Как рассчитывается зарплата тренера в спортивной школе

Опубликовано: 17.09.2024

Расчет оплаты труда тренеров-преподавателей имеет много особенностей. Каждое учреждение при формировании системы оплаты труда вправе выбрать и установить различные методы расчета зарплаты для данной категории работников. Мы предлагаем рассмотреть особенности расчета при подушевом методе.

Нормативное регулирование оплаты труда тренеров-преподавателей.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Учреждения спорта при разработке положений по оплате труда руководствуются:

  • главой 54.1 ТК РФ;
  • Приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (утвержденный документ далее – Особенности № 1125);
  • Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601;
  • Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, доведенными Письмом Минспорта РФ от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 (далее – Методические рекомендации № ВМ-04-10/2554);
  • Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, доведенными Письмом Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685;
  • Методическими рекомендациями по формированию системы оплат труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва в области спорта инвалидов, в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях, доведенными Письмом Минспорттуризма РФ от 27.10.2011 № ПК-02-10/6271.

Кроме того, с учетом указанных нормативных актов на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов разрабатываются свои законодательные нормы, в соответствии с которыми должны производится расчеты зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта, например:

  • Постановление администрации городского округа Троицк в г. Москве от 30.10.2015 № 1122 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений городского округа Троицк в городе Москве, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта»;
  • Постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности»;
  • Постановление Правительства Нижегородской области от 15.02.2012 № 76 «Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта Нижегородской области»;
  • Постановление Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 № 664 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений, занятых в сфере физической культуры и спорта» (вместе с Положением о системе оплаты труда работников государственных учреждений, организаций Республики Крым, занятых в сфере физической культуры и спорта).

Тарифицирование работников.

Ежегодно (не позднее чем за две недели до начала тренировочного (спортивного) сезона) производится тарифицирование работников.

Тарификация может осуществляться с использованием следующих методов:

Тарифицирование работников, участвующих в реализации программ с несколькими группами занимающихся, может осуществляться с применением разных методов по каждой группе.

В связи с подушевым финансированием большинства государственных (муниципальных) образовательных и спортивных организаций наиболее распространенным является подушевой метод тарификации.

Далее мы подробнее рассмотрим порядок начисления заработной платы при таком методе.

Общие требования к оплате труда тренеров-преподавателей.

Заработная плата тренера-преподавателя состоит из должностного оклада (ставки заработной платы) и повышающих коэффициентов к нему (п. 6.5.1 и 6.5.2 Методических рекомендаций № ВМ-04-10/2554).

Повышающие коэффициенты. К минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ) с учетом обеспечения финансовыми средствами рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты:

  • коэффициент квалификации;
  • коэффициент специфики работы;
  • персональный повышающий коэффициент.

Размеры повышающих коэффициентов в соответствии с нормативными правовыми актами публично-правовых образований могут быть изменены (увеличены).

Повышающие коэффициенты рекомендуется устанавливать на определенный период в течение соответствующего календарного года или на более длительный срок (например, олимпийский цикл – четыре года).

Применение всех повышающих коэффициентов не предполагает образование нового оклада (должностного оклада), ставки зарплаты работника. Эти коэффициенты не рекомендуется учитывать при начислении стимулирующих и компенсационных выплат. Установленные повышающие коэффициенты при применении между собой считается целесообразным складывать, а не перемножать.

Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации тренеров (тренеров-преподавателей) приведем в таблице.

Рекомендуемый размер повышающего коэффициента

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория (при наличии)

Стимулирующие выплаты. Работникам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также внедрение и реализацию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), рекомендуется устанавливать следующие виды выплат стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда тренерского состава) (п. 6.5.3 Методических рекомендаций № ВМ-04-10/2554):

  • выплаты за результативное участие в подготовке спортсмена в спортивных дисциплинах, включенных в программу Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и иных значимых официальных международных спортивных соревнованиях;
  • выплаты молодым специалистам и наставникам;
  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • выплаты за опыт работы и достижения работников в сфере физической культуры и спорта, образования в области физической культуры и спорта, отмеченные государственными и ведомственными званиями и наградами;
  • выплаты за высокие результаты работы по вовлечению населения в подготовку к выполнению нормативов ГТО;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Выплаты стимулирующего характера рекомендуется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников организации, а также средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляемых организацией на оплату труда работников.

В целях привлечения и укрепления кадрового тренерского состава рекомендуется применять стимулирующие выплаты молодым специалистам, а также тренерам, тренерам-преподавателям, другим специалистам, осуществляющим наставничество над молодыми специалистами.

Рекомендуется устанавливать следующие стимулирующие надбавки:

  • до 50% к должностному окладу – молодому специалисту;
  • от 10 до 15% к должностному окладу – специалисту-наставнику.

Выплаты за качество выполняемых работ предлагается производить в соответствии с достигнутыми показателями эффективности деятельности организации:

Стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет рекомендуется устанавливать в целях укрепления кадрового состава организации, осуществляющей спортивную подготовку, сохранения преемственности и тренерских традиций.

Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет рекомендуется производить работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в физкультурно-спортивных и (или) образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в процентах от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

Рекомендуемые размеры этих стимулирующих выплат следующие:

Размеры выплаты в процентах к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы

Стаж работы от 5 до 10 лет

Стаж работы от 10 до 20 лет

Стаж работы от 20 до 25 лет

Стаж работы свыше 25 лет

При определении условий и размеров премиальных выплат по итогам работы следует учитывать:

  • успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде работы, выполнение показателей государственного (муниципального) задания;
  • инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
  • качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, осуществляющей спортивную подготовку (тренировочных сборов, соревновательных мероприятий, подготовки организации, осуществляющей спортивную подготовку, к новому тренировочному (спортивному) сезону, зимнему отопительному сезону и т. д.);
  • участие работника в течение соответствующего периода в выполнении особо важных работ и мероприятий.

Работникам могут выплачиваться единовременные премии за выполнение особо важных заданий, не входящих в круг их основных обязанностей, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства.

Премирование работников организации, осуществляющей спортивную подготовку, производится по решению руководителя организации. Конкретный размер премиальных выплат может устанавливаться как в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника, так и в абсолютном значении.

Премиальные выплаты, размеры и условия их осуществления рекомендуется устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах выделенных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Премиальные выплаты по итогам работы рекомендуется осуществлять на основании распорядительного акта организации (приказа руководителя). При этом в локальном нормативном акте организации (например, в положении о материальном стимулировании) целесообразно устанавливать максимальный размер премиальной выплаты по итогам работы (допустим, не более трех должностных окладов в год) и порядок определения размера премиальной выплаты по итогам работы (в процентах к окладу (должностному окладу) или в абсолютном размере).

Премиальные выплаты по итогам работы рекомендуется осуществлять за счет и в пределах экономии средств, предусмотренных на оплату труда в организации на текущий год.

Рекомендуемые размеры выплат за высокие результаты работы по вовлечению населения в подготовку к выполнению нормативов ГТО устанавливаются в пределах 10 – 20%.

Компенсационные выплаты. За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работникам организации устанавливаются выплаты компенсационного характера. К таким выплатам предлагается относить (п. 6.5.4 Методических рекомендаций № ВМ-04-10/2554):

– выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
  • выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности.

Расчет оплаты труда при подушевом методе

Для расчета должностного оклада (До) тренера-преподавателя при подушевом методе в Методических рекомендациях № ВМ-04-10/2554 приводится следующая формула:

До = Об х (n1 x k1 x v1 + n2 x k2 x v2 + … + nn x kn x vn) / 100 x Ks x S, где:

Об – базовый оклад по должности, предусмотренный локальными нормативными актами учреждения (организации);

n1, n2, …, nn – количество занимающихся, зачисленных по каждому этапу (периоду) подготовки;

k1, k2, …, kn – расчетные нормативы за подготовку одного спортсмена по каждому этапу (периоду) подготовки;

v1, v2, …, vn – коэффициенты участия тренера (тренера-преподавателя) в реализации тренировочного (учебного) плана, являющегося соотношением установленного работнику объема работы со спортсменами по каждому этапу (периоду) подготовки к объему, установленному по программе на определенном этапе (периоде) подготовки (данные коэффициенты не могут превышать показатель, равный 1;

Ks – расчетный коэффициент вида спорта (спортивной дисциплины);

S – коэффициент специализации.

Заработную плату тренеров-преподавателей, тренеров государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта нормативными актами субъектов РФ рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:

ОТ = С x Н + СВ + КВ, где:

С – ставка заработной платы, С = МС x SUM К, где:

МС – минимальная ставка заработной платы по занимаемой должности (минимальный оклад по ПКГ);

SUM К – сумма коэффициентов за занимаемую должность, за квалификацию, за специфику работы и персонального повышающего коэффициента;

Н – норматив по количеству занимающихся или норматив по подготовке спортсмена высокого класса;

СВ – выплаты стимулирующего характера;

КВ – выплаты компенсационного характера.

Норматив по одному занимающемуся устанавливается в зависимости от численного состава занимающихся и объема учебно-тренировочной работы).

Период обучения (лет)

Минимальная наполняемость групп (человек)

Максимальный объем учебно-тренировочной работы (часов в неделю)

Норматив по одному занимающемуся (в % от должностного оклада, ставки заработной платы)

2,2 (для учреждений, имеющих специализацию, – 1,0)

Начальной подготовки (НП)

При оплате труда по нормативам по одному занимающемуся максимальный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки не должен превышать 30 человек с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Учебно-тренировочная нагрузка, приведенная в таблице, устанавливается для занимающихся при прохождении того или иного этапа подготовки. Она устанавливается программой спортивной подготовки по виду спорта в соответствии с приложением 1 к Особенностям № 1125.

Исходя из приведенных нормативов у тренера на ставку заработной платы должно быть:

1) по спортивно-оздоровительному этапу подготовки – не менее трех групп по 15 человек (три группы по 6 часов);

2) по этапу начальной подготовки:

  • до года – не менее трех групп по 15 человек (три группы по 6 часов);
  • свыше года – не менее двух групп по 14 человек (две группы по 9 часов).

Исходя из подушевого расчета оплаты труда ставка заработной платы также может быть отработана при меньшем количестве часов, но большей наполняемости группы.

У тренера-преподавателя И. И. Петрова одна группа СОГ. В группе 20 человек, он занимается с этой группой 6 часов в неделю.

Для расчета оплаты труда необходимо учитывать следующие условия:

  • минимальный оклад по ПКГ – 4 268 руб. (МС);
  • повышающий коэффициент к минимальному окладу по ПКГ по квалификационному уровню в зависимости от занимаемой должности – 1,01 (SUM K);
  • повышающий коэффициент за наличие 1-й категории – 0,5 (SUM K);
  • персональный повышающий коэффициент – 2,0 (SUM K);
  • за стаж работы 8 лет установлена доплата 5% от минимального оклада по ПКГ.

Ставка заработной платы будет равна 14 980,68 руб. (4 268 руб. х (1,01 + 0,5 + 2)) (С = МС x SUM К).

В соответствии с количеством занимающихся тренеру будет оплачено 0,44 ставки зарплаты (20 чел. х 2,2%) – это норматив (Н).

Доплата за стаж работы – 93,9 руб. (4 268 руб. х 5% х 0,44) (СВ).

Общая заработная плата тренера И. И. Петрова составит 6 685,4 руб. (14 980,68 руб. х 0,44 + 93,9 руб.).

У тренера-преподавателя В. В. Смирнова две группы. В группе СОГ 20 человек, с ними он занимается 6 часов в неделю. Группа НП – с периодом обучения больше года, где 25 человек занимаются по 9 часов в неделю.

Для расчета оплаты труда необходимо учитывать следующие условия:

  • минимальный оклад по ПКГ – 4 268 руб. (МС);
  • повышающий коэффициент к минимальному окладу по ПКГ по квалификационному уровню в зависимости от занимаемой должности – 1,01 (SUM K);
  • повышающий коэффициент за наличие 1-й категории – 0,5 (SUM K);
  • персональный повышающий коэффициент – 2,0 (SUM K);
  • за стаж работы 12 лет установлена доплата 10% от минимального оклада по ПКГ.

Ставка заработной платы будет равна 14 980,68 руб. (4 268 руб. х (1,01 + 0,5 + 2)) (С = МС x SUM К).

За группу СОГ в соответствии с количеством занимающихся тренеру будет оплачено 0,44 ставки зарплаты (20 чел. х 2,2%) – это норматив (Н). Заработная плата за данную группу составит 6 591,5 руб. (14 980,68 руб. х 0,44).

За группу НП (исходя из количества занимающихся) тренеру будет оплачено 1,25 ставки зарплаты (25 чел. х 5%) – это норматив (Н). Заработная плата за данную группу составит 18 725,85 руб. (14 980,68 руб. х 1,25).

Доплата за стаж работы – 721,3 руб. ((4 268 руб. х 10% х 0,44) + (4 268 руб. х 10% х 1,25)) (СВ).

Общая заработная плата тренера В. В. Смирнова будет равна 26 038,65 руб. (6 591,5 + 18 725,85 + 721,3).

В рассматриваемых примерах первый тренер-преподаватель (И. И. Петров) с учетом наполняемости группы и учебно-тренировочной нагрузки получит 0,44 ставки заработной платы. Чтобы данному тренеру получить полную ставку заработной платы исходя из подушевого метода расчета заработной платы, у него должно быть 45 – 46 обучающихся.

Второй тренер-преподаватель (В. В. Смирнов) с учетом наполняемости групп и учебно-тренировочной нагрузки получит 1,69 ставки заработной платы.

Заработная плата тренеров-преподавателей в каждом регионе может быть рассчитана по-разному. Общим для всех случаев является то, что она состоит из оклада (ставки заработной платы), а также стимулирующих и компенсационных выплат. Заработная плата тренера-преподавателя при подушевом методе расчета будет зависеть от норматива по одному занимающемуся на том или ином этапе подготовки. Все особенности расчета и выплаты заработной платы должны быть предусмотрены и прописаны в положении по оплате труда учреждения.


Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях в области спорта инвалидов, лиц с о

Последнее обновление 25.11.2011 г.

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда
тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного
резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях
в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья

Общие положения

В соответствии с положениями Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации отнесена к полномочиям и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации и обеспечения единообразного подхода при внедрении отраслевой системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов (далее – работники), осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях.

Настоящие Методические рекомендации могут использоваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления при разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих оплату и оценку результативности труда работников образовательных государственных (муниципальных) учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, при условии выполнения требований трудового законодательства по соблюдению нормальной продолжительности рабочего времени.

Система оплаты труда и оценки его результативности для тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса по спорту инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающая размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также с учетом мнения представительного органа работников.

Основные условия оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в спорте инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, направлена на усиление стимулирующей роли выплат за качество и результаты работы. На региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне конкретного учреждения разрабатываются и утверждаются соответствующие нормативные акты, закрепляющие:

- выделение стимулирующей части в фонде оплаты труда;

- порядок участия общественных структур в распределении стимулирующей части оплаты труда;

- критерии и показатели качества и результативности труда работников;

- установление зависимости оплаты труда от количества занимающихся, спортсменов и достигнутых ими спортивных результатов.

Предлагаемая модель системы оплаты труда ориентирована на стимулирование работников в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к повышению:

- уровня своего образования;

- уровня тренерского мастерства;

- уровня эффективности и качества учебно-тренировочного процесса и его методического обеспечения;

- уровня результативности занимающихся, спортсменов.

Система оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов включает:

- рекомендуемые минимальные размеры должностных окладов, ставок по профессиональным квалификационным группам должностей работников образования, работников физической культуры и спорта (далее – ПКГ);

- рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным должностным окладам, ставкам;

- наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера;

- выплаты стимулирующего характера и критерии их установления.

Минимальные размеры должностных окладов, ставок работников по соответствующим ПКГ устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Повышающие коэффициенты к должностному окладу, ставке по соответствующим ПКГ (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливаются работнику с учетом уровня его квалификации (квалификационной категории), профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта работы и других факторов.

В систему повышающих коэффициентов к должностным окладам, ставкам (окладам по занимаемой должности, ставкам) для работников могут входить:

- персональный коэффициент и др.

Повышающие коэффициенты не образует нового должностного оклада, ставки заработной платы работника и не учитываются при начислении стимулирующих и компенсационных выплат.

Повышающий коэффициент квалификации к должностному окладу, ставке заработной платы (окладу) работника устанавливается с учетом уровня его профессиональной подготовки, компетентности и квалификации.

Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к должностному окладу (окладу) определяется путем умножения размера должностного оклада работника на повышающий коэффициент.

Размер выплат по повышающему коэффициенту квалификации к ставке заработной платы определяется путем умножения ставки заработной платы с учетом объема фактической педагогической нагрузки на повышающий коэффициент.

Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер.

Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации приведены в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации

Показатели коэффициента квалификации

Размер повышающего коэффициента в долях

За квалификационную категорию:

а) высшая категория

б) первая категория

в) вторая категория (подтвердившие соответствие занимаемой должности)

Коэффициент квалификации по должностям «спортсмен» и «спортсмен-инструктор» устанавливается в зависимости от показанных спортивных результатов на соревнованиях различного уровня. Рекомендуемые размеры коэффициентов квалификации для должностей «спортсмен» и «спортсмен-инструктор» приведены в таблице 2.

Таблица 2. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента квалификации для должностей «спортсмен», «спортсмен-инструктор»

Рекомендуемый размер повышающего коэффициента

кандидат в мастера спорта

Мастер спорта
России, гроссмейстер
России

Мастер спорта России международного
класса

Мастер спорта России
международного
класса - призер
всероссийских
соревнований

Мастер спорта России
международного

класса - призер международных
соревнований

Персональный повышающий коэффициент к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) устанавливается работнику с учетом сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

Персональный повышающий коэффициент устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента – до 5. Применение персонального коэффициента к минимальному должностному окладу, ставке (окладу по занимаемой должности, ставке) не образует должностной оклад, ставку и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

Перечень повышающих коэффициентов может быть дополнен с учетом специфики деятельности конкретных учреждений или их структурных подразделений, а также отдельных должностей (в том числе, коэффициент специфики, коэффициент по должности, коэффициент по уровню образования и др.).

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Порядок и условия оплаты труда тренеров-преподавателей, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в области спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с типовой учебно-тренировочной программой подготовки занимающихся, спортсменов.

При отсутствии в утвержденной учебно-тренировочной программе подготовки нормативов по наполняемости учебных групп и максимальному объему учебно-тренировочной нагрузки рекомендуется придерживаться параметров, приведенных в таблице 3. Показатели численности занимающихся могут быть изменены.

Таблица 3. Рекомендуемый численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы на этапах спортивной подготовки

Этап многолетней подготовки спортсменов

Оптимальная наполняемость групп, человек

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (учебных часов за неделю), в т.ч.по индивидуальным планам

Зарплата спортивного тренера может колебаться в очень широком диапазоне. Одни представители профессии зарабатывают сотни тысяч и даже миллионы, другие жалуются, что зарплаты ни на что не хватает. Почему так происходит?

Спортивный тренер

Тренерские оклады в России

В России сложно разыскать ещё одну профессию с таким невероятным разнобоем в плане доходов. Всё из-за того, что зарплата тренера зависит от множества внешних факторов.

Тренер-преподаватель, обучающий школьников, получает невысокую учительскую зарплату, в то время как зарплата тренера по футболу, тренирующего профи высшей категории, превышает заработки всего учительского коллектива школы.

Влияние опыта и профессионализма на доходы

Лучшие представители профессии относятся и к наиболее богатым людям мира. Как правило, они ушли из большого спорта, чтобы тренировать новую смену. Таким специалистам готовы платить много. За них «дерутся» международные спортивные компании.

Хороший тренер по боксу или по волейболу способен приносить своему нанимателю немалые деньги. Это делает его ценным и высокооплачиваемым.

Количество вакансий по регионам

Большинство представителей профессии работают на оклады, регулируемые администрациями учреждений или спортивными федерациями.

В России, будучи тренером, воспитавшим олимпийского чемпиона или чемпионов, можно получать мизерную, назначенную муниципальными властями зарплату. В этом парадокс нашей страны. Как правило, большие ставки возможны там, куда вкладываются спонсоры.

Во многом спортивный доход зависит от специализации. Специалист тренажерного зала, преподаватель пилатеса в фитнес клубе, наставник юных хоккеистов – всё это различные направления со своими окладами и перспективами повышения заработка.

Как правило, лучшими тренерами становятся бывшие игроки. Подробнее в следующем видеоролике.

Оклады фитнес-тренеров

Найти ответ на вопрос, какая зарплата у инструкторов в фитнесе, непросто. 90% деятельности данного направления в России находится в ведении частников.

Фитнес-тренеры могут работать в частных спортзалах, иметь собственных клиентов и давать индивидуальные тренировки. Также они могут трудиться в ведомствах, спортивных клубах, государственных командах и т. д.

Часто именно эту категорию называют тренерами по физической подготовке, они могут проводить занятия по легкой атлетике, пилатесу, йоге и т. д. многие специалисты тренируют людей по специальным программам, позволяющим похудеть либо, наоборот, набрать мышечную массу.

Зарплата фитнес-тренера

Средняя зарплата фитнес-тренера в сравнении с тренерами других направлений

Работа по контракту

Большинство фитнес-тренеров нанимается в компании на контрактной основе. Это делает их напрямую зависимыми от успеха нанимателя, его маркетинговой политики и щедрости владельца. В более выгодных условиях оказываются тренеры, заключающие договора на аренду помещения. Их доходы зависят от них самих.

Зарплата фитнес-тренеров в частных клубах напрямую зависит от стоимости абонемента. Если это дорогой клуб в Москве со стоимостью месячного абонемента в 30 000 рублей, тренер может получать высокое вознаграждение – до 180 000 рублей. Когда речь идёт о бюджетных клубах, где клиенты платят 3 000 – 5 000 в месяц, тренерская ставка будет варьироваться в пределах 30 000 – 40 000 рублей.

Из чего складывается зарплата тренера

Как правило, оклад спортивного фитнес-специалиста состоит из 3 величин:

  • оплата персональных тренировок;
  • за проработанное время;
  • за проведённые инструктажи.

Зарплата тренеров

Распределение фонда заработной платы тренерского состава

Сколько получают тренеры ДЮСШ

Увы, люди, которые приобщают к спорту юных легкоатлетов, волейболистов, дзюдоистов и т. д. зачастую получают мизерную заработную плату. Это большая проблема всего спортивного сообщества. Средняя зарплата тренера ДЮСШ и СДЮСШОР 15 000 – 20 000, что почти на одном уровне с прожиточным минимумом.

Оклады детских тренеров часто обсуждаются на федеральном уровне. Однако вопрос повышения ставок спортивных наставников всё ещё остаётся открытым.

Главная проблема в том, данная тренерская категория подчиняется бедному Министерству образования. До сих пор не повысили оклады тренерам юношеских и детских спортивных команд и по причине бедности региональных властей, финансирующих сферу образования.

Почему у тренеров, работающих в детско-юношеских спортивных школах, оклады совсем небольшие? Ответ в следующем видеоматериале.

Перспективы роста зарплат

Отметим, что доходы учителей физкультуры и тренеров бюджетных детских спортивных команд растут неравномерно. Показатель роста зависит от региональных решений.

В среднем, в последние годы заработок категории вырос на 10-12%. В некоторых регионах вместо того, чтобы рассчитать бюджет на увеличение зарплат представителям спортивной сферы, власти, наоборот, сокращают расходы на развитие физической культуры молодёжи.

Сколько получают футбольные тренеры?

Наставники футболистов занимают в России по уровню доходов лидирующие позиции. Самое завидное положение у специалистов, тренирующих в Москве и МО. Здесь же предлагается и наибольшее количество вакансий. Зарплаты футболистов иногда достигают баснословных цифр.

Зарплата и вакансии тренеров

За сколько предлагают потрудиться тренерам работодатели.

Тренер по футболу в столице в среднем получает 40 000 рублей. В других регионах его коллеги могут рассчитывать на:

Доходы тренеров FIFA

Если смотреть на вопрос из расчёта соотношения доходов и потребностей, получается неутешительная картина. Однако, всё не так печально. Особняком от своих коллег стоят тренеры FIFA. В России они в среднем зарабатывают 1 миллион рублей.

Тренеры по футболу

Топ-10 самых высокооплачиваемых тренеров по футболу

Рост доходов и бонусы

Доходы тренеров по хоккею, по футболу, по волейболу, по дзюдо, лёгкой атлетике и т. д. могут стать больше, если им удастся воспитать чемпиона. К примеру, если воспитанник попадёт в профессиональный спортивный клуб, его наставник может получить разовое вознаграждение.

Так, за пополнение рядов футболистов РФПЛ полагается 600 000 – 700 000 рублей. Правда, часть суммы уходит на оплату налогов и школе. Сам наставник может рассчитывать на не более чем 400 000 рублей.

Если юный спортсмен попадает во второй дивизион, его тренеру полагается около 300 000 рублей. Если повезёт, половина суммы попадёт в руки наставнику.

Зарплата тренеров в РФ

Сколько получают тренеры в разных городах России

Средняя зарплата в регионах

Статистика за прошедший 2017 год показала, что в среднем представители профессии зарабатывают 40 000 рублей. Эта цифра складывается и из огромных окладов сотрудников FIFA и из мизерных учительских ставок.

Вряд ли найдётся другая такая профессия, у которой средний зарплатной уровень будет столь далёк от жизни и реальности.

Если вы нацелены на спорт и хотите сделать его своей профессией, учитывайте, что ставка тренера по плаванию, по борьбе, по фитнесу и т. д., работающего в частном клубе, будет сильно отличаться от того, что получают по окончанию месяца школьные учителя.

Никакие государственные субсидии и льготы не смогут залатать дыру в семейном бюджете, которая неизбежно образуется, если человек соглашается работать на 15 000 – 20 000 рублей.

Зарплата тренеров по областям

Заработная плата тренеров в разных регионах России

Заработная плата зарубежных тренеров

Отечественных спортивных наставников интересует, сколько зарабатывают тренеры в США и других странах, считающихся самыми благополучными. Выгоднее ли продолжить расширят свой боксерский, футбольный или хоккейный стаж за кордоном?

Хороший специалист тренажёрного зала в Соединённых Штатах Америки, Англии и Евросоюзе зарабатывает неплохо. Ставка зависит от квалификации. В Штатах на начальных порах платят 8-15 USD в час.

При хороших показателях гонорары возрастают до 25-30 USD в час. В США ставки тех, кто выбрал тренажёрный зал в качестве трудового поприща, не опускаются ниже 30 000 USD в год. Хороший специалист зарабатывает около 47 000 USD в год.

Интересное видео. Работа тренера связана не только с большими физическими, но и с эмоциональными нагрузками. Он всегда должен быть примером для своих воспитанников. Рекомендуем к просмотру.


Выгодно профессионально заниматься с подопечными лёгкой атлетикой и прочими видами спорта и в Европе. Всё дело в том, что спорт в благополучных странах – это норма жизни. Хороший тренер никогда не останется без работы и средний зарплатный уровень для него не станет пределом.

В заключение отметим, что и в России спорт становится популярным направлением. Людей интересуют программы похудения, оздоровления, спортивного и фитнес-питания. Знания в этой области могут принести хорошие доходы.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, должна ли ненормированность рабочего времени отображаться в расчетных листах и тарификации работника? Работаю тренером, в дополнительном соглашении написано, что нам установлено 24 нормированных часа и 16 ненормированных, но при этом, кроме нормированных я больше ничего не вижу.

Уважаемая Виктория Васильевна!

Ненормированный рабочий день, согласно статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

В Вашем случае нельзя вести речь о ненормированном рабочем дне, поскольку фактически имеет место нормируемая и ненормируемая части тренерской работы.

В чем состоит их отличие друг от друга, поясним ниже.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018 (далее – Единые рекомендации), содержат раздел, устанавливающий особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта.

Указанным разделом предусмотрено, что в рабочее время тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, включается (1) тренерская работа, (2) индивидуальная работа со спортсменами, (3) научная, творческая и исследовательская работа, (4) а также другая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами спортивных и иных мероприятий, проводимых со спортсменами, участие в работе коллегиальных органов управления учреждением.

Единые рекомендации предусматривают установление для тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, нормы часов тренерской работы (нагрузки) 24 часа в неделю. За это количество часов тренерской нагрузки работнику устанавливается ставка заработной платы.

Отраслевым соглашением по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации» на 2018 - 2020 годы (далее - Отраслевое соглашение) также определено, что норма часов непосредственно тренерской работы (24 часа в неделю) является расчетной величиной для исчисления тренерам заработной платы за месяц, с учетом установленного организацией объема тренерской нагрузки в неделю.

Непосредственная тренерская работа включает в себя, например, короткие перерывы, динамическую паузу, активный и пассивный отдых, время на подготовку к занятию, мероприятия по соблюдению техники безопасности и иные мероприятия, согласно программам спортивной подготовки, утвержденным в организации.

Какими-либо иными документами, норма часов тренерской работы для тренеров в настоящее время не установлена.

Исходя из изложенного в Единых рекомендациях и Отраслевом соглашении, рабочее время тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, включает в себя (1) нормируемую часть рабочего времени для выполнения тренерской работы (24 часа в неделю), а также (2) ненормируемую часть рабочего времени для выполнения иной тренерской работы.

Ненормируемая часть тренерской работы включает в себя иную работу, предусмотренную, должностными обязанностями, установленными разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н, например, разработку индивидуальных планов подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий; участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; анализ результатов выступления спортсменов, спортивной команды на спортивных соревнованиях, внесение коррективов в их дальнейшую подготовку и так далее.

Повторим, что 24 часа – это нормируемая часть тренерской работы, а не продолжительность рабочего времени, которое в соответствии со статьей 320 ТК РФ для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, составляет 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена федеральными законами.

Таким образом, продолжительность Вашего рабочего времени составляет 36 часов в неделю, из которых 24 часа – это нормируемая часть тренерской работы, и 12 часов, а не 16, - это ненормируемая часть рабочего времени тренера.

Согласно статье 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форму расчетного листка работодатель утверждает самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников.

Поскольку, как сказано выше, норма часов тренерской работы (24 часа в неделю) является расчетной величиной для исчисления тренерам заработной платы за месяц, расчетные листки работника могут отражать как фактический объем выполненной тренерской работы и рассчитанную исходя из него ставку заработной платы, так и продолжительность рабочего времени.

Отраслевым соглашением рекомендуется производить тарификацию труда тренеров с учетом тренерской нагрузки. В тарификации учитывается количество групп на этапах подготовки и (или) индивидуальная работа со спортсменами этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, объем тренировочной нагрузки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по виду спорта.

Поскольку тарификация работников осуществляется для определения их заработной платы за фактический объем нагрузки, а расчетной величиной для исчисления тренерам заработной платы является норма часов тренерской работы, при тарификации труда тренеров возможно отражать в тарификационном списке только нормируемые часы тренерской работы.

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю - старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю - преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год - преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю - учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю - воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю - воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Читайте также: