Как стать директором детского дома

Опубликовано: 17.09.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Директор детского дома относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность директора детского дома принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы не менее 3 лет.

1.3. Директор детского дома должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации соответствующей сфере деятельности;

- Конвенцию о правах ребенка;

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- локальные нормативные акты детского дома;

- основы педагогики, психологии;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы физиологии, гигиены несовершеннолетних;

- теорию и методы управления образовательными системами;

- финансово-хозяйственную деятельность детского дома;

- основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, налогового, хозяйственного законодательства;

- основы менеджмента, управления персоналом, проектами;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Директор детского дома:

2.1. Руководит деятельностью детского дома в пределах предоставленных полномочий.

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности детского дома с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых он создан.

2.3. Осуществляет координацию деятельности работников детского дома, создает условия для их работы.

2.4. Принимает меры по созданию необходимых социально-бытовых условий для воспитанников и работников детского дома, вносит необходимые предложения по их улучшению.

2.5. Осуществляет контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, оздоровления и питания детей.

2.6. Принимает участие в развитии и укреплении материальной базы детского дома, оснащении современным оборудованием, мебелью, техникой, учебной литературой, пособиями и техническими средствами обучения, обеспечивает их сохранность, пополнение и эффективное использование.

2.7. Участвует в подборе и расстановке кадров, в решении вопросов повышения квалификации и профессионального мастерства работников, формирования структуры и штата детского дома.

2.8. Способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в детском доме, отношений сотрудничества и доброжелательности в коллективе.

2.9. Проводит инструктаж с работниками детского дома по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми (с обязательной регистрацией в специальном журнале).

2.10. Проводит инструктаж о персональной ответственности работников за жизнь, здоровье и безопасность детей.

2.11. Согласовывает и утверждает должностные инструкции сотрудников, знакомит принятых сотрудников с условиями труда.

2.12. Издает приказы и распоряжения по детскому дому, регистрация и хранение которых осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

2.13. Представляет интересы детского дома в государственных органах и общественных организациях.

2.14. Осуществляет взаимодействие и привлекает к совместной деятельности с детским домом различные учреждения и организации.

2.15. Обеспечивает меры по соблюдению требований правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Директор детского дома имеет право:

3.1. Принимать решения в пределах своей компетенции.

3.2. Давать указания и поручения, обязательные для исполнения работниками детского дома, а также проводить проверки их качества и своевременности исполнения.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Инициировать и проводить совещания по вопросам деятельности детского дома.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. На предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством].

4. Ответственность

Директор детского дома несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].


На работе и в семье у Игоря Жовниренко отработана четкая система. С утра он отводит внука в садик, он же его и забирает. В восемь он уже в детском доме, заходит в спальни, в столовую, смотрит, чтобы все дети позавтракали и пошли на занятия в хорошем настроении.

– Если ребенок злой, грустный, это сразу видно по глазам, по походке. Приобниму, пошучу, и настроение у детей поднимается. Мои дети учатся в школе рядом с детским домом, после занятий приходят ко мне уроки делать. Воспитанники тоже бегут ко мне со школы, рассказывают, как день прошел, оценки показывают, – говорит директор.

По образованию Игорь Анатольевич – физик-математик, старшеклассников готовит к ЕГЭ: садятся у директора в кабинете или в большом классе и занимаются. До шести вечера он старается закончить административную работу, чтобы, не отвлекаясь, уделить время детям. Все удачи и неудачи директор переживает вместе с детьми:

– Это обязательно, причем по-честному, не наигранно. Я работаю, потому что чувствую, что нужен. Дети рады меня видеть в любой ситуации, даже если двойку из школы принесли. Они знают, что я послушаю, пойму, помогу. Когда получаешь удовольствие от своей работы – это большая радость в жизни. Я не очень понимаю, что такое отдых. Когда хочу отвлечься, готовлю вкусный плов или борщ. Иногда могу на день на море съездить, а если больше – это уже для меня адские муки.

Кстати, с детьми вместе он тоже отдыхает: находил спонсоров, и вместе с детьми ездил в Санкт-Петербург, в Крым, Сан-Франциско, несколько раз были в Китае. Детей в поездках директор сопровождает лично, а в командировках сильно скучает и по своим детям, и по воспитанникам, рассказывает, что «телефон к уху всегда привязанный».


Поездка в Китай

Сложно быть папой для всех

У Игоря Анатольевича трое детей, старший сын приемный. Они с женой были уже несколько лет в браке, врачи говорили, что ребенка у них уже не будет. Думали усыновить малыша, но потом прикинули, что им обоим почти по 30 лет, поэтому они вполне могут принять в свою семью взрослого мальчика. Их будущий приемный сын был сложным, гиперактивным подростком, две семьи вернули его в детский дом, но Жовниренко с женой это не испугало, рассказывает он:

– Мы долго не совещались, решили так: порог нашего дома переступил – уже сын. Как бы он себя ни вел, он наш.

У тех родителей не получилось, потому что были большие запросы: хотели, чтобы он сразу же изменился, стал пай-мальчиком, вел себя только хорошо и замечательно. Моя жена тоже педагог по образованию, работает в коррекционной школе с детьми девиантного поведения, поэтому понимала, что это за ребенок. Были драки в школе, разборки, сломанные мопеды, двойки, но, я считаю, такое с любым мальчишкой случается. Мы все пережили, сейчас уже внука воспитываем. Первый внук – самый мой любимый.

Через шесть месяцев после того, как в семье Жовниренко появился приемный ребенок, жена забеременела, следом за первенцем родила второго малыша.

– Я был одновременно удивлен и очень рад, когда узнал, что жена беременна. Теперь точно знаю, что справедливость есть. Наш ребенок – подарок от Бога, я уверен. Не раз замечал: когда семьи берут приемных детей, потом рождаются свои. Мы все под Богом ходим. Я знаю, что меня сверху хорошо видно, надо жить по-честному, потом на небе за дела свои отчитаемся.

Однако воспитанники тоже называют Игоря Анатольевича – папой. Сам он рассказывает, что это, конечно, не требование, просто так повелось:

– Не вспомню первого ребенка, который так меня назвал. Кажется, это было всегда. Новенький адаптируется, краснеет, смотрит в глаза и тоже говорит «папа», следит, как я отреагирую, а я будто не замечаю, спокойно спрашиваю, что он хотел. Но на самом деле с этого момента чувствую особую ответственность перед этим ребенком, ведь он ждет от меня внимания, помощи, защиты.

Очень сложно быть папой для всех. Ведь я обязательно должен все замечать, видеть, знать.

Хочется каждому уделить внимание: проверить дневник, помочь сделать уроки, не прозевать поздравить с днем рождения, выяснить, почему глаза грустные. Детей много, и я иногда корю себя, что не хватает времени на каждого.


Раз ты взрослый – докажи

Игорь Анатольевич окончил Уссурийский педагогический институт, с четвертого курса одновременно работал в двух школах, в двух классах был классным руководителем. В образовательной среде он успел засветиться: стал лучшим в городском конкурсе «Самый классный классный», занял третье место в конкурсе молодых учителей. Мечтал посвятить себя обучению детей, возможно, стать директором школы.

Молодой Жовниренко даже не знал, что в Уссурийске есть детский дом, и никогда не задумывался, что бывают дети, у которых нет родителей. Отслужив в армии, он еще год проработал в школе, а потом руководство Управления образования Уссурийска (город в Приморском крае. – Прим. ред.) предложило ему занять должность директора детского дома. Целый месяц он обдумывал это предложение и в итоге пришел к выводу, что важно оправдать проявленное к нему доверие.

Рассказывает, что первые дни в детском доме он сидел в кабинете и не знал, что делать:

– Понимал, что на мне большая ответственность за судьбы детей, от моих решений многое зависит. Время было непростое, 1999 год: зарплаты не платили, у людей денег не было, под опеку и на усыновление детей практически не брали, было немного иностранных усыновителей, которым нужны были только малыши, – вспоминает Жовниренко. – Несмотря на все трудности и сомнения, я остался, потому что увидел, что дети ко мне тянутся. Знакомиться со мной они приходили сами: заглядывали в кабинет с опаской, но с интересом, я приглашал их войти, рассказать о себе. Потом у меня стали собираться толпы ребят, присесть было негде. Они рассказывали о своих проблемах, посвящали меня в свои тайны. Я понял, что нашел с детьми общий язык и нужен им.


Сейчас Игорь Анатольевич руководит Центром содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который появился в Уссурийске в 2010 году от слияния двух детдомов. А директором детского дома он стал в 25 лет.

В первые два года приходил на работу к 6 утра, чтобы дети просыпались и видели его, а уходил в 23 часа, когда воспитанники засыпали. В детдоме были порядки, с которыми Жовниренко был не согласен, и потребовалось немало времени, чтобы внедрить новые.

Рядом с детским домом располагается торговая база, и большинство мальчиков ходили туда – чаще всего воровать. Игорь Анатольевич по несколько раз за ночь бывал на этой базе, вылавливал разгильдяев и возвращал в детдом. Старшие мальчики подавляли всех, особенно девочек. Новый директор боролся и с этим:

– Потихоньку пацаны отучились убегать, стыдно стало, что я по ночам их разыскиваю.

Я решил, что нужно войти в доверие детям, чтобы они почувствовали во мне не просто директора, а еще и друга, чтобы мы говорили почти на равных.

Я постоянно с ними беседовал, объяснял, что воровать, притеснять девчонок, младших детей – это плохо. Помогали знания психологии, полученные в институте, практика работы в школе, там я приобрел опыт общения с подростками, узнал их интересы, ценности, в детском доме уже общался с ребятами на их языке, скорее всего это и подкупило.

Иногда директору приходилось идти на поводу у ребенка: он выдвигал свои требования, а Игорь Анатольевич – свои. Воспитанник просил разрешения ходить по выходным в кино с друзьями. Жовниренко соглашался, но с условием, что, когда выпадет снег, этот мальчик пораньше встанет и расчистит двор, сделает дорожки. Позиция директора такая: «Раз ты взрослый, докажи, что ты взрослый во всем, а не только в том, что можешь пойти погулять».

– Я понял, что мальчишки стали мужчинами, когда увидел, как в 6:30 утра в мороз они выходят с лопатами и чистят двор. Без чьей-либо просьбы они просили ночных воспитателей разбудить их пораньше, если вдруг выпадет снег. А за старшими ребятами подтягивались к работе и младшие, такой пример очень заразителен.

Первое место не потому, что сирота и пожалели

– У каждого нашего ребенка возникает чувство ответственности за детский дом: если участвуем в мероприятии, дети понимают, что танцует, поет, играет в футбол не Иванов, Петров, Сидоров, а весь детский дом. Задача детей – прославлять дом, в котором они живут. Я приучил их быть максималистами: пришел, увидел, победил. Если мы не заняли первое место – это поражение и стимул к развитию. Нужно заниматься и победить все равно. Ребенку важно сформировать культуру успешности: должно быть осознание, что на соревнованиях занял первое место не потому, что сирота и пожалели, а по той причине, что усердно занимался, вкладывался, вот и достиг заслуженного результата.


Футбольная команда детского дома

Под руководством Жовниренко большой коллектив педагогов стал слаженной системой единомышленников. Игорь Анатольевич считает, что главный подход в работе с коллегами – как можно больше доверия и тихий контроль: наблюдать со стороны, чтобы соблюдали дистанцию, применяли методики. Важно отработать систему, но самое главное – чтобы дети чувствовали, что они нужны, что к ним относятся искренне.

– Из пяти пришедших педагогов остается один, не потому что остальных мы не берем, они сами отсеиваются. Но зато этот один, который сумел найти общий язык с детьми, с нами уже навсегда. Дети показывают свое отношение поведением, отсутствием дисциплины.

Если приходит педагог и не модный, и не интересный, он нудный, по мнению детей, они не будут его слушать. Дети его всячески проверят, морально поиздеваются, в результате он не справится и уйдет.

Мешают еще авторитарность, невнимательность, наигранность, слишком меланхолическое отношение.


Награждает глава Уссурийска

Девочек собирать картошку мы не позовем

Игорь Анатольевич не считает нужным придерживаться жесткого распорядка дня, потому что лучше всего для детей создать условия, приближенные к домашним. В субботу в школе уроков нет, значит, можно в пятницу смотреть кино до часу ночи, на другой день поспать подольше. Для тех, кто не встал рано утром, в столовой завтрак обязательно оставят. А вот насчет распределения работы между девочками и мальчиками, отношения к младшим детям у Жовниренко жесткое мнение.

Когда в детский дом приходит новый ребенок, он стесняется даже пойти в столовую кушать, и все воспитанники знают: ему надо помочь влиться в коллектив. Дети посадят его рядом с собой или принесут обед в группу, устроят экскурсию по дому: покажут, где столовая, медпункт, туалеты, где они гуляют.

– Это очень важно, чтобы новенький чувствовал заботу о себе не только со стороны воспитателя, но таких же, как он, ребят. Такое отношение помогает ему быстро адаптироваться, через пару дней уже не комплексует, чувствует себя, как дома, – объясняет Игорь Анатольевич. – И у нас все понимают четкое распределение ролей. Чем более по-мужски воспитаны мальчишки, тем более женственные рядом растут девочки. Они должны чувствовать, что их берегут, и когда выйдут из детского дома, выбирать парней, которые к ним так относятся. На старших мальчишках – трудная физическая работа, а девочки – шторки гладят, развешивают, собирать в поле картошку мы их не позовем.

Довольно часто в детдом приходят уже взрослые дети и на первых порах продолжают привычный неправильный образ жизни: воруют, обманывают, без разрешения уходят, пытаются обидеть малышей, грубят учителям в школе, прогуливают уроки, но такое поведение длится недолго, потому что они не видят поддержки коллектива и невольно начинают подстраиваться под принятые правила.

– Мне близка идея Макаренко насчет коллективного воспитания, мы никогда от этого не уйдем.

Закурил новенький в спальне сигарету, ему тут же сосед скажет, что так у нас не принято. А замечание от сверстника более ценное, чем от взрослого.

Очень сложно построить такое коллективное воспитание, чтобы каждый при этом чувствовал себя личностью, но под лежачий камень вода не течет, мы стараемся.

На работу дети выстраиваются в очередь

Когда Игорь Анатольевич только пришел работать в детдом, там царили иждивенческие настроения: дети относились к обстановке и даже к своей одежде не бережно, ничего не ценили, считали, что все вокруг колхозное – ничье.

– Беда воспитанников детских домов прошлых лет в том, что они выпускались с четким ощущением, что быть сиротой удобно. Они оправдывали себя этим званием за любые нарушения. Украл, не работаю – ну, я же сирота. Я посчитал обязательным арендовать земельный участок и работать там с детьми. Сначала мы сажали поле в колхозе, а потом ректор сельскохозяйственной академии выделил нам землю рядом с детским домом. Вот уже 15 лет мы со старшими детьми работаем в полеводческой бригаде. Собираем картофель, свеклу, морковь, помидоры солим, складываем все в погреб, чтобы хватило на всю зиму.


Директор организовывает рабочие места внутри учреждения, вводит на три месяца должность овощевода, проводит детей через центр занятости, им платят деньги.

– Ребята воспитаны так, что делали бы эту работу бесплатно, понимая, что стараются для себя, но каждый труд должен быть оплачен, и мы имеем возможность стимулировать детей. Еще мы оформляем их в строительную бригаду, есть рабочие места уборщиков, дворников. Все хотят работать, очередь выстраивается, – рассказывает директор.

Как и любые дети, на заработанные деньги воспитанники в школе покупают пиццу, сникерс, бегут на ночной китайский рынок за модными рваными джинсами и цветастыми толстовками. Старшие дети ездят в парикмахерскую, делают себе дорогие стрижки с проборами.

Директор уверен, что вся современная молодежь не умеет распоряжаться деньгами, неважно – выросли дети в детском доме или в семье.

Уехав учиться в другой город, любой ребенок первые месяцы тратит стипендию за два дня и ходит голодный. Рыночная экономика внесла свое веяние, у старшего поколения одно представление о деньгах и их ценности, а у молодежи другое, и это порождает непонимание.

По словам Игоря Анатольевича, 90% мальчиков из детского дома пригодны к военной службе, возвращаются после нее сильными и накачанными. Девчонки, красавицы и умницы, создают семьи. Дети не опускаются низко, как их родители, это очень важно. О родителях же директор говорит детям правду.

– Для ребенка очень важно знать правду о своих родителях. Наигранность, неискренность детей только отталкивает. Мы поднимаем документы, делаем запрос и говорим, как есть. Иногда даже организовываем встречи. Бывает, что родители не хотят видеться, для ребенка это тяжело и грустно. Я всегда поддерживаю в такой момент: обнимаю, даю почувствовать свою теплоту и заботу, объясняю, что такое алкоголизм, наркомания. Для меня главное, чтобы ребенок потом сказал, что он таким не будет, постарается не повторить родительскую судьбу.


Привел ребенка в дом – он твой навсегда

– Что вы посоветуете родителям, которые хотят, но не решаются взять ребенка из детского дома?

– Если есть желание усыновить ребенка, не надо ждать наступления весны, зимы, окончания ремонта или переезда в свой дом. Нужно жить проблемами, а не бояться их. Что бы ни случилось, растить и воспитывать, быть рядом, во всем помогать. Многие боятся генетики, наследственности – это все ерунда. Но если у приемных родителей проскакивает мысль «Не получится – вернем», лучше совсем не брать детей. Не может быть сомнений никаких: привел ребенка в дом – он твой навсегда.

Сейчас много детей стали забирать в семьи, потому что ведется большая работа: в СМИ пишем, в специализированных мероприятиях участвуем, где можно показать детей. В прошлом году мы устроили в семью 32 ребенка, а раньше было 7-10. И детей раньше было около 200, а теперь только 120.

За 18 лет работы Игорь Анатольевич выпустил около 500 воспитанников. Большинство детей поддерживают с детским домом связь. Директор рассказывает, что не звонят и не приходят чаще всего те, кому стыдно объявиться, потому что оступился в жизни:

– Я всегда верю в детей и жду от них только хорошего. Самое главное, чему нужно научить ребенка, – уважать самого себя и других людей, иметь адекватную самооценку.

Был у нас мальчишка, который в детстве убегал, на перронах ночевал, а сейчас имеет два диплома о высшем образовании. Дети мечтают стать педагогами, моряками, железнодорожниками, артистами. Сейчас вот многие хотят работать в нефтегазовой сфере, мы уже нашли заведения, которые выпускают таких специалистов, будем детей туда готовить.


Участие в первомайской демонстрации во Владивостоке

По мнению Игоря Анатольевича, сегодня система детских домов в России довольно гибкая и благоприятная для детей. За последние три года в Приморском крае изменилась ситуация с получением жилья сиротами. Времена, когда давали ужасные квартиры или вообще их не давали, прошли. Жилье воспитанники получают в течение года, в некоторых муниципалитетах дают квартиры в специально возведенном новострое.

По словам директора, страхов за будущее детей все меньше:

– Сейчас я ничего не боюсь. Раньше переживал, как дети будут жить после выпуска, мы же в детском доме их лелеем. Теперь вижу, что многие выпускники уверены в себе, нормально устраивают свою самостоятельную жизнь. Они знают, что всегда могут мне позвонить, и звонят часто. Даже если я занят, то обязательно напишу хотя бы эсэмэску. А если долго новостей нет, сам начинаю звонить.

В ноябре прошлого года вышла публикация ВашГород.ру «Попал ли детдомовец из Междуреченска в лапы педофила, или Круговая порука». В декабре — следующий материал «Череда ЧП в междуреченском детдоме. Продолжение». В публикациях приводились факты и мнения работников о нарушении прав воспитанников, ненадлежащего исполнения обязанностей руководством детского дома и органов опеки.

Напомним с чего все началось. Журналисты ВГ выяснили, что в 2016 году в МКОУ д/д № 5 «Единство» — таково официальное название детского дома в Междуреченске — пожилой москвич Сергей В. усыновил 6-летнего воспитанника, а через год сдал его в другое учреждение с формулировкой «трудновоспитуемый». Еще через полгода СК РФ возбудил в отношении Сергея В. уголовное дело. Выяснилось, что москвич — педофил и все это время он насиловал и издевался не только над междуреченским мальчиком, но и еще одним малышом, усыновленным позже.

Официально в «Единстве» и опеке отказались комментировать данное усыновление. Поэтому журналисты ВГ связались с бывшими и нынешними работниками детского дома, которые подтвердили факт и дополнили, что многим педагогам усыновитель показался «подозрительным», «неприятным» и «гадким». «Многие были против „педофильского“ усыновления, — говорят они. — С усыновителем же сразу было всё ясно. Поведение отталкивающее, глазки масляные, бегают… Прежде чем взять ребёнка, усыновитель приходит в детский дом, общается с воспитанником. И тот дядька приходил. Сядет на вахте, дождется мальчика, полобызает его, пооглаживает — и в туалете запирается. И вот такому человеку отдать малыша?! Почему в других детдомах его отшили, а у нас нет?»


В разговорах вскрылись и другие факты. Педагоги рассказали о семье Т., из которой в конце 2018-начале 2019 гг в детдом попали четверо детей. Полгода они находились под опекой государства, пока мать занималась новорожденным ребенком. Затем детей вновь отдали в семью — как утверждают педагоги, в нищету и голод. А потом случилась трагедия: мать до полусмерти избила дочку-дошкольницу якобы за то, что она постоянно просила есть. Девочка стала инвалидом, а мамашу-извергиню осудили, она отбывает срок. И за эти случаи никого из руководства детского дома и органов опеки Междуреченска не наказали — так заявили обеспокоенные педагоги.

После публикаций ВГ областная прокуратура инициировала проверку в учреждении по изложенным фактам. В конце декабря пресс-служба ведомства распространила релиз, в котором указывалось, что «при оценке законности устройства воспитанников детдома на воспитание в семьи граждан нарушения законов не было выявлено». Вот так: изнасилованный мальчик с искореженной психикой и девочка-инвалид есть, а виновных в этом — нет.

В релизе также отмечались «факты бездействия руководства по зафиксированным случаям причинения телесных повреждений воспитанникам». Возможно, речь о случае, который, по словам работников детдома, случился летом прошлого года. Тогда один из воспитанников, не желая сидеть взаперти в одном из помещений детского дома, выбрался из окна. Как говорят, перебираясь с подоконника на рядом стоящее дерево, подросток рухнул на землю и получил серьезные травмы. По некоторым данным, компрессионный перелом позвоночника.

Но после начавшейся в детском доме прокурорской проверки, руководство учреждения стало давить на пострадавшего мальчика для того, чтобы он подтвердил иную версию произошедшего с ним несчастного случая. В распоряжении редакции есть голосовые сообщения от матери подростка, в которых она утверждает, что ничего не знала о летнем ЧП с ее сыном, зато рассказывает о нынешнем прессинге в детдоме. Стоит отметить, что женщина лишена родительских прав на подростка, в настоящее время проходит лечение от тяжелого заболевания. Но, по утверждению женщины, она постоянно созванивается с мальчиком и интересуется его жизнью. Позже мать пострадавшего созвонилась с друзьями своего сына из детдома, которые якобы подтвердили обстоятельства, при которых была получена травма, а также рассказали, что их «в интернате запугивают», «оказывают давление», угрожают посадить под замок «в какую-то комнату» (изолятор — ред.).


В редакции есть записи двух разных разговоров, в которых собеседники рассказывают, при каких обстоятельствах пострадавший подросток получил травму и обе записи подтверждают рассказ матери подростка.

Из правдоискательницы - в нарушительницу

По поводу давления — история отдельная. Более полугода прессингу со стороны руководства подвергается помощник воспитателя МКОУ д/д № 5 «Единство» Дарья Ермоленко. В свое время она не побоялась открыто рассказать о происходящих в детском доме нарушениях. «После этого началось… — говорит Дарья. — В декабре с постановлением о комплексной проверке работы детского дома пришли из Роспотребнадзора и городской прокуратуры. Но зашли только в две группы — мою и другую младшую. Тут же нашли нарушения — мытье посуды производится в посудомоечной машине с применением средства «Миф», которое нельзя использовать в посудомойке. Но я мыла тем, что мне предоставлял работодатель. До этого я несколько раз напоминала директору детского дома, что закончились таблетки для мытья в машине, но мне ответили, «мой, чем дают, денег на спецсредства нет».

После проверки на Дарью завели административное дело и выписали штраф 1 тысячу рублей. Помвоспитателя попыталась оспорить решение в суде, но судья встала на сторону работодателя. «Я не за эту тысячу воюю — это ерунда, — утверждает Дарья. — Меня возмущает несправедливость наказания. Работодатель не предоставил мне необходимых моющих и инвентарь — его за это даже не пожурили, а свалили все на меня».


В материалах административного дела, с которым ознакомился журналист ВГ указано, что по инструкции Дарья, не имея соответствующих моющих средств для посудомойки, должна была развести мыльно-содовый раствор и пользоваться им. «Но у меня даже не было необходимой емкости для споласкивания посуды, — рассказывает помвоспитателя. — Сразу по завершении проверки я обратилась к Ковальчук (директор МКОУ д/д № 5 „Единство“ — ред.) с просьбой предоставить необходимый инвентарь».

В распоряжении редакции есть аудиозапись разговора между Ермоленко, и, предположительно, директором Ковальчук в присутствии третьего лица. Вот расшифровка части разговора. Голос, похожий на голос Ковальчук: «Дайте, пожалуйста, большую кастрюлю, которую… с 11-й группы». Ермоленко: «А мы там раньше горшки замачивали. Олеся Владимировна, в этой кастрюле мы раньше замачивали горшки». Предположительно, Ковальчук: «Дарья Сергеевна, он сколько стоит неиспользуемый?» Ермоленко: «Но мы горшки там…» Предположительно, Ковальчук: «Обработайте, пожалуйста, его жавельоном. Там горшки раньше замачивали?» Ермоленко: «Да. Там подписано, да». Предположительно, Ковальчук: «Уберите маркировку, промойте его и обработайте». Ермоленко: «И в кастрюле, где замачивали горшки, мыть посуду сейчас? Так выходит? Так можно разве, Олеся Владимировна?» В итоге, работнице пришлось выполнить указание директора. При этом ни в отделе образования, куда Дарья обратилась с устной жалобой, ни в городской прокуратуре не заинтересовались данным фактом.

«За то, что я мыла посуду не тем моющим средством меня наказали несколько раз, — говорит Дарья и показывает ворох официальных бумаг. — Сначала сняли баллы (своеобразная премиальная часть зарплаты — ред.), затем пришел штраф от Роспотребнадзора, в следующем месяце — выговор за то же самое нарушение от руководства детским домом. А на рассказ о вопиющем приказе директора никак не отреагировали».

В настоящее время Дарья подала апелляцию в областной суд и жалобу в региональную прокуратуру. «Меня возмущает подобная несправедливость, — говорит помвоспитателя. — Городские суд и прокуратура не усмотрели в действиях директора нарушений, а также серьезного прессинга, который на меня оказывают».


Редакция ВГ еще 1 марта отправила прокурору Междуреченска Дмитрию Григорьеву официальный запрос с просьбой прокомментировать результаты проверки в МКОУ д/д № 5 «Единство». Ответ до сих пор не получен. А вот из самого учреждения и из отдела образования Междуреченска, которое курирует работу детского дома, ответы пришли. Причем, как под копирку: лаконичные, обтекаемые.


А редакцию ВГ интересовали ответы на конкретные вопросы. Например, о цели проведения в детском доме «курсов по этике», как их назвали работники, и источниках финансирования данных мероприятий. Сейчас считается правильным вместо того, чтобы реально уладить конфликтную ситуацию в коллективе, проводить курсы по психологии конфликтов с привлечением сторонних специалистов.

В ответах из отдела образования и детского дома было указано, что «курсов по этике не проводилось». Зато прошло обучение коллектива по программе «Организационная культура и лидерство», которое провела специалист «Международного института открытого образования». Кстати, филиал учреждения находится в том же здании, что и городской отдел образования Междуреченска. По словам Дарьи, во время семинара лектор, как бы между делом, сказала «не можете найти компромисс, вам нужно полюбить эту работу или уволиться». «Я свою работу люблю, и детей тоже. Конфликт внутри коллектива никак не связан с любовью или нелюбовью к работе, он идет от отношения руководства к отдельным работникам», — утверждает Ермоленко.


Редакция ВГ в запросах просила ответить еще на один вопрос: когда воспитанникам детского дома раздали новогодние подарки от ЕВРАЗа — многолетнего шефа детского дома? По информации от источников в учреждении, раздача состоялась в конце января и все это время подарки хранились в теплом кабинете директора. Но в ответе из учреждения об этом не было сказано ни слова, а в отделе образования заверили, что «подарки вручены своевременно». Спустя месяц после праздника - своевременно?

Вопросы к руководству МКОУ д/д № 5 «Единство» и городским чиновникам от образования множатся. К примеру, наши источники сообщают о факте доведения до гипертонического криза и больничной койки работницы детского дома одним из руководителей. Но даже какого-либо внутреннего разбирательства в детском доме по этому поводу не было. Сотрудники задаются вопросом: почему многочисленные нарушения руководством учреждения не становятся предметом разбирательств правоохранительных органов?

Еще в ноябре, начиная работать над материалом о междуреченском детском доме, журналистам ВГ довелось услышать мнение, мол, «в городе начальство друг друга покрывает, у кого сват в прокуратуре, у кого деверь в Роспотребнадзоре — правды не добьешься». Не хочется верить, что в российском городе, в правовом государстве, невозможно добиться законности и справедливости.

  • 11
  • 0
  • 2
  • 5
  • 26

«СДС-Строй» ввел в эксплуатацию Ледовый дворец «Кузбасс» в Кемерове

ООО «СДС-Строй» ( головная структура предприятий строительного комплекса АО ХК «СДС») запустило в эксплуатацию крупнейший ледовый стадион за Уралом - Ледовый дворец «Кузбасс» ( ЛДК).

На церемонии открытия Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев: «Сегодня мы открываем новый спорткомплекс, которому нет аналогов в Сибири. Он станет площадкой подготовки кузбасских спортсменов, которые участвуют и побеждают в соревнованиях самого высокого уровня. Здесь смогут также заниматься спортом все жители нашего региона. Также ледовый дворец станет площадкой проведения основных мероприятий к 300-летию Кузбасса. Важно, что такие объекты меняют облик города в целом, вокруг них формируются новые общественные пространства и комфортная среда», — отметил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Губернатор наградил строителей и проектировщиков высокими областными наградами.

ЛДК представляет собой крытую ледовую арену площадью 65 000 кв. м с трибунами на 6000 зрителей. Эксклюзивный авторский проект многофункционального дворца спорта с большепролетными деревянными арками в кратчайшие сроки разработали архитекторы, конструкторы и инженеры проектного института ХК «СДС» «Кузбассгорпроект» и его смежных подразделений. В строительстве объекта участвовали и другие предприятия строительного комплекса СДС — ООО «Кемеровский ДСК», Мазуровский кирпичный завод, ЦИТ, Кемеровохиммаш — филиал АО «Алтайвагон».

Сооружение возведено без несущих металлических конструкций, с применением инновационных деревянных арок, армированных металлом. Данная конструкция выдерживает сейсмическую нагрузку до 8 баллов, не подвержена коррозии, что обеспечивает ее долговечность. Пролеты сделаны из ангарской сосны — особо прочного, пожаробезопасного материала, который не дает усадки. Длина кровельной арки - почти 100 метров, вес — около 100 тонн.

Габариты функционального поля составляют 194X76,7 м, с поверхностью льда 179,4X70 м. Овал конькобежной дорожки — 400 м — соответствует требованиям Международного союза конькобежцев.

В ЛДК оборудован универсальный зал с трибунами на 500 зрителей, в том числе с разбивкой на 3 автономных блока: для детей, мастеров, флорбола и футзала; беговой тренировочный зал; восстановительный центр с бассейном, ресторан на 100 посадочных мест и гостиничный блок. Три зала для игровых видов спорта позволяют проводить профессиональные и любительские турниры по таким видам спорта как волейбол, гандбол, баскетбол, флорбол, мини-футбол. В залах уложен спортивный линолеум с трехслойным покрытием, усиленным комбинацией из стекловолокна и армирующей стеклонити. Также в комплексе имеется тренажерный зал площадью 350 кв. м, в котором современным оборудованием премиум-класса. В структуре залов выделена отдельная зона для функционального тренинга. Рядом расположена беговая дорожка с профессиональным покрытием длиной 120 м и шириной в 12 м.

Медико-восстановительный центр ЛДК располагает современной материально-технической базой и оснащен современным медицинским оборудованием, позволяющим оказывать широкий спектр восстановительных услуг не только спортсменам, но и всем клиентам. Аквакомплекс включает в себя соляную пещеру, гидромассажные и гидрогальванические ванны, лечебную купель, сауны.

Ледовый дворец предназначен для проведения соревнований различного международного уровня, а также для подготовки кандидатов в спортивные сборные команды Кузбасса и Российской Федерации по хоккею с мячом, конькобежному спорту, хоккею и фигурному катанию. В комплексе предусмотрены все технические и административные здания, необходимые для проведения международных соревнований, в том числе и пункт допинг контроля, созданный и оборудованный согласно текущим требованиям WADA.

ЛДК станет домашней ареной для команды «Хоккейный клуб «Кузбасс». В спорткомплексе уже запланировано проведение Кубка мира по хоккею с мячом среди клубных команд и первенства мира по хоккею с мячом среди юниоров.

Функциональное наполнение основной арены предусматривает возможность организации различных мероприятий: помимо спортивных соревнований на льду, возможна трансформация площадок для неледовых видов спорта — футбола и хоккея на траве, любых игровых летних и зимних видов спорта российского уровня, мероприятий зрелищно-развлекательного характера на льду и паркете.

Место, на пороге которого к горлу подступает комок. Дом малютки. Здесь обретают свой кров маленькие ангелочки, ставшие ненужными своим родителям или потерявшие всех близких. Сегодня “Гуранка” предлагает познакомиться с человеком, который отдает этим малышам частичку собственной души, который знает историю каждого и помогает в их взрослении. В гостях у портала специалист по социальной работе краевого специализированного Дома ребенка № 1 Екатерина Шалягина.

“Приносить пользу детям - это и есть смысл моей жизни”

В голове не укладывается суровая несправедливость жизни, но она есть. Я довольно редко приезжаю в Дом Малютки, обычно, когда помогаем вещами. И каждый раз, заходя в это здание, душа выворачивается наизнанку. В такие моменты я особенно остро осознаю, что не понимаю каково же это - работать в таком месте. Теперь довелось узнать это из первых уст.

Дом ребенка - это государственное краевое специализированное учреждение здравоохранения, где содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей. Возраст воспитанников - буквально от рождения или несколько дней после рождения и почти до 5 лет. Екатерина Шалягина пришла работать специалистом по социальной работе в Дом ребенка впервые в 2011 году.

- Я сначала работала на месте человека, который был в декретном отпуске. Влилась в эту атмосферу, но потом был перерыв - я сама ушла в декрет, но всегда мечтала вернуться сюда, как только представится такая возможность, потому как приносить пользу людям, а особенно детям - это очень важно для меня в жизни, это и есть смысл моей жизни.

Рабочие обязанности Екатерины - ведение личных дел малышей, отслеживание алиментов, оформление пенсий ребенку по инвалидности и постановка на статус в банк данных по всей России, чтобы его могли выбрать в семью. Также социальный работник играет непосредственную роль в процессе знакомства детей и будущих родителей при устройстве в приемную семью.

- Каждый малыш приходит к нам со своим пакетом. И я изучаю его историю. Я должна знать все о его прошлом, о том, почему попал к нам и какой сейчас. У каждого судьба своеобразная, и ты уже знаешь, что связывает ребенка с нашим учреждением. Мы организовываем встречу будущих опекунов с врачами Дома малютки, чтобы им рассказали о состоянии здоровья, о рождении малыша, непосредственное участие в процессе знакомства принимаю и я. Рассказываю будущим родителям о его истории, о его навыках, поведении и характере. Потом происходит знакомство.

“Больно от того, что хочется всех взять, но это само собой физически невозможно”

Сейчас в Доме Малютки живет 76 детей, это средняя цифра. Есть 10 групп, две грудные - по восемь ребятишек. И о каждом из этих малышей Екатерина знает все. И это, по ее словам, самое трудное в работе:

- Больно за детей, когда узнаешь первично, с чем они сюда попадают, что такое случается в жизни нашей. Больно еще от того, что хочется всех взять и это само собой физически невозможно. Хочется всем и каждому найти семью, чтобы каждый был счастлив, но понятно, что это - как объять необъятное и от этого не по себе.

Екатерина признается, что каждый раз узнавая историю ребенка, она пропускает все через себя. Несмотря на немалый опыт работы за плечами, абстрагироваться - это не про нее. Но есть и то, что помогает оставаться в ресурсе.

- Сколько лет работаю, все через сердце. Особенно, когда за душу берет история. Ребенок - самый незащищенный человек и обидеть его легко. Да, тяжело все пропускать. Держаться “на плаву” помогают мысли о том, что они сейчас здесь, у нас, и это хорошо. Пусть у них это было в прошлом, но на данный момент они накормлены, сыты, чистые и умытые, одеты, в тепле. Спать лягут вовремя, здесь и занимаются с ними. Ребенку хорошо и от осознания этого становится хорошо на душе.

Днем с ребятишками в Доме малютки работает воспитатель и младший медперсонал. Малыши живут по режиму, по утрам - зарядки и завтраки, есть и развивающие занятия, прогулки, и, конечно, время просто поиграть. Работают в Доме малютки и два врача-дефектолога, которые проводят индивидуальные занятия. Вечером на смену персоналу приходят медсестры. Они купают ребятишек, проводят все вечерние процедуры, и ночуют здесь же, охраняя сон малышей. Но время идет, и однажды наступает момент Дом малютки покидать. У каждого это происходит по разному.

- Когда ребенок уходит под опеку - мы радуемся за него, искренне. Потому что госучреждение не даст то, что может дать семья. В семье только ему будет уделяться внимание и, конечно, мы радуемся, особенно когда забирают в более благодатные регионы, например на море куда-то. Мы радуемся что они будут жить в благоприятных условиях.

Но, к сожалению, далеко не всех малышей ждет такая судьба, не все уходят в семьи. Есть и те, кто попадают в детские дома или дома инвалидов.

- Когда ребенок уходит в детдом - это грустно. Не знаешь, что будет дальше и какая судьба. Там их ожидает сложная взрослая жизнь, здесь они ангелочки маленькие, а там уже попадают в такой мир, который может оказаться жесток. Испытываешь и боль, и обиду из-за неизбежной судьбы, что так сложилось. Есть и те дети, которые пострадали в младенчестве из-за образа жизни родителей. Они попадают сюда ослабленные и некоторые восстанавливаются очень сложно. Есть дети-инвалиды, а люди не берут под опеку “тяжелых” детей. По достижению определенного возраста мы отправляем их в Петровск-Забайкальский дом инвалидов, некоторые ребятишки ходят в коррекционную школу-интернат, они могут учиться, но имеется задержка нервно-психического развития.


Михаил, почему ты решил работать в детском доме?

В детдом я попал после долгой работы в центре диагностики и консультирования № 8 «Эго». Получив хороший опыт в диагностике подростков, я решил, что пора свои знания применять на практике и вести с ними коррекционную работу. Мне предложили работу педагогом-психологом в красноярском детском доме «Самоцветы». Устроиться туда оказалось несложно, к тому же туда мужчин берут охотно, так как из 60 ставок на весь детский дом мужчины занимали только шесть.

В чём заключалась твоя работа?

Я был единственным психологом на 40 детей с «тяжёлым прошлым». Впрочем, в других детских домах детей было ещё больше: до 60, 70 и даже до 100 человек. В мои задачи входила диагностика детей, коррекция и профилактика их поведения. Также мне нужно было отчитывался за проделанную работу в администрации района по детям, которые самовольно покидают детдом или совершают административное или уголовное правонарушение.

Я также ездил по следственным изоляторам, когда детей привлекали к административной или уголовной ответственности. Наконец, вёл постоянный поиск спонсоров, чтобы обеспечить детям бесплатный поход в кино, бассейн или ещё куда-нибудь. Или чтобы спонсоры покупали в детский дом бытовую технику (микроволновки, компьютеры). Часто устраивал с детьми походы на природу. Занимался с ними скалолазанием, для чего организовал спортивный кружок.

Как вообще ребёнок попадает в детский дом?

Чаще всего дети оказываются в детдоме из-за смерти родителей или после их попадания в тюрьму. Бывает, что в детские дома определяют детей, у которых родители наркоманы или алкоголики.

Живущие в Красноярске дети сперва попадают в детский распределитель «Росток». Здесь первое время они находятся в шоке, поскольку пока ещё не могут поверить и понять, что с ними произошло. Живут в «Ростке» два или больше месяцев, и как только привыкают к этому месту — приходит направление в детский дом.

Что испытывает ребёнок после такой резкой перемены в жизни?

Изъятие из семьи или её потеря — это первый психологический удар. Потом ребёнок привыкает к распределителю «Росток» и когда его оттуда переводят, он испытывает второй психологический удар.

В детском доме новичка помещают в одну комнату с другими детьми похожей судьбы. Находясь постоянно вместе, дети общаются, узнают друг друга и обмениваются своим хоть и маленьким, но уже достаточно негативным жизненным опытом.

По итогу через пару месяцев мы имеем группу подростков, где каждый разбирается в недорогом алкоголе и знает где его достать, способен поддержать разговор о разных наркотиках, сам уже хоть и начинающий, но прекрасный боец (по крайней мере, каждый из них так считает, оттачивая свои умения на младших).

И по-другому не получается. Другой жизни они просто не видят. Когда ты годами подвергался насилию в семье, и в этой же семье было негласное правило: кто громче кричит и ведёт себя агрессивнее с другими, тот и прав, а потом тебя вытащили из этой среды и поместили в такую же, но без родителей, стоит ли рассчитывать, что из ребёнка вырастет достойный гражданин?

Похоже на тюремный мир.

Отчасти похоже, но всё же это не тюрьма. С другой стороны в детдоме для детей созданы тепличные условия. У них есть всё. Им дарят ноутбуки, планшеты. Если ребёнок что-то сломает, то стоит ему только попросить, как ему сразу эту вещь подарят в ближайший праздник. И дети привыкают к такой жизни, привыкают жить на иждивении. Их сложно заставить даже вымыть пол у себя в комнате, потому что «есть технички, пусть они и убирают» — заявляют они. Ближе к Новому году дети получают подарки с конфетами и от их избытка начинают их разбрасывать по коридорам. Порой насобираешь столько конфет после праздника, что хватит несколько раз с чаем съесть.

Несмотря на такое положение, детям порой не хватает простых мелочей типа шоколадки, чипсов именно здесь и сейчас. Возможность что-то купить у детей есть только раз в месяц, когда им выдают «детские», а это в месяц 100 рублей.

Отношения у мальчиков в детдоме строятся по принципу «кто сильнее, тот и прав?»

Да, это простейший способ избавиться от лишнего напряжения. Тут есть две стратегии: либо бей, либо беги. Поэтому ребёнок наказывает обидчика или терпит. У девочек примерно так же. Когда ты живёшь как в общежитии, где всё общее, то вести себя агрессивно — это довольно выигрышная стратегия, хотя и довольно энергозатратная, так как ты находишься в постоянном тонусе и страхе.

Если у них всё есть, почему дети бегут из детдома?

Причины разные: кто-то бежит к родителям и живёт у них. Был у нас мальчик цыган, он сбегал домой в Покровку в трёхэтажный коттедж к родственникам. Если ему там становилось скучно, он возвращался в детский дом. Обычно дети привыкают к бродячей жизни: ты некому ничего не должен, можешь гулять, где хочешь, а захочешь есть или спать — можешь всегда вернуться в детский дом. Поэтому с воспитателями часто не считаются.

/>О страхе смерти, суицидах и школьном насилии

Нередко мы знали, где находятся наши дети, но не могли ничего сделать, так как задерживать убегающего ребёнка мы не можем. Начнёшь хватать за руки, за одежду — будут синяки или порвёшь одежду. Дети сразу пишут жалобы на воспитателей, с этим очень строго. Поэтому ты стоишь у забора и смотришь, как ребёнок исчезает на горизонте. Потом ты сразу идёшь писать заявление в полицию о самовольном уходе подростка. Заявление состоит из 18 листов. Также об уходе ребёнка пишешь сообщение в районную администрацию.

Дальше дело за полицией. Искать детей она не спешила, даже если мы говорили конкретный адрес, где находится ребёнок. Полиция обычно ждёт самостоятельного возвращения ребёнка не больше недели (потому что через неделю ориентировка на ребёнка отправляется в федеральный розыск, а это портит им статистику), а потом едет по указанному нами адресу и забирает ребёнка, привозит в детский дом и передаёт нам.

Самое смешное, что были случаи, когда прямо при полицейских и при нас ребёнок разворачивался и уходил снова, пока мы заполняли бумажки. На наши просьбы его вернуть полиция говорила: «Пишите новое заявление о пропаже (18 листов), и мы пойдём искать».

Заявление об исчезновении ребёнка из детдома на 18 листах?

Заявление заполняется по шаблонам и очень подробно: форма лица, тип носа, форма черепа, одежда, привычки, обстоятельства ухода, рост, вес, татуировки. Заявление в основном в картинках, мы выбираем подходящую, но я даже про свою жену столько не знаю, чтобы ответить на все вопросы заявления. Заполнять всё это — тягомотина.


А куда бегут дети? К избивавшим их родителям?

Да, иногда убегают и к таким родителям. Ведь какими бы они ни были, они всё равно родители, которые дали тебе жизнь. Мы заботимся лишь о материальном благополучии ребёнка, а психологическая привязанность его в разы сильнее к родителям, чем к воспитателям.

Представь, сейчас к твоему дому приезжает машина, тебя в неё засовывают против твоей воли (а дети никогда не хотят уезжать из семьи), и ты уезжаешь в другой город. Там тебя селят с такими же забранными из семей детьми. Ты чувствуешь себя репрессированным. Всё, ты теперь живешь здесь, вот тебе твои новые вещи. Прежних друзей ты больше не увидишь, родителей тоже. Только если они к тебе приедут. И ты сидишь в детском доме, с вечно жгучей ностальгией по родному дому. По родителям, которые хоть и били тебя, но о которых у детей всё равно какие-то хорошие, пусть и редкие, воспоминания остались.

Но не все бегут к родителям. Некоторым детям ведь не к кому бежать, если родителей нет в живых, поэтому кто-то убегает к друзьям.

Насколько суровы к детям воспитатели?

В нашем детском доме воспитатели детей не били . Наоборот, в детдоме было страшно находиться по вечерам, когда уходила администрация и дневные воспитатели, и на одну ночную воспитательницу оставалось 10 детей, которые чувствовали себя настоящими хозяевами.

Почему страшно? Дети в это время чувствуют свободу. А что может сделать одна женщина десяти парням? Ничего. Вот они её и игнорируют, когда идут по своим делам. И жутко, когда процессом полностью руководят дети, а не персонал. А ночные воспитатели получают 12 тыс. рублей в месяц. Не в их интересах заниматься педагогикой. У них цель лишь бы ночь продержаться, и на этом хорошо.

Чаще всего в детском доме страдают младшие дети от старших. Культура детского дома пропитана насилием, поэтому среди главных интересов у детдомовцев бокс и другие виды единоборств. Воспитателям часто просто нечего им противопоставить, ведь дети защищены правами со всех сторон и не спешат принимать свои обязанности.

Что сложнее всего в работе воспитателя детдома?

Я думаю, главная сложность в том, что качественно заниматься коррекцией детей в таких условиях практически бессмысленно. На одного ребёнка ты успеваешь потратить один час в неделю. И после занятия он возвращается в группу и забывает про психолога на всю неделю. Начнёшь чаще с одним заниматься, замечаешь, как у других детей начинает ухудшаться поведение. А всех всё равно охватить невозможно, поскольку есть извечный бич всех педагогов — бюрократия.

/>Как красноярка помогла девочке из детдома

Временами я шутил с коллегами: «Если я проведу занятие с ребёнком, но не распишу занятие и индивидуальный план в журнал работы, то проверяющие органы меня накажут, а если наоборот, напишу, но не проведу, то ко мне придраться будет нельзя, но тогда это будет даже не видимость работы, а полное её отсутствие, по крайней мере, с некоторыми детьми». Вообще бумажной работы в детском доме очень много. Это выматывало больше всего, а главное — что в этом нет никакого смысла!

Почему решил уйти?

Понял, насколько эта система устарела и не эффективна. Да, там прекрасные условия, ребёнок сытый, с новым ранцем и в новых брюках, но где воспитание? Живя в детском доме, у детей не выстраивается доверительная связь со взрослыми, поскольку воспитатели меняются постоянно. Кадровая текучка обычно из-за тяжести работы. Воспитатели часто говорят, что лучше пойти в обычную школу, детский сад. Да, зарплата будет меньше, зато дети более послушные, нервотрёпки в разы меньше.

Какая была у тебя зарплата?

Я в детском доме работал на 1,5 ставки. Зарплата в детском доме хорошая. Есть надбавки за трудность и прочие мелкие надбавки. На полторы ставки выходило где-то 30-40 тыс. рублей в месяц. У воспитателей примерно так же. Это выше, чем у их коллег из детских садов.

Как складывается судьба детей после выхода из детского дома?

По-разному. Все мы любим истории про то, что ребёнок прошел детский дом, это закалило его и вот теперь он уверенный в себе директор небольшой компании. Это красиво, но на деле всё совсем не так. У воспитанников очень низкий интерес к учёбе. К нам поступали дети, которым было по 11 лет, но считать умели только до 10, читать не могли, и мы были вынуждены отправлять таких ребят в первый класс.

У детей из детских домов всё сложно с будущим , так как им тяжело, а зачастую и просто страшно думать о будущем. В их жизни был период, когда они жили в семье и строили планы. А теперь неизвестно, что будет дальше? А может завтра меня заберут родители домой? Может, возьмут приёмные? Может, переведут в другой детский дом, и всё что я здесь построил, будет разрушено и утеряно.

Судьбой детей по выходу из детского дома занимались социальные педагоги. Здесь мне сложно что-то сказать. Однако знаю, что в Красноярске есть тенденция, когда детям власти выкупают квартиры в доме на одном этаже, квартир сразу пять по госпрограмме, обычно это однокомнатные. Дети сдают четыре квартиры в аренду, и впятером живут в одной, спуская все деньги на кутёж.

Сколько вообще в Красноярске детских домов и чем они различаются?

На данный момент в Красноярске и его окрестностях 20 детских домов. В них разное число детей, которые также различаются по возрасту и типу детей (нормальные и с умеренной умственной отсталостью). Детский дом, в котором работал я, обеспечивает уход за 40 детьми. Есть у нас детские дома, где живёт по 200 ребят. Однако в крае сейчас ряд детских домов закрылись или планируют закрыться, поскольку приблизительно 400 мест в детдомах в целом по региону свободны. И это хорошо.

Можно ли сказать, что государство с помощью детдомов действительно заботится о детях, оставшихся без попечения родителей?

Какую-то часть проблем детский дом решает. Это понимаешь из рассказов детей про условия, в которых они жили. Когда ты боишься прийти домой и часами ходишь по двору, потому что дома тебя ждёт пьяный, обвиняющий тебя во всех своих проблемах и орущий на тебя родитель. Некоторые дети буквально ежедневно рискуют жизнью и здоровьем, поскольку реально могут стать жертвой домашнего насилия. Разумеется, из таких семей детей нужно изымать. И детдом даёт ему более спокойные и достойные условия.

Но появляется другая крайность. Ребёнка «вылизывают» с ног до головы: повара ему готовят еду, педагоги организуют обучение и досуг, уборщицы чистят помещения. И в этой «идеальной» обстановке в детях зарождается и со временем крепнет лень. Удивительно, но педагогам запрещено подпускать детей к приготовлению пищи, и в итоге у нас выпускались девочки и мальчики в самостоятельную жизнь, которые не умели сварить макароны и сделать салат. Привычки к уборке тоже никакой. Раз в неделю дети должны были лишь пропылесосить ковёр и всё. Остальную работу сделают уборщицы. И в результате у детей на заре их взрослой жизни развивается неуважение к чужому труду и инфантильность. И это болезнь всех детских учреждений нашего времени.

А как устранить эти недостатки в детских домах?

Частично перечисленные мной проблемы может решить переход на фостерное (патронажное) воспитание. В такой модели взрослые должны пройти курсы по работе с детьми из детского дома и стать «профессиональными родителями». Следующий шаг — это распределение детей не в детские дома, а сразу в такие «профессиональные» семьи, где они получат подобающее воспитание.

Сразу скажу, что эта модель — не панацея, и от всех проблем она не защитит ребёнка, есть и риски. Но, вытащив ребёнка из опасной среды родной семьи или двора, мы дадим ему другой взгляд на семейные ценности, где дом — это место, где тебя защитят, поддержат, выслушают. Коротко говоря, семья возьмёт на себя часть обязанностей, чем поможет ребёнку лучше социализироваться.

Почему у нас не внедряют такую модель?

У нас государство запретов. Пример — мы устраивали разовые мероприятия, на которых дети с воспитателями готовили пищу в своих комнатах. Но так как это работа с детьми, нужно, чтобы каждый ребёнок подписал правила техники безопасности, ведь ему работать с ножом. Во-вторых, где взять продукты для готовки? Те, что используют в столовой детдома нельзя: там всё под расчёт. Покупать директору либо воспитателю за свой счёт накладно. Мы как-то купили продуктов на одну группу в 10 человек. Провели мероприятие, сделали фотографию и разместили на сайте.

К нам вскоре приходит человек из администрации района и устраивает разбор полётов: а не эксплуатируем ли мы детей, не заставляем ли мы их каждый день готовить, а то ведь есть должность повара!? За что тогда повар получает деньги. Получается, воспитатель может взаимодействовать с ребёнком только беседами и разговорами?

/>История из жизни приемных родителей

Фостерные семьи не вводят, потому что этому надо учиться и учить, плюс социальная инерция бюрократии, которая к тому же очень прожорлива и не способна отказаться от лакомого куска в виде детдомов, а также не умеет доверять людям, без чего фостеринг невозможен. В Питере есть некоммерческое объединение «Партнёрство каждому ребёнку», которое развивает это направление в паре районов города и живёт, в основном, на гранты. Других аналогов не знаю.

Впрочем, у нас в городе есть благотворительный фонд «Счастливые дети», который помогает найти наставников для детей. Такие наставники навещают ребёнка на выходных или в своё свободное время и помогают ему делать домашнюю работу, гуляют с ним по городу, ходят в кафе. Это снижает эмоциональное напряжение у ребёнка, пока он находится в детдоме. Нередко такое общение перерастает в дружбу.

Как изменила работа в детдоме твоё представление о семейном воспитании детей? Какие моменты ты пересмотрел?

Главное, что я понял, детский дом в России — это не место воспитания детей. Скорее, это центры передержки детей. Администрация детдома тонет в бюрократии. Воспитатели, проработав больше 5 лет, абсолютно выгорают и уже ничего не могут дать этим детям, общение с которыми очень эмоционально затратно. В итоге после выхода из детских домов нашего края у воспитанников судьба складывается часто очень сложно, поскольку эти дети не готовы к самостоятельной жизни. Их мир в детдоме был и стерилен, и агрессивен одновременно.

Но помощь сиротам или тем, кого вырвали из неблагополучной семьи, безусловно нужна. Как минимум для того, чтобы на улицы не хлынула волна асоциальных подростков. Но качество этой помощи необходимо менять.

Читайте также: