаты труда, установленных работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ) либо коллективным договором, трудовым договором. Полагаем, что в этой графе возможно отражать и суммы выплат по ежегодным дополнительно оплачиваемым отпускам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Графа 19 предназначена для отражения сумм доплат (надбавок) работнику:

за совмещение профессий в основное рабочее время;

расширение зон обслуживания;

увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2, 151 ТК РФ), соглашениями к трудовым договорам.

Совмещение должностей государственной гражданской службы Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ не регулирует. В данном случае следует руководствоваться ТК РФ (ст. 60.2 и 151). Заносить в форму следует доплаты за совмещение должностей, установленные служебным контрактом, трудовым договором с учетом содержания и объема дополнительной работы, определенных приказом (распоряжением) работодателя.

В графе 20 отражают иные компенсационные выплаты. Речь идет о выплатах, предусмотренных ТК РФ, НПА по соответствующей должности (ставке, условиям занятости), кроме тех, что указаны в графах 18–19. Сюда следует включить доплаты:

за работу в ночное время;

сверхурочную работу;

за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами и т. д.

В графе 21 нужно отразить сумму прочих компенсационных выплат (не вошедших в графы 18–20). Исключение составляют начисления по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Если эти выплаты есть, их нужно указать в графе 34.

Графа 22 предназначена для отражения поощрительных выплат:

премий за производственные результаты;

надбавок к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство;

вознаграждений по итогам года, за выполнение особо важных заданий и т. п.

Две графы – 23 и 24 – предназначены для отражения сведений, связанных со стажем работы.

В графе 23 нужно указывать стаж работы, дающий право на доплату (надбавку) за стаж непрерывной работы (выслугу лет). Стаж надо указывать в виде четырех цифр, разделенных точкой по две («ГГ.ММ»). Если стаж менее десяти лет (месяцев), то первой цифрой будет ноль (0). Например, непрерывный стаж сотрудника, дающий право на надбавку, составляет 5 лет и 2 месяца. В графе 23 нужно указать «05.02».

Если доплата (надбавка) за непрерывный стаж (выслугу лет) в организации не применяется, то необходимо указать общий стаж работы по должности в организации. При отсутствии данных о стаже в системе бухучета необходимо указать значение «н/д».

А вот сумму доплаты (надбавки) за стаж работы (выслугу лет) следует указать в графе 24.

Еще одна графа – 25 – предназначена для отражения доплат (надбавок). В данном случае речь идет о доплатах (надбавках) за работу в сельской местности и районах, приравниваемых к ней, в соответствии с локальными нормативными актами.

На федеральном уровне начисление таких доплат не урегулировано.

В ТК РФ (ст. 263.1) лишь сказано, что, например, женщинам, работающим в сельской местности, может быть установлен повышенный размер оплаты труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.

Согласно Постановлению ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (п. 1.7) оплата труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов), устанавливается в повышенном на 30 % размере.

С учетом сказанного меры социальной поддержки (установление повышенных окладов и доплат) могут быть предусмотрены региональными законами для отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности. Такие меры поддержки могут распространяться на лиц, являющихся специалистами государственных областных и муниципальных организаций социально-культурной сферы, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи.

В графе 26 нужно отразить квалификационную категорию работника по должности (при наличии). Квалификационную категорию надо указывать вне зависимости от наличия доплат (надбавок) в организации.

В соответствии с квалификационным справочником (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) квалификационная категория обозначается римскими цифрами I, II и III. В форме по зарплате предусмотрен формат заполнения словами – «вторая», «первая», «высшая». Если работник по должности не имеет квалификационной категории или у работодателя нет данных о квалификационной категории, то графу 26 заполнять не надо.

Если по приказу (распоряжению) руководителя работник получает доплату (надбавку) за квалификационную категорию по должности, отразите ее сумму в графе 27.

Если в организации есть работники с ученой степенью, то нужно заполнить графу 28. В противном случае графу не заполняют. Варианты заполнения – «кандидат наук», «доктор наук». Ученые степени кандидата наук и доктора наук должны быть подтверждены дипломами в соответствии с Положением о присуждении ученых степеней (Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842). Информацию об ученых степенях нужно вносить в графу 28 вне зависимости от того, получает ли сотрудник доплату (надбавку) за ученую степень согласно приказу. Если доплата (надбавка) выплачивается, ее указывают в графе 29.

Еще в форме указывают суммы доплат (надбавок) работникам:

за наставничество (графа 30);

молодым специалистам (графа 31). Законодательством такие доплаты не регламентированы. В некоторых регионах определено, кто относится к молодым специалистам и какие дополнительные гарантии они имеют. Доплаты и надбавки молодым специалистам могут быть установлены приказами, коллективными договорами, соглашениями;

доплаты и надбавки, не зависящие от результата труда (графа 32), которые не вошли в графы 22, 24, 25, 27, 29–31;

прочие выплаты, не включенные в графы 16–32, 34 (графа 33).

Итоговая сумма всех начислений отражается в графе 35. Эта сумма равна сумме граф 16, 18–22, 24–25, 27, 29–34.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заработная плата в бюджетном учреждении начисляется по различным источникам финансового обеспечения, в том числе и по КФО "2". Выплата осуществляется за счет КФО "2" с последующим восстановлением потраченных средств.
Возможна ли выдача заработной платы из кассы бюджетного учреждения из доходов от оказания платных услуг (предпринимательской деятельности), минуя лицевой счет?
Каков порядок отражения данной операции в бухгалтерском учете?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каких-либо особенностей или ограничений для бюджетных учреждений в отношении выплаты заработной платы из кассы за счет поступивших в рамках приносящей доход деятельности денежных средств без внесения их на лицевой счет не установлено.
Заимствование и последующее восстановление денежных средств между видами финансового обеспечения отражается в бухгалтерском учете с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

Обоснование вывода:
Выручка от реализации бюджетным учреждением товаров, работ, услуг не рассматривается в качестве доходов бюджета, а является источником формирования имущества бюджетного учреждения (ст.ст. 123.22, 296, 298 ГК РФ; ст.ст. 9.2, 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В соответствии с п. 2 Указаний Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" наличные денежные средства из кассы, образовавшиеся за счет выручки, разрешено расходовать, в том числе, на выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера.
Однако при накоплении наличных денежных средств в кассе учреждения необходимо помнить про установленный лимит (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, далее - Указания N 3210-У). При этом накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера в порядке абзаца 8 п. 2 Указаний N 3210-У.
Таким образом, каких-либо особенностей или ограничений для бюджетных учреждений в отношении выплаты заработной платы из кассы за счет поступивших в рамках приносящей доход деятельности денежных средств без внесения их на лицевой счет не установлено. Бюджетные учреждения вправе расходовать на выплату заработной платы денежные средства, полученные в кассу учреждения в рамках приносящей доход деятельности, с учетом ограничений, установленных Указаниями N 3210-У (смотрите также ответ 4, Ответы на вопросы, поступившие от финансовых органов по субъектам Российской Федерации к Всероссийскому совещанию в г. Геленджике (3-8 сентября 2012 г.), материал Энциклопедии решений "Использование денежных средств, полученных в кассу по приносящей доход деятельности, без внесения на лицевой счет (для госсектора)").
Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Начисление доходов от оказания платных услуг, их поступление в кассу и выдача из кассы заработной платы осуществляются в порядке п.п. 93, 94, 85 Инструкции N 174н соответственно. При выплате заработной платы, начисленной в рамках приносящей доход деятельности, за счет денежных средств, полученных в кассу также в рамках приносящей доход деятельности, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
1. Дебет 2 205 31 560 Кредит 2 401 10 131
- начислены доходы от оказания платных услуг;
2. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 205 31 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000
- отражено поступление доходов от оказания платных услуг в кассу учреждения;
3. Дебет 2 302 11 830 Кредит 2 201 34 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (111 КВР, 211 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000
- отражена выдача заработной платы из кассы учреждения.
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Руководитель учреждения вправе принимать решение о направлении денежных средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, в пределах их остатка в кассе учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иных видов деятельности.
Данный вывод в полной мере согласуется с положениями п.п. 84, 85 Инструкции N 174н, содержащих бухгалтерские записи с применением счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" для отражения увеличения (уменьшения) остатка средств по соответствующему виду финансового обеспечения при привлечении (восстановлении) учреждением наличных денег в пределах остатка в кассе в целях исполнения обязательств, принятых за счет иного источника финансового обеспечения.
В дальнейшем учреждение в обычном порядке снимает деньги с лицевого счета для учета соответствующих средств для получения их в кассу в целях выдачи заработной платы и восстанавливает КФО 2. И в случае привлечения, и в случае восстановления средств КФО 2 оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833).
Кроме того, положения Инструкции N 174н допускают возможность использования альтернативного варианта организации бухгалтерского учета.
Так, решение о погашении какой-либо задолженности за счет иного источника финансового обеспечения может быть отражено в учете путем переноса на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) кредиторской задолженности, числящейся на счетах расчетов, на тот код финансового обеспечения, за счет которого будет произведена оплата (п.п. 97, 146 Инструкции N 174н, письмо Минфина России от 01.11.2016 N 02-07-10/63976).
Далее погашение обязательств отражается в регистрах бухгалтерского учета в общеустановленном порядке. А при поступлении денежных средств по соответствующему источнику финансового обеспечения осуществляется корректировка показателей по счету 0 201 34 000 с использование счета 0 304 06 000.
Пунктами 365, 367 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, установлено, что к счету 0 304 06 000 в части денежных расчетов открываются забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств". При этом к счету 0 304 06 000 счета 17 и 18 открываются в том же порядке, что и к корреспондирующими с ними счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177).
Таким образом, при выплате заработной платы, начисленной в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания за счет средств, поступивших в кассу учреждения в рамках приносящей доход деятельности, в бухгалтерском учете отражаются следующие корреспонденции счетов*(1):
1. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 34 610,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 2 304 06 000,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000,
- отражено заимствование средств в рамках приносящей доход деятельности при направлении их на погашение обязательств по выплате заработной платы, начисленной в рамках иного источника финансового обеспечения деятельности;
2. Дебет 4 201 34 510 Кредит 4 304 06 730,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 4 201 34 000,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 4 304 06 000
- отражено поступление денежных средств при заимствовании их за счет иного источника в целях погашения задолженности по заработной плате;
3. Дебет 4 302 11 830 Кредит 4 201 34 610,
увеличение забалансового счета 18 (111 КВР, 211 КОСГУ), открытого к счету 4 201 34 000
- отражено погашение обязательств по заработной плате;
4. Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 34 610,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 4 304 06 000,
увеличение забалансового счета 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 4 201 34 000
- отражено списание денежных средств при направлении их на восстановление по источнику финансового обеспечения деятельности, за счет которого осуществлялось заимствование;
5. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 304 06 730,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 2 201 34 000,
увеличение забалансового счета 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 2 304 06 000
- отражено восстановление заимствованных ранее средств по источнику, за счет которого осуществлялось заимствование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичная схема корреспонденций может быть применена и в случае выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности заработной платы, начисленной в рамках операций со средствами субсидии на иные цели.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: