Как повысить стрессоустойчивость социального работника

Опубликовано: 17.09.2024

Фонд социальной поддержки детей и инвалидов всех категорий

347922 , Ростовская обл , г. Таганрог ул. Петровская, 44 +7 (8634)45-47-27 +7 (951)824-77-34

Работа социальным работником крайне важна для людей, которым они помогают. Но иногда стресс от их ежедневной работы слишком велик, что затрудняет оказание помощи их клиентам. Как социальные работники могут бороться с усталостью и выгоранием на своей непростой работе?

Что такое работа социальным работником?

Работа социальным работником направлена на улучшение качества жизни отдельных людей и осуществление общесистемных изменений посредством достижения социальной справедливости. Как и любая другая профессия, связанная с оказанием помощи, работа социальным работником направлена на то, чтобы помочь людям преодолеть некоторые из самых сложных жизненных проблем. Что отличает социальную работу от других помогающих профессий, так это ее ориентация на модель «человек в среде» и её акцент на социальной справедливости. Социальные работники работают не только с внутренними проблемами отдельных лиц, но они также работают с людьми, чтобы изучить их взаимоотношения, структуру семьи, среду в обществе – всё то, что влияет на них, – чтобы найти способы решения проблем.

Многие социальные работники работают напрямую с отдельными лицами, парами, семьями или небольшими группами. Они помогают клиентам справляться с такими проблемами, как бедность, жестокое обращение, зависимость, безработица, проблемы с образованием, инвалидность, травмы и психические заболевания. Социальные работники предоставляют индивидуальные, семейные и групповые консультации, услуги по ведению дел, связывающие клиентов с ресурсами и поставщиками услуг, а также другие услуги, позволяющие клиентам удовлетворять их собственные потребности.

Симптомы трудового выгорания

Истощение: вы постоянно чувствуете усталость. К сожалению, это может только усугубиться, если у вас на фоне развивается бессонница, возможно, вызванная беспокойством по поводу работы.

Потеря концентрации: если вы чувствуете хроническую усталость, вы начинаете терять концентрацию, забывать о деталях и мелочах.

Физические симптомы: ваша иммунная система может ослабнуть, что приведет к более частым заболеваниям. Вы можете также испытывать связанные со стрессом симптомы, такие как учащенное сердцебиение, боль в груди, головные боли или нарушения пищеварения.

Психические симптомы: вы можете чувствовать беспокойство или даже депрессию или гнев. Вы также можете чувствовать собственное обесценивание своей работы, как будто то, что вы делаете, никому всё равно не поможет.

Причины выгорания

Выгорание вызвано тем, что некоторые исследователи называют «усталостью от сострадания». Работа социальным работником заключается в том, чтобы помочь клиенту исследовать свои внутренние проблемы и найти способы борьбы с ними. Это односторонние отношения: консультант должен сохранять свою личную эмоциональную дистанцию от клиента и не получать ответной заботы от него. Кроме того, социальный работник может испытывать разочарование, печаль или беспокойство по поводу клиента, который не добивается прогресса, несмотря на усилия работника. Воздействие травмы клиента может быть травматическим и для социального работника.

Прислушайтесь к своим конкретным симптомам: проанализируйте все, что вы чувствуете и ощущаете. Измучены? Восстановите нормальный режим сна и придерживайтесь его. Чувствуете чрезмерное напряжение? Возьмите отпуск. Проведите несколько дней, получая достаточно сна, правильно питаясь и наслаждаясь свободными от стресса видами деятельности. Когда вы закончите отпуск, посмотрите, исчезли ли ваши симптомы. Если да, возвращайтесь к работе с новыми силами. Если нет, то у вас есть более серьёзные проблемы для решения.

Найдите время для заботы о себе: сделайте заботу о себе такой же важной частью своей жизни, как заботу о своих клиентах. Придерживайтесь здорового образа жизни. Добавьте непрофессиональные мероприятия в свой недельный график. Сделайте перерыв, когда он вам понадобится.

Получите поддержку: обратитесь к своим коллегам и руководителям. Ищите поддержку от друзей и семьи. Хорошая рабочая среда и поддержка близких имеют решающее значение.

Решитесь на перемены: если ничего не помогает, подумайте о смене работы. Исследования показывают, что уровень стресса отдельного социального работника может варьироваться в зависимости от типа клиента, которого он обслуживает, и типа обстановки, в которой он работает. Для некоторых работа с клиентами с более серьёзными и постоянными психическими заболеваниями приводит к большему выгоранию. Переход на группу клиентов с менее серьезным заболеванием может облегчить ваше состояние. Кроме того, те, кто работает в частной практике, сообщают о меньшем выгорании, чем те, кто трудится в общественных местах. Если ваше состояние сохраняется, проконсультируйтесь с психиатром.

Работа социальным работником – это очень благородно и важно. Социальные работники умеют оценивать потребности своих клиентов и помогать им находить решения. Однако позаботьтесь и о своих собственных потребностях, которые пойдут на пользу и вам, и вашим клиентам.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др. Существует достаточно много способов и методов борьбы со стрессом — как организационного, так и индивидуального применения.

  • Первое правило: полезно наблюдать за самим собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия стресса? Это происходит сразу, как говорят, с пол-оборота, или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием?
  • Второе правило: неожиданно оказавшись в стрессовой ситуации, необходимо волевым усилием заставить себя остановиться, чтобы резко затормозить дальнейшее развитие стресса.

Упражнение «Остановиться» поможет быстро отвлечься от состояния тревоги и настроиться на расслабление. Инструкция: соберите в кулак всю свою волю и скомандуйте себе: «СТОП». «Затормозите» так, как будто, сидя за рулем автомобиля, вы неожиданно увидели запрещающий дорожный знак. Дайте себе установку: «прекращаю нервничать — начинаю думать о своем здоровье».

  • Третье правило: стремитесь перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение. Например, переберите свои деловые бумаги, полейте цветы на подоконнике, заварите чай; подойдите к окну и посмотрите на небо и деревья, порадуйтесь погоде за окном; обратите внимание на идущих по улице людей. Попробуйте вообразить, о чем думают проходящие мимо люди; зайдите в ванную комнату и на две-три минуты опустите ладони под холодную воду.
  • Четвертое правило: посвятите время позитивному планированию — что больше радует, чем занимаетесь с увлечением. Составьте расписание дел, которых вы могли бы с нетерпением дожидаться, — своего рода меню вознаграждений из интересных или радостных событий на следующий день, неделю, месяц или год.
  • Пятое правило: используйте техники работы с дыханием. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения и для снятия напряжения, как мышечного, так и психического.

Если у вас беспокойный сон, то вам может помочь техника «Ритмичное дыхание через одну ноздрю» для быстрого расслабления и засыпания. Закройте правую ноздрю большим или указательным пальцем правой руки и дышите левой ноздрей. Если есть возможность, то можно перевернуться на правый бок, положив голову на подушку так, чтобы правая ноздря была закрыта. Продолжительность — 3–5 минут.

Прием «Бумажный пакет». Метод выдыхания в ладони или в бумажный пакет способствует накоплению углекислого газа в крови — тем самым мы выравниваем дыхание. Необходимо плотно прижать руки или пакет ко рту, медленно и ровно дышать в ладони или пакет до тех пор, пока равновесие не восстановится, а дышать не станет легче.

Техника «Дыхание в три этапа» поможет вам восстановиться от любого напряжения. Дыхание: сделайте вдох через нос, задержите дыхание, сделайте выдох через нос — все на равный счет (например, вдох на пять счетов, задержка дыхания на пять счетов и выдох на пять счетов). Положение рук во время выполнения упражнения: соедините кончики пальцев.

  • Шестое правило: тонирование — это один из способов успокоить мозг, стабилизировать внутренние ритмы. Тонирование представляет собой произнесение или пение длинных звуков.

Упражнения «Тонирование звуков». Все приведенные ниже звуки произносятся с движением под ритмическую музыку.

Звук первый — «м-м-м». В течение пяти минут попробуйте мычать. Не старайтесь воспроизводить какую-то мелодию, а просто подберите тон, при котором вы чувствуете себя комфортно. Расслабьте челюсти и ощутите энергию мычания внутри организма.

Звук второй — «а-а-а». Если вы испытываете сильный стресс или напряженность, расслабьте мышцы нижней челюсти и несколько минут произнесите негромкое «а-а-а».

Звук третий — «и-и-и». Это самый стимулирующий из всех гласных звуков. Он активизирует дух и тело, действуя, как «звуковой кофеин».

Звук четвертый — «о-о-о». Пять минут произнесения этого звука приводят к мышечной релаксации, углублению дыхания и улучшению его ритма, снижению частоты сердечных сокращений. Это очень мощное средство быстрой нормализации состояния организма.

  • Седьмое правило: релаксация. В целях утраченного равновесия используйте четыре вида модальности (вижу, слышу, ощущаю, чувствую). Приемы помощи:

Представьте медленно текущую реку и мысленно ее опишите (вижу), отмытый дождем асфальт с поднимающимися вверх воздушными струйками — испарениями воды в жаркий полдень или «посмотрите» на пламя огня печи и почувствуйте его тепло.

Представьте, как стучат по стеклу, подоконнику последние капли летнего дождя (слышу) или поют птицы рано на рассвете летним утром.

Представьте, что в ваших руках оказалась только что погасшая спичка. Один край ее деревянный, а другой — опаленный, еще горячий. «Подержитесь» мысленно за эти края. Ощутите разность этих краев (ощущаю) или «лягте» мысленно в лодку и покачайтесь на волнах реки, ощущая каждое движение лодки.

Почувствуйте, как пахнет лес после дождя (запах) или любимые духи.

Попробуйте представить ярко-желтый лимон и, отрезав мысленно от него кусочек, «возьмите» его в рот и «пожуйте» (ощущаю).

Саукова Елена Олеговна
студентка специальности "Социальная работа"
Асмаковец Елена Сергеевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Мельничкин Сергей Павлович
старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Омск

Эффективность решения проблем социальной политики государства сегодня во многом зависит от социально-психологического сопровождения деятельности специалистов по социальной работе. По роду своей деятельности такой специалист вовлечен в длительное напряженное общение с другими людьми, сопровождающееся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, что вызывает состояние физического и психического истощения. Постоянные стрессовые ситуации, возникающие в процессе взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентом, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на личность социального работника, способствуют возникновению профессиональных деформаций.

Профессиональные деформации личности социального работника представляют собой процесс и результат изменения сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, которые ведут к упрощению системы профессиональной деятельности, профессионального общения, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и ту среду, которую она организует вокруг себя. В связи с этим актуализируется проблема специально организуемой работы по профилактике и коррекции профессиональной деформации личности данной категории специалистов [6].

За последние два десятилетия возрос интерес к проблеме профессиональных деформаций личности как явления, сопровождающего профессиональную жизнь индивида, объективно обусловленного дифференциацией и специализацией труда в обществе.

Изучением особенностей профессиональных деформаций медицинских работников занимались: С.П. Безносов, М. Боухал, А.С. Димова, Р. Конечный, Л.А. Цветкова; сотрудников правоохранительных органов: С.П. Безносов, Р.Ф. Робозеров, А.Н. Роша, А.Н. Шатохин, А.И. Шестак; учителей: К.А. Аветисян, Н.А. Аминов, Е.С. Асмаковец, С.Н. Батракова, Б.Р. Бекингем, М.В. Борисова, В.Н. Вершинин, Т.А. Вострикова; преподавателей вузов: К.А. Абульханова-Славская, А.К. Алберт, С.В. Бажанова, Д.Б. Богоявленская и др. В тоже время публикаций о профессиональных деформациях специалистов по социальной работе недостаточно.

Исследователями выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению профессиональных деформаций специалиста. К ним относятся: объективные, связанные с социально-профессиональной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса; психологические детерминанты (мотивы выбора профессии; деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь; стереотипы; психологическая защита; эмоциональная напряженность; профессиональная стагнация; снижение уровня интеллекта специалиста; предел развития уровня образования и профессионализма; акцентуация характера личности; возрастные изменения, связанные со старением); специфика профессиональной деятельности (предмет профессиональной деятельности; объект; средства; способности; способ; усвоенная технология).

Многие исследователи данные факторы рассматривают как стресс-факторы, т.е. источники стресса, факторы, вызывающие стресс. Поэтому будет правильно отметить, что развитию профессиональных деформаций у специалистов способствуют стрессы. Именно подверженность стрессам, в первую очередь, способствует развитию профессиональных деформаций.

Поэтому процесс формирования профессиональных деформаций специалиста можно представить следующим образом: в профессиональной деятельности есть (или появился) некий фактор, если этот фактор является для сотрудника стресс-фактором, т.е. вызывает стресс, то, как следствие, у человека начинает формироваться профессиональная деформация. В данном случае мы говорим о дистрессе, вызывающем отрицательный эффект, проявляющийся в физических, эмоциональных и поведенческих признаках. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют: физиологический и психологический; эмоциональный и информационный стресс, коммуникативный, рабочий, профессиональный, организационный и другие.

Но, не смотря на такое разнообразие стрессов, важно отметить, что главной причиной возникновения любого из них являются внутренние личностные (субъективные) факторы, предрасполагающие к возникновению стресса и усиливающие воздействие стресс-факторов. Поэтому для противостояния стрессам специалист должен обладать стрессоустойчивостью, под которой понимается способность человека, благодаря совокупности личностных качеств, противостоять вредоносным воздействиям стрессовых факторов. Чем выше стрессоустойчивость, тем здоровее и работоспособнее человек, тем ниже риск развития профессиональных деформаций. Для профилактики профессиональных деформаций необходимо создание системы мероприятий, повышающих стрессоустойчивость специалистов.

Нами была разработана программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе. Для того, чтобы программа была адресной и более эффективной, для разработки программы профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе, необходимо выявить особенности стрессов в их профессиональной деятельности. Поэтому разработке программы предшествовало выявление подверженности стрессам, как фактора развития профессиональных деформации специалистов по социальной работе БУ Омской области Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» г.Омска.

Для выявления уровня стрессоустойчивости мы использовали методику «Шкала организационного стресса» (Мак-Лина) [2]. Для выявления факторов, влияющих на уровень стрессоустойчивости специалистов по социальной работе центра, мы использовали методику «Стрессоры» [3] и анкету «Профессиональный стресс» [4].

Проведенное нами исследование показало: Большинство сотрудников центра имеют низкий уровень стрессоустойчивости; Чем в меньшей степени развиты личностные качества - факторы, повышающие стрессоустойчивость: способность самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность, тем ниже уровень стрессоустойчивости. В большей степени подвергаются воздействию стресс-факторов: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряженность в отношениях с руководством, специалисты по социальной работе с низким уровнем стрессоустойчивости; У сотрудников центра наиболее сильное влияние на возникновение стрессов в профессиональной деятельности оказывают: проблемы, постоянно возникающие в процессе работы; трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении, собственные ошибки и просчеты в работе, нехватка времени, необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций, несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами, отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства, отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними, сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций; Сотрудники центра в ситуации стресса используют эффективные, позитивные житейские приемы снятия стрессов (сон, общение с друзьями и членами семьи, перерывы в работе, хобби, физическая активность). В тоже время, есть специалисты, которые в ситуации стресса используют неэффективные, вредные для здоровья способы: еда; алкоголь; курение; Большинство сотрудников центра не владеют специальными приемами снятия стрессов (аутотренинг, медитация, дыхательные техники, релаксация).

Таким образом, факторами, способствующими снижению стрессоустойчивости специалистов по социальной работе, являются личностные качества: неспособность самопознания, узкий круг интересов, непринятие ценностей других, негибкость поведения, отсутствие активности и продуктивности; стресс-факторы профессиональной деятельности: конфликтность, перегрузка, сфера деятельности и напряженность в отношениях с руководством; проблемы, постоянно возникающие в процессе работы; трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении; собственные ошибки и просчеты в работе; нехватка времени; необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций; несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами; отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства; отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними; сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций; отсутствие навыков использования эффективных и позитивных житейских приемов снятия стресса, а также специальных приемов снятия стресса (аутотренинг, медитация, дыхательные техники, релаксация).

Поэтому программа профилактики профессиональных деформаций для сотрудников центра «Надежда» должна быть направлена на повышение стрессоустойчивости и снижение воздействия данных факторов посредством информирования о профессиональных деформациях и стрессах: их специфики, причинах, последствиях; повышения уровня коммуникативных навыков; формирования уверенного поведения; овладения приемами снятия симптомов стресса; формирования алгоритма борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Программа реализуется в форме тренинга-семинара и включает в себя пять блоков:

Блок 1. Роль стресса в формировании профессиональной деформации: информирование о профессиональных деформациях и стрессах, их видах, симптомах, причинах, последствиях; актуализация личного опыта переживания стресса; обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния стресса.

Блок 2. Коммуникативная компетентность: информирование о сторонах общения; о конфликтах, механизмах их возникновения, стратегиях поведения в конфликтах; осознание своих коммуникативных навыков, своего поведения в конфликтах; выработка навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтах.

Блок 3. Уверенное поведение: информирование об уверенном поведении: уверенность как чувство, как состояние, как свойство, источники уверенного и неуверенного поведения; осознание своей уверенности; формирование навыков уверенного поведения.

Блок 4. Развитие навыков саморегуляции: информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса; актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции; обучение основным приемам саморегуляции.

Блок 5. Тактики борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления: информирование о тактиках борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления: о стрессах в прошлом, настоящем, будущем; формирование алгоритма действий для борьбы со стрессом.

Апробация программы проводилась на базе БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» в период с сентября по октябрь 2011г. В апробации принимали участие специалисты по социальной работе – сотрудники центра.

Анализ самоотчетов участников программы, показал: они отмечают значимость проделанной работы, позитивный эмоциональный настрой и повышение навыков совладания со стрессами, практическое использование методов нейтрализации профессиональных стрессов.

Литература:

1. Асмаковец Е.С., Мельничкин С.П. Познавательная ситуация в решении проблемы психологической профилактики и коррекции профессиональной деформации личности социального работника // Социальная политика: современность и будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21 янв. 2010г. / Под общ.ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С.23-27.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

3. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. – 352с.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. – 256с.

Стрессоустойчивость входит в тройку самых популярных личных качеств, которыми люди описывают свои сильные стороны. Это логичный ответ на запросы общества, в котором стрессоустойчивость прочно связывается с благополучием, психическим и физическим здоровьем, успешными результатами труда. Почему обществу так важна стрессоустойчивость? Чему, собственно, мы хотим противостоять – что такое стресс? Как он может нам навредить? И, главное, что делать для того, чтобы развивать свою стрессоустойчивость? В этой статье психолог Анна Власенко расскажет вам о том, как повысить стрессоустойчивость и противостоять стрессу, специально для CogniFit .

Что такое стресс? Причины стресса

Человеку не обязательно попадать в чрезвычайные ситуации для того, чтобы получить стрессовую реакцию. Только на основании своих мыслей мы можем испытывать исключительно сильные эмоции и получать в ответ на них соответствующие реакции организма. Два шахматиста в процессе игры не подвержены никаким физическим нагрузкам, но могут испытывать эмоции, которые дают нагрузку, сравнимую с нагрузкой легкоатлетов на пике соревнований.

Физиологические реакции человека на стресс похожи на реакции, которые испытывают зебра или лев, убегающие от опасности, или, наоборот, догоняющие жертву, чтобы не умереть с голоду. Но для животных стресс – это краткосрочный кризис, после которого они или живут дальше, забыв о потрясении, или умирают.

Человек же, беспокоясь по множеству причин ежедневно, запускает те же самые физиологические реакции. То есть мы запускаем физиологическую систему, предназначенную для реакции на физические чрезвычайные ситуации, всего лишь беспокоясь о насущных делах и проблемах на работе и дома. Все эти трудности вроде ипотеки, отношений с начальником и соседкой, заливающей вас третий раз за месяц, — это стрессоры, выбивающие из состояния равновесия. А реакция на стресс – всё что делает наш организм, чтобы снова восстановить работу системы.

Интересно, что стрессором может быть даже простое ожидание какого-то события. Уже на основе ожидания мы включаем такую же сильную реакцию, как если бы событие реально происходило. Мысли о стрессе так же могут активировать нашу физиологическую систему. Организм демонстрирует на удивление похожий набор реакций на большой спектр различных стрессовых факторов. Если действие стрессоров продолжается слишком долго, это может привести к физическим заболеваниям.

Последствия стресса для организма

  • Физиологические

Мы привыкли к тому, что определённые проблемы внешней среды приводят к специфическим реакциям нашего организма на них. Например, мы совершенно по-разному реагируем на жару и холод. Но реакция на стресс всегда одинакова, с каким бы стрессором не встретился человек.

В первую очередь, организм начинает быстро высвобождать энергию из мест её хранения и прекращает её дальнейшее накопление. Глюкоза и самые простые формы жиров и белков направляются к мышцам, которые, по задумке природы, должны работать изо всех сил в стрессовой ситуации. Ускоряется сердечный ритм, повышается артериальное давление, учащается дыхание – это помогает перенести в мышцы как можно больше питательных веществ и кислорода. Всё, что не требует немедленной активации, откладывается на потом – угнетается пищеварительная и репродуктивная системы. Функции роста и регенерации тканей замедляются. Вместе с этими изменениями угнетается и иммунитет. Иммунная система , отслеживающая раковые клетки и выделяющая антитела, чтобы защитить нас от болезней, замедляет свое действие , чтобы использовать энергию для более насущных во время стресса задач.

  • Когнитивные

В состоянии стресса наблюдаются нейробиохимические изменения в структурах головного мозга, которые мешают работе фронтальной коры и выполнению ею когнитивной функции. Снижается ёмкость оперативной памяти , сужается поле внимания , снижается способность сосредоточиться на отдельной проблеме. Изменения гормонального фона приводят к нарушениям в процессе воспроизведения информации.

  • Психологические

Стрессовые ситуации вызывают самые разнообразные эмоциональные реакции – от лёгкого возбуждения до депрессии. Наиболее часто встречающейся реакцией на стрессор являются страх и тревога. Способность преодолеть страх и сохранить самообладание часто связано с какой-то сверхцелью или сверхзадачей, которую преследует человек, оказавшийся в стрессовой ситуации.

Ещё одна распространенная реакция на стресс – гнев . Если стрессовые условия сохраняются и личности не удается преодолеть их, то переживание неприятных, неконтролируемых событий может привести к апатии и депрессии. У некоторых людей развивается приобретённая беспомощность – отстранённость и бездействие в ответ на неконтролируемые события.

От чего зависит стрессоустойчивость?

Возможно, вы замечали, что некоторые люди реагируют на травматические ситуации более легко и хладнокровно, чем другие. Они могут быть более усталыми, более подавленными, чем обычно, но затем достаточно быстро восстанавливаются и приводят свое состояние в привычное русло. Другие же, оказавшись в похожих ситуациях, переживают более глубокие эмоции и восстанавливаются на порядок дольше. От чего это зависит?

  • Генетическая предрасположенность

Есть предположения, что разницу реакций даёт ген 5-НТТ. Белок, закодированный этим геном, транспортирует серотонин в различные отделы мозга . Если у человека длинная форма этого гена, он более устойчив к стрессу. Люди с короткой формой 5-НТТ имеют риск более интенсивной негативной реакции на какую-либо травму. Интересно, что они также могут испытывать трудности с управлением эмоциями и, как следствие, менее успешно социализированы.

  • Коронарный тип личности (тип личности А)

Термин А-тип придумали в начале 1960-х годов двое кардиологов, Мейер Фридман и Рэй Розерман, для описания набора свойств личности, которые влияют на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний. В результате многочисленных исследований, ключевым в перечне этих свойств является «недружелюбие». Недружелюбным в ключе этой теории считают того, кто легко выходит из себя по пустякам и возмущается из-за инцидентов, которые другие сочли бы не столь значимыми. Соответственно, в ситуации, которая мало взволновала бы других, стрессовые реакции личности типа А ускоряются до предела, и сердечно-сосудистая система быстрее изнашивается.

  • Свойства нервной системы

Разный тип нервной системы делает нас более или менее устойчивыми к серьёзному психоэмоциональному напряжению. Люди с сильным типом нервной системы, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов лучше справляются со стрессом. Тем же, кто обладает слабым типом нервной системы, необходимо больше внимания уделять пополнению энергетических ресурсов своего организма.

  • Жизненный стиль человека

От образа жизни, темперамента, личности во многом зависит, как мы воспринимаем неоднозначные обстоятельства: видим в них, в первую очередь, хорошее или плохое, обращаемся за социальной поддержкой или нет, активно действуем или становимся более пассивными, принимаем ситуацию или нет. Стрессоустойчивость зависит от мотивации и установок личности, гендера, самооценки и индивидуального стиля деятельности человека.

Как повлиять на стрессоустойчивость

Как повысить стрессоустойчивость? Реакция на стресс имеет свойство меняться. Например, у людей типа А психотерапия может изменить не только поведение, но и уровень холестерина, и снизить риск инфаркта независимо от изменений в диете или других физиологических регуляторов содержания холестерина в крови.

Далее мы рассмотрим некоторые адаптивные стратегии противостояния стрессу , которые могут помочь в преодолении стресса.


Арутюнян, А. А. Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы / А. А. Арутюнян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33099/ (дата обращения: 27.05.2021).

В статье представлен эмпирический опыт разработки программы тренинга по теме «Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы». Автор излагает цели, задачи, концептуальные положения и структуру тренинга, представляет результаты диагностики по результатом апробации тренинговых занятий.

Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.

Стресс снимает только работа.

Если есть любимое дело, нет стресса.

Профессиональная деятельность работников социальных служб требует высокого профессионализма кадров, позволяющего выполнять множество функций, который является результатом его самореализации в ходе процесса профессионального становления. Стрессоустойчивость сотрудников социальных учреждений мало изучена. Труд социальных работников относится к тем видам деятельности, особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых — стрессоустойчивость. С одной стороны, сотрудник социальной службы вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности и это требует от него проявления стрессоустойчивости, а с другой — развитию стрессоустойчивости в профессиональной деятельности уделяется недостаточное внимание.

Цель исследования заключается в развитии стрессоустойчивости у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01. «Социальная работа».

Главной задачей исследования является разработка тренинговой программы, направленной на повышение уровня стрессоустойчивости у обучающихся.

Мы считаем, что с помощью программы можно значительно повысить уровень стрессоустойчивости у будущих социальных работников в процессе обучения по профессиональной образовательной программе в колледже.

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отличают такие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, адекватная самооценка и др. В число важнейших личностных характеристик представляется необходимым включить также и стрессоустойчивость. По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна для сохранения своего психического здоровья.

Стрессоустойчивость другими словами — это способность противостоять стрессу. Для этого социальному работнику нужны такие качества как умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость и самоконтроль, физическая тренированность.

Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены прежде всего спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента). Условно можно выделить два типа «трудных» клиентов. Первый тип «трудного» клиента — это тип асоциальной агрессивной личности, взрывной и импульсивный. Эти люди не удовлетворены размером денежного содержания и не располагают социально приемлемыми средствами разрешения этого вопроса.

Второй тип «трудного» клиента — это астеничные, депрессивные люди, неудовлетворенные размером своей пенсии или пособия, и по-своему настойчиво добивающиеся его пересмотра. В отличие от клиентов первого типа они действительно не понимают, почему им выплачивается меньшая сумма, чем кому-то из их знакомых. Объяснить это бывает крайне непросто в силу обидчивости, мнительности и подозрительности людей такого типа. Выделенные типы клиентов, по нашему мнению, наиболее травмируют психическое здоровье социального работника.

Сотрудники социальных служб в состоянии стресса склонны проявлять поведение неадекватной ситуации, с потерей самоконтроля и резкими, аффективными формами реакции на ситуацию. А поскольку на такое поведение накладывается запрет стандартами их работы и отреагирование эмоций невозможно, то можно говорить о наличии тенденции формирования затяжного стресса (дистресса).

Для того, чтобы будущие социальные работники умели противостоять стрессу, мы разработали программу, направленную на повышение стрессоустойчивости студентов 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа». В программе тренинга учувствовало 25 человек в возрасте 17 — 20 лет. Из них 3 мужчины и 22 женщины.

Программа рассчитана на три месяца. Включат в себя 12 занятий продолжительностью 30-40 минут. Тренинговые занятия проводились 1-2 раза в неделю.

Модель программы, содержит следующие компоненты:

  1. Диагностический компонент: определение уровня стрессоустойчивости, у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа».
  2. Деятельностный компонент: подготовка и проведение тренинговых занятий.
  3. Оценочный компонент: рефлексия.

Для выявления стрессоустойчивости обучающихся использовались следующие методики:

  1. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Томаса Холмса и Ричарда Райха. Мы определяли уровень стрессоустойчивости.

По результатам диагностики (рис. 1) можно сделать выводы, что 17 из 25 испытуемых — имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Об этом свидетельствует низкий уровень их поведенческой регуляции, а также низкий уровень развития мотивации достижений. В целом, для этих подростков были характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность. Это свидетельствовало о недостаточном развитии всех компонентов стрессоустойчивости.


Рис. 1. Результат первичной диагностики

(тест на самооценку стрессоустойчивости личности)

  1. Тест на оценку степени стрессоустойчивости.

В результате анализа данных (рис. 2) было выявлено, что 10 человек из 22 набрали от 70 %, что говорит о низкой стрессоустойчивости и только у 30 % стрессоустойчивость чуть ниже среднего. Крайние позиции данного теста затронуты не были, следовательно, испытуемые хотя бы раз в жизни испытывали стресс, но данное переживание не достигло болезненного уровня.


Рис. 2 Результаты первичной диагностики

(тест на оценку степени стрессоустойчивости)

Нами была сконструирована тренинговая программа и ее предполагаемый результат, выражающийся в повышении уровня стрессоустойчивости у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа» на 5-15 % за три месяца.

Этап реализации включает в себя четыре подэтапа:

 Первый: содержит 3 занятия.

 Второй: содержит 2 занятия.

 Третий: содержит 4 занятия.

 Четвертый: содержит2 занятия, а также заключительное занятие.

Таким образом, программа содержит 12 занятий.

 разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);

 основное содержание занятия (упражнения, игры, помогающие усвоить главную тему);

На этапе рефлексии мы произвели оценку эффективности реализации программы. Предполагаемый результат: определение эффективности реализации программы; анализ результатов деятельности.

С целью изучения динамики стрессоустойчивости испытуемых мы провели повторное обследование.

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Анализ результатов показал (рис. 3): 8 человек набрали 25-28 баллов, что говорит о высоком уровне стрессоустойчивости; 3 человека (30 баллов) — выше среднего уровня стрессоустойчивости; 5 человек (23-37 баллов) — чуть выше среднего уровня стрессоустойчивости.


Рис. 3. Результаты повторной диагностики

(тест на самооценку стрессоустойчивости личности)

Результаты повторной диагностике по методике «Тест на оценку степени стрессоустойчивости» представлены на рисунке 4.


Рис. 4. Результаты повторной диагностики

(тест на оценку степени стрессоустойчивости)

В целом можно сделать вывод, что общая стрессоустойчивость у испытуемых повысилась на 7 %.

Мнения участников программы о тренинге положительное. Выявлена положительная динамика в настроении участников тренинга после встреч в рамках программы. Большинство участников отметило повышение групповой сплоченности, улучшение климата внутри коллектива. В процессе занятия царила теплая, дружеская атмосфера. Участники программы, освоив упражнения повышения стрессоустойчивости, охотно выполняют их самостоятельно в домашних условиях.

По итогам тренинга были сформулировали предложения по внедрению тренинговой программы в содержание общепрофессиональной дисциплины «Основы педагогики и психологии». Получив положительную рецензию, разработанная тренинговая программа будет включена в учебный план подготовки специалистов со следующего года. Так же мы можем рекомендовать программу для повышения квалификации социальных работников и решения проблем профессионального выгорания.

Жизнь современного человека невозможна без стрессов, она постоянно связана со стрессовыми ситуациями: пробка на дороге. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий. Под воздействием стресса человек подвержен инфекциям, депрессиям, несчастным случаям, простудам, сердечным приступам и даже онкологическим заболеваниям. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов.

Читайте также: