Как оценить работу специалиста по охране труда в организации

Опубликовано: 17.09.2024

В этой статье мы рассмотрим основные положения ГОСТ 12.0.230.2-2015, выясним, какие задачи решает этот госстандарт и кому нужно соблюдать его требования.

Комментарии к ГОСТ 12.0.230.2-2015

Идея системного подхода заключается в том, что каждая система или ее часть рассматривается как цельное, отдельное от других систем явление. Основные характеристики системы или ее части – это ее цели, структура, задействованные ресурсы, внутренние и внешние процессы и взаимосвязи.

Поэтому для оценки эффективности функционирования системы ОТ нужна специальная методика. Классический способ формирования итоговой оценки работы всей системы путем суммирования оценок работы каждой ее части в этом случае недостаточно результативен. Это обусловлено тем, что система – это объединение частей в единое целое, свойства которого отличаются от свойств каждой из этих частей по отдельности. Поэтому в ходе планирования и внедрения в жизнь систем управления ОТ по изложенным в ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ 12.0.230.1-2015 рекомендациям специалистам потребовались дополнительные руководящие указания, как оценивать работоспособность и качество созданной в организации системы управления охраной труда (СУОТ). Эти указания в форме нормативных требований изложены в ГОСТ 12.0.230.2-2015, который вступил в силу 01.03.2017 г.

Какие задачи решает новый госстандарт?

Использование нового госстандарта позволяет добиться:

√ последовательности во внедрении системы и поддержании ее работоспособности;
√ полного выполнения каждым из трудящихся всех своих обязанностей в области ОТ;
√ постоянного повышения уровня компетентности всех трудящихся, которые привлекаются к управлению ОТ;
√ возможности сравнивать результаты существующей или внедряемой системы управления ОТ с положениями ГОСТ 12.0.230-2007 и, если нужно, корректировать систему.

В новом ГОСТ не содержится специализированных технических требований, поэтому использовать его могут любые организации.

Кто должен применять ГОСТ 12.0.230.2-2015?

Положения ГОСТ 12.0.230.2-2015 пригодятся ответственным лицам организаций, которые разрабатывают, внедряют и используют управлением охраной труда в соответствии с рекомендациями ГОСТ 12.0.230-2007. Как и другие документы ССБТ, данный госстандарт рекомендован для добровольного применения, поэтому брать его в работу или нет, организации решают самостоятельно. Штрафовать за его неиспользование госинспекторы труда не имеют права.

Структура ГОСТ 12.0.230.2-2015

Госстандарт разбит на 5 разделов, основным из которых является 4. В этом разделе приводится перечень параметров, значения которых исследуются в ходе оценки соответствия управления ОТ по разным направлениям ее работы. Всего этих групп выделено 16. Чтобы полностью оценить параметры системы, необходимо все их проработать. Методика выставления итоговой оценки приведена в 5 разделе.

1 раздел традиционно посвящен сфере использования госстандарта. В нем прописаны:

√ информационное наполнение ГОСТа – перечисление и расшифровка значений базовых критериев, которые применяются для оценки соответствия рекомендациям ГОСТ 12.0.230-2007;

√ характеристики организаций, которым окажется полезным данный госстандарт;

√ отсутствие узких технических требований, которые могли бы затронуть какой-либо из действующих НПА, относящихся к области техрегулирования.

2 раздел. В разделе приведены ссылки на связанную с новым ГОСТ нормативную документацию и озвучен порядок работы с ними.

3 раздел посвящен раскрытию терминов.

4 раздел – основной. В нем приведены разбитые на 16 групп требования к оцениванию элементов системы управления. Предложено оценивать:

• реализуемую в организации трудоохранную политику. Проводимую организацией политику необходимо задокументировать, изложить доступным языком и применять на практике. Она должна соответствовать ключевым принципам, изложенным в ГОСТ 12.0.230-2007;

• уровень задействованности трудящихся в работе. Проверяется, участвовали ли представители трудящихся в разработке и внедрении. Оцениваются степень и качество этого участия;

• обязанности, ответственность лиц. Проверяется распределение связанных с выполнением трудоохранных задач обязанностей, возможность эффективно выполнять свои обязанности ответственными лицами;

• уровень компетентности, подготовки. В первую очередь проверку проходят специалисты службы ОТ, затем – специалисты, которые отвечают за конкретные направления деятельности (например, руководители подразделений, ответственные за электробезопасность подразделений лица и т. д.);

• документацию в бумажном и электронном форматах. Проверяются наличие процедур обработки документации, своевременность ее пересмотра, актуальность существующих записей;

• процедуры, которые разработаны для обмена информацией. Рассматриваются разнообразные ответы на запросы, отчеты, директивы подрядчикам и другие подобные документы;

• исходный анализ. Проверяется качество выполнения анализа;

• качество и эффективность процедур. Проверяется соответствие требованиям отечественного законодательства, отраслевым, технологическим правилам, нормам, стандартам;

• формирование целей и их достижение. Оцениваются реалистичность и достижимость поставленных перед организацией целей в области ОТ, качество работы, которая проводится для их достижения;

• работу, направленную на предотвращение реализации опасных ситуаций. Проверяются качество и регулярность проведения работ по идентификации рисков и снижению их величин, правильность и адекватность используемых методик;

• качество мониторинга и оценивания результатов работы системы. Проводится оценка качества измерения показателей, правильности сделанных выводов, адекватности и эффективности корректирующих воздействий;

• качество и эффективность проведения расследований инцидентов (аварий, НС, ПЗ). Проверяются ведение регистрации инцидентов, соответствие процедур расследования требованиям национальной нормативной документации;

• проведение проверок. Оцениваются качество проведения регулярных проверок и их результативность. Изучаются требования к лицам, на которых возложена обязанность проводить проверки;

• качество обработки данных о функционировании руководством организации. Проверяется, задействуется ли приведенный в ГОСТ 12.0.230.2-2015 перечень вопросов при проведении анализа и оценки эффективности руководством организации;

• эффективность мероприятий, направленных на коррекцию несоответствий или их предупреждение. Проверяется наличие этих мероприятий, степень их проработки и результативность;

• эффективность направленных на постоянное совершенствование системы мероприятий и процедур. Оценивается работа персонала организации по постоянному совершенствованию работы, повышению ее результативности.

5 раздел посвящен процедуре формирования итоговой оценки соответствия. При этом итоговая оценка не является привычным для нас единым значением (например, уд./неуд.), а имеет форму заявления.

В итоговую оценку можно включать:

√ степень соответствия нормативным требованиям;
√ достигнутые после внедрения или модернизации системы результаты;
√ пути повышения эффективности работы системы.

Если оценка положительная, то в этом заявлении указывается, что все требования основного ГОСТа соблюдены. Если какое-либо из положений ГОСТ не было соблюдено, то в состав оценки включается информация о неустраненных несоответствиях. Пример оформления несоответствий приводится в справочном приложении.

Итак, мы рассмотрели структуру посвященного оценке управления ОТ госстандарта, выяснили, как и какие процедуры оценивания он рекомендует проводить, кому пригодятся эти рекомендации.

Любимов А. А.

В Школу охраны труда поступают вопросы о тех изменениях, которые ждут специалистов в 2020 году. Больше всего волнуют вопросы, связанные с проведением оценки профессиональных рисков. Наталья Герасименко, руководитель Школы охраны труда, поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в 2021 году?


Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?

У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.

  • Первое, на что мы можем опереться при расчете рисков, это Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н. В нем содержится типовое положение о системе управления охраной труда, где в качестве одной из процедур управления охраной труда заложено управление профессиональными рисками.
  • Второй документ, который помогает нам понять, что процедуру оценки профессиональных рисков выстраивать придется, — это Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В приказе прописано, что в случае внеплановой проверки работодателя инспекторы будут оценивать процедуры, направленные на достижение работодателем целей в области охраны труда, в том числе и процедуру управления профессиональными рисками.

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как работодателям выбрать оптимальные методы для проведения оценки профессиональных рисков в организации, учитывая отсутствие утвержденной методики?

Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

  • ГОСТ Р 58771-2019 « Менеджмент риска. Технологии оценки риска » — содержит более 35 методов оценки рисков.
  • Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда, — это матричный метод оценки.

К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по итогам проведения оценки профрисков и как работать с полученными итогами?

Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

  1. Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
  2. Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
  3. Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.

Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.

Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.

Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.

Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.

Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на обучение, которое поможет им четко понимать, что такое управление и оценка профессиональных рисками и как ее грамотно провести.


Спатарь, Е. В. Оценка охраны труда различными методами / Е. В. Спатарь. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2016. — № 1 (1). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/36/852/ (дата обращения: 27.05.2021).

В данной статье рассматривается сущность охраны труда, через призму системы безопасности труда на предприятии. Описываются методы оценки охраны труда на предприятии, выделенные на основе важности их применения для повышения эффективности управления охраной труда на предприятии.

Ключевые слова: охрана труда, методы оценки охраны труда

Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти. Основным органомгосударственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

В настоящее время важно создание работодателями корпоративных систем управления охраной труда и выполнения тем самым государственных нормативных требований охраны труда, вследствие чего актуальность рассмотрения методик оценки состояния охраны труда на предприятиях приобретает большое значение.

В соответствии с ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (ред. 31.10.2013), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст и введенным в действие с 01.07.2009, оценка состояния охраны труда является одним из основных элементов управления охраной труда. Кроме того, оценка состояния охраны труда и здоровья работников, повышение заинтересованности работодателей в их улучшении является одним из приоритетных направлений последовательного укрепления системы обязательного социального страхования. [2]

Оценка состояния охраны труда осуществляется путем определения социального и экономического эффектов проводимых работодателями мероприятий по улучшению охраны труда:

 Социальный эффект характеризуется снижением уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

 Экономический эффект рассматривается как результат социального и характеризуется снижением размера материальных последствий производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экономией материальных затрат на улучшение охраны труда.

Оценка состояния охраны труда должна быть комплексной работой. В связи с этим, работодатель должен устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда. С этой целью разрабатывается и обеспечивается функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные оценки состояния охраны труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы охраны труда. [7]

Методы оценки охраны труда:

1) Методика оценки социально-экономического состояния охраны труда на российских предприятиях.

Для оценки состояния охраны труда на российских предприятиях используют обобщенный показатель, в основе которого содержатся данные об аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты трехступенчатого контроля, документы по присвоению оборудованию знака безопасности и т. п. Представляя охрану труда как систему медико-биологических, технолого-технических и общественных знаний, для оценки состояния охраны труда можно рекомендовать интегральный показатель.

Интегральный уровень состояния охраны труда можно установить, как для участка или цеха, так и для предприятия в целом. Уровень состояния охраны труда, к которому должны стремиться на любом предприятии, равен 100 процентам.

К мероприятиям по улучшению условий и охраны труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, ликвидацию или снижение отрицательного воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих.

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охраны труда в настоящее время используют четыре группы показателей: изменение состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические. [5, 279–283]

2) Методика оценки состояния охраны труда профессора Гандзюка.

Оценка состояния охраны труда на предприятии в целом и в его структурных подразделениях базируется на анализе данных аттестации рабочих мест, паспортизации санитарно-технического состояния цехов и отделов, результатов выполнения комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также на динамике показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Текущая оценка состояния охраны труда в производственных цехах и участках может быть определена обобщенным коэффициентом уровня охраны труда цеха Кцот, что является среднеарифметическим суммы трех коэффициентов:

Оценка деятельности организации по обеспечению охраны труда и выполнению требований охраны труда является важнейшим элементом всей работы по охране труда. В настоящее время необычайно распространено мнение, что главным критерием успеха в работе по охране труда является отсутствие в организации несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. С формальной точки зрения цель охраны труда достигнута, но о качестве работы по охране труда в организации это ничего не говорит.

К сожалению, есть много видов деятельности, при которых можно ничего не делать по охране труда и не иметь «неприятностей». Но еще больше видов деятельности, где только ежедневная планомерная работа по охране труда с весомыми затратами трудовых, материальных и финансовых средств позволяет удерживать аварийность, травматизм и профессиональную заболеваемость на относительно низком (для реально существующей технологии) «социально приемлемом» уровне.

Но, если провозглашены «нулевые» критерии успеха, то их будут обеспечивать любой ценой. Не секрет, что не афишируемая, но широко применяемая практика состоит в сокрытии всего, что только можно сокрыть в охране труда, ибо такая практика (несмотря на ее аморальность) реально снижает «плохие» показатели по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости.

Сегодня необходимо развивать совершенно другой подход, подход, основанный на оценке выполнения (по степени приоритетности) намеченных мероприятий по охране труда, на включение в них хотя бы минимума обязательных важнейших элементов.

Элементы организации работы по охране труда в организации

К минимально необходимым важнейшим элементам организации работы по охране труда в организации относятся:

  1. Наличие системы управления охраной труда или как минимум – Положения о распределении функциональных обязанностей по охране труда между работниками и особенно между должностными лицами.
  2. Наличие раздела по охране труда в должностных инструкциях, а также инструкций по охране труда на рабочих местах и на виды работ.
  3. Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) как меры по идентификации опасностей и профессиональных рисков.
  4. Проведение инструктажей и других видов обучения по охране труда.
  5. Обеспечение работников требуемыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
  6. Ведение документации по охране труда.
  7. Наличие института уполномоченных (доверенных) лиц.
  8. Наличие специалиста (службы) охраны труда.
  9. Обязательное страхование работников в ФСС России.
  10. Прохождение работниками положенных медосмотров.

Оценка элементов системы управления охраны труда

Руководство Международной организации труда (МОТ) по вопросу системы управления охраной труда рекомендует, чтобы оценка элементов системы управления охраны труда в организации, или их подсистем, в зависимости от целесообразности охватывала:

  • Политику по охране труда (стратегические цели).
  • Участие работников в работе по охране труда (наличие комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц, коллективного договора с соглашением по охране труда.
  • Обязанности и ответственность (наличие в должностных инструкциях раздела по охране труда для должностных лиц).
  • Компетентность и подготовку по охране труда персонала (включая все виды обучения и проверки знаний).
  • Документацию системы управления охраной труда.
  • Передачу и обмен информацией (сверху вниз и снизу вверх).
  • Планирование, развитие и осуществление системы управления охраной труда (СУОТ).
  • Предупредительные и регулирующие меры (технического и организационного характера по защите от опасных и вредных производственных факторов.
  • Управление изменениями в системе управления охраной труда (СУОТ), связанными с изменениями в технологическом процессе или оборудовании и приеме на работу нового персонала.
  • Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование.
  • Снабжение СИЗ и сертифицированным оборудованием, маркированными веществами и т.п.
  • Подрядные работы (заключение договора с подрядчиками по разделу ответственности в аварийных ситуациях, по обязательствам подрядчика соблюдать требования СУОТ основной организации).
  • Мониторинг исполнения и оценку результативности намеченных мероприятий по охране труда.
  • Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья
  • Организацию контроля и проверок/аудита системы управления охраной труда (СУОТ).
  • Анализ эффективности систему управления охраной труда (СУОТ) руководством.
  • Предупредительные и корректирующие действия по совершенствованию работы по охране труда.
  • Непрерывное совершенствование всей системы управления охраной труда (СУОТ).
  • Любые другие цели и объекты проверки/аудита, в зависимости от целесообразности.

Поэтому при глобальной проверке работы по охране труда должно быть определено являются ли осуществляемые элементы системы управления охраны труда или их подсистемы:

  1. Эффективными для осуществления политики и целей организации по охране труда.
  2. Эффективными для содействия полному участию работников.
  3. Реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок/аудитов.
  4. Обеспечивающими организации достижение соответствия с относящимися к делу национальными законами и правилами.
  5. Достигающими цели непрерывного совершенствования и передового опыта по охране труда.

При этом проверка должен проводиться компетентными, не связанными с проверяемой деятельностью лицами, работающими или не работающими в организации.

Анализ эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством должен:

  • Оценить общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности.
  • Оценить способность системы управления охраной труда удовлетворять общие потребности организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля.
  • Оценить необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда.
  • Определить, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая приспособление других сторон управленческой структуры организации и оценки результативности исполнения.
  • Обеспечить обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
  • Оценить прогресс в достижении целей организации по охране труда и энергичность корректирующих действий.
  • Оценить эффективность действий, намеченных при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством.

Анализ эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством должен учитывать:

  1. Результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, а также непрерывного контроля за исполнением и оценки результативности; аудиторской деятельности.
  2. Дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут повлиять на систему управления охраной труда.

Результаты и выводы проверки системы управления охраной труда организации

Важно, чтобы результаты и выводы проверки были доведены до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. Это позволяет реально использовать результаты аудита для совершенствования системы управления охраной труда (СУОТ). Поскольку вся организация работ по охране труда распределяется среди всех руководителей, и большая доля этой ответственности лежит на первом руководителе, то необходимо, чтобы высшее руководство организации периодически оценивало результативность принятых решений и вносило, при необходимости, коррективы.

Директоры, главные инженеры структурных подразделений, а также главный инженер или генеральный директор крупного предприятия должны не реже одного раза в квартал на совещаниях главных специалистов, начальников цехов, служб, либо на техническом совете, заседании постоянно действующей комиссии по охране труда с участием профсоюзного органа:

  • Подводить итоги работы в области охраны труда за истекший период, ход выполнения планов, плановых мероприятий по охране труда.
  • Рассматривать результаты проверок.
  • Рассматривать состояние травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности и другие вопросы охраны труда.
  • Заслушивать информацию начальников цехов, участков, отделов, служб, давать оценку работы руководителей по этим вопросам, намечать меры по ее улучшению.
  • Заслушивать предложения о поощрении структурных подразделений, длительное время работающих без травматизма и нарушений правил и норм охраны труда, а также соответствующие предложения о дисциплинарной ответственности, о соответствии занимаемой должности лиц, допустивших грубые нарушения правил и норм по охране труда.

Обсуждение вопросов и принятие решений оформляется протоколом совещания (техсовета, заседания) и является обязательным к исполнению. В необходимых случаях по организации издается приказ.

Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

  1. Лиц, ответственных за конкретный элемент (элементы) системы управления охраной труда, с тем чтобы они могли принять соответствующие меры.
  2. Комитета по охране труда, работников и их представителей.

Для многих организаций такой анализ может готовиться один раз в год к общему подведению итогов работы. При этом производится разработка (уточнение) основных направлений политики организации по охране труда.

В принципе, частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с потребностями и условиями деятельности организации.

Как оценить состояние охраны труда? Какие показатели для этого использовать? Для чего требуется такая оценка? Эти вопросы возникают у работодателя в самом начале организации системы управления охраной труда

Один из элементов этой системы — это оценка состояния охраны труда. Она необходима для определения экономического и социального эффектов от мер, принимаемых работодателем для улучшения условий трудового процесса на предприятии. Под социальным эффектом имеется в виду снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, под экономическим — как результат социального эффекта — снижение расходов на компенсацию последствий производственных травм, потери способности к труду, заболеваний

Сначала проводится исходный анализ состояния охраны труда. Он выполняется компетентными лицами после обязательного обсуждения и договоренности с работниками или их представителями. Объективная оценка в организации всех сторон деятельности по охране труда на производстве должна выявить основные проблемы, затем на их основе будут сформированы заключительные выводы. Для оценки необходимы следующие шаги:

  • определить действующие национальные законы, правила, национальные, специальные стандарты, программы по охране труда, другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя
  • идентифицировать, предположить, оценить опасности, риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды, организации трудового процесса
  • определить полноту планируемых или действующих мер защиты для ликвидации опасностей или ограничения рисков для жизни и здоровья работников
  • проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников

Результат проведенного анализа оформляется документально. На его основе работодатель принимает решение, можно ли внедрять или необходимо совершенствовать систему управления охраной труда. Исходный анализ определяет базовый уровень для сравнения, а затем оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда на предприятии.

По каким показателям можно судить об успешности мер по улучшению трудовых условий на предприятиях?

Чаще всего при анализе учитывают коэффициент тяжести и коэффициент частоты несчастных случаев на производстве. Помимо них можно использовать оценочные показатели: количество пострадавших в результате несчастных случаев, общее количество дней утраты трудоспособности по всем несчастным случаям, коэффициент частоты смертельного травматизма.

Но данные показатели имеют один существенный недостаток: они не дают полного представления о состоянии охраны труда, так как не учитывают существующие на предприятиях опасные производственные факторы, риски, которые приводят к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Оценка состояния охраны труда — это комплексная сложная работа. Методы и критерии проведения оценки на предприятиях должны регулярно совершенствоваться работодателем. В оценку входят наблюдение и измерение результатов деятельности руководства в обозначенной сфере. Для большей эффективности оценки полномочия и ответственность по наблюдению должны распределяться по разным уровням управленческой структуры. Текущая проверка выполняется каждый месяц, более полная — каждый год.

Измерения должны основываться на выявленных на предприятии опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторах, рисках, а также на принятых на себя организацией обязательствах, связанных с политикой и целями по ОТ. Помимо этого, измерения должны поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.

Что включает в себя наблюдение?

Это наблюдение достижений по конкретным планам, установленным критериям результатов деятельности и поставленных целей, проведение систематической проверки производственных систем, помещений, цехов, оборудования. Обязательно ведется наблюдение за производственной средой, а также за состоянием здоровья работников, на тех предприятиях, где это целесообразно — регулярно проводятся соответствующие медицинские осмотры для раннего выявления признаков симптомов нарушения здоровья, чтобы определить эффективность профилактических и контрольных мер. Необходимо оценивать соответствие трудовых условий национальным законам, а также иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям, другим обязательствам, принятыми на себя организацией.

Проведенное должным образом наблюдение обеспечивает обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда, собирает информацию для определения результативности, эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению, ограничению опасных, вредных для жизни и здоровья производственных факторов, рисков. На основе проведенных наблюдений работодатель принимает решения о совершенствовании как мер по определению опасностей и ограничению рисков, так и самой системы управления охраной труда.

Фиксация в записях результатов анализа является необходимым условием эффективности проводимых измерений и наблюдений.

В оценку состояния охраны труда также входят мероприятия по периодическому проведению проверок для определения эффективности системы управления ОТ.

Проверка должна охватывать:

  • политику в области охраны труда
  • участие работников или их представителей
  • обязанности и ответственность
  • компетентность и подготовку
  • документацию системы управления охраной труда
  • передачу и обмен информацией
  • планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда
  • предупреждающие и контролирующие меры
  • предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ними ликвидация их последствий
  • материально-техническое снабжение
  • подрядные работы
  • наблюдение и измерение результатов деятельности
  • расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их влияние на меры безопасности
  • предупреждающие, корректирующие действия
  • непрерывное совершенствование
  • любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости

Результат проверки — выводы о результативности политики организации, реализации поставленных целей, вовлеченности персонала в процесс обеспечения охраны труда; соответствует ли ситуация требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности предприятия.

Итоги оценки состояния охраны труда на предприятии оформляются отчетом, форму которого определяет работодатель. На основе результатов оценки состояния охраны труда на предприятии работодатель должен регулярно корректировать (или сформировать) политику, цели, задачи по совершенствованию системы управления охраной труда на предприятии.

Читайте также: