Как пройти независимую оценку квалификации специалисту по охране труда

Опубликовано: 17.09.2024


С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?

Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.

Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.

Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).

Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.

Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.

Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.

Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.

Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:

  • педагогические работники (гл. 52);
  • научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1);
  • спортсмены и тренеры (гл. 54.1);
  • медицинские работники (ст. 350);
  • творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351).

А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.

Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.

Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).

На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.

Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.

Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)

ЦОК не работают

Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Экскурсовод (уровень 6 квалификации)

ЦОК не работают

Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)

ЦОК не работают

Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)

Работает 44 экзаменационных площадки

Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)

Работает 25 экзаменационных площадок

Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)

Работает 31 экзаменационная площадка

Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)

Работает 32 экзаменационные площадки

Повар (уровень 4 квалификации)

Работает 7 экзаменационных площадок

Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.

Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.

Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).

Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).

Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.

Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).

О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).

В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.

Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.

Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.

Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.

Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.

Мы полностью меняем акценты в работе по охране труда — впервые провозглашаем в законодательстве приоритет профилактики. Сейчас это самый передовой принцип во всем мире. В проекте 10-го раздела Трудового кодекса мы прописали, что теперь работодатель должен будет на регулярной основе системно реализовывать мероприятия по выявлению опасности для работника, по их устранению и по снижению риска. Еще из наиболее значимых новелл — это сюжеты, связанные с обеспечением СИЗ, с правами и обязанностями работника и работодателя. Мы впервые вводим статью, которая касается прав работодателя в сфере охраны труда. А вот у работников, наоборот, появятся дополнительные обязанности — участвовать в обеспечении безопасности на своем рабочем месте. Это так называемый принцип «не проходи мимо». Также мы планируем установить запрет на работы на тех местах, где по итогам специальной оценки условий труда установили 4-й класс — опасные условия труда. Работодатель должен будет приостановить работу и выполнить мероприятия по улучшению условий труда. Снова допустить работника он сможет только после того, как снизит вредность. Кроме того, мы планируем усилить роль служб и специалистов по охране труда, возможно, внести элемент независимости напрямую от работодателя. Для этого мы вводим независимую оценку квалификации такой категории персонала вместо периодического обязательного обучения по охране труда.

Как будет реализована независимая оценка квалификации, будет ли это обязательная процедура для специалистов по охране труда?

Да, это будет обязательная процедура, у нас есть профстандарт «Специалист в области охраны труда». Сейчас разворачивается система в виде отраслевого совета по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации. Нам кажется, что это будет более убедительная процедура, чем периодическое обучение, она позволит более объективно и достоверно оценить квалификацию специалистов по охране труда. Это очень важно, поскольку мы вводим новые нормы, связанные с профилактикой, с выявлением опасностей, с управлением рисками. Без квалифицированной службы или специалиста по охране труда работодателю будет проблематично выстроить в соответствии с законодательством систему управления безопасностью. Кроме того, мы считаем, что это более экономичный способ для работодателей. Наши оценки показывают, что периодическое трех- и даже пятилетнее обучение обходится дороже, чем подтверждение квалификации.

Да, инфраструктура сейчас готовится. При Торгово-промышленной палате России создали Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности. Он работает, там есть соответствующая комиссия по охране труда, она занимается подбором центров по оценке квалификации. Мы вводим достаточный переходный период — два года, чтобы отладить систему и все специалисты спокойно смогли бы пройти подтверждение квалификации. Мы будем вести разъяснительную работу, специалисты по охране труда смогут обращаться в центры квалификации.

Как оценка квалификации обеспечит независимость специалистов по охране труда от работодателя?

Когда специалист по охране труда обладает определенным объемом компетентности и это подтверждает независимый центр, то, на наш взгляд, создаются иные взаимоотношения между работодателем и специалистом по охране труда. Специалист становится, скорее, внутренним аудитором. С сертификатом он будет более свободно определять проблемные зоны, которые требуют его пристального внимания по месту работы.

Вы упомянули, что у работодателей впервые появятся права в области охраны труда. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Мы даем право работодателям использовать дистанционные системы для наблюдения за наиболее опасными производственными процессами и технологическими участками, а также фиксировать результаты с помощью аудио, видео и других способов. Безусловно, при этом нужно будет информировать работников, но такое право мы закрепим. Мы предоставим право документировать процедуры в сфере охраны труда, вести документацию в электронном виде. Кроме того, работодатель сможет допустить надзорный орган к своим базам данных, к системам наблюдения, чтобы и трудовая инспекция могла это видеть в режиме онлайн и учитывать при планировании проверок. В этом случае период плановых проверок может быть увеличен.

Каким образом будет выстроена система оценки рисков?

Это будет очень мягкая процедура — мы дадим рекомендации, приведем существующие методы оценки снижения рисков. Работодатели смогут выбрать те методы, которые им лучше подходят исходя из организационно-правовой и производственной сферы. Всего таких методов 72. Самый простой из них — это чек-листы, которые нужно регулярно использовать для выявления рисков.

Что изменится в порядке выдачи средств индивидуальной защиты?

СИЗ защищают не профессию и не должность, их задача — ограждать от воздействия совершенно определенных факторов, поэтому мы будем конструировать единые типовые нормы. Тип средств защиты будет зависеть от опасности или вредного фактора, который существует на рабочем месте. Мы предусмотрели длительный переходный период — планируем ввести новые типовые нормы с 1 января 2023 года.

Работодателю станет проще обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты?

Работодатель будет вынужден этим заниматься. Сейчас достаточно провести пальцем по строчке, определить профессию «токарь» и выдать ему соответствующий объем средств защиты. В дальнейшем он должен будет реально оценивать вопросы, связанные с опасностями, — какие факторы действуют на рабочем месте, какие существуют риски, и на основе этой информации подбирать СИЗ. Мы теперь разделяем производственные зоны и участки. Например, есть токарь, который работает на классическом станке. Ему нужен один набор средств защиты. А есть работник, который трудится на токарном станке с программным управлением, и, по сути, он не стоит около станка, а находится в кресле оператора. Там другие СИЗ нужны.

Наших читателей очень интересует вопрос — что изменится в порядке обучения по охране труда?

Мы введем элемент дистанционного обучения — тестирование. Он себя хорошо оправдал, когда мы конструировали нормы об экспертах по специальной оценке условий труда. Сейчас мы планируем перевести ряд категорий работников, в основном в непроизводственной сфере, на дистанционное обучение — тестирование. Это будет государственный бесплатный ресурс. Больше никаких принципиальных изменений мы не планируем.

Будет ли более детально прописан порядок обучения?

Нет, мы не планируем прописывать очень детально, как проводить, например, инструктаж. Излишняя детализация присуща советской модели охраны труда. Всю ответственность за здоровье и жизнь работников несет работодатель, ему не нужно подробно расписывать застывшие формы проведения инструктажей — это его зона ответственности. Мы даем общие требования и рамочные методологии. Остальное зависит от специфики организации, поэтому сам работодатель должен оценить свои риски и учесть их.

Будут ли изменения в порядке расследования несчастных случаев?

Мы планируем в порядок расследования ввести классификаторы: видов несчастных случаев, их причин, характера повреждений. Мы бы хотели, чтобы статистика накапливалась не только на бумажных носителях, но и в режиме онлайн. Это позволит нам анализировать несчастные случаи, чтобы предотвращать их в дальнейшем.

Валерий Анатольевич, какой совет Вы бы могли дать специалистам по охране труда на 2018 год?

Внедрять системы управления охраной труда в зависимости от уровня предприятия, от количества работников, внедрять их на современной основе, рассчитанной на выявление опасностей. Изучать методы оценки рисков, потому что это будущее сферы охраны труда. Предупреждение и профилактика, а не реагирование на последствия — вот главный принцип работы современной службы охраны труда.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационно-аналитические материалы по вопросам развития системы независимой оценки квалификации (утв. Национальным агентством развития квалификаций)

I. О вопросах прохождения независимой оценки квалификации, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"

В 2017 году Минтруд России в информации "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (от 21 апреля 2017 г.) изложил позицию о том, что "оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований". Эта позиция находила отражение в средствах массовой информации, комментариях специалистов, а также в формирующейся судебной практике по данному вопросу (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. N АКПИ17-733).

С момента публикации этой информации прошло два года. Можно ли сейчас утверждать, что независимая оценка квалификации остается добровольной для всех работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо последствий?

Законодательство Российской Федерации не содержит прямых норм о том, что проведение независимой оценки квалификации является для работников (соискателей) и работодателей исключительно добровольным, не влекущим за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель.

Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.

Работодателем определяется перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников).

Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).

В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства (такая практика уже существует, например, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта). В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.

Так, пунктом 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 - 2021 годы, заключенного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения с Федерацией лифтовых предприятий, предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации, а в пункте 1.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы наличие свидетельства о квалификации предполагается учитывать при премировании работников отрасли.

Кроме того, обязательность прохождения независимой оценки квалификации для работников лифтовой отрасли уже установлена законодательно.

В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743) оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Негативные последствия могут наступить для работника (соискателя) в случае, если результаты независимой оценки его квалификации оказались неудовлетворительными. К примеру, трудовое законодательство не запрещает работодателю принять решение об отказе в трудоустройстве соискателя в случае его недостаточной квалификации, подтвержденной неудовлетворительным результатом прохождения независимого профессионального экзамена, в случае направления соискателя на независимую оценку квалификацию за счет средств работодателя (Вопрос: . Правомерно ли отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации или при отказе от ее прохождения? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2018), или не запрещает работодателю учитывать результаты независимой оценки квалификации при проведении аттестации работника в соответствии со статьей 81 ТК РФ.

В заключение отметим, что в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 года, развитие института национальной системы квалификаций, в том числе за счет повышения вовлеченности работодателей, является одной из приоритетных мер, направленных на поддержание уровня и обновление структуры занятости населения.

Федеральные органы исполнительной власти активно взаимодействуют с советами по профессиональным квалификациям для решения задач обеспечения отраслей необходимыми кадрами.

Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве совместно с Министерством строительства Российской Федерации реализуют План мероприятии по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Совет по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях заключил соглашение с МЧС России о консолидации усилий общества и государства в решении проблем пожарной безопасности и общественных объединений пожарной охраны по укреплению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики в Российской Федерации. Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка было заключено соглашение о сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации в целях повышения эффективности функционирования системы профессиональных квалификаций в финансовой сфере Российской Федерации.

Согласно Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы стороны социального партнерства в электроэнергетике на отраслевом, территориальном и локальном уровне предпринимают усилия по внедрению отраслевого сегмента Национальной системы профессиональных квалификаций, включая, независимую оценку квалификации работников, в том числе приняли на себя обязательства по формированию планов, предусматривающих периодическую оценку профессиональных квалификаций работников в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификаций".

Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол N 30) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций.

Механизм независимой оценки квалификации будет с каждым годом охватывать все большее число видов профессиональной деятельности, а вопрос об обязательности его применения будет решаться адресно с учетом приоритетных задач развития экономики страны и обеспечения безопасности граждан.

II. О страховых взносах сумм оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценки квалификации" независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

При этом в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 N 1204, работодатель, направивший работника на прохождение независимой оценки квалификации, производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг, т.е. средства перечисляются работодателем напрямую поставщику услуг.

Верховный суд Российской Федерации определил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений. И если выплаты не относятся к стимулирующим, не являются частью заработной платы, не зависят от квалификации работников и условий выполнения работы, то они не являются объектом обложения страховыми взносами (определение Верховного Суда от 18 августа 2016 г. N 310-КГ16-10201).

Таким образом, суммы, уплаченные работодателем центру оценки квалификации, не являются вознаграждением за труд работника, частью заработной платы или стимулирующих выплат и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Данная позиция подтверждается разъяснениями Минфина России, согласно которым сумма оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена, не подлежит обложению страховыми взносами (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-04-06/5184; Вопрос: . Работодатель направил работника на прохождение независимой оценки квалификации. Облагается ли страховыми взносами в 2017 г. оплата экзамена? (Консультация эксперта, Минфин России, 2017).

III. О присвоении квалификационных разрядов по результатам профессионального обучения по профессиям сварочного производства

В соответствии с частью 8 статьей 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение осуществляется в соответствии с программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года N 513 (далее - Перечень).

Приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. N 701н утвержден профессиональный стандарт "Сварщик", в котором указаны возможные наименования профессий рабочих. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н, в данной графе указываются примеры наименования должностей работников, выполняющих конкретную обобщенную трудовую функцию.

Положениями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Возможные наименования профессий в профессиональном стандарте "Сварщик" приведены с указанием разрядов, ранее содержавшихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", выпуск 2, раздел "Сварочные работы"; выпуск 27, раздел "Производство полимерных материалов и изделий из них" (далее - ЕТКС).

Приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 г. N 215 из ЕТКС исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, соответствующие профессиональному стандарту "Сварщик". Таким образом, в настоящее время требования к наименованиям профессий и к квалификации по видам профессиональной деятельности в области сварки установлены только профессиональным стандартом. Соответственно, руководствуясь статей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится на основании квалификаций, сформированных на основании профессионального стандарта "Сварщик", наименования которых и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, содержатся в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций, формируемой в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 года N 649н.

Той же статьей Трудового кодекса российской Федерации определено, что квалификационный разряд - это величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. В соответствии с частью 2 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Положениями профессионального стандарта "Сварщик" предусмотрены требования по наличию опыта практической деятельности по обобщенным трудовым функциям, соответствующим профессиям от 4 разряда и выше.

Основываясь на указанных выше положениях Трудового кодекса Российской Федерации, положениях Федерального закона N 273-ФЗ и требованиях профессионального стандарта, установление квалификационных разрядов организацией, осуществляющей образовательную деятельность, возможно исключительно в отношении лиц, прошедших профессиональное обучение, но не имеющих опыта практической деятельности (для профессий в области сварки не выше 2 уровня квалификации или 3 разряда).

В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ по результатам профессионального обучения выдается документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, о должности служащего), подтверждающий присвоение квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Несмотря на то, что в Перечне в графе "Квалификация" по профессиям рабочих в области сварки указан диапазон квалификационных разрядов, фактически отсутствуют нормативные основания для дифференциации квалификационных разрядов, присваиваемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицам, прошедших профессиональное обучение.

С другой стороны, согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта осуществляется по результатам профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций.

Информация о возможности прохождения профессионального экзамена для подтверждения квалификаций сварочного производства, включая сведения о присваиваемых квалификациях и центрах оценки квалификаций, размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации по адресу https://nok-nark.ru.

Обзор документа

Представлены информационно-аналитические материалы по вопросам развития системы независимой оценки квалификации.

Необходимость направления работников на прохождение оценки квалификации определяет работодатель. Порядок и условия прохождения оценки определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором. Работники направляются на независимую оценку квалификации только с их письменного согласия. Прохождения независимой оценки квалификации обязательно:

- если в соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрены соответствующие обязанности для работника и работодателя;

- для работников лифтовой отрасли.

Суммы, уплаченные работодателем центру оценки квалификации, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Рассмотрен вопрос присвоения квалификационных разрядов по результатам профобучения по профессиям сварочного производства.

Еще до того как новые требования вступили в силу, специалист по охране труда должен их изучить и скорректировать работу. Например, изменить локальные документы, внепланово организовать обучение работников. На мероприятия потребуется время, а целый ряд новых правил по охране труда вступает в силу уже в январе. Как за всем уследить и что успеть сделать в уходящем году — рассказали в статье.

Как отследить новые требования

Обратите внимание
Редакция сообщает обо всех изменениях в журнале и рассылках: сначала о проектах, после согласования — об итоговых версиях документов

Следить за изменениями нормативных актов и анализировать их — обязанность специалиста по охране труда (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н). Делать это нужно до того, как новые требования вступили в силу.

Законотворцы сначала готовят проект документа, который публикуют на сайте regulation.gov.ru. Там можно ознакомиться с версией изменений, а также предлагать свои поправки и конструктивно критиковать те или иные нормы. Рекомендуем участвовать в общественных обсуждениях, такая практика поможет получать на выходе более проработанные и приближенные к жизни нормы закона. Избыточные требования, которые сложно реализовать, могут изменить по вашей инициативе. Законотворцам полезен опыт практической работы в отрасли.

После того как нормы обсудили и доработали, их официально публикуют на сайте pravo.gov.ru. На портал выкладывают окончательную версию согласованного документа — в таком виде он вступит в силу.

Зачем следить за новыми требованиями, пока они не вступили в силу

Важно
Проводите мероприятия при изменении обязательных требований, которые касаются деятельности предприятия, например отраслевых ПОТ

Есть обязательные мероприятия, которые проводят при изменении требований по охране труда. В соответствии с новыми нормами нужно:

  • внести изменения в локальные акты организации;
  • провести внеплановые инструктажи с работниками;
  • организовать обучение с внеочередной проверкой знаний.

Пересмотреть локальные документы (ЛНА) и проинструктировать работников закон требует до того, как изменения вступили в силу, в противном случае нельзя допустить до работы необученных сотрудников (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП). После принятия новых требований придется приостановить деятельность до реализации мероприятий, иначе получите штраф.

Какие Правила по охране труда уже официально опубликовали

Ряд новых Правил по охране труда уже утвердили. В таблице найдете все приказы Минтруда, которые приняли на этот момент, и сможете скачать их по ссылке с pravo.gov.ru. Если не нашли нужного документа, значит его еще официально не опубликовали. Мы дополняем список новых ПОТ ежедневно, поэтому следите за обновлениями.

Список официально опубликованных новых Правил по охране труда

Для каких работ или вида деятельности действуют Правила Каким приказом утвердили Когда начнут действовать Какой приказ утратил силу
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов Приказ Минтруда от 28.10.2020 № 753н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 17.09.2014 № 642н
Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 835н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 17.08.2015 № 552н
Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов Приказ Минтруда от 04.12.2020 № 858н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 02.11.2016 № 604н
Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 836н С 01.01.2021 до 31.12.2025
Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 833н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 23.06.2016 № 310
Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Приказ Минтруда от 25.09.2020 № 652н С 01.01.2021 до 31.12.2025
Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве Приказ Минтруда от 29.10.2020 № 758н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 07.07.2015 № 439н
Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене Приказ Минтруда от 13.10.2020 № 721н С 01.09.2021 до 01.09.2026
Правила по охране труда в сельском хозяйстве Приказ Минтруда от 27.10.2020 № 746н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 25.02.2016 № 76н
Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта Приказ Минтруда от 18.11.2020 № 814н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 27.08.2018 № 553н
Правила по охране труда в морских и речных портах Приказ Минтруда от 15.06.2020 № 343н С 01.01.2021 Приказ Минтруда от 21.01.2019 № 30н
Правила по охране труда при проведении полиграфических работ Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 832н С 01.01.2021 до 31.12.2025
Правила по охране труда при работе на высоте Приказ Минтруда от 16.11.2020 № 782н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 28.03.2014 № 155н
Правила по охране труда при производстве цемента Приказ Минтруда от 16.11.2020 № 781н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 15.10.2015 N 722н
Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности Приказ Минтруда от 16.11.2020 № 780н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 31.05.2017 № 466н
Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий Приказ Минтруда от 12.11.2020 № 776н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 14.11.2016 № 634н
Правила по охране труда на автомобильном транспорте Приказ Минтруда от 09.12.2020 № 871н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 06.02.2018 № 59н
Правила по охране труда на городском электрическом транспорте Приказ Минтруда от 09.12.2020 № 875н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 14.11.2016 № 635н
Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности Приказ Минтруда от 04.12.2020 № 859н С 01.01.2021 до 31.12.2025
Правила по охране труда при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов Приказ Минтруда от 09.12.2020 № 872н С 01.01.2021 до 31.12.2025
Правила по охране труда при выполнении работ на объектах связи Приказ Минтруда от 07.12.2020 № 867н С 01.01.2021 до 31.12.2025
Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества Приказ Минтруда от от 19.11.2020 № 815н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 01.11.2016 № 601н
Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации Приказ Минтруда от 27.11.2020 № 834н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 19.04.2017 № 371н
Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте Приказ Минтруда от 11.12.2020 № 883н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 01.06.2015 № 336н
Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ Приказ Минтруда от 11.12.2020 № 882н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 02.02.2017 № 129н
Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны Приказ Минтруда от 11.12.2020 № 881н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 23.12.2014 № 1100н
Правила по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции Приказ Минтруда от 07.12.2020 № 866н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 17.08.2015 № 550н
Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ Приказ Минтруда от 02.12.2020 № 849н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 07.03.2018 № 127н
Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ Приказ Минтруда от 11.12.2020 № 884н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 23.12.2014 № 1101н
Правила по охране труда при производстве строительных материалов Приказ Минтруда от 15.12.2020 № 901н С 01.01.2021 до 31.12.2025 -
Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ Приказ Минтруда от 23.09.2020 № 644н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 02.11.2015 № 835н
Правила по охране труда при обработке металлов Приказ Минтруда от 11.12.2020 № 887н С 01.01.2021 до 31.12.2025 -
Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах Приказ Минтруда от 15.12.2020 № 902н С 01.03.2021 до 31.12.2025 -
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок Приказ Минтруда от 15.12.2020 № 903н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 24.07.2013 № 328н
Правила по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах Приказ Минтруда от 16.12.2020 № 914н С 01.01.2021 до 31.12.2025 -
Правила по охране труда при проведении водолазных работ Приказ Минтруда от 17.12.2020 № 922н С 01.01.2021 до 31.12.2025 -
Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок Приказ Минтруда от 17.12.2020 № 924н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 17.08.2015 № 551н
Правила по охране труда в медицинских организациях Приказ Минтруда от 18.12.2020 № 928н С 01.01.2021 до 31.12.2025 -
Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта Приказ Минтруда от 11.12.2020 № 886н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 05.06.2014 № 367н
Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов Приказ Минтруда от 16.12.2020 № 915н С 01.01.2021 до 31.12.2025 Приказ Минтруда от 16.11.2015 № 873н

Какие локальные документы и как пересмотреть

Внесите изменения в соответствии с новыми требованиями во все документы, которых касаются нормы. Например, если вступили в силу новые правила по охране труда, пересмотрите:

  • инструкции по охране труда;
  • программы проведения инструктажа;
  • программы обучения;
  • экзаменационные билеты по проверке знаний требований охраны труда.

Документы пересматривают до вступления в силу изменений в законодательстве. Сделать это можно двумя способами: утвердить новую редакцию документа — полностью его заменить или утвердить только вкладыш с изменениями к действующему локальному нормативному акту.

Персонал, который уже работает в организации, удобнее ознакомить с изменениями на листе. Так работники наглядно увидят новые требования и быстро поймут, что конкретно скорректировать в работе. Для этого не придется изучать новый большой документ. Вновь принятых сотрудников, наоборот, удобнее ознакомить сразу с полным актуальным документом. Выбирайте вариант пересмотра локальных актов в соответствии с особенностями текучести персонала в вашей организации. По необходимости можно сочетать оба способа. Ознакомление проводите в порядке, который использовали ранее: подпись работника на отдельном листе, на обороте документа или в журнале.

Обратите внимание
Гриф состоит из слова УТВЕРЖДАЮ без кавычек, должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты

Документ по охране труда работодатель может утвердить двумя способами: заполнить гриф утверждения в самом ЛНА или издать приказ. Документ вступит в силу в тот же день, когда работодатель его утвердил, или со дня, указанного в приказе (ст. 12 ТК). При наличии профсоюза нужно согласовать с ним изменения в локальный акт до утверждения. Подробнее о том, как это сделать, читайте в статье.

После того как работодатель утвердил инструкцию по охране труда, ее регистрируют в журнале учета инструкций (приложение 2 к Методическим рекомендациям по разработке инструкций по охране труда, утв. Минтрудом 13.05.2004). Закон не устанавливает обязательного требования вести этот журнал, есть только рекомендации. Его заполняют для удобства, чтобы отслеживать периодичность пересмотра инструкций.

В каком порядке провести внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж с работниками проводят по обновленным инструкциям и программам. Делают это непосредственные руководители работ, например, мастер, прораб и т. д. Подготовьте приказ о проведении внепланового инструктажа, а после проверьте заполнение журнала регистрации инструктажа на рабочем месте (п. 2.1.3 Порядка № 1/29).

Важно проинструктировать сотрудников до вступления в силу новых требований закона. Если мероприятие отсрочить, то работодателя и специалиста по охране труда могут привлечь к административной ответственности. А если в этот период работник травмируется и отсутствие обучения признают основной причиной несчастного случая — специалиста по охране труда могут привлечь к уголовной ответственности, так как он отвечает за контроль своевременного обучения.

Когда проводить обучение и внеочередную проверку знаний

Важно
Результаты внеочередной проверки знаний оформляют протоколом, работнику выдают удостоверение или вносят новые данные в старый документ

В течение месяца после вступления в силу новых требований организуйте обучение и внеочередную проверку знаний. Сделать это нужно независимо от срока предыдущей проверки, даже если проводили мероприятия неделю назад (п. 3.3 Порядка № 1/29). Подготовьте приказ о проведении обучения и внеочередного экзамена.

Проверку знаний проводит комиссия, члены которой уже прошли обучение и внеочередную проверку знаний с учетом новых требований в учебном центре (пп. 2.3.2, 3.4 Порядка № 1/29). Только после этого они смогут провести экзамен на знание новых нормативных актов с работниками.

Контингент, для которого требуется проходить обучение в учебном центре, проходит внеочередные мероприятия также в обучающей организации (п. 2.3.2 Порядка № 1/29). Провести экзамен внутренней комиссией нельзя. Сотрудников, которые в течение месяца не прошли обучение по новым требованиям, отстраняют от работы до реализации мероприятий.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационно-аналитические материалы по вопросам развития системы независимой оценки квалификации (утв. Национальным агентством развития квалификаций)

I. О вопросах прохождения независимой оценки квалификации, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"

В 2017 году Минтруд России в информации "Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (от 21 апреля 2017 г.) изложил позицию о том, что "оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований". Эта позиция находила отражение в средствах массовой информации, комментариях специалистов, а также в формирующейся судебной практике по данному вопросу (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. N АКПИ17-733).

С момента публикации этой информации прошло два года. Можно ли сейчас утверждать, что независимая оценка квалификации остается добровольной для всех работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо последствий?

Законодательство Российской Федерации не содержит прямых норм о том, что проведение независимой оценки квалификации является для работников (соискателей) и работодателей исключительно добровольным, не влекущим за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель.

Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.

Работодателем определяется перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников).

Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).

В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства (такая практика уже существует, например, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта). В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.

Так, пунктом 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 - 2021 годы, заключенного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения с Федерацией лифтовых предприятий, предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации, а в пункте 1.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы наличие свидетельства о квалификации предполагается учитывать при премировании работников отрасли.

Кроме того, обязательность прохождения независимой оценки квалификации для работников лифтовой отрасли уже установлена законодательно.

В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743) оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Негативные последствия могут наступить для работника (соискателя) в случае, если результаты независимой оценки его квалификации оказались неудовлетворительными. К примеру, трудовое законодательство не запрещает работодателю принять решение об отказе в трудоустройстве соискателя в случае его недостаточной квалификации, подтвержденной неудовлетворительным результатом прохождения независимого профессионального экзамена, в случае направления соискателя на независимую оценку квалификацию за счет средств работодателя (Вопрос: . Правомерно ли отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации или при отказе от ее прохождения? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2018), или не запрещает работодателю учитывать результаты независимой оценки квалификации при проведении аттестации работника в соответствии со статьей 81 ТК РФ.

В заключение отметим, что в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 года, развитие института национальной системы квалификаций, в том числе за счет повышения вовлеченности работодателей, является одной из приоритетных мер, направленных на поддержание уровня и обновление структуры занятости населения.

Федеральные органы исполнительной власти активно взаимодействуют с советами по профессиональным квалификациям для решения задач обеспечения отраслей необходимыми кадрами.

Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве совместно с Министерством строительства Российской Федерации реализуют План мероприятии по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Совет по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях заключил соглашение с МЧС России о консолидации усилий общества и государства в решении проблем пожарной безопасности и общественных объединений пожарной охраны по укреплению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики в Российской Федерации. Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка было заключено соглашение о сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации в целях повышения эффективности функционирования системы профессиональных квалификаций в финансовой сфере Российской Федерации.

Согласно Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы стороны социального партнерства в электроэнергетике на отраслевом, территориальном и локальном уровне предпринимают усилия по внедрению отраслевого сегмента Национальной системы профессиональных квалификаций, включая, независимую оценку квалификации работников, в том числе приняли на себя обязательства по формированию планов, предусматривающих периодическую оценку профессиональных квалификаций работников в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификаций".

Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол N 30) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций.

Механизм независимой оценки квалификации будет с каждым годом охватывать все большее число видов профессиональной деятельности, а вопрос об обязательности его применения будет решаться адресно с учетом приоритетных задач развития экономики страны и обеспечения безопасности граждан.

II. О страховых взносах сумм оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценки квалификации" независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

При этом в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 N 1204, работодатель, направивший работника на прохождение независимой оценки квалификации, производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг, т.е. средства перечисляются работодателем напрямую поставщику услуг.

Верховный суд Российской Федерации определил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений. И если выплаты не относятся к стимулирующим, не являются частью заработной платы, не зависят от квалификации работников и условий выполнения работы, то они не являются объектом обложения страховыми взносами (определение Верховного Суда от 18 августа 2016 г. N 310-КГ16-10201).

Таким образом, суммы, уплаченные работодателем центру оценки квалификации, не являются вознаграждением за труд работника, частью заработной платы или стимулирующих выплат и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Данная позиция подтверждается разъяснениями Минфина России, согласно которым сумма оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена, не подлежит обложению страховыми взносами (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-04-06/5184; Вопрос: . Работодатель направил работника на прохождение независимой оценки квалификации. Облагается ли страховыми взносами в 2017 г. оплата экзамена? (Консультация эксперта, Минфин России, 2017).

III. О присвоении квалификационных разрядов по результатам профессионального обучения по профессиям сварочного производства

В соответствии с частью 8 статьей 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) профессиональное обучение осуществляется в соответствии с программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года N 513 (далее - Перечень).

Приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. N 701н утвержден профессиональный стандарт "Сварщик", в котором указаны возможные наименования профессий рабочих. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года N 170н, в данной графе указываются примеры наименования должностей работников, выполняющих конкретную обобщенную трудовую функцию.

Положениями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Возможные наименования профессий в профессиональном стандарте "Сварщик" приведены с указанием разрядов, ранее содержавшихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", выпуск 2, раздел "Сварочные работы"; выпуск 27, раздел "Производство полимерных материалов и изделий из них" (далее - ЕТКС).

Приказом Минтруда России от 9 апреля 2018 г. N 215 из ЕТКС исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, соответствующие профессиональному стандарту "Сварщик". Таким образом, в настоящее время требования к наименованиям профессий и к квалификации по видам профессиональной деятельности в области сварки установлены только профессиональным стандартом. Соответственно, руководствуясь статей 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится на основании квалификаций, сформированных на основании профессионального стандарта "Сварщик", наименования которых и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, содержатся в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификаций, формируемой в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 года N 649н.

Той же статьей Трудового кодекса российской Федерации определено, что квалификационный разряд - это величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. В соответствии с частью 2 статьи 74 Федерального закона N 273-ФЗ квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Положениями профессионального стандарта "Сварщик" предусмотрены требования по наличию опыта практической деятельности по обобщенным трудовым функциям, соответствующим профессиям от 4 разряда и выше.

Основываясь на указанных выше положениях Трудового кодекса Российской Федерации, положениях Федерального закона N 273-ФЗ и требованиях профессионального стандарта, установление квалификационных разрядов организацией, осуществляющей образовательную деятельность, возможно исключительно в отношении лиц, прошедших профессиональное обучение, но не имеющих опыта практической деятельности (для профессий в области сварки не выше 2 уровня квалификации или 3 разряда).

В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ по результатам профессионального обучения выдается документ о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, о должности служащего), подтверждающий присвоение квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Несмотря на то, что в Перечне в графе "Квалификация" по профессиям рабочих в области сварки указан диапазон квалификационных разрядов, фактически отсутствуют нормативные основания для дифференциации квалификационных разрядов, присваиваемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицам, прошедших профессиональное обучение.

С другой стороны, согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта осуществляется по результатам профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций.

Информация о возможности прохождения профессионального экзамена для подтверждения квалификаций сварочного производства, включая сведения о присваиваемых квалификациях и центрах оценки квалификаций, размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации по адресу https://nok-nark.ru.

Обзор документа

Представлены информационно-аналитические материалы по вопросам развития системы независимой оценки квалификации.

Необходимость направления работников на прохождение оценки квалификации определяет работодатель. Порядок и условия прохождения оценки определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором. Работники направляются на независимую оценку квалификации только с их письменного согласия. Прохождения независимой оценки квалификации обязательно:

- если в соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрены соответствующие обязанности для работника и работодателя;

- для работников лифтовой отрасли.

Суммы, уплаченные работодателем центру оценки квалификации, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Рассмотрен вопрос присвоения квалификационных разрядов по результатам профобучения по профессиям сварочного производства.

Читайте также: