Как называется работник музея

Опубликовано: 17.09.2024

Главная картинка статьи Экскурсоводы, смотрители, научные сотрудники. Кто работает в музее?

Кто работает в музее? На этот вопрос любой человек, который хоть раз посещал это культурное заведение, скажет: «экскурсовод». А еще? «Ну, там, тетеньки на стульчиках сидят». А между тем в каждом таком учреждении трудится целый штат сотрудников, и это отнюдь не «тетеньки на стульчиках», а высококвалифицированные специалисты разного профиля. Кто же они?

кто работает в музее

Экскурсоводы

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Профильную специальность «экскурсовод» можно получить после обучения в Институтах культуры, однако по факту на должностях экскурсоводов часто работают историки, краеведы, искусствоведы и журналисты, обладающие необходимыми знаниями и личностными качествами: широким кругозором, организаторскими способностями, способностью к публичным выступлениям.

Смотрители

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Научные сотрудники

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Чаще всего научные сотрудники занимаются «движением экспонатов» – проверяют их наличие и состояние, регистрируют поступление новых экспонатов, занимаются организацией выставок и экспозиций в плане соблюдения правил хранения ценностей и их перевозки. А еще следят за соблюдением правил консервации и хранения предметов, требующих особых режимов содержания. Должность человека, который этим занимается, называется «хранитель музейных ценностей».

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Другие специальности

Среди сотрудников музеев есть электрики, бухгалтеры, механики и другие сотрудники

Как и в любой другой сфере, в музее работают люди многих профессий. Далеко не все из них занимаются наукой и искусством, среди них есть электрики, бухгалтеры, механики, маркетологи, служба безопасности и административные служащие. Здесь они занимаются тем же, чем занимались бы в любом другом месте.

Доходы и престижность работы

Доходы сотрудников музеев

Тех, кто работает в музее, часто называют бессребрениками, т.к. зарплаты у них небольшие. Конечно, здесь нужно учитывать статус учреждения культуры и его расположение.

Например, работники Третьяковской галереи получают больше тех, кто трудится в краеведческом музее небольшого городка, – но и нагрузку сотрудников и ответственность нельзя сравнивать: музейный фонд огромный, ценность экспонатов запредельная.

В разных регионах экскурсовод может получать за экскурсию суммы, различающиеся не просто в разы – в десятки раз. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может общаться с иностранцами.

Среди научных сотрудников крупных учреждений часто можно встретить ученых с мировым именем. Такие люди сотрудничают с музеем не из материальных, а из чисто профессиональных интересов, – однако их зарплаты также разительно отличаются от доходов недавних выпускников вузов.

Самые невысокие доходы имеют смотрители – впрочем, на этих должностях обычно трудятся пенсионерки, для которых даже небольшая сумма вполне привлекательна.

При этом работа в музее считается и интересной, и перспективной, и престижной. На этой работе можно проявить практически все свои лучшие качества – от аналитичности до артистичности.

Интересно, что Кодекс музейной этики, принятый во всем мире, предписывает работнику вести себя подобающим образом всегда и везде.

Главная картинка статьи Экскурсоводы, смотрители, научные сотрудники. Кто работает в музее?

Кто работает в музее? На этот вопрос любой человек, который хоть раз посещал это культурное заведение, скажет: «экскурсовод». А еще? «Ну, там, тетеньки на стульчиках сидят». А между тем в каждом таком учреждении трудится целый штат сотрудников, и это отнюдь не «тетеньки на стульчиках», а высококвалифицированные специалисты разного профиля. Кто же они?

Экскурсоводы

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Профильную специальность «экскурсовод» можно получить после обучения в Институтах культуры, однако по факту на должностях экскурсоводов часто работают историки, краеведы, искусствоведы и журналисты, обладающие необходимыми знаниями и личностными качествами: широким кругозором, организаторскими способностями, способностью к публичным выступлениям.

Кто такой музейный работник

В школьном музее школы № 80 г. Иркутска не просто «играют» в музей — это настоящая серьезная музейная экспозиция. И сотрудники музея здесь тоже — самые настоящие, только — школьники. Но они обучаются своему делу на занятиях в музее.

Для них разработаны данные рекомендации.

Музейный работник. Секреты профессии

Музейный работник всегда занят тем, что или сверяет движение экспонатов, или заполняет книгу поступления новых экспонатов.

Описание музейного экспоната — длительная и трудоемкая процедура, она нужна для того, чтобы в случае пропажи, а затем находки можно было опознать предмет. Представьте, как описать скифскую статуэтку так, чтобы не перепутать ее с другой? Или фарфоровую тарелку династии Цинь? Или меч крестоносцев?

Только высшее образование

Чаще всего работники музеев -это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Среди музейных работников есть те, кто в вузах изучал техническую экспертизу и знает особенности холстов и красок, может сказать о том, как они изменяются со временем.

Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности. Но узкая специализация не мешает сотруднику, и водить экскурсии — это дополнительный заработок, пусть и совсем небольшой. В разных регионах экскурсовод может получать от 100 до 1000 рублей за экскурсию. Больше всего получают те, кто знает иностранный язык и может работать с иностранцами. Поэтому среди экскурсоводов много выпускников лингвистических университетов.

Работа за идею

В большинстве музеев на должность смотрителей набирают людей в возрасте, чаще всего на пенсии. Нередко это бывшие преподаватели в школах. Зарплата у таких работников самая маленькая — она редко превышает 8 тысяч рублей в месяц.

График работы: 2/2 или пять дней в неделю, но обязательно в выходные, потому что музеи работают шесть дней. Выходной — в будни, так как в субботу и воскресенье больше всего посетителей.

Сотрудники фондового отдела, где хранятся экспонаты, начинают работать чуть позже. Их зарплата составляет 10–15 тысяч рублей в месяц в зависимости от научных званий сотрудника и стажа работы. Например, старший научный сотрудник в музее с опытом работы от 10 лет и публикациями может получать 25 тысяч рублей в месяц. В крупных музеях Москвы и Санкт-Петербурга зарплата чуть выше, чем в региональных, но и работы там куда больше: музейный фонд огромный, он может занимать несколько помещений. Попробуй уследить за наличием и сохранностью экспонатов!

Подавляющее число сотрудников музея — очень честные люди, они отличаются самоотверженностью.

Сотрудники в тени

У сотрудников музейных фондов есть план работы на день и на год. Они должны сверять наличие произведений с тем, что есть в книгах учета.

Сотрудники, которые работают непосредственно с музейными ценностями и фондами, как правило, совмещают несколько должностей. Они трудятся экскурсоводами, причем не только по своей тематике. Например, некоторые проводят костюмированные праздники для малышей, на которых рассказывают об истории края.

Второй вариант заработка научных сотрудников, абсолютное большинство которых — кандидаты наук, — это преподавание в колледжах или вузах. Они учат студентов истории, философии, религиоведению, истории цивилизаций, социологии. За преподавание можно получить еще 20–30 тысяч в месяц.

И, наконец, самый рискованный способ заработать деньги — это участие в археологических раскопках, которые проводятся музеями или научно-исследовательскими институтами летом. Попасть туда достаточно сложно — нужно иметь подходящий профиль. Так, если научный сотрудник музея специализируется на эпохе Ярослава Мудрого и на раскопках планируется изучать памятники как раз этой эпохи, то добро пожаловать.

Рукописные фонды

До последнего времени музейные работники вели учет экспонатов по «амбарным книгам» — каждое произведение искусства заносилось в книгу учета вручную. Рукописный учет был требованием старых, написанных еще в 1980-е инструкций. Сейчас в музеях переходят на электронные системы учета, но не везде.

Экспонаты часто перемещаются: из фондов на экспозицию, из зала в зал, они «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад.

Если кто и скучает в музеях, то только смотрители. И то в основном в небольших экспозициях. Это, как правило, пожилые люди с высшим образованием. Но если много работать, скучать не приходится. Вот в Третьяковской галерее, например, они все как на иголках сидят: поток посетителей большой, не дай бог что случится.

Смотрители

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Научные сотрудники

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Чаще всего научные сотрудники занимаются «движением экспонатов» – проверяют их наличие и состояние, регистрируют поступление новых экспонатов, занимаются организацией выставок и экспозиций в плане соблюдения правил хранения ценностей и их перевозки. А еще следят за соблюдением правил консервации и хранения предметов, требующих особых режимов содержания. Должность человека, который этим занимается, называется «хранитель музейных ценностей».

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Особенности работы

Миссия лаборанта в любом отделе — снимать рутинные обязанности с научных сотрудников, чтобы они занимались научной работой, подготовкой к выставкам и конференциям. Я общался с коллегами из разных научных отделов, и у меня сложилось впечатление, что мы делаем одни и те же вещи, просто иногда они различаются за счет специфики отдела: где-то хранятся картины, где-то — археология. Лаборант — это такая смесь секретаря, курьера, такелажника и разнорабочего. Часто нам звонят по телефону, чтобы получить какую-то информацию о картинах, мероприятиях, и я отвечаю на такие звонки. Если в отдел приходят сотрудники другого отдела, их сопровождаю тоже я. Государственный музей — это всегда бюрократия, здесь мы зависим от огромного количества бумаг, подписей, печатей.

Особенно много бумажной работы появляется во время подготовки к выставке, если экспонаты не из российских собраний, а из-за рубежа. Составлять служебные записки, проверять акты, собирать подписи и печати — это тоже работа лаборанта. Когда к нам приезжают коллеги, например из Лувра или Британского музея, нужно встретить их в аэропорту, сопроводить в Петергоф и Гатчину — этим, опять же, занимается лаборант. В качестве курьера, бывает, нужно сходить в канцелярию, получить посылки и письма. Иногда приходишь ни свет ни заря и проверяешь, все ли готово к конференции, работает ли проектор. У каждого научного отдела в музее есть библиотека, и по большей части работают там девушки. Книг много, они тяжелые и пыльные, и лаборанты всегда готовы помочь отнести эти книги куда нужно.

Вообще, за все перемещения пыльных и тяжелых предметов — стопок книг, коробок, свертков — отвечают лаборанты. Не будут же этим заниматься старшие научные сотрудники, почтенные мэтры и дамы в шалях. Лаборанты — это в основном молодые люди, только что окончившие высшее учебное заведение или еще получающие образование заочно, им от 20 до 30 лет. Это как раз тот самый возраст, когда ты можешь выполнять такую работу наилучшим образом. Если нужно очень быстро получить подпись в другой части здания, ты можешь буквально сбегать туда, параллельно вспоминая все известные тебе фильмы, где герои бегали по музеям.

Следующая ступень после лаборанта — должность младшего научного сотрудника, потом идет научный сотрудник, ведущий, старший научный сотрудник и хранитель. Научные сотрудники — это уже люди, которым 30–35 лет, ведущие и старшие, соответственно, еще старше. Но эти повышения идут не только за счет стажа, но и за счет публикаций и других достижений. При этом нужно постоянно развиваться, следить за тем, что происходит с областью твоего исследования во всем мире. А для этого необходимо постоянно ходить в библиотеку, посещать другие музеи, сравнивать вещи, общаться на международных конференциях со своими коллегами.

Есть сотрудники, которые где-то после 30 лет решают, что их вполне устраивает должность лаборанта или младшего научного сотрудника, и перестают развиваться. Это достаточно консервативные люди, с которыми мне бывает тяжело обсуждать темы науки и искусства. Они иногда позволяют себе высказываться таким образом, который непозволителен даже для обывателя, например, могут сказать: «Малевич — это вообще не художник, мой ребенок и то лучше нарисует».

Я работаю пять дней в неделю с 09:00 до 18:00, но для сотрудника музея работа не заканчивается с завершением трудового дня, а продолжается еще и в свободное время. После работы я часто хожу на выставки, читаю книги по искусству. У работников музеев есть важная привилегия: они имеют право бесплатного входа в музеи России и некоторых других стран по специальной карте ИКОМ. Среди моих знакомых очень популярен такой вид досуга в выходные: ты приобретаешь самый дешевый билет в плацкарт на поезд, который приходит в Москву с утра. С вокзала бежишь в Третьяковку, Пушкинский, Музей архитектуры, смотришь выставки, и так до шести часов. Вечером идешь в галерею, которая может работать до восьми, потом встречаешься со своими московскими знакомыми, тоже работниками музеев или других культурных институций, а затем ночным поездом уезжаешь назад.

Люди из Петербурга гораздо чаще ездят в Москву на выставки, чем наоборот. Все же Москва — очень крутой город в плане выставочной политики. У нас тоже много музеев, но далеко не у всех есть свои программы, интересные проекты. Музейные практики, которые используются в Москве, приходят к нам только через несколько лет и то не всегда в правильном виде. Зачастую это происходит за счет петербургского снобизма и стереотипа о культурной столице.

Кто работает в музее? На этот вопрос любой человек, который хоть раз посещал это культурное заведение, скажет: «экскурсовод». А еще? «Ну, там, тетеньки на стульчиках сидят». А между тем в каждом таком учреждении трудится целый штат сотрудников, и это отнюдь не «тетеньки на стульчиках», а высококвалифицированные специалисты разного профиля. Кто же они?

кто работает в музее

Юлия Харькова, заведующая отделом фондов и научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина


Хранитель — голубая кровь музея. Это человек высокообразованный, обладающий соответствующими специальными знаниями и уважающий объект своей деятельности — музейный предмет. Обязательные качества — дисциплина и ответственность, терпеливость и усидчивость. И очень важно, чтобы человек, ставший хранителем, имел высокую нравственную планку. Это аксиома. Я считаю обоснованной традицию советских музеев брать в фонды сотрудника только после того, как он поработал в других, смежных отделах музея — в учете или в выставочном — и таким образом прошел определенную проверку. Я сама прошла этот путь.

Нередко мне доводилось сталкиваться с нелепым мнением, будто хранитель — это просто кладовщик с ключом, знающий, где и что в музее лежит. Другое искаженное представление заключается в том, что роль хранителя лишь исполнение воли экспозиционера: найти и выдать предмет на выставку, а затем принять и поставить на полку. К сожалению, такое понимание до сих пор встречается даже внутри музеев. Отчасти оно сформировалось из-за закрытости и некой кастовости профессии хранителя.

Я — вещевик. Моя стихия — декоративно-прикладное искусство, предметы быта. Меня занимает все, что связано со способом, технологией производства предмета и его назначением, применением, бытованием. Если бы я не была хранителем, хотела бы выполнять работу реставратора или экскурсовода. Первое помогает лучше понять предмет. Второе восполняет некоторый недостаток в общении с внешним миром.

Специалист службы фандрайзинга


Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

В России с каждым годом снижается государственное финансирование музеев, а спонсорские контракты заключаются лишь на определённое время. Музеи вынуждены постоянно искать доноров и патронов и разрабатывать новые способы финансирования своих проектов. Обычно этим занимаются службы фандрайзинга, которым всегда нужны опытные специалисты.

Где учиться? «Академия фандрайзинга», онлайн-курс от фонда «Нужна помощь» и видеокурс от проекта «100 городских лидеров». Курс фандрайзинга есть в Московской школе профессиональной филантропии.

Ксения Немова, хранитель фондов изобразительного искусства музея-усадьбы «Кусково»


Мои рабочие дни не похожи один на другой. В маленьких музеях (или в достаточно больших, но с небольшим штатом, как наш) хранитель — это еще и научный сотрудник, и куратор выставок, и экскурсовод. При всем калейдоскопе дел у хранителей есть один ритуал — он происходит из «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей»: дважды в день я захожу в фонд, чтобы проверить и зафиксировать температуру и влажность. И это несмотря на то что у нас уже давно есть система дистанционного контроля, которая сама фиксирует показатели каждые три часа и строит графики.

Сфера моего научного интереса — гравюра. Графическая коллекция музея небольшая, тиражной графики в ней чуть меньше 400 листов, но и здесь можно встретить настоящие шедевры. Мне кажется, в исследовании гравюры, как нигде, актуальны слова немецкого историка искусства Аби Варбурга: «Бог живет в деталях». Здесь внимание к мелочам, второстепенным элементам и дефектам может дать больше, чем все авторские подписи на листе. Так что мне очень нравится сидеть с цифровым микроскопом над одним из оттисков, просвечивать бумагу на световом столе, снимать водяные знаки и искать аналоги.

Самое трудное в работе с музейными фондами — уйти домой вовремя. Работа с предметами затягивает, часто теряешь счет времени. А музей, как известно, учреждение почти режимное, все фондовые ключи должны сдаваться вовремя. Так что меня не раз искали и практически выгоняли из фонда домой.

Если бы на один день можно было поменяться местами с кем-то из сотрудников музея, я бы хотела стать реставратором. Конечно, предварительно окончив художественную школу, училище, получив профильное высшее образование! Потом один день побыть реставратором — и вернуться обратно в фонд.

Реставратор работает с предметами не только снаружи, но и изнутри. Это как врач, в руках которого жизнь пациента. На мой взгляд, это самая ответственная работа в музее. Без реставраторов мы никогда не рассмотрели бы творческий замысел автора ни под слоями пожелтевшего лака, ни в осколках разбитых ваз и скульптур, а многие предметы и вовсе были бы утрачены.

Доходы

Моя заработная плата — 22 тысячи рублей в месяц. Кому-то покажется, что это мало, но есть петербургские музеи, где сотрудники получают гораздо меньше. Еще раз в несколько месяцев бывает квартальная премия — примерно 30–40 тысяч. Премия зависит от сезона, посещаемости музея, но точно просчитать ее могут, наверное, только люди в бухгалтерии. Когда получаешь 22 тысячи, расходы часто превышают эту сумму, и получается так, что накапливаются долги, а после получения премии возвращаю деньги всем, у кого занимал.

Все лаборанты, которых я знаю, так или иначе принимают помощь от родителей. Кому-то дают деньги, кому-то оплачивают жилье, кому-то покупают одежду или приносят продукты. Родители понимают, что их дети не справятся без такой поддержки. Мои родители взяли на себя часть моих расходов — на жилье и мобильную связь.

Ирина Чупина, главный хранитель Музея М.А. Булгакова


Я перфекционист, работа в фондах — для меня. Мне нравится систематизировать, описывать предметы, раскладывать их по местам, следить за сохранностью, оцифровывать, вводить новую информацию о предмете в базу данных, заниматься учетными документами. Я получаю огромное удовольствие, когда новые предметы поступают в коллекции.

Хранители — собственники, и я считаю это хорошим качеством для работы с музейными предметами, потому что первая задача моих коллег — сохранить предмет в таком виде, в котором он поступил в музей.

Хранителями становятся не сразу и не все музейные сотрудники. Это крайне ответственная должность, требующая определенного опыта и уровня профессионализма. Чтобы стать хранителем, необходима готовность учиться. Работа в фондах — последовательная, методичная, аккуратная. Хранитель должен иметь системный склад ума, быть настойчивым, уметь добиваться поставленной цели: если увидел, что вещь нуждается в реставрации, — привлечь к ней внимание и добиться соблюдения необходимых климатических и санитарных условий.

Всегда интереснее работать с подлинными и мемориальными предметами, связанными с жизнью и деятельностью конкретной личности. Каждый предмет, будь то фотография или живопись, несет информацию своего времени. Когда к нам в музей поступают новые предметы, мы сразу стараемся записать легенду поступления и самого предмета для будущих сотрудников. Любая выставка или постоянная экспозиция будет более интересной и ценной, если на ней выставят подлинные экспонаты.

Без творческого подхода в работе с музейными предметами не обойтись. Хранитель постоянно взаимодействует с выставочным отделом и подбирает предметы не только по списку, но и визуально, он должен понимать заранее, как с эстетической точки зрения будет выглядеть предмет. Также современный хранитель участвует в создании каталогов, виртуальных выставок — это требует творческого подхода и умения работать в различных программах для обработки фото или верстки.

Технический директор

Фото: ©️ Музей современного искусства «Гараж»

Произведение искусства — это, как правило, хрупкая и дорогостоящая вещь. На его сохранность влияет огромное количество факторов: от климатических условий и освещения до качества монтажных работ. Раньше эти вопросы распределялись между разными отделами, но в современных музеях и арт-центрах за них отвечает один человек — технический директор. Он должен быть внимательным к деталям, досконально знать планы инженерных сетей и при этом разбираться в более творческих вопросах вроде устройства мультимедийных инсталляций.

Где учиться? Для этой должности потребуется инженерно-строительное или техническое образование. Например, в Строительном университете, РУДН или Политехе.

Ирина Пахомова, главный хранитель Музея К.Г. Паустовского


Хранитель всегда был, есть и остается экспертом по вверенной ему коллекции. Это сотрудник, отвечающий и за физическую сохранность музейных предметов коллекции, и за изучение предметов. Хранитель — это тот, кто всегда должен находиться со своей коллекцией, должен не только хорошо владеть знаниями по ее профилю, но и разбираться в смежных областях.

Любовь к музейному делу мне привила работа в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина. Студенткой я трудилась там экскурсоводом, с большим удовольствием рассказывала посетителям о жизни и творчестве поэта. После этого опыта решила, что хочу работать в музее. Как филолог, я искала учреждение по своему профилю и нашла уютный музей писателя Константина Паустовского. В фондах я начала работать в качестве младшего научного сотрудника, помощника в экскурсионном отделе. История моего прихода к Паустовскому — скорее личная: Паустовский, как и Есенин, непосредственно связан с моими родными местами.

Музейные предметы часто преподносят сюрпризы. В наши фонды однажды поступил аппарат, предназначение которого мы поначалу не очень понимали. Долго не могли разобраться, консультировались с коллегами, изучали специальную литературу. Спустя некоторое время выяснилось, что это аппарат для просмотра слайдов и негативов на стекле, принадлежавший известному фотографу Виктору Молчанову (1910–2003), в советское время работавшему в Литературном музее и снимавшему встречи писателей. Он изобрел новый жанр, который назвал фоторассказом. Несколько фоторассказов Молчанова, посвященных жизни Паустовского, хранится и в нашем собрании.

В работе хранителя очень много монотонной, однообразной деятельности. Главное — не потерять интерес, не закоснеть, не выгореть. Я для себя нашла рецепт: необходимо все время учиться, совершенствоваться, узнавать новое, посещать музеи, смотреть и примечать. Многие годы я училась и до сих пор учусь этому трудному искусству.

Другие специальности

Среди сотрудников музеев есть электрики, бухгалтеры, механики и другие сотрудники

Как и в любой другой сфере, в музее работают люди многих профессий. Далеко не все из них занимаются наукой и искусством, среди них есть электрики, бухгалтеры, механики, маркетологи, служба безопасности и административные служащие. Здесь они занимаются тем же, чем занимались бы в любом другом месте.

Описание деятельности

Неважно куда вы отправитесь, — в краеведческий музей, музей военный или музей изобразительных искусств, — везде вас первым встретит музейный работник. От внешнего вида сотрудника, его умения поддерживать дружелюбную атмосферу и сглаживать конфликтные ситуации зависит имидж музея. Поэтому студенты, изучающие , обязательно посещают мастер-классы по созданию имиджа, участвуют в тренингах по конфликтологии.

Музейному работнику скучать не приходится. Список обязанностей, как правило, зависит от того, в музее какого уровня он служит. Существуют совсем маленькие музеи, занимающие буквально одну комнату, а есть целые галереи, музейные комплексы. В крупных хранилищах работает целая армия сотрудников: , организаторы выставок, . В музеях всех этих специалистов заменяет один человек — музейный работник.

Сотрудники крупных музеев, особенно государственных, владеют несколькими иностранными языками. Если вы когда-нибудь посещали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, то наверняка видели, что экскурсии предлагаются на различных языках — от английского до китайского.

Кто работает в музее? На этот вопрос любой человек, который хоть раз посещал это культурное заведение, скажет: «экскурсовод». А еще? «Ну, там, тетеньки на стульчиках сидят». А между тем в каждом таком учреждении трудится целый штат сотрудников, и это отнюдь не «тетеньки на стульчиках», а высококвалифицированные специалисты разного профиля. Кто же они?

кто работает в музее

Экскурсоводы

Сотрудник, который непосредственно общается с посетителями и рассказывает о представленной коллекции – это экскурсовод.

Без преувеличения этого работника можно назвать специалистом широкого профиля: ведь он должен не только хорошо владеть материалом, но и уметь его донести до посетителей так, чтобы им было интересно. Причем с учетом аудитории его выступления должны существенно различаться: для маленьких детей играется целый спектакль (иначе их внимание не удержать); взрослым интересны одни детали, специалистам – другие.

Сейчас во многих музеях используется аудиогид – электронное устройство, которое раздают посетителям для того, чтобы они могли слышать экскурсии на понятном им языке и в том формате, который им удобен. Однако большинство гостей по-прежнему предпочитают живое общение с экскурсоводом, который может и пошутить, и на вопросы ответить, и вообще имеет собственный взгляд на предмет разговора.

Профильную специальность «экскурсовод» можно получить после обучения в Институтах культуры, однако по факту на должностях экскурсоводов часто работают историки, краеведы, искусствоведы и журналисты, обладающие необходимыми знаниями и личностными качествами: широким кругозором, организаторскими способностями, способностью к публичным выступлениям.

Общие положения

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Музейный смотритель должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

Порядок использования технических средств безопасности;

Правила поведения посетителей в музее;

Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

Смотрители

Те самые «тетеньки на стульчиках» сидят не просто так – это смотрители, которые следят за тем, чтобы посетители музея не нарушали правил поведения: не сорили, не шумели, не заходили за ограничительные ленты, не портили имущество.

В обязанности смотрителей входит обеспечение сохранности экспонатов, – но понятно, что при возникновении угрозы для коллекций или оборудования они не вступают в неравный бой с ворами и хулиганами, а вызывает охранников.

Никаких особых знаний и навыков от них не требуется, поэтому на этих должностях могут работать специалисты без профильного образования и даже вообще без высшего образования. Как правило, молодежь эти должности не прельщают, и музеи с удовольствием берут на работу дам пенсионного возраста, обладающих интеллигентной внешностью.

Права

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством

Научные сотрудники

Этих специалистов гости музея в основном не видят – их деятельность проходит не в выставочных залах, а в тех помещениях, куда посетителей не допускают.

Чаще всего научные сотрудники занимаются «движением экспонатов» – проверяют их наличие и состояние, регистрируют поступление новых экспонатов, занимаются организацией выставок и экспозиций в плане соблюдения правил хранения ценностей и их перевозки. А еще следят за соблюдением правил консервации и хранения предметов, требующих особых режимов содержания. Должность человека, который этим занимается, называется «хранитель музейных ценностей».

Но нужно понимать, что музеи ведут и серьезную научную и аналитическую работу: изучают и каталогизируют экспонаты, занимаются поиском новых артефактов, разрабатывают концепцию развития учреждения и его экспозиций.

В обязанности научных сотрудников входят и популяризация деятельности музея, и участие в научных исследованиях, а также конференциях, семинарах, экспедициях. Они же отвечают на вопросы посетителей и экскурсоводов, зачастую – разрабатывают для них цикл лекций и выступлений, а иногда и сами ведут лекционную деятельность.

В зависимости от профиля музея в нём могут работать научные сотрудники разных профессий: реставраторы, краеведы, археологи и даже инженеры, если культурное учреждение имеет техническую направленность.

Но самое главное, научный сотрудник – это обязательно специалист с высшим профильным образованием (как правило, искусствовед или историк). На многие должности принимаются только обладатель ученой степени и стажа работы по специальности.

Профессия музейного работника – энтузиазм и сохранность национального наследия

Сохранение культурного и исторического наследия – одна из основных обязанностей государства. И лучшей формой их сохранения, особенно в период глобальных политических кризисов, экономической нестабильности и прочих масштабных перемен в государстве, бесспорно, являются музеи.

Данную функцию им приходилось выполнять на протяжении всего периода становления России, как современного государства – в период революций, войн и смен политических режимов, музейные работники единственные, кто понимал действительную ценность исторического наследия.

В разное время им приходилось сталкиваться с множеством проблем не только финансового, но и идеологического характера. И что самое прискорбное, многие из них сохранились и до сегодня.

Несмотря на то, что время наибольших государственных потрясений уже прошло, музейному сообществу постоянно приходится бороться со все новыми вызовами, такими как отсутствие государственного финансирования, пропажи экспонатов, необходимость ремонта хранилищ, низкие зарплаты – обо всем этом нам постоянно приходится слышать из СМИ.

Каково же действительно состояние музейного фонда сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться музейным работникам, и какие профессии сегодня актуальны в данной сфере? В Преддверии Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, Карьерист.ру даст ответы на эти вопросы.

Музеи существуют в России более 300 лет – их появлению предшествовал многовековой период, в рамках которого происходило накопление исторических реликвий, военных предметов, сакральных трофеев, старинных книг и рукописей, сохранение церквей и резиденций знатных особ. Постепенно в процессе их сбора появлялись элементы целенаправленного коллекционирования.

Первым в России музеем по праву считается Петровская Кунсткамера, созданная в 1714 года

, после которой произошел существенный музейный скачек, и предметы древности уже стали планомерно разыскиваться. Долгое время Кунсткамера оставалась единственным музеем в России, и так продолжалось до середины и даже второй половины 18-го века, когда свою бурную деятельность развили научные сообщества. В дальнейшем музеи начинали развиваться более бурно – появилась масса культурных, научных и художественных заведений, в том числе и известный всем Эрмитаж.

Дальнейшее осознание и развитие просветительских возможностей музеев привели к тому, что в 19 веке они стали уже не отдельными коллекциями, а группами естественно-научных и исторических музеев при университетах и ученых сообществах – произошел качественно новый виток. В этот же период произошло формирование публичных музеев, а большинство собранных частных коллекций признавались национальным наследием

. Это определило основные тенденции, в рамках которых музеи и развивались до конца 19-го века.

Дальнейший период характеризуется тотальным, но тем не менее стихийным открытием музеев. Набирали обороты также и местные, провинциальные музеи – вместе с ними в дореволюционный период подобного рода заведений насчитывалось по России более 200.

С приходом советской власти, музейная отрасль преобразилась. Произошел очередной и качественно новый виток сбора и сохранения культурного наследия, однако, в период революции много экспонатов было утеряно и разворовано. В то же время советская власть смогла систематизировать музеи как явление, популяризируя их роль для становления общества и используя в качестве инструмента просветительства.

Именно при советской власти впервые ввели платный вход, была развита широкая сеть местных краеведческих музеев, проводилось множество восстановительных и реставрационных работ, и произошло становление музейного дела, как важнейшего культурно-просветительского института общества.

На сегодня в России насчитывается более 2,7 тыс. музеев

всех ведомств – это и местные, и архитектурные, и заводские музеи, музеи ВУЗов и многие другие. Общий фонд музеев насчитывает более 83 млн экспонатов.
Ежегодно российские музеи посещает свыше 102 млн человек
, и больше 2/3 из них – наши сограждане. Это наглядно показывает, что интерес к отечественному культурному наследию все же высок. В то же время 80% зданий, в которых размещены отечественные музеи, не приспособлены для хранения экспонатов, и это далеко не все их проблемы.

Сегодня, более 40% российских музеев размещены в старинных зданиях, которые даже теоретически невозможно оборудовать для правильного хранения экспонатов

. При этом они все чаще стали попадать в фокус отечественных СМИ вовсе не как герои рубрик культуры, а как пострадавшие от происшествий – постоянно приходится слышать про пожары, аварийное состояние хранилищ, кражи ценностей и т.д.

Касательно последних, проведенная недавно всероссийская ревизия показала, что за постсоветский период музейный фонд лишился около 50 тыс. экспонатов.

И по словам многих музейных работников, всему виной отсутствие должного внимания со стороны государства.

Несмотря на существование Союза музеев России, реальное решение насущных проблем получают только именитые галереи и музеи-заповедники, которые способны привлекать посетителей своей исторической ценностью.

Про проблемы самых масштабных российских музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Оружейная Палата или Гранд Макет, говорить вообще не приходится – за счет находящихся в них экспонатов, они давно перешли в ранг прибыльных коммерческих предприятий и вовсе не нуждаются в дополнительной заботе. Для местных же и краеведческих музеев, основополагающей проблемой является привлечение посетителей – чем меньше популярности у учреждения среди населения, тем меньше внимания к нему со стороны государства

Не менее важной стала концептуальная проблема – сегодня, все больше пытаются актуализировать вторичные функции музеев, позиционируя их как среду для культурного досуга и прибыльного туризма, выводя эти функции на первый план.

Однако музейные работники акцентируют внимание государства на том, что первостепенной задачей музеев является, прежде всего, функция сохранения культурного ДНК нации

и возможность его передачи будущим поколениям
.
По мнению представителей музейного сообщества, музеи нельзя относить к разряду культурно-просветительских и тем более развлекательных заведений. Они изначально рассчитаны не на рентабельность, а на выполнение хранительских задач, переквалификация которых грозит музеям тотальным исчезновением.

Одной из самых масштабных проблем принято также считать вопрос материального обеспечения. В этой части особенно актуальными остаются вопросы строительства современных фондохранилищ и экспозиционных помещений, вложений в науку,

отсутствия государственной поддержки проведения исследовательской и собирательской деятельности, и, конечно же, финансирования оплаты труда. Последний вопрос особенно заботит работников провинциальных музеев – их средняя зарплата не превышает 12-13 тыс. рублей, что слишком мало даже по среднероссийским меркам.

И несмотря на такую массу проблем, за последнее десятилетие, численность музейных работников выросла почти в два раза – до 65 тыс. человек

. Более 70% из них — это женщины предпенсионных лет, средний возраст которых составляет 59 лет. В связи с этим, вопрос смены поколений и подготовки молодых сотрудников для музейной отрасли становится как никогда актуальным.

Так, за последние пару десятков лет в России было открыто более 30 музееведческих кафедр в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и даже Дальнего Востока. При этом принципиально меняется понимание профессии музейного работника. Сегодня музейный специалист — это профессионал, обладающий новым мировоззрением, основанным на достоверной информации о культурном и историческом прошлом своей родины и понимающий глобальную необходимость всестороннего изменения и интеграции разнообразных культур.

В связи с этим увеличилось количество вакансий и стало впечатлять разнообразие востребованных музейных профессий, среди которых:

  • Хранители
    – специалисты, работающие в фондовых отделах, осуществляющие учет и описание экспонатов, обеспечивающие их научный оборот и составляющие музейные коллекции.
  • Научные сотрудники
    – специалисты, проводящие исторические исследования, организующие конференции и иные научные мероприятия, занимающиеся организацией тематических выставок, готовят публикации для СМИ и издательств.
  • Экскурсоводы
    – творческие и в то же время ответственные специалисты, проводящие экскурсии для посетителей музеев, отвечающие на интересующие вопросы и знающие историю представленных выставок «от и до».
  • Смотрители
    – работники, обеспечивающие сохранность экспонатов, следящие за чистотой залов и соблюдением правил посещения музеев.
  • Методисты музейной работы
    – более опытные сотрудники, в функции которых входит универсальное совмещение элементов труда научных сотрудников, экскурсоводов, организаторов экскурсий и других. Их деятельность имеет идеологический и одновременно педагогический характер, поэтому принимаются на такую работу только специалисты со стажем.
  • Экспозиционеры
    – специалисты, отвечающие за организацию тех или иных выставок, отвечающие за их прохождение и обеспечивающие их максимально продуктивное проведение.

Конечно, вполне очевидно, что востребованность специалистов на рынке музейного труда обусловлена довольно скромным уровнем заработной платы, который в условиях современных российских реалий довольно сложно восполнить романтизмом, принципиально новым подходом к профессии музейного работника и открытием множества новых кафедр.

Интерес молодого поколения можно вызвать

только популяризацией важности исторического наследия, как культурной составляющей общества и одновременным предоставлением достаточных социальных гарантий. Однако наблюдаемое нами сегодня игнорирование проблем музейного сообщества не позволяет говорить о светлом будущем данной отрасли. Вероятно, даже несмотря на огромную важность труда музейных работников, им и дальше придется выполнять свою работу в оставшихся с советского времени условиях, осуществляя функции хранителя культурного и исторического наследия на голом энтузиазме.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru

Разместить резюме Добавить вакансию

Другие специальности

Среди сотрудников музеев есть электрики, бухгалтеры, механики и другие сотрудники

Как и в любой другой сфере, в музее работают люди многих профессий. Далеко не все из них занимаются наукой и искусством, среди них есть электрики, бухгалтеры, механики, маркетологи, служба безопасности и административные служащие. Здесь они занимаются тем же, чем занимались бы в любом другом месте.

В ногу со временем

Стоит отметить, что музейщики успешно осваивают современные информационные технологии, с появлением которых в музеях стали востребованы :

«В сентябре этого года Бахрушинский музей запустил социальный проект «Я тебе не бабушка!», главной задачей которого является привлечение внимания общественности к важности профессий музейных сотрудников и их работе, — рассказала первый заместитель генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина Кристина Трубинова. — Музейная отрасль развивается, отвечая всем современным вызовам. Сегодня перед музеями стоят задачи международного формата, музейный сегмент развивается с учетом потребностей посетителя. Музеи стремятся стать интересными, модными, интерактивными, образовательными, не теряя исторической достоверности и музейных традиций, активно вовлекают в свою деятельность как можно более широкую аудиторию всеми доступными на сегодня способами. Вследствие этого профессия музейного сотрудника заметно молодеет, и востребованность в квалифицированных кадрах растет. После запуска проекта «Я тебе не бабушка!» совместно с компанией HeadHunter мы провели HR-исследование, анализ которого как раз и подтверждает эту тенденцию на омоложение профессии музейного сотрудника и растущий запрос на профессионализм кадрового персонала. Например, мы видим, что в 2018 году вакансий от музеев и галерей было создано в шесть раз больше, чем в 2014 году».

Исследование: музейные профессии

«Результаты нашего исследования показали, насколько стереотипы восприятия профессий музейных сотрудников далеки от реальной картины, — отметила руководитель Службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова. — Масштабная цифровизация музеев, открытие мультимедийных учреждений культуры, безусловно, привлекают в эту сферу все больше молодежи: доля соискателей в возрасте от 24 лет всего за пять лет выросла с 2% до 36%, а наибольшую долю в музейных профессиях составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (45%). Все это доказывает, насколько своевременна и полезна, в том числе для рынка труда в сфере культуры и образования, инициатива музея имени А. А. Бахрушина «Я тебе не бабушка!».

Демографический портрет музейного работника: пол, возраст, опыт работы

Большинство соискателей из числа музейных работников — женщины (82%). Однако если посмотреть на динамику создания резюме, то мы увидим, что доля мужчин незначительно, но выросла за последние пять лет: если в 2014 году соотношение созданных резюме мужчинами и женщинами было 12% против 88%, то в 2018 году уже 23% против 77%.

Распределение резюме музейных сотрудников по полу:

  • женщины — 82%;
  • мужчины — 18%.

Каждый четвертый соискатель с резюме музейного сотрудника старше 45 лет. Наибольшую долю среди таких соискателей составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (45%). При этом в динамике наибольший рост показывает группа от 18 до 24 лет: если в 2014 году такими соискателями было создано лишь 2% резюме музейных сотрудников, то в 2018-м — уже 36%.

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

Образование музейных работников

Подавляющее большинство соискателей имеет высшее образование. Наиболее популярными вузами, которые окончили музейные сотрудники, являются СПбГУ, МГУ, РГГУ.

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

24% соискателей также получили дополнительное профессиональное образование. Как правило, это курсы иностранных языков.

Типы дополнительного образованияПримеры организаций
Курсы иностранных языковEnglish First, Goethe Institut, Французский культурный центр
Основы интернет-маркетингаGeekbrains
Дизайн, декорированиеМеждународная школа дизайна
Курсы экскурсоводовГосударственный Русский музей
Курсы гидов-переводчиковРГГУ

Что касается соискателей, получивших искусствоведческое образование, то более четверти из них размещают резюме в сфере «Искусство, развлечения, массмедиа». Наиболее популярными названиями резюме таких соискателей являются «Искусствовед», «Администратор» и «Начинающий специалист».

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

Ожидаемые зарплаты музейных работников

Средняя ожидаемая зарплата музейных сотрудников в России — 30 тысяч рублей. В Москве эта цифра несколько выше — 35 тысяч рублей, в регионах — 25 тысяч рублей. Чем больше у кандидата опыта, тем выше он оценивает свою зарплату.

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

Владение иностранными языками

Среднее число иностранных языков, которыми владеет музейный работник — 1,5. Наиболее популярным иностранным языком является английский. Интересная особенность или специфическая деталь — в 1,7% резюме тех, кто владеет хотя бы одним иностранным языком, указан латинский.

Исследование: музейные профессии

Регионы

Большинство музейных сотрудников не готовы никуда переезжать из родных регионов. 22% рассматривают возможный переезд, 2% указали, что желают переехать из своего региона.

Исследование: музейные профессии

Распределение резюме музейных сотрудников по готовности к переезду:

  • не готовы — 76%;
  • переезд возможен — 22%;
  • переезд желателен — 2%.

Наиболее популярными направлениями для переезда являются Москва и Санкт-Петербург.

Исследование: музейные профессии

Профессиональные навыки

Основные навыки музейных сотрудников — грамотная речь и умение обращаться с ПК. Из профессиональных навыков, попавших в топ-20, — организация выставок.

Исследование: музейные профессии

Вакансии

В 2018 году вакансий от музеев и галерей было создано в шесть раз больше, чем в 2014 году.

Исследование: музейные профессии

Наиболее популярной вакансией является вакансия экскурсовода.

Исследование: музейные профессии

Средняя предлагаемая зарплата для музейных сотрудников (смотрителей, кураторов, экскурсоводов и так далее) — 25 500 руб.

Примеры вакансий, где предъявляется требование или пожелание к тому, чтобы у кандидатов было искусствоведческое образование:

Основные требования к музейным работникам:

  • знание предметной области (по профилю музея) и интерес к ней;
  • гостеприимство и хозяйственность;
  • грамотная устная и письменная речь;
  • знание английского языка на уровне разговорного;
  • умение работать в команде;
  • дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, вежливость;
  • желательно высшее образование (искусствоведение, музейное дело);
  • умение работать с разными категориями посетителей.

Топ-5 профилей музеев, размещавших больше всего вакансий в 2014–2019 гг.

ПрофильПример
Исторические, многопрофильныеВДНХ
Изобразительное искусствоГМИИ им. Пушкина
Современное искусств«Эрарта», «Гараж»
УзкопрофильныеМузей русского импрессионизма
КраеведениеОмский историко-краеведческий музей

Более половины работодателей (музеев и галерей) находится в Москве (53%).

Читайте также: