Как оплачивается работа в школьном лагере

Опубликовано: 02.07.2024

С наступлением лета начали свою работу летние оздоровительные лагеря. В то же время перед этими учреждениями встал вопрос о наборе дополнительных сотрудников. В том числе педагогических работников (воспитателей, инструкторов по физической культуре и др.). Об особенностях труда и его оплаты педагогов летних лагерей – в статье…

1) постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – постановление № 191);

2) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 (далее – Положение № 69);

3) постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников…» (далее – постановление № 41);

4) Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях… утвержденные в приложении 1 к приказу Минобразования России от 29 марта 1993 г. № 113 (далее – Порядок № 113). Данный документ применяется в той части, в которой не противоречит Трудовому кодексу РФ (ст. 423 Трудового кодекса РФ).

– заключение срочного трудового договора на срок до двух месяцев либо на срок работы лагеря в течение летнего сезона (ст. 59 Трудового кодекса РФ);

– издание приказа о переводе педагога с его согласия на другую работу (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).

При этом перевести педагога на работу в летний лагерь можно только на срок не более месяца и в период, не совпадающий с его отпус­ком (п. 6.1 Положения № 69).

Отметим, что педагог вправе работать в летнем лагере по совместительству. То есть в свободное от основной работы время (ст. 282 Трудового кодекса РФ). В таком случае продолжительность рабочего времени не может превышать (подп. «б» п. 1 постановления № 41):

– 18 часов в неделю (для педагогов, работающих на основной работе 36 часов в неделю);

– 16 часов в неделю (для педагогов, работающих на основной работе 30 часов в неделю).

Причем в любом случае работа по совместительству не должна превышать четырех часов в день (ст. 284 Трудового кодекса РФ).

Совместительство может быть внут­ренним (у того же работодателя) и внешним. При этом в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (ст. 282 Трудового кодекса РФ).

Как показывает практика, в летних лагерях нередко прибегают к внутреннему совместительству. Это делается и для того, чтобы избежать:

– ограничения для сверхурочной работы в 120 часов в год (ст. 99 Трудового кодекса РФ);

– доплат в повышенном размере за сверхурочную работу (ст. 152 Трудового кодекса РФ).

В то же время некоторые виды педагогических работ не являются совместительством (п. 2 постановления № 41). При их выполнении не нужно заключать трудовой договор. К таковым относятся:

2) педагогическая работа в том же образовательном учреждении с дополнительной оплатой (например, в виде совмещения должностей в пределах установленной продолжительности рабоче­го времени согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ);

3) работа в том же учреждении сверх установленной нормы часов педагоги­ческой работы за ставку заработной платы.

– для музыкальных руководителей – 24 часа в неделю;

– для инструкторов по физической культуре и старших воспитателей (абз. 3 п. 1 приложения к постановлению № 191) – 30 часов в неделю;

– для воспитателей – 36 часов в не­делю.

Если лагерь работает круглосуточно, целесообразно введение суммированного учета рабочего времени, чтобы его продолжительность за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 Трудового кодекса РФ).

При этом учетный период не должен быть больше одного месяца (п. 4 Порядка № 113).

В отношении педагогов летнего лагеря они начисляются в общем порядке: согласно трудовому законодательству и принятым в соответствии с ним иным нормативным актам. Это могут быть доплаты:

– за совмещение должностей (увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника) в пределах установленной продолжительности рабочего времени (ст. 151 Трудового кодекса РФ);

– за сверхурочную работу (ст. 152 Трудового кодекса РФ);

– за работу в ночное время (ст. 154 Трудового кодекса РФ).

Так, минимальный размер повышения оплаты труда за каждый час работы в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы). Это следует из постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554.

Однако для педагогов летнего лагеря данный размер увеличен и составляет 35 процентов (п. 7 Порядка № 113).

В каждом учреждении, при котором организуется летний лагерь, в обязательном порядке должны быть разработаны и приняты следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность последнего:

1. Положение о структурном подразделении образовательного учреждения - летнем лагере должно быть принято как локальный акт образовательного учреждения. Оно регламентирует основные вопросы деятельности лагеря, в том числе и порядок привлечения сотрудников образовательного учреждения к работе в нем.

2. Штатное расписание летнего лагеря утверждается директором образовательного учреждения в пределах выделенного фонда оплаты труда и содержит перечень работников летнего лагеря, определяя базовые параметры (должностные оклады, ставки заработной платы) оплаты их труда. Оно может меняться ежегодно в зависимости от численности детей и количества смен в течение летнего периода.

3. Должностные инструкции по должностям летнего лагеря утверждаются директором образовательного учреждения. Должностная инструкция - распорядительный документ, регламентирующий конкретный перечень должностных обязанностей работников. В ней учитываются особенности работы в летнем лагере, а также права и обязанности работника. Должностные инструкции должны быть разработаны для каждой должности, включенной в штатное расписание летнего лагеря, и доведены до сотрудников под роспись.

4. Правила внутреннего трудового распорядка, в соответствии со ст. ст. 189 - 190 ТК РФ, разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе Типовых правил внутреннего трудового распорядка. Они имеются в каждом учреждении. Правила содержат порядок приема, перевода и увольнения работников. Если в образовательном учреждении в летний период функционирует лагерь труда и отдыха, то в Правилах обязательно должны быть выделены вопросы организации его работы и тем самым регламентирован труд работников в нем.

Назначение руководителя летнего лагеря на базе образовательного учреждения утверждается приказом руководителя данного образовательного учреждения.

На основании Трудового кодекса руководитель образовательного учреждения должен издать приказ о перемещении педагогических работников учреждения на период летних каникул на работу в структурное подразделение с выполнением тех же педагогических функций и в том же объеме. В соответствии со ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. При этом не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения условий трудового договора, определенных его сторонами.

Основная функция педагогических работников на период летних каникул не меняется, так же как и по основной работе - это обучение и воспитание. Меняются только формы работы с учащимися (воспитанниками), и нет поурочной формы работы.

По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода его на работу.

Согласно ст. 53 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений. Поэтому размеры и условия оплаты труда работников летних оздоровительных лагерей (которые в подавляющем большинстве являются муниципальными) определяются каждым муниципалитетом самостоятельно.

При организации оплаты труда работников летних оздоровительных лагерей применяется Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утвержденные Приказом Министерства образования и науки РФ № 113 от 29 марта 1993 года.

Работникам летних лагерей за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата к ставкам и должностным окладам, предусмотренным по занимаемой в лагере должности, в размере 15%. Перечень работников, которым может быть установлена указанная доплата, утверждается оздоровительным учреждением.

За каждый час работы в ночное время (в период с 22.00 до 6.00), осуществляемой на основе графиков работы или приказа по учреждению в случае замены, производится доплата в размере 35% часовой ставки.

Лицам, занимающим должности специалистов в оздоровительных лагерях, летних дошкольных оздоровительных учреждениях, расположенных в сельской местности, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 25%.

Работа вследствие неявки сменяющего работника оплачивается в соответствии со ст. 152 ТК РФ за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором. По желанию сотрудника сверхурочная работа может компенсироваться вместо повышенной оплаты предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Средняя зарплата вожатого в России вряд ли привлечёт амбициозных и стремящихся к обогащению людей. Она не превышает среднестатистические зарплатные показатели по стране, во многих регионах она ниже уровня средней заработной платы. Между тем, ответственность, возлагаемая на плечи старших наставников детворы, крайне высока. От них зависят жизнь и здоровье детей.

Летние лагеря – это не школы. Контролировать работу людей, работающих в них, гораздо сложнее. Тем не менее, труд вожатых оценивается не слишком высоко.

Если посмотреть на вопрос с другой стороны, небольшие оклады удовлетворят студентов педагогических училищ и вузов. Кроме денег, они получат опыт работы с подрастающим поколением. В дальнейшем он поможет им справляться с поставленными задачами в школе и находить дорогу к сердцам детей, подростков и молодёжи.

Вожатый

Стоит ли идти в вожатые?

Чтобы лето не превратилось в кошмар, определитесь, годитесь ли вы на роль вожака растущего поколения, сможете ли стать для них авторитетом, справитесь ли с ребятами, которых принято считать «сложными».

Ответ на вопрос «быть или не быть» придёт сам собой, если вы найдёте ответы на следующие вопросы:

  • общительны ли вы, нравятся ли вам шумные компании или предпочитаете уединение;
  • владеете ли навыками воздействия на детей подросткового возраста, есть ли у вас опыт общения с младшими сёстрами, братьями, кузенами и т. д.;
  • без проблем ли общаетесь со школьниками;
  • есть ли у вас таланты, которые будут полезны и способны удивить представителей подрастающего поколения;
  • креативны ли вы, обладаете ли харизмой.

Дети чувствуют фальшь и легко найдут слабые стороны вашего характера. Их нужно не только любить, но и понимать и принимать.

Лагерь для многих будущих педагогов в своё время стал тест-драйвом, определившим их профессиональную пригодность.

10 качеств вожатого

Личностные качества вожатого

Доходы российских вожатых в 2021 году

Лето не за горами, и уже сейчас нужно принимать решение, будете ли вы отдыхать или намерены устроиться на одну из предлагаемых вакансий в лагере. Как уже говорилось, зарплата вожатых в лагере невысока. На оклады влияют:

  • регион;
  • статус лагеря;
  • длительность смены;
  • квалификация вожатого, как педагога, опыт работы;
  • должность, будете ли вы работать в обычной должности или вас назначат старшим вожатым.

Размер заработной платы за одну смену варьируется в пределах от 12 000 до 50 000 рублей. Более всего на величину ставок влияет регион. Хорошие оклады в Чечне. Неплохие доходы и у детских вожаков в Московской области. Если говорить о статусах лагерей, то такие популярные летние учреждения, как «Артек», известный ещё с советских времён, предлагают желающим трудоустроиться условия лучше средних.

Доходы вожатых в регионах

Доходы вожатых в разных регионах России

Трудоустройство в летнем лагере «Артек»

Как и в бытность Советского Союза, в «Артеке» и сегодня престижно работать. Заработная плата составляет в среднем 30 000 рублей. Из суммы вычитаются налоги и другие выплаты, а также питание.

Для того чтобы трудоустроиться в «Артеке», недостаточно просто хотеть стать вожатым. К кандидатам предъявляют высокие требования. Берут только специалистов с квалификацией.

Заработная плата в других лагерях

Не стоит забывать, что работа в лагерях носит сезонный характер. Контракты с работниками заключаются на период активной работы учреждения. Иногда только на одну смену. Заработок чаще всего исчисляется не месяцами, а сменами, которые могут длиться 2 недели, 12 дней, 24 дня и т. п. В большинстве лагерей детей принимают на 2 недели.

В Московской области за двухнедельный срок вожатые получают около 24000 рублей. За этот же период их коллеги в других областях получают в среднем 15 000 рублей. Многое зависит от статуса учреждения. Есть лагеря муниципального или федерального значения, а есть и частные, где, естественно, вожатые зарабатывают больше. Однако, и требования к ним высоки. Часто нужны специалисты, знающие языки, основы изобразительного искусства и т. д. В некоторых лагерях детям предлагают ненавязчивое продолжение обучения.

Зарплата вожатых в городах

Уровень доходов вожатых в разных городах

Говоря о зарплате представителей профессии, следует учитывать и то, что труд старших вожатых оценивается выше. Они получают заработную плату на 30-50% выше. Сравните с доходами учителей, а также зарплатой воспитателей.

Какими качествами должен обладать вожатый

Людям, которые решились подать заявку на трудоустройство в летнем детском лагере, важно понимать, что на них, в случае положительного ответа, будет возложена огромная ответственность. Наниматели тоже это понимают и стремятся определить в будущих работниках следующие качества:

  • любовь к детям;
  • физическую выносливость;
  • умение деликатно руководить подростками, как в штатных, так и нештатных условиях;
  • уверенность в себе и высокую самооценку;
  • стрессоустойчивость выше среднего уровня;
  • находчивость;
  • организованность;
  • умение уважать детей и к каждому подходить индивидуально;
  • способность быть лидером не только с детьми, но и со взрослыми.

Рост зарплаты вожатых

Динамика средней зарплаты вожатых в детских лагерях

Можно сказать, что вожатый – это не только профессия, но и призвание, требующее от человека высоких личностных качеств.

Нужны ли России вожатые?

Востребованность в представителях профессии в стране всегда была высокой. Даже в советское время, когда люди были менее амбициозны и требовательны к зарплате, пионерских вожаков не хватало. Главная причина не в мизерных окладах, а в том, что жить придётся вне дома в течение всего сезона. И ответственность за детей будет лежать на плечах не только в течение 6-8 часов, как у учителей, а круглосуточно. День и ночь вожатый обязан оберегать своих подопечных от невзгод, рек, озёр, пожаров, хулиганов и даже от них самих. Это сложно.

Вожаки подростков и молодёжи требуются во всех регионах страны. До лета ещё есть время, но уже сейчас многие лагеря начинают набор соискателей на должность.

Вакансии вожатый в разных городах

За сколько сегодня работодатель предлагает вожатым потрудиться

Приведём таблицу, в которой видно, в каких уголках нашей страны более всего ждут вожатых.

№ п/п Регион Процент востребованности
1. Московская область 16%
2. Краснодарский край 9%
3. Омская область 8,6%
4. Нижегородская область 7,5%
5. Ростовская область 5,2%
6. Ленинградская область 3,7%
7. Ульяновская область 3,7%
8. Ставропольский край 3,4%
9. Свердловская область 2,2%
10. Прочие регионы РФ 40,7%

Вожатым стать не так сложно. В конце зимы и весной администрации лагерей выставляют объявления на сайтах, посылают запросы в педагогические учебные заведения и школы.

Открытые вакансии в регионах

Где больше всего нужны вожатые

Обязанности вожатых

Как и в каждой другой профессии, у тех, кто работает в летних лагерях, есть круг обязанностей, которые они должны чётко выполнять. В каком бы лагере вы не устроились, ваши задачи будут такими:

  • круглосуточный присмотр за детьми;
  • организация детского досуга;
  • поддержание дисциплины в детском коллективе;
  • распределение обязанностей между членами отряда;
  • разработка планов деятельности для отряда;
  • решение конфликтных ситуаций;
  • проведение мероприятий культурного и спортивного плана и т. д.

Без навыков работы с детьми не стоит подавать заявку на вакансию. Это сложный труд, требующий любви к детям, профессионализма, ответственности и понимания, что вы растите подрастающее поколение. От того, какими они вырастут, зависит будущность нашей страны и планеты в целом.

Более всего должность вожатого подходит учителям и студентам старших курсов. Для тех, кто любит детей и приключения, работа в лагере может стать замечательным событием, воспоминания о котором останутся на всю оставшуюся жизнь.

Легко ли быть вожатым: развлекать и оберегать два десятка детей круглосуточно? Видеорассказ. Рекомендуем посмотреть.

Обязательно оставляйте свои отзывы и делитесь в комментариях, сколько зарабатываете, какие реальные заработные платы и условия работы у вожатых в детских лагерях


Имеет ли право руководство школы обязать учителя работать воспитателем или директором школьного лагеря? Должна ли оплачиваться эта работа дополнительно или правомочно считать, что если летом нет уроков, то учитель должен отработать один месяц в школьном лагере?

Нет, такие действия руководства неправомерны. Ни в коем случае нельзя соглашаться с такими рассуждениями директора: «Вы же все равно в июне ничего толком не делаете. Поработаете в лагере, это тоже педагогическая работа». Ваш трудовой договор не предусматривает обязанности работать в летнем лагере, и работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором и/или должностной инструкцией последнего.

Поручение работнику работы, не предусмотренной трудовым договором и/или должностной инструкцией, возможно только с его письменного согласия и за дополнительную оплату. Такое поручение должно оформляться дополнительным соглашением к трудовому договору.
Так, согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ).
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ).
Также надо учитывать, что лагерь может быть организован как вашей школой исключительно для ваших учащихся, так и районным управлением образования для детей района. Во втором случае договор следует заключать не с директором своей школы, а с управлением образования. Ваш директор будет в этом случае настаивать на том, чтобы вы ушли в отпуск и потом заключили договор на работу в лагере. Соглашаться на это или отказываться от работы в лагере - решать вам.
Если в школе есть сильная профсоюзная организация, она может добиться внесения в коллективный договор пункта о том, как должна быть организована и оплачена работа в летнем лагере.

Моя нагрузка составляет 19 часов, и в моем расписании 12 “окон”. Как я могу добиться изменения моего расписания на более удобное?

Этот вопрос частично отрегулирован в п. 3.1. Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность": при составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу. Если заявление о длительных перерывах вы не писали, работодатель нарушает данную норму.
К сожалению, очень сложно доказать нерациональность расписания. Директор скажет, что по-другому расписание не составляется, и доказать обратное невозможно. Поэтому обращаться в какие-либо государственные органы малоэффективно.
Мы рекомендуем поднять вопрос о расписании на педсовете и предложить завучу помощь в составлении расписания. Сильная профсоюзная организация может внести дополнение в колдоговор о том, что «окна» (начиная с какого-то количества - например, больше 5 в неделю) оплачиваются как уроки.

Я обучаюсь заочно, дважды в год мне нужно уезжать на сессию. Директор школы отказывается предоставлять мне оплачиваемый отпуск, ссылаясь на то, что кто-то из-за меня будет вынужден вести уроки бесплатно, так как оплата моего отпуска не предусмотрена в финансировании школы. Прав ли директор или он может потребовать выделения денег на мой отпуск? Если я напишу заявление об отпуске и не выйду на работу, несмотря на отсутствие приказа, могут ли меня уволить?

В школьном положении о стимулирующих выплатах предусмотрено начисление за работу лаборантом и за кураторство направлений в инженерном и медицинском классах. Правомерно ли это, или я должна получать доплату в рамках компенсационной части зарплаты?

Если в Ваши должностные обязанности не входит обычно работа лаборантом или кураторство, то оплачиваться стимулирующими выплатами такая работа не может. Работа должна быть оплачена и, соответственно, оформлена как совмещение должностей (если дополнительная работа выполняется в рабочее время). Размер этой доплаты устанавливается по соглашению сторон. Указанные отношения регулируются статьей 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку, как правило, подобные работы не рассматриваются как отдельные должности с полноценными окладами, при нынешней системе оплаты труда единственная возможность оплатить их - включить оплату в компенсационную часть ФОТ. Для директора это, разумеется, не очень удобно, так как компенсационные выплаты, в отличие от стимулирующих, нельзя отменить.
Обсуждая этот вопрос с работодателем, можно аргументировать ваше требование так: если оплата производится из стимулирующей части ФОТ, то этим другие педагоги лишаются возможности получить свою часть стимулирующих, то есть лишаются стимула к повышению качества своей работы.

В мои должностные обязанности внесли работу организатором на ГИА. Дополнительное соглашение мне подписать не предлагали, но принесли на подпись новую должностную инструкцию, где была графа "ознакомлен". Мне предлагают работать на ГИА без договора, про размеры компенсации обещают сказать "потом". Что мне делать, если я не хочу работать на ГИА (в том числе, на пробных экзаменах)?

Поскольку должностная инструкция является документом, определяющим трудовую функцию работника, не соблюдать ее работник не вправе, если он надлежащим образом с ней ознакомлен (под роспись).
Однако в данном случае можно пытаться доказывать неправомерное изменение трудовой функции, поскольку по сути изменение в трудовых обязанностях произойдет значительное, а трудовую функцию в соответствии с трудовым законодательством можно менять только по соглашению сторон.
Поэтому в случае такого изменения директором должностной инструкции необходимо сопротивляться этому всем педагогическим коллективом. Если в школе есть профсоюзная организация, то именно профком должен начать переговоры с директором. Если нет - можно провести собрание трудового коллектива, на котором сформулировать свое несогласие с таким изменением трудовой функции работников.
Аргументируя свою позицию, можно ссылаться на п. 9 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ», в котором сказано, что ГИА организует не образовательная организация, а специально уполномоченный орган исполнительной власти региона - следовательно, трудовые отношения возникают не между директором и педагогом, и никакого отношения к работе в школе работа на ГИА не имеет.
Подробнее о том, как быть, если вас принуждают участвовать в ГИА, можно прочитать здесь.

Ответы на вопросы подготовлены: Оксаной Карташовой, экспертом по трудовому праву, и Всеволодом Луховицким, сопредседателем профсоюза «Учитель»

alt="Тяжелые работы подросткам, конечно же, не поручают. А раздавать, к примеру, рекламные листовки или разносить почту им вполне по силам. Фото: Сергей Михеев/РГ" />
Тяжелые работы подросткам, конечно же, не поручают. А раздавать, к примеру, рекламные листовки или разносить почту им вполне по силам. Фото: Сергей Михеев/РГ

Кем могут устроиться школьники и на что планируют потратить свой первый рубль?

Фото: iStock

К примеру, ребята разбивают клумбы на пришкольных территориях и в городских парках. Ученики постарше - красят здания детских садов и школ, могут заниматься подсобными работами и легким ремонтом. Также есть вакансии помощника вожатого в пришкольном лагере, работа в архивах.

Как правило, в трудовые отряды входят ребята с 14 лет и получают небольшую, но реальную зарплату. Скажем, в Чукотском автономном округе они могут рассчитывать на 7800 рублей в месяц, рассказали в Российском движении школьников.

А в Омске под свое крыло подростков берет студенческий стройотряд. В строительной "бойцовке" решили поработать уже сотни старшеклассников. К тому же и заработки здесь приличные - до 15 тысяч рублей в месяц. Впрочем, деньги - не главное.

- Ребята, прошедшие стройотряды, активно включаются в социальную жизнь, быстрее взрослеют, начинают понимать, что такое дисциплина и какова цена денег, - считает руководитель штаба студенческих отрядов СФО Алексей Потейко. - Да и у родителей сердце на месте, когда ребенок в отряде.

В целом в планах омских властей - трудоустроить восемь тысяч ребят, и почти 70 процентов из них - в сельской местности. Для городских школьников цеха откроют местные заводы и фабрики. По словам заводчан, в период летних отпусков подростки их неплохо выручают.

Работать ребята будут не больше четырех часов. Кроме зарплаты, каждому положена региональная материальная поддержка - 2150 рублей. Так что за месяц среднестатистический омский школьник может заработать порядка шести тысяч рублей.

В Ростовской области тоже появилась почти тысяча вакансий, на которые могут претендовать подростки. Зарплата не ниже МРОТ по региону -12 130 рублей. Большой спрос на подсобных рабочих, помощников в различных сферах.

В Петербурге у подростков есть возможность подработать в городских парках, которые в начале лета сильно скучали без посетителей.

- Каждый десятый подросток, который по возрасту уже имеет право работать, ищет такую возможность, - поделилась с "РГ" начальник отдела активных программ городского Центра занятости населения Наталья Чернега. - В садово-парковом хозяйстве им всегда рады, потому что в "высокий сезон" рабочих рук особенно не хватает. Радует, что ежегодно примерно 20 процентов ребят приходят на эту же работу снова.

Фото: REUTERS

Трудятся подростки по четыре часа пять дней в неделю. Тяжелых заданий им, конечно, не поручают. А вот убирать мусор, пропалывать клумбы, сажать цветы - вполне по силам. При этом трудовая книжка оформляется по всем правилам.

Заработать юным питерцам нынче можно будет 9,5 тысячи рублей в месяц, плюсом причитается еще 1,5 тысячи материальной помощи.

В Свердловской области детским трудоустройством занимаются 11 постоянных и 50 только открывшихся молодежных бирж труда. Ребятам предоставляют рабочие места в сфере доставки почты, оцифровке библиотечного фонда, сельхозработ. А с 16 лет - берут в помощники на промпредприятия. В отрядах - до десяти человек. Их обеспечивают инструментами и средствами индивидуальной защиты. Заработать школьники в среднем могут 7-8 тысяч рублей в месяц. При поиске места через службу занятости в зарплату включается еще и матпомощь - 3200 рублей.

В регионе работают уже 1600 детей, причем большинство вакансий отдают ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Всего через молодежные биржи до конца года трудоустроят 13 тысяч человек.

Все чаще, как, например, в Ульяновской области, встречаются предложения по удаленным вариантам работы для подростков. Это может быть сбор материалов для школьного музея. Или "помощник вожатого на удаленке". Работать нужно через интернет в группах "Лагерь" при помощи мессенджеров, соцсетей и видеоконференций.

Опрос "РГ" работающих школьников показал, что деньги они собираются тратить на серьезные дела. Одни ребята говорили, что хотят помочь родителям, другие - заплатить репетиторам, третьи - на обновки и гаджеты. Александре Данковой из Ростовской области учиться в школе еще три года, но она уже думает об институте: "Сейчас моя задача найти такую работу, которая поможет подкопить на учебу в вузе, - призналась школьница. - Конечно, надеюсь поступить на бюджет, но всегда лучше иметь запасной вариант".

Получить деньги на карманные расходы для многих подростков вообще не самоцель. Ребята подчеркивают, что гораздо важнее приобрести первый опыт работы в жизни. А некоторые подростки уже вкладывают деньги в свое дело. Например, старшеклассник Никита из Свердловской области на своем 3D принтере выпускает детали под заказ: шестерни, стеклоочистители в машину, редукторы. За изделие ему платят 500 рублей. А Марат из поселка Меловой Ульяновской области признался, что все деньги от работы на пришкольном участке потратит на дополнительные "навороты" для компьютера, чтобы было удобнее учиться в пандемию.

Мария Уварова, исполнительный директор Российского движения школьников:

- Летние трудовые отряды - "социальный тренажер", на котором дети знакомятся с условиями современного рынка труда, взаимодействуют с коллегами-сверстниками и руководителями-взрослыми, осваивают новую социальную роль сотрудника и взаимоотношения в связке "сотрудник - работодатель". Это позволяет выработать у школьников понимание базовых правил "взрослой жизни", важности труда и подготовить их к осознанному выбору профессии и возможным трудностям.

Читайте также: