Как оплачивается работа в приемной комиссии в колледже

Опубликовано: 03.10.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Оплачивается ли и каким образом дополнительный труд членов комиссий по закупкам?


В соответствии с чч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного контрагента, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок и определяет ее состав. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).
Требования о создании комиссии по осуществлению закупок исключительно из числа работников заказчика ни ст. 39 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не устанавливают. Поэтому мы полагаем, что членом такой комиссии может быть любое физическое лицо (с учетом ограничений, описанных ниже), в том числе привлеченное заказчиком на основании гражданско-правового договора (разумеется, заключенного с соблюдением порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ). Если же член комиссии является работником организации-заказчика, привлечение его к участию в составе комиссии должно производиться в том числе с учетом норм Трудового кодекса РФ. В рамках трудовых отношений вид оплаты труда работника за участие в работе комиссии по закупкам будет зависеть от того, каким образом оформлено выполнение такой работы.
Работник обязан исполнять свои трудовые обязанности, которые возложены на него трудовым договором (часть вторая ст. 21 ТК РФ), а работодатель не вправе требовать от него выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). При этом работник вправе требовать от работодателя предоставления ему той работы, которая обусловлена трудовым договором (часть первая ст. 21 ТК РФ), а от выполнения иных обязанностей он вправе отказаться (ст. 379 ТК РФ). Таким образом, участие в комиссии по закупкам может быть предусмотрено трудовым договором, заключенным с работником, и (или) должностной инструкцией по должности, которую он занимает*(1).
Ни Закон 44-ФЗ, ни нормы трудового законодательства не обязывают в таком случае дополнительно оплачивать работнику участие в работе комиссии по закупкам - выполнение им такой работы уже должно быть учтено при установлении оклада. Вместе с тем напомним, что в силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается. Если объем работы работника, участвующего в работе комиссии, действительно, увеличивается по сравнению с тем, какой объем работы выполняют другие работники, работающие по той же должности и имеющие такую же квалификацию, но не включенные в состав комиссии, полагаем, что доплату за работу в комиссии целесообразнее производить в виде выплат стимулирующего характера (премий и т.п.).
Если в трудовые обязанности работника участие в работе комиссии не входит, такая работа может выполняться как дополнительная. Трудовой кодекс РФ предусматривает два варианта привлечения работника к трудовой деятельности наряду с основной работой, которую он выполняет на основании заключенного с таким работником трудового договора: совместительство (ст. 60.1 ТК РФ) и поручение дополнительной работы в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ.
Статьей 60.1 ТК РФ установлено, что работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы, в том числе у того же работодателя (внутреннее совместительство). При этом время основной работы и время работы по совместительству пересекаться не должны (смотрите ответ специалистов Роструда на вопрос с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). Таким образом, если работа комиссии будет осуществляться в то время, которое для работника является рабочим в соответствии с его режимом рабочего времени, оформление внутреннего совместительства для выполнения такой работы не имеет смысла. В таком случае работодатель может поручить работнику выполнение дополнительной работы в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ, за что ему полагается компенсационная выплата в виде доплаты (ст. 151 ТК РФ)*(2).
В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Так, дополнительная работа может осуществляться путем увеличения объема работ, такая работа подразумевает выполнение работы по аналогичной должности (профессии), но в большем объеме, нежели стороны согласовали в трудовом договоре. Как следует из вопроса, в трудовые обязанности работников не входит участие в комиссии по закупкам. Следовательно, ни о каком увеличении объема работ в данном случае говорить не приходится.
Частью второй ст. 57 ТК РФ определено, что трудовой функцией работника является работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. То есть законодатель в принципе допускает указание в трудовом договоре не на какую-то определенную должность (профессию), а на конкретный вид работы, которую работник должен выполнять в течение рабочего времени. Однако соглашение о поручении работнику дополнительной работы не является дополнительным соглашением к трудовому договору, поскольку оно не вносит каких-либо изменений или дополнений в сам трудовой договор. Соглашения о выполнении дополнительной работы по ст. 60.2 ТК РФ - это особая разновидность договоров, которые являются производными от трудовых договоров и заключаются между работником и работодателем на основе норм трудового законодательства (к таким же договорам можно отнести, к примеру, ученический договор или договор о полной материальной ответственности). Законом установлены специальные требования к содержанию и порядку заключения таких соглашений.
Исходя из буквального толкования ст. 60.2 и 151 ТК РФ выполнение дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, возможно только по должности (профессии), которые содержатся в штатном расписании. Если это условие не выполняется, необходимо внести изменения в штатное расписание и включить в него соответствующую должность (профессию) либо увеличить количество штатных единиц. В противном случае суд может констатировать отсутствие поручения дополнительной работы (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 N 15АП-15046/11)*(3). Так, работа в качестве члена комиссии по закупке может включаться в трудовую функцию специалиста по закупкам*(4), такую должность или штатную единицу по этой должности работодатель вправе ввести в штатное расписание. Если эта должность (штатная единица по должности) будет являться вакантной, то другому работнику работодатель вправе поручить работу по должности специалиста по закупкам в полном объеме, или только в той ее части, которая заключается в участии в работе комиссии по закупке, в порядке совмещения должностей. Если же по этой должности заключен трудовой договор и работник, работающий специалистом по закупке, временно отсутствует на работе, другому работник может быть поручена работа по участию в работе комиссии по закупке в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
Если работодатель в рассматриваемом случае не имеет возможности внести в штатное расписание соответствующую должность, в обязанности по которой входило бы участие в работе комиссии по закупке, работник может участвовать в составе комиссии лишь в свободное от работы время на основании трудового договора, заключенного на условиях внутреннего совместительства. С работником может быть заключен срочный трудовой договор по одному из оснований, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. В таком договоре в качестве трудовой функции работника стороны вправе будут указать конкретный вид поручаемой работы. Также с работником возможно заключение гражданско-правового договора об участии в работе комиссии по закупкам за определенное вознаграждение, однако исполнение обязательств по ним также возможно лишь в свободное от работы время.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

24 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок разработки должностной инструкции, требования к ее содержанию нормативными правовыми актами не урегулированы; унифицированной формы этого документа также не предусмотрено. Поэтому работодатель самостоятельно устанавливает структуру и содержание такого документа, порядок ее разработки, согласования, утверждения и введения в действие. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (письма Роструда от 30.11.2009 N 3520-6-1, от 31.10.2007 N 4412-6).
*(2) Смотрите дополнительно следующий материал: Энциклопедия решений. Доплата за совмещение и другие виды дополнительной работы.
*(3) Смотрите дополнительно следующие материалы:
- Энциклопедия решений. Совмещение профессий (должностей) и штатное расписание;
- Энциклопедия решений. Оформление совмещения и других видов дополнительной работы.
*(4) Закон N 44-ФЗ не запрещает совмещение одними и теми же лицами, в частности, работниками заказчика, выполнения функций членов комиссии по осуществлению закупок и работников контрактной службы или приемочных комиссий (письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974), и фактически они могут состоять из одних и тех же лиц.


Сотрудникам, совмещающим работу с обучением, для сдачи экзаменов, защиты диссертации или просто для прохождения промежуточной сессии законодательством преду­смотрены учебные отпуска. Причем, в отличие от ежегодного оплачиваемого отпуска, учебный отпуск предоставляется независимо от того, сколько в конкретной организации проработал этот сотрудник – день или полгода. Практически в каждой организации есть работники-студенты и периодически в связи с этим возникают вопросы. В статье расскажем, что должен знать работодатель об учебном отпуске.

Условия предоставления учебного отпуска

В соответствии с гл. 26 ТК РФ работодатель обязан предоставлять лицам, совмещающим работу с получением образования, дополнительные учебные отпуска. Данная обязанность возникает вне зависимости от того, изъявил ли желание учиться сам работник или его направил на обучение работодатель.

Отпуска могут быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми – на это влияет форма обучения работника (очная, заочная или очно-заочная). В основном, если работник обучается очно, отпуск не оплачивается, а если заочно или очно-заочно – оплачивается.

Однако у работодателя нет обязанности предоставлять учебные отпуска всем без исключения обучающимся работникам, поскольку законодатель установил для этого определенные условия.

При этом учебный отпуск предоставляется не только работникам, которые получают образование впервые, но и уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем по трудовому или ученическому договору, заключенному в письменной форме (ч. 1 ст. 177 ТК РФ).

а

Гарантии и компенсации работникам, получающим образование соответствующего уровня не впервые и по своей инициативе, а также обучающимся по не имеющим государственной аккредитации программам, могут устанавливаться коллективным или трудовым договором.

Успешно обучающимся считается тот, кто не имеет задолженности за предыдущий курс (семестр), подтверждением чему является справка-вызов, без предъявления которой работником учебный отпуск работодатель предоставлять не обязан.

Если работник получает образование одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебный отпуск предоставляется только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

Обязан ли работодатель предоставлять работникам-совместителям учебный отпуск или ежегодный оплачиваемый отпуск на время учебного?

Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству сотрудник не отработал 6 месяцев, отпуск предоставляется авансом. То есть работодатель, у которого сотрудник работает по совместительству, обязан предоставить ему только ежегодный оплачиваемый отпуск одновременно с отпуском по основному месту работы. Предоставление совместителям учебного отпуска или ежегодного оплачиваемого отпуска одновременно с учебным отпуском по основной работе Трудовой кодекс не предусматривает.

Таким образом, на работе по совместительству можно обратиться к работодателю с копией справки-вызова и заявлением с просьбой только об отпуске без сохранения заработной платы на время учебного отпуска. И если работодатель не возражает, совместитель на время обучения оформит отпуск за свой счет, продолжительность которого определяется по соглашению работодателя и работника.

Виды отпуска

Виды и продолжительность отпусков в зависимости от программ образования и формы обучения представим в таблице.

Вид отпуска

Программа образования

Форма обучения

Цель отпуска и его продолжительность (в календарных днях в учебном году)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на последующих курсах – 50 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – до 4 месяцев в соответствии с учебным планом (ст. 173 ТК РФ)

Подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке

30 дней в течение календарного года плюс время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно за счет работодателя (ст. 173.1 ТК РФ)

На соискание ученой степени кандидата или доктора наук

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени:

– кандидата наук – 3 месяца;

– доктора наук – 6 месяцев (ст. 173.1)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на последующих курсах – по 40 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – не более 2 месяцев (ст. 174 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 9 дней (ст. 176 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 22 дня (ст. 176)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Итоговая аттестация после обучения на подготовительном отделении – 15 дней (ст. 173 ТК РФ)

Вступительные испытания – 15 дней (ст. 173)

1. Промежуточная аттестация – 15 дней в учебном году (ст. 173).

2. Сдача итоговых государственных экзаменов – месяц; сдача итоговых государственных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы – 4 месяца (ст. 173)

Вступительные испытания – 10 дней (ст. 174 ТК РФ)

1. Промежуточная аттестация – 10 дней в учебном году.

2. Государственная итоговая аттестация – до 2 месяцев (ст. 174)

А для некоторых лиц, совмещающих работу и обучение, преду­смотрены такие гарантии, как оплата проезда к месту нахождения образовательной организации и свободный от работы день.

Порядок предоставления учебного отпуска

Как уже было отмечено, основанием для учебного отпуска при соблюдении всех остальных условий является справка-вызов, выдаваемая работнику образовательным учреждением. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1368. Одновременно со справкой работодатели, как правило, запрашивают у работника заявление с просьбой об учебном отпуске.

Может ли работодатель на основании просьбы работника предоставить учебный отпуск меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове?

Однако многие специалисты считают, что если работник в заявлении укажет меньшее количество дней, то можно предоставить ему отпуск меньшей продолжительности, поскольку запрет на это законодательством не установлен.

Сведения о дополнительных отпусках также вносятся в личную карточку работника.

В табеле учета рабочего времени время учебного отпуска с со­хранением заработной платы отмечается буквенным кодом «У» или цифровым «11», без сохранения заработной платы – буквенным «УД» или цифровым «13».

По выходу работника из учебного отпуска он должен представить работодателю отрывную часть справки.

По соглашению между работодателем и работником к учебному отпуску могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (ч. 2 ст. 177 ТК РФ).

В отличие от остальных учебных отпусков, соискатель ученой степени кандидата наук или доктора наук должен в письменной форме уведомить работодателя о намерении реализовать свое право на отпуск не позднее чем за год до предполагаемой даты начала отпуска.

Можно ли предоставить работнику учебный отпуск с последующим увольнением в соответствии со ст. 127 ТК РФ?

В силу того, что в Трудовом кодексе есть нормы, в которых не уточняется, какой отпуск имеется в виду, возникает вопрос – относится ли к этим отпускам учебный отпуск (аналогичные проблемы возникают с отпуском без предоставления заработной платы)? Вопрос спорный, но на практике учебный отпуск с последующим увольнением применяется.

Однако в ст. 127 ТК РФ говорится, что работнику при увольнении могут предоставляться все неиспользованные отпуска. Здесь явно речь идет не об учебном отпуске, а о ежегодных основном и дополнительных. Поэтому положения ст. 127 на учебный отпуск не распространяются.

Причем работник-студент вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за 2 недели, если законом не установлен иной срок. Течение срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).

Можно ли по инициативе работодателя уволить работника во время нахождения его в учебном отпуске?

А вот в этом случае, считаем, положение ч. 6 ст. 81 ТК РФ, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, распространяется и на учебный отпуск. Поэтому если, например, работника хотят уволить в связи с сокращением численности или штата, уведомив его за 2 месяца, и дата его увольнения приходится на время учебного отпуска, то расторгать трудовой договор в тот же день нельзя. Уволить работника нужно в первый день после выхода его из отпуска.

Сотрудник, с которым заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за несколько дней до выхода последнего на работу принес справку-вызов. Должны ли мы предоставить ему учебный отпуск и на сколько дней?

Мнений по данному вопросу несколько.

Вторая позиция: нужно продлить с работником срочный трудовой договор на время учебного отпуска, а расчет с ним произвести в последний рабочий день, то есть по аналогии со ст. 127 ТК РФ при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением.

Однако мы придерживаемся третьей позиции: если известна дата выхода основного работника, трудовой договор прекращается с выходом его на работу, поскольку учебный отпуск не является основанием для продления срочного договора. А учебный отпуск должен быть предоставлен и оплачен только в пределах сроков действия срочного трудового договора.

Оплата учебного отпуска

Например, если учебный отпуск совпал с новогодними праздниками, за сотрудником сохранится средний заработок и за эти праздничные дни.

Если в период учебного отпуска работник заболел, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачиваться не будет, независимо от того, сохранялся за ним на время учебного отпуска средний или частичный заработок либо нет [1] .

Если работник досрочно сдал экзамены, можно ли удержать с него сумму среднего заработка за оставшийся период отпуска?

Так как учебный отпуск был уже оплачен по среднему заработку до его начала, а Трудовой кодекс не позволяет удержать данную сумму или ее часть при увольнении лица, работающего по срочному трудовому договору, в связи с окончанием действия этого договора, работодатель не имеет права удержать указанную сумму при окончательном расчете.

Нет и правовых оснований удерживать ранее выплаченные отпускные при отчислении из образовательного учреждения до окончания учебного отпуска. На основании ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Если учебный отпуск совпал с ежегодным

В силу ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности последнего, исполнения им во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. То есть указания о продлении или переносе ежегодного отпуска в случае совпадения с учебным нет, как и соответствующей обязанности у работодателя.

При этом, как уже было отмечено, в силу ч. 2 ст. 177 ТК РФ к дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173 – 176 ТК РФ, ежегодные оплачиваемые отпуска могут присоединяться по соглашению работодателя и работника.

Таким образом, по согласованию с работником (на основании его заявления) работодатель должен или присоединить к учебному отпуску ежегодный отпуск, или перенести на другое время.

Если работник и работодатель не успели согласовать вопрос о том, присоединить ежегодный отпуск к учебному или перенести, работодатель может продлить отпуск самостоятельно, но только если эта возможность установлена локальным нормативным актом.

Сейчас ты, школьник, сдал ЕГЭ и думаешь куда поступать. Я работал в приемной комиссии очень крутого университета два года подряд и хотел бы кое-что рассказать, речь пойдем про технический вуз, за другие говорить не буду.

Я собрал несколько замечаний, которые ты должен знать (хотя, думаю, ты и так знаешь, но лучше я повторю):

1. Практика показывает, что хорошему приемщику уговорить тебя поступать именно к нам - не сложно. Особенно, когда ты колеблешься в выборе. 20 минут с нами и вот ты уже сдаешь оригинал. Мы всегда старались разговорить абитуриента, узнать что ему интересно, рассказать чем мы занимаемся. Были случаи, когда мы убеждали поступать в другой университет, потому что он более подходящий, чем наш. Помни, когда ты у нас, тебя убедить не сложно (20 минут, почти любого), поэтому окончательное решение принимай дома, в спокойной обстановке, где ты можешь все взвесить, обо всем подумать.

2. К сожалению, абсолютно все университеты, и наш в том числе, очень умело манипулируют правдой. И совсем загнившие направления выставляют за что-то крутое, актуальное, перспективное. Поэтому перед тем как сделать выбор, обязательно посмотри, чем они занимаются:
1) Старшекурсники, в вк найти их не проблема, не постесняйся и разузнай все у них. Как дела с научной работой, сложно ли найти работу по специальности, как активно кафедра участвует в их образовании, на каких курсах они начали с ней взаимодействовать, много ли ненужных предметов.
2) Публикации. На сайте направления, если они есть, ими должны хвастаться. Я бы обращал внимание только на публикации в иностранных журналах (многие не согласятся, потомоу что есть достаточно хорошие российские журналы, в которых публикуют годноту. Но к сожалению, есть и такие, где публикуют что угодно). Посмотри участвуют ли они в конференциях, с кем сотрудничают

4) Попробуй визуально найти кафедру куда ты хочешь, может быть получится глазами посмотреть на неё, может даже экскурсию проведут. Так ты сможешь сделать некоторые выводы для себя. Но может быть, что покажут только то, что красиво.

3. Так же заметил, что некоторые университеты предлагают зарубежную практику, наш университет в этом году тоже акцентирует на этом внимание. За время учебы я раз 6-7 выезжал за границу на конференции/школы/практики. Не считая конференций, ни разу не было, чтобы вопрос участия или приглашения на стажировку решал университет. Я сам находил стажировку/школу, подавал документы туда, проходил интервью по скайпу, писал эссе, и по результатам этого меня брали или не брали. Подобные мероприятия - это всегда конкурс и почти всегда твоя инициатива. Однако университеты, такие возможности выдают за свои стажировки, что не совсем правда.
Если тебе говорят, что у нас есть стажировки, не поленись, узнай названия, и посмотри на их сайте, какие условия участия. Любой студент может подать заявку и поучиться какое-то время за границей, всё на конкурсной основе (за свои деньги - без конкурса, но это нам не интересно)

4. Оригинал аттестата. Два года назад был случай: Школьница уже отдала оригинал в другой университет, но в последний день подачи оригинала, решила выбрать наш университет. Приехала к ним забирать его - они не отдавали, аргументируя, что по закону, есть максимальное время, за которое университет обязан вернуть оригинал, поэтому ждите. В общем тянули время, чтобы оставить оригинал у себя и у девочки не было выбора уже (у неё очень высокие баллы). Она позвонила нам, в наших интересах было её взять, поэтому наши начальники разрешили ей привезти оригинал тогда, когда уже нельзя было этого делать. Поэтому, не откладывайте решение в последний день, особенно если оригинал сдан, а вы сомневаетесь. (К слову, мы выдавали в течении 4-10 минут, смотря где аттестат находится).

5. Сейчас родители закидают камнями, но. Абитуриенты, пожалуйста, если берёте родителей, будьте уверены, что они не станут вам говорить, на какую специальность идти учиться, что вам хочется и прочее. Это ваше решение, а не их, и ответственность за него должны нести вы.
1) Приходила девочка с отцом, где отец выбирал какие направления, просил рассказать про них подробнее и что есть ещё. Мы же пытались говорить с дочкой, а не с ним, потому что нам нужно знать, что интересно ей. В итоге отец не выдержал, сказал, чтобы мы внесли все данные. Наш начальник не хотел конфликтов и попросил нас все внести. Очень обидно за девочку. Насколько я знаю, к нам она не поступила.
2) Пришел парень с мамой, которая ему сказала "так, садись и выбирай, я в этом участвовать не буду". Мы с ним очень хорошо побеседовали, ему все рассказали, поговорили о наболевшем, его мама ещё пару шуток неплохих выдала ). С ними было очень приятно разговаривать. Когда так, всегда хочется все рассказать максимально подробно и реалистично.
Как бы родители не переживали, чтобы вам не советовали - выслушайте, но выбирайте сами. А лучше, приходите без родителей :)

6. Козырь в рукаве приемщика - абстракция. Думаю, вам важно знать, а где вы сможете работать после университета и наверняка вы спросите это при подаче документов. Вам скажут целый список компаний и некоторые названия вам будут знакомы, и вам будет этого достаточно, потому что вы чувствуете что, выучусь здесь - смогу работать там-то. Это не так. Во многих компаниях, которые вам назовут, действительно работают выпускники и это крутые компании, однако выпускников там может быть всего один. Который своим трудом добился этого, и это результат не учебы в университете, а его личное достижение. Возможно, его работа даже не связана со специальностью. Поэтому ваш козырь - уточнение. Старайтесь как можно подробней узнать, чем вы будете владеть таким, что нужно работодателю. Представьте, что вы закончили универ, спросите, что вам делать. Достаньте телефон и вбейте в hh ту информацию, что вам скажут. Да, могут напи*деть, но никто не ожидает от вас такого.

7. Мой друг, в прошлом году работал в приемной комиссии одного гуманитарного университета. Когда он сказал, сколько в месяц им платили, я был в шоке. Естественно, от них требовали быть приветливым и прочее. Однако много университетов заставлют студентов сидеть в приемной комиссии, засчитывая это за практику. Скорее всего, им плевать на все это, и отношение к абитуриентам безразличное. Поэтому, не судите об университете по студентам, работающим в приемной комиссии.

Я мог бы рассказать ещё много конкретных историй, постов на 10, но не могу из-за анонимности, простите. Но это может прорекламировать мой университет или наоборот опустить его.

Надеюсь хоть одному абитуриенту будет это полезным. )
И в заключении:
За время учебы в университете я сделал вывод, что самое необходимое по учебе/работе - я либо сам изучал, либо мне объясняли люди, которые действительно хотели научить и имели отличный опыт в моей области (таких было очень мало). К сожалению, университет ушел очень далеко от требований работодателей, и чем раньше ты это поймешь, тем тебе будет легче.
Если ты думаешь, что поступив универ, и, выучивая все что там дают на 5ки, ты получишь достаточно знаний, чтобы найти хорошую работу - то ты ошибаешься. Однако универ дает некоторые возможности, которые ты можешь использовать и это зависит только от тебя.

Я желаю тебе удачи, возможно, единственный прочитавший до конца!
Если у кого-то есть дополнение/другие мнения/ещё истории/советы, пишите в комментарии и не забывайте ставить плюсы другим полезным комментариям.
В этот аккаунт больше не зайду, так что не подписывайтесь на меня.

от 12 апреля 1995 года N 10-34-434ин/018

[О приемной комиссии высшего учебного заведения Российской Федерации]

В соответствии с пожеланиями проректоров по учебной работе, высказанными на Всероссийском совещании в январе 1995 года, направляем Примерное положение о приемной комиссии высшего учебного заведения Российской Федерации.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о приемной комиссии высшего учебного заведения Российской Федерации

I. Общие положения

1. Для организации приема документов поступающих в высшие учебные заведения, проведения вступительных испытаний и зачисления в состав студентов лиц, прошедших по конкурсу, организуется приемная комиссия высшего учебного заведения.

В высших учебных заведениях, не имеющих структурных подразделений по довузовской подготовке, приемная комиссия может осуществлять координацию профориентационной работы.

2. Приемная комиссия в своей работе руководствуется:

Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, утвержденным федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием)*;

* Указанный Порядок утвержден постановлением Госкомвуза РФ от 27.12.95 N 9. См. также Порядок приема и обучения иностранных граждан в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденный постановлением Госкомвуза РФ от 10.04.96 N 5. - Ред.

Правилами приема в высшее учебное заведение;

другими документами федерального (центрального) или ведомственного органа управления высшим профессиональным образованием*.

3. Состав приемной комиссии вуза утверждается приказом ректора, который является председателем приемной комиссии.

Председатель приемной комиссии руководит всей деятельностью приемной комиссии и несет ответственность за выполнение установленных контрольных цифр приема, соблюдение законодательных актов и нормативных документов по формированию контингента студентов, определяет обязанности ее членов и утверждает план работы приемной комиссии.

Заместителем председателя приемной комиссии назначается, как правило, проректор по учебной работе.

В состав приемной комиссии могут быть включены представители организаций, предприятий и учреждений, для которых ведется подготовка специалистов в данном вузе, а также представители администрации региона.

4. Ответственный секретарь приемной комиссии назначается ректором из числа преподавателей вуза. При необходимости в составе приемной комиссии предусматривается должность заместителя ответственного секретаря. На факультетах и в территориальных структурных подразделениях вуза могут формироваться отборочные комиссии, состав которых утверждается председателем приемной комиссии.

5. Срок полномочий приемной комиссии составляет один год. Срок полномочий отборочных комиссий определяет председатель приемной комиссии.

6. Для проведения вступительных испытаний и своевременной подготовки к ним материалов приказом ректора создаются предметные экзаменационные комиссии из числа наиболее опытных, квалифицированных и ответственных преподавателей данного вуза и назначаются их председатели.

В случае необходимости могут назначаться заместители председателей предметных экзаменационных комиссий.

Допускается включение в состав предметных экзаменационных комиссий преподавателей других учебных заведений.

Председатель предметной экзаменационной комиссии готовит и представляет к утверждению председателем приемной комиссии материалы вступительных испытаний, осуществляет руководство и систематический контроль за работой членов предметных экзаменационных комиссий, участвует в рассмотрении апелляций, составляет отчет об итогах вступительных испытаний.

7. Для обеспечения работы приемной и отборочных комиссий до начала приема документов приказом ректора утверждается технический персонал из числа преподавателей, инженерно-технических работников и учебно-вспомогательного персонала вуза.

8. Составы приемной, отборочных и предметных экзаменационных комиссий, а также технического персонала, за исключением членов, входящих в них по служебному положению, рекомендуется ежегодно частично обновлять с учетом характеристики предшествующей работы в этих комиссиях.

II. Организация работы приемной комиссии и делопроизводства

9. Организация работы приемной комиссии и делопроизводства должна обеспечивать соблюдение прав личности и выполнение государственных требований к приему в государственные высшие учебные заведения.

Работа приемной и отборочных комиссий оформляется протоколами, которые подписываются председателем и ответственным секретарем приемной (или отборочной) комиссии.

Решения приемной комиссии принимаются простым большинством голосов при наличии не менее 2/3 утвержденного состава.

10. Приемная комиссия заблаговременно готовит различные информационные материалы, бланки необходимой документации, проводит подбор состава предметных экзаменационных комиссий, технического персонала, оборудует помещения для работы ответственного секретаря, технического персонала, оформляет справочные материалы по специальностям и направлениям, образцы заполнения документов абитуриентами, обеспечивает условия хранения документов.

11. До начала приема документов приемная комиссия определяет и объявляет:

- перечень направлений и специальностей, на которые вуз объявляет прием документов в соответствии с лицензией;

- контрольные цифры приема и количество дополнительных мест с оплатой за обучение по каждой специальности (направлению);

- количество мест, выделенных в контрольных цифрах по специальностям и направлениям для целевого приема;

- перечень вступительных испытаний на каждое направление и специальность, а также систему и критерии оценки знаний поступающих;

- порядок проведения конкурса (по специальностям или направлениям, по группам специальностей, по факультетам или вузу в целом при условии совпадения вступительных испытаний);

- наименование и порядок проведения вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на зачисление в вуз по результатам уменьшенного количества испытаний; порядок организации и проведения единых экзаменов для выпускников общеобразовательных учреждений, взаимодействующих с вузом;

- порядок организации и проведения репетиционных испытаний;

- порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;

- количество мест в общежитиях для приема в вуз иногородних;

- порядок приема заявлений от поступающих в территориальные подразделения вуза;

- порядок зачисления в вуз.

В период приема документов приемная комиссия ежедневно информирует поступающих о количестве поданных заявлений и конкурсе.

12. Прием документов регистрируется в журнале*. В день окончания приема документов записи в журнале закрываются итоговой чертой с росписью председателя и ответственного секретаря приемной комиссии.

* Формы документов устанавливаются вузом с учетом обеспечения всех необходимых данных о личности поступающего и результатах его вступительных испытаний, а также с учетом технических возможностей вуза по их машинной обработке.

13. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные им документы и материалы сдачи вступительных испытаний*.

* При засчитывании в качестве вступительных других видов испытаний в личном деле должна быть соответствующая запись ответственного секретаря или его заместителя и заявление абитуриента.

Журналы регистрации и личные дела поступающих хранятся как документы строгой отчетности.

14. Поступающему выдается расписка* о приеме документов.

* Формы документов устанавливаются вузом с учетом обеспечения всех необходимых данных о личности поступающего и результатах его вступительных испытаний, а также с учетом технических возможностей вуза по их машинной обработке.

15. Приемная комиссия в соответствии с полученными от абитуриента документами принимает решение о допуске поступающего к вступительным испытаниям, условиях его участия в конкурсе и извещает его об этом.

Работающим абитуриентам выдается справка о допуске* их к вступительным испытаниям для оформления отпуска по месту работы.

* Формы документов устанавливаются вузом с учетом обеспечения всех необходимых данных о личности поступающего и результатах его вступительных испытаний, а также с учетом технических возможностей вуза по их машинной обработке.

16. Поступающим, допущенным к вступительным испытаниям, выдается экзаменационный лист*.

* Формы документов устанавливаются вузом с учетом обеспечения всех необходимых данных о личности поступающего и результатах его вступительных испытаний, а также с учетом технических возможностей вуза по их машинной обработке.

17. Экзаменационные группы формируются в порядке регистрации приема документов.

18. Расписание вступительных испытаний утверждается председателем приемной комиссии или его заместителем и объявляется не позднее чем за 10 дней до их начала. В расписании вступительных испытаний фамилии председателей предметных экзаменационных комиссий и экзаменаторов не указываются.

19. Для поступающих проводятся консультации как по содержанию программ вступительных испытаний, так и по организации опроса, критериям оценки, предъявляемым требованиям, порядку конкурсного зачисления и т.п.

20. Вступительные испытания проводятся в сроки, установленные Правилами приема. Продолжительность вступительных испытаний для одного потока составляет не более 15 дней (в соответствии со статьей 195 КЗоТ Российской Федерации рабочим и служащим, допущенным к вступительным испытаниям в вуз, предоставляется отпуск по месту работы продолжительностью 15 календарных дней).

Интервалы между испытаниями составляют, как правило, 2-3 дня.

21. Материалы вступительных испытаний (экзаменационные билеты, тесты и т.п.) составляются ежегодно, подписываются председателем соответствующей предметной экзаменационной комиссии и утверждаются председателем приемной комиссии.

Материалы тиражируются в необходимом количестве. Каждый из комплектов опечатывается и хранится как документ строгой отчетности.

22. Председатель приемной комиссии или по его поручению заместитель председателя до начала испытаний выдает председателям предметных экзаменационных комиссий необходимое количество комплектов материалов вступительных испытаний и назначает экзаменаторов в группы. Присутствие на вступительных испытаниях посторонних лиц (включая инспектирующие органы) без разрешения председателя приемной комиссии не допускается.

Рабочий день экзаменаторов не должен превышать 8 часов, включая перерыв на обед.

23. При входе в аудиторию, где проводятся испытания, поступающий предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и экзаменационный лист. После проверки личности поступающего взамен экзаменационного листа ему выдается экзаменационный билет (тест и т.п.), бланк листа устного ответа* или бланки титульных листов* с вкладышами для выполнения письменной работы.

* Формы документов устанавливаются вузом с учетом обеспечения всех необходимых данных о личности поступающего и результатах его вступительных испытаний, а также с учетом технических возможностей вуза по их машинной обработке.

24. Устный экзамен у каждого поступающего принимается двумя экзаменаторами. Опрос одного поступающего продолжается, как правило, 0,25 часа (кроме творческих испытаний и испытаний по иностранному языку).

Продолжительность письменного испытания для потока устанавливается не более 4 часов (240 минут) без перерыва.

Оценка ставится цифрой и прописью в экзаменационную ведомость* и в экзаменационный лист поступающего. Каждая оценка по устному экзамену как в экзаменационной ведомости, так и в экзаменационном листе подписывается двумя экзаменаторами.

* Формы документов устанавливаются вузом с учетом обеспечения всех необходимых данных о личности поступающего и результатах его вступительных испытаний, а также с учетом технических возможностей вуза по их машинной обработке.

26. Письменные экзаменационные работы (в том числе черновики) выполняются на листах-вкладышах, на которых недопустимы никакие условные пометки, раскрывающие авторство работы.

По окончании вступительного испытания все письменные работы передаются ответственному секретарю или его заместителю.


Данный способ получения высшего образования не слишком популярен, так как для его осуществления требуется направление от предприятия, заинтересованного в получении квалифицированного сотрудника. То есть, если конкретная организация нуждается в кадрах, она вполне может оплатить ВУЗ абитуриенту, который взамен обязуется «отработать» на предприятии после окончания учебного заведения.

В среднем, в договорах на целевое обучение указан срок от трех до десяти лет обязательной работы на предприятии после успешного выпуска из ВУЗа. Так что стоит хорошо подумать, прежде чем соглашаться на такой вариант, ведь если вы откажетесь работать после получения диплома, с вас могут взыскать полную стоимость обучения. С другой стороны, целевое обучение гарантирует выпускнику трудоустройство по специальности сразу после окончания ВУЗа, что тоже немаловажно.

Очень многие путают понятия льготного образования и целевого. Это неудивительно, ведь целевое обучение можно легко назвать и льготным: требования к кандидатам снижены (это касается и баллов ЕГЭ), в ходе учебы «заваливать» вас также не будут. Поэтому многие абитуриенты действительно мечтают о получении целевого направления на обучение.

Как получить целевое направление

Чтобы начать процесс получения целевого направления, выберите учебное заведение, в котором бы хотели получить высшее образование и определитесь со сферой своей будущей деятельности. После этого обратитесь за помощью к классному руководителю школы, где учитесь – он обязан помочь вам подыскать варианты организаций, нуждающихся в кадрах по выбранному вам направлению.

Если же вам не повезло, и школьное руководство не смогло помочь в этом деле, обратитесь в Министерство образования, либо городскую администрацию. Очень часто предприятия, заинтересованные в трудоустройстве свежих кадров, создают заявки и отправляют их в местные образовательные органы. Отыскав подходящее предприятие, обратитесь в отдел кадров и предложите свою кандидатуру на целевое обучение.

Какие документы необходимо подавать в ВУЗ

Получив согласие руководства организации, подпишите с ней договор на обучение по целевому плану. Затем обратитесь в приемную комиссию выбранного учебного заведения и предоставьте такие документы:

  • аттестат школьный с вкладышем;
  • документ о прохождении ЕГЭ;
  • паспорт и свидетельство о рождении;
  • договор, который вы заключили с предприятием.

Какие документы подавать в ВУЗ для целевого обучения

Некоторые ВУЗы могут потребовать дополнительные документы, однако об этом необходимо заранее узнать в приемной комиссии. Подав все нужные документы, ожидайте конкурсного отбора по результатам ЕГЭ. Только после его прохождения, вас зачислят в ВУЗ.

Поиск предприятия для заключения договора

На первый взгляд, весь описанный выше процесс достаточно прост. Самым трудным этапом получения права на целевое обучение является поиск подходящей организации, которая согласится взять вас на работу и оплатить учебу. Понятно, что современные предприятия больше ориентированы на трудоустройство сотрудников, уже окончивших ВУЗ и мало заинтересованы в спонсорстве такого рода.

Однако многие государственные организации все еще подбирают кадры при помощи целевого обучения. Чтобы узнать о них все, необходимо активно включиться в поиск уже перейдя в последний класс школы. Вначале обратитесь к директору школы, завучу или классному руководителю. Как правило, эти должностные лица владеют информацией о целевом обучении и предприятиях, которые его предлагают.

Вторым способом отыскать подходящую организацию является обращение непосредственно в выбранный вами ВУЗ. Предприятия, заинтересованные в трудоустройстве выпускников этого учебного заведения, часто оставляют заявки на кафедрах. Помимо этого, хорошо помогает в поиске возможности целевого обучения МинОбр, так как многие организации переправляют свои заявки на целевое обучение непосредственно туда.

Подводные камни договора о целевом обучении

Получив согласие работодателя, не спешите подписывать с ним договор. Мы рекомендуем внимательно ознакомиться с его содержанием, чтобы не попасть впросак в будущем. Для начала, найдите в договоре пункты о размере платы за ваше обучение и длительности обязательного трудоустройства на предприятии после получения диплома.

Некоторые организации оплачивают половину, либо даже четверть нужной суммы, а затем требуют работать у них не менее десяти лет. Это неприемлемые условия практически в любом случае. Поэтому обращайте внимание на то, что написано мелким шрифтом, то есть, изучите документ «от корки до корки».

Помимо этого, обратите внимание на такие положения:

  • Наличие стипендии или мед. страховки по документу.
  • Обеспечение студента жильем на время обучения.
  • Временные рамки обязательной «отработки» на предприятии.

Последний пункт отражает дату, с которой вы будете являться официальным работником организации-спонсора, а также число, когда «отработка» закончится. Помимо этого обратите внимание на перечень непредвиденных обстоятельств, вследствие которых действие договора может быть прекращено или же его условия можно будет не выполнить. В их перечень обычно должны входить форс-мажоры в виде тяжелой болезни близких студента, либо банкротства предприятия.

Кто может получить целевое образование

Любой человек, получивший аттестат о среднем образовании и поступающий в ВУЗ впервые, может претендовать на льготное обучение от заинтересованного предприятия. Отказать абитуриенту могут лишь в таких случаях:

  • очень плохие результаты ЕГЭ;
  • поздно поданные документы;
  • целевой договор, неправильно оформленный;
  • фальшивые (чужие) документы, поданные в приемную комиссию.

Шаблон договора обычно можно взять в ВУЗе, либо скачать с его официального сайта. Использование утвержденных учебным заведением шаблонов увеличивает шансы на то, что все документы будут приняты приемной комиссией. Желательно, чтобы уже к марту у вас на руках имелся целевой договор с организацией-спонсором. Подробности о сроках уточняйте непосредственно в ВУЗе.

О шансах получить право на целевое обучение

На самом деле, у современного абитуриента очень невысокие шансы получить вожделенное направление и пройти ВУЗовский конкурс, особенно если на специальность, которую он желает получить, есть масса претендентов с более высокими баллами по ЕГЭ. Однако то, кто ничего не делает, то никогда ничего не добивается.
Целевое обучение

Некоторые руководители заранее заботятся о пополнении кадрами своих предприятий, устраивая конкурсы, олимпиады и турниры среди школьников. Даже простое участие в них – хороший шанс проявить себя, запомниться организаторам человеком ответственным и заинтересованным в карьере именно в их организации. Также полезно посещать дни открытых дверей на предприятиях, общаться с работниками и всячески проявлять свою активность.

Кроме того, если вы не против поработать на предприятии, где уже работают ваши родители, подкиньте идею о целевом обучении им. Как правило, хорошие работники часто рекомендуют своих детей работодателям, что может вылиться в полноценный договор о целевом обучении.

Плюсы и минусы целевого обучения

Плюсов, конечно же, больше. Несмотря на то, что такой способ получения высшего образования «грозит» выпускнику обязательной и иногда длительной работой на предприятии-спонсоре, некоторые абитуриенты просто не имеют иных шансов попасть в ВУЗ. «Целевик» пользуется такими преимуществами:

  • мягкие условия конкурса в ВУЗе;
  • зачисление еще до первого потока поступающих;
  • социальная поддержка от предприятия;
  • трудоустройство после успешного окончания;
  • частично или полностью бесплатное обучение.

Помимо этого, многие компании предоставляют своим студентам-целевикам отличную базу для исследований и написания курсовых и дипломных работ. Как правило, на предприятиях имеется подборка ценной литературы по специальности студента, а практика в компании проходит легче и плодотворней.

Однако не забывайте, что отработать все же придется, причем, скорее всего, за зарплату, которая не будет вас удовлетворять в полной мере. В то же время, размер оклада можно согласовать заранее.

Образец заявления на целевое обучение

В каждом ВУЗе оно свое, но мы решили привести здесь пример, чтобы вы имели представление о том, как выглядит стандартное заявление, оформленное правильно и с учетом требований, принятых в большинстве учебных заведений.

Читайте также: