Работники казенного учреждения являются ли госслужащими

Опубликовано: 16.05.2024

Разъясняет старший помощник Кунцевского межрайонного прокурора г. Москвы Лисин Н.С.
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее - гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее - Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 - 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

- стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

- договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее - Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Есть ли государственная служба в федеральном казенном учреждении

Федеральное казенное учреждение

Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.
В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным). В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей. В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:

Реестр должностей работников государственных учреждений, не являющихся государственными служащими, и работников казенных предприятий по категориям

o Главный: агроном, администратор, бактериолог карантинной лаборатории, балетмейстер, биохимик ветеринарной лаборатории, вирусолог карантинной лаборатории, гельминтолог карантинной лаборатории, герболог карантинной лаборатории, гидротехник, дирижер, диспетчер по флоту, звукорежиссер, инженер, инспектор, ихтиопатолог ветеринарной лаборатории, кинооператор, конструктор, лесничий, механик, миколог ветеринарной лаборатории, микробиолог ветеринарной лаборатории, охотовед, паразитолог ветеринарной лаборатории, производитель работ (прораб), радиолог ветеринарной лаборатории, редактор, режиссер, рыбовод, серолог ветеринарной лаборатории, спасатель, токсиколог ветеринарной лаборатории, тренер, хормейстер, хранитель, художник, фитопатолог карантинной лаборатории, эколог, экономист, энергетик, энтомолог карантинной лаборатории, эпизоотолог ветеринарной лаборатории
o Заместитель руководителя центра (информационного, информационного-аналитического, информационно-статистического, учебного, учебно-воспитательного, учебно-методического, научно-внедренческого, научно-педагогического, научно-практического, научно-производственного, производственного, проектно-изыскательского, по выплате пенсий)

Можно ли приравнивать к государственной или муниципальной службе работу в федеральном казенном учреждении

Эта норма вытекает из пункта 13 статьи 31 Закона № 83-ФЗ и действует до 1 января 2012 года. Закон № 83-ФЗ не ограничивает область регулирования актов, содержащих указанную норму, устанавливая только то, что это должны быть акты высших органов власти. Примером ее реализации на федеральном уровне служит постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1204, утверждающее порядок предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2011 году.
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

НТВП Кедр

Кто относится к госслужащим

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба. Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства .
Руководители Помощники (советники) Специалисты Обеспечивающие специалисты Высшая группа v v v — Главная группа v v v v Ведущая группа v v v v Старшая группа — — v v Младшая группа — — — v

Есть ли государственная служба в федеральном казенном учреждении

Казенному учреждению разрешается осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Вместе с тем доходы, полученные им от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Таким образом, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными им от осуществления приносящей доход деятельности.
– управления объединений, управления соединений и воинских частей ВС РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

Есть ли государственная служба в федеральном казенном учреждении

  1. высшие должности государственной гражданской службы;
  2. главные должности государственной гражданской службы;
  3. ведущие должности государственной гражданской службы;
  4. старшие должности государственной гражданской службы;
  5. младшие должности государственной гражданской службы.

Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.
Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Государственная служба РФ

Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.
Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения

Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ

Согласно ст.54 ГК РФ:

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?

В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\'Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\'

Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.

Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.

Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.

С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.

Внимание, по данным МинТруда, ПИФ и БПИФ, инвестирующие в иностранные ценные бумаги, так же попадают под ограничение.

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в России 17,7% работоспособного населения заняты в госучрежденях. В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники – врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д., но это цифра не учитывает работников корпораций, принадлежащих государству.

Очевидно, что 17,7% - это довольно большая часть населения нашей страны и, как показывает практика, не все бюджетники знакомы со своими возможностями и ограничениями в области инвестиций.

Начнем с того, что ограничения в области инвестиций для госслужащих безусловно есть. Согласно закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ФЗ №79 в редакции от 22.12.2014 (статья 17 пункт 1.1):

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Как видно из этой выдержки, под запрет кроме иностранных банковских счетов попадают иностранные финансовые инструменты. В эту категорию попадают акции, облигации, паи фондов, производные инструменты и доверительное управление.

Под некоторым вопросом остается накопительное страхование за рубежом. Несмотря на отсутствие четкого определения, большинство экспертов считают такой вид страхования финансовым инструментом.

Интересно, что под запрет попадают депозитарные расписки некоторых российских компаний, которые прошли IPO за рубежом и теперь представлены на Московской бирже (по сути это иностранные акции). Например: Яндекс, Тинькофф банк, Полиметалл, Х5, Lenta и другие.

Нельзя так же покупать бумаги иностранных ETF (биржевых фондов) на Московской бирже.Сегодня на Мосбирже представлены биржевые фонды двух иностранных управляющих компаний: FinEx и ITI Capital.

Покупка иностранного пая ETF или депозитарной расписки сейчас довольно просто осуществима через любого брокера на Мосбирже. В этом заключается основная опасность. Брокер не обязан уведомлять госслужащего о существующих запретах и спокойно приобретет для него иностранную бумагу. За этим, конечно, последуют довольно крупные неприятности для самого госслужащего.

Под запрет пока не попала недвижимость, хотя запрет на владение зарубежной недвижимостью для чиновников уже много лет обсуждается в Думе, решение так и не принято.

По владению российскими ценными бумагами существует следующее ограничение:

«… если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление…»

Это ограничение по определению касается только руководителей учреждений и госкорпораций.

На кого действуют ограничения

Как видно, Закон о государственной службе накладывает довольно серьезные ограничения, особенно для тех, кто желает диверсифицировать свои инвестиции с помощью зарубежных активов. Но не стоит слишком сильно расстраиваться. Ограничения распространяются далеко не на всех госслужащих, а бюджетники (учителя, врачи и т.п.) вообще могут инвестировать без ограничений.

В ФЗ №79 фигурирует следующий список должностей:

  1. государственные должности Российской Федерации;
  2. должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  3. должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
  4. государственные должности субъектов Российской Федерации;
  5. должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
  6. должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
  7. должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  8. должности глав городских округов, глав муниципальных районов;
  9. должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами…

Все запреты относятся так же к супругам и несовершеннолетним детям должностных лиц.

Более подробное исследование со списками должностных лиц читайте в нашем исследовании Инвестиции для госслужащих: Запрет на иностранные счета и финансовые инструменты.

Если обобщить, то под ограничения попадают некоторые руководители в органах исполнительной, законодательной и судебной власти, а также работники госкорпораций. Врачи, учителя и другие бюджетники под ограничения не попадают.

Кроме того, всегда остается возможность инвестировать в российские ценные бумаги. Все госслужащие могут покупать паи российских инвестиционных фондов, которые инвестируют в определенные категории зарубежных активов. Сейчас на рынке существуют ПИФы, занимающиеся покупкой золота и других драгоценных металлов за рубежом, иностранных акций и облигаций, недвижимости и т.п.

Другие материалы из цикла "Инвестиции для госслужащих"

Похожие материалы:

Комментарии ( 0 )

Здравствуйте Сергей.
Являюсь супругом гос. служащего (самого низшего звена). У меня есть ИИС. Я понимаю, что без ограничений торгую российскими ценными бумагами на Мос. Бирже. Но у меня есть и некоторые Ноты Брокеркредитсервис (эмитент — Брокеркредитсервис Кипр), но они торгуются на Московской Бирже (прошли листинг), относятся ли они к иностранным ценным бумагам. И на какой документ можно сослаться, интерпретируя их не иностранные ценные бумаги?

Если вы являетесь государственным служащим Российской Федерации, то вам необходимо отчитываться в порядке, предусмотренным федеральным законодательством. В частности, Указом Президента от 23.06.2014 г. № 460 утверждена форма «Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Доходы от операций с ценными бумагами, выражающиеся в величине суммы финансового результата, необходимо указывать в строке 5 раздела 1«Сведения о доходах» указанной справки. Нулевой или отрицательный доход (нулевой или отрицательный финансовый результат) в справке не указывается. Сами ценные бумаги необходимо указать в разделе 5 справки «Сведения о ценных бумагах» в случае если по состоянию на отчетную дату служащий (работник) и/или член его семьи обладал такими бумагами.

Обращаем ваше внимание, что Министерством труда и социальной защиты РФ утверждены Методические рекомендации «По вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году (за отчетный 2016 год)», где подробно освещаются вопросы заполнения справки о доходах государственными служащими.

Алексей, очень досадно, что вы получили такой ответ от ваших руководителей. На мой взгляд, в данной ситуации у вас есть несколько вариантов дальнейшего поведения:

(1) Исходя из принципа единоначалия, согласиться с позиций руководства, вне зависимости от того, что такое указание (запрет на ИИС/ПИФы) не основаны на требованиях закона. В конце концов, вам еще предстоит работать с этим начальством и портить с ним отношения на данной должности может выйти себе дороже. Если вам ближе такая позиция, возможно вам стоит задуматься об инвестициях в объекты, которые не вызовут негативной реакции ваших руководителей, например в жилую или коммерческую недвижимость.

(2) Следующим способом в подобной ситуации, может являться передача средств в доверительное управление. Стоит особо отметить, что такой способ управления, в частности, предусмотрен законодательством о государственной службе и борьбе с коррупцией для избегания ситуации конфликта интересов. В вашем же случае такой подход позволит с одной стороны, опосредованно владеть финансовыми активами (через доверительного управляющего); с другой стороны, тем самым вы не нарушите запрет вашего руководителя.

(3) Поскольку позиция вашего руководителя не основана на законе, а скорее всего ваш руководитель просто желает не допустить того, с чем он/она не знакомы и чего не понимают, и учитывая, что законодательство не содержит абсолютного запрета на инвестиции госслужащим (всего лишь ограничения, о которых ниже), возможно просто открыть ИИС и осуществлять разрешенные инвестиции с его помощью, без предварительного обсуждения и согласования. В таком сценарии необходимо учитывать, что вам, возможно, будет необходимо отчитываться в установленном порядке о своем имуществе в виде ценных бумаг. Мы об этом писали вам в предыдущем ответе. Также справочно сообщаем, что в целом, законодательство о госслужбе запрещает делать лишь инвестиции с использованием иностранных банков за пределами России и владеть/ пользоваться иностранными финансовыми инструментами. За исключением данных ограничений, в отношении остальных инвестиций и владения финансовыми активами у госслужащих ограничений нет. Иными словами, с точки зрения закона, вам нет необходимости получать разрешение на открытие ИИС у вашего руководства.

(4) Как трудовым законодательством, так и законодательством о гражданской службе предусмотрены механизмы разрешения индивидуальных трудовых (служебных) споров. Насколько целесообразно пользоваться данными инструментами и переводить отказ вашего руководства в формальную стратегию разрешение конфликтных ситуаций на государственной службе, необходим оценить вам исходя из обстоятельств вашей работы. Возможно, имеет смысл проконсультироваться с юрисконсультам вашего ведомства.

Ответ на ваш вопрос зависит от того, (1) является ли криптовалюта и/или вложения в нее «иностранным финансовым инструментом» по смыслу Закона 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады),… в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», и (2) попадает ли такой госслужащий под ограничения, установленные указанным законом. Хотя ответ на первый вопрос может показаться неоднозначным, на наш взгляд российский правоприменители (суды, полиция, прокуратура, ведомственные комиссии и т.п.) с большой долей вероятности сочтут вложения в иностранную криптовалюту «владением» либо «пользованием» иностранными финансовыми инструментами. Даже если допустить, что некоторые госслужащие не попадают под такие ограничения, им будет необходимо определиться каким образом указывать владение таким активом при предоставлении сведений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В дополнение к моему ответу выше, нужно сказать, что появилась ясность как чиновникам отчитываться по владению криптовалютой.

Учитывая отсутствие определения криптовалюты как таковой, прямого запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит.

Говоря про криптовалюту и госслужбу, будет интересно узнать, что в конце декабря Минтруд выпустил рекомендации по предоставлению сведений о доходах и имуществе чиновников и членов их семей за 2017 г. В п. 55 данных рекомендаций, указано что «Формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме, а также виртуальных валют.» Указанное означает, что в справке о доходах за 2017 год чиновникам не нужно будет указывать виртуальные валюты.

По сообщениям в прессе, Минтруд сообщил, что криптовалюты не включены потому, что сейчас они никак не регулируются законами. Мол, сначала нужно принять закон, а потом уже вводить контроль.

Обращаем ваше внимание, что сказанное касается только Российской Федерации. Если криптовалюта приобретена за рубежом, история может быть другой. Купить криптовалюту за рубежом без использования банковского счета практически невозможно, а зарубежные счета граждан РФ (в том числе чиновников) и движение средств по ним подлежат декларированию ФНС. Раскрывать налоговикам придется зарубежные сделки приобретения криптовалют в составе отчетности по расходным операций по зарубежным счетам. Отдельным категориям чиновников зарубежные счета и иностранные финансовые инструменты вообще запрещены. Более подробно мы об этом расскажем на сайте в отдельной статье.

На сотрудников полиции, как на государственных служащих, распространяются запреты на владение любыми ценными бумагами, если таковое может привести к конфликту интересов, а также в установленных случаях запреты на счета в иностранных банках и иностранные финансовые инструменты.
В случае ПИФов Сбербанка, с одной стороны, приобретается паи российского инвестиционного фонда и запреты на владение иностранными инструментами могут показаться неприменимыми. Так, например, даже приобретая открытый ПИФ «Сбербанк — Америка», приобретаются паи российского инвестиционного фонда, т.к. данный ПИФ зарегистрирован в Российской Федерации. Вместе с тем, в правилах доверительного управления этим ПИФом «Сбербанк – Америка» (п. 16) указано, что «имущество, составляющее Фонд, является общим имуществом владельцев Инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности». Отсюда, теоретически можно сделать вывод о владении (на праве общей долевой собственности) владельцем пая ПИФ «Сбербанк – Америка» зарубежными финансовыми инструментами. Хотя такая трактовка может показаться натянутой, полностью исключать ее возможность нельзя. В этой связи, консервативный подход к трактовке запрета на владение будет заключаться в избегании ПИФов, которые вкладывается в/ владеют имуществом, попадающим под определение «иностранных финансовых инструментов».

Кстати, в отношении запрета госслужащему иметь счета в иностранных банках и владеть /пользоваться иностранными финансовыми инструментами, необходимо отметить что такой запрет не является абсолютным, а действует только в о переделённых случаях и в отношении определенных (высших) должностей государственной службы – список приведен в статье выше. Поскольку в законе он носит общий характер, каждое ведомство не его основе принимает свой собственный перечень должностей, попадающих под указанное ограничение. В отношении полиции действует Приказ МВД России от 3 июня 2015 г. N 658 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в МВД РФ <…> замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Мало того, что Сбербанк «впарил» депутату абсолютно невыгодный продукт, так его еще и мандата за это лишили…
Довольно интересно, что вопрос вызвал у Прокуратуры инвестиции в золото. Вышло, что управляющая компания зачем-то покупало золото через фьючерсы на Лондонской бирже.

Добрый вечер, господа! А ничего, что как в статье 17 ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ», так и в статье 7.1 ФЗ-273 «О противодействии коррупции» имеется прямая отсылка к ФЗ-79 «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (номер с законом о ГГС совпадает — прим.)?
Так, в ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» указано:
«Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом „О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами“.
То есть, указанный запрет распространяется на госслужащего только в случаях, предусмотренных указанным ФЗ-79 „О запрете отдельным категориям лиц. “.
Далее, если читать внимательно статью 7.1 ФЗ-273 „О противодействии коррупции“, а также статью 2 ФЗ „О запрете отдельным категориям лиц. “, учитывая запятые и контекст предложения, то во всех случаях в части упоминания должностей федеральной госслужбы и госслужбы субъектов говорится не про абсолютно все должности, а про должности, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов.
Открываете свой (супруга) должностной регламент и убеждаетесь, что никаких вопросов суверенитета и нац. безопасности он не предусматривает, следовательно, указанные положения законодательства на Вас не распространяются.
Все не так страшно и сложно, как казалось на первый взгляд.

P.S. Что касается новости про депутата представительного органа муниципального образования, то в статье 7.1 ФЗ-273 „О противодействии коррупции“, а также статье 2 ФЗ „О запрете отдельным категориям лиц. “ прямо упоминаются депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты, замещающик должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов.
Так что новость про депутата совсем не свидетельствует о том, что проанализированные выше предложения распространяются на всех.

Читайте также: