Как совмещать творчество и работу

Опубликовано: 02.05.2024

Пару месяцев назад я была на мастер-классе, который вел человек: а) c восемью неоконченными классами образования б) из бедной семьи, родные которого сидели в тюрьме, а друзья всю жизнь жаловались на жизнь в) человек, который начинал свою карьеру, работая в коровнике. Сейчас этот человек занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый гибкий человек планеты. Он был личным тренером Мадонны, Михаэля Шумахера, Деми Мур, Чак Норриса, Ван Дамма, выучил 7 языков, снялся в 30 фильмах. И ни разу в своей жизни не болел. Речь о Мухтаре Гусенгаджиеве. Несмотря на то, что он не работает в коровнике или на стройке уже лет 30, его продолжают спрашивать о том, как он вырвался их тех условий. Мухтар ответил: «Во время работы я всегда использовал те минуты, которые выпадали для передышки. Например, бросаем лопатой раствор или песок в тележку трактора, он отъезжает, чтобы, выгрузив, подъехать вновь. Вот в эти две-три минуты я либо садился в шпагат, либо прыгал с горки песка вниз, делая сальто, либо просто закидывал ногу и тянулся, а сам в это время читал книжку…Другие в это время стояли и курили». Еще он рассказал такую историю: «Суть не в том, на какой работе ты работаешь — ужасной или не очень. Суть в том, как ты проводишь свободное время. Мои друзья, которые получают 30 тысяч в месяц, все время спрашивают меня, как мне так повезло, что сейчас один мой час стоит 10 000 рублей? В ответ я у них спрашиваю:«Когда мы с тобой на стройке работали, ты чем шел заниматься после работы?». Они смотрели телевизор, а я шел тренироваться. Я делал то, чего не делали они. В итоге я имею то, что не имею они».

мухтар

— Вопрос на миллион —

Недавно в комментариях к посту про то, как выходить из жизненного тупика, одна девушка написала:«Я хотела бы написать книгу, но для этого нужно писать постоянно, сутками. Но мне нужно искать работу. Я не имею права писать, пока её не найду. А когда найду, времени писать не будет». Я и сама так раньше думала: «У меня есть работа, которая отнимает по 9-12 часов в сутки. У меня нет времени на «любимое дело». В моей голове тоже всегда была идеальная схема: сначала я быстренько зарабатываю кучу денег на какой-нибудь пафосной работе, а потом покупаю домик в Испании на берегу моря и занимаюсь любимым делом. Том Круз отреагировал бы на это так:

том круз

Реакция Тома Круза на подобные иллюзии, — источник

Если бы тогда я услышала слова, приведенные ниже, это сэкономило бы несколько лет жизни. Итак, Барбара Шер — автор бестселлеров «Мечтать не вредно» и «О чем мечтать» — семь лет работала официанткой, будучи матерью-одиночкой с двумя детьми. Все эти семь лет в свободное время, которого было мало, она упорно трудилась, чтобы приблизиться к своей мечте. Когда я брала у нее интервью, она сказала, что эти семь лет были самыми сложными, потому что она была уставшей, постоянно опаздывала и хотела спать. И сейчас ее тоже постоянно спрашивают о том, как совмещать работу и любимое дело. И вот что она отвечает: «Я усердно тружусь всю жизнь, чтобы донести до людей одну истину:«Если ты сможешь найти свою мечту — то, что ты любишь делать больше всего — путь осуществить желаемое обязательно найдется. Нужно всего две вещи: 1. Делать то, что любишь. 2. Не настаивать на том, что за это придется дорого заплатить. Не надо думать о том, что мечты не приносят денег, о том, что ты быстро выдохнешься или о том, какую профессию выбрать, чтобы заработать побольше. Все эти мысли могут привести к затяжной депрессии. Просто делай то, что любишь, и успех придет сам собой. Некоторые говорят: «Хорошо, если я буду делать то, что люблю, мне будет нечего есть! Как же заработать на жизнь?». Зарабатывать на жизнь в первое время можно, работая на любой работе, которая не делает тебя несчастным. Это может быть обычная работа, которая иногда бывает скучной, но она не ужасная. Если хотите, называйте ее «субсидией искусству». Золотые слова! Просто работать на любой работе, которая вас не раздражает, и вкалывать. Если понадобится, то семь лет или больше. Может быть, понадобится десять лет, как Паркесу Кадману. И вот его история. Мальчик по имени Паркес с 11 лет работал на угольной шахте. У него были младшие братья и сестры, которых он должен был кормить, поэтому выхода другого просто не было. Каждый день он проводил под землей много часов: он был «пони-боем» — возил тележку с углем. Каждый раз, пока тележку разгружали, у него было одна-две свободных минуты. И в это время он…читал. На пункте разгрузки у него стояла лампа и всегда лежала какая-нибудь книжка с закладкой. И каждый раз, когда у него было 120 секунд, пока тележку разгружали, он читал. Позже он говорил: «Я знал, что только образование может меня вытащить из шахты». Он работал в шахте до 21 года и за это время успел прочесть более тысячи книг. Он прочел все книги, которые ему удалось выпросить у соседей в деревне, в которой он жил. Позже Паркес Кадман стал знаменитым автором и радиопроповедником, он был одним из самых известных людей Америки. Я обожаю эту историю и часто рассказываю ее на мастер-классах как очередное доказательство того, что все отмазки у нас в голове.

— Чем жертвовать, или Где взять время? —

Как Шер, Кадман, Гусенгаджиев нужно уметь выхватывать любую минутку посреди дня или вечером, чтобы практиковать любимое дело. Кстати, о том, как меняет жизнь человека даже один час в день для своего развития, я писала тут. Мухтар сказал еще одну отличную фразу:«Есть золотое правило: то, от чего ты не можешь отказаться, с этим и останешься». И это чистая правда: если человек не может отказаться от своих «демонов», то он с ними и останется. Так и будет сидеть у телека, с бутылкой пива и сарделькой. Конечно, то, что придется отказаться от телевизора, бессмысленного пропадания в соцсетях и прочей ерунды — это понятно. Но это не всё. Грег МакКеон в «Эссенциализме» приводит очень интересный пример:«В рассказе, опубликованном в New Yorker, Дэвид Седарис пишет о своем путешествии по австралийскому бушу. Во время похода его подруга и гид говорит ему: «Представь себе плитку с четырьмя конфорками. Одна представляет собой семью, вторая — друзей, третья — здоровье и четвертая — работу. Чтобы достичь успеха, нужно выключить одну конфорку. А чтобы достичь настоящего успеха, нужно выключить две».

Я не говорю, что путь эссенциалиста предполагает выбор между семьей, работой и здоровьем. Я хочу сказать, что, столкнувшись с необходимостью принять решение, от которого будет зависеть расстановка ваших приоритетов (семья, здоровье или работа), вы должны быть готовы задаться вопросом: «Какую задачу я хочу решить?»

Уступки — это не то, на что можно махнуть рукой. С ними нужно обращаться осознанно, стратегически и разумно». Я всерьез считаю, что если есть задача прийти к определенному успеху, то придется выключить одну конфорку. Может, две. В любом случае, придется чем-то жертвовать. Так что пришло время ответить на главный вопрос:

А какую задачу вы хотите решить?

upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней — еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой — новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.

Есть такая известная фраза «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».Она кажется очень привлекательной для многих людей, особенно для творческих и креативных.

Поэтому так много пишут о том, что стоит бросить свою привычную скучную работу и заняться любимой творческой. Казалось бы, что может быть лучше работы из любимого хобби. Ты занимаешься тем, что любишь, да еще и получаешь за это деньги.

Сейчас проводится огромное количество тренингов на тему, как превратить свое хобби в работу. Они собирают толпы жаждущих сменить постылое офисное рабство на творческую феерию. Ведь это так прекрасно — творить и получать миллионы.

И все кажется очень красивым и привлекательным, если бы не несколько НО!


Людям продают надежду, но не предупреждают о том, что на самом деле ждет их на этом пути. Если рассказать правду, то желающих станет намного меньше. Потому что работа — это не просто хобби. Это бизнес. А бизнес — это другой подход к жизни. Совсем другой. Другой уровень ответственности, принятия решений, навыков и т.д.

Процитировать в Твиттере

Я занимаюсь развитием креативности уже шесть лет, учу людей быть более творческими, раскрывать в себе креативный потенциал, и, казалось бы, я должна быть адептом движения «творчество-работа», но на самом деле нет. Я вижу, как страдают люди, у которых по ряду причин не получается организовать свой бизнес, они мучаются сложностями в продажах и маркетинге, поиске клиентов, страдают от публичной критики и осуждения, отсутствия признания, и все это потом приводит к тому, что вместо радости от любимого дела их преследуют депрессии. Потому что построить бизнес — это не то же самое что придумать, нарисовать, сфотографировать, сшить и т.д..

Этого можно было бы избежать, если бы на начальном этапе их предупредили, с чем придется столкнуться, чтобы они прокачивали не только свое творческое начало, но и бизнес-навыки.

В этой статье пойдет речь о подводных камнях работы-творческого хобби. Я хочу рассказать о том, с чем творческие люди могут столкнуться на пути к такой работе и почему надо хорошенько подумать перед тем, как сделать творчество делом своей жизни.

Писать такую статью для журнала «Жить интересно!» достаточно рискованно, потому что здесь много пишут о том, что надо следовать за мечтой, и в том числе не бояться менять работу на более творческую. Но я-то знаю, что бывает, когда пытаешься меняться и при этом не видишь обратной стороны этих изменений.

Я знаю, что могу вызвать возмущение и несогласие тех, у кого все получилось. Люди могут говорить, что это неправда, потому что их опыт как раз обратный, и они стали намного счастливее, сделав творчество своей работой. Но так получается не у всех. Если равняться только на известные истории, создается впечатление, что все легко и просто. Но мы ничего не знаем о тех, кто пытался и не смог. И мне хочется предупредить заранее, чтобы вооружить всех стоящих на пороге выбора между творчеством и работой.

Так что пусть это будет альтернативное мнение, которое можно принять во внимание.

Итак, восемь причин не делать творчество своей работой.

1. На работе нет места свободе

Творчество — это процесс, когда вы находитесь наедине с собой, вы погружаетесь в то, что делаете. Вы сами ставите себе задачи, сами их корректируете, идете за тем, что говорит вам ваша муза. Это процесс сродни магии. Вы уходите в стихию, вы находите там отдушину.

На работе у вас не будет возможности выбирать, что делать. Вам будут ставить задания, никого не интересуют ваши муза и вдохновение. Задачи должны быть выполнены к сроку, оформлены по ТЗ, никто не позволит вам делать то, что хочется исключительно вам. Появляется принуждение и давление со стороны.

И оказывается, что это уже не так легко. Потому что муза есть не всегда, а выполнять работу надо. Именно в таком состоянии часто возникают творческие кризисы. Потому что ваши внутренние идеи еще не созрели, а сроки уже подошли.

У меня есть одна знакомая, которая очень любила вязать. Раньше она могла заниматься этим часами, засиживаясь до 4-х часов утра. А потом она стала вязать вещи на продажу. Заказов стало много, они стали занимать больше времени, она стала слишком серьезно относиться к ним. И в какой-то момент потеряла ту радость, которую получала от процесса раньше. Потому что теперь на первый план вышел результат — конечный продукт, который надо получить. Любимое хобби превратилось в конвейер заказов.

Теперь она уже не вяжет ночи напролет. Она вообще перестала вязать для себя. Она потеряла свое хобби.

2. Вам нужен отдых

Хобби — это то, чем мы наполняем свободное время. Если вы все время рисуете или пишете под заказ, или вяжете, или шьете по работе, то чем вы планируете заниматься в свободное время?

Вам придется найти для себя новое хобби. Потому что вашему мозгу необходим отдых и переключение. Иначе ему грозит выгорание. Если вы все время будете напрягать ваши творческие мышцы только в одном ключе, они устанут и в какой-то момент больше не смогут работать настолько эффективно, насколько вам нужно.

Если вы работаете в смежной сфере, но рядом с любимым занятием, то после трудовых будней, наполненных задачами, сроками и прочим, разве будет у вас время и желание продолжать это делать еще и дома?

Когда я много работаю и придумываю идеи по работе, то, приходя домой, я совершенно не хочу думать ни о чем подобном для себя. А ведь это могло бы приносить мне радость. Но у меня нет на это сил. Вся энергия ушла на рабочие проекты и мне требуется время для восстановления. И если я за вечер успеваю отдохнуть, то на следующий день меня снова ждет работа, а не время для своих личных идей.

3. Работа — это не только любимое дело

Например, я очень люблю что-то придумывать и креативить, но моя работа — это не только идеи. Это и много административных обязанностей, каких-то скучных рутинных бумажных дел и т.д.

Так и с творчеством. Если вы решите сделать из хобби бизнес, то, исходя из мысли, что работа должна приносить прибыль, встанет вопрос о том, как этот бизнес развивать. И кроме умения делать свое дело, вы должны задуматься, насколько у вас развиты способности к поиску клиентов, продажам, маркетингу, первичной бухгалтерии и т.д.

4. Работа — это получение денег за свой труд

Часто у творческих людей возникают сложности с установлением цены за свои услуги и принятием денег за их работу. Многие подсознательно думают, что раз они и так занимаются своим любимым делом, то грех за это брать деньги. Вроде как это мы делаем по большой любви.

Именно потому, что нет разграничения в голове, что работа это то, что должно приносить деньги, а хобби — это то, что должно приносить удовольствие, люди думают, раз получают удовольствие — то и уже хорошо. Либо же в голове есть убеждения, что продавать себя стыдно и надо быть скромнее.

Далеко не все готовы спокойно продавать свое творчество и не испытывать при этом смущения, неловкости и сложностей. Поэтому работают по себестоимости материалов, за символическую плату, обеспечивая таким образом себе все большее эмоциональное выгорание.

Но какой бы сильной не была любовь к хобби, рано или поздно вы поймете, что все-таки хотите есть, одеваться и покупать себе подарки. А если брать лишь немного сверху, то начинает накапливаться неудовольствие. И в какой-то момент хобби превращается из удовольствия в раздражитель.

Говорю так из собственного опыта. Была у меня одна работа, которая мне очень нравилась. Я получала удовольствие от процесса, и все вроде бы было хорошо. За исключением оплаты. Но я думала так: пусть я и получаю небольшие деньги, но ведь мне нравится делать то, что я делаю.

Со временем я стала чувствовать, что уже не я управляю своим расписанием и нагрузкой, а мне это ставят извне. Мне приходилось заниматься работой в неудобное время, перекраивать свое расписание. А деньги я получала не такие уж и большие. В итоге, вместо того, чтобы получать удовольствие, я стала получать стресс. Потому что моя работа утомляла меня и не оплачивалась так, чтобы я была довольна энергообменом.

Я тогда истощилась настолько, что у меня даже пропали идеи и силы что-либо делать. Мне пришлось отказаться от любимого дела. Потому что заниматься им на таких условиях было очень сложно.

5. Работа — это бизнес. И он требует соответствующего отношения

Одно дело заниматься хобби-подработкой, выполнять небольшие заказчики, зарабатывать себе на бусики. Другое дело положиться на это, как на полноценный доход.

Для того чтобы много зарабатывать надо или продавать очень много по умеренной цене, или выставлять очень высокий прайс за свою работу.

Если у вас пока нет имени, то, скорее всего, второй вариант вам сразу не подойдет.

Значит, надо будет брать количеством.

И тут возникает два вопроса:

Главное, быть честным с самим собой.

Уверены ли вы, что после сотой связанной кофточки, вы по-прежнему будете любить спицы, а после сотой фотосессии вас не будет тошнить при виде фотоаппарата?

Если вы ответили утвердительно, то задайте себе следующий вопрос.

Есть ли у вас ресурсы, чтобы привлечь к себе эти сто заказов?

Ведь бизнес — это не просто разовые приходы заказов и денег. Это постоянная работа над поиском клиентов.

Готовы ли вы взять на себя функцию менеджера по продажам?

Помимо того, бизнес — это еще и финансовый анализ.

Есть ли у вас понимание, сколько клиентов должно к вам обратиться, чтобы вы получили нужную сумму?

Знаете ли вы эту сумму? Или перебиваетесь случайными непрогнозируемыми заработками?

Готовы ли вы и дальше так работать?

В среде психотерапевтов это очень распространенная проблема. Продажи рассматриваются как досадные помехи на пути к любимой работе. И каждый второй психолог/тренер/коуч мечтает найти себе менеджера, который будет ему собирать большие группы, а потом он уже будет кайфовать от своего любимого дела, проводя эти группы. Но на практике оказывается, что менеджера найти очень непросто. И вот сидят бедные грустные психологи-тренеры и печалятся, как им заработать, проклиная при этом всех людей, которые не понимают, как сильно им надо лечиться и развиваться.

Думаю, такая же сложность есть и у художников, хенд-мейдеров, фотографов — у всех. Потому что любимое дело — это еще не гарантия предпринимательского таланта. А законы бизнеса одинаковы для творческих и нетворческих людей. И если вы понимаете, что предпринимательство — не ваш конек, стоит задуматься.

6. Ваше творчество может оказаться невостребованным

Ваши друзья могут говорить, что купят все ваши прекрасные рукодельные произведения, или закажут вам фото-портфолио, но правда может оказаться таковой, что рынку необходимо нечто другое. И то, что готовы покупать ваши друзья, не готовы покупать другие люди.

От людей, доведенных до отчаяния невостребованностью на рынке, нередко можно услышать такие высказывания «Эти чертовы деньги, ради них я должен горбатиться, из-за них я страдаю, люди тупые, не понимают моего творчества». Затем начинаются обвинения себя в бездарности, и пошло-поехало: мысли о бездарности не позволяют делать лучшее, это усугубляет и без того печальное положение. Замкнутый безвыходный круг.

В какой-то момент можно начать даже проклинать свое творческое начало, потому что оно привело вас в эту точку, где нет признания, денег и вам надо делать то, что вы не хотите делать.

Раз на раз не приходится. Не все становятся великими художниками. Кто-то действительно самобытен и уникален, кого-то может найти хороший продюсер и протолкнуть в нужное место.

Но все-таки зачастую приходится продавать не то, что хочется нам, а руководствоваться заказами других людей. Если ваши работы не будут востребованы, вы обречены на безденежье. А в такой работе уже нет смысла.

Чтобы продвинуть свое творчество в массы, надо обладать талантом не только в своей сфере, а еще быть хорошим маркетологом и рекламщиком. Потому что сейчас предложение намного превышает спрос, и чтобы выделяться на фоне других таких творческих бизнесов, надо уметь выгодно отличаться. А это сложно сделать просто так. Создать страницу ВКонтакте или Facebook уже недостаточно. Надо придумать себе свое уникальное отличие (уникальное торговое предложение), создать себе имя. Для этого придется понять, как строить бренд, возможно, овладеть навыками SMM и т.д. И все эти умения, опять же, из другой сферы.


По сути, творец-бизнесмен — это человек-оркестр, который кроме своего профессионального занятия должен уметь делать много других вещей и уметь выделять им время. Может даже оказаться, что на «другие вещи» времени будет уходить в разы больше, чем на само творчество.

7. Увлечение не гарантирует успеха

Вы можете любить что-то делать, но этого не достаточно, чтобы стать мастером № 1 в сфере.

Вы можете любить заниматься дизайном одежды, но это не значит, что вы сможете стать известным модельером.

И если, опять же, возвращаться к вопросу об оплате своего труда, то за ваше реальное мастерство в сфере финансов, например, вы сможете получить больше, чем если будете посредственным дизайнером. А работа все-таки должна приносить хорошие деньги. Иначе см. пункт 4) недолго и до эмоционального выгорания, вплоть до полного отвращения от хобби.

8. Работа-хобби не гарантирует вам удовлетворения амбиций

У всех есть амбиции. И это нормально. Но если вы будете рисовать за еду, то вы не сможете сконцентрироваться максимально на внутреннем содержании работы. Как ни крути, вы будете понимать, что работаете за еду. И вместо того, чтобы делать что-то для амбиций, придется подстраиваться под рынок и продажи.

Работая на своей основной работе, вы могли бы в свободное время создать что-то очень крутое. А когда все, что вы делаете, подчинено задаче — продать, тут уже не до произведений искусства, тут нужен конвейер регулярных хороших решений.

Но чтобы выдавать хорошие творческие решения надо уметь растождествлять себя и свою работу.

Потому что как только вы начинаете ожидать какой-то результат от своего творчества, внутри зашкаливает планка важности, и становится тяжело относиться к нему непредвзято и безэмоционально, и просто делать свою работу.

Ваши работы — это как ваши дети. Разве можно кого-то выкинуть, не любить? Вот и получается, что вместо того, чтобы просто делать работу как бизнес, люди приплетают сюда свою личность. И от этого сильнее переживают отказ покупателей взять их труды. Ведь в таком случае, это равносильно отвержению их как личности и как человека.

А в любом бизнесе излишний личностный подход приводит к тому, что вы не можете объективно оценивать свою работу, а это может существенно влиять на качество и на дальнейшие действия.

И поэтому успех в бизнесе и успех в творчестве могут друг другу сильно противоречить.

Я описала основные пункты, которые стоит учитывать. При этом я уверена, что можно составить точно такой же список, почему стоит сделать творчество своей работой и это тоже будет правда.

Главное, перед тем как сделать выбор, задайте себе вопрос «Зачем вам это?»

Все эти аргументы — не попытка отговорить вас и сказать, что ни в коем случае нельзя делать творчество своей работой. Это обратная сторона медали, которую надо обязательно учитывать и быть готовым к тому, что с этим вам придется столкнуться. Если вы хорошие специалисты в организации бизнеса, продаж, у вас сильный характер, и вы готовы все это преодолевать, чтобы всю жизнь заниматься любимым делом, то тогда вы можете просто пропустить все это мимо ушей, потому что для вас эти причины — не причины.

А если вы пока только начинаете что-то делать новое, то просто проанализируйте, насколько вы готовы ко всему. Возможно, вы решите, что любимое дело стоит всех этих усилий, и, вооружившись этими знаниями, вы пойдете штурмовать творческий Олимп. А возможно, примете решение остаться на своей работе, но поменять подход к жизни.

Если вам очень нравится творить, найдите работу, в которой вы сможете задействовать какую-то часть вашего творчества. Посмотрите на него внимательно, подумайте, что именно в этом процессе вам нравится, какие эмоции и чувства вам дарит ваше хобби. Когда вы определитесь с этим, подумайте, в какой другой работе вы можете получить подобные ощущения. Идите вглубь себя, идите за ощущениями, тогда вы сможете найти творчество и в любой другой повседневной работе.

Либо занимайтесь творчеством параллельно, чтобы на вас не висела тяжесть обязательных платежей. Это может быть в меньшем объеме, но, по крайней мере, вы не будете так сильно зависеть от результатов продаж. Это позволит вам быть более творческими и действительно дождаться «своего» клиента под ваше творчество.

Делайте выбор осознанно, видя полную картинку. Тогда шансов достичь успеха будет намного больше. Я считаю, что заниматься любимым творческим делом — это прекрасно и действительно меняет жизнь к лучшему. Главное — избавиться от иллюзий, что творчество автоматически решит все проблемы и вопросы, с которым сталкивается бизнесмен, когда открывает свое дело.

Если вы готовы на все то, о чем я писала выше, значит, вы действительно сможете «не работать и дня». Тогда вам в помощь пригодятся книги, которые расскажут весь процесс От и До. Например «Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода» Ады Быковской и «Включите сердце и мозги. Как построить успешный творческий бизнес» Дарии Бикбаевой.

На пути к своему делу – идеи, учеба, общение с талантами.

Творчество занимает все большую часть вашей жизни, и вы подумываете, не заняться ли только им? Возможно, вы на пороге открытия своего дела, связанного с вашим увлечением? Не важно, делаете вы кукол, валяете из шерсти, пишете книги или занимаетесь дизайном — советы по творческому самовыражению придутся как нельзя кстати.

Работа или творчество: что выбрать и как совмещать. 5 советов

Учитесь

Школа — это одно. Учеба — совсем другое. Эти два понятия в реальности не всегда совпадают. Неважно, ходите вы в школу или нет, ваша задача — постоянно учиться. Нужно проявлять любопытство к миру, в котором вы живете. Ищите значения слов в словарях. Переходите по ссылкам. Углубляйтесь дальше, чем остальные, — только так вы окажетесь впереди.

Гуглите все что можно. Да, я имею в виду именно "все". Гуглите свои мечты, гуглите свои проблемы. Не спрашивайте других, пока не прогуглите. В результате вы или сами найдете ответ, или лучше сформулируете свой вопрос.

Постоянно читайте. Ходите в библиотеку. Человек в окружении книг всегда чувствует какое-то волшебство. Затеряйтесь среди стеллажей. Изучайте библиографию. И помните: не вы начинаете знакомство с книгой — это книга ведет вас.

Собирайте книги, даже если не планируете прочесть их сразу. Как сказал режиссер Джон Уотерс, "нет ничего важнее непрочитанной библиотеки".

Не стремитесь изучать. Просто учитесь.

Сохраняйте украденное на будущее

Купите блокнот и ручку, всегда держите их при себе. Заведите привычку заносить туда свои мысли и наблюдения. Выписывайте понравившиеся отрывки из книг. Записывайте случайно услышанные разговоры. Рисуйте что-нибудь, разговаривая по телефону. Делайте все что хотите, но бумага при вас должна быть всегда.

Заведите папку для украденного. Да-да, именно так — папку для хранения того, что вы стянули у других. Бумажную или виртуальную — неважно; главное, чтобы она была. Кто-то клеит вырезки в специальный альбом, кто-то все снимает на свой смартфон.

Видите нечто достойное заимствования? Отправляйте его в папку для украденного. Требуется вдохновение? Открывайте папку для украденного.

Газетные репортеры называют такую папку "покойницкой" — и мне нравится это название. Ваша покойницкая папка — это место, где вы храните "мертвецов", которых оживите позже, в собственных работах.

Работа или творчество: что выбрать и как совмещать. 5 советов

Держитесь поближе к талантливым людям

Помните поговорку "мусор на входе — мусор на выходе"? Вы можете быть хорошим настолько, насколько хороши люди, окружающие вас. В цифровую эпоху это означает, что нужно общаться в интернете только с лучшими людьми — с теми, кто гораздо умнее и талантливее вас; с людьми, которые делают что-то действительно очень интересное. Внимательно следите за тем, о чем они говорят, что делают, чем увлекаются.

Актер и кинорежиссер Харольд Рамис, который людям моего поколения известен по роли Игона в фильме "Охотники за привидениями", как-то поделился своим правилом успеха: "Найдите самого талантливого человека в комнате и, если это не вы, держитесь рядом с ним. Следуйте за ним повсюду. Старайтесь быть полезным ему". Рамису повезло: в его "комнате" самым талантливым оказался его друг Билл Мюррей.

А если однажды вдруг окажется, что самый талантливый человек в комнате — это вы, придется искать другую комнату.

Собирайте хвалебные отзывы

В жизни часто чувствуешь себя одиноким, разочарованным, отвергнутым. Да, мы не ищем одобрения. но все же чертовски приятно, когда люди хорошо говорят о твоей работе. Время от времени мне везет разместить в интернете что-то удачное, и тогда неделю-другую я купаюсь в одобрительных сообщениях, появляющихся в электронной почте и Twitter.

Этим людям понравилась моя работа, что весьма приятно. и слегка дезориентирует. и очень окрыляет. Но я всегда помню одну важную вещь: эйфория пройдет, и спустя несколько недель начнутся мрачные времена, когда мне захочется все бросить, задавшись вопросом, какого черта я вообще всем этим занимаюсь.

Вот почему я храню все действительно хорошие письма в специальной папке (неприятные письма немедленно удаляются). А когда наступают те самые мрачные времена и чувствуется необходимость в поддержке, я открываю эту папку и перечитываю пару писем. После чего возвращаюсь к работе. Попробуйте сами: вместо того чтобы хранить папку с неприятными отзывами, коллекционируйте хвалебные. Используйте их аккуратно и в меру, не позволяя себе почивать на лаврах, но всегда держите под рукой на случай, если понадобится поднять свой боевой дух.

Работа или творчество: что выбрать и как совмещать. 5 советов

Не бросайте основную работу

У вашего хобби или увлечения есть шанс стать главным в жизни, превратиться в свое дело, приносящее не только удовлетворение, но и доход? Не важно, пишете вы книги или делаете кукол, но не спешите резко расставаться с тем, что кормит вас сейчас, — вашей работой.

Истина заключается в том, что, даже если вам повезет и вы станете зарабатывать на жизнь любимым делом, это может случиться не сразу. А до тех пор вам нужна какая-то работа.

Основная работа — это деньги, связь с миром и определенный режим. Свобода от финансового прессинга означает свободу творческого выражения. Как сказал фотограф Билл Каннингем, "если у вас нет денег, они не скажут вам, что делать".

Благодаря основной работе вы находитесь среди людей. Пользуйтесь этим — учитесь у них, крадите у них. Я старался находить такую работу, которая давала новые знания и навыки для моего собственного творческого процесса. Например, работая библиотекарем, я научился проводить исследования; работая веб-дизайнером, узнал, как создают сайты; работая копирайтером, понял, как продавать при помощи слов.

А решение тут очень простое: определите, какое количество времени вы тратите на основную работу, а какое можете выкроить на себя, — и придерживайтесь этого графика. Работайте каждый день, без исключения. Никаких выходных, никаких больничных. Не останавливайтесь. И тогда, скорее всего, подтвердится следствие одного из законов Паркинсона: работа делается в отведенное на нее время.

Никто не говорит, что будет легко. Часто вы будете чувствовать, что живете двойной жизнью. Хитрость состоит в том, чтобы найти такую основную работу, которая сносно оплачивается, не вызывает тошноту и оставляет достаточно сил для творчества в свободное время. Хорошую работу такого типа найти нелегко, но можно.

Поэтому им приходится героически стоять у станка тратить немалую часть своего времени на ту работу, которая, быть может, не столь любима, однако позволяет заработать хотя бы на бутерброд с сыром.

Как успешно совместить милое сердцу творчество и драгоценную для кошелька работу?

1. Для начала надо определиться с целями и ответить для себя на несколько вопросов:

- Хочу ли я зарабатывать на жизнь исключительно любимым творческим трудом? (плюсы и минусы этого решения можно обсуждать долго, отложим это для другого поста)
- Хочу ли я продолжать делать карьеру, профессионально развиваться и двигаться вверх по месту денежной работы?

Некоторые люди полагают, что им нужно непременно сразу сделать выбор: или творчество, или работа. Уж если творить, то отдавать этому все свои силы и время. А если уж работать, то времени и сил на творчество не останется. И этот выбор висит у них на душой тяжким камнем размером с холодильник, и они сами не замечают, как продолжают заниматься и тем, и другим и мучиться от этого холодильника с выбором.

На самом деле, между этими двумя крайними вариантами нужно выбрать средний, подходящий для себя.
Нужно найти баланс между денежной карьерой и временем/силами для творческого труда. Это банальный и очевидный ответ, который, тем не менее, упрямые и капризные личности вроде меня долго не хотят признавать.

Я бы очень хотела зарабатывать достаточно своими книгами, но отдаю себе отчет, что для этого понадобится много времени и работы "на будущее". Я, как студент-первокурсник, работаю "на зачетку".

Для себя я решила, что не хочу делать карьеру на своей денежной работе. Я не хочу получить более высокую должность, больше ответственности, больше подчиненных. Я не проявляю инициативу и не нахожу себе дополнительную работу, я делаю ровно столько, сколько предполагают мои обязанности, предпочитая побольше свободного времени. Однако я продолжаю поддерживать профессиональный уровень, просто потому, что считаю: каждый должен делать свою работу качественно.

2. Надо ПРИНЯТЬ саму эту ситуацию и избавиться от иллюзий. Да, жизнь так устроена, что сразу сделать выбор, скорее всего, нельзя. Может случиться так, что творческий труд принесет вам заработок. А может и не случиться. Это может произойти в течение года, а может - спустя десятилетие, а может - вообще никогда. Будете ли вы продолжать писать/рисовать/лепить в этом случае? Важно дать себе честный ответ на этот вопрос.

3. Как распределить время и силы, чтобы хватало и на работу, и на творчество?

Надо научиться беречь эмоциональную и душевную энергию. Больше всего сил отнимают эмоции. Если мы злимся, раздражаемся, возмущаемся, ликуем, пищим от восторга, с трепетом и волнением участвуем в бурных обсуждениях в течение рабочего дня, к вечеру сил на творчество не остается. Если мы принимаем работу близко к сердцу, она отнимает много душевных сил.

Выбор, куда вкладывать душу - в денежную профессию или в любимую, но не доходную - за нами, но совмещать это очень трудно. Зато вполне реально спокойно и добросовестно работать, не включая эмоции, и оставлять энергию для любимого дела. Но при этом надо отдавать себе отчет, что мы упускаем какие-то карьерные возможности, которые потребовали бы больших усилий.

Я очень ровно отношусь ко всем проектам, которые веду на работе и не принимаю их близко к сердцу. Кстати, им это только идет на пользу, я смотрю на них более объективно, легко принимаю замечания и легко соглашаюсь отказаться от одних решений в пользу других. Я замечаю обратный эффект - когда перестаешь эмоционально реагировать на какие-то проволочки, мелкие интрижки и не вполне адекватные нападки со стороны отдельных коллег, они как-то сами по себе отпадают, и работа приобретает очень ровный и спокойный эмоциональный фон, в котором комфортно находиться.

Наконец, самый банальный совет - надо заниматься спортом и правильно питаться. Физическая нагрузка, особенно на свежем воздухе, даст нам достаточно сил, а легкое питание не позволит погрузиться в лень и апатию.

4. Как переключать внимание между работой и творчеством?

Как перестать думать о работе и быстро переключиться на творческое настроение?
Есть разные способы.

Во-первых, нужно разгрузиться, сбросить накопившуюся информацию. Не стоит бросаться сразу от работы к творчеству, лчуше дать себе перерыв на перезагрузку.

Для этого можно прогуляться пешком пару остановок, принять душ или хотя бы опустить ноги в таз с водой (лучше с солью), пройтись босиком по земле (если живете за городом), можно сделать какое-нибудь очистительное дыхательное упражнение, такое, как бхастрика, побегать или попрыгать, в общем, не обязательно долго, но интенсивно поработать с телом.

Во-вторых, нужно привести себя в подходящее состояние, настроиться.

Себя можно настраивать как рояль или гитару - перебирать струны, пробовать разные клавиши, постепенно втягиваться в работу, как спортсмен принимается за тренировку после разминки.

Можно использовать "якоря" состояний - создать обстановку, зажечь свечи или благовония, включить музыку, достать любимый творческий блокнот или щелкнуть себя по лбу, наконец. О "якорях" можно почитать у НЛП-истов, это один из немногих приемов из их арсенала, который я нахожу интересным и полезным для себя.

Мне помогает короткая медитация, погружение внутрь себя и поиск того, что я считаю в себе творческим началом.

5. Надо ли искать работу, более близкую к вашему виду творчества?

Очень важный и весьма субъективный вопрос. Если вы любите рисовать, может быть, вам бросить работу инженера и стать иллюстратором или дизайнером? Если вы любите писать, может быть, бросить работу программиста и стать журналистом-фрилансером?

Поначалу я думала, что это - оптимальный вариант. Сделать свою работу поближе к любимому творчеству. Была у меня такая идея - сделать вольную журналистику основным источником заработка. Мне понадобилось около года, чтобы отказаться от этой затеи. Я много писала, даже колонку вела в Компьютерре, но потом бросила все это дело.

Дело даже не в том, что журналист-фрилансер не так уж много нынче может заработать. Дело в том, что я меняю шило на мыло. Я очень быстро поняла, что писать художественную прозу для меня намного интереснее, чем двадцать один совет в женский журнал. И вообще, из меня - типичного интраверта - журналист выйдет сомнительный. И чтобы зарабатывать достаточно этим способом, нужно опять-таки долго работать "на зачетку", обрастать опытом и связями. И в итоге я опять получу не очень любимую денежную работу. В то же время по основному месту работу "зачетка" у меня уже есть - это знания, опыт, связи, репутация.

Более того, я открыла для себя парадокс. Казалось бы, если пишешь статьи, то практикуешься в писательстве, разве нет? Однако, с точки зрения творческого потенциала гораздо больше пользы приносит переключение на работу, максимально далекую от писательства.

К примеру, если я день работаю над статьей, к вечеру у меня теряется свежий взгляд на текст, тратится запас интересных метафор и пустеет копилка впечатлений. В такой день я уже не сажусь за роман или рассказ.

В то же время общение с людьми и работа над проектами дает жизненный опыт, который можно потом использовать в своем творчестве.

И если в первом варианте после такой работы писать совсем не хочется, то во втором я с нетерпением жду момента, когда открою свой текст.

Любимый мной нынче Роберт Макки говорит: "Сценарист должен зарабатывать на жизнь своим творчеством". Он считает, что только так можно добиться качественного результата, Увы, жизнь не всегда предоставляет нам такие условия. Что ж, будем стремится к идеалу. Как бы не обстояли дела в текущий момент, я верю, что это возможно и это правильно - чтобы именно любимое занятие обеспечивало достойное существование.

Одно из самых частых высказываний, которые доводится слышать по поводу работы-мечты, таково: «Я хотел бы заниматься чем-нибудь творческим». Но одни высказываются, а другие занимаются. Так, Евгений ЧЕМЯКИН из Екатеринбурга всю свою профессиональною деятельность подчиняет музыке и науке.


– Год назад я окончил аспирантуру на историческом факультете Уральского федерального университета, защитил кандидатскую диссертацию. Я занимаюсь изучением культуры бывших британских колоний. Написал около двадцати научных работ на эту тему. Но остаться в университете после аспирантуры у меня не вышло. А как заниматься наукой, не будучи прикрепленным к университету, пока не представляю. Но обязательно найду способ продолжать заниматься историей профессионально. Пока же изучаю материал, который пригодится мне для будущих работ, и занимаюсь еще одним делом, которое для меня не менее важно, – музыкой.

– С чего оно началось?

– В старших классах я стал сам учиться играть на гитаре, сочинять песни. Затем мы с ребятами собрали музыкальную группу, которая просуществовала десять лет. А сейчас у меня новый музыкальный проект «Верлис Бэнд».

– Как повлияло на ваше увлечение вступление во взрослую жизнь?

– Возникла необходимость зарабатывать. При этом хотелось делать это так, чтобы работа не мешала, а помогала заниматься любимым делом. Поэтому, еще учась на четвертом курсе, я открыл студию звукозаписи. Помимо прямого дохода она еще решала наши собственные потребности в базе для репетиций и записей. Теперь на это не нужно было тратиться.

– Что собой представляет студия?

– Небольшая комната с аппаратурой и музыкальными инструментами. Сначала я снимал помещение в Центре культуры. А недавно переехали в Свердловскую киностудию, где пришлось вкладываться материально и физически в ремонт комнаты.

– Как вы осваивали звукорежиссуру?

– Знакомый звукорежиссер очень помог мне с выбором аппаратуры и с организацией работы студии. А что касается самой записи, то я учился опытным путем – подключал, настраивал, записывал, прослушивал, экспериментировал, все время думал о том, чтобы улучшить звук. Это нелегкий труд, но поскольку мне все это интересно, я делал (и делаю) все с удовольствием. И за четыре-пять лет достиг, как мне кажется, очень неплохого уровня.

– Какой чистый доход приносит эта деятельность?

– Небольшой – несколько тысяч рублей в месяц.

– А с группой вы что-то зарабатываете?

– Мы выступаем в местных клубах три-четыре раза в месяц. Иногда ездим в другие города. Допустим, нам могут заплатить 5 тысяч за концерт. Делим это на пятерых музыкантов – получается тоже немного. Но мы рады, что, занимаясь тем, чем мы все равно бы занимались, мы не только не тратимся, а еще и в плюсе.

– Но вам приходится еще где-то подрабатывать?

– И подрабатывать, и работать. Но, как правило, это виды деятельности, связанные с творчеством. Например, я работал монтировщиком сцены за 8-9 тысяч рублей. Там не было жесткого графика. Иногда необходимо было срочно переоборудовать сцену. Тогда я мог задержаться до двух-трех ночи. Зато могло быть несколько дней, когда я не нужен. Как и любая работа, связанная с творчеством, эта тоже была нестабильной и не денежной. Но интересной!

– Для вас имеет значение – быть рабочим в театре или, допустим, на заводе?

– Конечно, разница принципиальная. В театре мне удалось посмотреть много спектаклей. Делать это из-за кулис намного интересней, чем из зала. Мне было полезно наблюдать, как работают со светом, декорациями, звуком. За тем, как режиссер дает установки актерам. Со временем я стал участвовать в некоторых спектаклях как музыкант.

Театр вдохновляет меня на занятие музыкой и учит делать наши выступления более яркими. Например, на наших концертах мы стали устраивать перфомансы с участием актеров.

– Как вы находите места для трудоустройства?

– Практически всегда через знакомых. Так, на мое последнее место – в строительный магазин – меня пригласил друг. Это была работа с самой стабильной зарплатой – около 20 тысяч. Но в магазине я занимался тоже творческим делом – оформлением. Оформлял все – от ценников до настенных плакатов и украшений.

В связи с тем, что и график у меня на этот раз был традиционный, этот период оказался очень напряженным. Ведь оставить свои прочие проекты – музыку, студию, театр – я не мог.

– Что у вас сейчас?

– В январе я уволился из магазина. И на данный момент формально безработный. Целый день с утра играю на гитаре, пишу песни. И только вечером еду в студию.

Читайте также: