Как принять на работу врача ординатора

Опубликовано: 16.05.2024

Врач-ординатор осуществляет трудовую деятельность в поликлинике. Работник имеет высшее медицинское образование, в данный момент обучается в ординатуре. Опыта работы не имеет. Соответствует ли его наименование требованиям законодательства? Вправе ли он занимать указанную должность? Какова продолжительность его рабочего времени?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Ни Номенклатура должностей, ни ЕКС не содержат наименования должности "врач-ординатор". Лицо, имеющее высшее медицинское образование и обучающееся в ординатуре, не имеет право осуществлять деятельность по должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).

Нарушение установленных законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, является основанием для прекращения трудового договора (п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ).

До тех пор, пока работник занимает должность врача, с которой связано предоставление льгот и компенсаций, они должны быть ему предоставлены. Соответственно, если на данный момент работа и профиль подразделения, в котором он работает, подходят под какую-либо из категорий, поименованных в Постановлении, то ему должна быть предоставлена сокращенная продолжительность рабочего времени менее 39 часов. Если же выполняемая сотрудником работа и профиль подразделения, в котором он работает, не подходят ни под одну из категорий, перечисленных в Постановлении, работодателю следует установить ему 39-часовую рабочую неделю.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н был утвержден раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - ЕКС). Кроме того, приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н была утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников (далее - Номенклатура должностей). Однако ни Номенклатура должностей, ни ЕКС не содержат наименования должности "врач-ординатор"*(1).

В свою очередь, в Номенклатуре должностей поименована должность "врач-стажер". В п. 2 Общих положений ЕКС разъясняется, что в случае, когда врач-специалист имеет перерыв в работе по специальности 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста, и получения сертификата по соответствующей специальности. В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством врача-специалиста, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия. Как видно, врачами-стажерами могут работать только лица, которые ранее были врачами-специалистами по аналогичной или другой специальности, то есть имеют сертификат.

При этом также необходимо учитывать, что Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" утверждены приказом Минздрава РФ от 08.10.2015 N 707н, общим для всех специальностей является требование о подготовке в ординатуре (либо интернатуре) по соответствующей специальности. Аналогичные требования установлены для должности врача-специалиста в ЕКС. Таким образом, гражданину необходимо получить документ, подтверждающий получение им высшего образования по программе ординатуры.

Как видно из вопроса, сотрудник не имеет опыта работы, соответственно, продолжая обучаться в ординатуре, не вправе осуществлять самостоятельную медицинскую деятельность в качестве врача-стажера либо врача-специалиста, если у него нет соответствующего сертификата специалиста, дающего право на самостоятельное ведение такой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 323-ФЗ)*(2).

В связи с этим обращаем Ваше внимание, что нарушение установленных законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, является основанием для прекращения трудового договора (п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ). Трудовой договор в такой ситуации подлежит прекращению, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть вторая ст. 84 ТК РФ).

Вместе с тем вплоть до прекращения трудового договора работнику должны предоставляться все гарантии, предусмотренные по занимаемой им должности. Согласно части первой ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 (далее - Постановление) определена еще более короткая продолжительность рабочего времени в отношении тех медицинских работников, чьи должности и (или) специальности определены в этом постановлении.

Так, медицинским работникам, чьи должности (специальности) поименованы в Постановлении, работодатель обязан установить сокращенную продолжительность рабочего времени в зависимости от должности или специальности:

- 36 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 1;

- 33 часа в неделю - по перечню согласно приложению N 2;

- 30 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 3;

- 24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

Для отнесения конкретного специалиста к тому или иному перечню необходимо совпадение одновременно трех условий, указанных в перечне: профиль учреждения (отделения, кабинета), должность (специальность) работника*(3) и характер выполняемой им работы.

Если же выполняемая сотрудником работа и профиль подразделения, в котором он работает, не подходят ни под одну из категорий, перечисленных в Постановлении, работодателю следует установить ему 39-часовую рабочую неделю.

Согласно ч. 5 ст. 69 Закона N 323-ФЗ, лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.06.2016 N 419н, далее - Порядок). Как указано в п. 3 Порядка, лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки), соответствующей требованиям к образованию, установленным п.п. 4-6 Порядка, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

22 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) В силу п. 4 Примечаний к Номенклатуре наименование должности врача может формироваться с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей (например, "врач-терапевт"). В соответствии с примечанием (**) к разделу ЕКС в отношении должностей врачей-специалистов, по которым данным разделом ЕКС не предусмотрены отдельные квалификационные характеристики, применяется квалификационная характеристика по должности "врач-специалист".

*(2) Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2016 года вступила в силу ч. 1 ст. 69 Закона N 323-ФЗ, согласно которой одним из обязательных условий допуска к осуществлению медицинской деятельности в Российской Федерации является наличие у соискателя свидетельства об аккредитации специалиста. Система аккредитации специалистов по своей сути призвана заменить систему сертификации. Однако, как указано в ч. 1.1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется поэтапно с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Этапы и сроки такого перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации, определены приказом Минздрава России от 25.02.2016 N 127н. В письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 разъяснено, что с учетом этапности перехода к системе аккредитации специалистов сертификаты специалистов будут выдаваться лицам до 1 января 2021 года включительно, а соответственно, право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным сертификатам будет пролонгировано до 1 января 2026 года. Таким образом, право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности в настоящее время может быть подтверждено либо сертификатом специалиста, либо свидетельством об аккредитации специалиста.

*(3) Отметим, что в перечнях часто нет детализации по должностям медицинских работников и указаны лишь обобщенные названия (врач, средний, младший медицинский персонал). Поэтому при установлении продолжительности рабочего времени конкретного медицинского работника работодателю необходимо искать в перечнях в том числе и обобщенное название группы медицинских специалистов, к которой относится этот работник.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Как подготовить ординаторов в ответ на современные вызовы высшему образованию?

Общественное здоровье и здравоохранение имеет основополагающее значение для социума и экономики во всем мире. Требования к выпускникам организаций, ведущих подготовку ординаторов, меняются – со стороны как государства и работодателей, так и населения. Во всем мире наблюдается тенденция к эмиграции специалистов в области здравоохранения в более экономически развитые страны. Задача российских организаций, ведущих образовательную деятельность, подготовить не трудовых эмигрантов, но достаточно конкурентоспособных специалистов в сфере общественного здоровья и здравоохранения. Как? Об этом в интервью с начальником отдела аспирантуры и ординатуры НИИОЗММ ДЗМ Аллой Федуловой.

– В настоящее время российская система здравоохранения в связи с пандемией короновируса ощутила острую нехватку кадров. Встал вопрос об обеспечении качественной подготовки квалифицированных кадров в сфере общественного здоровья и здравоохранения. Своевременным решением НИИОЗММ ДЗМ стало открытие с 1 июля 2020 года приема ординаторов на обучение по программе «Организация здравоохранения и общественного здоровья».

В чем особенность обучения по программе «Организация здравоохранения и общественного здоровья» в НИИОЗММ ДЗМ?

– Важно отметить, что из числа организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы, только НИИОЗММ ДЗМ готовит специалистов по этой специальности. Департамент здравоохранения г. Москвы выделил НИИОЗММ ДЗМ 20 целевых мест, дополнительно НИИОЗММ ДЗМ предполагает пригласить желающих на 10 мест по договорам об оказании платных образовательных услуг. Учитывая сложную финансовую ситуацию россиян, цена обучения в ординатуре НИИОЗММ ДЗМ ниже, чем предлагает большинство образовательных организаций и составляет 162 816 рублей за год, предоставляется возможность оплаты по полугодиям.

В соответствии с нормативными правовыми документами мы приглашаем выпускников, получивших образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология». Возможно поступление лиц, завершивших образование до 31 июля 2017 г., получивших высшее образование – специалитет по специальности «Сестринское дело», но также (и это обязательно!) имеющих диплом интернатуры/ординатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью». Могут поступать и те, кто закончили специалитет по специальности «Медицинская кибернетика». На места об оказании платных образовательных услуг могут претендовать все желающие, имеющие вышеуказанное образование и прошедшие вступительное испытание на территории НИИОЗММ ДЗМ (Шарикоподшипниковская ул., д. 9). Сейчас на сайте указаны предварительные сроки с 3 по 7 августа 2020 года, которые позже будут уточнены.

Как поступить?

Что дает это образование?

– Получение образования по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» открывает дополнительные возможности в вертикальном построении карьеры. Выпускники в соответствии с профессиональным стандартом могут занимать такие должности, как: главный врач (начальник) медицинской организации; заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-статистик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-методист. И, безусловно, полученные знания помогут владельцам учреждений здравоохранения.

Современные вызовы специалистам по программам подготовки кадров высшей квалификации подразумевают ответы в структуре и содержании основных образовательных профессиональных программ. Каковы основные мировые запросы к подготовке выпускников и ответы, которые НИИОЗММ ДЗМ предлагает в своей образовательной программе?

– Технологические достижения второго десятилетия XXI века оказывают существенные изменения на структуру существующих рабочих мест в здравоохранении и методы работы врачей и ученых. Некоторые рабочие места, возможно, исчезнут в принципе, и специалисты будут полностью заменены роботизированными помощниками, консультирующими в автоматическом режиме онлайн пациентов, обращающихся с проблемами, не требующими неоднозначных решений в постановке диагноза и назначении соответствующего лечения. В мире уже функционируют полностью виртуальные клиники, обслуживающие пациентов при помощи телемедицины. Разработаны и используются различные онлайн- и мобильные приложения, помогающие диагностировать, лечить пациентов, осуществлять профилактику и мониторинг заболеваний. 3D- и биопечать позволяют создавать не только необходимые человеческие органы, но и возводить больницы в кратчайшие сроки. Развивается искусственный интеллект, геномика и протеомика влияют на повседневную работу в сфере здравоохранения. Однако новейшие технологические разработки позволят создать другие рабочие места качественно более высокого уровня. Запросы к компетенциям медицинских работников со стороны работодателей в ближайшей перспективе будут содержать требования к умению производить когнитивные вычисления, работать с big data, пользоваться совместимыми электронными медицинскими картами и Iota, соблюдать требования защиты от киберрисков.

Научно-исследовательский институт, каким является НИИОЗММ ДЗМ, имеет большие преимущества по сравнению с Вузами именно в этой части подготовки специалистов, поскольку готовит выпускников непосредственно на интеллектуальных площадках, где разрабатываются научные концепции и определяются пути разрешения большинства проблем здравоохранения. Это обуславливает уникальность получаемого образования. Даже дисциплины, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Организация здоровья и общественного здравоохранения», такие, как «Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций» и «Эпидемиология», обновлены по содержанию и будут читаться доктором медицинских наук, имеющим опыт работы в Мичиганском университете нанотехнологии, медицины и биологических наук; Национальном институте аллергии и инфекционных заболеваний; Национальных институтах здоровья, Бетезда, штат Мэриленд, США; консультирующим в настоящее время правительственные компании и частные лица в области онкологии, иммунологии, вакцинации, молекулярной биологии, вирусных инфекций, ВИЧ, публикующимся в ведущих журналах мирового уровня.

В нашу программу подготовки кадров высшей квалификации включен курс «Цифровое здравоохранение», содержание которого нацелено на формирование компетенций, связанных с разработкой и использованием современных технологий, обеспечением тесного взаимодействия двух субъектов – производителя услуг (медицинская организация) и потребителя услуг (пациент) в форме обратной связи. Будет вести данный курс доктор медицинских наук, профессор и руководитель из медицинской организации, имеющий богатый опыт внедрения телемединцинских технологий, инновационных продуктов на различных технологических платформах, интегрированных в единое информационное медицинское пространство.

Медицинские организации становятся многопрофильными, направленными на оказание лечебной, профилактической, диагностической, стационарной медицинской помощи населению. Их цель – оказание в составе одного учреждения всего спектра медицинских услуг (хирургических, терапевтических, травматологических и т.д.). Управление такого рода организациями имеет свою специфику, поэтому в наши образовательные программы включен курс для ординаторов: «Управление многопрофильной клиникой» с приглашением руководителей многопрофильных клиник, делящихся своим опытом.

Технологические достижения, с одной стороны, уменьшают потребность в наличии у обучающихся в сфере здравоохранения физических и простых когнитивных компетенций, но, с другой стороны, формируют спрос на soft skills («мягкие навыки»), такие как общение, социальные и эмоциональные, высшие когнитивные навыки. Меняется отношение между пациентом и работником здравоохранения. Работник здравоохранения в настоящее время выступает в роли «партнера» по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний и стремлению вылечиться со стороны пациента.

К сожалению, некоторые медицинские работники не учитывают необходимость наличия подобного рода компетенций для успешного ведения своей профессиональной деятельности. На Интернет-сайтах, содержащих отзывы о профессионализме медицинских работников, можно встретить значительное количество высказываний о «неумении слушать и слышать пациента», «грубость и пренебрежительное отношение», «нежелание доступно разъяснять суть диагноза, назначенного лечения» и т.п. Такого рода профессиональные недостатки сейчас являются ограничением в поле профессиональной деятельности, когда пациент имеет возможность выбрать, к какому специалисту обратиться за помощью, даже в государственных организациях. Наши образовательные программы для ординаторов предусматривают актуальный курс «Профессиональное общение медицинского работника». Вести этот курс будет доктор медицинских наук, профессор, руководитель из медицинской организации, имеющий большой практический опыт обучения своих сотрудниках технологиям профессионального общения.

В мае 2018 года вышел Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором говорится, что необходимо увеличить экспорт медицинских услуг до 1 млрд долларов в вышеуказанный период.

– Да, и Минздрав России реализует комплекс мер, направленных на увеличение количества иностранных граждан, прибывающих на территорию России с целью получения медицинских услуг в медицинских организациях всех форм собственности. Уровень оказания медицинской помощи в российских федеральных медицинских организациях сопоставим с уровнем ведущих европейских, американских и азиатских медицинских клиник, при этом существует ряд конкурентных преимуществ лечения на территории Российской Федерации, например, привлекательная стоимость оказания медицинской помощи, высокий уровень оснащенности федеральных медицинских организаций и применение самых современных методов лечения. Все это предопределяет спрос на специалистов, которые могли бы наладить экспорт медицинских услуг в своих организациях, поэтому в нашу образовательную программу включен курс «Экспорт медицинских услуг», который ведет доктор медицинских наук, защитивший докторскую по этой тематике и имеющий практический опыт работы в медицинском туризме. Необходимо отметить, что лектор – один из уникальных специалистов в этой сфере. В принципе ученых, которые начали активно развивать это направление в нашей стране, можно пересчитать по пальцам на одной руке.

Какие еще актуальные направления обучения есть в НИИОЗММ ДЗМ?

– Стоит обратить внимание на тот факт, что, по прогнозам демографов, ожидаемая численность населения в мире в возрасте старше 60 лет удвоится и достигнет 2,1 млрд, а в возрасте 80 лет и старше численность населения вырастет еще быстрее и достигнет 425 миллионов к 2050 году. Увеличение продолжительности жизни в более старшем возрасте привело даже к появлению термина «люди третьего возраста», чтобы психологически облегчить их самовосприятие в современном обществе, поскольку они еще достаточно молоды, чтобы ощущать себя стариками. Долгожительство не всегда предполагает сохранность здоровья, поэтому эта категория населения требует обеспечения медицинского ухода на дому, что создает дополнительную нагрузку на национальные системы здравоохранения. Если раньше эти функции по уходу за пожилыми могли взять на себя более молодые родственники, то в настоящее время малодетный тип семьи и раздельное проживание с пожилыми ограничивают доступность подобной помощи.

Согласно статистическим данным, более 50 % пожилых людей в мире не имеют возможности получить долгосрочный медицинский уход: не хватает квалификации медперсонала и его численности. Проблема усугубляется ростом числа заболеваний среди людей старшего возраста. Самые распространенные заболевания: диабет, ожирение, артрит, онкология, деменция. Ожидается, что к 2050 году число людей, страдающих деменцией, вырастет втрое и превысит 130 миллионов. В связи с этой ситуацией необходимо подготовить специалистов для помощи пожилым людям сохранить здоровье и облегчить существование, имеющим заболевания. Для подготовки молодых исследователей, изучающих данную проблему с позиций здравоохранения мы предлагаем курс «Технологии здорового старения». При этом нельзя забывать и о работающем населении, которое помогает экономически поддерживать людей старшего возраста. В связи с этим обучающимся предлагается факультатив «Профессиональное здоровье трудоспособного населения», который ведет доктор медицинских наук с большим опытом в данной области.

Какое место в образовательной программе занимает практика?

– Значительное. Мы предлагаем ординаторам три ее вида: производственную (клиническую) практику, организационно-управленческую практику и педагогическую. Все виды практик проходят в самых инновационных организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы.

Участвуют ли в программе преподаватели из других стран?

– Национальные системы здравоохранения не могут успешно функционировать обособленно от мировых научных исследований и практических наработок. Образовательные программы, разработанные НИИОЗММ ДЗМ, включают сотрудничество с учеными и практиками разных стран (США, Германии, Дании, Италии и др.), среди которых – ведущие профессора, научные руководители организаций здравоохранения различного уровня. Сотрудничество с нами интересно профессору Йельского университета, научным сотрудникам Чикагского университета, профессорам университета Флоренции, практикующим врачам Пармского госпиталя и миланского госпиталя Сан-Раффаэле. Мы постоянно расширяем свои международные контакты и сейчас ведем переговоры с рядом университетов Бельгии, Финляндии, Великобритании. Лекции зарубежных ученых сопровождаются переводом на русский язык, поскольку практический языковой уровень большинства обучающихся, к сожалению, не позволяет воспринимать полный объем информации на иностранном языке. Возможно в ближайшее время будем предлагать дополнительную возможность освоения профессионального медицинского иностранного языка по проблематике «Общественного здоровья и здравоохранения» в качестве факультатива.

В нынешних условиях важна возможность дистанционного обучения, она реализована?

– 15 мая 2020 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 957354-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». НИИОЗММ ДЗМ еще до пандемии короновируса стал вести стопроцентную запись видеолекций преподавателей для размещения в электронной информационной образовательной среде в помощь обучающимся. Сейчас мы готовим альтернативную версию образовательной программы в формате дистанционного обучения, которую внедрим, как только будет определена законодательная база.

Современная подготовка специалистов в сфере общественного здоровья и здравоохранения должна претерпеть трансформационные изменения. Она предназначена формировать компетенции для успешного трудоустройства выпускников; сделать их транспрофессионалами, использующими научные достижения смежных областей; научить их исследовать проблемы динамики народонаселения, глобализационные изменения, учитывать технологические, социальные факторы, влияющие на оказание медицинских услуг в текущей ситуации и в перспективе; налаживать конструктивное взаимодействие для решения проблем в сфере здравоохранения с правительством, работодателями, коллегами и пациентами.

НИИОЗММ ДЗМ понимает необходимость не только обучения основам организации здравоохранения и общественного здоровья» выпускников вузов, но и населения в целом. Поэтому в ближайшее время мы начнем выкладывать на сайт видеолекции докторов медицинских наук, практиков с области общественного здоровья и здравоохранения (иностранные видеолекции будут сопровождаться переводом). Откроет цикл лекций видеолекция доктора медицинских наук Майкла Джона Малвани, профессора кафедры биомедицины Орхусского университета (Дания), в которой он поделится опытом преодоления проблем высшего образования в разных странах. Приглашаем всех желающих расширять свои профессиональные и познавательные компетенции вместе с НИИОЗММ ДЗМ.

Недавно вышедший Приказ Минздрава России от 15. 06. 2017 N 328н, касающийся новых квалификационных требований к врачам, уже наделал много шума за столь короткий промежуток времени, породив собой еще больше проблем, чем, по всей видимости, призван был решить.

Последствия не заставили себя долго ждать, множество врачей-стоматологов радостно побежали со своими дипломами и свидетельствами аккредитации устраиваться в стоматологические клиники, будучи уверенные, что многолетняя, весьма спорная и поэтому довольно многострадальная реформа здравоохранения, в т. . в части медицинского образования, вдруг неожиданно обошла их стороной.

То, на что не обратил или не захотел обращать внимание врач, оказалось не совсем понятно специалистам кадрового производства, т. . у многих из них существует укоренившееся на протяжении долгих лет практики понимание оснований возникновения трудовых отношений.

В ст. 16 определен исчерпывающий перечень оснований, когда могут возникать трудовые отношения и в каком порядке, с раскрытием смысла каждого из оснований в последующих статьях, подробно цитировать все статьи смысла нет, остановим свое внимание на самых важных аспектах:

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно)

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, многие считают правомерным в настоящее время прием на работу врачей-стоматологов, получивших высшее образование после 1 января 2016 года без ординатуры только при одновременном соблюдении двух условий:

1. Наличие у них свидетельства об аккредитации.
2. При приеме на работу посредством ЗАМЕЩЕНИЯ соответствующей должности врача-стоматолога, которое, в свою очередь, имеет место в двух случаях:

А. В результате избрания по конкурсу (ст. 18 ТК), при этом в мед. организации должны быть разработаны соответствующие документы о порядке такого приема и перечне соответствующих должностей (данное положение более актуально для государственной службы).

Б. При временном замещении отсутствующего работника (больничный, отпуск, декрет) – замещение в таком случае подразумевает временный характер пребывания нанятого работника на занимаемой должности с сохранением основного места работы за отсутствующим работником.

Возможно, существуют определенные коллизионные техники, которые позволяют решить данную проблему, однако, не стоит забывать, что сам факт наличия подобных коллизий смог вызвать множество проблем с применением приказа уже через пару недель после его вступления в силу.

Закон, как впрочем и подзаконный нормативный акт, должен быть понятен не только юристам-профессионалам, но и рядовым гражданам, особенно в тех случаях, когда он напрямую затрагивает их интересы.

Можно ли работать врачом без ординатуры

Здравствуйте, не могли бы вы мне ответить. Упраздняется ли ординатура в мед вузах? Можно ли, сразу после окончания вуза пойти работать?

Спасибо за ответ.

Ответы Юристов Наталья Трунова

Здравствуйте. Согласно государственным стандартам образования выпускник высшего учебного заведения медицинского профиля должен быть полностью готов к работе в сфере здравоохранения. А потому такая форма получения образования как интернатура полностью упраздняется.

Некоторые медицинские специальности с этого года не требуют интернатуры, по мнению властей, достаточно будет двухлетнего ординаторского обучения. Но чтобы для студента была доступна ординатура, ему потребуется в течение 3 – х лет в структуре здравоохранения.

Когда трудовой стаж подойдет к концу, подают заявление и другие документы в ординатуру.
Несколько особенностей образования, полученного в ординатуре:

Студентам, получившим медобразование в ВУЗах нашей страны, предоставляется возможность зарекомендовать себя как будущего врача в отборочном туре. Если будущий медработник окажется на низкой ступени квалификации, в ординатуру он не допускается.

Успешно сдавшие экзаменационные испытания зачисляются в ординатуру. Наверное, хорошо, что на предварительном отборе экзаменаторы поступают жестко и безоговорочно. Ведь медицина не терпит неточностей, недоученности, поскольку люди доверяют свою жизнь и свое здоровье доктору, который просто не имеет морального и этического права ошибаться в диагнозах и т. .

К обучению допускаются молодые специалисты, отлично выполнившие экзаменационные задания и прошедшие собеседования с представителями медицины высшего уровня (профессора и доктора наук).

Отдельные узконаправленные специальности потребуют всего года ординаторского обучения. Студенту с медицинским профилем предстоит в этот срок пройти практику, получить ценнейший опыт, попробоваться в роли профессионального медика.

Выпускники медицинских ВУЗов 2017 – го года должны обладать обширными и глубокими познаниями по профилю. Лояльности на экзаменах ждать не придется. Правда, находятся скептики, что утверждают, будто жесткость только сократит людей, готовых заниматься медицинским делом, врачей станет не хватать.

Однако, только время покажет, правы ли они.

С нового года вводится модульное обучение медперсонала. Станет больше практики. Такие сложные специалисты, как: нейрохирурги, пластические специалисты, кардиохирурги будут заниматься в ординатуре 5 лет.

Будущие врачи станут готовиться на конкретные рабочие места, учитываю потребности населения. Значение теперь имеет и то, где будет находиться работа готовящегося специалиста, а также, в каких именно врачебных специализациях нуждается тот или иной регион. Дополнительные места в ординатуре с нового года не предусмотрены.

Сколько лет ординатура в 2017 году, зависит от медицинской профессиональной направленности. Но в общем, это год практического обучения.
Исходя из изложенного, ординатура в вузах не упразднена.

Можно ли принять ординатора на должность врача

Соискатель с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием, как оконченным, так и незавершенным, без сертификата специалиста может быть допущен к работе на должностях среднегомедицинского (фармацевтического) персонала (ч.
5 ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Вопрос: Врач-ординатор осуществляет трудовую деятельность в поликлинике

Вправе ли он занимать указанную должность? Какова продолжительность его рабочего времени?

Имеет ли право ординатор 2 года работать официально

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 4. Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинскойИз за такого графика я и на работу другую не могу устроиться, тк просто некуда вставлять часы. Разговаривала несколько раз, просила, нет и все. Есть ли какие то документы, подтверждающие, что человеку на очной дневной форме обучения не могут ставить на совместительстве каждый день с утра по 5 часов?Внешний. Когда работает на разных организациях и выполняет схожие работы.

К примеру, бухгалтер работает одновременно на двух предприятиях, то есть его рабочие места не взаимосвязаны. Конечно, при внешнем виде трудоустройство несколько затрудняется, к тому же могут возникнуть некоторые затруднения при получении выплат. И какой объем работы я могу выполнять на 0, 5 ставки или на 1, 0?

Вопрос №792222 от 22. 04. 2014 21:52 / Оренбург Ответ от 22. 04. 2014 22:31 смотрите закон об основах охраны здоровья граждан в рф — там четкое условие для работы врачом образование + сертификат кадры больницы вас не допустят к проффессии штрафы платить ни кто не будет да и могут больницу лишить лицензии.

Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н). Сертификат специалиста имеет срок действия, поэтому при приеме на работу медицинского работниканеобходимо обращать внимание на его годность (ч. 2 ст.

В частности, врачи и провизоры имеют рекомендуемый минимальный размер оклада, равный 3560 руб. Что касается учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения субъекта РФ, размеры окладов утверждаются нормативными актами данного субъекта. Далее отметим, что в соответствии со ст.

Аналогичным образом п. В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством врача-специалиста, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия. Как видно, врачами-стажерами могут работать только лица, которые ранее были врачами-специалистами по аналогичной или другой специальности, то есть имеют сертификат.

Можно ли принять ординатора 2 года обучения по внешнему совместительству на должность врача

На должность врача, лицо обучающееся в ординатуре принять нельзя, так как при приеме на работу медики, как и все другие сотрудники, представляют в организацию документы в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ. При этом предъявление документов о наличии соответствующего медицинского образования является обязательным условием приема на работу. Это объясняется тем, что право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью, а значит, и быть принятым на должность медицинского работника имеют только те граждане, которые получили специальное образование и сертификат специалиста.

Заниматься фармацевтической деятельностью вправе граждане, имеющие высшее или среднее фармацевтическое образование российского стандарта и сертификат специалиста. Кроме того, такая возможность есть у лиц, имеющих право заниматься медицинской деятельностью и получивших дополнительное профобразование в части розничной торговли лекарствами, при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций: амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах общей врачебной практики. При этом указанные подразделения должны отвечать сразу двум требованиям:Сертификат специалиста представляет собой документ, который подтверждает право сотрудника на занятие медицинской деятельностью по соответствующему направлению (специальности). Перечень специальностей в сфере здравоохранения закреплен законодательно.

Это объясняется тем, что право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью, а значит, и бытьпринятым на должность медицинского работника имеют только те граждане, которые получили специальное образование и сертификат специалиста. В частности, заниматься медицинской деятельностью могут граждане, которые имеют высшее или среднее медицинское образование российского стандарта и сертификат специалиста. У ординатора, так как он не завершил еще обучение, сертификата специалиста нет.

Следовательно, должность врача он занимать не может.

Отмена ординатуры для врача-стоматолога

Имею ли я право продолжить работу медсестрой на протяжении учебы в ординатуре

Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:2. Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации. 3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. 7. Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Обучение, даже в ординатуре или аспирантуре, в качестве другой работы не рассматривается. В настоящее время в трудовые книжки обучающихся по месту их обучения запись об обучении уже не вносится ( см. постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 16. 04. 2003 N 225 (ред. от 25. 03. 2013

Приказом Минздрава РФ до 1 января 2021 года объявлен мораторий на проведение аккредитации:

На каких должностях могут работать выпускники лечебного факультета медицинских ВУЗов 2020 года, у которых в дипломе стоит специальность «врач-лечебник»? На каких условиях можно принимать их на работу?

Могут ли указанные лица при желании работать на должностях среднего медицинского персонала по оказанию медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией, если да, то какие документы они должны предъявлять для оформления трудового договора?

Проанализировав положения действующего законодательства, сообщаем, что выпускники 2020 года по специальности «Врач-лечебник» могут занимать должность врача-терапевта участкового, а также, после сдачи отдельного экзамена или прохождения обучения не менее 36 часов, ряд должностей среднего медицинского персонала. До начала работы с коронавирусной инфекцией нужно ознакомиться с материалами по коронавирусу на Портале непрерывного медицинского образования и пройти тестирование.

Согласно п.1 Приказа Минздрава России от 14.04.2020 N 327н в период моратория на получение свидетельств об аккредитации допускается допуск по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

  1. наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
  2. соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности.

Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утв. приказом Минтруда России от 21.03.2017 N 293н, предусматривает только одну должность по указанной специальности: «Врач-терапевт участковый».

Данный специалист должен иметь высшее образование:

  • специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 года;
  • специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
  • дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
  • сертификат специалиста по специальности «Терапия» и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Лечебное дело» (неактуально до 2021 года).

Следовательно, в 2020 г. для занятия должности врача-терапевта участкового специалисту «Врач-лечебник» достаточно предъявить диплом.

Согласно п.2 Приказа N 327н допуск к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста осуществляется при условии соблюдения требований пунктов 5 и 6 приложения N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Пункт 5 Приложения 10 к приказу N 198н прямо разрешает допускать к лечению больных с коронавирусной инфекцией лиц с высшим медицинским образованием для работы на должностях среднего медицинского персонала.

Такой допуск осуществляется в порядке, установленном приказом Минздрава от 27 июня 2016 года N 419н. Так, лица, освоившие образовательную программу высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» в объеме трех курсов и более либо имеющие диплом специалиста (диплом бакалавра) по специальности «Лечебное дело» могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

  • медицинская сестра;
  • медицинская сестра палатная (постовая);
  • медицинская сестра перевязочной;
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
  • медицинская сестра процедурной;
  • медицинская сестра приемного отделения;
  • медицинская сестра участковая;
  • медицинский регистратор.

Для занятия какой-либо из указанных должностей лица с высшим медицинским образованием должны предъявить:

  1. диплом;
  2. положительный результат сдачи экзамена, подтвержденный выпиской из протокола сдачи экзамена (п.3 приказа N 419н).

Экзамен проводится специальной комиссией при образовательной организации, имеющей свидетельство о государственной аккредитации реализуемых образовательных программ высшего медицинского образования.

Без экзамена лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к работе по какой-либо из вышеуказанных должностей среднего персонала на следующих условиях:

  • прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
  • под контролем старшей медицинской сестры.

До начала работы с COVID-19 нужно пройти дополнительную подготовку по реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, предусмотренную приложением N 9 к приказу N 198н, — зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, ознакомиться с разделом «Материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19» и пройти тестирование.

Эксперт Наумова Анастасия Александровна

Больше консультаций экспертов по медицине ищите в системе «Медицина. Премиум»!

Ещё не работаете с «Медицина. Премиум»? Попробуйте бесплатный доступ!

В связи с переходом к многоуровневой структуре высшего медицинского образования в Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое "Положение о клинической ординатуре".

2. Руководителям медицинских высших учебных заведений, научно - исследовательских учреждений, институтов усовершенствования врачей, территориальных органов управления здравоохранением Российской Федерации принять к руководству настоящее "Положение о клинической ординатуре".

3. Считать недействующими "Положение о клинической ординатуре", утвержденное Приказом Минздрава СССР от 19 мая 1971 г. N 362; Приказ Минздрава СССР от 6 сентября 1972 г. N 734; инструктивное письмо Минздрава СССР от 29 октября 1990 г. N 02-1487-14; указание Минздрава РСФСР от 20 марта 1989 г. N 7 на территории Российской Федерации.

к Приказу Министерства

от 17 февраля 1993 г. N 23

О КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ

1. Клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации.

2. Право указанным в п. 1 учреждениям на подготовку врачей в клинической ординатуре предоставляется Министерством здравоохранения Российской Федерации при предоставлении ими соответствующего ходатайства, выписки из протокола решения ученого совета и характеристики базовой оснащенности учреждения с дальнейшим проведением лицензирования данного учреждения.

3. Основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.

4. Обучение клинических ординаторов осуществляется по специальностям, предусмотренным действующей "Номенклатурой врачебных специальностей" и в соответствии с учебным планом и программой по каждой специальности. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обязательный минимум профессиональной образовательной программы по конкретной врачебной специальности устанавливается соответствующим государственным стандартом. Программы обучения в клинической ординатуре и учебные планы утверждаются учеными советами учреждений, осуществляющих подготовку клинических ординаторов, и пересматриваются каждые 5 лет с учетом изменений государственного стандарта образовательного минимума профессиональной образовательной программы по каждой специальности.

5. Министерство здравоохранения Российской Федерации оставляет за собой право прекращать подготовку врачей в клинической ординатуре в тех учреждениях, в которых неудовлетворительно организована эта работа.

6. Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года. Вопрос об увеличении срока обучения в клинической ординатуре до 5 лет по представлению ученого совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, решается Министерством здравоохранения Российской Федерации в каждом конкретном случае в зависимости от специальности подготовки. Начало занятий - 1 сентября.

Прием и обучение в клинической ординатуре

7. В клиническую ординатуру врачи принимаются по конкурсу. Граждане других государств, а также врачи, направленные хозрасчетными и ведомственными (кроме подведомственных Минздраву Российской Федерации) медучреждениями и организациями, поступают в клиническую ординатуру в медицинские учебные и научные учреждения Российской Федерации на договорных условиях, если действующим законодательством не установлен иной порядок.

8. Все поступающие в клиническую ординатуру пользуются равными правами, независимо от социального происхождения и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Ограничения допускаются только по медицинским противопоказаниям, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Правила приема в клиническую ординатуру (условия, порядок и сроки приема, количество и форма проведения экзаменационных испытаний, критерии оценок) устанавливаются учреждениями, осуществляющими подготовку врачей в клинической ординатуре, утверждаются решениями ученых советов этих учреждений и должны быть опубликованы не позднее чем за 3 месяца до приема документов.

10. Право на зачисление в клиническую ординатуру имеют лица, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу.

11. Для проведения приема в клиническую ординатуру руководитель учебного (научного) учреждения объявляет конкурс со сроком подачи заявлений не менее одного месяца, назначает председателя приемной комиссии и утверждает ее состав. В состав приемной комиссии входят представители ведущих клинических специальностей.

12. Контрольные цифры приема врачей в клиническую ординатуру ежегодно утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и доводятся до сведения учреждений и органов здравоохранения в январе - феврале на очередной учебный год. Прием в клиническую ординатуру на договорной основе осуществляется учреждениями, имеющими право на подготовку клинических ординаторов, сверх контрольных цифр приема, утвержденных министерством. Отчеты об укомплектовании мест клинической ординатуры в текущем году и заявки на следующий год представляются в Минздрав Российской Федерации не позднее 1 октября каждого года с указанием специальностей и баз предполагаемой подготовки. В отчетах должно быть указано:

- количество принятых в ординатуру врачей (отдельно по контрольным цифрам приема и договорам);

- органы (учреждения, организации), направившие специалистов на обучение (отдельно по контрольным цифрам приема и договорам).

13. Заявление о приеме в клиническую ординатуру подается на имя руководителя учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, с приложением:

- личного листка по учету кадров с фотокарточкой, заверенного отделом кадров с последнего места работы или учебы (не работающие свыше 1 года заполняют личный листок по учету кадров по месту подачи документов);

- направления - рекомендации с последнего места работы (учебы), характеризующей уровень профессиональной подготовки, деловые и организаторские качества кандидата, с указанием специальности и целей подготовки и учреждения, в которое представляются документы для поступления в клиническую ординатуру (для лиц, поступающих по целевому направлению и работавших (обучавшихся) не менее чем за 1 год до подачи документов на поступление в клиническую ординатуру);

- копии диплома об окончании высшего медицинского учебного заведения;

- паспорт, военный билет и трудовая книжка предъявляются лично поступающим в клиническую ординатуру.

14. Расходы на проезд для лиц, направленных на обучение в целевую клиническую ординатуру, и после ее окончания оплачивают направляющие организации (учреждения). Обратный проезд лицам, не прошедшим по конкурсу, также оплачивают направляющие организации (учреждения). Лица, не выполнившие индивидуальный план подготовки и досрочно отчисленные из клинической ординатуры, оплачивают обратный проезд самостоятельно.

15. Руководитель учреждений (организаций) освобождают от работы врачей, прошедших по конкурсу в клиническую ординатуру, в соответствии с действующим законодательством. Основанием является соответствующее письмо учебного или научного учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов.

16. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения в размере, установленном соответствующими нормативными документами, или в размере, установленном организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Клиническим ординаторам, поступившим на обучение на места, финансируемые Минздравом Российской Федерации в соответствии с контрольными цифрами приема, может выплачиваться надбавка к установленной стипендии обучающим учреждением за счет имеющегося стипендиального фонда; кроме того, целевым клиническим ординаторам - за счет средств направляющей организации (учреждения). Лицам, обучающимся в клинической ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности; по окончании обучения в клинической ординатуре - отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности, оплачиваемый учебным (научным) учреждением, осуществляющим подготовку клинических ординаторов (поступавшим на обучение на договорной основе) - направляющей организацией (учреждением).

17. Врачам, принятым в клиническую ординатуру, стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее получения ими окончательного расчета по месту прежней работы.

18. Срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача.

19. Иногородним клиническим ординаторам в обязательном порядке предоставляется общежитие.

20. Срок обучения в клинической ординатуре продлевается приказом руководителя учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, на время отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в соответствии с действующим законодательством, а также на период болезни ординатора продолжительностью свыше месяца, но не более чем на время болезни, при наличии соответствующих заключений медицинских учреждений. Клинические ординаторы, не приступившие к занятиям в течение 1 месяца или пропустившие занятия свыше 1 месяца без уважительной причины, а также не выполнившие индивидуальные планы подготовки в установленные сроки, подлежат отчислению из ординатуры приказом руководителя учебного (научного) учреждения по представлению заведующего кафедрой (отделом, лабораторией и т.п.).

21. Расходы, связанные с продлением срока пребывания в клинической ординатуре, производятся в пределах стипендиального фонда и средств на подготовку кадров, предусматриваемых учреждением, проводящим подготовку ординаторов, или учреждением (организацией), направившим врача на обучение в ординатуре на договорной основе.

22. Врачи, отчисленные из клинической ординатуры, восстанавливаются на оставшийся срок обучения приказом руководителя учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов. Решение о восстановлении принимаются комиссионно в каждом конкретном случае.

23. При восстановлении клинических ординаторов на оставшийся срок обучения назначение стипендии должно осуществляться исходя из стажа работы на момент восстановления.

24. Перевод клинических ординаторов из одного учебного или научного медицинского учреждения в другое осуществляется руководителями этих учреждений по согласованию с направляющей организацией (учреждением).

25. Разрешается повторное обучение в клинической ординатуре при необходимости получения кандидатом другой специальности.

26. В случае успешного выполнения индивидуального плана и при соответствующем уровне профессиональной подготовки возможно досрочное окончание обучения, при этом время подготовки в клинической ординатуре должно быть не менее 75 процентов от планового.

27. Врачи, поступившие в клиническую ординатуру по свободному конкурсу, по окончании обучения имеют право на самостоятельное трудоустройство.

Целевая клиническая ординатура

28. Прием в целевую клиническую ординатуру осуществляется по плану Минздрава Российской Федерации или на договорной основе между учреждением, готовящим клинических ординаторов, и учреждением (организацией), направляющим специалиста.

29. Ответственность за своевременный и качественный подбор кандидатов в целевую клиническую ординатуру возлагается на руководителей направляющих учреждений (организаций).

30. Врачи, зачисленные в целевую клиническую ординатуру, по окончании обучения обязаны вернуться в распоряжение направивших их учреждений (организаций) и имеют право на расторжение трудового договора в установленном законодательством порядке.

31. На целевых клинических ординаторов распространяются все права и обязанности, предусмотренные настоящим Положением.

32. Учреждения (организации), направившие врачей на обучение в целевую клиническую ординатуру, обязаны трудоустроить их по окончании срока подготовки на постоянную работу по специальности не ниже ранее занимаемой ими должности.

Формы подготовки и контроля

за работой клинических ординаторов. Права и обязанности

33. Подготовка клинических ординаторов осуществляется по индивидуальному плану, разработанному обучающимся совместно со специально назначенным ответственным за подготовку сотрудником кафедры (отдела, лаборатории и т.п.), который обсуждается на заседании кафедры (отдела, лаборатории и т.п.). Скорректированный с учетом замечаний индивидуальный план подготовки клинического ординатора утверждается руководителем кафедры (отдела, лаборатории и т.п.) не позднее чем через месяц со дня зачисления врача в ординатуру.

Расчет учебной нагрузки профессорско - преподавательского состава производится в объеме 3 часов в неделю на одного клинического ординатора, при этом 75 процентов времени подготовки отводится на изучение основной специальности, 25 процентов - на изучение смежных дисциплин. Коэффициент преподаватель - клинический ординатор - 1,0 : 3,75.

Перечень обязательных для изучения клиническим ординатором смежных специальностей и дисциплин предусматривается программами подготовки.

34. Объем учебной нагрузки и лечебно - профилактической работы по разделам специальностей определяется индивидуальным планом. Оплата дежурств и другой лечебно - профилактической работы, не предусмотренных индивидуальным планом, производится за счет средств лечебно - профилактического учреждения. Для прохождения производственной практики клинические ординаторы могут выезжать в командировки сроком до 30 дней.

35. Клиническому ординатору предоставляется право на совместительство в соответствии с действующим законодательством.

36. Персональная ответственность за качество подготовки специалистов в клинической ординатуре, их готовности к самостоятельной работе во всех звеньях практического здравоохранения возлагается на заведующих кафедрами (отделами, лабораториями и т.п.).

37. Индивидуальным планом предусматривается сдача зачетов по разделам основной специальности и смежным дисциплинам, периодические отчеты на конференциях кафедры (отдела, лаборатории и т.п.) не менее 1 раза в год. В конце каждого года обучения - аттестация по всем аспектам подготовки.

38. Лицам, окончившим подготовку в клинической ординатуре, выдается удостоверение к диплому о базовом высшем медицинском образовании установленного образца (Приложение).

39. Выпускники клинической ординатуры имеют право сдавать квалификационный экзамен на звание врача - специалиста независимой аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии не могут входить специалисты учебного заведения, осуществляющего подготовку клинического ординатора, и руководители того учреждения, где он работал до поступления на обучение. Работа аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с Положением "О порядке проведения аттестации врачей Российской Федерации на звание врача - специалиста".

40. По результатам аттестации, решением аттестационной комиссии лицам, окончившим обучение в клинической ординатуре, может выдаваться сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность.

Читайте также: