Как попасть на работу в казначейство

Опубликовано: 03.10.2024

Плюсы и минусы работы в казначействе

Окончив школу, многие погружаются в обучение той профессии, к которой есть тяга и потенциал. Одним по душе гуманитария, другим искусство, а третьи стремятся в мир финансов и точных чисел. Получив высшее финансовое или экономическое образование, амбициозные бывшие студенты должны определиться с трудоустройством. Ведь теперь они могут работать экономистами, финансистами, а возможно, бухгалтерами. Профессий, напрямую связанных с финансами, масса. А одной из востребованных на рынке труда является казначей.

Казначейством называется госструктура, занимающаяся движением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Она обеспечивает исполнение федерального бюджета, учет и распределение поступлений, прогнозирует и планирует средства федерального бюджета, и управляет рыночными и валютными рисками.

Следовательно, специалист, работающий в казначействе, несет полную ответственность за контроль распределения денежных потоков. Он должен составлять план, согласно которому должна осуществляться выдача денежных средств. Это довольно ответственная профессия, требующая не только высокого уровня образованности, но и организационных навыков, грамотности, масштабного видения любой финансовой ситуации. В работе в казначействе, как и в любой другой профессии, есть свои плюсы и недостатки, в которых стоит заранее разобраться, прежде чем делать выбор в пользу данной специальности.

Плюсы

  • Престижная специализация. Работа в такой организации всегда ассоциируется у людей с элитными профессиями. Несомненно, трудоустраиваясь в казначейство, сотрудник моментально приобретает статус и престиж.
  • Комфортные условия труда. Работодатели казначейства не экономят на оформлении помещения, ведь это лицо фирмы. А поэтому и работать специалисту предстоит в красивом кабинете с не самой дешевой мебелью.
  • Востребованность. На сегодняшний день профессиональные казначеи, знающие свое дело, не ищут работу. Данная профессия на столько востребована, что работа соискателя ищет сама. Поэтому бояться за не ликвидность на рынке труда вовсе не стоит.
  • Высокая заработная плата. Специалист имеет возможность, исходя из своих профессиональных навыков и знаний, контролировать свой доход. Это на первых порах очень заряжает энергией и вдохновляет новых сотрудников, только что пришедших из университета.
  • Связи. Практически все госслужащие, особенно те, кто тесно контактирует с финансами, имеет сильные связи во многих полезных областях. А ведь это в наше время очень ценное преимущество.
  • Динамика. Работа в казначействе привлекает своим динамичным развитием. Нормативы часто меняются, от чего может расти уровень дохода, поэтому скучать не приходится. Всегда есть цель, к которой нужно стремиться. А мотивируют на это, как правило, денежные средства.
  • Карьерный рост. Многие отметили, что работая в казначействе, сотруднику обеспечено постоянное повышение квалификации, обучение чему-то новому. Соответственно, вполне реально со временем подняться по карьерной лестнице.
  • Хорошие декретные. Для девушек с высшим экономическим образованием это идеальное место работы, с которой можно уйти в декрет. Ведь декретные выплаты и пособие по уходу за ребенком данные организации начисляют неплохо.

Казначейство

Минусы

Работа в казначействе

Рекомендации

В казначействе сможет работать далеко не каждый. На ответственной должности необходимо обладать стрессоустойчивостью, крепким здоровьем, высокой степенью ответственности, способностью принимать радикальные и сложные решения. Если такие качества отсутствуют или недостаточно развиты, то лучше обойти стороной данную госструктуру и найти работу попроще. Но когда амбиции берут верх, то все же стоит принять к сведению некоторые рекомендации.

Несмотря на закон о дискриминации в стране, работодатели стараются брать на такие ответственные должности мужчин и женщин в возрасте от 30 до 40 лет. Предпочтение отдается кандидатам с образованием, имеющим математический уклон и высшим финансовым образованием. Профессиональный казначей должен быть несговорчив, иметь аналитический склад ума, психологически гибким и терпеливым. Если нет опыта работы в казначействе, то не стоит отчаиваться. Иногда достаточно успешного опыта в банковской сфере на должности менеджера. Выбирая данную профессию, следует забыть о легкомыслии, ведь специальность требует точности, серьезности и прагматичности.

Быть казначеем достаточно нелегко. Эта профессия требует высокого уровня профессионализма. Но горячее желание получить эту специализацию не должно останавливать ни перед какими трудностями. Ведь только амбициозный и сильный человек способен взять на себя такую огромную финансовую ответственность.

Я стояла перед большим серым зданием и не решалась открыть дверь. Делала вид, что изучаю табличку, на которой было написано «Казначейство».

Стыдно признаться: мне в свои 23 года, человеку с 2 высшими образованиями, одно из которых экономическое, пусть и заочное, пришлось поискать в гугле, чем же конкретно занимается казначейство и что это вообще такое.

История от моей подписчицы Екатерины.

Как я попала в эту профессию

В маленьком городе найти работу оказалось проблематично. Без блата, знакомств, стажа по специальности шансы минимальны. В центре занятости я прочитала объявление, что есть вакансия в казначействе.

  • наличие гражданства;
  • высшее экономическое образование;
  • знание компьютера и базовых программ.

Поборов свой страх перед собеседованиями, я вошла в кабинет. Взяв мои дипломы, начальница покривилась: ведь, по ее мнению, экономическое образование, полученное заочно и за два года, не дает никаких знаний.

Работодатель попытался от меня избавиться, сказав, что конкурс на должность уже заканчивается, и я не успею подготовиться. Меня это не смутило. Тогда она спросила: знаю ли я, что такое казначейство.

Я проговорила версию, недавно выданную мне гуглом, и собеседование закончилось.

Впереди было самое тяжелое: пройти конкурс. Плюсом стало то, что вакансии в казначействе бывают только на низшие должности, где минимальная оплата труда. Поэтому соискателей немного.

Заработная плата была мне не сильно важна, я пришла за получением опыта.


На заметку! Во время подготовки к конкурсу надо проявлять себя в лучшем виде: задавать умные вопросы по теме, быть внимательными и пунктуальными. Как бы вы ни сдали экзамен, мнение будущих коллег обязательно спросят. Человеческий фактор еще никто не отменял.

Вот примерный список нормативных документов, которые мы изучали перед экзаменом:

  • Конституция;
  • закон о государственной службе;
  • закон о коррупции;
  • бюджетный кодекс и другие документы, которые напрямую связаны с будущей должностью.

Типичный рабочий день

Пройдя конкурс, я попала в отдел расходов. График работы самый обычный: понедельник — четверг с 9.00 до 18.00 (до 16.00 обслуживание клиентов), в пятницу работаем меньше — до 16.45.

Обеденный перерыв с 13.00 до 13.45. Вообще в должностной инструкции указано, что у меня ненормированный рабочий день, т. е. пару раз в месяц могут попросить задержаться. За это мне дают дополнительные дни отпуска.

Целый день я принимала документы от клиентов: договора, счета, акты и накладные. Клиенты казначейства — это кассиры и бухгалтера всех бюджетных организаций в городе.

Бюджетные организации — это школы, садики, больницы, силовые структуры, администрация и др. Все, что они закупают для своих нужд как организации или для оказания услуг, они приносят на регистрацию в казначейство.


Отдел расходов работал по заявкам. Шлюшки хотят что бы их оттрахали, смотри видео порно чат без всякой хуйни, полностью бесплатно. В заявке были указаны все счета и договора, их даты и номера; реквизиты поставщика. Каждую цифру я должна была проверить: если деньги уйдут не туда, придется долго мучиться с возвратом средств.

Все заявки заносились в базу, и в конце месяца все сверялось с клиентами. В последний день месяца мы засиживались до 8–9 вечера, так как если первого числа отчет не пройдет, могут и премии лишить.

Мы даже шутили, что казначеем нельзя работать тому, кто родился в последний день месяца: он просто никогда нормально не отпразднует свой день рождения.

Почему продолжаю работать

Причины, по которым я все еще работаю в казначействе:

  1. Мне нравится моя работа: она мне подходит по складу ума, по характеру и амбициям.
  2. Через пару лет работы я существенно продвинулась по карьерной лестнице, и зарплата стала намного выше.
  3. У нас очень хороший коллектив. Я считаю, чем работа тяжелее, тем коллектив сплочённее.
  4. Работы стало немного меньше, так как документооборот стал электронным, а не в бумажном виде, как раньше.


Может, кому-то будет важно находиться под защитой государства. В отношении вас не может быть нарушено трудовое законодательство:

  • не обманут;
  • не уволят просто так;
  • не уменьшат зарплату в случае экономического кризиса.

То есть, если где-то и следуют букве закона на 100 %, то это в казначействе.

Есть ли льготы и другие бенефиты

Основной бонус работы на государственной службе — это отпуск свыше 30 календарных дней. У меня 38 дней. И никто не может отозвать тебя с отпуска или не отпустить, если много работы. Это запрещено.

К сожалению, на этом преимущества заканчиваются, дальше сплошные минусы: ежегодная подача сведений о доходах себя и своей семьи, запрет на двойное гражданство и др.

Бывает, что по непредвиденным обстоятельствам могут вызвать поработать в выходные.

Для примера, в пандемию коронавируса работали и в выходные дни: срочно проводили выплаты медицинским работникам, обещанные президентом.

Но выходила я, только имея на руках приказ от руководства, должным образом составленный и заверенный.

Зарплата и перспективы карьерного роста

«С улицы» в казначейство можно попасть только на низшие должности. Зарплата будет равна минимальной оплате труда по вашему региону. А дальше есть два варианта событий, которые успешно реализуются у нас в отделе:

  1. Показав себя хорошим специалистом, быстро продвигаетесь по карьерной лестнице. Текучка кадров высокая, зарплата от 11 тыс. руб. может вырасти максимум до 30 тыс. руб. Это мой вариант.
  2. Ваши клиенты — это главные бухгалтера всех учреждений в городе. О новых вакансиях вы узнаете одним из первых, а после школы казначейства вас с радостью возьмут. Там зарплата может быть выше 30 тыс. руб.

Только за 5 лет моей работы трое моих коллег ушли работать в органы МВД, двое — в управление культуры, по одному сотруднику — в школу-интернат, лицей, департамент труда и налоговую. Вообще больше людей уходят, чем остаются.

А какая была ваша первая работа? Куда еще берут без опыта работы? Поделитесь в комментариях.

Министерство финансов предлагает обязать поставщиков открывать счета в казначействе при исполнении закупки. Пока такие поправки в 44-ФЗ обсуждают, давайте разберемся, что же такое казначейское сопровождение.


Для каких закупок сопровождение уже работает?

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552. Финансовое сопровождение применяют:

  • в гособоронзаказе по 275-ФЗ.
  • в госзакупках с НМЦ больше 100 млн руб.

Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:

  • Указать, кто станет его субподрядчиками.
  • Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
  • Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • Указывать в платежных и расчетных документах по закупке идентификатор госконтракта.

Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.

Как работает казначейское сопровождение?

  1. У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
  2. В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
  3. На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.

Разберем подробнее схему и действия поставщика по постановлению № 1552.

Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.

Основные до­кументы­ для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.

По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.

Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.

  • Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
  • На депозиты,
  • На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:

  • При предоплате поставщик приносит до­говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
  • При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.

До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.

Полномочия казначейства

При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:

  • Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
  • Соблюдение предусмотренных сроков,
  • Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
  • Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
  • Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.

На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Сначала о рисках:

  • Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
  • Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
  • Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

Попробуем найти хорошее в сопровождении:

  • Сопровождение повышает открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
  • Отпугнет недобросовестных конкурентов.
  • Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Анна Тресвятская. Сердечно благодарю за внимание.
Казначейское сопровождение прописано в контракте.
Так же согласно статьи 5 (ФЗ бюджета 2017) и статьи 6 (ФЗ бюджета 2018) четко написано:
"2. Установить, что казначейскому сопровождению подлежат: . 2)авансовые платежи по госконтрактам. заключаемым на сумму более 100 тыс руб, ..а также по договорам о поставке товаров, заключаемыми исполнителями и исполнителями указанных госконтрактов"

Т.е. в сухом остатке - по всей цепочке поставок (до сумм 100 тыр) нужно казначейское сопровождение - открытие счетов и по каждому платежу полное обоснование платежа (у нас даже с приложениями фотоматериалов, подтверждающих поставку).
Оч разумно, однако - все поставщики разбегутся, ибо только открытие счета занимает почти два месяца. нет человека нет проблемы

а насчет выдержки, что Вы прислали, там несколько слов не хватает в начале:
". Денежные средства, получаемые Поставщиком на осуществление расчетов в ходе исполнения Контракта, включая авансовые платежи, запрещается перечислять:
. На счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом – получателем субсидии (бюджетных инвестиций) договоры в рамках исполнения соглашений, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, за исключением договоров:
- заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электрической энергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, а также в целях осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- заключаемых с федеральными бюджетными или автономными учреждениями."

Так видим смысл с точностью наоборот, как и все о чем говорится в СМИ.
Успехов и все ж жить по Правде (на Том свете придется за такие вещи ответить в первую очередь).

Добрый день, Айлана!

Вам нужно предоставить в казначейство заявление, форма которого утверждена в приказе от 19.12.2017 № 239н. Если вы работаете с казначейским сопровождением контракта, желательно прочитать приказ целиком, это снимет другие возможные вопросы.

Никто вам бп консультацию по Основному вопросу не даст. Здесь все сделано так, чтб не дать денегг или чтб вы за ними побегали. включая требование фото и вмдеофиксации сделанных работ и выездные инспекции..

Михаил, добрый день!

1. Уточните, пожалуйста, вы уже исполняете контракт или только собираетесь участвовать?
2. Работать с НДС или нет - все-таки решать вам, это вопрос налоговой нагрузки. Ограничений для участников закупок по системе налогообложения в 44-ФЗ нет. Неприятный нюанс в том, что некоторые заказчики автоматом выделяют НДС в цене выигранного контракта, несмотря на то, что победитель работает на УСН. Если будете работать на ОСН с НДС, такой проблемы не будет.
3. О документах на каком этапе идет речь?

Все в порядке, разберетесь со временем) Да, вы не являетесь бюджетным учреждением, поэтому вы неучастник бюджетного процесса.

Добрый день, Андрей.
Предоставление казначейского обеспечения (казначейского аккредитива) обязательства при казначейском сопровождении происходит по следующей схеме:

1. Государственный заказчик (ГРБС) на основании заключенного договора (соглашения) о предоставлении субсидии или государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг представляет в свой ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения в размере, указанном в контракте.
2. ТОФК государственного заказчика проверяет заявление: – на наличие у организации – исполнителя по государственному контракту (соглашению) лицевого счета, открытого в ТОФК для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса; – на наличие в заявлении идентификатора государственного контракта (соглашения); – на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой операций по казначейскому обеспечению обязательств всего, с учетом ранее осуществленных по данному государственному контракту (соглашению) операций по казначейскому обеспечению обязательств; – на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом государственному заказчику (главному распорядителю средств федерального бюджета), с учетом ранее выданных казначейских обеспечений обязательств.
3. В случае успешного прохождения проверки ТОФК заказчика формирует казначейское обеспечение обязательств, направляет его в ТОФК исполнителя (головного исполнителя) и блокирует лимиты бюджетных обязательств по соответствующему бюджетному обязательству на лицевом счете заказчика на сумму казначейского обеспечения обязательств.
4. ТОФК исполнителя (головного исполнителя) информирует его о предоставленном ему казначейском обеспечении. В свою очередь, головной исполнитель может заключать договоры (контракты) с соисполнителями, если такие условия были включены в основной государственный контракт, и тогда контракты с соисполнителями также будут содержать требования о казначейском обеспечении.
5. Головной исполнитель представляет в свой ТОФК заявление на перевод казначейского обеспечения обязательств соисполнителю.
6. ТОФК исполнителя проводит проверку заявления на перевод, аналогичную проверке, указанной в п. 2.
7. В случае успешного прохождения проверки ТОФК исполнителя формирует переведенное казначейское обеспечение, направляет его в ТОФК соисполнителя и направляет копию переведенного казначейского обеспечения в ТОФК государственного заказчика для предоставления ему этой копии.
8. ТОФК соисполнителя информирует его о предоставленном ему переведенном казначейском обеспечении.
9. Соисполнитель заключает договор с поставщиком товаров, работ, услуг. Расчеты с применением казначейского обеспечения производятся в обратном порядке:
1. Поставщик предъявляет соисполнителю документы, подтверждающие факт выполненных работ, оказанных услуг, произведенную поставку.
2. Соисполнитель направляет платежный документ и документы-основания в свой ТОФК для оплаты.
3. ТОФК соисполнителя производит проверку платежных документов, предусмотренную Порядком санкционированных целевых расходов, проверку срока действия переведенного казначейского обеспечения (он должен быть актуален на момент представления платежных документов) и проверку соответствия идентификатора государственного контракта (соглашения), указанного в платежном документе, идентификатору государственного контракта (соглашения), указанному в переведенном казначейском обеспечении обязательств.

Часть госзакупок контролирует Федеральное казначейство, чтобы заказчики тратили бюджетные деньги по целевому назначению. В статье расскажем, в каких закупках победителям придется открыть счет в казначействе и как проходит процесс казначейского сопровождения госконтрактов.

Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?

Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.

В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:

  • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
  • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
  • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:

  • в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
  • в закупках с банковским сопровождением;
  • по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.

Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.

Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.

В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:

  • Указать соисполнителей по договору.
  • Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
  • Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
  • Вести раздельный финансовый учет.
  • Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
  • Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.

Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов

  1. У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
  2. После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
  3. Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
  4. После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
  5. Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.

Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.

Открытие счета

Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица. Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи. Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.

Оплата по контракту

Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым.

Нельзя перечислять целевые средства:

  • в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
  • на депозиты;
  • на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.

Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет. Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ. Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.

Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.

Что контролирует казначейство

Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:

  • соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
  • соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
  • факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
  • соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
  • стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.

Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.

Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.

Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.

Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.

На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.

Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.

В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.

Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.

Вопрос: Как узнать, в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу?
Посмотреть ответ

Что собой представляет казначейский счет

Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

Для чего открывается казначейский счет

Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:

  • Соответствие положениям контракта.
  • Соответствие законам.
  • Целесообразность, рациональное использование.

Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:

  • Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
  • Соглашения о взносах в уставной капитал.
  • Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
  • Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
  • Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.

Казначейство выполняет эти функции:

  • Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
  • Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
  • Проверка фактической поставки товара.
  • Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.

Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.

Вопрос: Мы бюджетное учреждение, хотим принять участие в аукционе, объявленном в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. В извещении установлено требование о предоставлении обеспечения заявки. Необходимо ли нам открывать спецсчет, если расчетный счет у нас открыт в казначействе?
Посмотреть ответ

Порядок открытия казначейского счета

Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.

Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.

Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:

  • Наименование документа.
  • Дата составления.
  • Наименование компании, которой нужно открыть счет.
  • Наименование других получателей.
  • Отдел Федерального казначейства.
  • Просьба об открытии счета.
  • Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.

Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.

Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:

  • Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
  • Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
  • Копия Устава организации.
  • Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
  • Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.

Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.

Особенности расходования средств с казначейского счета

  • Платежное поручение.
  • Государственный контракт.
  • Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).

ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.

Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.

Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:

  • Закупка строительных материалов.
  • Закупка инструментов.
  • Выплата зарплаты сотрудникам.
  • Найм строительной бригады и прочее.

Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:

  • Внесение средств в уставной капитал.
  • Приобретение собственности для нужд компании.
  • Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).

Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.

Читайте также: