Как совмещать работу в школе и репетиторство

Опубликовано: 12.05.2024


Идея заняться репетиторством пришла мне в декрете. Как известно, декретные выплаты семьи получают лишь до исполнения ребенку 1,5 лет, а садик полагается с 3. На что жить молодой маме, пока она сидит эти оставшиеся 18 месяцев дома с малышом — особо никого не волнует. В общем, лишних денег в нашей семье точно не было. А тут как раз приятельница посоветовала заняться частными уроками. Тем более, что сама она неплохо зарабатывала, готовя школьников к ОГЭ, ЕГЭ и прочим экзаменам.

Идти в репетиторство «с нуля» я не рискнула, поэтому сначала устроилась к педагогу, занимавшемуся с дошколятами и школьниками. Идея проста — на базе школы или детсада открывают группы по 10-15 человек, где отстающих детей учат читать и иногда писать. Со мной провели собеседование, выдали пару дидактических папок (не знаю, кем и когда разработанных), табель для учета посещаемости и пачку пустых квитанций. И всё — на следующий день я уже стояла перед толпой галдящих пятилеток и рассказывала им про «А и Б сидели на трубе».

Педагогической подготовки тебе не дают никакой, состав группы тоже довольно странный — от тех, кто вообще не знает буквы, до тех, кто уже может, например, осознать прочитанный стишок «Про Машу и воробья». Удовольствие обходится родителям в 600 рублей в неделю за 3 занятия, педагог получает 30 % с каждого ребенка. При несильной загруженности выходило 8-9 тысяч в месяц плюс оплата телефона.

Выход один на один

Очень скоро мне надоело «работать на дядю» и я отправилась в свободное плавание. Сначала заполнила анкету на сайте-посреднике. Анкета довольно подробная, данные мои проверяли внимательно и досконально. Если вы закончили педагогический или гуманитарный вуз — не удивляйтесь, если заметите в соискателях половину ваших одногруппников и преподавателей.

/>О страхе смерти, суицидах и школьном насилии

Схема такова: вы размещаете анкету с подробным описанием того, где, чему и за сколько вы готовы обучать. Вам отправляют заказы и заявки, которые вы берете в работу. Услуги сайта платные — отдаете ему все деньги, полученные с первого занятия и еще немного в случае долговременного курса.

По сути работа любого репетитора основывается на совести самого репетитора. Конечно, лучший показатель вашей работы с ребенком — его хорошие оценки в школе, но любой преподаватель может списать неудачи на «сложный случай», «отсутствие задатков» и прочее. Лично я из-за этого не брала подготовку к экзаменам, так как это слишком ответственно. Вместо этого занималась обучением чтению и подготовкой к школе, а также подтягивала школьников по русскому языку и литературе.

Хрусталь вместо книг

Зачем нанимать репетитора, чтобы научить ребенка читать, спросите вы? Чаще всего к таким услугам прибегают либо те, у кого нет времени заниматься с ребенком, либо те, кто делать это в принципе не в состоянии. Но вот что я поняла точно — родители не хотят учить себя. Серьезно, когда ты приходишь в дом, где нет вообще ни одной книги, а в серванте сплошной хрусталь, странно требовать от школьника большой любви к чтению.

А когда мама говорит «Мы вам перезвОним», сложно привить ребенку правильное произношение.

Обратная сторона — это чрезмерная любовь родителей к образованию своего чада. Я занималась со второклашками, у которых кроме школы была обязательная спортивно-танцевальная секция и еще два (!) репетитора. И родителям не объяснить, что их ребенок не отстающий, а просто уставший. Ему бы мультики посмотреть да во дворе побегать, а он вместо этого без конца зубрит уроки, да еще и учится со второй смены.

/>Детки толстосумов, мизерные зарплаты и уговоры завуча

Работать мне нравилось. Хотя клиенты порой попадались странные — назначаешь первое занятие, приходишь, а дома никого нет и трубку не берут. Или приходишь на занятие, мама прячется в квартире, а ребенок начинает беситься и буквально стоять на голове. В таких случаях я уходила и отказывалась от работы с такой семьей.

В среднем, за занятие я брала 500-600 рублей. У меня даже были свои методики, стали появляться первые положительные отзывы на сайтах. При средней загруженности я зарабатывала на этом тысяч 12-13 в месяц. Немного, но в качестве подработки годилось.

По опыту других репетиторов, особенно тех, кто берется за подготовку к экзаменам, на репетиторстве можно заработать приличные деньги — особенно в «горячие» сезоны, когда родители двоечников пытаются запрыгнуть в уходящий вагон и с помощью репетиторов кое-как «закрыть» год. Кто-то набирает учащихся из других городов — учит их онлайн, по скайпу. Например, по московским меркам наша «тыща в час» — очень низкая цена, и они берут удаленные занятия, экономят. У опытных репетиторов заработок доходит до 40-50 тысяч в месяц.

В общем, заработать на репетиторстве в Красноярске можно. Как и в других сферах, есть свои тонкости и нюансы, но если вы действительно хотите этим заниматься, то результаты обязательно будут.

Беседовала Валя Котляр специально для интернет-газеты Newslab.

Наталья Сорокоумова. Фото из личного архива
Наталья Сорокоумова. Фото из личного архива

Наталья Сорокоумова всегда знала, что будет работать по профессии — учить английскому. 11 лет назад она ушла из школы и открыла свои авторские курсы. Тем, как решиться на «свободное плавание», организовать работу и своими планами Наталья поделилась с «Про бизнес».

— Английский язык — это для меня и хобби, и работа. Я всегда знала, что буду работать по профессии. И до сих пор помню свой первый «заработок» — шоколадку, которую я получила в 10 классе, переведя знакомым с английского какую-то инструкцию. Но начну с начала…

$ 200 за две ставки в школе

Я окончила, можно сказать, легендарную могилевскую языковую гимназию (ей 200 лет, в ней училось более 50 известных людей) с золотой медалью и поступила в иняз, то есть в Минский государственный лингвистический университет. В то время (2000 год) был большой спрос на знание иностранного языка, что сильно облегчило мне выбор вуза. Учиться после гимназии было легко. На втором курсе я уже устроилась в школу учителем английского на полставки — учителей тогда не хватало катастрофически. И я до сих пор помню первую зарплату: она была на треть меньше моей повышенной стипендии.

Так я и училась, и преподавала. Вела факультатив у младших школьников, ходила на родительские собрания, агитировала родителей закупить учебники, собирала деньги, заказывала и покупала пособия. Сама рисовала карточки со звуками, буквами и картинками: с выбором пособий тогда было плохо, да и денег на все это было мало. Работая с малышами, прошла настоящий «курс молодого бойца»: в классе было 20–25 человек, на подгруппы они не делились, а мне надо было их чем-то увлечь и научить.

Позже я стала работать с учениками постарше — и окунулась с головой во всю бюрократию нашей системы: нужно было четко следовать программе, писать планы, вести документацию и бояться проверок. Шаг вправо или влево — наказуем.

Я проработала три года после вуза, и меня все чаще стала посещать мысль, что надо что-то менять в этой жизни:)

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

В последний год работы в школе у меня была нагрузка в 36 часов в неделю — а это две ставки, при зарплате в 200 долларов. Денег не хватало катастрофически! Я хотела подрабатывать репетиторством, но тогда нужно было оформлять ИП и платить налог в 40 евро в месяц. При моей загрузке в школе я могла взять всего 1–2 учеников, да и налог мне был не по карману. Это был 2008 год, мне было 25 лет.

Из школы — в никуда.

В этот год я ушла из школы в никуда. Думала устроиться переводчиком: к тому времени я уже четырежды побывала в США в качестве переводчика с группами белорусских детей, поэтому хорошо понимала американский английский. Сходила на собеседования в несколько фирм, но условия там были не намного лучше, чем в школе. И тогда я решила оформить ИП.

Это был отдельный квест! Документы оформляла месяц: ходила к налоговому консультанту, узнавала кучу тонкостей — и вот наконец-то я «сам себе режиссер».

Я взяла несколько учеников и за полмесяца (при работе 2 дня в неделю) заработала 300 долларов.

Со временем количество учеников росло. Первый год я выезжала к ним сама — возможности заниматься на моей территории не было. Но это было очень затратно — и по времени, и по энергии. Арендовать офис в то время было дорого, поэтому я сняла квартиру и оборудовала ее под занятия.

От репетиторства — к курсам

В 2010 году репетиторов и курсов еще было мало, а спрос на них был огромным. Через некоторое время я уже не могла взять всех желающих на индивидуальные занятия. Поэтому в самое популярное время — с 4 до 8 вечера — попробовала объединять учеников в пары и мини-группы.

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Первые три группы были по 4 человека: малыши 6 лет, 11-классники для подготовки к ЦТ и группа взрослых на разговорный курс. Потом добавилась группа школьников 5–6 классов. Стоимость в группе была $ 5 долларов за академический час (45 минут) с человека. Малыши занимались два раза в неделю по часу и платили по $ 40 долларов в месяц, взрослые и старшеклассники два раза в неделю по два часа — по $ 80.

В 2015 году цены на аренду сильно упали. Я смогла снять себе офис на 23 м 2 по 10 евро за квадрат в центре недалеко от метро в небольшом уютном здании. На оборудование ушло около $ 500 — мебель, принтер, доска, маркеры. До этого покупала для работы планшет за $ 1000 и компьютер за $ 700.

Литература — отдельная история. Ее я покупаю регулярно, каждый год трачу от $ 200 до $ 500 на методические пособия, интерактивные и дидактические материалы.

Что-то покупаю в магазине при МГЛУ, много чего привожу из США.

Своя методика

Еще на втором курсе, когда мне было 19 лет, знакомая попросила дать ей всего два занятия по языку — на большее количество у нее просто не было времени. Казалось бы, чему можно научить за два урока? На первом занятии я объяснила ей звуки, правила чтения английских слов, сказала, по какой книжке это поучить и на что обратить особое внимание. На втором — объяснила принцип устройства английского языка в целом, нарисовала таблицу со всеми временами и снова рассказала, что нужно выучить и на что обратить внимание. Знакомая осталась в восторге — ей было легко, понятно, и она знала, с чего начинать.

Теперь я понимаю, что тогда все сделала интуитивно. В то время я ничего не знала про методику Петрова (есть такой видеокурс российского переводчика Дмитрия Петрова — «Полиглот») и не читала Драгункина (автор учебников по английскому). Я просто чувствовала, что можно и что нельзя.

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

И со временем я поняла, что мое преимущество не только в том, что я свободно говорю на английском. Владеть языком — это одно, а вот уметь его преподавать — совсем другое. Я потратила больше пятнадцати лет, оттачивая второй навык, и теперь то, что раньше делала интуитивно, превратилось в собственную методику.

О клиентах

Сейчас мои курсы работают в пяти направлениях: занятия с детьми от 5 лет, углубленный курс для подростков, подготовка к ЦТ, разговорный для взрослых и корпоративное обучение. Основная масса — это школьники разного возраста и абитуриенты. Примерно треть составляют взрослые люди, из них половина — корпоративные клиенты. Единовременно у меня занимаются 20–35 человек, в пиковые месяцы (октябрь-ноябрь, апрель-май) — до 50.

Большая часть учеников занимается в мини-группах по 3–6 человек. Группы 7–10 человек организую редко, так как они менее эффективны. Мини-группа — это одновременно и курсы, и репетиторство. Здесь главное — индивидуальный подход к каждому из учеников. Я ставлю акцент на качестве обучения, а не на количестве.

Дошкольники. Многие дети учатся 5–6 лет. Для малышей я создала целую систему мотивации: разработала специальные дневнички для записи заданий и достижений, ребята получают маленькие, средние и большие наклейки за разные успехи. Есть специальные поощрительные штампики, дипломы. Печатаю на заказ дневнички, а наклейки, дипломы и прочее привожу из Штатов.

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Школьники сначала ликвидируют пробелы в школьных знаниях, потом изучают язык более углубленно. Для подготовки к ЦТ я пересмотрела около 30 пособий, написала свои материалы, таблицы, схемы — получился полноценный авторский курс, программа рассчитана на 1–2 года. И, по моим данным, все мои ученики поступают туда, куда хотят.

Ученики приходят ко мне не только за обучением, а просто поговорить, поделиться проблемами или обсудить насущные вопросы на английском.

Бывает, запланирую занятие на определенную тему, а оно может пойти в совсем другом русле — обсуждаем на английском любимых персонажей, новый фильм или изменения в системе образования.

Взрослые обычно занимаются от года до трех. С ними я сочетаю разные методики в зависимости от уровня. Это и мужчины, и женщины, начиная со студентов и молодежи и заканчивая пенсионерами. Язык им нужен для учебы, работы или ПМЖ. Многие учатся разговорному английскому, чтобы путешествовать и общаться в отеле, аэропорту, ресторане, в походах по магазинам.

После других курсов многие просят только индивидуальное обучение. Дескать, в группах слишком сложно. Но я всеми правдами и неправдами уговариваю их все же попробовать мини-группы, и практически всегда оказывается, что дело не в них, а в тех методиках, по которым их учили раньше.

Всего мои курсы прошли уже более тысячи человек.

Корпоративное обучение. Сейчас во многих компаниях организуют обучение английскому для сотрудников. И предложение в этой сфере намного превышает спрос: языковые школы и частные репетиторы готовы работать за $ 150–250 в месяц, выезжая к заказчику в офис в самое востребованное время — утром перед работой или вечером в конце рабочего дня. Поэтому массовый клиент здесь очень разбалован.

Я к этой сфере пока только присматриваюсь. Работаю с теми, кому качество важнее цены — стоимость занятий у меня в несколько раз выше. В год беру до трех компаний, сейчас у меня одна — из сферы продаж оборудования.

Где-то половина клиентов приходит ко мне по рекомендациям, остальные находят мои курсы на просторах интернета. Социальные сети и группы веду не очень активно, так как на это нет времени. Также делаю контекстную рекламу, размещаю баннеры, публикую статьи на образовательных порталах.

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Реклама — сезонная вещь. Обычно продвигаю информацию о наборе в группы в конце лета и осенью, здесь самые большие затраты — от $ 300 до $ 1000.

Простые денежные вопросы

Проще всего решать материальные вопросы: найти подходящий офис по приемлемой цене, закупить оборудование и учебники, оставить деньги на развитие и отпуск, отложить на рекламу. Это все решается расчетами.

Моральная сторона вопроса сложнее: общение с клиентами, обсуждение разных вопросов и, увы, иногда выяснение отношений.

Бывают клиенты, которые пытаются нарушить границы, «прогнуть» под себя, обесценивают твой труд. Когда я работала только индивидуально, столкнулась с проблемой: некоторые ученики пропускали до 50% занятий, даже не предупреждая. У меня вроде и время занято, я не могу взять другого ученика, но и денег за это время не получаю. Бывали товарищи, которые думали, что если они заплатили деньги, то могут вести себя как угодно. А некоторые затягивали с оплатой или оплачивали столько, сколько считали нужным.

Решились такие вопросы просто: хороший юрист, договор, в котором все эти случаи подробно прописаны, и 100%-ная предоплата. Самым сложным было перестать быть «добренькой» и заставить себя уважать.

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Когда учитель английского не знает английского

До сих пор я работала одна. Но с появлением ребенка мое время стало сильно ограниченным.

Так получилось, что мне пришлось вернуться на работу, когда дочери был месяц: подготовка к ЦТ— это мой личный авторский курс, и оставить учеников надолго я не могла.

Первое время отлучалась из дома на несколько часов 2 раза в день, пока с ребенком была мама. Но индивидуальные занятия я брать не могла, и мои клиенты согласились подождать, пока ребенок подрастет. Работу и роль молодой мамы совмещать очень непросто, но хоть пока удается, все-таки я поняла, что мне нужна команда.

Требования к кандидатам у меня как к себе, поэтому поиск идет туго. Хороший преподаватель должен не только владеть языком и методиками его преподавания, но и уметь взаимодействовать с учениками на эмоциональном уровне. В чем-то это даже важнее: методике и приемам можно научиться в процессе работы, знание языка совершенствуется с опытом, а вот личностные качества вряд ли можно изменить.

Впрочем, и на знание языка нельзя не обращать внимания: многие из тех, кто уже побывал на собеседовании, английский просто не знали. Когда преподаватель с дипломом не умеет говорить, плохо воспринимает язык на слух, имеет ужасное произношение — эмоциональные навыки тут бессильны.

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Финансы и конкуренция

В малом бизнесе очень редко считают рентабельность. В среднем от 10 до 30% заработка у меня уходит на сопутствующие расходы: аренда, налог, реклама. Летом минимум два месяца я не преподаю — уезжаю в США, отдыхаю и придумываю что-то новое.

Когда я начинала работать на себя 11 лет назад, большой конкуренции не было. Сейчас каждый год открываются 2–3 новые языковые школы, несколько образовательных центров, появляются десятки репетиторов.

Одни пытаются завлечь низкими ценами, другие дают завышенные обещания и даже гарантии.

Если сравнивать мои услуги и услуги крупных языковых школ, думаю, мое преимущество в том, что у меня товар «ручной работы», а крупные языковые курсы — массовое производство.

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Фото из личного архива Натальи Сорокоумовой

Планы

Планов у меня много:

Создать и запустить видеокурсы, онлайн-курсы. Многие родители жаловались, что не могут найти хорошие курсы для детей из провинции, поэтому и возникла идея проводить обучение онлайн. В первую очередь я задумала его как подготовку к ЦТ, но этот формат, думаю, будет удобен и для взрослых — не придется тратить время на дорогу. Теорию ученики будут получать в формате онлайн-вебинаров, где в чате могут задать свои вопросы, а практические задания будут отрабатываться в формате телеконференции. Сейчас я тестирую платформу для такого обучения, выбираю из нескольких возможных.

Превратить свою методику и наработки в книги

Создать «телемост» с детьми и взрослыми из США.

Образование у репетитора

Репетиторство – спокойная и прибыльная альтернатива работе в школе, колледже, университете. В числе плюсов такой профессии – хороший доход (особенно для регионов), возможность самостоятельно определять свой график и выбирать тех, с кем хочется работать, а с кем нет. Но прежде чем начать активно действовать в этом направлении, сперва нужно узнать предъявляемые к репетиторам требования и определиться с рядом организационных вопросов. Помимо этого, также необходимо разобрать вопросы о том, где учиться на репетитора и от чего зависит его уровень дохода.

Какое образование и какие личные качества должны быть у репетитора?

Важно иметь высшее образование, которое соответствует преподаваемому предмету. Причем вовсе не обязательно оканчивать педагогический вуз, так как главное в репетиторской деятельности – углубленное знание своей дисциплины. Так, выпускники, прошедшие обучение на факультете международных отношений, могут давать уроки по иностранным языкам, а «технари» – по математике и физике. И что важно, даже если вы еще учитесь в университете, вы также можете зарабатывать преподаванием – это довольна частая практика.

В работе репетитора ценятся коммуникативные навыки и умение объяснить материал простым языком. Речь должна быть «чистой»: без слов-паразитов, внятной и грамотной. Это пригодится не только на уроках, но и в период поиска учеников, так как в большинстве случаев именно родители выбирают, оценивают и нанимают репетитора. Поэтому правильная речь поможет произвести хорошее впечатление и на них.

Преподаватель должен быть терпеливым, дружелюбным и уметь налаживать контакт с ребятами разных возрастов. Несмотря на то, что стресса в этой профессии меньше, чем в работе преподавателя в учебном заведении, здесь также нужно быть морально готовым к разного рода трудностям. Например, вы почувствуете большую ответственность перед учеником, когда начнете готовить его к экзаменам. Это будет эмоционально непросто для вас, так как вы будете переживать за результаты тестирования своего подопечного.

Другие сложности профессии:

  • приходится рассказывать одно и то же по несколько раз в день;
  • учащиеся порой переносят занятия, прогуливают их или вовсе пропадают.
  • и конечно, такое понятие, как «неадекватные заказчики» не обходит стороной и сферу репетиторства. Большой плюс в том, что вы можете отказаться от тех, с кем вам некомфортно работать.

Еще несколько слов об образовании. Чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно регулярно изучать новую информацию, методики по своему предмету, совершенствовать свои знания. В данной профессии это крайне важно, поскольку ваш доход полностью зависит о того, какой результат получают ваши ученики.

Полезно также постоянно тестировать новые методики и подходы. Ведь у всех учащихся разные цели: кому-то нужно повысить уровень знаний и досконально разобрать материал, который был непонятен на уроке, кому-то достаточно сдать экзамен на минимальный балл. То же самое касается и учеников разных возрастов. Например, на занятиях с учениками младших классов необходимо не столько обширное знание предмета, сколько умение найти взаимопонимание с ребенком. Что касается старшеклассника или взрослого, то здесь огромную роль играет квалификация, и умение донести сложные понятия простым языком.

 Какое образование и какие личные качества должны быть у репетитора? изображение

Где учиться на репетитора?

Как уже было сказано в предыдущем пункте, у репетитора должно быть высшее образование, соответствующее преподаваемой дисциплине. Но что делать если вы окончили ВУЗ по одной специальности, а сейчас решили стать преподавателем предмета, который вам очень нравится.

В этом случае вы можете пройти профессиональную переподготовку, которая даст вам самые свежие сведения относительно практикуемой дисциплины. И вот в этом вам поможет Современная научно-технологическая академия (СНТА). Здесь вы также получите недостающие навыки, связанные с преподаванием самого предмета: методики обучения, особенности работы с разными возрастными группами, тонкости обучения учащихся с разным уровнем подготовки. Все программы учитывают требования стандартов высшего образования. Кроме этого, вы можете пойти на курсы повышения квалификации.

Все обучение проходит дистанционно, а начать можно в любое удобное для вас время. Ведь в СНТА не нужно ждать пока наберется целая группа. Здесь у каждого слушателя индивидуальный темп освоения образовательных программ.

После прохождения всех этапов курса вам предстоит сдать итоговый экзамен. Затем вы получите диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации. И наличие официальных документов (дипломов и сертификатов) очень сильно влияет на доверие клиентов, а это в свою очередь определяет ваш уровень дохода.

В чем преимущества обучения в академии?

  1. У СНТА есть лицензия (№ 034268 выдана 25 октября 2013 года Департаментом образования города Москвы).
  2. Академия выдает официальные документы установленного образца.
  3. Учебный процесс проходит дистанционно.
  4. Программа составляется с учетом индивидуальных требований студентов (можно изменить количество часов, скорректировать образовательные модули).
  5. Обучение можно оплатить в рассрочку.
  6. Начать учиться можно сразу после подписания договора.
  7. Есть круглосуточная поддержка.
  8. Учебу можно совмещать с работой.
  9. Документы о прохождении курсов доставляются почтой.

С СНТА вы освоите новую профессию, узнаете все о специфике преподавания, наберетесь знаний и сможете начать работать репетитором. Это позволит вам быстро адаптироваться к новой для себя работе: вы будете знать, как вести учебный процесс, какие методы помогут достичь хороших результатов, как общаться с учениками и многое другое. Знания, полученные на курсе, придадут вам уверенность, поэтому вы сможете хорошо подготовиться к своему первому уроку.

Вместо вывода

Сейчас обучение почти полностью перешло в онлайн, поэтому у репетиторов появляется больше возможностей для заработка. Но кроме этого, не нужно тратить время на дорогу, организовывать рабочее место для занятий у себя дома и т.д. Достаточно выбрать платформу, настроить стабильный интернет с высокой скоростью, веб-камеру и можно начинать свою работу. Дистанционное обучение позволяет вам искать учеников не только в своем городе, но и по всей России и даже за границей.

Важную роль в этом процессе играет рабочая страница преподавателя в социальных сетях. Там полезно рассказывать о себе, своем образовании, публиковать уроки, разборы материала, результаты учеников, отзывы и т.д. Нужно активно общаться с потенциальными клиентами – будущими учениками. Такой «живой», интересный и полезный аккаунт обязательно привлечет к вам внимание. Конечно, это занимает достаточное количество времени, но от вашей активности будет зависеть интерес со стороны учеников и, соответственно, уровень дохода.

Ставку за занятие вы определяете сами, но она зависит от двух важных факторов:

  1. Квалификация. Чем больше документов, подтверждающих ваши знания, тем выше вы сможете оценить свои услуги. Это диплом о высшем образовании, сертификаты курсов повышения квалификации, кандидатские степени и др. Как раз об этом мы с вами говорили в разделе «Где учиться на репетитора?».
  2. Репутация. Этот критерий можно измерить количеством учеников, которые приходят с помощью сарафанного радио. Если люди рекомендуют вас своим друзьям и знакомым, значит они оценили вашу работу довольно высоко.

Вот такой потенциал сегодня у репетиторской деятельности. Обязательно пробуйте себя в этой интересной и прибыльной профессии, и приходите на курсы переподготовки и повышения квалификации в СНТА.


Bombarda maxima (взрывающее заклинание во вселенной Гарри Поттера и крайнее возмущение в переносном смысле — Прим. авт.) — так можно описать реакцию на мой предыдущий материал «Профессия — репетитор». Реагировали в основном учителя (смотрим Facebook и «ВКонтакте»), хотя статья была ни разу не про учительский труд.

Реагировали в основном на одно слово из статьи, причём не ключевое и не смыслообразующее — «презрение». Поначалу я думала отвечать на комментарии, но тезисы критикующих были однообразны, посему отвечу разом на все — записью в блоге. В том посте было намечено продолжение «в-четвёртых, в-пятых, в-шестых», потому воспринимайте написанное далее как обещанное продолжение, как следующую часть огромного текста все с той же долей субъективного и биографического, правда, с дополнениями более формального характера.

Хотели сравнения репетитора и учителя? Будет.

1. «Репетитор должен быть школьным учителем»

Репетитор — не учитель, зарабатывающий из подполья. И работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. Поэтому советы о том, что нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой мне не очень понятны.

Важно осознавать, что между репетитором и учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер — это правовое основание работы. Открываем 273-ФЗ. Тот самый, который об образовании. Открываем и смотрим статью 2: педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на статьях 47 и 48: там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет.


Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам. Правовое основание работы репетитора, его библия — Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг». К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 — публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК — частные. Их нельзя ставить в один ряд. Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

Один из комментаторов написал в мой адрес что-то вроде: «Не хотела бы я отдать своего ребёнка такому репетитору». Понимаете, это и хорошо.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком

И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать — не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг — ГК РФ ст. 782. У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я — мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

У учителя таких требований быть не может: класс для него формирует школа. Он ни с кем не сможет расстаться, не потеряв львиную долю своих нервов.

На «Меле» была статья «Почему учитель — бесправное существо?». Хорошая статья, правдивая, ведь у учителя действительно нет права на выбор учеников. Если вы трудоустроены в школу, а после основной работы имеете частную практику, то у вас две профессии — вы школьный учитель и репетитор (коуч, тренер, ментор, наставник, сэнсей, воспитатель, мэтр, гувернёр). Похожие профессии, но две.

2. «Репетитор даёт то же, что и в школе»

Сразу скажу: я не занимаюсь натаскиванием на школьную программу и повышением успеваемости. Точнее сказать, я делаю это косвенно, так как ребята начинают демонстрировать полученные знания и в школе, но за прямые заказы не берусь — только ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ. Оценка качества моей работы — прерогатива ученика, его родителей, системы автоматизированной проверки тестов, экспертной комиссии.

Начать заниматься натаскиваем на школьную программу всё равно что потерять свободу воли в образовательном процессе, поскольку диктовать темп, тематику, способы оценивания и, главное, методы — будет посторонний человек

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью, в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах — и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.


Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Нет такой кастомизации в школе и не может быть. Репетитор и учитель не то что в разных весовых категориях, они в разных видах спорта.

3. «Репетитор должен быть бессребреником»

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера:

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».

(Дмитрий Медведев, премьер-министр)

Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания для учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы: все по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство — абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые — три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

На все это нужно заработать, чтобы пригласить клиента в достойное место. Желательно иметь страничку в соцсетях или сайт: с оформлением, прилично отвёрстанным текстом, отзывами. Все это тоже требует вложений.

Репетитор — это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю — делать честно и качественно

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели — имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка — будут стремиться к нулю. Про «быстро» — вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, — особая задача.


Также в стоимость услуг заложен масштаб работы — индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может — исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, приобретается услуга добровольно. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки оттого, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.

В комментариях под предыдущей частью статьи было много замечаний а-ля «какая неэтичная статья, как можно презирать коллег». Обосную, почему можно презирать коллег — не всех, подчеркну, а большинство.

Я уже говорила, что первичной для репетитора является бизнес-этика. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество». И да, конечно, я понимаю, что заставить весь класс быть отличниками, даже хорошистами — задача колоссальная, но формировать у учащихся необъективные представления о знаниях — вот где неэтично.

Неэтично допустить попадания в молодёжные парламенты детей, которые не знают — в 11 классе не знают, — что такое парламент. Да, молодёжные парламенты формируются отдельно от школ, но как вообще может человек дойти до 11 класса и не знать, на чём стоит его государство. И это реальный случай!

А потом открытые уроки про патриотизм и гражданственность. Какой патриотизм? Какая гражданственность? Дети знают три замыленных слова про ветви власти, но эти слова без дальнейшего объяснения — бесполезная информация.

Неэтично заставлять учащихся конспектировать Конституцию и иные нормы закона. С такой же эффективностью можно заставить весь класс переписывать Священное Писание и ждать, когда Святой дух пошлёт всем озарение. У нас право профессиональное, оно требует объяснений — его и взрослому человеку без юридического бэкграунда не всегда просто воспринимать. А это дети! Пусть и выглядят они очень зрелыми, но это всё ещё дети. Они и 30% от написанного не поймут. Право надо толковать, пояснять, разжёвывать, подавать в максимально доступной форме, с живыми примерами. Школа, как по мне, должна научить принципам и основным методам познания мира. Конспектировать? На уроках? Вы серьёзно?

Неэтично ставить хорошие оценки по истории тем, кто не знает ничего дальше Крещения Руси. Я еще ни разу не начинала работать с учеником, который хотя бы на тройку знает историю. Ребята более-менее помнят XX век, который проходят в 11 классе. И всё.

Мне хочется процитировать Михаила Шварца — известного в определённых кругах российского правоведа. Я не ручаюсь за детальное попадание слово в слово, но вот само высказывание, произнесённое в рамках лекции о том, почему в России такая разношёрстная судебная практика: «Знаете, почему суды плохие? Так это не в судьях дело. Дело в том, что поставили тройку там, где надо было ставить двойку».


Неэтично, неэтично, неэтично! Каждый день есть что-то, что заставляет меня задать клиенту вопрос: «А чем вы вообще в школе занимаетесь?». Почему вместо шлифовки знаний тех, что хочет на бюджет в МГИМО, репетиторы занимаются изучением дисциплины с нуля или уровня, как говорят в английском, elementary?

Я верю, что есть хорошие учителя: учителя, которые не боятся ворчания родителей и могут влепить двойку, если там действительно двойка; учителя, которые внушают авторитет, а не страх; учителя, которые могут показать класс не только на выступлении в рамках конкурса «Учитель года», а каждый день, на каждом уроке. У меня были такие преподаватели в университете, я знаю таких учителей лично.

Наверное, есть ещё много вопросов, которые стоит осветить. Наверное, не на всю критику был дан ответ.

У автора самомнение? Да, ещё какое.

Автор молод? Да, 22 года.

Автору не хватает такта? Возможно, но я не могу не обращать внимания на то, с чем сталкиваюсь каждый день в работе. Потому что ситуация вопиющая.

Автор глуп? Нет, автор не глуп. Хотя бы потому, что правильно пишет слова и ставит знаки препинания в комментариях и статьях, в отличие от некоторых вышеупомянутых интернет-ораторов.

alt=" Фото: iStock" />
 Фото: iStock

Возникает вопрос: зачем? Ответ, как правило, стандартный: чтобы ребенок был "конкурентоспособным", чтобы не отстал от программы. А сегодня, когда из-за ситуации с коронавирусом школьников начали отправлять на каникулы, ситуация еще больше накалилась.

Фото: iStock

С одной стороны, многие ученики после удаленки продолжают заниматься с репетиторами онлайн. Это зачастую доступнее и дешевле, чем встречаться очно. Причем вовсю предлагаются "пакеты": скажем, английский язык обходится дешевле, если берут сразу еще и русский с математикой. С другой, детям в начальной школе учиться на дистанте все-таки тяжелее, чем подросткам. Но еще до пандемии ситуация была не из легких.

- Прошли новую тему, сделали "домашку", а на следующий день - уже самостоятельная. И так нон-стоп. В голове у детей - полная каша, учитель просто не успевает доступно объяснить материал, - говорит мама двух учеников началки Наталья Гусева. - Поначалу пыталась обойтись без помощников: по пять часов делали домашнее задание. Но потом я сломалась. Наняли педагога. Проблема еще в том, что некоторые формулировки в учебниках даже взрослый с первого раза не поймет: настолько они зубодробительные. Репетитор же переводит задания на "человеческий" язык. Все раскладывает по полочкам.

Итог? В классе, где учится старший сын Натальи, практически все дети занимаются английским с частным педагогом. Две трети - русским и математикой. И подобная картина характерна для многих школ, особенно сильных, которые работают по интенсивным программам. Из семейного бюджета Натальи долой примерно 20 тысяч рублей каждый месяц.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Как рассказала "РГ" директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, все чаще родители нанимают репетиторов именно к концу начальной школы. Причина? После нее начинается разделение - кого-то берут в гимназические классы, кто-то остается в обычных. Типичная практика для крупных городов.

- Даже среди семей, которые оценили свое материальное положение как низкое, 18,2% опрошенных нанимают детям репетиторов, - подчеркивает Татьяна Клячко. - Чем старше становится ребенок, тем чаще это происходит.

Очень популярны сайты-агрегаторы, где можно посмотреть портфолио разных педагогов, почитать реальные отзывы клиентов. "Бюджетная" цена часового занятия по математике или английскому по Москве - примерно 1500-2000 рублей.

Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

- Лучшая реклама - сарафанное радио. К хорошему репетитору очередь из учеников выстраивается на несколько лет вперед, - говорит учитель английского языка с двадцатилетним стажем, эксперт союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" Анастасия Шулова. - Обращается все больше семей именно с маленькими детьми - это устойчивый тренд.

Эксперт отмечает: причина в том, что та же программа по английскому языку рассчитана на 4-5 занятий в неделю. Именно столько нужно уроков, чтобы освоить все ее элементы. Но реально в начальной школе дают только два часа в неделю. Остальное выносится домой. Прошли новые слова? На следующей неделе ребенок уже должен их хорошо знать - иначе отстанет. Родители встают перед выбором: или заниматься с ребенком самим после работы, или обратиться к репетитору.


По данным Avito среди регионов спрос на репетиторов увеличился сильнее всего в Ижевске (+61%), Воронеже (+55%), Омске (+45%). Интерес к подработке репетиторством больше всего вырос в Омске (+59% по отношению к прошлому году), Новосибирске (+49%), а также в Москве и Екатеринбурге (по 46%).

Марьяна Безруких, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, профессор, академик РАО:

- Нагрузка на детей в начальной школе и без репетиторов просто запредельная. Фактически младшеклассник имеет 10-часовой рабочий день: пять обычных уроков, два часа внеурочки (которая в большинстве школ превратилась в стандартные аудиторные занятия), кружок или секция, домашние задания. По санитарным нормам во вторых-третьих классах домашняя работа не должна занимать больше полутора часов. Но любой родитель вам скажет, что реально времени на нее уходит гораздо больше.

Фото: Ольга Дмитренко

Ситуация складывается абсолютно нездоровая: ребенок не успевает гулять и двигаться, живет в состоянии постоянного стресса в силу нехватки времени. Все это нарушает его физическое и психическое развитие, негативно влияет на состояние мозга.

Появление репетиторства в начальной школе - это еще и отражение низкой квалификации педагогов. Нужно менять методики преподавания, уходить от зубрежки - самого неэффективного способа обучения. Учителя должны разбивать класс на малые группы, индивидуализировать обучение. А модные сегодня интенсивные программы, которые внедряются в некоторых школах, на самом деле несут очень большие риски. Да, на выходе они могут показать хороший образовательный результат. Но какой ценой? Ценой здоровья детей, работы репетиторов и денег родителей.

В этом году ко всем традиционным проблемам российской школы добавился еще один серьезный блок - последствия удаленки. Мы еще плохо понимаем, какие "потери" в обучении произошли за период карантина. Скажем честно: это был затяжной хронический стресс для детей. Буквально в первую неделю нового учебного года ко мне обратились родители второклашек, у которых так и не сформировался навык письма и чтения. Что произошло? Как правило, первое полугодие в первом классе - это время, когда ребенок "раскачивается". И только во втором полугодии навык письма и чтения закрепляется у него в достаточной степени.

В прошлом учебном году второго полноценного полугодия не было. Как результат - многие ребята-второклассники оказались в отстающих. И дело даже не в том, как было организовано дистанционное обучение в конкретной школе. В любом случае маленьким детям сложно учиться удаленно: способности к самоконтролю у них еще небольшие. Нужна помощь родителей. А они тоже не всегда знают, как и чем помочь.

Так что проблема серьезнейшая, на нее указывают и все наши зарубежные коллеги. По оценкам исследователей, если в третьем классе ребенок не усвоил значительную часть программы, то дальше проблемы будут нарастать как снежный ком. И к 10-му классу это отставание будет составлять уже примерно полтора года.

Стоит ли упущенную программу подтягивать на дополнительных занятиях с репетиторами? А на уроках в школе параллельно проходить новый материал? Это главный вопрос, с которым ко мне обращаются сегодня родители. Отвечаю: однозначно - нет, не стоит. Важно, чтобы именно школьный учитель в рамках обычных уроков помогал ребенку наверстывать упущенное.

Объясню почему. Представьте ситуацию: вы приходите во второй класс, где занятия идут на английском языке. Но при этом никто не учитывает, что язык вы знаете плохо. Можете ли вы получать пятерки по разным предметам, которые преподаются на английском, а параллельно еще и подтягивать этот язык с репетитором? Вряд ли.

Читайте также: