Как проверить правильность начисления заработной платы в бюджетном учреждении

Опубликовано: 14.05.2024

Собственник бизнеса заинтересован в аудите расчетов с персоналом по оплате труда не только потому, что, благодаря заключению экспертов, станет ясно, соответствует ли деятельность компании законодательству РФ. Объективная независимая оценка операций по оплате труда покажет, насколько эффективно формируются затраты предприятия и отвечают ли финансовые результаты его деятельности ожиданиям первых лиц организации.

Цель аудита заработной платы

Заработная плата является одним из основных видов расходов организации. Ошибки при ее расчете, например, излишнее доначисление, могут повлечь недовольство со стороны налоговиков. Ведь в этом случае получается, что были завышены расходы по налогу на прибыль, и, следовательно, организация не доплатила в бюджет НДФЛ и налог на прибыль.

Чтобы не вынуждать сотрудников ФНС приехать и самостоятельно убедиться в достоверности расчетов и отчетности, во всех смыслах выгодней опередить их и самим инициировать анализ оплаты труда и тем самым предотвратить все ошибки и последующие за ними убытки. Однако смысл аудита учета заработной платы заключается не только в этом.

Инспекторам небезразличны реальные факты экономической жизни организации. И собственникам бизнеса – тоже. В этом их интересы сходятся. В процессе организации действенной стратегии управления трудовыми ресурсами руководство сталкивается со спорными ситуациями.

Неоднозначное положение дел зачастую является причиной или следствием нарушения трудового и гражданского законодательства, а также отсутствия эффективной системы оплаты труда. Рекомендации специалистов в ходе аудита бухгалтерского учета оплаты труда касаются снижения рисков предпринимательской деятельности в целом и формирования экономически обоснованного порядка начисления зарплаты в частности.

Помимо всего прочего аудит зарплаты предполагает:

  • исследование и оценку влияния всех компонентов системы оплаты труда на мотивацию персонала;
  • проверку обоснованности и рациональности использования различных форм и способов оценки труда сотрудников;
  • поиск дополнительных ресурсов повышения производительности труда для достижения стратегических целей компании.

Но главная цель аудита выплаты заработной платы – это:

  • фундаментальная работа с документацией, отражающей операции в бухгалтерском учете по начислению и выплате зарплаты;
  • проверка соблюдения законодательства (трудового, гражданского, налогового);
  • установление степени точности применяемых в организации методик учета и налогообложения операций по начислению и выплате заработной платы;
  • выявление уже допущенных ошибок и оценка их влияния на достоверность отчетности, а, следовательно, и реакцию ФНС.

План аудита

Организация аудита оплаты труда начинается с составления программы и плана контрольных мероприятий. Традиционно аудиторская проверка состоит из трех этапов:

  • подготовка необходимых документов;
  • непосредственно сам аудит;
  • обобщение изученной информации и создание аудиторского заключения.

Заработная плата по своей социально-экономической сути выходит за рамки процессов, происходящих внутри компании между руководством, персоналом и собственниками. Зарплата определяет положение работника за пределами организации, поэтому порядок ее начисления и выплаты так тщательно регулируется на законодательном уровне.

Согласно Гражданскому кодексу, заработная плата рассматривается как вознаграждение за труд, исходя из квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемых им работ. Поэтому проверка заработной платы подразумевает работу не только с бухгалтерскими и налоговыми регистрами, но и с кадровыми документами. Аудиторское заключение должно содержать оценку взаимосвязи финансовой и нефинансовой документации.

Значение кадрового документооборота

Конкретные данные, которые понадобятся для оценки трудовых отношений в компании и соблюдения законодательства, зависят от специфики бизнеса и кадрового учета предприятия. Но, как правило, основными документами при проверке начисления заработной платы являются:

  • Локальные нормативные акты. Именно с них начинается работа аудитора – ведь изначально необходимо выяснить, существуют ли вообще в компании системные документы, прямо или косвенно регулирующие принципы оплаты труда.
  • Штатное расписание. От содержания этого документа напрямую зависит кадровый потенциал организации, а значит, и фонд оплаты труда. Очень важно, чтобы нормативный акт, регламентирующий порядок и основания для начисления основных и стимулирующих выплат, совпадал по основным стратегическим пунктам со штатным расписанием.
  • Трудовые договоры, которые могут содержать индивидуальные особенности начисления зарплаты и премий работникам.
  • Табель учета рабочего времени и внутренний трудовой распорядок. И то, и другое необходимо, чтобы оценить, насколько соответствуют доходы каждого сотрудника его реальному вкладу в результаты экономической и производственной деятельности компании.
  • Положение о премировании. Без него нельзя полноценно провести аудит системы начислений. Начисление премии регламентируется пунктом 15 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. И от соблюдения указанных в нем условий будет зависеть, например, включат ли премиальные в средний заработок сотрудника или нет.

Применяемый в компании порядок премирования определяет, насколько пропорционально вознаграждение за труд отдельного работника его производственным успехам. Опираясь на эту информацию, инспекторы в свою очередь будут судить, не пытается ли организация уйти от налогов, необоснованно увеличив расходы на оплату труда.

Изучив, кто и как работает в компании и по каким принципам получает зарплату, аудитор может приступить к работе с первичными документами и сводными регистрами, применяемыми в компании.

Проверке выплаты заработной платы и формированию отчетных показателей предшествует анализ порядка начисления заработной платы и удержаний. Анализ фонда оплаты труда предусматривает и проверку бухгалтерских проводок при начислении и выплате дивидендов.

Конкретные способы обработки информации зависят от применяемой методики аудита.

Методика аудита

Особенности аудита заработной платы зависят от учетной политики организации.

Из того, о чем говорилось выше, ясно, что многое в подходе аудитора зависит от рабочих взаимоотношений внутри коллектива. Тем не менее, ответы на следующие вопросы помогут сделать выводы относительно оплаты труда практически в любой компании:

  • выявлены ли суммы невыплаченной заработной платы;
  • есть ли расхождения между данными расчетной (расчетно-платежной) ведомости и регистров бухгалтерского учета;
  • можно ли из сведений аналитического учета получить необходимую информацию по каждому дебитору и кредитору, а также узнать суммы, удержанные из зарплаты работников;
  • содержит ли аналитический учет по счетам 70, 73 данные по каждому сотруднику;
  • были ли установлены причины переплат и недоплат работникам (если такие случаи имеют место быть).

Анализируя информацию во время проверки, как правило, используют международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства». Словом, аудитор должен оценить, является предоставляемая организацией информация надежной и достаточно ли ее для формирования подробного заключения.

  • расходы на заработную плату персонала за конкретный период и насколько грамотно оформляется документально и отражается в учете каждый вид начислений;
  • точность расчета налогооблагаемой базы;
  • своевременность выплаты зарплаты, налогов и отпускных;
  • насколько соблюдаются все нюансы расчета среднего заработка для отпусков, больничных, командировок;
  • «зарплатную» отчетность: по НДФЛ и страховым взносам.

С нами вы можете быть уверены в том, что все выплаты сотрудникам, а также «зарплатные» налоги и взносы рассчитаны правильно.

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений являются в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование, не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 2 ТК РФ). Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ). Соблюдение работодателем норм трудового законодательства РФ – предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Об ошибках, допускаемых бухгалтерами учреждений при начислении и выплате заработной платы сотрудникам, мы поговорим в этой статье.

Предлагаем рассмотреть упомянутые ошибки на конкретных ситуациях.

Отсутствие в учреждении установленного срока выплаты заработной платы.

В бюджетном учреждении в соответствии с нормами законодательства РФ разработано и утверждено руководителем Положение об оплате труда. Зарплата работникам учреждения рассчитывается согласно данному положению. Как определено в ходе проверки, в учреждении не установлены конкретные сроки выплаты заработной платы.

В статье 136 ТК РФ говорится, что место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, но не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ст. 236 ТК РФ).

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, отсутствие у учреждения утвержденных сроков выплаты заработной платы является нарушением положений ст. 136 ТК РФ.

Выплата заработной платы в меньшем размере.

Администратору учреждения приказом руководителя установлена ежемесячная стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы в размере 5 500 руб. Однако, как выяснилось в ходе проверки, фактически работнику была начислена и выплачена сумма в размере 5 200 руб. Недоплата по зарплате составила 300 руб. в месяц. Поскольку на момент проведения проверки прошло четыре месяца, в течение которых работнику начислялась стимулирующая выплата в меньшем размере, общая сумма недоплаты составила 1 200 руб. (300 руб. х 4 мес.).

Согласно нормам ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ). В свою очередь, работодатель обязан (ст. 22 ТК РФ):

обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Поскольку в ходе проверки была выявлена сумма недоплаты, на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) следует произвести начисление недоплаченной суммы и выплатить ее работнику. Кроме того, учреждению необходимо рассчитать сумму компенсации за задержку такой выплаты.

Предлагаем уточнить ситуацию, которая является объектом рассмотрения. Начисление стимулирующих выплат производилось по коду вида деятельности 4. Коллективным договором учреждения определено, что при нарушении установленного срока выплаты зарплаты работникам выплачивается компенсация в размере 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Нарушение, выразившееся в недоначислении работнику стимулирующей выплаты, было произведено в ноябре – декабре 2016 года, а также январе и феврале 2017 года. Коллективным договором установлено, что срок выплаты заработной платы – 2-е число месяца, следующего за отчетным. Срок выплаты аванса – 16-е число месяца. Фактически сумма, недоплаченная работнику за четыре месяца (1 200 руб.), была выплачена ему 16.03.2017.

Президент РФ поручил Правительству проверить уровень заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений. Он хочет выяснить, соответствует ли зарплата бюджетников целевым показателям, которые были установлены майским приказом от 2012 года.

Кто должен отчитаться и в какой форме нужно предоставить данные — разбираемся вместе.

Что вы узнаете

Кому нужно отчитываться

Данные о заработной плате работников не предоставляют :

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления (в том числе являющиеся муниципальными казенными учреждениями);
  • государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и их территориальные отделения, Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС);
  • войсковые части;
  • суды;
  • Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ и иные прокуратуры;
  • организации, не являющиеся учреждениями (унитарные предприятия, хозяйственные общества).

Как передать информацию в ПФР

Для сбора сведений Минтруд России разработал специальную форму. Она достаточно объемная — необходимо указать информацию о заработной плате каждого работника за 2020 год, независимо от того, работает ли он на момент сдачи отчета или нет. При этом информация предоставляется по каждой занимаемой должности. Например, если человек работает на двух ставках, в отчете нужно сделать две записи — СНИЛС будет повторяться в каждой строке. Данные о зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров указываются отдельно.

Если вы еще не в СБИС — подключитесь

Как выглядит форма

Титульный лист

Титульный лист содержит общие данные об организации: ИНН, код КПП и ОКФС, код типа организации.

Форма сбора информации о заработной плате работников

Раздел 1

В разделе 1 указываются сведения о заработной плате сотрудников за прошлый год по месяцам — с 1 января по 31 декабря. В отчет попадают все, кто работал в 2020, даже если сейчас они уже не в штате. Сотрудников, работающих по договорам ГПХ, в отчет включать не нужно. По каждому работнику необходимо заполнить:

  • фамилию, имя и отчество без сокращений;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • общий трудовой стаж, полных лет — указывается суммарная продолжительность периодов работы на конец отчетного года или на дату увольнения работника из организации;
  • наименование должности (у одного сотрудника может быть несколько записей);
  • трехзначный код категории персонала (необходимо выбрать из справочника кодов). Для тех, кому не присвоен код, укажите «100»;
  • условия занятости — «Основное», «Внешнее совместительство», «Внутреннее совместительство»;
  • занимаемая ставка — например, 0,25; 0,5; 1;
  • количество рабочих часов по графику в отчетном месяце. При суммированном учете время указывается исходя из установленной продолжительности рабочего времени в неделю по должности;
  • количество фактически отработанных часов в отчетном месяце. Если на протяжении всего месяца сотрудник не работал, необходимо указать значение «0,00» часов;
  • сведения о заработной плате (указываются начисления по тарифным ставкам, доплаты за совмещение и особые условия труда, премии и все остальные дополнительные выплаты).

Форма сбора информации о заработной плате работников

Что вносить в сведения о зарплате

Начисления по тарифным ставкам — указывается сумма начислений в отчетном месяце по тарифной ставке, должностному окладу, сдельным расценкам или в процентах от выручки.

Класс (подкласс) условий труда по степени вредности и (или) опасности — указывается класс (подкласс) условий труда по степени вредности и (или) опасности по итогам проведения специальной оценки условий труда. Заполняется одна цифра в случае, если рабочему месту присвоен 1, 2 или 4 класс условий труда. Две цифры, разделенные точкой, — если рабочему месту присвоен 3 класс и соответствующий подкласс вредности. Если информация отсутствует, данная графа не заполняется.

Начисления (особые условия труда) — указывается размер начислений в отчетном месяце работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с локальными нормативными актами и трудовым договором.

Доплата за совмещение — указывается размер начисленной доплаты (надбавки) работнику в отчетном месяце за совмещение профессий в основное рабочее время, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.

Иные компенсационные выплаты (федеральные) — рассчитывается как сумма начислений за отчетный месяц (по соответствующей должности, ставке, условиям занятости), кроме доплат за совместительство и начислений за вредные условия. При этом в данный показатель не включаются суммы начислений по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Иные компенсационные выплаты (региональные) — указывается сумма начислений прочих компенсационных выплат в отчетном месяце. Не указываются доплаты за совместительство, начисления за вредные условия, федеральные компенсационные выплаты и начисления по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях). Также не указываются процентные надбавки к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Премии — указывается сумма начислений в отчетном месяце по премиям и иным поощрительным выплатам, начисляемым за результаты труда (вознаграждения по итогам работы, единовременные премии, за выполнение особо важных работ, за достижение показателей эффективности и другие).

Непрерывный стаж — указывается стаж работы, который используется для определения (расчета) размера доплаты (надбавки) за стаж непрерывной работы/выслугу лет (графа 24). Формат — «ГГ.ММ»: четыре цифры, разделенные точкой по две (если количество лет/месяцев менее 10, то первая цифра 0).

Выплата за стаж работы — указывается сумма начисленной доплаты (надбавки) за стаж работы (возможные названия — за стаж непрерывной работы/за выслугу лет) работнику в отчетном месяце в соответствии локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Доплата (надбавка) за работу в сельской местности — указывается размер начисленной доплаты в отчетном месяце за работу в сельской местности и районах, приравниваемых к ней, в соответствии с локальными нормативными актами.

Квалификационная категория — указывается квалификационная категория работника по должности (при наличии), используемая для определения размера доплаты/надбавки за наличие квалификационной категории. Квалификационную категорию необходимо указывать вне зависимости от наличия данной доплаты/надбавки в организации. Варианты заполнения — «вторая», «первая», «высшая». Данная графа не заполняется в случае отсутствия квалификационной категории у работника или отсутствия данных о квалификационной категории работников у работодателя.

Доплата (надбавка) за наличие квалификационной категории — указывается сумма начисленной доплаты (надбавки) работнику в отчетном месяце за наличие квалификационной категории согласно локальным нормативным актам.

Ученая степень — указывается ученая степень работника (при наличии), используемая для определения размера доплаты/надбавки за наличие ученой степени. Ученую степень необходимо указывать вне зависимости от наличия данной доплаты/надбавки в организации. Варианты заполнения — «кандидат наук», «доктор наук». Данная графа не заполняется в случае отсутствия ученой степени у работника или отсутствия данных об ученой степени работников у работодателя.

Доплата (надбавка) за наличие ученой степени — указывается сумма начисленной доплаты (надбавки) работнику в отчетном месяце за наличие ученой степени согласно локальным нормативным актам.

Доплата (надбавка) за наставничество — указывается сумма начисленной доплаты (надбавки) работнику в отчетном месяце за наставничество согласно локальным нормативным актам.

Доплата (надбавка) молодым специалистам — указывается сумма начисленной доплаты (надбавки) работнику в отчетном месяце согласно локальным нормативным актам.

Иные стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки), не зависящие от результата труда , — указывается сумма иных начисленных стимулирующих выплат за отчетный месяц (по соответствующей должности, ставке, условиям занятости), не указанных ранее.

Прочие выплаты — указывается сумма иных, начисленных за отчетный месяц выплат, отнесенных на фонд заработной платы. Также здесь указываются отпускные выплаты.

Компенсационные выплаты по районному регулированию — указывается сумма начисленных выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока за отчетный месяц.

Итого начисления — указывается общая сумма начисленной заработной платы работнику (по каждой должности) за отчетный месяц.

Раздел 2

В разделе 2 отражаются данные о фонде заработной платы. Здесь вы указываете объемы и источники расходов на оплату труда:

  • объем расходов ФЗП из федерального бюджета на всех работников — указывается общий объем выплат из федерального бюджета за год всем работникам организации;
  • объем расходов ФЗП из федерального бюджета в том числе по «указным» категориям персонала — указывается общий объем выплат из федерального бюджета за год всем работникам организации;
  • объем расходов ФЗП из бюджета субъекта РФ на всех работников — указывается общий объем выплат из бюджета субъекта РФ за год всем работникам организации;
  • объем расходов ФЗП из бюджета субъекта РФ в том числе по «указным» категориям персонала — указывается общий объем выплат из бюджета субъекта РФ за год работникам, замещающим «указные» должности;
  • объем расходов ФЗП из муниципального бюджета на всех работников — указывается общий объем выплат из муниципального бюджета за год всем работникам организации;
  • объем расходов ФЗП из муниципального бюджета в т.ч. по «указным» категориям персонала — указывается общий объем выплат из муниципального бюджета за год работникам, замещающим «указные» должности;
  • объем расходов ФЗП за счет средств ОМС на всех работников — указывается общий объем выплат из фонда обязательного медицинского страхования за год всем работникам организации;
  • объем расходов ФЗП за счет средств ОМС в том числе по «указным» категориям персонала — указывается общий объем выплат из фонда обязательного медицинского страхования за год работникам, замещающим «указные» должности;
  • объем расходов ФЗП из иных источников на всех работников — указывается общий объем выплат из источников, не указанных в графах 4-12, за год всем работникам организации;
  • объем расходов ФЗП из иных источников в том числе по «указным» категориям персонала — указывается общий объем выплат из источников, не указанных в графах 4-12, за год работникам, замещающим «указные» должности.

Форма сбора информации о заработной плате работников

Раздел 3

В разделе 3 собирается информация о зарплате руководителей, заместителей и главных бухгалтеров. Для каждой должности нужно указать среднемесячные начисленные суммы. Также необходимо дополнительно указать среднемесячную заработную плату работников организации, без учета руководителей.

Среднемесячная начисленная заработная плата руководителя организации — указывается среднемесячная начисленная зарплата руководителя (должность может называться: руководитель, директор, главный режиссер, художественный руководитель, президент) организации. Если в организации более 1 руководителя (например, директор и художественный руководитель), то в данной графе указывается средняя из среднемесячных начисленных заработных плат руководителей организации.

Среднемесячная начисленная заработная плата заместителей руководителя организации — указывается средняя из среднемесячных начисленных зарплат заместителей руководителя (лиц, выполняющих функции заместителей руководителя, без указания наименования конкретной должности — первый заместитель, заместитель по какому-либо направлению деятельности, заместитель по хозяйственной работе, по кадрам) организации.

Среднемесячная начисленная заработная плата главного бухгалтера организации — указывается среднемесячная начисленная зарплата главного бухгалтера организации.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организации (кроме руководителя, заместителей руководителей, главного бухгалтера) — указывается среднемесячная зарплата работников (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) организации.

Форма сбора информации о заработной плате работников

Вы можете заполнить отчет прямо в системе. Для этого создайте отчет «Форма сбора информации о заработной плате работников» и добавьте данные. СБИС подскажет, в каких полях что указать. Когда все будет готово, нажмите «К отправке». Даже если вы рассчитываете зарплату в СБИС, придется заполнить отчет вручную — правила формирования денежных показателей в формах отличаются, поэтому их сопоставление невозможно.

Если вы привыкли работать с таблицами Excel, сначала скачайте шаблон и заполните форму. Важно использовать именно этот шаблон. Обратите внимание, что в разделе 1 нужно добавить информацию по каждому сотруднику столько раз, сколько месяцев в году он работал у вас (месяцы указывайте цифрами — 1, 2, 3 и т.д.). Суммы выплат заполняйте в рублях и копейках через точку. Когда подготовите таблицу, просто загрузите файл в СБИС — система автоматически распознает строки и столбцы. Нажмите «К отправке».

СБИС проверит отчет по алгоритмам госоргана. Если все в порядке, автоматически передаст информацию в Пенсионный фонд. Ждать ответа о приеме не нужно. Фонд пришлет письмо только в случае отказа. Если вы его получите, исправьте ошибки и заново сдайте полную форму отчета. Сделать это можно в те же сроки — до 9 апреля.

Жукунова А. Л.

Индексация зарплаты госслужащим, компенсация за задержку выплат, выдача зарплаты из кассы, оплата простоя и персональные данные работников. Как учесть правильно?

Индексация зарплаты госслужащим. Как найти приказ?

Вопрос: с 1 октября 2019 года в Свердловской области индексировали зарплату госслужащим. Не могу найти ни одного приказа о проведении индексации зарплаты сотрудникам ГБУ Свердловской области, хотя на словах пишут об «обязательной ежегодной индексации зарплат бюджетников».

Ответ: за приказами нужно обращаться к учредителю по своей ведомственной принадлежности. Для Свердловской области, например, приняты:

  • Указ Губернатора Свердловской области от 02.09.2019 № 429-УГ «Об увеличении (индексации) размеров окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Свердловской области». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области.
  • Приказ Департамента информационной политики Свердловской области от 11.09.2019 № 118 «Об увеличении (индексации) размеров должностных окладов руководителей государственных бюджетных и автономных учреждений Свердловской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области».

Порядок индексации зарплаты бюджетников

Обратимся к Трудовому кодексу. В статье 134 установлено: «государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения осуществляют индексацию оплаты труда в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

  • По работникам государственных учреждений субъектов РФ и государственных гражданских служащих субъектов РФ решение об индексации заработной платы или денежного содержания принимают органы власти регионов.
  • По работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих — местные органы власти.

В законодательном акте органа власти должно быть указано, какая часть заработной платы индексируется. Как правило, это оклад.

Вывод: за документом о ежегодной индексации обратитесь к учредителю.

Компенсация за задержку зарплаты. Платить?

Вопрос: обязано ли казенное учреждение в учете показывать начисления компенсации за задержку зарплаты, если отсутствуют лимиты бюджетных обязательств и ассигнования по КОСГУ 296 КВР 853.

Ответ: да, обязано (ст. 236 ТК РФ).

Обязанность выплатить компенсацию не зависит от того, виновен работодатель в задержке зарплаты или нет, есть лимиты или нет. Если работодатель нарушил сроки выплаты заработной платы, отпускных или других сумм, он обязан выплатить их работнику с процентами (денежной компенсацией). Даже если задержал выплату на один день.

Вывод: выплачивайте зарплату вовремя, если задержали выплату хотя бы на один день — выплачивайте компенсацию за задержку.

Выплата зарплаты из кассы учреждения. Что оформить?

Вопрос: какой документ необходимо оформить при выплате заработной платы из кассы учреждения одному работнику? РКО или ведомость ОКУД 0301011? Является ли нарушением, если ведомость составлена на одного работника?

Ответ: начисления заработной платы работникам учреждения, а также налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, и иных сумм удержаний отражаются в документах ( Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н) :

  • расчетно-платежной ведомости ф. 0504401;
  • расчетной ведомости ф. 0504402.

Если разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск, при увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производят по платежной ведомости (ф. 0504403), расходному кассовому ордеру.

Можно составить ведомость на одного работника — это не будет нарушением.

Расчетно-платежные ведомости запросили по «электронке». Законно?

Вопрос: мы автономное учреждение — детский сад. Управление образования запросило расчетно-платежные ведомости по сотрудникам, причем запрос был просто письмом на электронную почту. Законно ли это? Обязаны ли мы представить эти документы? Не является ли это нарушением закона 152-ФЗ?

Ответ: работодатель не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам. В ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» говорится, что персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д.

Сведения о заработной плате относятся к сведениям о персональных данных.

Роскомнадзор в Письме от 07.02.2014 № 08КМ-3681 «О передаче работодателем третьим лицам сведений о заработной плате работников» отвечал на подобный вопрос: «…сведения о заработной плате лица являются информацией, содержащей персональные данные субъекта, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Вывод: в законе нет нормы, где установлено право учредителя запросить расчетно-платежные ведомости. Если поступил запрос, можно ответить, что не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам.

В казенном учреждении ремонт. Как оплатить простой?

Вопрос: как оплачивать время простоя и какой документ нужен для оплаты в казенном учреждении водителю (оклад), автомобиль которого находится на ремонте? Выплатить по среднему заработку или оклад?

Ответ: работодателю нужно исходить из причин, которые вызвали необходимость ремонта (Письмо Минтруда России от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).

Проверки расходования средств республиканского бюджета, выделенных на оплату денежного содержания и оплату труда, правильности формирования фонда оплаты труда Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва проводятся по следующим направлениям:

- правильность формирования фонда оплаты труда;

- правильность и обоснованность установления должностных окладов и всех видов надбавок (стимулирующих компенсационных), премирования, поощрений и других видов выплат к заработной плате;

- правильность отражения задолженностей по заработной плате и начислениям во внебюджетные фонды на начало и на конец финансового года с отражением в соответствующих отчетах, обоснованность задолженностей.

По результатам контрольных мероприятий, проведенных Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в 2018 году, нарушения расходования средств республиканского бюджета, выделенных на оплату труда, установлены в 7 объектах контроля, из них в подведомственных учреждениях Министерства образования и науки РТ, Министерства труда и социального развития РТ, Агентства по делам семьи и детей РТ, Службы по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям РТ, а также в Администрации Пий-Хемского кожууна.

Нарушения фонда оплаты труда выявлены на общую сумму 36 606,6 тыс. рублей, что составляет 55,6% от общего объема выявленных финансовых нарушений, в том числе:

- неэффективное использование бюджетных средств – 15 392,7 тыс.рублей, что составляет 42% всей выявленной суммы по фонду оплаты труда;

- неправомерная выплата заработной платы – 10 028,6 тыс.рублей или 27,4%;

- переплата заработной платы – 9 344,0 тыс.рублей или 25,5%;

- недоплата заработной платы – 1841,3 тыс.рублей или 5%.

Типичными нарушениями являются:

1. Необоснованные завышения размеров должностных окладов руководящего состава на общую сумму 1 105,2 тыс.рублей допущены в подведомственных учреждениях Министерства образования и науки РТ, Агентства по делам семьи и детей РТ.

2. В бюджетном учреждении, подведомственном Агентству по делам семьи и детей РТ, установлен факт начисления и выплаты директору учреждения надбавок и доплат, не предусмотренных трудовым договором, на общую сумму 356,5 тыс.рублей.

3. Почти во всех проверенных учреждениях надбавки за расширение зон обслуживания, за увеличение объемов работ начисляются при отсутствии соглашений сторон, определяющих содержание и (или) объем дополнительной работы, а также других документов, подтверждающих факт привлечения работника к дополнительной работе, что приводит к неправомерным выплатам заработной платы. Всего данное нарушение установлено на общую сумму 4 807,3 тыс.рублей.

4. Выплата «за качество выполняемых работ» в учреждениях производится без учета оценки эффективности работы, качества и полноты оказываемых услуг, а также сверх размеров, установленных Положениями о системе оплаты труда, на сумму 2 242,5 тыс.рублей.

5. В результате неправильного применения норм законодательства, а именно начисления не предусмотренные Положением о системе оплаты труда, неправомерно начислены надбавки на общую сумму 1 099,1 тыс.рублей.

6. В результате неправильного установления стажа непрерывной работы и применения размера доплаты допущена переплата заработной платы на сумму 1 205,9 тыс.рублей.

7. Компенсационная выплата за вредность на общую сумму 2 141,8 тыс.рублей начислялась и выплачивалась в отсутствие специальной оценки условий труда и при отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов рабочих мест.

8. В образовательном учреждении выплата компенсационной надбавки за проведение кружков на сумму 487,1 тыс.рублей производилась при отсутствии часов в тарификационном списке педагогических работников, а также в отсутствие документов, подтверждающих проведение кружков.

9. При отсутствии первичных документов - приказов руководителя учреждения в автономном учреждении начислены и выплачены премии, материальная помощь работникам на сумму 154,0 тыс. рублей.

10. При изменении нормативных правовых документов, регулирующих порядок формирования фонда оплаты труда, учреждениями не обеспечивается внесение изменений в свои локальные документы по оплате труда. В результате не установления размеров должностных окладов согласно постановлению Правительства РТ допущена недоплата заработной платы на сумму 1 073,8 тыс.рублей.

11. В результате произведенных недоплат заработной платы искусственно создается экономия фонда оплаты труда, которая направляется впоследствии на премирование, оказание материальной помощи в основном руководящему составу, бухгалтерской службе, что является неэффективным использованием бюджетных средств.

Кроме того, в двух государственных бюджетных учреждениях премии и материальные помощи на сумму 5 609,6 тыс.рублей начислены и выплачены при имеющейся кредиторской задолженности по фонду оплаты труда.

12. Главный бухгалтер автономного учреждения, подведомственного Службе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям РТ, при осуществлении онлайн расчетов, используя электронно-цифровую подпись руководителя учреждения, при отсутствии оправдательных документов перечислила на свой личный счет денежные средства на сумму 121,7 тыс. рублей. По данному нарушению в отношении виновного лица возбуждено уголовное дело.

13. В Администрации муниципального района допущено нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов, выделенных из республиканского бюджета, на сумму 4 292,0 тыс.рублей, вследствие увеличения расходов по оплате труда, переплата денежного содержания муниципальным служащим и заработной платы работникам установлена на сумму 7 219,5 тыс. рублей, недоплата денежного содержания муниципальным служащим и заработной платы работникам – 481,9 тыс. рублей.

14. Выплата премии председателю Администрации при отсутствии первичных учетных документов (Решения Хурала представителей кожууна); начисление и выплата денежного содержания за фактически не отработанное время; оплата заработной платы по документам, оформленным ненадлежащим образом, допущена на общую сумму 135,0 тыс. рублей.

По результатам проведенных проверок Службы:

- в бюджет зачислено средств в сумме 827,0 тыс.рублей,

- приведены в соответствие нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда;

- завышенные размеры должностных окладов руководящего состава учреждения приведены в соответствие;

- выплачена недоплата заработной платы.

На основании изложенного, органам исполнительной власти и муниципальным образованиям необходимо усилить контроль по эффективному и целевому использованию средств бюджета, осуществлять внутренний контроль по использованию выделенных средств и принять соответствующие меры по недопущению установленных нарушений.

Читайте также: