Как оплачивается методический день педагогического работника

Опубликовано: 17.09.2024

Что такое методический день учителя? Если он не оплачивается, то является ли этот день методическим? Ведь тарификация рассчитана только на часы, которые проводятся в учебные дни. Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.47) и ТК РФ (ст. 333) педагогическим работникам устанавливается сокращенная рабочая неделя — 36 часов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте, если для педагога это удобнее.
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

На первый взгляд, с рабочим временем педагогов все просто — 18 часов нагрузки в неделю на ставку плюс методические часы. Но есть классное руководство, другие дополнительные обязанности, работа в каникулы и карантин. Разбираемся, что входит в рабочее время педагога и как его контролировать.

Что входит в рабочее время педагога?

Во-первых, это учебная нагрузка или нормируемая часть рабочего времени. То есть количество уроков, которые ведет учитель. В ставку входит 18 рабочих часов. Учебная нагрузка считается в астрономических часах и включает в себя перемены между уроками. Все вопросы рабочего времени педагогов регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года № 536

Во-вторых, у учителя есть ненормируемое рабочее время. Оно тратится на заведование кабинетами, классное руководство, руководство методическими объединениями и другие обязанности. Такая нагрузка считается по-другому.

Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?

Ненормируемая нагрузка и дополнительные обязанности регулируются несколькими документами. Это правила трудового распорядка, планы деятельности школы на год, отдельные расписания и планы, трудовой договор, график дежурств. Эти документы разрабатывает администрация школы и подписывает директор. При обсуждении и утверждении правил внутреннего распорядка должны присутствовать члены школьного профсоюза.

В правилах трудового распорядка должно быть указано, сколько часов педагог тратит на ведение журналов и дневников, консультации родителей.

В годовом плане школы должно быть указано, сколько часов педагог тратит на участие в педагогических советах, методических советах, на подготовку и проведение родительских собраний.

В годовом плане или иных планах и графиках должно быть указано, сколько часов нужно тратить на внеклассную работу: конкурсы, спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, экскурсии.

В трудовом договоре должно быть указано, как считаются и оплачиваются дополнительные обязанности педагога: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими объединениями.

В графике дежурств должно быть указано, сколько времени педагог тратит на дежурства по школе. Данный график должен учитывать рабочее время педагогов — педагогов нельзя заставлять дежурить в те дни, когда у него нет уроков.

Что с переработками?

Смотря что считать переработками. Если мероприятия, указанные в годовом плане школы, проводятся в выходные дни, работодатель должен предоставить педагогу лишний выходной или оплатить работу в двойном размере. Если педагога просят выйти в выходные дни на незапланированную работу, должен быть издан приказ, оплачены фактические часы работы в двойном размере и предоставлен выходной.

Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?

Нет. В дни без уроков педагог не обязан приходить в школе, если годовом плане нет обязательных мероприятий. В некоторых школах у педагогов есть один свободный день в неделю для подготовки к занятиям. Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять педагогам свободный день, но не обязывает школы это делать.

Как быть с «окнами»?

Администрация обязана составлять расписание так, чтобы перерывы между занятиями составляли не более двух часов подряд. Ставить в расписание уроки с большими «окнами» между ними можно только по письменному заявлению педагога.

Как считается участие в проведении ЕГЭ?

Педагоги, помогающие в организации ЕГЭ, освобождаются от основной работы. Им выплачивается компенсация — ее размер и порядок выплат определяется в каждом регионе.

Как педагоги работают в каникулы и карантины?

Большая часть летних каникул приходится на отпуск. Осенние, зимние, весенние, часть летних каникул и карантины считаются рабочим временем (кроме государственных праздников). В каждой школе по-своему определяют, чем «нагружать» педагогов. Кто-то отправляет педагогов проходить переподготовку, повышение квалификации, отдельные курсы — закон считает это уместным. В других школах педагоги работают дома — дорабатывают образовательные программы, создают КИМы. В третьих — занимаются методической работой в школе. Все нюансы должны быть прописаны в локальных нормативных актах.

А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели ДОУ?

Педагог-психолог также должен работать 36 часов в неделю — 18 из них считаются методическими. Учебные часы он тратит на консультации, просвещение, диагностику, профилактику и развивающие занятия, методические часы — на подготовку к ним. Методические часы он может отрабатывать вне школы.

Педагоги дошкольных организаций должны работать 36 часов в неделю. При этом группа занимается 60 часов в неделю, а работают с ней два воспитателя по очереди. Значит у педагога остается 6 часов, которые он должен отработать. Каждая организация решает этот вопрос по-разному: педагоги подменяют отсутствующих воспитателей, занимаются методической работой, создают наглядные пособия или несколько часов в неделю работают вдвоем в одной группой.

Любой учитель стремится к тому, чтобы детям нравился его предмет. Для того чтобы школьники демонстрировали высокое качество знаний в рамках итоговой аттестации, педагог должен уделять время собственному развитию.

Нельзя прийти в образовательное учреждение и провести урок без предварительной подготовки к нему. В этом случае трудно рассчитывать на совершенствование интереса к предмету, глубокое осознание изучаемого материала.

Время для саморазвития

Методический день необходим для того, чтобы у педагога была возможность подготовиться к урокам, пообщаться с коллегами, пройти дополнительную профессиональную подготовку в рамках курсов, семинаров, конференций.

Нельзя забывать о том, что каждый урок предполагает предварительную подготовку, подбор основного материала, заданий, упражнений.

Сложно полноценно осуществлять такую подготовку при полной занятости в школе. Именно поэтому во многих образовательных организациях педагогам предоставляется методический день.

самообразование учителей

Как провести «выходной»

Люди, которые далеки от специфики работы педагога, убеждены в том, что в каникулярное время учителя отдыхают вместе с детьми. Методический день они ассоциируются с выходным днем, не осознавая, что педагоги проводят его со специальной литературой, повышая свой интеллектуальный уровень.

Важные аспекты

Попробуем понять, в чем суть освобождения для учителя одного рабочего дня в рамках учебной недели. Методический день в школе педагог может использовать не только для подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям, но и для самообразования.

Повышение профессионализма педагогов особенно актуально. Ведь современная школа и ее ученики стремительно развиваются. Если педагог не следит за изменениями, происходящими в современном обществе - он не сможет дать своим воспитанникам качественные и актуальные знания.

методический день в школе

Праздник науки

В некоторых школах стало доброй традицией проведение методического дня в виде семинара. Администрация школы выбирает день, в рамках которого в образовательном учреждении будет осуществляться методическая работа. Как можно запланировать работу в единый методический день? Педагоги заблаговременно сообщают о своем желании провести открытые уроки или внеклассные мероприятия для коллег. На основе заявок составляется расписание «открытых уроков», посетить которые могут не только педагоги школы, но и коллеги из других образовательных организаций.

темы для развития

Особенности организации фестивалей

Всем гостям предлагается бланк, в котором они могут оставить свои отзывы о посещенном внеклассном мероприятии или тематическом учебном занятии. Для того чтобы в полном объеме осуществлялось воспитание и обучение подрастающего поколения, происходил обмен опытом работы, организуется и «круглый стол», в рамках которого учителя обсуждают определенную проблему, вместе ищут способ ее рационального решения. Методические темы дней предлагают сами педагоги, учитывая запросы и пожелания родителей и воспитанников.

В рамках города, к примеру, одна из школ может стать экспериментальной площадкой для внедрения определенных методов и приемов воспитательного и образовательного процесса. В таком случае, этим вопросам и будет посвящен методический день.

Сценарий подобного мероприятия составляет заместитель директора образовательной организации по учебно-методической работе, привлекая в помощь группу инициативных педагогов.

как провести методический день

Особенности оплаты

Как производится начисление заработной платы? Методический день оплачивается также, как и любой другой рабочий день. В тех школах, где администрация заботится о профессиональном уровне своих педагогов, директора стараются выделять «свободный день» всем учителям, независимо от их нагрузки. Подобная мера способствует повышению уровня подготовки учителей, повышению их мотивации к работе.

Положение о методическом дне

В некоторых школах разрабатываются (на базе коллективного договора) положения о предоставлении дня для профессионального роста педагога.

  1. Целью является создание благоприятных условий для совершенствования педагогического мастерства современного учителя.
  2. Право на методический день имеют учителя, работающие на полную ставку в ОУ.
  3. Предоставляемый день не является выходным днем педагога.
  4. Учитель занимается самообразованием, изучая нормативные документы и законодательные акты по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения.

В рамках методического дня работа осуществляется по определенным направлениям:

  • овладение инновационными педагогическими приемами и технологиями, адаптация их к условиям конкретного классного коллектива;
  • анализ передового опыта по преподаваемой учебной дисциплине;
  • изучение методической и научной литературы;
  • разработка методических материалов по предмету, продумывание внеклассных занятий;
  • участие в семинарах, конференциях, вебинарах.

особенности работы после уроков

Заключение

После принятия профессионального стандарта педагога, каждый учитель обязан предоставлять администрации школы или руководителю методического объединения план, согласно которому он будет развивать свои профессиональные качества, повышать педагогическое мастерство. Как правило, выбирается одна методическая тема, над которой учитель будет работать 2-3 года, указываются действия, что будут способствовать выполнению поставленных им задач. В течение учебного года педагог знакомит коллег с наработанным опытом на заседаниях школьных, городских, районных методических объединений, отмечает те моменты, которые уже достигнуты.

В сам методический день учитель должен принимать активное участие в тех мероприятиях, которые проводятся в образовательной организации, а также за ее пределами.

В случае необходимости (по согласованию с педагогом) осуществляется замена заболевшего учителя. Педагог, находящийся на методическом дне, обязан посещать открытые уроки коллег по МО. В случае выполнения им обязанностей классного руководителя, учитель приходит на дежурство по школе.

самосовершенствование педагогов

Контроль над соблюдением всех основных правил, разработанных для поведения учителями образовательного учреждения в предоставляемый им день для самообразования, осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководитель школьного методического предметного объединения.

В некоторых российских школах, гимназиях, лицеях один раз в полугодие (в год) в рамках школы проводятся методические декады, посвященные определенной предметной области. По Правилам внутреннего распорядка, действующих в ОУ, педагоги, находящиеся на "свободном дне", обязаны принимать активное участие в тех мероприятиях, которые запланированы в рамках предметной декады.

Выделение в рабочей неделе одного дня для самообразования учителей, является экономически обоснованным и целесообразным мероприятием. Подобные действия позволяют избегать психологической и физической перегрузки школьных педагогов, способствуют интеллектуальному самосовершенствованию учителей, их позитивному отношению к своим профессиональным обязанностям.

Педагоги получают отличную возможность для эмоциональной разгрузки, изучения дополнительной методической литературы, обобщения своего профессионального опыта, публикации его в учительских журнала и газетах, разработки новых интересных уроков и внеурочных мероприятий.


Законодательство не устанавливает обязанности администрации школы (работодателя) по предоставлению педагогу (работнику) отдельного методического дня.

В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса РФ продолжительность рабочего времени в течении недели у педагогических работников не может быть более 36 часов. То есть в течение данного времени работодатель вправе устанавливать условия пребывания работника на рабочем месте.

Как правило, порядок предоставления методического дня в образовательной организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или индивидуальными трудовыми договорами.

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящими Особенностями с учетом:

в) объема фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;

г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

1.3. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).

Наличие свободных дней (одного или более) в неделю зависит от того, насколько правильно составлено расписание уроков в школе. При составлении расписания уроков администрация образовательного учреждения должна соблюдать санитарные правила с целью недопущения перегрузки учеников, а также максимально экономить время учителя. Там, где это возможно, расписанием может предусматриваться свободный день в неделю для методической работы учителя и повышения его квалификации. Такой же подход администрации образовательного учреждения должен применяться и при составлении расписания педагога с целью уменьшение времени нахождения на рабочем месте без учебной и иной педагогической работы.

2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Как было указано выше, условия использования данных дней для методической работы определяется правилами внутреннего распорядка, коллективным договором или индивидуальным трудовым договором.

Методический день можно определить как день, когда функционирует образовательная организация, но:

· у педагогического работника, который ведет преподавательскую работу, отсутствуют учебные занятия;

· внутренние документы образовательной организации не предусматривают выполнение другой педагогической работы непосредственно в образовательной организации;

· в этот день работник не выполняет дополнительные виды работ за дополнительную оплату непосредственно в образовательной организации.

В методический день работник не обязан находиться в образовательной организации.

На это указывает пункт 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Работодатель предусматривает методический день работнику, чтобы тот использовал его (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536):

· для дополнительного профессионального образования;

· для подготовки к занятиям.

То есть методический день – не дополнительный выходной день для педагогического работника. Работодатель предусматривает его только для указанных действий.

В данном случае под понятием «работодатель предусматривает» необходимо понимать то, что при составлении расписаний занятий, графиков, планов работ и других документов в определенный день у работника нет работы, которую он должен выполнять непосредственно в образовательной организации.

Под дополнительным профессиональным образованием нужно понимать обучение по программам:

· повышения квалификации либо

Это предусматривает часть 2 статьи 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Педагогический работник в методический день может повышать свою квалификацию или получать новую компетенцию.

Нормативные правовые акты не предусматривают, в чем конкретно заключается самообразование и в какой области его необходимо получать. Также нет требований к подготовке к занятиям. Вместе с тем, если Правила трудового распорядка предусматривают такие дни, например, в целях самообразования, такое самообразование работник должен осуществлять применительно к своей должности.

Ситуация: можно ли учителю в свой методический день уехать за границу

Да, можно, если это связано с получением дополнительного профессионального образования, самообразованием или подготовкой к занятиям.

Методический день – не выходной день. Нормативные правовые акты четко определяют, для чего работодатель его предусматривает (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Однако проверить, для чего работник использовал этот день, работодатель не может.

Ситуация: можно ли требовать отчет о том, чем занимался педагогический работник в методический день

Нормативные правовые акты не предусматривают такого отчета.

Работник должен добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. А основа для их разработки – квалификационные характеристики должностей работников образования. Их содержит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Но он не предусматривает, что работник составляет подобные отчеты.

Трудовой кодекс РФ запрещает требовать, чтобы работник выполнял ту работу, которая не предусмотрена в трудовом договоре (ст. 60 ТК РФ).

Тем более, например, подготовку к осуществлению образовательной деятельности работник регулирует самостоятельно (п. 2.3 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). Это значит, что он сам определяет, как и в каких формах готовиться.

Более того, если руководитель потребует от работника подобный отчет, то проверяющие органы могут расценить это как избыточную отчетность педагогических работников и нарушение законодательства.

Ситуация: можно ли заставить педагогического работника находиться в школе в его методический день

Нормативные правовые акты определяют методический день как свободный день. То есть в этот день работник свободен от выполнения урочной нагрузки, другой педагогической работы и дополнительной работы за дополнительную оплату. Он не обязан присутствовать в образовательной организации (п. 2.4 особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Обязан ли работодатель предусматривать методический день

Минобрнауки России лишь рекомендует предусматривать методический день для педагогических работников, которые ведут преподавательскую работу. То есть работодатель не обязан это делать.

Дело в том, что методический день предусматривают с учетом режима рабочего времени, который установлен для конкретного работника. А режим рабочего времени определяют внутренние документы образовательной организации (с учетом действующих нормативных правовых актов):

· Правила трудового распорядка;

· иные локальные нормативные акты образовательной организации;

Это предусматривает часть 7 статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

То есть предусматривать методический день или нет – решает работодатель, когда составляет расписание занятий, планы и графики работ.

Если работодатель не предусмотрит методический день работнику, это нельзя расценить как нарушение прав работника.

Рекомендательный характер обусловлен тем, что возможность предусмотреть методический день зависит от многих факторов:

1) режима работы организации.

Например, при шестидневной рабочей неделе у работников есть больше рабочих дней для того, чтобы выполнить учебную нагрузку и другую педагогическую работу, чем при пятидневной. В случае с шестидневной рабочей неделей проще освободить один день для методического дня;

2) особенностей работы конкретного работника.

Например, у учителя начальных классов, как правило, уроки проходят каждый день. Поэтому работодатель не может установить ему методический день;

3) объема учебной нагрузки каждого из работников, которые ведут преподавательскую работу.

Если у учителя большой объем учебной нагрузки, то ему могут потребоваться все дни, в которые работает образовательная организация. Иначе он не сможет провести все занятия и при этом не нарушить гигиенические требования к режиму образовательной деятельности обучающихся;

4) иных особенностей.

Например, на возможность предусмотреть методический день может повлиять сменность занятий, обеспеченность кадрами, форс-мажорные обстоятельства (если заболел другой учитель и требуется замена).

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 355 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: