Как совмещать работу и учебу студенту медику

Опубликовано: 04.05.2024

Рано или поздно большая часть студентов сталкивается с необходимостью совмещать учебу с работой или любимым хобби. Однако далеко не каждому удается правильно планировать свое время, чтобы справляться сразу с несколькими задачами. Директор Центра личностного развития факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Анастасия Причисленко дала несколько советов, как научиться все успевать.


Шесть правил, как совмещать учебу с работой и все успевать

Да, большая часть того, что мы делаем за весь день — это привычные нам действия. Мозг стремится экономить энергию, и мы повторяем многие вещи практически на автомате. Как же сформировать полезные привычки, которые помогут проводить день более насыщенно?

Время. Отводите своей полезной привычке время в расписании (утром — бег, вечером — приседания, тарелка салата за обедом). Вечные откладывания «на потом» возникают из-за отсутствия конкретного выделенного времени.

Подготовка. Не пугайте свой организм внезапными переменами. Планируя бегать утром, перед сном положите рядом с кроватью кроссовки и форму, а не халатик.

Умеренность. Больше одной привычки в неделю добавлять не стоит. Если вы завалите себя «новой жизнью с понедельника», велика вероятность, что к следующему понедельнику вы от этой новой жизни откажетесь.

Терпение. Не нужно юношеского максимализма. Начинайте с микродоз новых привычек в своей жизни. Хотите ввести спорт в свою жизнь? Приступите к этому с легкой утренней разминки, постепенно прибавляйте выпады, приседания, отжимания. Сами не заметите, как окажетесь в спортзале.


Закон мотивации подобен маятнику. Если у вас под влиянием вдохновения резко появляется сильнейшее желание менять свою жизнь и вы разворачиваетесь на 180 градусов, скорее всего, через некоторое время ваша мотивация так же резко упадет до отрицательных значений. Это часто бывает с людьми, у которых все вполне хорошо: просто в какой-то момент они себя «накачивают» мотивацией, заваливают проектами, а потом жизнь и настроение резко падают, иногда вместе со здоровьем.

Правило 2: Высыпайтесь

Пожалуй, главный совет на все времена. Лучше пожертвовать несколькими часами в социальных сетях и уснуть в промежуток между 22:00 и полуночью, чтобы рано утром встать и сделать все невыполненные дела. Если хотите, чтобы запоминаемая информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, нужен сон — она усваивается, пока вы спите.

Правило 3: Регулярность и частота

Если взялись за освоение чего-то нового, лучше посвящать этому 15 минут ежедневно, чем трать по несколько часов раз в неделю. Особенно это актуально для изучения иностранного языка: ежедневные тренировки длительностью в 15−20 минут помогут сформировать привычку. Результат не заставит себя ждать.

Правило 4: Планируйте свой день письменно


Записывайте, не чтобы запомнить, а чтобы забыть. Расписав с утра задачи, которые надо выполнить, вам больше не придется удерживать их в голове. Во-первых, вы повышаете свою ответственность, давая себе некоторые обязательства. Во-вторых, вы сразу увидите возможные проблемы и нестыковки, сопоставив текущие задачи в своем ежедневнике или приложении. Кроме того, вы разгрузите свой мозг и избавитесь от тягостного чувства, что вам еще выполнять несметное количество задач.

Здесь поможет методика Дена Аллена — Getting things done. Согласно ей, все задачи стоит поделить на три категории. Если дело может быть сделано за минуту, сделай его сразу. Если дело не завершить за минуту, но его нужно сделать, отведите для него конкретное время. Разрешите себе не думать о нем до указанного момента выполнения.

Совет 5: Многозадачность — миф!

Не существуют людей, которые делают много задач одновременно: они попросту быстро переключаются между несколькими делами. На переключение расходуется время и энергия человека. Поэтому, если говорить про совмещение работы с учебой, лучше отделять их друг от друга. Когда с утра вы будете планировать свой день, подумайте объективно, сколько времени может занять домашняя работа и очередная часть важного проекта. Иногда это вовсе не три часа «с запасом», а всего 30 минут. Так, затрачиваемое время будет подстраиваться под те сроки, которые вы себе поставили.

В помощь — техника Pomodoro: заводим таймер на 20 минут, за эти 20 минут полностью погружаемся в задачу. Сработал таймер на перерыв — полностью переключаемся на отдых. Прошло 3−5 минут — снова ставим таймер и переключаемся на работу.


Совет 6: Правильно расставляйте приоритеты

Применяйте ABC-анализ, чтобы не провести в рутине весь день, а к вечеру обнаружить, что важных дел — непочатый край.

А — дело очень важное, я могу сделать его только сам и в ближайшее время;

B — дело важное, но его можно делегировать коллеге или сделать чуть позже;

С — дело, которое легко перепоручить или сделать быстро.

Правило следующее: не приступайте к задачам из категории B, пока с утра не выполнили все A-задачи. Согласно принципу эксперта Брайана Трейси, «сначала съешьте лягушку» с самого утра, чтобы не испортить себе весь день. Например, если вам предстоит возня с документами, расправьтесь с ней пораньше, чтобы не сходить с ума в течение дня.

Если вы хотите успевать еще больше, записывайтесь на факультатив аспирантки Университета ИТМО Анастасии Абрамовой. Он сочетает в себе основы курса Learning how to learn от Coursera, а также обучение навыкам самоорганизации и сокращения времени на учебу. Кроме того, слушатели факультатива смогут перенести все эти советы в реальность и отработать их на практике.

В современных условиях задачей государства и образовательных учреждений, в том числе медицинских вузов, является подготовка высококомпетентных специалистов, которые отвечают требованиям, предъявляемым обществом. Для реализации Национального проекта «Здравоохранение» необходимо создание благоприятных условий, направленных на повышение качества образовательного процесса в медицинском вузе. Приоритетным направлением высшего медицинского образования является ориентация на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего врача. Важным становится требование к студенту не только уметь получать академические знания, но и быть готовым использовать эти знания в практической работе, владея практическими навыками и умениями с использованием современных технологий. Основная задача современной высшей медицинской школы заключается в формировании специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в думающего, умеющего сформулировать проблему, найти оптимальный вариант решения и доказать его правильность. В современном обществе такие проблемы, как эффективность вузовской подготовки специалиста, социализация личности медицинского работника и степень востребованности его на рынке труда, должны рассматриваться в контексте гуманизации педагогического процесса медицинского вуза при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин [1].

Современные достижения науки, широкое внедрение высоких научных технологий в сферу медицинского обслуживания населения кардинально изменили не только условия трудового процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам медицинского вуза. Система высшего медицинского образования призвана готовить молодых специалистов с высоким уровнем теоретической подготовки по врачебной специальности, способных быстро и эффективно реагировать на современные достижения медицинской науки, владеющих широким спектром клинического мышления и навыками оценки ситуации, готовых внедрять новые технологии в практическое здравоохранение.

Трудовая занятость студенческой молодежи является одной из актуальных проблем современной России. Объективная оценка этого явления затрудняется тем, что нет единого взгляда исследователей на феномен «учеба-работа» студента. В современных условиях студенческая занятость в медицинских вузах, особенно на старших курсах, является распространенным явлением. В научных публикациях имеются работы, в которых анализируется феномен совмещения студентами обучения и работы. По мере роста трудовой занятости студентов эта проблема привлекает все большее внимание педагогов медицинских вузов – как влияет этот симбиоз на успеваемость студентов, их отношение к избранной профессии, каковы мотивы сочетать учебу с трудовой деятельностью, где работают будущие врачи [2; 3].

По литературным данным рассматриваются как положительные, так и отрицательные стороны феномена «работающий студент». В одних исследованиях указывается, что работа отрицательно влияет на успеваемость, психоэмоциональный статус студентов, другие считают, что совмещение работы и учебы чаще всего уравновешивают друг друга. Ряд авторов отмечают, что совмещение работы с учебой само по себе является противоречивым фактором учебного процесса с точки зрения качества профессиональной подготовки будущего врача, имея в виду отдельно теоретическую и практическую направленность подготовки. К преимуществам работающих студентов они относят: а) высокую переключаемость к другим видам деятельности, новым технологиям обучения и труда; б) высокий потенциал на будущий рост и карьеру. С другой стороны, недостатками таких студентов часто являются «авральный» стиль в работе и учебе; низкая посещаемость занятий из-за «трудовых» нагрузок, негативное влияние на академическую дисциплину в группе [4; 5].

Цель исследования: проанализировать трудовую занятость студентов медицинского вуза в период обучения, изучить мотивацию выхода на рынок труда и профессиональную направленность сочетания работы с учебой, определить, влияет ли это сочетание на успеваемость студентов и их психоэмоциональный статус.

Материалы и методы исследования. Для реализации поставленных целей методом слепой выборки анонимно проведено анкетирование 238 студентов выпускных курсов Кубанского государственного медицинского университета: 93 студента 6 курса лечебного факультета, 70 студентов 6 курса педиатрического факультета, 75 студентов 5 курса стоматологического факультета. Возраст респондентов 22-23 года. Опрос студентов проведен в сентябре-октябре 2019 г. Для выяснения причин сочетания работы и учебы студентами, профессиональной ориентированности при выборе направленности трудовой занятости, проблем, возникающих у студентов при сочетании учебы с работой, авторами статьи разработана анкета, помогающая получить ответы на поставленные вопросы.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди 238 респондентов женщин 161 (67,6%), мужчин – 77 (32,4%). Аналогичное гендерное распределение наблюдается по факультетам. Жители городов составили 57,1% (136 человек), жители сельской местности 42,9% (102 человека). Среди студентов лечебного факультета 53,8% составили жители сельской местности, среди студентов педиатрического и стоматологического факультетов из сельской местности 37,2% и 34,7% (соответственно).

Рассмотрение мотивов к вовлечению в трудовую деятельность показал следующее: из 140 работающих студентов 42,4% совмещают учебу с работой с целью лучше узнать профессию; 34,1% вынуждены работать из-за финансовых проблем; 23,5% - иметь стаж работы для получения баллов при зачислении в клиническую ординатуру. Таким образом, в общей выборке респондентов преобладала профильная направленность - желание лучше узнать профессию. Анализ по факультетам выявил, что наиболее значимой для студентов стоматологического факультета стала потребность лучше узнать профессию, создать фундамент для профессионального становления в избранной профессии - 63,3%, в меньшей степени у студентов стоматологического факультета имела место финансовая заинтересованность – 26,7%, и только 10,0% указали на желание получить дополнительные баллы при зачислении в клиническую ординатуру. Профессиональное становление будущего врача по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» и вызванная этим мотивация к трудовой деятельности в сочетании с учебой определялась следующими критериями: «лучше узнать профессию» - 30,2% и 33,6% соответственно лечебный и педиатрический факультеты; «финансовые проблемы» - 32,6% лечебный факультет и 43,0% педиатрический факультет; «получить дополнительные баллы при зачислении в клиническую ординатуру» желают 37,2% студентов лечебного факультета и 23,4% - педиатрического. Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся по специальности «Стоматология», наиболее профессионально ориентированы на получение компетенций в виде практических навыков. У студентов лечебного факультета, по сравнению с другими, в большей степени выражен прагматичный подход – «получение дополнительных баллов при зачислении в клиническую ординатуру» - 37,2% по сравнению с педиатрическим и стоматологическим факультетом – 23,4% и 10,0% соответственно.

Если студент решил работать во время учебы, то будет важным, что он устроится на работу по профилю своей будущей профессии, требующей знаний, которые ему преподают в медицинском вузе. В результате полученные теоретические знания реализуются на практике, в связи с чем приходит понимание правильности избранной профессии. С этой целью проанализирован характер трудовой занятости студентов. Данные представлены в таблице 1.

Когда я познакомилась с Дашей, мне показалось, что у нее, как у Гермионы Грейнджер из «Гарри Поттера», есть маховик времени, чтобы быть в нескольких местах одновременно. Она учится на втором курсе журналистики в Высшей школе экономики, работает официанткой в ресторане, подрабатывает фотографом в рекламном агентстве и принимает заказы на видеосъемку. На заработанные деньги — полностью себя содержит, оплачивает учебу и аренду квартиры. Все это она совмещает с увлечением экстремальными видами спорта — на мои вопросы она отвечала, когда на Эльбрусе ловила вай-фай.

Даша рассказала, как все успевать без помощи магии.

«Мне очень некомфортно зависеть от кого-то»

Я полностью независима от родителей с конца первого курса, то есть уже почти год. Это мой осознанный выбор. Мне очень некомфортно, когда кто-то дает мне деньги.

Надо сказать, что родители никогда не давили на меня в этом плане. Они часто переживают по поводу моего выбора.

Мне просто кажется, что так правильнее. Разумеется, если мне внезапно потребуется дорогостоящая операция или случится еще что-то плохое, я обращусь к ним за помощью, но до тех пор я и сама отлично с собой справляюсь.

Когда совмещаешь универ и работу, главное — понимать, зачем тебе нужна эта работа. Если цель — заработать карманных денег, то логично работать на проектах или по выходным, чтобы это не мешало учебе. Если же ты вынужден содержать себя сам и целиком, важно понимать — уделяя много времени учебе, серьезных денег не получишь.

Баланс — дело индивидуальное. Надо только понять, чего ты в итоге хочешь.


Как я планирую свое время

Свое время я организую очень спонтанно! В начале каждого месяца я выписываю дни, в которые мне обязательно надо быть в университете. Тогда я или не работаю, или работаю в вечернюю смену. Съемки уже проставляю в зависимости от оставшихся свободных дней. В целом получается так, что дней, когда я просто лежу дома, у меня нет.

Мой типичный день выглядит примерно так: с утра я иду на пары, с 17:00 выхожу на работу. Домой возвращаюсь в полночь, час—три уделяю работе с фото- и видеоматериалом. Поскольку пары обычно начинаются в обед, а живу я недалеко от центра, сплю я по шесть-семь часов в день, кроме дней перед сессией. Иногда могу прогулять пары ради проекта.

Дни без учебы я обычно посвящаю одной из работ, вечером могу выбраться потусоваться или отдохнуть дома. Время на отдых бывает, но его никогда не предугадаешь.

Вообще я отдыхаю, работая, и работаю, отдыхая. С друзьями встречаюсь в перерывах между парами и работой, в редкие дни, когда отменяются пары или рабочая смена. Могу запланировать длительные выходные, чтобы уехать куда-то на два-три дня, но это надо заранее согласовать с рестораном.

Сколько можно заработать на трех работах

Обычно в месяц я зарабатываю около 70—100 000 рублей. Но многое зависит от времени года: летом выходит гораздо больше, чем зимой.

В начале месяца я откладываю сумму на постоянные расходы: аренда квартиры, коммуналка, интернет, проезд, подписки на приложения и т.д. Я знаю, сколько приблизительно потрачу на еду. Заранее прикидываю, хочу ли я обновлять гардероб, кому должна дарить подарки, собираюсь ли куда-то уехать в этом месяце.

Каждый месяц стараюсь по возможности откладывать деньги на непредвиденные траты, например, чтобы всегда было, на что внезапно собраться и уехать в другую страну.


Как не забывать заботиться о себе

Зачастую это действительно непросто — сохранять психическое и физическое здоровье в таком графике. Но тут важно одно — он мне подходит. Это очень индивидуальный момент, но мне нравится, когда я не успеваю: я должна чувствовать постоянную спешку, мне необходим такой ритм жизни, чтобы чувствовать себя живой.

Чем меньше у меня времени, тем у меня его в итоге больше. Поэтому в целом я не особо страдаю, а когда чувствую, что начинаю — беру внеплановые выходные.

Всегда следует помнить о себе и своем состоянии. Ведь если ты доведешь себя до крайности, то не справишься ни с учебой, ни с работой. Когда я чувствую, что действительно устала, то есть перестаю получать удовольствие от происходящего, я беру себе экстренные выходные — отпрашиваюсь с работы и с учебы и уезжаю сменить обстановку. Недавно так уехала на три дня в горы. Всего три дня, но поездка привела мой ум в порядок.

«Иногда приходится жертвовать результатами учебы»

В приоритете для меня всегда учеба, но часто мне приходится жертвовать ее результатами в пользу работы, потому что от денег, которые я зарабатываю, целиком зависит мое проживание.

Моя успеваемость в универе гораздо лучше, чем я рассчитывала изначально. У меня уже второй год есть прискорбная традиция: я закрываю все предметы на 8-10 баллов по десятибалльной шкале, кроме одного дополнительного, за который получаю действительно низкий балл — 6. Безусловно, это только моя вина: я часто бываю не очень собранной, мне не хватает усидчивости. Я знаю, что могу лучше, но не всегда хочу прикладывать для этого усилия: во-первых, потому что не вижу смысла в отличных баллах за все предметы курса, а во-вторых, потому что при моем графике легко быстро прийти в негодность, если уделять всему слишком много внимания.

У меня есть показательная история. Я выбрала в качестве майнора (предмета по выбору) в этом году «Религии мира» — мне действительно интересна мировая культура. Семинаров по нему нет, только по две лекции каждую среду. В конце второй лекции — тест по материалу дня. Оценка складывается из результатов всех тестов. Это очень просто, ведь их можно еще и переписывать бесконечное количество раз. Я хорошо знаю материал, а поэтому решила позволить себе расслабиться.

С другой стороны, мой график научил меня быстро справляться с учебными заданиями. Я кучу раз писала эссе в такси по пути от дома до работы или не спала до шести утра, готовя статью и иллюстрации в студенческую газету, чтобы выехать в 8 на съемки в другой город.


«Я жалею, что упускаю дух студенчества»

Естественно, при таком образе жизни приходится чем-то жертвовать. Не буду рассказывать банальности про периодический недосып. На самом деле, единственное, о чем я в действительности жалею, это что я упускаю дух студенчества. Я очень мало времени провожу со своими одногруппниками, почти совсем не принимаю участия в студенческих проектах. Это очень важный этап жизни, который, к сожалению, проходит мимо меня, и я не знаю как его компенсировать с таким графиком. У всего есть своя цена. К счастью, я получаю другие впечатления и приобретаю новые знакомства.

Что такое успех

Я чувствую себя успешным человеком: я удовлетворена своей жизнью, постепенно достигаю поставленных целей, приношу пользу окружающим, вокруг меня есть люди, которыми я дорожу. Один из принципов успеха я однажды сформулировала так: ты должен всегда иметь возможность позволить себе не заниматься тем, чего тебе делать не хочется.

Конечно, периодически нам всем приходится делать что-то против воли. Важно понимать, видишь ли ты конкретную причину, по которой это происходит. Если нет цели, то это повод задуматься, на что ты тратишь свою жизнь.

Мне кажется, что ощущение успеха — чувство, требующее индивидуальной калибровки. Человеку важно понимать, ради чего он трудится. Мне кажется, успешен тот человек, который понимает, что его энергия направлена правильно. Как известно, свобода в служении.

На кого можно переобучиться медицинскому специалисту? фото

Если у вас есть высшее или среднее профессиональное медицинское образование, и по каким-то причинам вы не желаете более работать в сфере здравоохранения, то эта статья для вас. Ниже мы рассмотрим варианты развития профессиональной деятельности медицинских работников, которые решили уйти из медицины в другую профессию.

Ценность профессионального опыта медицинского специалиста очень высока для других отраслей экономики. Не секрет, что получить медицинское образование может не каждый. Для этого нужна колоссальная выдержка, сила воли, интеллектуальные способности. Уже поэтому обладатели диплома о медицинском образовании стоят на ступень выше по своим морально-волевым и интеллектуальным качествам.

Причины, по которым медработники уходят из медицины

Почему врачи и средний медицинский персонал бросают медицину? Их достаточно много: объективные и субъективные.

Перечислим самые распространённые:

Профессиональное выгорание – это объективный фактор. В условиях высокой нагрузки выгорание происходит быстрее. На фоне проводимых реформ в сфере здравоохранения ощущения неудовлетворённости профессиональной деятельностью отмечается чаще. Сегодня это НМО, замена сертификации на аккредитацию. Другим фактором, который обостряет выгорание – это негативные публикации в СМИ, которые очень часто неверно отражают тот или иной конкретный случай. Такие публикации в СМИ генерируют негативный общественный импульс в отношении всего медицинского сообщества.

Профессиональные показания. Во-первых, это связано с вредными и опасными условиями труда: инфекции, негативные физические факторы. Например, для рентгенологов, рентген-лаборантов имеются свои ограничения. Медицинские работники имеют возможность уйти раньше на пенсию. Но если силы позволяют поработать, то встаёт вопрос о выборе новой профессии.

Финансово-экономическая необходимость. Из-за невысоких зарплат специалист вынужден искать дополнительные источники дохода. Первый вариант: подрабатывать по профессии в других медицинских организациях. Второй вариант: внутреннее совмещение, дополнительная нагрузка на месте работы. Третий вариант: искать заработки в других сферах. Многие после того, как попробовали себя в других профессиях, в итоге уходят именно туда.

Другие профессии для медицинских специалистов

Научная и исследовательская деятельность

Средний и высший медицинский персонал могут участвовать в научных и лабораторных исследованиях. Данный вид работы не всегда, но часто, оплачивается в достаточной мере и позволяет сохранить профессию.

Медицинские знания и опыт позволят быстро освоить сферу научных исследований в фармацевтическом производстве, деятельности лабораторий и НИИ. То же касается участия в деятельности по биолого-химическим специальностям. Например, в пищевой промышленности.

Научная и исследовательская деятельность изображение

Чтобы работать в этой сфере в принципе не требуется какого-то отдельного дополнительного образования. Если эта работа сопряжена с преподаванием, то тут потребуется пройти переподготовку.

Фармацевтический представитель

Работа медицинским представителем предполагает карьерный рост и достаточно высокие заработки. При этом здесь имеет место ненормированный рабочий день, постоянные разъезды и коммуникации с большим количеством людей ежедневно.

Многие медицинские работники выбирают данную сферу и строят эффективную карьеру. Для работы в этой сфере достаточно пройти спецкурсы или тренинги «Эффективное общение», «Технологии продаж».

Эстетическая косметология, СПА

Индустрия красоты и отдыха всегда держит открытыми двери для специалистов с медицинским образованием. Работать можно в салонах красоты и косметических кабинетах. Заработок можно формировать самостоятельно, чтобы получать приличный доход, предполагается самостоятельное продвижение услуг и наработка клиентской базы. Навыки и медицинские знания в этой сфере найдут прямое применение. При этом салон красоты или СПА, в котором работает специалист с медицинским образованием, будет более конкурентоспособным.

Чтобы полностью адаптироваться в этой профессиональной области, нужно пройти небольшие по объему практические спецкурсы. Обычно они заточены под каждую организацию. Например, «Технологии консультирования клиентов».

Баллы НМО курс

Работа в фитнес-клубе, бассейне, йога-студии

Данная должность подходит для врачей с высокой квалификацией. В зависимости от объемов работы и формы собственности, заработная плата может быть внушительной. Вариантом работы в таких центрах может быть несколько. Можно вести консультации клиентов в качестве спортивного врача или спортивного диетолога (нутрициолога). Для этого, конечно нужно пройти профессиональную переподготовку по таким программам, как «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Диетология», «Нутрициология». Первые две программы предполагают медицинскую специализацию, а «Нутрициология» - немедицинская специализация. Обладатель медицинского диплома может с успехом работать консультантом по похуданию и коррекции веса. Другой вариант, можно получить дополнительное образование фитнес-тренера, фитнес-инструктора. Здесь также достаточно пройти переподготовку.

Работа в фитнес-клубе, бассейне, йога-студии картинка

Специалист страховой компании

Расследование и установление страховых случаев. Оплата часто сдельная, а базовая заработная плата невысокая. Если в этой сфере есть талант, то можно зарабатывать хорошие деньги и рассчитывать на карьерный рост.

Педагог и репетитор

Возможно работать в частных и государственных компаниях и/или оформить индивидуальное предпринимательство. Если специалист решил работать на себя самого, то с введением закона «О самозанятости», упрощается адаптация в этой сфере. Доход и карьерный рост зависят от педагогической и профессиональной подготовки и сферы деятельности.

Первый вариант, пройти переподготовку до 1000 ак. часов на педагогическую специальность. Программа с объёмом 1000 часов позволяет получить диплом о переподготовке с присвоением квалификации «учитель», «педагог». Диплома о переподготовке достаточно, чтобы работать в образовательных учреждениях всех форм собственности.

Пройдя курс «Менеджмент в образовании» или «Государственное и муниципальное управление», можно занять административные должности в образовательном учреждении: методист, педагог-организатор, заместитель директора, директор. В государственных учреждениях имеет место конкурсная основа. Более располагают к успешному освоению такие педагогические специализации, как

  • «учитель биологии и химии»,
  • «учитель физической культуры»,
  • «учитель ОБЖ»,
  • «педагог-психолог»,
  • «учитель-дефектолог»,
  • «логопед»,
  • «социальный работник».

Педагог и репетитор снимок

Если вы заинтересованы в продолжении медицинской карьеры, можно обратить внимание на работу за рубежом. Для этого необходимо знать язык страны и иметь отличную подготовку.

Выбор новой профессии в принципе не ограничен. Согласно закону "Об образовании" можно пройти переподготовку практически по любой профессии. Выбор новой профессии зависит от желания, некоторых способностей и т.д. Полный перечень специальностей и направлений представлен на сайте Академии СНТА.

Стоит отметить, что всегда можно пройти очные и дистанционные курсы профессиональной переподготовки на базе Современной научно-технологической академии (СНТА) и начать карьеру в новой профессии.

Библиографическая ссылка на статью:
Мылтасова О.В., Константинова А.Ю. Совмещение работы и учебы: всегда ли средства оправдывают цели? // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68231 (дата обращения: 21.05.2021).

Современная российская система высшего образования претерпела сильнейшие изменения и трансформацию в области подготовки будущих специалистов: повсеместное распространение платного образования, резкое сокращение бюджетных мест, формирование целого ряда профилей подготовки специалистов только на коммерческой основе, отказ от распределения выпускников по рабочим местам, экономическая инфляция, проблема безработицы и многое другое. На этом фоне многие современные студенты вынуждены бороться за свое выживание – в прямом и переносном смысле.

Занятость молодежи является одной из актуальных проблем современной России. Современные рыночные условия ставят перед молодыми людьми требования владения широкими компетенциями в процессе обучения в вузе – как в сфере получения знаний, так и овладении практическими навыками и опытом.

Отсутствие баланса в процессе выпуска определенного количества специалистов в соответствии с запросами рынка труда, растущая конкуренция, а также потребность потенциальных работодателей в наличии профессионального опыта от будущих сотрудников, требуют от сегодняшнего студента не только теоретической подготовки в определенной отрасли науки, готовности к постоянному пополнению знаний, но и наработку определенного опыта.

Конечно, не только ради получения опыта для будущей работы по специальности студенты идут работать, но и по многим другим причинам. Так, исследование, проведенное Д. Л. Константиновским с коллегами, показало, что «Работа среди студентов – распространенное, массовое явление: работают в той или иной форме около 40% опрошенных студентов четырех курсов, а оставшиеся в большинстве своем – это ищущие работу, но не сумевшие ее найти. Занятость студентов носит устойчивый характер, и доля работающих студентов возрастает от первого к старшим курсам. Отсутствует прямая связь между уровнем материальной обеспеченности родителей студентов и их вторичной занятости. В равной степени подрабатывают студенты как из малообеспеченных, так и состоятельных семей» [2, с. 95]

Большинство студентов сталкиваются с трудностями в учебном процессе, связанными с совмещением учебного процесса с трудовой деятельностью. В работе Д.В. Волковой и О.В. Мылтасовой обозначен ряд причин, побуждающих студентов совмещать работу с обучением в вузе: «Важность образования и современный ритм жизни подталкивает студентов дневного отделения совмещать работу и обучение в университете, что вызывает ряд определённых трудностей, можно рассмотреть несколько причин:

  • Во-первых, приходится оплачивать дорогостоящее обучение. В последние годы наблюдается тенденция увеличения стоимости образовательных услуг и уменьшения количества бюджетных мест. На сегодняшний день не все родители могут позволить себе оплачивать обучение, что и подталкивает студентов делать это самостоятельно.
  • Во-вторых, совмещение работы и учёбы позволяет реализовать определённые амбиции и проявить себя в конкретной сфере деятельности.
  • В третьих, можно получить опыт работы по специальности и понять, правильно ли сделан выбор в пользу той или иной профессии. Парадокс заключается в том, что большинство работодателей не дают выпускникам шанса реализоваться, т.к. им нужны сотрудники с опытом работы не менее 1 года. Получается некий замкнутый круг, из которого порой бывает сложно выйти победителем.
  • В четвертых, общество потребителей накладывает свой отпечаток на потребностях людей, т.е. студент может подрабатывать для более полного удовлетворения своих потребностей.
  • В пятых, студент может работать для того, чтобы знакомиться с новыми людьми и заводить полезные связи, которые могут помочь ему в будущем» [3, с. 29-30].

Исследование, проведенное С.В. Зенкиной показывало, что «В российских условиях образование оказывает сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда – экономическую активность, занятость, безработицу и заработки. Так, с повышением уровня образования резко возрастает уровень участия в рабочей силе. Максимального значения – 85 % – он достигает у обладателей вузовских дипломов. Сходная зависимость прослеживается между образованием и уровнем занятости: у лиц с высшим образованием уровень занятости составляет 83 %, тогда как у лиц со средним полным образованием лишь 53 %» [4, с. 18].

П.М. Козырева указывает на то, что «…более высокое и более качественное образование «окупается» в виде укрепления профессионального статуса и возросшей стабильности занятости, помогает быстрее найти интересную и высокооплачиваемую работу, трудоустроиться и удержаться на рабочем месте. <…> Профессиональное образование обогащает человеческий капитал, помогающий получить и удержать необходимую работу, а также формирует такие трудовые ценности, которые генерируют трудовую активность, готовность преодолевать адаптационные сложности на новом рабочем месте, трудится добросовестно, качественно и продуктивно» [5, с. 379]

Для исследования причин выхода студентов на рынок труда вовремя обучения, а также трудностей, с которыми они сталкиваются, совмещая работу и учебу, был проведен опрос среди студентов Уральского государственного экономического университета, дневной формы обучения, третьего и четвертого курсов. Опрос проводился методом анкетирования. Всего было задействовано 56 человек (распределение по полу – 56,25 % юношей, 43,75 % девушек).

Все опрошенные студенты состоят в трудовых отношениях, причем работа не связана с их будущей специальностью. Половина из опрошенных студентов имеют случайные заработки, 25 % работают временно, официально трудоустроены только 14,29 %, остальные зарабатывают через фриланс. Подавляющее большинство исследуемых в данной работе студентов обучается на бюджетной основе (89,28 %), остальные – на коммерческой.

Большинство опрошенных студентов проживают в общежитии (85,71 %), 10,71 % проживают в съемном жилье, остальные – с родителями. Следовательно, основная часть опрошенных респондентов являются иногородними и им требуется больше собственных средств для проживания в городе. Половина опрошенных работают со 2 курса. Это можно объяснить, тем что на 1 курсе большинство студентов адаптируются, привыкают, осматриваются, вливаются в студенческую жизнь, а со 2 курса уже ощущают свою готовность к совмещению работы и учебы.

Среди основных причин поиска работы, обозначенных нами, – это:

  • экономические (56,25%): маленький размер стипендии; необходимость оплачивать аренду жилья; низкие доходы родителей и т.д.;
  • стать финансово–независимым от родителей (31,25%);
  • работа предоставляет возможность самореализации, которую в полной мере не дает учебный процесс(12,5%).

Исследование сфер экономической деятельности, в которых задействована студенческая рабочая молодежь, показало, что их можно подразделить на две группы:

1) умственная трудовая деятельность – от студента требуется определенная квалификация, сформированное умение работать с информацией и грамотно ее анализировать, наличие развитых творческих способностей, позволяющих зарабатывать репетиторством, проведения опросов населения, работать в области журналистики, маркетинга, мониторинга, а также заниматься офисной работой и т.п.;

2) физическая трудовая деятельность – студент выполняет такие виды работ, которые характеризуются как низкоквалифицированные или неквалифицированные виды деятельности, не требующие специальной подготовки – ремонтные виды работ, работа курьером, предостваление охранных услуг, грузо-погрузочные работы и т.п.

Чаще всего студенты задействованы в сфере торговли и предоставления услуг, среди опрошенных нами студентов, доля работников в этой области составила 33,93 %. Профессионально важными качествами для работников данной сферы являются такие как: мобильность, предприимчивость, инициативность, активность; данные качества зачастую присущи студентам, повышают их конкурентоспособность на рынке труда, при этом профессиональная деятельность в сфере торговли и услуг направлена на воспитание в будущем профессионале таких важных качеств как высокая адаптивность на рабочем месте, стрессоустойчивость, мобильность и общительность.

В связи с тем, что в мегаполисах увеличиваются темпы строительства, возникает высокая потребность в рабочих, занятых в сфере строительства и ремонтных услугах. В данной сфере трудится 32,14 % опрошенных нами студентов. Другие сферы, в которых работают студенты, это: туризм, дизайн, IT-технологии, административная работа и сфера культуры.

Большинство студентов (69,64 %) считает, что работа влияет на их успеваемость. Работа мешает, так как не остается времени на учебу, но все же большинство опрошенных (83,93 %) предпочитают учебу работе и только 5,36 % предпочитают работу учебе. У остальных студентов работа либо не влияет на успеваемость и даже одному человеку помогает.

Многие студенты считают, преподаватели идут навстречу работающим студентам, если они пропускают пары по причине работы, таких респондентов оказалось 33,93 %.

Ответы на вопросы, связанные с посещаемостью и пропусками занятий, показали, что 53,57 % работающих студентов пропускают занятия только по причине болезни, 19,64 % утверждают, что пропускают учебу в вузе из-за рабочего графика, остальные респонденты указали другие причины: расстановку приоритетов, лень, усталость и т.п.. Можно сделать вывод, о том, что в целом, студенты выбирают такую работу, которая позволяет совмещать учебу.

Абсолютно все студенты хотят быстрее закончить вуз и быстрее начать работать.

Проведенное исследование показывает, что в таком виде, в каком существует студенческая занятость сегодня, не решает основную проблему модернизации образования современной России – подготовку высокопрофессиональных специалистов. Работающие студенты, зачастую, имеют более низкую успеваемость в учебе, потому что им приходится совмещать учебу с работой по причине дефицита денежных средств, в то же время, чтобы получить высшее образование они изо всех сил стараются поступить на бюджетную основу. Объемы финансирования вузов, зачастую, не позволяют рассчитывать на помощь государства даже самым одаренным студентам.

Читайте также: