Какая зарплата в министерстве юстиции

Опубликовано: 15.05.2024

Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на начало 2021 года. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.

Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем лето 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.

Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.

Работа в министерствах

Условия работы в министерствах

Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Сотрудники остальных министерств имеют оклад примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Эта цифра также не учитывает премии, которые начисляют ежемесячно. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Говоря в целом об зарплатах, при тех требованиях, которые выдвигаются для поступления на вакансии в топовые министерства, молодые люди могут зарабатывать гораздо больше в частных коммерческих компаниях. В «большую четверку» министерств со стороны могут устроиться только выпускники лучших ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускники этих ВУЗов желанны в большинстве крупных компаний, которые готовы платить с самого начала зарплаты в 150 тысяч рублей и больше. В целом, чтобы хорошо зарабатывать в федеральных министерствах, требуется проработать в них не менее 4-5 лет, а чаще всего и того больше.

Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.

Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве. Иногда иногородний сотрудник может рассчитывать на оплату аренды квартиры в Москве.

Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.

Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).

Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.

Карьера в министерствах

Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.

Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.

Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.

Как устроиться на работу в министерство

Как устроиться на работу в министерство

Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.

Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:

Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство

Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а

Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или в правительство Москвы

Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих. Про правительство Москвы у нас есть отдельная статья, читайте ее по ссылке Правительство Москвы: структура, условия работы и трудоустройства

Стать победителем конкурса «Лидеры России»

После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах, а всего новые назначения получили около 280 человек. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».

Лидеры России тесты отзывы участников как написать эссе

Завести личные контакты среди госслужащих

Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.

Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.

  • в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
  • умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
  • умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
  • стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
  • навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.

При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.

Этапы отбора на госслужбу в министерства

Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:

  • Анкетирование
  • Тесты на интеллектуальные способности
  • Собеседование

Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.

Тесты в министерства

Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.

Тесты в министерства

В нашей статье мы приведем примеры именно тестов SHL, применяемых в Минфине и в ЦБ РФ. Отметим, что тесты ЭКОПСИ и других разработчиком практически идентичны тестам от SHL и используют те же принципы. Это тесты довольно высокой сложности, такой же уровень тестов применяется в «Большой четверке» аудиторских компаний, консалтинге и банках. Больше о тестах SHL читайте в нашей статье Психометрические SHL тесты

А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению

Числовые тесты в министерства

Числовые тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.

Собеседование при приеме на госслужбу в министерства

Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:

Госслужба в министерствах

Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!

В декабре Минфин впервые опубликовал данные о средних зарплатах российских чиновников в министерствах и ведомствах. Теперь вся страна примерно знает, сколько зарабатывают высшие госслужащие. В документе финансового министерства есть и данные о заработках рядовых работников в центральных аппаратах и в территориальных органах. По большей части, эти зарплаты отличаются от начальничьих в пять-десять раз и иногда едва достигают уровня средней по России даже в Москве. «Телеграф» изучил, сколько официально получают российские высшие чиновники и в каком ведомстве лучше всего начинать карьеру госслужащего, хотя бы в денежном выражении.

Самые теплые места

По данным Минфина, самые большие средние зарплаты рядовых работников, конечно, в администрации президента РФ и правительстве РФ, там платят по 232 тыс. рублей в месяц. Около 200 тыс. зарабатывают сотрудники Совета Федерации, Госдумы и Счетной палаты. Разрыв с официальной зарплатой начальников – председателя правительства (693 тыс.), главы счетной палаты (668 тыс.), сенаторов (385 тыс.) и депутатов (419 тыс.), не так уж и велик. Неплохо платят подчиненным и в Министерстве иностранных дел (140 тыс.), Минфине (138 тыс.), Минэкономразвития (112 тыс.), управлении делами президента (119 тыс.), Минздраве (100 тыс.), Минвостокразвития (119 тыс.) и Минкавказа (102 тыс.).

Впрочем, глава Минфина Антон Силуанов зарабатывает более чем в 10 раз больше своих подчиненных (1,73 млн), как и глава Минэкономразвития Максим Орешкин (1,27 млн). В остальных ведомствах разрыв в денежном вознаграждении начальства и подчиненных не так велик, всего в 4-5 раз. Главы Минкавказа Лев Кузнецов и Минвостокразвития Александр Галушка зарабатывают в месяц около 450-460 тыс. рублей. При этом официальный доход Кузнецова за 2016 год составил более 500 млн рублей, а у Галушки всего 7,1 млн рублей. Министр здравоохранения Вероника Скворцова ежемесячно получает на работе 506 тыс. рублей, глава МИД Сергей Лавров — 507 тыс. рублей.

Юридическое образование все еще выгодно, но не очень

В данных Минфина нет информации о заработках в спецслужбах и полиции, вроде ФСБ и МВД, но есть информация из других силовых и юридических ведомств. Так, теперь известно, что рядовые сотрудники МЧС в регионах получают среднюю зарплату более чем в 20 раз меньше, чем у их главного начальника министра по чрезвычайным ситуациям Владимира Пучкова. Он зарабатывает в месяц 954 тыс. рублей, работники его ведомства — от 44 до 160 тыс.

Примерно такой же разрыв в зарплате в Минюсте и подчиненных ему ведомствах. Так, министр юстиции Александр Коновалов зарабатывает 633 тыс. рублей в месяц, его подчиненные — от 37,5 до 99 тыс. рублей, в службе судебных приставов и того меньше – от 32,8 тыс. рублей даже в центральном аппарате. Впрочем, судя по декларации о доходах руководства ФССП, начальники там не особо бедствуют, в среднем в 2016 году их доход был от 1,5 до 2,5 млн рублей, у директора службы Артура Парфенчикова — 7,8 млн рублей, у его заместителя Рустама Степаненко — 11 млн рублей в год.

Для юристов самый стабильный заработок гарантирует место мирового судьи – в среднем 114 тыс. рублей в месяц. Обычные судьи от районных, гарнизонных, военных, арбитражных и до федеральных судов имеют зарплату от 33 до 102 тыс. рублей. Намного больше зарабатывают судьи Конституционного суда (от 130 до 614 тыс. рублей) и Верховного суда (от 130 до 530 тыс. рублей).

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в месяц зарабатывает 772 тыс. рублей, его подчиненные — от 37 тыс. в регионах до 133 тыс. в центральном аппарате. Глава следственного комитета Александр Бастрыкин ежемесячно получает 433 тыс. рублей, его подчиненные — от 40 до 142 тыс. рублей. Получается, что у следователей средняя зарплата распределяется более справедливо , чем у прокуроров.

Бедные надзиратели

Одни из самых низкооплачиваемых чиновников в России – сотрудники различных надзорных ведомств. Пока в Минздраве получают от 100 до 506 тыс. рублей, в Росздравнадзоре — от 38 до 83 тыс. рублей. Не лучше обстоят дела и у сотрудников Роскомнадзора, в их ведомстве зарплаты — от 37 до 75 тыс. В профильном ведомстве, Минкомсвязи, в среднем зарабатывают 84 тыс. в месяц, министр Николай Никифоров — 403 тыс. рублей. В Роспечати в Россвязи сотрудникам платят в среднем 60 тыс. рублей. Все это объясняет уголовные дела, возбужденные против сотрудников того же Роскомнадзора, которые получали дополнительную зарплату от «левого» госучреждения.

Не исключено, что такие же схемы используются в ведомствах, подчиненных Минприроды (Росприроднадзор, Росводоресурсы, Рослесхоз и Роснедра), там зарплаты по официальным данным в среднем составляют от 34 до 83 тыс. Впрочем, задекларированные за 2016 год доходы руководителей надзорных ведомств средние зарплаты в них несколько превышают. Так, в Роснедрах начальники зарабатывали от 1 до 2,5 млн рублей, в Рослесхозе — до 5 млн рублей. Так же обстоят дела и в других надзорных ведомствах, если верить декларациям о доходах, руководители того же Роскомнадзора за 2016 год декларировали от 1 до 3,8 млн рублей (без учета единовременных субсидий на покупку квартир).

Очень странные зарплаты

После того, как в прошлом году у экс-главы таможни Санкт-Петербурга Андрея Бельянинова нашли в доме наличные и ценности на 100 млн рублей, было интересно узнать, что в 2016 году в ФТС в среднем платили сотрудникам от 45 до 121 тыс. рублей в месяц. Это не помешало чиновнику вернуться к государственной службе.

Кроме того, стали более понятны провалы российских космических начинаний: как оказалось, в центральном аппарате Роскосмоса сотрудники в среднем зарабатывали 119-141 тыс. рублей, а в территориальных органах – 26 323 рубля. Это самая низкая зарплата для регионального чиновника в России. С такой зарплатой не то что Байконур с Восточным перепутаешь, но и Рогозина с таксой.

Дали печать и вертись, как хочешь

Информация о зарплатах в государственных учреждениях и ведомствах показывает, что разрыв в доходах между руководящими сотрудниками и их подчиненными все еще очень велик. Самое «справедливое» их соотношение наблюдается в администрации президента, Совфеде, Госдуме и правительстве. Там же, видимо, работают самые квалифицированные госслужащие, достойные зарплат не менее 200 тыс. рублей в месяц. Кроме того, зарплаты в министерстве финансов, счетной палате, минэкономразвития и судебных органах все еще делают привлекательным юридическое и экономическое образование.

В надзирающих ведомствах, судя по всему, работать лучше либо уже став миллионером, либо на руководящих должностях, но и это чревато уголовным преследованием. В космонавтику, судя по зарплатам в отрасли, лучше и вовсе не идти. Хотя, если бы профильным специалистам этой отрасли в качестве зарплаты передали сворованные на строительстве космодрома Восточный деньги, возможно, российские ракеты не падали бы так часто.

Сегодня объясню как рассчитываются заработные платы государственных служащих, а также что такое оклад и почему он отличается от ежемесячного денежного содержания. Судя по аварийным разрывам (например, "Чиновники Волгограда утвердили себе надбавку в 260 процентов") присутствует недопонимание. Пост для думающих.

Разбираться будем на примере федеральных органов исполнительной власти. При этом конструкция универсальная и работает однообразно во всех государственных органах (государственных органах, а не государственных компаниях!).

Внимание: это, чёрт побери, важно! Иванов! Я сказал: внимание! Государственный служащий - это работник государственного органа. Президент, председатель Правительства, министры, депутаты ГД (и ещё некоторые) - они занимают государственные должности (образуются соответствующими законами). Государственные служащие нанимаются для обеспечения деятельности людей, занимающих государственные должности. Сидорова, закрой рот. Если непонятно, после урока подойдёшь, объясню. Например, федеральный министр - это государственная должность, а все сотрудники министерства - это государственные служащие.

Итак, теперь, к делу (или в кассу?), господа!

Схема расчёта зарплаты госслужащего прописана в статье 50 закона о государственной гражданской службе.

Материальная часть детализирована в президентском Указе № 763: таблица, с колонками "должность", "оклад" и "ежемесячное денежное поощрение". Оклад, друзья, это базовая расчётная величина, которая является константной при расчёте ежемесячного денежного содержания (заработной платы) государственного служащего.

Оклады установлены в 2006 году, а затем 7 раз индексировались (в 1,1 раза в январе 2007 и в 1,15 в декабре 2007, в 1,09 в феврале 2008 и в 1,09 в октябре 2008, в 1,06 в 2012, в 1,055 в 2013 и потом спустя 5 лет в 1,04 раза в январе 2018).

Откроем раздел 2 указа и найдём, например, должность "начальник управления". Оклад в таблице: 5 300 рублей, а с учётом индексации это - 5300*1,1*1,15*1,09*1,09*1,06*1,055*1,04 = 9 264,27 рублей. Для сравнения выберем другую должность. Допустим, начальник отдела в департаменте министерства (раздел 5). Оклад по указу: 4 250 рублей, с индексацией: 7 248,89 рублей.

Теперь расчёты.

1. Ежемесячное денежное поощрение.
В указе для каждой должности предусмотрено количество ежемесячных денежных поощрений. Для начальника управления - 10,5, а для начальника отдела департамента в министерстве - 3,5.
начальник управления: 9 264,27 * 10,5 = 97 274,83 рубля;
начальник отдела департамента: 7 248,89 * 3,5 = 25 371,16 рублей.
Это минимальный размер заработной платы, который получат государственные служащие на этих должностях.

2. Чин государственной гражданской службы.
Как и у военных, у гражданских служащих есть чины, которые присваиваются в регламентированном порядке и соответствуют занимаемым должностям. За чин идёт прибавка, она предусмотрена тем же указом № 763 (см. приложение 2), и тоже индексировалась.
начальник управления - высшая группа должностей (см. в реестр должностей), а значит чин - действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. 1 650 рублей до индексации или 2 884,16 с учётом индексации.

Итого: 97 274,83 + 2 884,16 = 100 158,99 рублей.
начальник отдела - категория "специалисты", главная группа должностей - чин "государственный советник Российской Федерации 3 класса". 1300 до индексации, 2 272,37 с индексацией.
Итого: 25 371,16 + 2 272,37 = 27 643,53 рубля.

3. Особые условия службы.
Пункт 5 всё того же указа. Для каждой группы должностей предусмотрена надбавка (НОУС), которая считается от должностного оклада. НОУС определяется по баллам при трудоустройстве: максимальный набор баллов при проверке квалификации даёт максимальную надбавку.
- начальник управления - НОУС для высшей группы - от 150 до 200 % от оклада.

Итого: возьмём 200 %, а значит 100 158,99 + 18 528,54 (9 264,27 * 2) = 118 687,53 рублей.
- начальник отдела - НОУС для главной группы - от 120 до 150 % от оклада.
Итого: опять же берём максимум (150) и получаем: 25 371,16 + 10 873,34 (7 248,89 * 1,5) = 36 244,5 рублей.

ВНИМАНИЕ! Здесь, дорогие друзья, и кроется та самая новость про 260 % со ссылки на бомбилово которых началась эта статья. Как мы видим, 150 % и 260 % - это лишь составная часть заработной платы госслужащего. Считается от оклада, а не от заработной платы.

4. Надбавка за стаж государственной службы.
Законом о ГГС за выслугу предусмотрена надбавка от 10 до 30 % от оклада, в зависимости от стажа. Допустим, наши начальник управления и начальник отдела проработали 10 лет и значит имеют 20 % надбавку.
- начальник управления - 118 687,53 + (9 264,27 * 0,2) = 120 540,38 рублей.
- начальник отдела - 36 244,5 + (7 248,89 * 0,2) = 37 694,28 рублей.

5. Надбавка за работу с секретными сведениями.
Также считается от оклада, и имеют её не все, т.к. далеко не все имеют доступ или работают с секретными сведениями. Возьмём наиболее частые 10 % от оклада.
- начальник управления - 120 540,38 + (9 264,27 * 0,1) = 121 466,81 рублей.
- начальник отдела - 37 694,28 + (7 248,89 * 0,1) = 38 419,17 рублей.

Так-с, дошедшие до финала есть?

Что получается: до вычета налогов ежемесячная зарплата для начальника управления в аппарате Совета Федерации - 121 466,81 рубль ("на руки" - 105 676,12), а у начальника отдела департамента в федеральном министерстве - 38 419,17 рублей (33 424,68).

«Нас критикуют за высокие зарплаты»

По статистике «Яндекса», москвичи чаще всего ищут вакансии в госучреждениях. Интерес горожан к госслужбе в прошлом году был выше, чем число запросов о возможности устроиться в «Газпром» и «Роснефть». На самом деле, стать сотрудником федерального министерства не так уж просто: они не размещают вакансии на карьерных порталах, а устраивают конкурсы на замещение вакантных должностей. Но победить в них, не зная внутренней кухни, — сродни выигрышу в лотерею. The Village поговорил с сотрудником одного из министерств, который с коллегами ведет телеграм-канал Russian civil service. Он рассказал о непростом устройстве на работу, долгом подъеме по карьерной лестнице и невысокой зарплате.



Зарплаты, карьера, льготы

Степень влияния ведомства на положение дел в стране почти всегда коррелирует с уровнем оплаты труда и престижностью службы в нем.

Большая ведомственная четверка состоит из министерства обороны, министерства экономического развития, министерства иностранных дел и министерства финансов. Уровень оплаты труда в них идентичен. В одном из этих министерств прохожу службу и я.

Нас часто критикуют за высокие зарплаты, но реальность несколько иная. Оклад зависит от важности министерства, стажа работы, классного чина, должности, наличия доступа к гостайне и особых условий труда.

Новички в министерствах большой четверки (бывшие студенты топовых вузов или те, кого перетянули из подведомственных организаций) зарабатывают порядка 60 тысяч рублей в месяц. Начальники отделов получают порядка 140 тысяч, директора департаментов — около 400 тысяч, а также служебный автомобиль с водителем. Проблесковый маячок положен лишь министру.

При этом любые возможности стороннего заработка исключены (кроме преподавательской деятельности и публикаций). В итоге добрая половина персонала важнейших министерств получает меньше, чем менеджеры среднего звена. А ведь от этих людей зависят правила игры на различных рынках и множество других вещей.

Возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю

пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих

Любой сотрудник министерств из большой четверки в будущем мечтает, пусть и с понижением, попасть в аппарат правительства или администрацию президента. Зарплаты там вдвое выше, к тому же есть шанс стать министром или вице-губернатором какого-нибудь региона. Устроиться туда — дело нескольких лет упорной работы.

В остальных 18 министерствах зарплаты еще ниже. Исполнители получают 30 тысяч рублей, начальники отделов — 60 тысяч, директора департаментов — 150 тысяч. В федеральных службах и агентствах оклады ниже на 25–30 %. Там получают копейки, но и требования к квалификации ниже. Проблема с низкими зарплатами в государственных органах обсуждается давно, возможно, после выборов их наконец повысят.

За каждый год работы мы получаем дополнительный день отпуска. Если тебе повезло и в трудовом договоре закреплен ненормированный рабочий день, еще три дня. Фактически же ненормированный рабочий день — у всех. Работы всегда больше, чем людей: приходится засиживаться допоздна без каких-либо стимулирующих выплат или поблажек.

Сотрудники боятся уходить надолго в отпуск, потому что за это время копится большой объем работы с горящими сроками. Часто люди уходят со службы с парой сотней дней неиспользованного отпуска, за который получают соответствующие отпускные.

Льготы в последнее время практически упразднили, максимум, на что можно рассчитывать, — скидка в ведомственной поликлинике. Можно получить единовременную помощь на покупку жилья, но эта опция доступна в основном руководству.

Многие молодые и амбициозные сотрудники министерств прекрасно понимают, что за их навыки в частных компаниях заплатят двойную цену, а за полезные контакты — тройную. И чтобы поддерживать в себе мотивацию на работу за меньшие деньги, есть один трюк. Госслужащие наведываются на собеседования в крупные корпорации, где после интервью получают высокооплачиваемый оффер, и… отклоняют его. Это позволяет понять, что рынок ценит тебя и в любой момент можно соскочить. Но не сегодня.


Прием на госслужбу

Есть несколько основных способов попасть на госслужбу:

Практически у каждого ведомства есть свой опорный вуз, преподаватели из которого хорошо знакомы с сотрудниками министерств. Госслужащие получают там свои степени кандидатов наук и публикуют научные работы. У Минпромторга это Бауманка. У Минфина — Финансовый университет. У Минюста — МГЮА. Но это неформальные контакты, они нигде не афишируются. Узнать об этом можно от преподавателей, с которыми у вас добрые отношения. Они могут рекомендовать вас на практику. Профильные кафедры тоже часто сотрудничают с конкретными департаментами. Бывает, что связь очевидна, как в случае МИДа и МГИМО, Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийской академии внешней торговли), но там и конкурс на одно практикантское место в разы выше.

Попав на практику, необходимо соблюдать несколько простых правил: интересоваться работой отдела, даже если вы никогда не слышали о нем раньше, точно исполнять поручения и соблюдать субординацию. Вероятность, что вы попадете в департамент вашей мечты, ничтожно мала, поэтому довольствуйтесь тем, что есть, и учитесь работать в полном соответствии с нормативкой и словом руководителя. Прежде чем попасть на работу в большую ведомственную четверку, я прошел три практики в разных министерствах. Самая важная — преддипломная. Очень важно пройти преддипломку в нужном вам ведомстве. Именно на ней к вам присматривается начальник отдела, и именно после нее можно получить предложение о включении в кадровый резерв. После тестирования кандидат из кадрового резерва получает приглашение занять первую освободившуюся и подходящую ставку. Министерствам это позволяет не проводить трудозатратные конкурсы на замещение вакантной должности и иметь в активе людей, которые в случае чего готовы выйти на работу.

У каждого министерства есть подведомственные службы. Зачастую они используются как инструмент экстренного пополнения кадрового состава в моменты турбулентности или смены руководства. Все свои идут на повышение, а освободившиеся места занимают коллеги из «подведов», с которыми была налажена продуктивная работа. Стоит поддерживать конструктивные отношения с вышестоящими и контролирующими вас сотрудниками других ведомств, исполнять письменные поручения в срок, представлять все нужные данные, не игнорируя устные рекомендации. Тогда о вас вспомнят добрым словом в нужный момент. Я бы вспомнил.

Не так давно появились две стажерские программы для привлечения молодых специалистов: от Минпромторга и от правительства Москвы. Это действенные способы попасть в ведомства тем, кто никаким боком к ним не относится и не имеет там знакомых. При отборе не смотрят на технические навыки и оценивают лишь коммуникативные. Прокачивайте их и подавайте заявки, но помните, что на одно место порой претендует более 40 человек. А само попадание на программу еще не гарантирует оффера.

Многое на госслужбе делается по знакомству. Ничего противозаконного: просто посещайте деловые мероприятия, участвуйте в проектах, старайтесь попасть в различные консультативные структуры, которые создаются при ведомствах. Подписывайтесь на наш канал и другие отраслевые ресурсы, где мы можем подыскивать себе коллег. Ну и возьмите в хорошую привычку хотя бы раз в неделю пропускать бокал пива с кем-то из госслужащих. Будете в курсе существующих проблем, и о вас могут вспомнить в подходящий момент.

Закон обязывает меня упомянуть об этом механизме пополнения кадрового состава. На сайтах большинства министерств вы найдете соответствующую вкладку и даже несколько отрытых конкурсов. Подвох в том, что там большой конкурс (до 50 человек на место), который всегда выигрывается действующим сотрудником, замещавшим до этого декретную ставку. Дело в том, что человек, проработавший в ведомстве два года, знает о вакантной должности и об этом министерстве все. Обойти его в равном состязании практически невозможно. А таких сотрудников больше, чем вы думаете.


Образование

По опыту скажу, что наиболее подходящим образованием является бакалавриат по правовому направлению. Чем шустрее работаешь с законодательством, тем проще. В 90 % случаев чиновники имеют дипломы по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но я встречал людей и с ветеринарным образованием. Так что не парьтесь: выйти на службу при должном упорстве можно с любым дипломом, а недостающие навыки получить в хорошей магистратуре. По закону она (или специалитет) нужна уже на начальных управленческих должностях. Научная степень формально не требуется, но если претендуете на топовые позиции, то хорошо бы и получить кандидата наук. Руководство обычно позитивно относится к научной и преподавательской деятельности.

Карьерный рост

Карьера сотрудника находится в руках директора департамента. Фактически мы работаем не в конкретных министерствах, а в конкретных департаментах. В зависимости от департамента может варьироваться оплата труда, скорость продвижения и даже график работы. Работа с другими департаментами подчиняется тем же правилам, что и работа с другими ведомствами.

Кадровый состав департамента практически полностью формируется под директора. Меняется он — меняются все его замы и примерно 40 % начальников отделов. Лишь низовые исполнители остаются на своем месте, а самые лояльные и перспективные из них перетягиваются директором на новое место.

Вот и получается, что собственный долгосрочный карьерный трек всегда надо формировать с оглядкой на директора и на перспективы его повышения до замминистра. В среднесрочной перспективе ценится инициативность, способность к обучению, исполнительность и дисциплина.

Но самые быстрые карьеры всегда строятся на переходе из одного ведомства в другое. Начинают в большой ведомственной четверке, потом с повышением до начальника отдела уходят в другое, менее оплачиваемое ведомство. Там быстро растут из-за низкого качества персонала и либо остаются, либо переходят на региональную госслужбу, либо возвращаются в четверку, но уже на руководящую позицию.

Кто-то выбирает линейную модель: годами работает в выбранном ведомстве и сам формирует ситуацию, при которой его назначение становится желаемым всеми. Стратегия тут заключается в том, чтобы потихоньку завязывать на себя решение всех сложных вопросов и знать нормативные документы на экспертном уровне. Обе схемы имеют право на жизнь, но для себя я выбрал линейную модель.

Отсутствие понятных правил карьерного роста и зависимость от руководства приводит к формированию закрытых клубов чиновников. Объединяясь в такие негласные группы, проще жить в условиях неопределенности, находить перспективные проекты и вакантные должности, решать задачи. Эдакая система свой-чужой.

Коррупция

Реальная коррупция (как ее понимают люди со стороны) начинается от директоров департаментов. На уровнях ниже она либо имеет формат «я тебе — ты мне», либо отсутствует вовсе. Такая помощь выражается не в материальных благах, а позициях, мероприятиях, контактах и так далее. Никто не хочет ломать себе карьеру и жизнь ради годовой заработной платы. Да и система работы уже давно построена так, что брать деньги на федеральном уровне не за что.

После случая с арестом Улюкаева подарки брать перестали (в ноябре 2016 года главу Минэкономразвития задержали с поличным по обвинению в вымогательстве взятки у президента «Роснефти» Игоря Сечина. Улюкаев утверждает, что в сумке, где были деньги, он ожидал найти вино, которое ему обещал подарить Сечин. — Прим. ред.). Раньше приемные ломились от условных корзинок, сейчас же директора сами запрещают брать что-либо. Отделы дарят хороший алкоголь коллегам из нижестоящих организаций, но сами ничего не берут.

Рабочий процесс

Вся работа делится на три больших блока:

Отчитываться приходится за каждое решение, за исполнение множества целевых программ, политик открытости и противодействия коррупции. Зачастую эти дела сваливают на одного исполнителя в отделе.

Это проверка показателей работы подведомственных организаций. Проверки практически всегда выездные, так что несколько недель гарантировано находишься вне рабочего места. Начальники отделов также участвуют в совещаниях, которые могут проходить в любой точке России. Многие рабочие вопросы решаются на местах возникновения. Бывают и протокольные вещи, когда предприятия приглашают должностных лиц.

Все остальное время отдел занимается проектами, согласованными с руководством департамента и министерства. И именно здесь есть задел для творчества, создания новых механизмов, оптимизации процессов. Никто не мешает привнести новое в работу своего отдела, а затем масштабировать результат.

У нас есть дресс-код, но он не сильно строже, чем в любой корпорации. Формы и отличительных знаков нет, а жаль. Многие бы поддержали такую инициативу. Время прихода строго не отслеживается, никаких систем контроля по карточкам нет. Все-таки за людей нас хотя бы немного, но считают. Понятия отгула у нас нет. По выходным в любом случае никто не работает, а задержки до глубокого вечера — это уже частности. Считается, что задерживается тот, кто достаточно амбициозен для повышения. Будешь уходить в шесть вечера при наличии текущих задач, никто ничего не скажет, но к определенной категории отнесут.

Можно сказать, что государственная служба — это скорее призвание, чем прагматичный выбор. Всегда можно найти место более высокооплачиваемое, менее требовательное к формальностям, с понятными кадровыми механизмами и меньшим контролем со стороны общества и СМИ. Но при разумном подходе госслужба окупает вложенные в нее силы, эмоции и время.


Минфин засветил информацию о будущем размере зарплат некоторых чиновников, обнаружили «Открытые медиа», изучив сопроводительные материалы к проекту федерального бюджета на 2021 год и на плановый период — 2022 и 2023 годы.

Узнать зарплаты высокопоставленных госслужащих — министров, руководителей отдельных госорганов, депутатов — практически невозможно. В своих декларациях они крайне редко выделяют оклад из общего дохода за год, который у них, как правило, гораздо больше — включает, например, прибыль от продажи имущества или дивиденды.

Согласно действующему законодательству, чиновники федерального уровня, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации обязаны отчитываться о доходах, расходах и имуществе ежегодно до 1 апреля. В 2020 году президент перенёс этот срок до 1 августа. В течение двух недель после сдачи деклараций данные должны публиковаться на сайтах органов власти. Например, глава правительства Михаил Мишустин, девять его заместителей и 21 министр раскрыли информацию о доходах 14 августа: совокупный заработок чиновников и их семей в 2019 году составил 2,052 млрд рублей — на 16% больше, чем при Дмитрии Медведеве в 2018 году.

Данные о зарплатах министров Минфин публиковал всего один раз в истории, писал РБК — в декабре 2017 года, сведения почти сразу удалили с сайта министерства. Тогда месячное вознаграждение члена правительства составляло от 443 000 рублей.

По расчётам «Дождя», с 2014 по 2018 годы средняя зарплата министров увеличилась на 30−35%. Из всех министров «Дождю» удалось узнать точный размер зарплаты только тогдашнего главы Минтруда Максима Топилина: пресс-служба министерства сообщила, что в 2018 году вознаграждение Топилина по месту работы равнялось 575 000 рублей в месяц.

Теперь мы знаем, сколько смогут получать отдельные чиновники в 2021—2023 годах:


В пресс-службе Минфина не подтвердили и не опровергли расчеты «Открытых медиа». Обоснования для расходов на оплату труда присылают сами работники министерств и ведомств, добавил представитель Минфина.

В начале сентября правительство должно представить в Госдуму и Совет Федерации параметры федерального бюджета на 2021 год и на плановый период — 2022 и 2023 годы.

Один из параметров — расходы на оплату труда руководителей госорганов — Минфин расписал в документе, который называется «Методика расчёта предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности…». Этот документ (копия есть у «Открытых медиа») был опубликован на сайте Минфина 20 июля, но позже его удалили — страница с данными доступна в кэше Google.

В таблицах Минфина не все суммы подписаны как зарплаты. Например, в одной из табличек в заголовке отмечается, что речь идёт «об оплате труда руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти», а в строках самой таблицы написано «Государственная программа РФ „Развитие здравоохранения“», «Государственная программа РФ „Развитие культуры“» По словам источника, близкого к Минфину, суммы в этой таблице соответствуют зарплатам министров по соответствующим направлениям.

Расходы на зарплаты, приведённые в документах, делятся на две части: первая часть проходит под кодом 121, что по правилам классификации бюджетных расходов Минфина означает заработную плату и «социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», оставшаяся часть имеет код 129 — это «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты» и дополнительные компенсации в натуральной и денежной форме. Для расчёта зарплат мы использовали общую сумму по двум кодам — с большой вероятностью это и есть оклад с учётом ежеквартальных поощрений.

Силовики в почёте

По таблице видно, что ежемесячное вознаграждение чиновников по месту работы с 2021 по 2023 годы может увеличиться на 4−7%. Например, зарплата министра иностранных дел Сергея Лаврова, старожила правительства, в 2021 году предположительно будет составлять 595 200 рублей в месяц, а в 2023-м уже на 5% больше — 625 192 рубля. Для сравнения: когда Минфин в предыдущий раз засветил данные — по итогам 2016 года — зарплата Лаврова составляла 507 100 рублей.

Меньше других в правительстве в 2021 году, вероятно, будет получать новый министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев — 564 183 рубля, больше остальных — министр юстиции Константин Чуйченко — 798 867 рублей. Но в целом зарплаты у всех сопоставимы: у министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева — 564 975 рублей, у министра здравоохранения Михаила Мурашко — 564 808 рублей, у министра культуры Ольги Любимовой — 564 317 рублей

В расчётах Минфина приводятся и запланированные расходы на зарплаты руководства двух силовых ведомств — Следственного комитета и Генпрокуратуры: Александр Бастрыкин может получать 636 550 рублей в 2021 году, Игорь Краснов — 636 558 рублей, к 2023-му зарплата обоих может вырасти на 5%. Согласно декларации Краснова, его доход в 2019 году в целом составил почти 5 млн рублей (это соответствует 410 974 рублям в месяц), в то время как доход его предшественника Юрия Чайки на этом посту годом ранее превысил 9 млн рублей.

Меньше всего в руководстве исполнительной власти выделят на зарплату уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой — 524 316 рублей в месяц в 2021 году. Но, кажется, её реальный доход значительно превышает зарплату: за прошлый год Москалькова задекларировала 10,9 млн рублей (это соответствует 910 639 рублям в месяц).

О зарплате экс-премьера Дмитрия Медведева на новой должности зампредседателя Совета безопасности «Открытые медиа» писали еще 21 июля: по данным проектных документов Минфина, его зарплата с учётом доплат в 2023 году может составить 669 391 рубль. Это сопоставимо с его нынешней зарплатой в 618 000 рублей, назначенной отдельным указом президента.

Тогда же ОМ отмечали, что в документах министерства указана сумма сэкономленных расходов на оплату труда в правительстве в связи с переходом на новое место работы (в администрацию президента) бывшего вице-премьера Дмитрия Козака: до 948 050 рублей в 2021 году и до 1,007 млн рублей в 2023-м. Зарплаты остальных вице-премьеров, как и членов администрации президента, не раскрываются.

Без персональных данных

Других сведений о зарплатах конкретных чиновников мы пока не обнаружили. Но в документах Минфина можно найти ещё много любопытного: так, выяснилось, что быстрее всего в следующие три года зарплаты могут вырасти у депутатов и сенаторов.

На оплату труда в Госдуме в 2021—2023 годах планируют ежегодно выделять от 2,6 до 3,2 млрд рублей, в Совете Федерации — от 1,07 до 1,33 млрд рублей. На данный момент в Госдуме работают 445 депутатов, то есть получается минимум 486 891 рубль на человека; в Совфеде — 187 сенаторов, значит, 436 253 рубля на человека. В 2018 году средняя зарплата народных представителей с учётом дополнительных выплат в обеих палатах составляла 400 тысяч рублей в месяц, утверждали в пресс-службе парламента.

«При сокращении затрат на здравоохранение и образование прибавлять заработную плату правительству или федеральному собранию, мне кажется, до этого никто не додумается», — сказал «Открытым медиа» первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов. По его словам, в комитет пока не поступали официальные документы из Минфина, а сами депутаты находятся в отпуске. Шурчанов предложил дождаться заседания думского комитета в сентябре.

Председатель комитета Совфеда по регламенту Вячеслав Тимченко сообщил «Открытым медиа», что ему тоже ничего неизвестно о возможном повышении зарплат и предложил обратиться за комментарием в Минфин. «Я про это ничего не знаю и ничего не слышал, любое повышение идёт строго в соответствии с указом президента», — сказал сенатор.

Как стать миллиардером. Объясняем на примере спикера Мосгордумы

Ещё выяснилось, что расходы на оплату труда руководства Центральной избирательной комиссии, которое включает 16 человек, составят от 86 до 103 млн рублей в 2021 году и от 91 до 108 млн рублей в 2023 году. Таким образом, средняя зарплата члена ЦИК в 2023 году может достичь 562 500 рублей в месяц, то есть сравняться с министерской.

Аналогичный уровень расходов запланирован и на оплату труда руководства Счётной палаты — на 14 человек. Получается, их зарплата может составить в среднем 580 000 рублей в месяц в 2023-м.

Читайте также: