Как попасть к директору школы на прием

Опубликовано: 06.07.2024

Уважаемые родители, Хотел вам рассказать краткую историю об отказе электронной формы услуги по «предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению дневника и журнала успеваемости» и заменой ведения успеваемости ученика на бумажный носитель.

Когда мой ребенок пошел в первый класс, по решению семейного совета, было принято решение об оформлении заявления на отказ от ведения электронного дневника и второго заявления в отношении обработки персональных данных. Документы были предоставлены учителю.

Первое с чем я столкнулся- мне пришлось поработать с возражениями. При этом встретил недоумение, удивление, обвинения в неадекватности и т.д. К сожалению, с этим приходится сталкиваться и принимать учителя таким, какой он есть. Будьте готовы к тому, что школьный учитель будет задавать неудобные вопросы. Как правило, неподготовленные родители, рассеиваются на первом этапе. Например, приходилось работать вот такими возражениями:

- Зачем Вам это надо? Вы единственный родитель в школе, кроме Вас такие вопросы никто не задает;
- Я не готова брать на себя дополнительную нагрузку. Ради одного ребенка вносить оценки на бумажный носитель. А что будет, если бумажный дневник потеряется? Я должна брать на себя ответственность?
- Мы в школе электронным дневником пользуемся 2 года. Ради одного родителя, менять никто не будет.
- А как вы будете узнавать домашние задания? Расписание уроков? Ссылки на дополнительные занятия? Ссылки на видеоматериалы? В ЭЖ имеется вся информация о текущих и будущих мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и т.д.
- Вы понимаете, если в классе хотя бы один родитель откажется, то меня лишат премии. Да…Да.. именно так …

Борьба на уровне учителя продолжалась более месяца. Когда рекомендации по «методичке учителя» иссякли, я попал на «второй тур» полосы препятствий - это завуч.

Как не странно, заведующая отнеслась с пониманием, даже поддержала, выслушав мои доводы, отправила на 3 тур полосы препятствий. Как вы понимаете, это школьный директор.

В итоге попал на прием к школьному директору, и первое наше знакомство произошло в октябре. Все отказные заявление передал директору школы. Внимательно прочитав, она начала задавать те же самые вопрос, что и учитель. Однако, также были озвучены и другие вопросы, которые учитель не задавал:

- Мы ради одного родителя не будем портить статистику. Если в школьном портале не будет данных об учащемся, то в Министерстве образования данные не совпадут. Также невозможно будет планировать ежеквартальные, ежегодные финансовые отчетности.
- Без школьного портала нельзя получить итоговый школьный аттестат;
- Переходите на семейное обучение;
При беседе со школьным директором я ответил на все ее возражения, т.к. заранее готовился к подобным вопросам.

Камнем преткновения стал следующий вопрос:
- Итоговая оценка в старших классах и баллы ЕГЭ заносятся в систему РИС и ФИС, но без обработки персональных данных это невозможно, а значит невозможно получить школьный аттестат.

Далее мы поговорили о том, что система небезопасна, что взломать систему для подготовленного айти-специалиста не составит труда. Так как сам являюсь айти специалистом, я вкратце рассказал как технически устроены реляционные базы данных, конфигурации баз данных с точки зрения безопасности, привел примеры утечки данных клиентов Банка и т.д.

Также я привел ссылки на законодательные акты, в которых указано, что ведение школьных оценок на бумажном носителе не противоречит уставу школы со ссылкой на нормативные акты, указанных на сайте нашей школы. Видимо, это было решающим фактором, т.к. директор задумался и пошел на уступку. В итоге, мы взяли таймаут - как можно решить этот вопрос до сентября следующего года, т.к оценки в первом классе не ставятся.

Летом после окончания 1 класса, я предоставил директору школы ответ (письмо было направлено ранее другими родителями-взял в интернете) от Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации:

- На основании разъяснительного письма от Рособрнадзора от 12.03.2019 № 10-188, 16.07.2019 № 1122-10, что ГИА для учащихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, может быть организована без внесения их персональных данных в РИС и ФИС.

В сентябре текущего года директор сообщил, что комитетом по образованию было принято положительное решение, т.е. разрешили вести дневник и классный журнал.

В итоге, для оформления нам предоставили 2 заявления: отзыв на обработку персональных данных и второе заявление- отказ от услуги «Электронный дневник».

Как это будет работать на самом деле, пока не могу сказать, буду смотреть и следить внимательно в текущем году.

Хочу сказать напоследок – ничего не бойтесь, отстаивайте свои права, боритесь за своих детей. Глаза боятся- руки делают.
как отказаться от электронного дневника

как отказаться от электронного дневника

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:


Уважаемые посетители нашего сайта!

С этой страницы Вы можете задать свои вопросы, касающиеся жизни нашей школы, а также просмотреть ответы на ранее заданные вопросы

С уважением, директор Артеменко Елена Евстафьевна

Здравствуйте, Елена Евстафьевна.
В вашей гимназии платное обучение?
Если да, то сколько?


      Автор: · 27 Ноябрь 2014
      Гимназия является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.

    Здравствуйте, Елена Евстафьевна. На следующий год наша дочь — Злата, перейдет в 5-й класс. Успехи в школе у нее отличные, в музыкальном колледже искусств — по классу фортепиано-победительница конкурсов, также учится по классу саксофон, английским занимаемся с 4-х лет. Поет с раннего детства на сцене, в том числе на английском. В данное время занимается в Оксфорд Инглиш Академии. На следующий год переходит на студенческий уровень. Физически — активная, добрая, очень коммуникабельная. В общем — очень перспективный ребенок. Хотим дать ей достойное образование. Занимаясь мониторингом образовательных учреждений города — убедились, что Ваша гимназия самая лучшая. Папа у Златы — полковник полиции, имеет государственные награды, в том числе как ветеран войны.Что нам сделать — чтобы попасть в Вашу гимназию?


        Автор: · 27 Ноябрь 2014
        Информацию о наличии свободных мест на 2015-2016 учебный год уточняйте в конце данного учебного года (в июне-августе). На данное время свободных мест в гимназии нет.

      Просба проконтролировать ведение электронных дневников 2х классов по русскому языку и математике. На больничном требуется информация о пройденных материалах. По данным предметам записи в дневнике на сайте отсутствуют.


          Автор: · 05 Ноябрь 2014
          Спасибо за информацию.

        Добрый день, Елена Евстафьевна. Есть возможность устроить ребенка со 2 четверти во 2 класс в Вашу гимназию?


            Автор: · 05 Ноябрь 2014
            Свободных мест во 2 классах гимназии нет.

          Здравствуйте, Елена Евстафьевна.
          Моя дочь переходит в 8 класс. Я бы хотела перевести её на другой иностранный язык, а, точнее, с корейского на немецкий.
          Она чувствует, что не потянет восточный язык, да и немецкий ей интереснее.
          Скажите, это возможно?

          Здравствуйте, Елена Евстафьевна.
          Интересует вопрос: возможно ли попасть в 10 класс с химико-биологическим профилем вашей гимназии, если я из другого города и не могу присутствовать на собеседовании со своими родителями? Можно ли будет прислать копии необходимых документов по почте?
          Спасибо!

          Здравствуйте, подскажите когда можно попасть к Вам на прием.

          Сейчас идут экзамены, и дата записи на приём зависит от срочности и важности Вашей проблемы.

          Записаться Вы можете у секретаря по телефону 222-40-55, указав по какому вопросу Вам необходимо попасть на приём.

          Елена Евстафьевна, добрый день!
          Хотела бы узнать, возможно ли зачислить мою дочь в вашу гимназию в 4 класс с начала следующего учебного года? Если есть такая возможность, когда лучше позвонить или записаться к Вам на приём, чтобы уточнить условия перевода? В настоящий момент учимся в лицее №41. Успеваемость хорошая,участвуем во всех конкурсах (Русский медвежонок, Кенгуру, ЧИП, Английский бульдог), выставках лицея. Дополнительно занимаемся английским языком в Priority center. Проживаем в районе Гайдамака.

          С уважением, Елена

          Свободных мест в 3-х классах (будущих 4-х) нет.

          Здравствуйте! Сыну на 01.09.2014 - 6 лет и 4 месяца. Возможно, ли поступить в школу в таком возрасте.

          В соответствии с п.2 ст.19 Закона РФ « Об образовании» в первый класс Гимназии принимаются дети, которым исполняется шесть лет и шесть месяцев на 1 сентября текущего года при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

          Здравствуйте. Интересует вопрос. сын заканчивает 9 класс на отлично, продолжить обучение планируется в гимназии. Когда удобно попасть на приём к директору, нужно ли записывается у секретаря и какой пакет документов? Спасибо за внимание

          Собеседования по поводу поступления в 10 класс гимназии будут проходить с 24 июня. Записаться на собеседование можно у секретаря по телефону 222-40-55. На собеседование должны присутствовать родитель и ребенок. С собой обязательно иметь аттестат.


          *Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.

          Чтобы облегчить этот процесс, сделать его максимально комфортным, справедливым и прозрачным, Минпросвещения разработало новый порядок, который впервые будет воплощен в жизнь в этом году, сообщает пресс-служба ведомства.

          - Поступление ребенка в первый класс - важное событие. В этом году в порядок приема внесены изменения, по которым, например, дети имеют право преимущественного приема в те школы, в которых обучаются их братья или сестры. Это сильно упростит жизнь многих семей, - прокомментировал министр просвещения России Сергей Кравцов.

          Что изменилось в этом году?

          Теперь прием детей в первый класс будет проходить в два этапа.

          Первый этап - с 1 апреля до 30 июня. Он предназначен для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, то есть в том же районе, где находится школа. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

          Второй этап - с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Он предназначен для детей, не проживающих на закрепленной территории. То есть в течение этого этапа можно подать заявление в школы другого района. Отправлять заявление в школу другого района раньше начала второго этапа бессмысленно, поскольку его не примут.

          Фото: Константин Завражин/РГ

          - Очередность подачи заявления на первом этапе не имеет значения, поэтому никакого ажиотажа родители могут не опасаться. Мест для детей, имеющих внеочередное, первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, которые живут на закрепленной территории, должно хватить во всех школах. На втором этапе детей зачисляют на свободные места, - рассказали "РГ" в ведомстве. - На официальном сайте ближайшей школы родители могут удостовериться, прикреплен ли к ней их дом. Не позднее 26 марта эта информация должна быть опубликована на официальных сайтах образовательных организаций. Там же родители смогут найти подробную информацию о новых правилах приема.

          Кто может подать заявление на первом этапе?

          1. Дети, проживающие на закрепленной территории, то есть рядом со школой (узнать, относится ли ваш дом к конкретной школе, можно на официальном сайте учебного заведения).

          2. Дети, имеющие первоочередное право в соответствии с законодательством:

          - дети сотрудника полиции, в том числе погибшего (умершего) вследствие увечья или иного заболевания, полученного в период службы;

          - дети гражданина, уволенного из полиции по состоянию здоровья либо умершего от таких заболеваний в течение года после оставления службы;

          - дети, находящиеся на иждивении сотрудника полиции;

          - дети сотрудника (в том числе умершего или погибшего), имеющего специальные звания и проходящего службу в учреждениях ФСИН, МЧС, органах наркоконтроля, ФТС;

          - дети сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

          - дети военнослужащих по месту жительства их семей;

          - дети военнослужащих при изменении места службы, дети граждан, проходящих службу по контракту, а также при увольнении со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с оргштатными изменениями - в школы, ближайшие к новому месту службы или месту жительства.

          3. Дети, имеющие преимущественное право - те, чьи старшие братья и (или) сестры уже учатся в этой школе.

          4. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.

          Кто может подать заявление на втором этапе?

          Сколько лет должно быть ребенку?

          Принимаются в первые классы дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить прием ребенка в более раннем или более позднем возрасте.

          Правила приема в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья

          Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

          Как подать заявление?

          Для того, чтобы максимально упростить процесс подачи документов, ввели несколько равноправных вариантов:

          • - лично;
          • - по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
          • - по электронной почте школы;
          • - через официальный сайт школы;
          • - с помощью сервисов государственных или муниципальных услуг.

          Как подать заявление на портале "Госуслуги"?

          Подать заявление для зачисления в 1-й класс можно через портал "Госуслуги". Порядок действий:

          Если вы записывали ребенка в первом этапе, то результат будет известен не раньше 3 июля, поскольку сначала школа собирает все заявления, а потом издает приказы. Если заявление подавали во втором этапе, то результат станет известен не ранее, чем через 3 рабочих дня.

          Если у ребенка есть льготы, то можно подать заявление в любую школу города?

          Нет, ребенок будет иметь первоочередное право зачисления в 1 класс только по месту жительства.

          Какие документы потребуются для зачисления в первый класс?

          Паспорт или иной документ, подтверждающий личность, к примеру, временное удостоверение личности, выдаваемое на период оформления паспорта.

          Свидетельство о рождении ребенка.

          На первом этапе - документ, подтверждающий проживание будущего первоклассника на закрепленной территории.

          В отдельных случаях могут понадобиться:

          Документ, подтверждающий льготу (если она есть).

          Разрешение комиссии о приеме в первый класс образовательной организации ребенка возрастом менее шести с половиной лет или более восьми лет.

          Документы, подтверждающие ваше законное право представителя ребенка (например, решение органа опеки).

          Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

          Документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России.

          Документы к заявлению необходимо прикрепить в отсканированном виде - при подаче документов через портал Госуслуг, в копиях с предъявлением оригиналов - при выборе иных способов подачи заявления.

          Что нужно указать в заявлении о приеме в школу?

          - Фамилию, имя, отчество ребенка и родителя;

          - дату рождения ребенка;

          - адрес места жительства или адрес места пребывания ребенка и родителя;

          - адрес электронной почты, номер телефона родителя;

          - сведения о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

          - согласие родителя или поступающего на обработку персональных данных.

          Что делать, если в приеме отказали?

          В приеме государственная школа может отказать только в случае, если свободные места закончились. В этом случае местные органы управления образованием должны помочь родителям устроить ребенка в другую школу. При распределении закрепленных территорий учитывается количество проживающих там детей, поэтому отказ в приеме на первом этапе маловероятен, подчеркивают в министерстве просвещения.

          Смогут ли отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра уже учится в этой образовательной организации?

          Одно из самых ожидаемых новшеств: теперь не могут отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра уже учится в этой образовательной организации, как, к сожалению, случалось раньше, поэтому родителям приходилось водить детей в разные школы. Это правило не зависит от территории, где проживают дети, но есть нюанс - дети должны жить в одной семье и иметь общее место жительства.

          Есть ли ошибки в понимании нового порядка приема детей?

          1. Некоторые люди думают, что количество льготников слишком велико, поэтому в школах не хватит мест тем детям, которые живут рядом. На самом деле детей льготных категорий не так много, они не повлияют существенно на ситуацию с набором в 1 класс.

          2. Говорят, что все льготные категории введены в этом году. На самом деле просто собраны воедино нормативные акты, принятые с 1998 по 2012 годы.

          3. Родители опасаются, что все места в выбранных школах займут дети прокуроров, судей и следователей, которые имеют право внеочередного приёма. На самом деле они смогут воспользоваться своими льготами только поступая в школы, имеющие интернат - на обычные школы эти льготы не распространяются.

          4. Многие думают, что все дети, имеющие первоочередное право поступления, выберут лучшую школу города, и там не останется мест для остальных. На самом деле право первоочередного поступления распространяется лишь на школы по месту жительства этих детей.

          Где можно ознакомиться с новым порядком приема детей?

          С приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 458, которым утвержден новый Порядок приема детей на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования можно ознакомиться здесь.

          Ирина Владимировна Курбатова, директор МАОУ "Центр образования 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова" (Тамбов):

          "Новый порядок приема в школу - более социализирован. У нас в Тамбове желающих поступить в первый класс в некоторых районах намного больше, чем имеется мест. Поэтому бывали случаи, когда родителям приходилось водить старших и младших детей в разные школы. Сейчас такие ситуации будут исключены. Во-вторых, увеличенный срок приема документов снимает тот нездоровый ажиотаж, которым сопровождался этот процесс до сих пор. Родители могут не спешить, и подать заявление в удобное время. В-третьих, расширен спектр вариантов обращений и учтены все нюансы. Те родители, у которых нет доступа к интернету, могут подать заявление лично. Мамам и папам со сложным графиком работы проще будет сделать все удаленно, не выходя из дома или офиса. В-четвертых, выигрывают сотрудники школ, которым не придётся работать круглосуточно - выделенный период времени достаточен, чтобы спокойно выполнить все предусмотренные процедуры".

          Фото: iStock

          Валентина Александровна Афонская, лицей №121 (Республика Татарстан):

          "Родителям не стоит волноваться по поводу нового порядка приема в школы, поскольку теперь все правила понятны и очень четко прописаны. Сейчас постановления исполнительных комитетов уже размещены на официальных сайтах образовательных организаций, и родители смогут проверить, к какой школе прикреплен их дом. Хочу обратить внимание на такой аспект: если родители подают заявление с помощью интернета, то потом они должны будут предоставить в школу оригиналы документов. В случае, если папы и мамы дали недостоверные сведения, то школа вправе отказать заявителям. Разумеется, ребенку предоставят возможность учиться, но не факт, что в той школе, куда хотели отдать его родители. Поэтому призываю всех пап и мам внимательно отнестись к заполнению анкет".

          Дмитрий Анатольевич Гладышев, директор МАОУ СШ №59 "Перспектива" (Липецк):

          "Раньше мы начинали принимать заявления в школу с 1 февраля, по новым правилам - с 1 апреля до 30 июня. Я считаю эту дату более адекватной. С одной стороны, у школы достаточно времени, чтобы провести процедуру приёма в школу. С другой стороны, родители к этому сроку уже принципиально сделают свой выбор, и их планы уже станут более определенными. Все-таки с февраля многое может измениться - люди могут переехать в другое место, например".

          Ирина Викторовна Ильичева, директор школы №1409 (Москва):

          "У нас и раньше этот процесс был хорошо отлажен, поскольку в Москве создана единая образовательная среда: ребенок поступает в дошкольные группы образовательного комплекса и потом переводится в начальную школу по заявлению родителей. Но новый порядок зачисления в образовательные организации стал еще удобнее. Тот факт, что подать заявление можно разными способами, облегчает жизнь родителей".


          С точки зрения права буллинг — это физическое или психологическое насилие, которое повторяется длительное время. Дети и подростки в школе могут столкнуться с целым списком нарушений прав со стороны одноклассников: побоями, воровством и вымогательством, регулярными унижениями и оскорблениями. В какой момент в ситуацию должны и обязаны вмешаться правоохранительные органы или представители школы и как родителям доказать, что их ребенка травят, рассказал Владимир Девяткин, юрист семейного центра «Коптево».

          КОГДА И КАК НУЖНО ВМЕШАТЬСЯ

          На практике взрослые очень часто игнорируют буллинг и не вмешиваются, считая драки и конфликты элементами взросления. Травля ребенка может продолжаться год, пять лет и до окончания школы, плавно перетекая в университет. Поэтому здесь важная роль лежит на родителях: уметь быть внимательнее к своему ребенку, не кричать на него и слушать. По косвенным признакам легко понять, что ваш ребенок — жертва буллинга. Синяки и царапины, испорченные вещи, раздражительность, отсутствие школьных друзей — вот симптомы, которые нельзя игнорировать.

          ИНСТРУКЦИЯ, КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА

          Первый шаг. Если вы понимаете, что ваш ребенок — жертва травли, начинайте собирать доказательства произошедших конфликтных ситуаций. Записывайте на диктофон беседы, снимайте на телефон, делайте фото испорченных вещей, скриншоты переписок с обидчиком: все это может стать доказательной базой при подаче заявления.

          Второй шаг. Обратитесь к классному руководителю, социальному работнику, психологу и директору и сообщите им о ситуации. На имя директора школы напишите заявление с просьбой принять меры. Совместно с вами будет разработан комплекс мер, которые будут проводиться с детьми в школе, так как самостоятельно решить данную проблему учащиеся не в состоянии.

          Третий шаг. В травмпункте вы можете зафиксировать синяки и травмы, а также стоит обратиться за консультацией к стороннему психологу (с лицензией), который определит моральный вред и психологическое состояние ребенка и даст заключение.

          Четвертый шаг. Также важно не молчать и привлекать внимание общественности. Пишите обращения на имя директора школы, в комиссию по делам несовершеннолетних, инспектору по делам несовершеннолетних, прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка, в столичный Департамент образования. Вам будут даны письменные ответы на жалобы, обращения и ситуация будут на контроле.

          Пятый шаг. Если принятые меры будут недостаточны, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.

          «У буллинга нет возраста, и с травлей можно столкнуться, будучи даже на пенсии. Само понятие достаточно широкое, и если мы будем рассматривать каждую ситуацию в правовом поле, то обнаружим, что это будут самые разные статьи Уголовного кодекса. Клевета, возбуждение ненависти или вражды, вандализм, повреждение имущества и многое другое. В отличие от простого насилия, травля — это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия. Наказание за буллинг зависит от ситуации и обстоятельств происходящего, оно может быть дисциплинарным (в виде замечания и предупреждения), административным за незначительные проступки (штраф родителям или отчисление из школы) и вплоть до реального уголовного срока», — рассказывает Девяткин.


          КАК ЭТО РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ

          Недавно в семейный центр «Коптево» обратилась москвичка Инна с сыном Артемом (имена изменены). Подросток учится в 8 классе. В связи с переездом мальчишка оказался в новой школе, и отношения с одноклассниками у него не заладились с самого начала. Каждую неделю Артем оказывался вовлеченным в драки и конфликты, а из школы часто возвращался с испорченными вещами. Все потасовки одноклассники снимали на телефон и выкладывали в сеть.

          Почти полгода Артем стеснялся признаться в проблеме. Когда Инна узнала о случившемся, она написала заявление директору с описанием ситуации. Директор пригласила семью на прием и сказала, что на Артеме также лежит вина в происходящем и порекомендовала родителям перевести ребенка в новую школу.

          Ситуация изменилась после того, как Инна обратилась к юристу в семейный центр.

          «Мы вместе разработали план действий. Написали грамотное обращение в администрацию школы, управу района, Департамент образования. Уже на этом этапе администрация школы вышла на конструктивный диалог и совместно был разработан план действий, который привел к положительным результатам. Одноклассники Артема перестали его обижать, вовлекать в драки. А администрация школы организовала меры, чтобы ситуации с буллингом держать на контроле», — говорит юрист.

          Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

          Осенью 2019 года мы решили, что хотим переехать в другой район. Сын к тому времени перешел в 4-й класс , и нужно было понять, что делать со школой.

          Я расспросила знакомых и узнала, что перевести ребенка в хорошую школу непросто. В Петербурге в первый класс детей принимают по прописке, но в другие классы попасть можно только на свободные места. В сильных школах могут быть и свои критерии приема.

          В итоге мы очень удачно перевели сына и не жалеем. Хотя нас пугали, что ребенок будет тяжело адаптироваться к новой школе. Расскажу, как все происходит в процессе перевода из одной школы в другую и какие есть нюансы.

          Как устроен процесс

          Я напишу, как все происходит, на примере Санкт-Петербурга. В других регионах все может быть немного иначе.

          В первый класс в Петербурге зачисляют в три волны:

          1. В первую идут те, у кого есть преимущественное право, например льготники или братья и сестры тех, кто уже учится в школе.
          2. Во вторую — те, кто «приписан» к школе, то есть проживает в доме, который к ней прикреплен.
          3. В третью — те, кто проживают в другом месте, но хотят попасть в школу на свободные места.

          Проживание определяется по регистрации ребенка, постоянной или временной. В первый класс наш сын поступал по прописке, и документы мы подавали во вторую волну как «приписные». У нас была обычная дворовая школа.

          После того как ребенка зачислили в школу, перевести его в другую можно, только если есть свободные места. Территориальный признак, например когда семья переехала в другой район, и ребенка в обязательном порядке возьмут в ближайшую «приписную» школу, уже не работает.

          Но у некоторых категорий семей и тут есть преимущественное право на зачисление детей в школы. Например, военнослужащие, у которых изменилось место службы, могут переводить детей в ближайшие к новому месту военной службы или жительства образовательные организации. Их обязаны взять в школы или детские сады в первую очередь.

          Для перевода родителям нужно подать в новую школу заявление на прием. Это можно сделать через МФЦ, портал госуслуг или лично. После этого школа должна прислать или выдать в течение месяца документ, что она готова взять ребенка. В народе его называют «приглашение». С ним нужно прийти в школу и принести документы для зачисления. Если в школе нет мест, она может отказаться взять ребенка и не выдать приглашение.

          Еще отказывают, если школа специализированная. Например, в ней со второго класса углубленно изучают испанский или французский язык. Дети, которые до этого не учили эти языки, не смогут там учиться — брать таких нет смысла.

          Мне посоветовали походить по школам лично и узнать, где есть свободные места. А также поговорить с завучем о подаче заявления на прием в школу. Так шанс попасть в нужную школу выше.

          Вот как я действовала.

          Мы живем в огромном спальном районе Санкт-Петербурга. Переезжать собирались в рамках своего района, но с одного конца на другой. Планировали все сделать летом 2020 года.

          Мы сразу поняли, что оставлять сына в старой школе не будем. Удобнее, когда в школу можно ходить пешком, а не ездить на общественном транспорте. Тем более, в нашем случае путь от школы до дома составил бы больше 10 км. Поэтому я начала присматриваться к школам в будущем микрорайоне проживания.

          У нас был выбор среди пяти школ. Теперь нужно было понять, на какую целиться.

          1. По результатам массового образования — средним результатам ОГЭ и ЕГЭ и предметным диагностическим работам.
          2. По высоким образовательным результатам и достижениям обучающихся.
          3. По качеству условий ведения образовательной деятельности — площади залов, наличию специализированных кабинетов, разнообразию видов обучения и т. п.
          4. По кадровому обеспечению — количеству учителей, их квалификации и достижениям.
          5. По качеству управления — по квалификации и достижениям руководящих работников, инновационной деятельности и достижениям школ.

          Отзывы. Есть сайты, где о школах пишут отзывы дети и их родители. Судить по ним однозначно тоже сложно. Например, по опыту я знаю, что если человек недоволен, то шансов, что он оставит плохой отзыв, много. А довольные родители напишут свои впечатления о школе, только если их очень попросят. Но я честно просмотрела все отзывы, что нашла.

          Еще я зашла на петербургский форум для родителей и прочитала все, что там пишут о нужных школах. На форуме можно написать напрямую кому-то из пользователей. Я написала троим, кто писал о школах, которые я рассматривала. Двое мне ответили и рассказали свои впечатления. Такие отзывы я считаю более ценными, потому что это точно не отписка, а реальное мнение. К тому же можно было задать уточняющие вопросы.

          Личное общение. Я стала спрашивать о школах знакомых мам в кружках и секциях, куда ходит сын. И так по цепочке нашла маму, у которой старший ребенок учился в одной из школ, что я рассматривала. Она рассказала, что педагогический состав в школе сильный, а параллель классов большая. Учителя ребенку нравились, и он с удовольствием ходил в школу.

          В итоге это и сыграло решающую роль — я решила попробовать перевести сына в эту школу. Территориально она нам подходила, отзывы у нее были хорошие.

          На все размышления, поиски и переписки у меня ушел где-то месяц. Я начала присматриваться к школам в сентябре 2019 года, когда мы решили переезжать, а определилась уже в октябре.

          Теперь нужно было узнать, есть ли в выбранной школе свободные места. Такая информация есть на сайте образовательного учреждения. Но уже потом я поняла, что ее обновляют редко. Чаще всего написано, что вакантных мест нет. Например, из класса, откуда мы переводили сына, за три года ушло несколько человек. Но на сайте старой школы информации о свободных местах не было.

          В таких случаях можно позвонить в канцелярию школы и узнать о вакантных местах по телефону. Правда, в сильных школах секретари обычно отвечают, что мест нет, или предлагают прийти и узнать лично.

          На сайте новой школы я удостоверилась, что мест нет, и решила съездить туда лично. Поехала в день открытых дверей в октябре 2019 года — в этот день родителям проще попасть в школу, а завуч специально выделяет время на общение с родителями. Поскольку сын должен был переходить в среднее звено, то есть в пятый класс, я разговаривала с завучем среднего звена.

          Вот что мне рассказала завуч:

          1. Сколько точно будет мест, станет понятно к концу учебного года, поскольку после четвертого класса многие уходят в другие школы. То есть, будут ли свободные места в пятых классах и сколько, наверняка можно узнать только летом.
          2. Чтобы попасть в школу, нужно пройти собеседование и тестирование по основным предметам.
          3. На тестирование можно записываться уже с января 2020 года. Если сын его проходит, то попадает в список на вакантные места.

          Когда лучше переходить в новую школу: в конце года или в середине

          Изначально мы собирались переводить сына в новую школу, когда он закончит четвертый класс в старой. Но информация о тестировании меня насторожила. Сын учился в обычной школе, а новая школа была лицеем. Программа и требования могли отличаться, а значит, шансов на хорошие баллы за тестирование было меньше. Чтобы готовиться с репетиторами, нужно знать, по какой программе идут классы и на что делается упор.

          Поэтому в следующий день открытых дверей нового лицея, в ноябре, я поехала к завучу начальной школы. Я собиралась узнать, какая программа у нынешних четвертых классов и на какие темы сделать упор при подготовке к тестированию. И тут в дело вмешался случай — в разговоре завуч упомянула, что сейчас у них есть свободные места. Я подумала, что можно попробовать перевести сына в новую школу уже в этом учебном году, не дожидаясь окончания четвертого класса. А в пятый класс он бы перешел уже автоматом с новым классом.

          Здесь были свои плюсы. Обычно в пятом классе дети уже не сидят в одном кабинете, а ходят по разным — ученику и без того непросто привыкнуть к новому процессу обучения. А если он новенький и не знает школу и своих одноклассников, то это двойной стресс для ребенка.

          В начальной школе один учитель на все предметы. Он поможет новичку освоиться и присмотрит, чтобы все было в порядке. В пятом классе на каждый предмет свой учитель — такого присмотра уже нет.

          Но были и минусы: нужно было решать проблему с дорогой до школы на то время, пока мы не переехали.

          Я вернулась домой и переговорила с сыном. До этого мы обсуждали, что будем переезжать и нужно будет переводиться в новую школу. Но такой скорый перевод он воспринял болезненно. Сын хотел доучиться год в старой школе и сходить на выпускной с одноклассниками. Я рассказала ему о плюсах и минусах и предложила подумать.

          Сначала сын отказался, но через день подошел и сказал, что готов попробовать.

          С дорогой мы тоже все продумали: от школы шел прямой автобус до дома, а по утрам я бы подвозила его сама на машине. С выпускными решили, что сын пойдет на оба — и в старом классе, и в новом.

          В разговоре завуч сказала, в каком классе есть место, поэтому в ноябрьский день открытых дверей я подошла прямо к учительнице этого класса. Она рассказала, по какой программе они идут и что изучают. Мы договорились, что через несколько недель — в конце ноября или начале декабря — подъедем в понедельник во второй половине дня, чтобы сын написал тесты по математике и по русскому языку.

          Параллельно в эти недели мы усиленно занимались — писали диктанты по русскому языку и делали разборы, поскольку именно с этим у сына была главная проблема. Тут нам очень помогла учительница в старой школе. Она сказала, где у ребенка слабые места и что нужно подтянуть. Еще она разобрала с ребенком сложные темы, в которых он «плавал».

          В начале декабря мы приехали на тестирование. По математике это была обычная срезовая контрольная работа. По русскому сын писал диктант, делал морфологический и фонетический разборы.

          Тесты он написал прилично: математику вообще без ошибок, русский немного хуже. Учительница сказала, что обсудит результаты с завучем, и нам скажут ответ. Также нас попросили показать текущие тетради сына по математике и русскому. По ним смотрят, как ребенок учится в целом.

          Через неделю я приехала в школу, и мне сказали, что сына берут. Завуч выдала мне приглашение, которое я должна была отдать в старую школу. На основании него там мне должны были отдать документы.

          На некоторых форумах пишут, что школы охотно берут детей, у кого много дипломов, грамот и достижений. У меня обычный ребенок. Он занимается биатлоном, ходил в бассейн и на моделирование, но призовых мест нигде не занимал. В олимпиадах сын тоже не участвовал, поэтому похвастаться нам было бы нечем. Но у меня ничего и не спрашивали — новая школа ориентировалась только на результаты тестов.

          Мы договорились, что сын доучится вторую четверть в старой школе и в новую придет после новогодних каникул. Переводить его сразу после тестов я не решилась: в декабре идут итоговые контрольные работы по всем предметам, и ребенок мог их все провалить просто из-за стресса .

          Забрать документы оказалось непросто. В конце декабря я позвонила в канцелярию старой школы и спросила, когда можно прийти. Мне сказали, что документы смогут выдать только после Нового года, поскольку переводы до конца года закрыты. Но это значило, что в первый день после каникул в новую школу сын не попадет. Мне такой вариант не подходил, и я пошла в школу лично.

          Меня не пустили дальше порога. Охранник позвонил в канцелярию — секретарь сказала, что документы она не выдает, а значит, говорить нам не о чем. Дозвониться до директора я не смогла.

          Тогда я поехала на прием в районный отдел народного образования, РОНО. Приемные часы я посмотрела на сайте администрации нашего района. Сотрудник отдела образования выслушал меня и удивился. Он сказал, что даже если переводы уже закрыты, забрать документы я все равно могу. Никаких письменных распоряжений от РОНО в школы на этот счет не поступало. Он при мне позвонил директору старой школы и все обсудил.

          На следующий день утром я пришла в школу, и мне разрешили подняться в канцелярию. Там мне выдали обходной лист. На нем нужно поставить подписи о том, что нет долгов в школьной библиотеке и бухгалтерии. После этого отдают личное дело ребенка и табель с текущими оценками.

          Отдельно нужно зайти в медкабинет и забрать медкарту, которую сдают при поступлении в школу. Она похожа на ту, которую делают для поступления в детский сад.

          Медсестра предупредила меня, что нужно еще получить форму № 063/у о прививках в поликлинике, к которой относилась старая школа. Эту форму нужно передать в медкабинет новой школы, которая, в свою очередь, отдаст ее в ту поликлинику, к которой прикреплена. Возможно, где-то это уже делается электронно, но мне пришлось лично съездить в картотеку поликлиники и забрать форму. Приезжать пришлось в рабочий день утром. Очередей не было, все сделали за 5 минут.

          В новой школе меня попросили принести такие документы:

          1. Личное дело ребенка.
          2. Копию и оригинал свидетельства о рождении.
          3. Свежую справку о регистрации по форме 9. Ее может заменить выписка из домовой книги или ЕЖД в Москве и Московской области.
          4. Две фотокарточки сына.
          5. Медкарту и форму № 063/у из поликлиники.

          В школе я заполнила заявление о приеме и согласие на обработку персональных данных, а также еще несколько бумаг типа заявления на питание.

          После этого я зашла к новой учительнице сына со списком вопросов. Вот какие моменты меня волновали:

          1. Где раздевается класс: вся раздевалка была поделена на зоны.
          2. Расписание на первые дни четверти. Поскольку электронный дневник сына у меня еще не был подключен, посмотреть сама я не могла.
          3. Сколько и каких тетрадей нужно купить. В прошлой школе у нас все закупал родительский комитет, и учительница сама выдавала все одинаковое детям.
          4. Когда можно подойти за учебниками и где библиотека.
          5. В какой форме занимаются на физкультуре и где проходят уроки — на улице или в зале.
          6. Что нужно закупить для ИЗО и технологии.
          7. Какая форма принята в школе и можно ли иногда одеваться более вольно.
          8. Как сделать электронный дневник и оформить проездной.
          9. Что с обедами и завтраками, можно ли оплачивать наличными.
          10. Как проходить в школу в первые дни: там пропускная система, а карточки у сына еще не было.
          11. Как в школе относятся к телефонам и можно ли их носить с собой.
          12. Куда и кому сообщать, если, например, надо пропустить один день по семейным обстоятельствам.

          Отдельно я спросила о том, как класс встречает новичков, и об общей атмосфере в коллективе. Выяснилось, что класс неплохой, между собой ребята дружат, парий и изгоев нет. В начале года в класс пришло несколько новичков, и их встретили нормально. Меня это успокоило.

          О чем нужно не забыть

          Электронный дневник. В старой школе я была подключена к электронному дневнику сына. Как только забрала документы, меня отключили. Чтобы подключиться в новой школе, я подала заявление через сайт госуслуг и через день еще зашла лично к бухгалтеру лицея, чтобы подписать бумаги. Дневник заработал на второй день обучения.

          Без электронного дневника было бы сложно, поскольку телефонов новых одноклассников сын еще не знал — спросить или уточнить что-то по учебе было бы не у кого.

          Пропуск в школу. В школе пропускная система — каждому ученику оформляется электронная карта. На нее же можно класть деньги на обеды. Карту оформляет бухгалтер. Я оформила ее тогда же , когда подписывала заявление на электронный дневник. Но заработала карта не сразу, а только через сутки. Пока она не работала, я подходила к охраннику и объясняла, что ребенок новенький и карты у него нет.

          Проездной. Ученики в Петербурге могут купить бесконтактный электронный проездной — БЭПК — на все виды транспорта по льготной цене. Но для этого нужно в первый раз в кассе метрополитена предъявить ученический и свидетельство о рождении. Кроме того, ребенок должен быть в электронной базе, реестры для которой школы подают ежемесячно.

          Новый ученический я оформила сыну через учителя спустя несколько дней после начала четверти. Ученический нельзя оформить, пока ребенка официально не зачислили в школу. Тогда же школа добавила сына в реестр учащихся школы. Но обновления электронной базы в метрополитене пришлось подождать несколько дней. Примерно неделю сын ездил на транспорте за наличные.

          Возможно, стоило оформить сыну проездной на месяц, пока он еще числился в старой школе. Тогда обновления реестров мы бы не почувствовали, а потом сразу бы купили проездной на следующий месяц как ученики новой школы. Но я об этом вовремя не подумала.

          Поскольку автобусами сын пользоваться не умел, мне пришлось проехать с ним два раза на общественном транспорте и показать, где садиться и выходить. Изначально сын ездил на прямом автобусе до дома, а потом наловчился и даже стал ездить с пересадками, если прямого долго не было.

          Родительский комитет. Обычно в каждом классе есть свой родительский чатик, где можно спросить домашку или узнать о будущих поездках класса. Также в этом чатике обсуждают расходы и подарки. Я узнала у учителя, кто из родителей состоит в родительском комитете, и их телефоны. Позднее меня добавили в чат в «Вотсапе».

          Питание. Чтобы ребенок мог ходить со всеми в столовую, его должны поставить на питание. Но было понятно, что в первый день в столовой завтрака на сына еще не будет, потому что приказ о зачислении в бухгалтерию поступит чуть позже. Поэтому в первые дни я давала ребенку с собой наличные и собирала небольшой перекус. Сын так привык брать еду с собой, что потом сам уже отказался от школьных завтраков.

          Сколько времени и денег я потратила на перевод ребенка в новую школу

          Я начала присматриваться к новой школе в сентябре 2019 года, а в конце декабря сына официально перевели. Он пошел в новый лицей сразу после новогодних каникул 2020 года.

          Самое долгое в этом процессе — найти школу и узнать о свободных местах и условиях. Перекинуть документы из школы в школу, если постараться, можно даже за день.

          Мне кажется, нам повезло, потому что поймать свободное место в хорошей школе не так просто. Я знаю тех, кто приходил в нужную школу в конце августа и переводил детей за день, поскольку были свободные места. А наши соседи по дому полгода ждали места в школе, куда хотели перевести ребенка.

          Дополнительные расходы. В новой школе требования к форме оказались такие же , как и в старой. Но я все равно купила сыну новый пиджак: за осень он вырос, и старый стал ему мал.

          Помимо этого приобрела новые тетради и дневник, а также обложки, поскольку старые к тому моменту уже истрепались. По английскому языку класс пользовался рабочими тетрадями и решебниками. Я купила их сама через интернет.

          По ИЗО и технологии в старой школе у нас все закупал родительский комитет на весь класс. Например, на рисовании учительница выдавала каждому лист бумаги, а краски были одни на парту. В новой школе у каждого все было свое. Поэтому я закупила все сама: новые краски и гуашь, альбом, кисточки, клей, цветную бумагу и картон. Большую часть этого сын не израсходовал до конца года, и мы забрали остатки домой.

          Читайте также: