Как повысить категорию работника

Опубликовано: 17.09.2024

Аттестация, или проверка уровня профессиональных знаний и навыков, квалификации, может служить основанием для присвоения работнику новой квалификационной категории, повышения оплаты его труда. Многие знают о повышении квалификационных категорий работникам определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации.

Аттестация и квалификация

Периодическая аттестация, вне зависимости от профессии, от специфики деятельности организации, бывает двух видов:

  1. На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
  2. На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.

Как правило, квалификационная категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти повторную аттестацию «на категорию» и раньше – через 2, 3 года после получения предыдущей категории.

Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.

Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.

Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме

ВАЖНО! Рекомендации по проведению аттестации работника на соответствие занимаемой должности от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.

Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.

Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:

  1. Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
  2. Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
  3. Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
  4. Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.

Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.

Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).

Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».

Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.

Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.

На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).

Квалификационные категории отдельных профессий

Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.

Добровольно-принудительная переподготовка. Есть ли смысл в повышении квалификации?

Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:

  1. Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
  2. Присваивается первая или высшая категория.
  3. Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
  4. Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
  5. По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.

Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.

Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.

На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).

Запись в трудовую книжку и в личную карточку

ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке при повышении квалификации от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.

В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:

  • запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
  • основанием для внесения записи является приказ руководителя.

Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).

Любой кадровик знает, что трудовое законодательство запрещает дискриминацию в сфере оплаты труда. Работники с одинаковой квалификацией, выполняющие идентичную трудовую функцию, должны иметь равные оклады по штатному расписанию. В то же время, если функционал сотрудников отличается по объему или сложности работ, им можно установить разные оклады, предусмотрев квалификационные категории в рамках одной должности.

Как это оформить? Обязательно ли при этом проводить аттестацию сотрудников? Нужно ли корректировать штатное расписание? Потребуется ли вносить изменения в должностные инструкции?

Что такое квалификационная категория

Если в организации принято решение дифференцировать оплату труда в зависимости от квалификации сотрудников, можно разделить ту или иную должность на категории. При этом к названию должности недостаточно просто добавить слова «старший», «младший», «ведущий». Нужно прописать для каждой категории разные требования к уровню образования, квалификации и опыту работы. Трудовой кодекс не содержит понятия квалификационная категория, и в большинстве случаев работодатель не обязан ее устанавливать. Квалификационный справочник № 37 предусматривает деление на категории для некоторых должностей специалистов.
Например, должность инженера может быть разбита на должности инженера 1-й категории, инженера 2-й категории и собственно инженера; должность юрисконсульта – на юрисконсульта 1-й категории, юрисконсульта 2-й категории, юрисконсульта и т. д.
Однако соблюдать требования квалификационных справочников необходимо лишь в двух случаях (абз. 3 ч. второй ст. 57, ст. 143, 144 ТК РФ):

– если выполнение работы по определенной профессии или должности связано с предоставлением компенсаций, льгот или наличием ограничений (например, педагоги, медики и др.);
– если работодатель – государственное или муниципальное учреждение.

Когда к наименованию должности добавляется слово «старший», то это предполагает, что сотрудник имеет подчиненных и осуществляет руководство ими либо на него возлагается функция управления самостоятельным участком работы. Если сотрудник отвечает за направление деятельности, координирует или осуществляет методическое руководство группами исполнителей, к его должности можно добавить слово «ведущий». При этом он должен иметь
стаж работы на два-три года больше, чем специалист 1-й категории на аналогичной должности (п. 7 Общих положений Квалификационного справочника № 37).

В то же время коммерческие организации вправе самостоятельно определять наименования должностей и классов квалификации. Поэтому часто можно встретить градацию «младший – старший – ведущий», не основанную на требованиях Квалификационного справочника № 37. В каком локальном акте можно разделить должности на категории. Разбивка должностей на отдельные категории может быть отражена в любом локальном нормативном акте организации: правилах внутреннего трудового распорядка, положении о категориях должностей и т. д. (ст. 8 ТК РФ). Однако чаще всего такое разделение указывается в положении об оплате труда. Если в документе ранее не было подобной градации, в него нужно внести изменения. Для этого руководитель организации должен издать приказ. Поскольку введение категорий, как правило, влияет на размер окладов, необходимо внести изменения в штатное расписание.
Изменения оформляются приказом руководителя организации. В нем нужно отметить, какие штатные единицы исключаются из штатного расписания, а какие подлежат включению в него с указанием должностных окладов и повышающих коэффициентов.

Нужно ли проводить аттестацию, чтобы присвоить сотруднику квалификационную категорию
Формально работодатель не обязан проводить аттестацию сотрудника для того, чтобы присвоить ему категорию. Однако эта процедура позволит объективно оценить квалификацию и профессиональные навыки работника, соответствие критериям категории по занимаемой должности. Заключение аттестационной комиссии будет служить основанием для издания приказа руководителя о присвоении квалификационной категории.
Порядок аттестации должен быть закреплен в локальном нормативном акте организации. Приказ о проведении аттестации может быть составлен в произвольной форме.
Сотрудники, ответственные за исполнение приказа, должны быть ознакомлены с ним под роспись.

Заключаем дополнительные соглашения и корректируем должностные инструкции

Каждая квалификационная категория внутри базовой должности предполагает свой объем и специфику работ. Поэтому при изменении категории, как правило, меняется трудовая функция, что должно оформляться переводом (ст. 72.1 ТК РФ). Однако даже если трудовая функция не изменится, присвоение категории повлияет на размер оклада работника и наименование должности. Поэтому в любом случае нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Когда при присвоении категории меняются условия трудового
договора, работника нужно письменно уведомить об этом не менее чем за два месяца. Если он не согласится работать в новых условиях, предложите ему другую имеющуюся работу, подходящую
по состоянию здоровья. При отсутствии такой работы или при отказе от нее сотрудника, его можно уволить по пункту 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса (ст. 74 ТК РФ).
На основании дополнительного соглашения при необходимости издайте приказ о переводе. Также внесите изменения в должностные инструкции. Порядок корректировки зависит от того,
является ли этот документ приложением к трудовому договору или выступает в качестве самостоятельного акта. В первом случае изменения отражаются в дополнительном соглашении к трудовому договору. Во втором – должностная инструкция утверждается
в новой редакции приказом руководителя организации.

Комментирует Наталья БАГРОВА, методолог, BDO Unicon Outsourcing (Москва):
- Квалификационные категории могут присваиваться сотрудникам по результатам аттестации. В этом случае нужно закрепить порядок ее проведения в локальном нормативном акте (положении или регламенте). Однако применять эту процедуру для того, чтобы присвоить категорию, не обязательно.

Работодатель не обязан, но вправе провести аттестацию указанного в вопросе работника для присвоения ему категории, если данное требование предусмотрено действующим у работодателя порядком проведения аттестации.

Обоснование вывода:

Отнесение видов труда к квалификационным категориям в зависимости от сложности труда является тарификацией работ. Тарификация работ производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Исходя из квалификационных требований, содержащихся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - ЕКС), для присвоения бухгалтеру I категории необходимо иметь высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет. В рассматриваемом случае образование сотрудницы соответствует квалификационным требованиям, однако, как мы поняли из вопроса, она не имеет стаж работы именно по должности "бухгалтер II категории".

Понятие "квалификация работника" раскрыто в ст. 195.1 ТК РФ и означает уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Исходя из этого при оценке квалификации работника работодателем должен учитываться уровень образования работника, подтвержденный документами об образовании (в том числе и наличие образования более высокого уровня, чем того требуют квалификационные требования к должности), наличие квалификационного разряда (категории, класса, классного чина и т.п.), факты повышения квалификации (по собственной инициативе и направлению работодателя), стаж работы (общий и в соответствующей должности), владение смежными профессиями и другие факторы (смотрите, например, Обзор кассационной практики Кировского областного суда за 2005 год ("Вывод суда о наличии у работника преимущественного права. "); Бюллетень судебной практики Омского областного суда N 3 (44) 2010 (определение от 16.09.2009 по делу N 33-4542/2009)).

Согласно п. 7 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 (далее - Порядок применения ЕКС), соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации. При этом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 8 Порядка применения ЕКС, а также п. 10 Общих положений ЕКС).

В то же время по общему правилу положения ЕКС не являются обязательными для применения: квалификационные требования к соответствующим профессиям, должностям или специальностям должны соответствовать требованиям Квалификационного справочника или требованиям профессиональных стандартов только в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Для должности бухгалтера компенсаций и льгот либо наличия ограничений законодательство не предусматривает (за исключением отдельных случаев, установленных законом, - ч.ч. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кроме того, Трудовой кодекс РФ не содержит соответствующих норм о необходимости проведения аттестации работников. В настоящее время существуют федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, которые устанавливают обязанность работодателей по проведению аттестации и саму процедуру ее проведения только в отношении определенных категорий работников (например для педагогических, медицинских и фармацевтических работников и других). Порядок проведения аттестации бухгалтеров (в том числе в образовательном учреждении) законодательно не установлен, поэтому для указанных работников аттестация не является обязательной.

Таким образом, в рассматриваемом случае квалификация работника может быть определена в том числе и по результатам проведенной аттестации (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 23.01.2013 по делу N 33-162, апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 16.11.2012 по делу N 33-4665/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 06.06.2012 по делу N 33-1377-2012).

Согласно части второй ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Следовательно, работодатель вправе провести аттестацию, в том числе в отношении бухгалтера. Для этого в организации должен быть принят соответствующий локальный нормативный акт (например Положение об аттестации), в котором определяются цели, задачи, принципы аттестации, круг работников, подлежащих аттестации, периодичность, сроки проведения аттестации, присвоение соответствующей категории по ее результатам, а также порядок формирования, регламент работы аттестационной комиссии. Данный локальный нормативный акт принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а при отсутствии такого органа - самостоятельно (ст. 8 ТК РФ). Каждый работник должен быть ознакомлен под роспись с принимаемым положением об аттестации - либо при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ, смотрите также п. 4 Обзора судебной практики по трудовым и социальным делам Верховного Суда РФ за 2005 год), либо, если оно было принято позднее, после его принятия (ст. 22 ТК РФ).

Таким образом, работодатель не обязан, но вправе провести аттестацию указанной в вопросе сотрудницы для решения вопроса о возможности перевода ее на должности бухгалтера I категории, если данное требование предусмотрено действующим у работодателя порядком проведения аттестации.

4 августа 2013 года начал действовать Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (далее – Порядок). В связи с этим утратил силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками». Сегодня расскажем, что изменилось в порядке аттестации медицинских и фармацевтических работников, и сравним прежний и действующий порядки.

Общие положения

Как и прежде, аттестация специалистов проводится по должностям, предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, по трем квалификационным категориям (второй, первой и высшей) один раз в пять лет. При этом присвоенная работнику квалификационная категория действительна также в течение пяти лет со дня издания соответствующего распорядительного акта. Специалисты могут претендовать на присвоение им более высокой квалификационной категории и до истечения названного срока, но не ранее чем через три года со дня присвоения квалификационной категории.

Порядком скорректированы требования к стажу работы для получения квалификационных категорий. Стаж работы по специальности теперь не зависит от полученного работником образования. Так, для получения второй квалификационной категории необходим стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет, для получения первой категории – стаж не менее пяти лет, высшей категории – стаж не менее семи лет.

Для сравнения скажем: раньше, чтобы получить высшую квалификационную категорию, необходимо было наличие не менее 10 лет стажа для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет стажа для специалистов со средним профессиональным образованием.

Помимо стажа, Порядком установлены требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам специалистов. В частности, на основании п. 8 Порядка специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе.
  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
  • участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности.

Квалификационные категории, присвоенные специалистам до вступления в силу Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

Чтобы получить высшую квалификационную категорию, на основании п. 10 Порядка специалист должен:

  • иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности.

Формирование аттестационных комиссий

Аттестационная комиссия состоит из координационного комитета (далее – комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии и экспертных групп по специальностям (далее – экспертные группы), которые рассматривают документы и проводят квалификационный экзамен.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;
  • представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей;
  • представители органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.

Общее руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет председатель комиссии, который одновременно является председателем комитета. Заместитель председателя аттестационной комиссии признается заместителем председателя комитета и исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие.

Осталась должность и ответственного секретаря комиссии, который регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия их требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в экспертные группы, готовит материалы к заседаниям и проекты решений комитета.

У экспертной группы также есть председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь.

Отметим, что в Порядке достаточно подробно определены функции как комитета, так и экспертных групп. Например, комитет координирует работу экспертных групп, определяет способы, методы и технологии оценки квалификации специалистов, подготавливает и направляет на утверждение в орган, создавший аттестационную комиссию, проект распорядительного акта о присвоении специалистам квалификационных категорий. Экспертные группы, в свою очередь, рассматривают документы, представленные специалистами, готовят заключения по отчетам, проводят тестовый контроль знаний и собеседования, принимают решения по вопросам присвоения специалистам квалификационных категорий.

На основании п. 18 Порядка заседания комитета проводятся при необходимости по решению его председателя, а заседания экспертных групп – не реже одного раза в месяц. Заседание комитета или экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комитета или экспертной группы соответственно.

Решения комитета и экспертной группы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комитета или экспертной группы является решающим (п. 19 Порядка). Отметим, что в ранее действовавшем порядке аттестации для принятия решения было необходимо присутствие не менее 2/3 членов комиссии и в случае равенства голосов решение считалось принятым в пользу специалиста.

Решения комитета и экспертной группы оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комитета и экспертной группы, присутствовавшими на заседании комитета и экспертной группы соответственно.

Порядок проведения аттестации

Обратите внимание

В ранее действовавшем порядке получения квалификационных категорий было установлено, что руководитель медицинской или фармацевтической организации должен создавать специалистам условия для получения квалификационных категорий при осуществлении взаимодействия с комиссией, представлении документации и оповещении специалиста. Теперь таких обязанностей по содействию не предусмотрено.

Нововведением в части представления документов является необходимость представления заверенного в установленном порядке перевода на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке.

Документы должны быть направлены в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, по почте или представлены лично специалистом не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории. При нарушении данного срока квалификационный экзамен может быть проведен позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.

К сведению

Пунктом 16 Порядка установлено, что аттестация может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий (дистанционная аттестация) и в форме выездного заседания.

Порядком скорректированы правила и сроки проведения аттестации. В частности, на основании п. 22 Порядка документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем комитета в день их поступления в аттестационную комиссию. В течение семи календарных дней со дня регистрации документов они передаются на рассмотрение председателю комитета (ранее документация регистрировалась после семидневной проверки ее соответствия требованиям комплектности).

Председатель комитета не позднее 14 календарных дней со дня регистрации документов определяет состав экспертной группы для проведения аттестации и направляет ее председателю документы специалиста (п. 23 Порядка). При этом экспертная группа должна рассмотреть их не позднее 30 календарных дней со дня регистрации документов, утвердить заключение на отчет и назначить дату и место проведения тестового контроля знаний и собеседования (ранее срок для рассмотрения документов составлял 14 календарных дней).

Отметим, что изменились требования к содержанию заключения на отчет. В частности, на основании п. 24 Порядка теперь не нужно учитывать:

  • продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
  • формы самообразования, используемые специалистом;
  • соответствие объема теоретических знаний, фактических диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям.

Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов.

На основании п. 27 Порядка по результатам квалификационного экзамена экспертная группа может принять одно из двух решений: присвоить или отказать в присвоении специалисту квалификационной категории. Напомним, что ранее предусматривалось несколько видов решений, принимаемых экспертной группой. Например, можно было повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой, подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию, снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой категории или лишить специалиста квалификационной категории.

Решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается экспертной группой не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов, оформляется протоколом заседания экспертной группы и заносится в аттестационный лист специалиста ответственным секретарем экспертной группы. Если специалисту отказано в присвоении специалисту квалификационной категории, в протоколе указываются основания, по которым экспертная группа приняла соответствующее решение. А решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории может быть принято по следующим основаниям:

  • наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
  • наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
  • неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.

Обратите внимание

Распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории должен быть издан органом государственной власти или организацией, создавшими аттестационную комиссию, не позднее 110 календарных дней со дня регистрации документов. Ранее приказ о присвоении специалисту квалификационной категории издавался в течение месяца с момента принятия комиссией решения.

Специалист же должен получить посредством почтовой связи или на руки выписку из распорядительного акта о присвоении ему квалификационной категории не позднее 120 календарных дней со дня регистрации документов.

Отметим, что Порядком увеличен срок обжалования решения аттестационной комиссии с 30 дней до года. Срок для обжалования отсчитывается с даты принятия аттестационной комиссией решения.

Как видим, порядок аттестации медицинских и фармацевтических работников претерпел существенные изменения в части сроков проведения аттестации, процедуры оформления документов и результатов аттестации. Более того, остаются невыясненные моменты. В частности, ранее предусматривалось, что специалисту в течение недели со дня издания приказа о присвоении ему квалификации оформлялся и выдавался соответствующий документ. Теперь же специалисту выдается лишь выписка из приказа о присвоении ему квалификационной категории, а про документ не говорится ни слова. Полагаем, что эти моменты будут разъяснены компетентными органами в процессе действия Порядка.

Порядок прохождения педагогической аттестации описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276. Мы же подготовили краткую памятку по тем вопросам, которые вы задаете нам чаще всего, и расшифровали “казенный язык”.

Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2020 году?

В марте 2020 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ.

Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей. Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2020 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2020 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.

Как будет проходить аттестация по новым правилам?

Но это не все. ЕФОМ, то есть обозначенные три блока, могут дать максимум 60 баллов из возможных 100. В новой аттестации будут оцениваться и другие факторы, среди которых индивидуальные достижения (15 баллов) и условия профессиональной деятельности (5 баллов). Должны были быть включены успехи учеников, но от этого критерия пока отказались.

Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.

Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.

Какие нужны документы для обязательной аттестации?

Издается приказ о создании и составе аттестационной комиссии внутри учреждения . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.

Заместитель директора по учебной или методической работе готовит представление на каждого сотрудника , участвующего в аттестации.

Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить акт отказа , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.


Как педагогу пройти аттестацию?

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

Если учитель не походит аттестацию, то его увольняют?

Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку , а затем пройти аттестацию снова.

Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

Женщин с детьми до 3 лет

Одиноких матерей с детьми до 14 лет

Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

Тех, кто воспитывает детей без участия матери


Как учителю получить категорию?

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа:

Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная. Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза.

На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.

Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.

Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?

Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:

Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.

Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.

Читайте также: