Оплачивается ли повестка в военкомат на работе

Опубликовано: 17.09.2024

В ашего сотрудника вызвали в прокуратуру, суд или налоговую в качестве свидетеля (потерпевшего, законного представителя, понятого и т.п.). Как отразить в табеле учета рабочего времени отсутствие такого работника? Кто оплачивает данный невыход? Обратимся к законодательству и ответим на эти вопросы.

Оформляем день «отдыха»

Вызов гражданина в его рабочее время в «органы» является уважительной причиной невыхода такого сотрудника на работу. При этом работодатель должен сохранить за этим работником его место работы (должность) на время исполнения им государственной обязанности (ч. 1 ст. 170 ТК РФ). В этом случае основанием является повестка либо уведомление из соответствующей инстанции.

Несмотря на то, что уволить за невыход такого сотрудника на работу нельзя, все же следует получить от него заявление (Пример 1). Ведь вы должны узнать, по какой причине в этот день он не явится на работу.

Получив от работника соответствующее заявление, составьте приказ в свободной форме (Пример 2).



Подтверждением того, что сотрудник действительно исполнял государственные обязанности, будет та же самая повестка, только уже с отметкой из соответствующей инстанции о явке.

Невыходы на время исполнения работником государственных обязанностей в табеле учета рабочего времени отмечают буквенным кодом «Г» либо цифровым кодом «23» (постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Может получиться и так, что сотрудник не предупредит о своем невыходе на работу (например, он был привлечен следователем в качестве понятого). В этом случае после предоставления работником повестки (с отметкой о явке в госорган) следует скорректировать данные табеля учета рабочего времени.

Кто оплачивает вынужденный «прогул»?

В соответствии с ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Конкретные размеры выплат прописаны в соответствующих федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Отметим, что в настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 № 245 (далее – Инструкция). Именно на основании этого документа специалисты Минздравсоцразвития РФ в письме от 15.03.2011 № 784-19 сделали вывод о том, что работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом, работодатель выплачивает сумму среднего заработка. Конкретно речь шла об арбитражном суде и гражданском судопроизводстве.

Тем не менее не все так просто. Ведь согласно ст. 423 ТК РФ указанная Инструкция применяется лишь в той ее части, которая не противоречит ТК РФ. В свою очередь в ч. 2 ст. 170 ТК РФ сказано, что государственный орган, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей, выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Однако фактически все зависит от того, куда и зачем вызывают работника. Так что рассмотрим этот вопрос подробнее.

Осуществление налогового контроля

Представители налогового ведомства могут привлекать граждан в качестве свидетелей и понятых. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано практически любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ). Понятые же – это любые граждане, не заинтересованные в исходе дела, участвующие при проведении обыска либо выемки документов (п. 1 и 3 ст. 98 НК РФ, п. 3 ст. 92 НК РФ и п. 3 ст. 94 НК РФ).

Свидетелям и понятым налоговые органы возмещают понесенные ими в связи с явкой в инспекцию расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (п. 1 и 4 ст. 131 НК РФ). Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждено постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 298.

Отметим, что за сотрудниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется на время их отсутствия заработная плата по основному месту работы (п. 3 ст. 131 НК РФ).

Явка в арбитражный суд

В данном разделе речь пойдет о свидетелях, т.е. лицах, располагающих сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (ч. 1 ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее – АПК РФ).

Свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 107 АПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание арбитражных судов. На это указано в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.03.2010 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу возмещения процессуальных издержек» (далее – Закон № 20-ФЗ).

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы (ч. 4 ст. 107 АПК РФ).

Гражданское судопроизводство

Свидетель, участвующий в гражданском процессе, также имеет право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и на получение денежной компенсации в связи с потерей времени (ч. 3 ст. 70 ГПК РФ). Указанным лицам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, на наем жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 95 Гражданского процессуального кодекса, далее – ГПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых на содержание судов общей юрисдикции (п. 3 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

В свою очередь работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка (ч. 2 ст. 95 ГПК РФ). Обратите внимание: здесь не идет речь о работодателях, что совершенно законно позволяет им не оплачивать работникам время участия в судах.

Кстати, данный вопрос разбирался на заседании Конституционного Суда России. Судьи сказали, что ч. 2 ст. 95 ГПК РФ, устанавливающая правило о выплате денежной компенсации гражданам, вызываемым в суды в качестве свидетелей, направлена на защиту прав данной категории участников процесса. При этом указанная норма не регулирует вопросы сохранения среднего заработка сторонам, участвовавшим в судебном заседании. Разрешение вопроса об установлении правил сохранения среднего заработка работника относится к полномочиям законодателя (определение КС РФ от 27.01.2011 № 12-О-О).

Уголовный процесс

Теперь поговорим об участниках уголовного процесса, таких, как потерпевшие, свидетели и понятые. Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (ч. 1 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее – УПК РФ). Свидетель – лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ). Понятой – лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ).

Вышеуказанным лицам оплачиваются расходы на проезд, наем жилого помещения и суточные (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Финансовое обеспечение данных затрат происходит в пределах средств, выделяемых государственным органам, наделенным полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, а также средств на содержание судов общей юрисдикции (п. 4 ст. 9 Закона № 20-ФЗ).

Также возмещается недополученная указанными лицами заработная плата за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Данные суммы выплачиваются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 131 УПК РФ). Так что в этом случае, как и в гражданском судопроизводстве, работодатели не участвуют в выплатах работникам.

Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном соответствующими федеральными законами (ч. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», далее – Закон № 1-ФКЗ). При этом участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом (ч. 2 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ). Указанным лицам за время участия выплачивается вознаграждение из федерального бюджета (ч. 4 ст. 8 Закона № 1-ФКЗ).

Материальное обеспечение присяжных заседателей (ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации») таково:

  • суд выплачивает вознаграждение (1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период);
  • суд возмещает командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

Выплаты арбитражному заседателю (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», далее – Закон № 70-ФЗ) выглядят так:

  • суд выплачивает вознаграждение (1/4 части должностного оклада судьи данного суда, но не менее пятикратного МРОТ 1 );
  • суд возмещает командировочные расходы;
  • по основному месту работы сохраняется средний заработок.

Налоговые нюансы

Как видите, на работодателя бремя выплаты среднего заработка сотруднику за его невыходы на работу ложится в следующих случаях:

  • если сотрудника вызывают в качестве свидетеля в налоговый орган (п. 3 ст. 131 НК РФ) либо в арбитражный суд (ч. 4 ст. 107 АПК РФ);
  • если сотрудник участвует в осуществлении правосудия в качестве арбитражного заседателя (ст. 6 и п. 3 ст. 7 Закона № 70-ФЗ).

Здесь возникает некоторое противоречие. Ведь в ст. 170 ТК РФ ничего не сказано о том, что работодатель должен выплачивать средний заработок работникам за время исполнения ими государственных обязанностей. Поэтому вы можете выдать работнику справку о недополученной им заработной плате для предоставления в госорган. Однако, как показывает практика, эти расходы ему никто не возместит.

Порядок исчисления средней заработной платы прописан в ст. 139 ТК РФ. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).

Сумму начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, предусмотренную законодательством:

  • учитывают при определении базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ);
  • облагают НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ);
  • облагают страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ), а также
  • облагают взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Справедливости ради отметим, что по поводу обложения указанных выплат страховыми взносами можно и поспорить. Ведь в данном случае начисление среднего заработка осуществляется не в силу трудового договора, а в соответствии с требованиями законодательства. Тем не менее чиновники думают иначе. В их разъяснениях не раз звучало, что выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, так же подлежат обложению страховыми взносами, как и производимые в рамках трудовых правоотношений, а значит, связанные с трудовыми договорами. Исключениями являются только те суммы, которые указаны в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2010 № 589-19 и от 23.03.2010 № 647-19). Похоже, чиновники рассуждают так и по поводу начисления взносов «на травматизм», говоря, что перечень законодательно установленных и не облагаемых взносами выплат, приведенный в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, является исчерпывающим (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Имейте в виду, что страховые взносы, начисленные на указанный средний заработок, отражают в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов (письмо Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170).

Повод для продления отпуска

Исполнение работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей является поводом для продления либо переноса отпуска на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

Оплата военных сборов работнику — обязанность работодателя. Призывнику положено:

  • средний заработок за все дни;
  • компенсация проезда к месту временной службы;
  • командировочные.

Расходы компенсирует Минобороны.

Порядок призыва на военные сборы

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Инициирует проведение сборов глава государства специальным указом, где дополнительно указана численность привлекаемых военнообязанных и их распределение между войсками и формированиями.

В апреле на основании этого документа военкоматы составят списки граждан, которым надлежит явиться для прохождения медицинской комиссии. Повестки и извещения о необходимости явиться в военкомат высылают заранее — не менее чем за 10 дней до начала сборов. Если в организации ведется воинский учет, то уведомление направят работодателю.

По закону, если работник призывается на военные сборы, то работодатель обязан передать ему повестку, а извещение подшить к личному делу. Если работник получит повестку лично, его обязанность — известить руководство о вызове в военкомат. Все эти правила прописаны в постановлении правительства РФ от 29.05.2006. Здесь же имеется образец повестки на военные сборы, который комиссариаты обязаны использовать для призыва на сборы военнообязанных в запасе. Бланк состоит из трех частей — расписки в получении повестки, самой повестки и извещения для работодателя: каждая отрывная часть — для конкретного получателя.

Кого и на сколько призовут на переподготовку

В правилах указано, что подготовка военнообязанного в запасе проводится не чаще 1 раза в 3 года, а максимальная продолжительность учений — 2 месяца. Всего за время пребывания в запасе гражданина разрешено призывать на сборы на период не более 12 месяцев. По закону, ответственность за организацию военных сборов несут военкоматы. Они составляют списки и планируют призыв.

Одновременно ограничен возраст граждан, для которых проводится подготовка:

  • солдат, матросов, мичманов, сержантов, старшин и прапорщиков в запасе, независимо, служили они или только окончили военную кафедру, призывают до 35-50 лет с учетом присвоенного разряда;
  • для младших офицеров подготовку проводят вплоть до 50-60 лет;
  • майоров, капитанов, подполковников и полковников в запасе в комиссариаты вправе вызвать вплоть до 65 лет;
  • высшим офицерам призыв возможен вплоть до 70 лет.

Есть и исключения: они перечислены в ст. 55 закона № 53-ФЗ. Среди них — женщины, сотрудники МВД, Росгвардии, МЧС, ФТС, ФСИН, летно-технический и плавающий составы, студенты, педагоги, многодетные отцы, парламентарии и главы регионов, некоторые иные лица.

Как оформить освобождение от работы на время переподготовки

Работодатель не вправе препятствовать участию работника в подготовке и обязан на какое-то время освободить его от работы. Для этого издают приказ освобождения работника от работы в связи с повесткой в военный комиссариат (см. ст. 170 Трудового кодекса РФ). Но предпринимать что-либо необходимо только после того, как у работодателя появится отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Этот документ:

  • принесет сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель вручает повестку сотруднику, оставив у себя извещение.

В извещении для работодателя указаны время начала и окончания призывных мероприятий — период, на который придется освободить сотрудника от работы. На основании этого издается приказ об освобождении от труда.

Унифицированного бланка такого приказа нет, оформляется он в произвольной форме. Помимо периода, на который работник получает освобождение от работы, в документе прописывают сохранение подчиненному зарплаты во время прохождения военных сборов, как этого требует законодательство.

призыв на военные сборы приказ на работе

При необходимости в приказе решается вопрос о возложении обязанностей временно отсутствующего специалиста на другого сотрудника.

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то, по его желанию, отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено ст. 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста: хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется должность.

Отсутствие сотрудника из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу не делают.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить дни прохождения работником военных сборов в табеле, а также подготовили удобный образец приказа об отбытии сотрудника на сборы. Используйте эти материалы бесплатно.

Выплаты призывникам

В ст. 6 закона № 53-ФЗ и п. 25-26 постановления правительства № 333 прописано, как оплачивать работодателю вызов по повестке в военкомат и какие выплаты положены работнику. Призывнику выплачивают:

  • средний заработок за дни отсутствия. Если работник трудится в смену, оплачиваются только рабочие для него дни;
  • расходы по проезду от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • расходы по найму (поднайму) жилья;
  • командировочные (суточные).

На деньги сотрудник вправе рассчитывать после того, как предъявит справку из военкомата. В ней указано количество дней, проведенных на военном мероприятии, подлежащих оплате.

Порядок определения компенсации в виде среднего заработка определен в пункте 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 01.12.2004 № 704. Там прописано, сколько платят за военные сборы организации. Расчет среднего заработка производится по общим правилам, поскольку военные сборы в ТК РФ не рассматриваются как исключительный вариант, и специального способа исчисления для них не предусмотрено.

Компенсации организациям

Затраты, связанные с выплатой работнику среднего заработка, иногда существенные. Но работодатель не оплачивает военные сборы из собственных средств, учитывая, что работник в период отсутствия исполняет государственную обязанность. Закон говорит: все расходы компенсирует государство за счет средств федерального бюджета через Министерство обороны.

  • данные призывника;
  • период, когда он отсутствовал;
  • размер среднего заработка работника и сумму, которую требуется компенсировать.

Письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование ( гл. 34 части второй Налогового кодекса РФ , письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19 );
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем, что эти выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку работника по вызову военного комиссариата, то к нему применят санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.

Для самого работника ответственность за неявку в военкомат без уважительной причины прописана в статье 21.5 КоАП РФ. Это штраф до 3000 рублей. Кроме того, уклонение от воинских обязанностей — уголовно наказуемое деяние, санкции по которому предусмотрены статьей 339 УК РФ и достигают 7 лет лишения свободы.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 закона № 53-ФЗ. Это болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю следует обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем как для себя, так и для работника.

Отметки в повестке военного комиссариата и сохранение среднего заработка

Работник представил в свою организацию повестку о необходимости явки в военный комиссариат для медицинского освидетельствования. В повестке указана дата явки 4 сентября 2018 г. 6 сентября 2018 г. работник представил эту же повестку с двумя отметками о нахождении в военном комиссариате 4 и 5 сентября 2018 г.

Следует ли сохранять средний заработок за 4 сентября, как указано в повестке, или за 4 и 5 сентября, как указано в отметках на обороте повестки?

Следует, если работник был на медицинском освидетельствовании 4 и 5 сентября.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны в установленное время и место явиться по вызову (повестке) в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства граждан. Организации, в которых работают эти граждане, обязаны обеспечить возможность своевременности такой явки (абз. 3 части первой ст. 18, абз. 2 части первой ст. 39 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»; абз. 12 п. 29 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662).

Граждане, которых призывают на военную службу или службу в резерв, обязаны по направлению военкомата явиться на медицинское обследование (п. 68 Инструкции о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, утвержденной постановлением Минобороны Республики Беларусь от 11.04.2011 № 12). По результатам такого обследования призывнику по его требованию военкомат выдает справку установленной формы. Как правило, медицинское освидетельствование проводит медицинская комиссия (состоящая из медработников учреждения здравоохранения), работающая на базе военкомата.

Если призывник здоров и не требуется дополнительного обследования, в военкомате на повестке делается отметка о датах его пребывания в военкомате. Если медицинская комиссия военкомата считает, что для уточнения диагноза требуется дополнительное обследование, призывника направляют в учреждение здравоохранения для прохождения дополнительного медицинского обследования.

По окончании такого дополнительного обследования выдают медицинскую справку. При выдаче медицинской справки о состоянии здоровья гражданину, подлежащему призыву на военную службу, службу в резерве, направленному в государственную организацию здравоохранения на медицинское обследование в стационарных (амбулаторных) условиях, в графе «Цель выдачи справки» делается запись о проведении медицинского обследования с указанием наименования направившей комиссии. В графу «Заключение» вносится запись о пребывании призывника на медицинском обследовании в стационарных (амбулаторных) условиях с указанием наименования учреждения здравоохранения и сроков пребывания (п. 18-1 Инструкции о порядке заполнения формы 1 здр/у-10 «Медицинская справка о состоянии здоровья», формы 1 мед/у-10 «Выписка из медицинских документов», утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92).

Таким образом, если работник проходил медицинское освидетельствование в военкомате, то в повестке военкомат делает отметку о времени нахождения работника в военкомате с этой целью. Если же призывник направляется в учреждение здравоохранения для дополнительного медицинского обследования, то ему выдают также медицинскую справку, в которой указывается время пребывания в этом учреждении.

За работниками, направленными на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, медицинский осмотр и медицинское переосвидетельствование, на время нахождения в государственной организации здравоохранения сохраняются место работы (должность) и средний заработок за все рабочие дни по месту работы (часть четвертая ст. 340 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, для освобождения работника от работы он должен представить нанимателю повестку или направление на медицинское обследование. Эти документы подтверждают уважительность отсутствия работника на работе. Для сохранения за работником среднего заработка за дни отсутствия на работе повестка с отметками, что работник был в военкомате на медицинском освидетельствовании 4 и 5 сентября, будет являться подтверждающим документом.


Верховный Суд вынес Определение № 48-КАД20-6-К7, в котором разобрался, может ли лицо быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась, а материалы дела свидетельствуют о том, что данные о регистрации призывника по месту жительства у военкомата имелись.

Решением призывной комиссии от 26 июня 2009 г. Евгению Денисюку была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе до 1 июля 2013 г. в связи с очным обучением в вузе. В апреле 2015 г. ему вновь была предоставлена отсрочка до 29 августа 2017 г. в связи с обучением в аспирантуре по очной форме.

В августе 2016 г. отдел военного комиссариата по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области получил письмо от вуза, в котором указывалось на отчисление Денисюка в связи с завершением обучения с 29 августа того же года. Отмечалось также, что он подлежит призыву на военную службу.

10 апреля 2019 г. Денисюк обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 6 июня 2018 г. возраста 27 лет. По итогам заседания призывной комиссии было принято решение о признании Евгения Денисюка не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас.

Молодой человек обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о признании заключения призывной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2019 г. незаконным и возложении на нее обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении истца в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву в связи с достижением возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, а также о выдаче военного билета.

Истец пояснил, что от призыва не уклонялся, его место проживания и регистрации военкомату было известно, мероприятия по организации призыва в отношении него не осуществлялись, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал. Поскольку, по мнению истца, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него основаниям, решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.

Суд установил, что сведения о направлении административным ответчиком повесток призывнику после апреля 2015 г. отсутствуют. Кроме того, участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН ОП «Новозлатоустовский» ОМВД по ЗГО Челябинской области сообщил, что с 2016 по 2018 г. запросов на установление местонахождения Денисюка из военкомата не поступало, начальник отдела МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области указал на отсутствие обращений военкомата по вопросу установления местонахождения данного призывника.

Златоустовский городской суд Челябинской области удовлетворил иск частично: признал заключение призывной комиссии незаконным и обязал ее принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Отменяя судебный акт первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Челябинский областной суд исходил из того, что Денисюк, являясь призывником, действовал вопреки ст. 10 Закона о воинской обязанности и не уведомил военкомат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания, а также не сообщил об окончании обучения в аспирантуре и соответствующем отчислении.

Кроме того, апелляционная инстанция, сочтя указание в удостоверении подлежащего призыву на военную службу гражданина о явке в военный комиссариат вызовом в орган, осуществляющий воинский учет, пришла к выводу, что Евгений Денисюк был уведомлен о необходимости явки в военкомат после прекращения срока действия отсрочки, но не явился в установленный срок для осуществления подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом, что привело к тому, что он не прошел военную службу по призыву без законных оснований. У районного суда, по мнению апелляции, также не имелось оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства предоставленного административным ответчиком письма вуза об отчислении призывника из учебного заведения в связи с отсутствием сведений о получении данной справки военным комиссариатом. Вторая инстанция заключила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение о признании Денисюка не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе.

Не согласившись с решением кассации, Евгений Денисюк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС заметил, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что призывник не прошел военную службу по независящим от него причинам.

В свою очередь, указал ВС, суд апелляционной инстанции сделал необоснованное заключение о надлежащем исполнении военкоматом возложенной на него законом обязанности по оповещению гражданина о необходимости явки для прохождения призывных мероприятий, вопреки положениям Закона о воинской обязанности и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, посчитав наличие в удостоверении подлежащего призыву гражданина записи от 2015 г. о необходимости явки «с 1 по 5 сентября 2017 г.» правомерным и достаточным извещением призывника.

Кроме того, подчеркнула высшая инстанция, ошибочным является утверждение апелляционного суда о том, что первой инстанцией неправомерно принято во внимание письмо вуза об отчислении заявителя в связи с отсутствием сведений о получении данного письма военным комиссариатом, поскольку оно было представлено суду вместе с иными документами личного дела призывника самим административным ответчиком, не отрицающим факт ее получения адресатом.

«При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и признания оспариваемого заключения призывной комиссии законным у судов апелляционной и кассационной инстанций не имелось», – заключил Верховный Суд.

Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании заключения призывной комиссии незаконным и возложении на нее обязанности принять решение в соответствии с законодательством РФ и оставил в силе решение первой инстанции. В остальной части апелляционное и кассационное определения были оставлены без изменения.

В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин посчитал, что позиция ВС в этом деле соответствует последним тенденциям судебной практики по данной категории дел: судебный орган не терпит формального подхода к вопросу ограничения прав человека, тем более когда санкция, налагаемая в такой ситуации на основании заключения призывной комиссии, препятствует замещению гражданином должностей государственной гражданской или муниципальной службы на протяжении 10 лет. Эксперт заметил, что военкоматы, организуя призывные мероприятия, зачастую не используют вверенные законом полномочия (не вручают надлежащим образом повестки, не направляют обращения в органы внутренних дел и т.д.), и именно на этот недостаток обратил внимание Верховный Суд.

«Апелляция по-своему оценила доказательства, представленные ответчиком, – в частности, указание на необходимость явки в военкомат в документе воинского учета. Однако она не учла, что обязанность явки на мероприятия, связанные с призывом, налагается в соответствии с законом специальным документом – повесткой, и вынесла апелляционное определение без учета разъяснений вышестоящих судебных органов (п. 54 Обзора практики ВС № 3 от 14 ноября 2018 г.), что и привело к нарушению норм материального права», – отметил Владимир Тригнин.

Адвокат добавил, что такие ситуации возникают на практике довольно часто: военкоматы пытаются переложить на граждан обязанность следить за наличием оснований для отсрочки, хотя в силу требований п. 18 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, контроль наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва возложен на военного комиссара. Судебные органы, в свою очередь, исправляют ошибки как призывных комиссий, так и нижестоящих судебных инстанций, подчеркнул эксперт.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин отметил, что законодательство РФ, регулирующее порядок призыва на военную службу и примененное в данном деле, не может быть истолковано двояко. «Суд первой инстанции, а впоследствии и Верховный Суд применили его именно так, как было заложено законодателем», – подчеркнул он.

Константин Маркин предположил, что судья апелляционной инстанции иначе истолковал доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также подлежащий применению закон. «Возможно, судья либо недостаточно знаком с законодательством РФ в этой сфере, либо имелись внешние факторы, повлиявшие на решение, – считает он. – Предположу, что суд кассационной инстанции (первой кассации) просто не стал утруждать себя разбором данного дела, ведь проще согласиться с уже имеющимися выводами апелляционной инстанции, чем формулировать новые».

По мнению адвоката, при принятии решений апелляционной и кассационной (первой кассацией) инстанциями на судей могло оказывать определенное давление распространенное представление о прохождении военной службы по призыву – якобы призывники сами должны являться в военкомат с требованием о призыве, в противном случае они уклоняются от военной службы.

В заключение Константин Маркин назвал случаи, подобные данному делу, единичными.

Когда приходит время, большинство призывников интересуется, что делать, если пришла повестка в военкомат и если не явился, да и вообще есть ли уважительные причины неявки по повестке в военкомат? Повестка является способом донесения до призывников сообщения об их обязанностях прибытия в военкоматы. Например, повестка в военкомат может прийти призывнику для уточнения некоторых вопросов. Одним из основополагающих атрибутов во всех повестках является причина или цель для вызова в военный комиссариат. Обо всех этих целях подробно прописано в нормативной документации РФ.

Призывники на складе

Основные причины получения повестки

Согласно российскому законодательству, вручение повестки в военкомат может осуществляться по самым разнообразных причинам, которые указаны в самом бланке. Так, повестка прийти в военкомат может в том числе:

  • Для уточнения каких-нибудь данных о призывниках, необходимых военкоматам (к примеру, данных о новых регистрациях, если старые уже закончились, или о новых местах работы и пр.);
  • Повестка может прийти, чтобы вызывать молодых людей на медкомиссию в военкомат или для проведения там каких-нибудь процедур, необходимых для прохождения такой комиссии в дальнейшем;
  • Повестка в армию (для отправления к местам прохождения службы) может быть вручена призывникам исключительно вслед за прохождением медицинских освидетельствований (текущего призыва), то есть следом за определением их категорий пригодности;
  • Для вызова призывников на заседания призывных комиссий (также после медицинских освидетельствований);
  • Для выдачи призывникам направлений в какие-нибудь организации для прохождения альтернативной службы.

Военный комиссариат

Когда в повестке содержится причина вызова, которая будет сильно отличаться от вышеприведенных, такой документ можно считать незаконным. То есть являться по нему в назначенное время призывники не обязаны. Конечно, работники военкомата могут попытаться привлекать таких призывников к ответственности за неявку, однако не стоит этого пугаться. Если адвокаты начнут обжалование такого решения, то любые суды будут на стороне призывников, которым выдали фальшивые повестки.

Образец бланка повестки в военкомат

Не исключено, что призывники могли задаваться вопросом о внешнем виде повестки в военкомат. Бланки повестки в военкомат (формы) приводятся в приложении к приказу Российского Минобороны номер 400 от 2007 года, которое называется «Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу…». В свой черед, в этой «Инструкции» кроме всего прочего содержатся разные приложения. Одним из таких, является приложение номер 30, которое и приходится бланком повестки в военкомат.

Бланк повестки

Как вручаются повестки в военкомат

Вручение повестки осуществляется двумя способами. Военкоматы могут присылать этот документ по почте. При этом варианте не гарантируется информирование призывников, потому что письма, как известно, могут и не доходить до своих адресатов. Второй вариант подразумевает непосредственное вручение повесток призывникам лично в руки. В основном, когда осуществляется личное вручение, призывникам предлагают расписаться и тем самым подтвердить получение документа. Подпись делается в нижних (отрывных) частях повесток, которые потом останутся в военкомате, чтобы можно было подтверждать обстоятельства уведомлений призывников об их обязанностях появиться в военном комиссариате.

Специалисты не рекомендуют отказываться от подписывания повесток и даже считают это бессмысленным занятием, особенно когда их вручают призывникам лица, уполномоченные для этого:

  • Служащие военных комиссариатов;
  • Сотрудники учебных заведений либо мест работы призывников, на которых возложили обязанность по военно-учетной работе;
  • Представители власти, если в населенном пункте призывника отсутствует военкомат;
  • Полиция.

Если призывники будут отвечать таким официальным лицам несогласием на просьбу о подписании повестки, то в таком случае может быть составлен соответственный документ. Это будет акт, которым также будет засвидетельствовано информирование призывников об их обязанностях явки в военкомат. Кроме того, в случае неявки призывников к назначенному времени, наличие этого акта не будет полезным для призывников. Они могут быть привлечены к ответственности за неявку.

Повестка в армию

Однако совсем иное дело, если призывникам пытаются вручать повестки прочие должностные лица, типа комендантов общежитий (что имеет широкое распространение). При таких обстоятельствах эксперты в области права рекомендуют решительно отказываться от подписывания, ведь вручение повесток в военкомат гражданскими лицами, а тем более лицами не из вышеуказанного списка, не совсем законно.

Неявка по повестке в военкомат

При таких обстоятельствах, когда призывники не явились в указанные места и в назначенное время, они могут быть привлечены к ответственности. Российским законом предусмотрена за это ответственность не только административная, но также и уголовная. Административное наказание может быть представлено в виде денежного штрафа, что описано в 21 главе соответственного кодекса (КоАП). Штрафы могут составлять от 100 до 500 рублей и накладываются за неявку по повесткам для снятия-постановки с учета или уточнения сведений по учету, а также, если пришла повестка на медкомиссию, а призывники не явились на медицинские освидетельствования или обследования.

Призывники, которые уклоняются от явки многократно, а также не являющиеся для отправления в армию, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Статьей предусматривается до двух лет лишения свободы. И хотя практически ее применяют нечасто, но специалисты не рекомендуют излишне рисковать и утверждать, что не приходила повестка в военкомат.

Призывники

Следует обратить внимание на один немаловажный фактор. К любой ответственности призывника могут привлечь лишь в случае, если подтвердится факт уведомления о необходимости явки. То есть это может произойти, если призывники расписались на отрывном талоне, и он находится в военкомате, или если призывники отказались подписывать повестку, и об этом были составлены акты. За повестки, присланные по почте, вряд ли будут привлекать к ответственности молодых людей. А если она не дошла, кто пойдет в военкомат без повестки?

Повестка в военкомат потеряна: что делать?

Главное не волноваться. Цель повестки проинформировать призывника о том, что он должен явиться в ВК для целей, список которых нами уже был рассмотрен. Сам документ не важен, если призывники явятся в военкоматы в нужное время. Если молодые люди не помнят, когда они обязаны явиться в военкомат, то они могут прийти в военкомат без повестки, чтобы получить копии утерянных повесток. Кроме того, можно узнать о дате и времени прибытия по телефону у военкома по месту жительства призывников.

Читайте также: