Как стать директором картинной галереи

Опубликовано: 06.07.2024

Арт-директор Digital-agency PRO100 Ярослав Трегубов рассказал Нетологии, как стать арт-директором и что для этого нужно.

Обучение в онлайн-университете: курс «Арт-дирекшн»

Арт-директор — кто такой?

Арт-директор — это дизайнер-управленец, который руководит работой команды, отвечает за концепцию и визуальное воплощение продукта, следит за тем, чтобы работа завершилась вовремя. Он выстраивает взаимоотношения с руководством и заказчиками, делится опытом и знаниями с коллективом. Иногда арт-директора называют дизайн-директором или дизайн-менеджером, что лучше отражает суть профессии.

Некоторые считают, что каждый дизайнер должен стать арт-директором, пройдя эволюцию от стажера до младшего арт-директора, но это не всегда так.

Не все дизайнеры обладают навыками управленца, чтобы руководить коллективом и выстраивать его работу. Были случаи, когда хорошие менеджеры с насмотренностью и художественным вкусом, становились успешными арт-директорами.

Что должен уметь арт-директор: чек-лист необходимых компетенций

Ситуационное лидерство — это стиль управления коллективом, который предполагает решение проблемы в зависимости от ситуации, сложности задачи и уровня развития сотрудников.

Арт-директору нужно овладеть четырьмя методами, которые можно использовать в разных ситуациях:

  • Директивный метод. Даете указания сотрудникам и контролируете ход работы. Задача будет решена в срок, но сотрудники не научатся действовать самостоятельно.
  • Наставнический метод. Разъясняете задачу и следите за ее выполнением, но при этом допускаете дискуссию и предлагаете высказать соображения. Это поможет развить в сотрудниках способность самостоятельно принимать решения, что упростит вашу работу в будущем.
  • Институционный метод. Выполняете работу вместе с сотрудниками и поддерживаете их, но важные решения остаются за ними.
  • Метод делегирования. Передаете свою боль другому человеку и изредка следите за ходом работы.

Когда арт-директор приходит в новую компанию он надеется на то, что все его функции будут расписаны и останется только наладить отношения с коллективом. Но это не всегда так. Бизнес может воспринимать его как супергероя, который должна ликвидировать хаос и наладить разрушенные процессы. Арт-директору придется выстраивать все процессы с нуля, для чего пригодятся управленческие навыки.

Коммуникабельность и навыки психолога

Мозговой штурм и другие креативные методики помогут арт-директору создать новую идею из ничего.

К вам приходят молодые дизайнеры, которые хотят учиться и продвигаться по карьерной лестнице. Если вы не сможете дать им знания и поделиться опытом — они быстро уйдут, а вам придется искать нового сотрудника. Арт-директору нужно уметь грамотно рассказывать сложные вещи простым языком и доносить информацию до сотрудников. Это поможет передать свой опыт коллегам и прокачает ваших сотрудников.

Рекрутинг и пиар

Арт-директор — лицо компании. Он умеет презентовать и защитить проект. Потенциальные сотрудники и заказчики пойдут к вам только потому что знаю вас и видели результаты вашей работы. Навыки рекрутинга и пиара помогут привлечь к интересные задачи и перспективных сотрудников.

Навык анализа рынка

Арт-директор знает конкурентов, следит за трендами и использует новые маркетинговые инструменты.

Насмотренность или художественный вкус

Нужно наращивать свою визуальную библиотеку, следить за крутыми проектами и подписываться на опытных специалистов.

Визуальная коммуникация и юзабилити

Арт-директор прислушивается к пользователю, знает, что ему нужно и умеет сделать просто и удобно.

Как получить должность

  1. Обозначьте вашу амбициозную цель руководству. Узнайте систематические боли руководителя и возьмите их себе.
  2. Берите сверхурочную работу. Покажите руководителю, что готовы погрузиться в проект и выполнить любую работу.
  3. Делайте свою работу и работу отдела максимально прогнозируемой и прозрачной. Показывайте свою работу, оглашайте достижения, презентуйте проекты — руководитель должен видеть ваш результат и прогресс.
  4. Станьте внимательным к чужим проблемам. Помогайте сотрудникам в любых проблемах. Люди будут видеть, что вы готовы поделиться опытом и помочь в сложной ситуации.
  5. Станьте щитом команды. Принимайте удар, перерабатывайте информацию и берите на себя инициативу.
  6. Будьте проводником успеха. Направляйте команду на результат, развивайте ее, делитесь опытом.
  7. Перестаньте разрабатывать макеты самостоятельно. Начните делегировать свои дизайнерские задачи другим, а сами переключитесь на управление процессом.
  8. Станьте наставником для молодого специалиста.

Как арт-директору прокачать свои навыки

  • Общаться с другими арт-директорами и перенимать их опыт.
  • Пройти обучающие курсы.
  • Читать книги: Пепе Нумми «Справочник фасилитатора, или история о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам», Пепе Нумми.М. и Тим Браун «Дизайн мышление в бизнесе».
  • Практика, практика, практика.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Арт-директор руководит штатом дизайнеров в процессе работы над различными проектами. Отвечает за качество творческой работы и сроки её выполнения, контролирует процесс технического воплощения дизайна.

От англ. art – искусство. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Арт-директор - художественный руководитель и воплотитель проекта.

Особенности профессии

Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама, а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).

Арт-директор, помимо управления штатом дизайнеров и контроля рабочего процесса, общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.

В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала. При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги.

В крупных рекламных агентствах полного цикла от арт-директора требуется создание эффективных, но не выходящих за рамки бюджета, креативных идей для рекламных кампаний и руководство их воплощением.

Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.

После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.

В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.

В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.

Важные качества

Не смотря на все различия содержания работы в таких разных областях, все арт-директора должны обладать следующими качествами. Арт-директору необходимо иметь образное мышление, чувство стиля, развитый художественный вкус, чувство формы и цвета, уверенность в своих силах, инициативность, высокую трудоспособность, хороший управленческий потенциал, харизму, дипломатичность и чувство такта.

Знания и навыки

Арт-директору необходимо иметь глубокие знания в области современного дизайна, рекламы и культуры, навыки разработки концепций рекламных акций, стиля изданий или образа бренда, опыт руководства штатом подчиненных сотрудников и подрядчиков, опыт презентации идей и конкретных разработок клиентам и умение защищать проект, умение работать в коллективе, планировать свою работу и подразделять ее на этапы.

Ему также важно обладать знаниями в области истории и теории дизайна и искусства, шрифта, цвета и композиции. Кроме того, арт-директор должен профессионально владеть компьютерными программами, такими как Photoshop, Illustrator, InDesign и другими. Необходимо обладать знанием закона об авторском праве. Арт-директор должен следить за новинками в своей области работы и идти в ногу со временем, отслеживая модные тенденции и изучая психологию и убеждения целевой аудитории.


Три ведущих арт-директора поясняют, что представляет собой эта профессия, и предлагают несколько советов, как стать арт-директором самому.

Узнайте, что означает быть арт-директором, какие практические навыки для этого необходимы, и какие качества работодатели ищут в кандидате на эту должность. Арт-директор – профессия с громким названием, которую мечтает получить множество людей, однако в это понятие вкладывается разный смысл в разных организациях.

Профессия арт-директора существует в разнообразных творческих сферах деятельности, включая рекламу, торговлю, книгоиздательство, кино и телевидение, веб-дизайн и видеоигры. Как правило, она подразумевает руководство группой дизайнеров, работающих над творческим проектом, но степень ответственности и независимости может различаться.

Мы попросили трех ведущих арт-директоров поделиться своими размышлениями и опытом в этой роли.

Джеймс Фэнтон


Джеймс Фэнтон – дизайнер и арт-директор из Великобритании. Он основал BlimpCreative, коллектив профессионалов, специализирующихся на цифровом дизайне и копирайтинге для интернета и мобильных устройств.

Чтобы понять, что требуется от арт-директора, следует понимать этот термин не только как роль в команде, но и как творческую дисциплину саму по себе.

Будучи арт-директором, вы должны быть лидером, тем, кто вдохновляет и направляет видение команды дизайнеров. Однако те, кто видят себя лишь большими боссами в дизайне, неизбежно обречены на позорный провал. Вы должны уметь распознать талант в окружающих и научиться наилучшим образом использовать свои возможности. Арт-директор, ставящий себя на ступеньку выше остальных – всего лишь зарвавшийся менеджер.

Вдохновитель и наставник

Конечно, в этой профессии есть и элемент руководства. Вам необходимо уметь критиковать чужую работу, устанавливать сроки, соблюдать рамки бюджета и, к сожалению, время от времени наказывать людей за слишком частые «перекуры» и небрежный дизайн. Но первое и самое главное, что от вас требуется – это вдохновлять, направлять и наставлять тех, кем вы руководите.

Роль арт-директора можно сравнить с ролью шеф-повара, смешивающего ингредиенты, чтобы создать меню из восхитительных блюд. Все дизайнеры добавляют частичку себя, своих вкусов и стиля в работу. Даже в жёстких рамках руководящих указаний есть простор для творчества и оригинальности. Роль арт-директора в том и заключается, чтобы распознать и понять, какую изюминку привносит каждый член команды, а затем аккуратно смешать их так, чтобы они дополняли друг друга и, в конечном счёте, создавали захватывающий и гармоничный чувственный образ.

Рассказчик

Все же необходимо понимать арт-дирекцию не просто как визуальный опыт. Основная роль арт-дирекции в том, чтобы донести до публики предоставляемую информацию.

Арт-директор должен принимать во внимание не только визуальное, но и текстовое содержание, брать на себя роль рассказчика, объединяя слова и образы, создавая структуру и порядок через макет и текст, обеспечивая значимость и выразительность, выражая значение и основную идею, что в результате облегчает понимание аудитории. Вы должны быть посредником между писателями и дизайнерами, понимающим обе дисциплины и тесно сотрудничающим с теми и другими.

Человек широких взглядов

По-моему, хороший арт-директор должен быть открыт влиянию, вдохновению и опыту окружающих, ценить их таланты, принимать их сильные и слабые стороны. В то же время он должен ясно представлять, как донести свою идею до читателя, зрителя или пользователя.

Не существует единственно верной формулы для хорошего арт-директора: эту дисциплину не преподают в колледжах дизайна, нет книг или руководств, которые описывали бы ступени к успеху. Каждый арт-директор проложил собственный путь, имеет собственное определение того, какова его роль и собственный подход к тому, как сделать работу и сделать её хорошо. Одни учатся всему этому от наставников, в то время как другие прокладывают путь к успеху совершенно независимо, через свой личный опыт, пробы и ошибки.

Дженни Теолин


Дженни Теолин выступала в роли арт-директора и старшего арт-директора в нескольких компаниях. В настоящее время она работает креативным директором в Soapbox & Sons . Родом из Швеции, сейчас она живет в Лондоне и является также сотрудником веб-журнала Typetoken и заядлым блоггером.

Кто такой арт-директор? Кажется, простой вопрос, но определить чью-то роль в двух-трёх словах бывает удивительно сложно.

Дизайнер, арт-директор, креативный директор – все эти названия необходимы для создания иерархии внутри агентства, для удобства клиентов, а так же для приёма на работу. А такие определения, как «веб-ниндзя», «пиксельный гуру» или «творческий гений», вносят в наш мир еще большую путаницу.

Во многих компаниях традиционная иерархия сменилась группой творческих эрудитов. Спросите любую команду сегодня, и вы увидите, что они разделяют многие рабочие задачи. Копирайтеры халтурят, а арт-директоры пишут, в том числе и статьи для блогов, книг и журналов. Но уменьшает ли это их достоинство как арт-директора?

Творческая кухня

Работая в сфере брендинга, дизайна и рекламы, я прошла через множество разнообразных агентств, от гигантских корпораций, как Interbrand, до более мелких и дружелюбных творческих агентств, как muirhoward.

Во время работы в последних я создавала и развивала идеи для рекламных кампаний, помогала креативному директору создать новаторскую и убедительную стратегию, идеально подходящую клиенту. Я так же руководила, поддерживала и вдохновляла младших сотрудников, инструктировала фотографов, иллюстраторов, художников и ретушёров, — и делала презентации для клиентов.

Человеческие навыки

Для меня главное различие между работой графического дизайнера и арт-директора в том, что я работала больше с людьми, нежели с компьютерами. И поскольку я предпочитаю рассматривать творческую индустрию с человеческой точки зрения, такое сотрудничество стало ключом к созданию захватывающих проектов.

Каковы недостатки профессии арт-директора? Я бы сказала, самым худшим было то, что я не могла воплощать свои идеи сама, и мне приходилось поручать другим соответствовать моим абсурдно заоблачным стандартам. Однако если вы работаете в хорошем месте с хорошими людьми, это станет наименьшей из ваших неприятностей.

Достоинства? Быть окружённой прекрасными, удивительно талантливыми людьми, несмотря на взлёты и падения, трудных клиентов и/или ужасные задания.

Эд Робинсон


Эд Робинсон — фотограф, арт-директор и графический редактор, основатель визуальной консалтинговой компании OneRedEye Visual Communications.

Обычно, одна из главных задач арт-директора – руководить фотосъемками. Я думаю, для начала я поделюсь своим опытом в этой сфере, затем предложу несколько полезных советов для вашей собственной карьеры арт-директора.

Съёмки в раннем возрасте

В очень раннем возрасте мне повезло быть приглашённым на фотосъёмки, организованные моей бабушкой, Джоан Сисли, выдающегося консультанта по визуальным вопросам. А в 12 я оказался на своих первых съёмках, освещавших музыкальный конкурс в Озёрном крае.

Конечно, в этом возрасте я только помогал, но моим глазам предстал мир куда более творческий, чем я предполагал. Не было сделано ни одного кадра с оркестром в концертном зале – нет, Джоан усадила пианиста на кладбище, виолончелиста в туалетную кабинку, а струнный квартет в гребную шлюпку. Естественно, с того самого момента я был заинтригован и хотел внести свою лепту в каждый снимок.

Карьерная дорожка

С того момента прошло несколько лет ассистентства, изучения композиции, руководства, подготовки, развития творческого мышления и медленного осознания того, что у меня есть талант в продумывании и руководстве съёмками, в то время, для корпоративных статей, носивших более рекламный характер, но нацеленных на СМИ по всему миру.

В настоящее время я так же являюсь креативным директором, фотографом и постановщиком – и все благодаря общим навыкам, которые я накопил и развил за время руководства съёмками.

Моя первая кампания

Мой первый полностью самостоятельный и независимый проект был для проспонсированной British Gas кампании, которая называлась «Выйди за рамки» и предназначалась для обучения людей старшего поколения ведению активного образа жизни.

Именно тогда мне пригодились все мои навыки и предыдущий опыт. По замыслу множество пенсионеров должны были встать кругами на ступенях вокруг центра кадра, но актриса Хонор Блэкман, известная по роли Пусси Галор, стала камнем преткновения, так как большинство пенсионеров не желало слушать молодого арт-директора и было гораздо более заинтересовано знакомством с кинозвездой в центре.

Я принял ключевое решение изменить идею и выбрал одного парня с классным лицом и в соломенной шляпе, выбрал пару больших камней и попросил его и Хонор идти навстречу друг другу по пляжу. Это простое решение принесло мне уважение фотографа, клиента и Хонор. Таким образом, это позволило мне определить обязанности арт-директора.

Руководство для съёмок

Исходя из моего опыта, разные съёмки требуют руководства разного уровня и формы, но вот несколько советов.

  1. Предварительное планирование. Работайте с клиентом, фотографом и командой, чтобы определить, какой творческий подход лучше соответствует задачам и рамкам бюджета.
  2. Постановка. Если в команде нет режиссёра-постановщика, арт-директор может взять на себя подбор людей, места и реквизита, необходимых для решения творческой задачи.
  3. Тесно работайте с фотографом и делитесь идеями о том, как лучше выполнить творческую задачу. Ключ в сотрудничестве и взаимном уважении.
  4. Всегда держите под строгим контролем конечный продукт и, позволяя фотографу творить, всё же держите съёмки в рамках поставленных задач.
  5. Создайте хорошие отношения с командой и другими подчинёнными. Будьте дипломатичны, но прямолинейны настолько, насколько это необходимо, чтобы достичь конечной цели.
  6. Будьте гибкими, так как всё редко проходит точно по заранее намеченному плану.

Есть ли у вас все необходимое, чтобы выделиться из толпы и стать арт-директором?

5 советов, как стать арт-директором

Вот советы Дженни Теолин для тех, кто хочет стать арт-директорм.

1. Составьте убойное портфолио.

Портфолио, которое будет противоречивым, пугать, интриговать и будет действительно крутым. Если вы выпускник или студент последнего курса, вероятно, у вас не так уж много «настоящих работ», поэтому заполните его тем, что обитает сейчас в вашей голове. Сделайте его запоминающимся. 90% портфолио, которые я просматриваю, моментально забываются. Лучше подражайте Магритту, чем проклятым рекламам Guiness.

2. Будьте самолюбивы, но не будьте кретинами.

Вы – новое поколение, возьмите то, что уже было сделано до вас, совершенствуйте и улучшайте это! Предлагайте дикие идеи, и пусть они смешиваются и порождают безумные идеи, которые захватят мир. Почему? Потому что крутая идея – это та идея, которая пугает вас до смерти.

3. Заводите друзей – проявляйте интерес к людям и их работе.

Преследуйте своих кумиров и просите их о встрече. Многие любят поговорить о себе, поэтому попросите их встретиться с вами и дать совет, подкинуть пару идей, которые вы могли бы использовать – и показать свои работы! Однако не удивляйтесь, если ваши кумиры в реальности окажутся старыми ворчливыми пердунами. Если вы с ними встретитесь, прежде всего постарайтесь спровоцировать их, показав, что вы лучше, чем они когда-либо были – в правильной обстановке и с правильными людьми, конечно. Поверьте, они хотят, чтобы им бросили вызов.

4. Следите за самыми популярными блогами и трендами.

Не останавливайтесь на достигнутом и продолжайте двигаться вперёд. Творческий поиск – это одно из преимуществ этой области, поэтому выбирайтесь из своей зоны комфорта и делайте разные вещи по-разному.

5. Покажите себя – с хорошей стороны.

Не стесняйтесь высказываться и пусть вас услышат, но не треплитесь попусту – иначе скорее всего вас ожидает провал.

Что ищут работодатели

Эд Робинсон называет четыре главных качества, которые он искал бы в кандидате на пост нового арт-директора.

1. Приятный характер.

Руководя столькими корпоративными и рекламными съёмками за эти годы, я могу сказать, что эта профессия основана на общении с людьми, поэтому характер и качества личности – один из решающих факторов при выборе арт-директора.

2. Творческие способности

Способность создать что-то по инструкции внешне не имеет ничего общего с творческими способностями.

3. Знания

Предыдущие знания того, какого эффекта можно достичь, используя оборудование фотографа и ретушёра, обязательны.

4. Презентация

Продемонстрируйте хорошее портфолио, которое покажет ваш стиль руководства и то, чего вы хотите добиться.

Вы хорошо разбираетесь в визуальном дизайне? Любите участвовать в групповых проектах и ​​работать с другими людьми? Возможно, профессия арт-директора – это то, что вам нужно. Что делает арт-директор? На его совести визуальный стиль, изображения в журналах, газетах, кино, на телевидении, упаковке, общий дизайн проекта, направление других участников проекта. Арт-директора работают в компаниях, занимающихся рекламой, связями с общественностью, издательствах газет, журналов, дизайн-бюро, в театре, кино, видеосфере. Людей, решающих сходный круг задач, называют арт-супервайзер, креативный директор, дизайн-директор. Средняя зарплата арт-директора в Соединенных Штатах составляет около 92780$/год.

Что делает арт-директор

Арт-директор – это руководящая должность: он курирует работу других дизайнеров и художников, которые создают изображения для телевидения, фильмов, живых выступлений, рекламы или видеоигр. Они определяют общий стиль проекта, формулируют свое видение художникам, а те уже воплощают общую концепцию в иллюстрациях, графике, фотографии, диаграммах, графиках, сценах, фильмах.Арт-директор работает с дизайнерами в рекламных, PR-агентствах, издателями книг, журналов, газет для создания дизайнов, макетов. Они работают с продюсерами, режиссерами театральных, телевизионных или кинокомпаний, совместно работают над декорациями. Работа требует, чтобы арт-директор имел дизайнерское образование, умел вдохновлять других творческих работников, регулировать бюджет и дедлайны проектов. Иногда они самостоятельно разрабатывают бюджеты и сроки.Арт-директор обычно решает следующие задачи:

● Определяет, как лучше всего представить визуальную концепцию

● Отбирает, какие фотографии, рисунки или другие элементы дизайна будут использоваться

● Разрабатывает общий вид или стиль рекламной кампании

● Курирует работу дизайнеров

● Проверяет и утверждает проекты, произведения искусства, фотографии, графику

● Обсуждает с клиентами выбранный художественный подход, стиль

● Координирует деятельность с другими художественными или творческими отделами

● Разрабатывает подробный бюджет и сроки

● Представляет проекты клиентам на утверждение.

Какие практические навыки помогут арт-директору:

● Наличие базовых знаний в области графического дизайна, технологий производства позволят будущему специалисту лучше понимать, как создавать макеты (хотя, в основном все, кроме самой предварительной работы, теперь выполняется на компьютере, без «руки наводящей» не обойтись).

● Арт-директору нужны сильные концептуальные навыки. Любой проект начинается с сильной идеи — это основа коммерческого искусства. Без идеи нет продукта.

● Еще одна базовая компетенция руководителя – отличные коммуникативные умения. Команда должна понимать, чего вы хотите: поэтому четко сформулируйте свое видение и имеющиеся риски. А общение с заказчиками, которые «хочу-то-не-знаю-что»? А сторонние подрядчики? Терпение и навыки общения для арт-директора — это все.

● Художественный руководитель всегда остается на связи, у него ненормированный рабочий день.

● Это может прозвучать романтично, но для арт-директора важна любовь к своему делу, потому что очень часто работа занимает почти все его время.

● Как и другие творческие профессии, эта потребует умения воспринимать критику, даже если вы не согласны с отзывами.

Арт-директор в различных отраслях

Художественные руководители работают в различных отраслях, и тип работы, которую они выполняют, зависит от отрасли.

В издательстве арт-директора курируют макет страниц газет, журналов, выбирают обложку для книг, периодических изданий, разработку веб-публикаций. Оказывает поддержку художественному отделу, включая создание сообщений для прессы, создание баннеров для веб-сайта, социальных сетей

2. Реклама, связи с общественностью

Они отвечают за общие визуальные аспекты рекламной или медийной кампании, координируют работу художников, дизайнеров. Эти обязанности могут включать в себя взаимодействие с командой менеджеров и представителями клиента, разработку идей, концепций для сотрудничества с творческой командой, подготовку кампаний для предоставления клиентам, принятие мер по созданию рекламы, реализации проекта

В производстве фильмов арт-директора сотрудничают с режиссерами, определяют общую стилистику костюмов/декораций/ типажи актеров, тесно сотрудничают с декораторами, дизайнерами, помощниками режиссера, с режиссерами и сценаристами

4. Крупная дизайнерская компания

В большой компании арт-директор контролирует других арт-директоров, разработчиков изображений, художников-постановщиков, младших дизайнеров. В небольших компаниях арт-директор может выполнять все вышеперечисленные роли.Различные отделы включают отделы искусства, строительства, локаций, недвижимости, транспорта. Художественные директора отвечают за назначение задач сотрудникам каждого из них, ведение бюджета, планирование, контроль качества, участие в производственных совещаниях

Независимо от отрасли, в которой работает арт-директор, существует проверенная стратегия успеха. Что говорит основатель Blimp Creative Джеймс Фентон:

Личностные качества, необходимые для арт-директора

Арт-директора – это, как правило, творческие личности, интуитивные, чувствительные, но при этом способные стратегически мыслить и доступно выражать свое видение, ведь они формулируют оригинальные инновационные идеи. Как менеджеры они предприимчивы, амбициозны, настойчивы, экстравертивны, энергичны, полны энтузиазма, уверены, оптимистичны.

Какие ещё качества помогут добиться успеха будущему арт-директору:

● Способность мыслить нестандартно

● Способность к совместной работе. Один рабочий день может включать в себя отправку книги на печать, показ концепций обложек, чтение, исследование для интерьерных журналов, а также получение выдержек будущей книги, ответы на запросы по электронной почте между решением других более крупных задач.

К чему готовиться будущему арт-директору?

Типичная рабочая среда арт-директора – пространство для общения: арт-директора много общаются с командой, другими подразделениями компании, клиентами. Большинство арт-директоров работают не по найму, сотрудничают с дизайнерами и другими специалистами в области визуальных эффектов, членами маркетинговых команд. Художественные руководители обычно работают более 40 часов в неделю в быстро меняющейся среде, условиях стресса и горящих сроков.

Где учиться на арт-директора

IED Madrid, Европейский институт дизайна

Уже более пятидесяти лет Istituto Europeo di Design работает в области дизайна, моды, визуальных коммуникаций и управления. Сегодня IED – это постоянно расширяющаяся международная сеть, которая принимает студентов на дипломные курсы, бакалавриат, магистерские программы, курсы повышения квалификации. С 1966 года IED разрабатывает инновационные методики обучения, ориентированные на синергию между технологиями, экспериментами, креативностью, стратегиями, интегрированной коммуникацией, проблемами рынка и новой формой профессионализма. Istituto Europeo di Design предлагает молодым специалистам, работающим в области моды, дизайна и коммуникаций, знания, эффективные инструменты, необходимые для удовлетворения постоянно растущих требований профессиональной среды.Профессиональные программы предназначены для студентов, которые уже имеют высшее образование (выпускников бакалавриата), и профессионалов, которые хотят улучшить свои навыки, уровень знаний. Это наиболее полный курс углубленного, профессионального изучения искусства и дизайна: выпускники магистратуры высоко ценятся на международном рынке труда, для них открыты двери многих международных компаний. В учебном процессе запланировано 1500 академических часов для знакомства с последними достижениями и успехами отрасли, конференциями, семинарами, мастер-классами и встречами с успешными профессионалами. Персональный исследовательский проект предоставляет широкие возможности для самореализации, демонстрации собственного творческого видения, стиля, методологии.

Это шанс сказать свое слово в сфере искусства и дизайна.Какие специальности можно получить:

● Дизайн и коммуникации

Стоимость магистерской программы на английском языке – от 24500€/г.

Istituto Marangoni Milano

Istituto Marangoni Milano – первый в Европе частный университет, который запустил профессиональные курсы по моде и дизайну: история его успешной работы насчитывает более 80 лет. Итальянский институт Марангони сделал настоящую революцию в мировой индустрии моды, вывел Италию на лидирующие позиции в области стиля, моды и дизайна, превратил страну в настоящего законодателя моды.Миланский кампус Istituto Marangoni Milano обучает дизайну интерьера, визуальному и промышленному дизайну, моде, стилю, основанию, продвижению бренда. Собственная служба карьерного роста связывает студентов с будущими работодателями, помогает устанавливать полезные деловые контакты и знакомства, получать возможности для стажировки и практики. Магистратура – специализированный курс: она направлена ​​на развитие управленческих и профильных навыков. Продолжительность обучения – 1 учебный год, и каждый студент самостоятельно выбирает язык обучения: итальянский или английский. Магистерские программы открыты в следующих областях:

● Менеджмент в розничной торговле индустрии моды

● Управление продукцией в индустрии моды, управления производством

● Менеджмент индустрии дизайна

● Дизайн женской одежды

● Законодательство в индустрии моды

● Фотография и реклама в индустрии моды

● Управление брендом предметов роскоши

● Современные покупки модных коллекций

● Дизайн мужской одежды (на курсе студенты сотрудничают с представителями известного бренда Ermenegildo Zegna).

Дизайн. Инсайт. Креатив. Чем еще занимается арт-директор и его команда? Откуда начинается путь к должности креативного директора?

Хороший дизайн виден сразу. Отличный дизайн незаметен
Джо Спарано

Цепляющая реклама, душевная атмосфера в кафе, зажигательные ди-джеи в ночном клубе – это результаты кропотливой работы арт-директора и его творческой команды. Сегодня расскажем о том, где востребованы арт-директора и как они работают.

Кто такой арт-директор
Арт-директор (креативный директор, дизайн-директор, художественный руководитель) – специалист в сфере дизайна и руководитель творческих проектов. Арт-директор отвечает за разработку и реализацию креативной концепции проекта, он выступает в творческой команде в роли менеджера, дизайнера, гуру и идейного вдохновителя в одном лице.
Организации в сфере культуры, искусства и медиа не обходятся без должности арт-директора. В больших рекламных или event-агентствах позиций арт-директора может быть даже несколько, в этом случае арт-директорами, ведущими проекты, руководит вышестоящий креативный директор.

Где работает арт-директор
Позиция арт-директора имеет свою специфику в каждой сфере:

✔ Кино и театр. Арт-директор – это художник-постановщик, который создает и воплощает единую концепцию фильма или спектакля с помощью команды художников, декораторов, костюмеров и других специалистов.
✔ Рекламный бизнес, креативные агентства и креативные отделы компаний. Обилие информации и конкуренция на рынке заставляют коммерческие компании привлекать к себе внимание наиболее необычными способами. Хорошая реклама не обязательно должна быть яркой, ее цель - выстроить быструю коммуникацию с потенциальным покупателем, зацепить его смыслом или эмоцией. Для создания запоминающейся и действенной рекламы работает целая команда дизайнеров, иллюстраторов, фотографов, привлеченных специалистов. Но возглавляют ее арт-директор и копирайтер, которые соединяют идеальную визуальную форму и содержание для будущей рекламы.
✔ СМИ и издательское дело. Арт-директор в издательском деле наряду с главным редактором отвечает за единый узнаваемый стиль передачи, журнала, газеты, книги. Как и в рекламе, визуализация в СМИ должна представлять единое целое с текстом. Смысл порождается именно на стыке восприятия слова и изображения. Плодотворный тандем арт-директора с редактором создают лучшие примеры медиапродуктов с наиболее вовлеченной аудиторией – популярные радиопередачи, самые читаемые онлайн-журналы, видеоблоги с большим количеством подписчиков.
✔ Ресторанный и отельный бизнес. Арт-директор в ресторане / кафе / ночном клубе / отеле / гостинице работает не только над декором и стилем заведения. В его задачи также входит создание неповторимой атмосферы, которая привлекает гостей и постоянных посетителей. Арт-директор составляет развлекательную программу, а часто и план мероприятий, решает организационные вопросы.
✔ Музейное дело. Арт-директор необходим как самим мастерам для продвижения их работ, так и в галерее / музее / центре современного искусства для работы с авторами, организации выставок, адаптации музейного пространства для новых проектов.
✔ Event-агентства. Каждое крупное корпоративное мероприятие, международный форум, свадьба требуют разработки творческой концепции: главная идея, сюжет, декорации, световое и звуковое оформление. Арт-директор придумывает идеи и контролирует процесс подготовки к событию.

Во всех сферах главной задачей арт-директора остается понимание потребностей аудитории, генерация свежих идей и воплощение их силами творческого коллектива.

Что такое инсайт и как его найти
Понимание своей аудитории, ее мыслей и чувств, фоновых знаний приводит арт-директора к созданию наиболее успешных и популярных проектов. Для обозначения этих скрытых фрагментов информации, которые важны для целевой аудитории, специалисты в области рекламы, маркетинга и современного искусства позаимствовали у психологов термин инсайт (англ. insight, озарение, неожиданное решение проблемы).
Команда креативщиков старается "посмотреть на мир глазами покупателя", понять его проблемы и дать короткое и визуально интересное решение, которое помогает преодолеть барьер к восприятию выгоды. Инсайт помогает выстроить коммуникацию между продавцом и будущим покупателем – "мы оба понимаем проблему, а наш продукт ее решит наилучшим образом".
Например, реклама мужского дезодоранта Axe для молодежной аудитории отсылает к инсайту – все молодые люди хотят нравиться девушкам, и чем большему их количеству, тем лучше. Серия рекламных роликов интересно и с юмором обыгрывает этот инсайт и цепляет целевую аудиторию. Поиск инсайта – самое важное и самое интересное в работе креативного директора. Верно найденный инсайт и его грамотная визуализация выделяет продукт или услугу из ряда других, отражается на продажах и прибыли компании.

Какие универсальные компетенции нужны арт-директору
Работа арт-директора требует богатого опыта создания творческих проектов в качестве дизайнера, художника или event-менеджера. Он должен хорошо разбираться в технологиях и постоянно обучаться. Например, арт-директору в рекламном бизнесе необходимо на базовом уровне владеть Adobe XD, Photoshop, Illustrator, разбираться в колористике, построении композиции, психологии аудитории.
Из необходимых для арт-директора компетенций можно выделить:

    ✎ Креативность
    ✎ Художественный вкус
    ✎ Эмоциональный интеллект
    ✎ Коммуникабельность
    ✎ Работа в команде
    ✎ Тайм-менеджмент
    ✎ Ответственность
    ✎ Ориентированность на результат
    ✎ Наставничество
    ✎ Умение вдохновлять
    ✎ Умение делегировать
    ✎ Обучаемость

Средняя заработная плата и востребованность
Арт-директора и креативные директора относятся к одним из самых востребованных и высокооплачиваемых специалистов в сфере культуры, искусства, медиа и рекламы.
Диапазон зарплат:

    ✔ 60 000 – 200 000 рублей

Где учиться
Специальности "арт-директор" не учат в России ни в одном вузе или колледже. Арт-директором можно стать, пройдя путь от дизайнера, художника, музыканта. Будущий работодатель в первую очередь смотрит на портфолио соискателя и опыт работы в сходных проектах, а в последнюю очередь - на диплом.

Что делать уже сейчас
Стать арт-директором с собственным творческим коллективом сразу после вуза вряд ли получится. Молодой арт-директор обычно сам работает в роли дизайнера или менеджера проектов, а на визитке гордо пишет должность арт-директора.

С чего начать дорогу к большим проектам:

✔ Занимайтесь в творческих кружках, художественной и музыкальной школе.
✔ Составляйте портфолио – рисуйте логотипы, придумывайте рекламу, декорации для спектакля. Оно необходимо при поступлении на работу.
✔ Ходите на выставки, в музеи, в театр и в кино. Анализируйте увиденное.
✔ Изучайте историю искусства: живопись, музыка, кино и театр. Художественный вкус и понимание красоты развивается на примере шедевров.
✔ Смотрите в интернете фестивали рекламы "Каннские львы", "Clio Awards", "Andy Awards". Анализируйте инсайты, заключенные в рекламных роликах.
✔ Посетите DesignСмену нашей выездной программы "Профессионалы будущего": там вы получите первые профессиональные навыки в сфере дизайна, научитесь пользоваться современными инструментами, с которыми ежедневно работают дизайнеры, и пообщаетесь по-настоящему креативными людьми.


Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"

Пройдите тест на профессию, чтобы узнать, к какой сфере деятельности вы наиболее склонны.


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Читайте также: