Можно ли работать водителем при сахарном диабете

Опубликовано: 17.09.2024

Повседневная жизнь больного сахарным диабетом (в им среднем поражено от 3 до 5% населения, в пожилом возрасте этот показатель возрастает до 10-15%) должна быть подчинена определенному лечебно-профилактическому и гигиеническому режиму. Только его тщательное соблюдение может позволить людям, страдающим этим тяжким недугом, быть социально активными, вести максимально приближенный к нормальному образ жизни.

Одной из важнейших составляющих такой жизни является трудовая деятельность. Увлекательная и совместимая с требованиями индивидуального лечебно-профилактического режима деятельность является мощным фактором поддержания жизненной активности больного, его социальной полноценности и удовлетворенности.

Однако, специфические особенности многих видов такой деятельности отрицательно влияют на течение заболевания, затрудняют его компенсацию, повышают риск возникновения тяжелых осложнений, приводят к ранней инвалидизации, а в ряде случаев просто противопоказаны больному диабетом.

Поэтому, проблема сочетания этой деятельности с ограничениями, обусловленными характером заболевания, нередко возникает с детских лет, при выборе профессии, в период учебы и работы и даже в пенсионном возрасте.

В эпоху современной научно-технической революции, наряду с давно известными, появилось множество новых профессий, расширивших и разнообразивших виды трудовой деятельности человека. Но, к сожалению, далеко не все профессии приемлемы для больного сахарным диабетом. Некоторые однозначно противопоказаны, допуск ко многим другим имеет жесткие ограничения.

С точки зрения пригодности той или иной профессии для работы в ней больного сахарным диабетом исходное требование таково: характер и особенности трудовой деятельности должны позволять больному полноценно сочетать её с соблюдением (без ущерба для работы и опасности для окружающих) необходимого для данного больного лечебно-профилактического режима (время приема лекарств разрешаемойи пищи, самоконтроль уровня глюкозы в крови, предупреждение гипогликемических состояний и неотложная помощь при них, нормальный отдых и сон и др.).

Исходя из этого общего требования вытекают следующие конкретные советы и рекомендации (в первую очередь, и в основном, они адресованы больным, страдающим 1-м типом диабета, хотя в большей или меньшей мере распространяются и на больных 2-го типа):

  • Исключение работ со сменным графиком, в вечернее и ночное время.
  • Отказ или ограничение работ, связанных с повышенной физической нагрузкой и вредными условиями труда (неблагоприятным микроклиматом рабочих помещений,опасными физическими, химическими и биологическими воздействиями, сильным психо-эмоциальным напряжением)
  • Исключение работ в экстремальных условиях (подводных, подземных, в чрезвычайных обстоятельствах, в изолированных помещениях и т.п.).
  • Исключение (ограничение) работ по управлению наземным, воздушным, подземным и другим общественным транспортом и строительными механизмами.
  • Ограничение времени работы, требующей длительного зрительного напряжения.

В решении вопроса о профессиональной ориентации и трудовой деятельности больного диабетом необходим не формальный (наличие заболевания) а индивидуальный подход. Он должен учитывать не только (а в ряде случаев и не столько) сам факт наличия заболевания, но и весьма важные его персональные особенности: форму, тяжесть и характер течения заболевания, средства и режим лечения, наличие и выраженность осложнений, «диабетологическую» грамотность больного, владение средствами самоконтроля и неотложной самопомощи, понимание и уровень самодисциплины и ответственности за себя и окружающих, возраст и трудовой стаж (профессиональный опыт) больного, морально-психологическое значение трудовой деятельности в жизни данного больного и др.

При профессиональной ориентации ребенка больного сахарным диабетом, родители и преподаватели должны тактично, постепенно, с наименьшим ущербом для психики ребенка, не способствуя формированию комплекса неполноценности, разьяснить ему личную и

общественную целесообразность предпочтительного выбора той или иной «подходящей» профессии, приводить аргументы её привлекательности и перспективности и т.п. Подобные аргументы должны быть использованы и в общении с молодыми людьми, заболевшими диабетом в период учебы, или имеющими пока небольшой стаж работы по специальности и т.п., у которых впереди еще много лет работы и полноценной «жизни с диабетом», для которой необходима совместимость с соответствующей профессией.

Когда диабетом заболевает человек в более зрелом возрасте, имеющий солидный профессиональный стаж и опыт (чаще всего в таком возрасте болезнь протекает по 2-му типу, в большинстве случаев не требующему иньекций инсулина) вопрос о дальнейшей профессиональной деятельности решается сугубо индивидуально. Если характер этой деятельности позволяет совместить её с соблюдением необходимых лечебно-профилактических рекомендаций, то больной может продолжать работу по специальности, ограничившись лишь необременительной коррекцией её графика и продолжительности, режима питания и т.п. В подобных ситуациях нередко целесообразна смена профессии на близкую по своему профилю (например, переход заболевшего водителя автобуса на должность слесаря-ремонтника в автопарке).

С точки зрения приемлемости для больного диабетом, все виды профессий можно разделить на три основные группы.

Протипопоказанные. Водители общественного транспорта (автобусов, трамваев, троллейбусов, такси и др.), летчики, космонавты, подводники, водолазы, шахтеры, работающие в кессонах, строители и монтажники -высотники, водители и операторы передвигающихся строительных и других механизмов, ремонтники наружных электросетей, горноспасатели, работа на предприятиях с высоким уровнем физических, химических или биологических вредностей , работа в местах, отдаленных от возможности оказания неотложной медицинской помощи и другие профессии высокого риска возникновения экстремальных ситуаций, в ночное время, требующие особого внимания и ответственности, исключающие возможность соблюдения требуемого больному лечебно-профилактического режим.

Относительно противопоказанные. Работы и профессии, связанные с частыми командировками, работы сопряженные в воздействием производственного загрязнения окружающей среды (физическим, химическим, биологическим), длительное зрительное напряжение, актеры, повара, гиды-экскурсоводы, кондитеры, профессиональный спорт, работы в изолированных помещениях без напарников, с ненормированным рабочим днем, высоким психо-эмоциональным напряжением и подобные.

Рекомендуемые. Преподаватели средней и высшей школы, научные сотрудники и лаборанты (при исключении воздействия вредных факторов окружающей среды и необходимости в частых командировках), медики (кроме специальностей хирургического профиля, инфекционистов, скорой выездной медицинской помощи), фармацевты, диетологи, кладовщики, финансовые работники, экономисты, программисты, строители и ремонтники внутренних помещений, библиотекари, различные виды административно-хозяйственной и управленческой работы и ряд других профессий, не препятствующих соблюдению требуемого для данного больного лечебно-профилактического режима.

Как и для любого другого человека, для больного диабетом, работа должна быть не в тягость, а в радость.

Завершая рассказ о профессиональной ориентации и деятельности больного сахарным диабетом, вкратце остановимся и на косвенно связанным с этой проблемой вопросом пользования личным автомобильным транспортом.

Количество владельцев личных автомобилей неуклонно возрастает во всем мире и среди них немало лиц, болеющих сахарным диабетом. Стремление больного диабетом «жить как все» понятно и во многом осуществимо. Поэтому, тем больным, у которых нет медицинских противопоказаний, связанных с тяжестью и характером течения заболевания, нет оснований ограничивать право вождения личного автомобиля. В большинстве случаев могут пользоваться автомобилями больные вторым типом диабета. Сложнее решение этого вопроса в отношении больных первым типом, делающих уколы инсулина. Как исключение, и при условии, что заболевание хорошо компенсировано, больной не склонен к частым гипогликемическим реакциям и обусловленных ими затуманенности и потере сознания, таким больным также может быть разрешено вождение личной автомашины. Но только на «спокойных» магистралях, где нет интенсивного движения транспорта и пешеходов.

В любом случае, при этом водитель-больной диабетом должен:

* Не нарушать предписанный ему режим питания и приема лекарств (в .ч. – уколов инсулина).

* Садиться за руль и водить машину после положенного приема пищи и не позднее, чем за час до её очередного приема.

* Иметь при себе (в машине) индивидуальный глюкометр, используемые сахароснижающие средства, приспособления для введения инсулина, препарат «глюкагон», бутерброд, немного сладостей, таблетки глюкозы, простую и сладкую (на сахаре) воду.

* При малейших признаках начинающейся гипогликемии или других проявлениях плохого самочувствия, спутанности сознания и ориентировки и т.п. немедленно остановить машину и проверить уровень сахара в крови, при необходимости принять таблетки глюкозы, выпить сладкую воду и т.п.

* Желательно, чтобы больной имел медальон (браслет) с указанием о наличии у него заболевания диабетом, или иное подобное удостоверение с записью в нем сведений о адресах и телефонах лицах, которых надо известить в случае необходимости (обращение за скорой медицинской помощью, авария и т.п.)

* При длительной поездке не реже чем через каждые 1.5-2,0 часа делать остановки для отдыха.

Сопровождающие больного в поездке попутчики должны быть осведомлены о его заболевании и мерах, которые надо предпринять в случае внезапного возникновения гипогликемического состояния. Правильно поступают некоторые больные, в машинах которых на видном месте находится хорошо различимая табличка, содержащая соответствующие указания.

Сахарный диабет может диагностироваться у любого человека. В связи с этим часто возникает вопрос относительно того, можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа.

Не секрет, что данное заболевание могут диагностировать у любого человека, в том числе, и у мужчин. А, как известно, многие мужчины выбирают профессию водителя или же попросту водят собственный автомобиль. Именно поэтому при постановке такого диагноза, абсолютно логично возникновения вопроса можно ли водить самостоятельно транспорт или придется распрощаться с правами и пользоваться такси или же общественным трансфером.

Конечно, сразу отказываться от возможности самостоятельно управлять авто, а тем более зарабатывать этим себе на жизнь, не стоит. Для начала нужно узнать, какая профессия доступна для диабетика и есть ли в этом перечне вышеуказанная должность.

Начнем с того, что работа является неотъемлемой частью жизни любого человека. В том числе и того, кому установлен диагноз о наличие «сладкой» болезни. И, соответственно, всем известно, что многие представители мужского пола, а иногда и женского, выбирают профессию водителя. Причем не только легкового, грузового или пассажирского автотранспорта, а и электропоезда. Поэтому вопрос относительно того придется ли им распрощаться с любым делом после диагностирования недуга, стоит очень остро.

О чем важно помнить при выявлении сахарного диабета?

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?
Итак, после того, как пациент узнает о том, что у него имеются явные проблемы с сахаром, ему следует первым делом узнать, на какие два фактора нужно сразу обращать внимание.

Во-первых, следует подробно изучить особенности недуга и понимать, какой риск существует. Допустим, нужно изучить при каких обстоятельствах может произойти резкий скачок сахара или, к примеру, на какие внутренние органы и основные процессы жизнедеятельности влияет недуг.

Ну и, во-вторых, исходя из полученных выше знаний, следует выбирать такую профессию, которая не нанесет вред здоровью самого пациента и всех, кто его окружает.

К сожалению, к недопустимым профессиям относится должность водителя общественного транспорта. Но кроме нее, есть и другие сферы деятельности, от которых придется отказаться, а именно:

  1. Работа высотником;
  2. Летчиком;
  3. Профессия, которая подразумевает работу на оборудовании повышенной опасности или любую другую должность, что связана со сложным оборудование или управлением какого-либо механизма.

Как видим, работа водителя относится к числу запрещенных. Но, конечно, все зависит от степени тяжести недуга, а также от того, какие последствия возникли вследствие такого заболевания.

Кстати, эти вышеописанные советы относятся и к выбору учебного заведения, а именно своей будущей профессии. Следует позаботиться о своем будущем еще на стадии выбора ВУЗа.

Тогда в будущем не придется столкнуться с проблемой в том, что из-за проблем со здоровьем работодатель откажет в трудоустройстве.

Как не потерять работу водителя?

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?
В целом, нужно отметить, что данный диагноз не лишает человека возможности водить автомобиль или управлять другими сложными устройствами. Просто для этого нужно всегда контролировать свое самочувствие, и в случае ухудшения, немедленно остановиться и принять нужные лекарства.

Конечно, лучше уведомить окружающих о том, что присутствует такой диагноз, тогда в случае резкого ухудшения самочувствия они смогут помочь, и быстро предпринять соответствующие меры.

Также важно придерживаться правильной диеты и регулярно принимать прописанные доктором препараты. Если следовать всем рекомендациям лечащего врача, то удастся побороть болезнь или же минимизировать риск её осложнения.

Конечно, если говорить конкретно о должности водителя или машиниста, то в этом случае могут возникнуть сложности с тем, что диабетик должен принимать пищу строго по расписанию, также в указанное время ему нужно сделать укол инсулина или принять сахаропонижающие препараты.

Если говорить о людях, которые страдают от «сахарной» болезни второго типа, то им нужно выбирать такую профессию, которая предполагает минимальный стресс и не требует работать в ночное время.

Ну а когда речь идет о тяжелой форме недуга, то таким пациентам рекомендуют только надомный труд.

Исходя из изложенной выше информации, становится понятно, что чрезмерно экстремальные профессии или те, которые предполагают сильную нагрузку, противопоказаны диабетикам. Лучше остановится на таких профессиях, как:

  • экономист;
  • портной;
  • библиотекарь;
  • врач-терапевт;
  • лаборант;
  • медсестра;
  • учитель;
  • дизайнер и прочее.

Нельзя забывать о том, что данная болезнь может стать причиной развития очень сложных последствий для здоровья, поэтому пренебрегать существующими правилами лечения не стоит.

Легкая степень тяжести болезни

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?
Если речь идет о заболевании, которое протекает в легкой степени, когда уровень сахара в крови довольно просто регулируется и пациент не ощущает каких-либо сложных симптомов, то есть вариант работать со сложными механизмами или управлять авто и электротранспортом.

Такое возможно в том случае, когда болезнь только начала развиваться и её сразу обнаружили. В этом случае сосуды человека еще не разрушены, у него отсутствуют осложнения и ему довольно легко контролировать уровень глюкозы в своей крови. Чаще всего такое бывает, когда речь идет о водителях с сахарным диабетом второго типа на ранней стадии развития.

Не секрет, что люди на данной должности регулярно должны проходить профосмотр, если его результаты будет удовлетворительными, то тогда им разрешается выполнять свои непосредственные обязанности.

Но как-бы там не было, если сотруднику установлен вышеупомянутый диагноз, то есть определенная работа, которая ему категорически не разрешена.

К таким работам относятся:

  1. Чрезмерно тяжелый физический труд.
  2. Работа, которая предполагает непосредственный контакт с вредными веществами или ядом.
  3. В командировки сотрудника могут отправлять только по его личному согласию.
  4. Нежелательны переработки или сильная эмоциональная нагрузка.

В целом, нужно отметить, что больному с диабетом следует относиться к себе щадяще. Следить постоянно за своим самочувствием, не переутомляться, не нагружать себя чрезмерной физической активностью и не находиться рядом с вредными веществами.

Если этих правил не придерживаться, вполне возможно, что разовьются осложнения сахарного диабета 2 типа и 1 типа.

Средняя степень тяжести недуга

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?
Когда речь идет о сотрудниках, что страдают от «сладкой» болезни средней степени тяжести, то им не рекомендуется работа, которая связана с возникновением несчастных случае.

К этой категории должностей можно отнести машинистов или же водителя общественного автомобильного транспорта. Иначе плохое самочувствие такого специалиста, или даже резкое ухудшение его здоровья может стать причиной возникновения несчастного случая, в результате которого пострадают сторонние люди.

Нужно всегда помнить о том, что у такой категории пациентов в любой момент может возникнуть резкий скачок сахара, который станет причиной развития гипо- или гипергликемии.

Для них абсолютно противопоказаны такие должности, которые предполагают:

  • чрезмерную физическую или умственную нагрузку;
  • постоянное нервной напряжение и возможные стрессы;
  • управление общественным транспортом любой категории;
  • если присутствуют осложнения с сосудами, то не рекомендуется долгое время находиться на ногах;
  • постоянное напряжение зрения.

В большинстве случаев люди, которые страдают от сахарного диабета с осложнениями, имеют любую группу инвалидности. Это связано с тем, что данный недуг довольно сильно поражает их внутренние органы, а также нижнее конечности и другие части тела. Поэтому, таким пациентам присваивается соответствующая группа инвалидности. В связи с чем, их профпригодность сильно снижается, и работа на должности водителя для них крайне нежелательна.

Ведь в таком случае они подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь, а также здоровье окружающих.

На какую должность обратить внимание?

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?
Не стоит думать о том, что если пациенту установлен диагноз сахарный диабет, то ему нельзя вообще работать.

Есть определенные должности, на которых уровень профпригодности человека с вышеупомянутым диагнозом, сможет проявить себя на максимум.

Например, это может быть:

  1. Преподаватель в институте или учитель в школе.
  2. Работник библиотеки.
  3. Работник медицинской сферы, желательно с минимальной нагрузкой.
  4. Мастер по ремонту телевизоров, компьютеров, а также другой мелкий или крупной техники.
  5. Секретарь руководителя.
  6. Работа с помощью интернета, к примеру, копирайтер, рерайтер, менеджер по продажам и т.д.

Помимо того, что пациент с таким диагнозом должен знать, какая должность для него подходит, ему также нужно помнить о том, какой режим дня для него рекомендован. К примеру, если возможно работать не полный рабочий день, то лучше выбирать такую профессию. А вот от ночных смен лучше отказаться вообще.

В целом, всегда нужно помнить о том, что если своевременно следить за своим здоровьем, вовремя принимать медикаменты, а также не нагружать себя как физически, так и эмоционально, то данный диагноз особо не навредит.

Также важно следовать определенным советам экспертов:

  • всегда нужно носить с собой инсулин или же препараты, которые снижают уровень глюкозы в крови;
  • нельзя скрывать от коллег и работодателя о наличие болезни, именно при таких условиях они смогут экстренно помочь в случае резкого ухудшения самочувствия;
  • еще нужно помнить и о том, что такая категория сотрудников имеет определенные льготы, к примеру, право на дополнительный отпуск и так далее.

Некоторые больные утверждают, мол, я имею сахарный диабет и работаю машинистом или водителем. То, прежде всего, нужно уточнить, какая степень тяжести его болезни, а также знает ли руководство о наличие такого диагноза.Ну и, конечно, проверить достоверность такой информации.

О чем следует помнить при выявлении сахарного диабета?

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?
Многие пациенты утверждают, что для них сахарный диабет не является проблемой. И даже при наличии такого диагноза, они могут вести активный образ жизни и нечем не отличаться от других людей, что не страдают от данной болезни.

Конечно, такое вполне возможно. Правда, для этого следует регулярно следить за своим самочувствием и следовать всем рекомендациями, которые прописывают врачи. Также нужно регулярно питаться, не нагружать себя чрезмерными физическими упражнениями, но при этом вести достаточно активный образ жизни. Рекомендованы пешие прогулки, водные процедуры. Если говорить о видах спорта, которыми могут заниматься диабетики, то это:

  1. Фитнес.
  2. Гимнастика.
  3. Плавание.
  4. Кардионагрузки и прочее.

А вот от более сложных занятий, которые предполагают сильную физическую нагрузку нужно отказаться. Допустим, дайвинг, скалолазание, бокс, борьба, бег на дальние или короткие дистанции не рекомендован для таких пациентов.

Чтобы точно быть уверенным в том, что выбранная работа или спорт не навредят здоровью еще больше, лучше предварительно проконсультироваться со своим лечащем врачом и узнать у него, нет ли противопоказаний к данному виду деятельности или хобби.

Но, несмотря на все это, многие диабетики все-таки работают водителями или машинистами, правда, это возможно только в том случае, если у них легкая степень болезни и нет никаких патологий.

В остальных же случаях лучше отказаться от данной профессии и не подвергать себя и окружающих опасности.

А вот водить свой личный транспорт никто запретить не может. Но, конечно, лучше не отправляться в долгую дорогу без сменного водителя, также нужно отказаться от ночных переездов. Если же имеются определенные осложнения или ухудшение зрения при диабете, то в таком случае следует самоустраниться от управления авто и мототранспортом. Иначе существует риск того, что вовремя управления автомобилем у водителя случится приступ, который, в свою очередь, станет причиной аварии.

Если же все-таки во время управления авто водитель почувствует ухудшение самочувствия, то он должен немедленно остановить машину и принять соответствующие лекарства. И лучше чтобы в этот момент рядом с ним кто-то находился.

О правилах выбора профессии для диабетика расскажет видео в этой статье.

  • Можно ли ананас при сахарном диабете 2 типа?
    Можно ли ананас при сахарном диабете 2 типа?
  • Можно ли гематоген при сахарном диабете 2 типа?
    Можно ли гематоген при сахарном диабете 2 типа?
  • Какие молочные продукты можно при сахарном диабете 2 типа?
    Какие молочные продукты можно при сахарном диабете 2 типа?

В автомобильном праве есть Федеральный Закон «О безопасности транспортных средств» (конкретно статья 23), регулирующий возможность вождения, имея те или иные болезни. Он ссылается на Перечень противопоказаний, при наличии которых нельзя не только управлять машиной, но и вовсе получать права. Среди них преимущественно заболевания, связанные с головным мозгом, зрением и двигательной активностью. Если водитель сможет обойти Закон и несмотря на запрет, сядет за руль, он не просто рискует получить штраф, но и ставит под угрозу свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.

Особенности запрета на вождение авто при болезнях


Человек, который собирается водить машину, должен иметь личное чувство ответственности за жизнь окружающих его людей. Кроме него самого, никто не может узнать о наличии опасной болезни без соответствующей медицинской справки. Что еще немаловажно: при обнаружении того или иного заболевания, врач не передает информацию в ГИБДД. По правилам мед. обследование необходимо проходить каждые 10 лет. И если, например, у водителя появятся приступы эпилепсии через 2 года после получения прав, следующие 8 он может управлять автомобилем с «чистой» справкой.

При остановке автомобиля инспектором он может выявить признаки болезни без изучения медицинского заключения. Однако, даже в этом случае лишить прав может только суд. Исключение составляют только те, у кого вовсе не было водительского удостоверения и те, кто уже лишен прав. В противном случае нарушитель просто понесет наказание в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей, при условии, что его действия не повлекли за собой серьезные последствия.

С какими болезнями можно и нельзя управлять авто

Среди самых распространенных заболеваний, которые полностью ограничивают право управлять автомобилем или являются особым указанием к вождению, стоит выделить:

  • Постинсультное состояние с такими осложнениями, как деменция, амнезия, слепота на оба глаза. В Законе об инсульте речи нет вовсе, так как опасность представляют его последствия.
  • Эпилептические расстройства всех форм и видов. Запрет касается всех типов автомобилей, любой конструкции.
  • Болезнь Паркинсона. Сама по себе не является противопоказанием, даже на последних стадиях. Но при ее активном развитии вероятно появление деменции, которая ограничивает возможность управлять любыми ТС.
  • Большинство видов психических расстройств — тяжелая депрессия, шизофрения, амнезия, делирий, галлюцинации, расстройства личности, а также неуточненные формы, связанные с травмами и отклонениями головного мозга.
  • Умственная отсталость, в том числе аутизм и синдром Дауна. Хотя в Законе об этих болезнях ничего не сказано, препятствием к вождению служит снижение интеллекта и слабоумие.
  • Слепота. Запретить водить машину врачи могут только при полном отсутствии зрения. Если не видит только один глаз, или функция обоих снижена, могут быть предъявлены дополнительные меры. В водительском удостоверении в 12 графе ставят отметку "GCL" или «Очки/линзы обязательны».

При диабете, астме, энцефалопатии, сердечных и сосудистых заболеваниях никаких ограничений нет. Водитель должен своевременно принимать препараты, поддерживающие здоровье, и это зона его личной ответственности, за пренебрежение которой в случае чего он понесет наказание. То же касается головной боли или температуры. Правила дорожного движения запрещают садиться за руль в болезненном и утомленном состоянии. Но сотрудник ГИБДД вряд ли сможет определить таковое «на глаз», поэтому человек самостоятельно принимает решение — можно ехать или нельзя.

Что касается черепно-мозговых травм, все зависит от того, приводят ли они к неврологическим проблемам. Если да, то водитель не сможет получить права категорий C, CE, D, DE, Tm/Tb. Легковых автомобилей этот запрет не касается. В случае же с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, практически всегда приходится менять конструкцию машины. Если одна нога короче другой, конечность полностью отсутствует, произошел паралич или существенно нарушена двигательная активность, одна из педалей переносится выше для возможности ручного управления.

Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя


Обнаружить болезнь официально могут в 2 случаях:

  1. Во время прохождения медицинской комиссии, необходимого для замены водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия.
  2. При мед. обследовании, проводимом вследствие получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.

Если врачи выявят противопоказания, они не выдадут справку, которая позволит управлять автомобилем. Если же будут выявлены болезни с «особым» статусом, то в ГИБДД будущий водитель сможет получить права только определенной категории (при наличии ограничений для иных). При имеющихся проблемах со зрением в удостоверении просто ставится отметка о необходимости ношения очков или линз. Их отсутствие при проверке сотрудником ГИБДД будет причиной для выписки штрафа.

Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?

По части 1 статьи 12.7 КоАП предусмотрено наказание в размере от 5 до 15 тысяч рублей за управление автомобилем при наличии противопоказаний, ограничений и особых указаний. Инспектор определяет тяжесть нарушения, учитывает смягчающие обстоятельства, исходя из чего выносит вердикт, касательно размера материального наказания. Штраф неминуемо будет выписан, если:

  • есть зафиксированные медицинские противопоказания и соответственно нет прав;
  • есть ограничения для конкретной категории, и водитель находится за рулем авто, подпадающего под эту категорию;
  • есть отметка о необходимости ношения линз или очков, а водитель ею пренебрег.

ГИБДД не могут предъявлять претензии к медицинским работникам, потому что в их полномочия не входит проверка достоверности справок. Поэтому отвечать за то, что информация в документе не соответствует действительности, будет только сам водитель. Не стоит надеяться на везение и полагаться на случай. При наличии противопоказаний, разумнее отказаться от вождения вовсе и не подвергать опасности окружающих.


Как рассказала «АиФ» Жанна АЛЕКСАНДРОВА, валеолог ГУ «Минский облЦГЭОЗ», медики не возражают против того, чтобы больной сахарным диабетом (СД) сел за руль. Управлять личным автомобилем можно неинсулинозависимым водителям, страдающим СД второго типа и вводящим инсулин, но со стабильным течением заболевания. Окончательное заключение в каждом конкретном случае делает врач-эндокринолог. К вождению автотранспорта не допускаются лишь больные СД, склонные к развитию частых гипогликемических состояний.

  • в салоне автомобиля наряду с аптечкой всегда должен находиться запас легкоусваиваемых углеводов (сахар, сладкий фруктовый сок или прохладительный напиток с содержанием сахара). Таблетки глюкозы, кусковой сахар, сладкое печенье всегда должны быть под рукой;
  • на маршруте большой протяженности следует периодически останавливаться и определять уровень глюкозы в крови, даже если вы чувствуете себя хорошо;
  • перед длительной поездкой не следует увеличивать дозу инсулина, но обязательно надо плотно поесть, чтобы не откладывать прием пищи до первого придорожного кафе;
  • во время поездки тщательно соблюдайте привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская прием пищи. Через каждые 2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить;
  • если вы перешли с таблеток на инсулин или с 2 инъекций инсулина - на 4-5 в день либо вам заменили инсулин одного вида другим, воздержитесь от вождения несколько дней, пока не выясните, как на ваше состояние влияет новая терапия.

Поскольку диабетик обычно в первый момент не ощущает снижения уровня сахара в крови, затем наступает легкое помрачение сознания. Скорость реакции уже снижена, и любая сложная ситуация на дороге может привести к трагедии.

Если приступ

  1. Остановиться во что бы то ни стало! Быстро перекусить за рулем, достать упаковку сладкого сока и выпить необходимое количество. И все это надо проделать, управляя автомобилем в сложной дорожной обстановке, да ещё одной рукой. Правилами дорожного движения не предусмотрены перекусы за рулем. В любом случае нужно сбавить скорость и остановить машину, как только дорожная ситуация станет безопасной, выключить зажигание и вынуть ключ из замка.
  2. Принять дозу глюкозы или сахара (4-5 кусочков или 200 мл фруктового сока или напитка с содержанием сахара). Если это возможно, лучше перебраться на сиденье пассажира, а то и вовсе покинуть автомобиль. Хотя это представляется затруднительным на дороге с оживленным движением, так как люди в состоянии гипогликемии зачастую не осознают опасности, плохо ориентируются и нетвердо держатся на ногах.
  3. После приступа надо подождать по меньшей мере полчаса или даже больше, потом определить уровень глюкозы в крови с помощью глюкометра. Перед тем как продолжить поездку, нужно основательно поесть (в крайнем случае, перекусить), чтобы устранить риск повторного приступа гипогликемии.
  4. На следующий день, прежде чем сесть за руль, нужно измерить уровень сахара в крови и удостовериться, что он не ниже 5,5 ммоль/л.

Кому можно

Сахарный диабет второго типа. Автолюбители с этим диагнозом, как правило, не подвержены развитию гипогликемии, поэтому могут без опаски водить, не задумываясь об уровне сахара в крови. Для них куда более важно предотвратить развитие поздних осложнений сахарного диабета.

Проблемы со зрением. Водители-диабетики, у которых развивается катаракта, и особенно те, кто проходил лазерную терапию сетчатки, могут сесть за руль только после обследования офтальмологом.

Диабетики с нарушением зрения обязаны управлять машиной только в очках или контактных линзах.

Проблемы нижних конечностей или стоп. Пациенты с изъязвлением стоп должны отказаться от мысли о вождении.

При тяжелой гипогликемии уменьшается поступление глюкозы в мозг, что приводит к головокружению, спутанному сознанию, слабости, изменению поведения: сотрудник ГАИ может ошибочно принять состояние водителя за алкогольное опьянение.

"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" - фраза, характеризующая нашу эпоху. Уже давно автомобиль стал неотъемлемой частью жизни для большинства людей. У кого-то от него зависит заработок, для других это возможность успевать больше, вести более активную жизнь, для третьих – способ путешествовать и даже может быть своеобразным хобби. Это удобно, комфортно, помогает экономить время. Но в тоже время, вождение автомобиля подразумевает ответственность – за себя, за пассажиров, которые едут с вами, за других участников дорожного движения.

Несомненно, у всех возникнет вопрос – если я болею сахарным диабетом 1 типа, то смогу ли я пройти медицинскую комиссию?

В разных странах мира отношение к этому вопросу расходится. Есть страны, в которых людям с сахарным диабетом категорически запрещено вождение даже легкового автомобиля для своих личных целей. В других – имеются ограничения, например, нельзя управлять грузовыми автомобилями, весом более 3500 кг или легковым автомобилем по найму (то есть не в личных целях). В третьих – ограничений нет.

В России действует Приказ Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей, среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны». 1

То есть при отсутствии видимых противопоказаний, решение комиссии, вероятно, будет положительным.

Медицинскую комиссию необходимо проходить раз в три года, и каждый раз представлять заключение эндокринолога, у которого наблюдаетесь регулярно.

К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, Д, а также категории Е для работы по найму.

Давайте разберем подробно, что означает этот столь важный 28 пункт: «. Течение заболевания с расстройствами сознания, склонность к коматозным состояниям. »

Звучит ужасающе. Но, как можно догадаться, речь идет в первую очередь о гипогликемиях – состоянии, при котором глюкоза крови опускается ниже 3,9 ммоль/л.

Конечно, связь риска развития гипогликемии и управления автомобилем очевидна. Нарушается концентрация внимания, контроль за и без того интенсивным движением на дороге.

О последствиях думать и не хочется…

Ключом к безопасному управлению автомобилем для людей с сахарным диабетом 1 типа является частый контроль уровня глюкозы (гликемии) для предотвращения развития гипогликемии, особенно, если они бессимптомны (!).

Почему это так важно?

В США был проведен ряд исследований 2 , наглядно показывающих, важность контроля глюкозы крови при управлении транспортным средством. Они проходили с помощью симулятора, контролировался уровень глюкозы крови, но пациентам не сообщали о цифрах. При снижении уровня глюкозы крови ниже 2,6 ммоль/л около 35% испытуемые вели автомобиль более медленно, у них возникали определенные трудности при управлении, например, - выезжали ближе, чем нужно, к середине двухполосной трассы. Лишь половина из них ощущали ухудшение контроля ситуации.

В другом похожем исследовании при снижении уровня глюкозы крови с 6,7 ммоль/л до 2,2 ммоль/л около четверти людей думали, что у них нет гипогликемии и, соответственно, что они полностью контролируют ситуацию.

На дороге могут возникнуть разные ситуации, на которые при развитии гипогликемии, реакция даже опытного водителя может оказаться недостаточно быстрой.

Чтобы быть уверенным в себе за рулем, стоит соблюдать ряд несложных правил

  • Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены
  • Не стоит вести машину, если был длительный перерыв в приеме пищи
  • Будьте особенно аккуратны, если в данный момент риск развития гипогликемии повышен. Например, Вы едете домой с тренировки по футболу или с танцевальной репетиции. Помните, после физической нагрузки гипогликемия может наступить и через несколько часов
  • Воздержитесь от управления автомобилем, если у Вас изменился режим инсулинотерапии или Вы стали пользоваться другими видами инсулина. Также стоит повременить, если Вы начали применять инсулиновую помпу или, наоборот, перешли обратно на многократные инъекции инсулина. Про срок ограничения сказать трудно, все индивидуально. При отсутствии гипогликемий не по самочувствию, а по глюкометру, можно возобновить вождение автомобиля.
  • Если Вы почувствовали симптомы гипогликемииво время движения, у Вас резко «затуманилось» зрение, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, если это невозможно, остановитесь, включив аварийный сигнал. Продолжайте движение только после нормализации самочувствия!

Обратная ситуация – стойкое повышение уровня глюкозы крови (гипергликемия) и кетоацидоз

Как известно, глюкоза - главный источник энергии для клеток головного мозга. Если ее уровень повышен в крови, то значит в клетках ее не хватает и они «голодают», не получают энергии. Работоспособность, внимание, память ухудшаются, утомляемость наступает быстрее, все это сказывается и на управлении автомобилем. Может возникать и временное «помутнение зрения», которое явно помешает хорошо вести машину.

При длительном повышении уровня глюкозы в крови может развиться кетоацидоз – состояние, при котором в большом количестве образуются кетоны – токсины для организма в целом и для головного мозга в частности.

Если у Вас в течение нескольких дней наблюдается стойкое повышение уровня глюкозы крови, проверьте, нет у Вас кетоацидоза.

Что подразумевается под «стойкими и выраженными нарушениями функции»?

К ним относятся различные тяжелые хронические осложнения сахарного диабета. Например, если у человека произошел инфаркт миокарда, или имеются серьезные проблемы со зрением, была проведена ампутация конечности и так далее. При наличии осложнений сахарного диабета, мешающих управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения по любой категории невозможно.


Одним из тех, кто успешно управляет и диабетом, и автомобилем, является Чарли Кимбалл 3 . С 9 лет он участвует в гонках на картах, в 11 он стал первым американцем, выигравшим в Формуле-3. В 13 лет у него был выявлен сахарный диабет 1 типа.


Но это вовсе не помешало ему продолжить свою карьеру автогонщика! Он активно участвует в гонках. Во время соревнования и тренировок он использует систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы,инсулиновую помпу. А также с помощью специальной трубки у него всегда есть доступ к быстрым углеводам – соку. Вдохновляющий пример, не правда ли?

Когда вы садитесь за руль, помните:

каждый водитель несет ответственность не только за себя!

От его неправильных действий могут пострадать и другие участники дорожного движения: ребенок, переходивший дорогу по «зебре» без светофора; неуверенный начинающий водитель другого авто; тот, кто управляет автомобилем, движущемся по встречной полосе или близкий человек, сидящий рядом на пассажирском сидении.

От Вашего выбора – измерить уровень глюкозы крови или нет, грамотно оценить свое состояние или положится на удачу – зависит безопасность дорожного движения.

2. Dr. Ragnar Hanas «Type 1 Diabetes in Children, Adolescents and Young Adults», p. 293

Читайте также: