Может ли директор расформировать класс

Опубликовано: 03.10.2024

Здравствуйте! Мои дети учатся в школе, 8 кл. В школе возникла ситуация, что их класс расформируют, и будет вместо трех классов два. Родители и дети против этого. Как мы родители, можем предотвратить это? Что необходимо делать? Соберем собрание, что писать, куда? Может быть надо нанять грамотного юриста, чтобы он выступил от имени родителей. Почитала разные форумы на эту тему, везде в школах это практикуется, потому что выгодно. Надо очень срочно что-то предпринять. Класс очень дружный, все дети и родители в замешательстве. И вообще, имеет ли право на такие шаги школа по уставу детской организации в школе или это должен быть приказ свыше?

  • В соответствии с ФЗ «ОБ образовании»

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов,ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Из данных норм следует, что при принятии локальных актов должны быть учтены мнения советов родителей и обучающихся (если они есть). НО ни один акт не говорит о том, как именно должны быть учтены их мнения.

  • Юристы знают, что учет мнения, не тоже самое, что принятие акта в соответствии с решением советов. Школа скажет, что Ваше мнение учтено, но мы не обязаны ему следовать. То есть в данном случае налицо определенная свобода действия администрации школы (дискреционные полномочия), которая каким то образом должна учитывать мнение советов. Как именно — никому не известно.
  • Поэтому в данном случае у Вас один выход. От имени совета родителей (обучающихся) обратиться в отдел (департамент образования города) с указанием на то, что Ваше мнение не учитывается и решение принимается самовольно. а решение принятое школой значительно ухудшает положение учеников. Вполне возможно, что вовремя поднятый шум позволит сохранить класс.

Уважаемая Ирина существует документ в котором есть некоторые ответы на ваш вопрос К СОЖАЛЕНИЮ КАК И МНОГИЕ ДОКУМЕНТЫ данный то же изобилует общими фразами :

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
«Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

п.25. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

П.26. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Т.е нужно смотреть сколько у вас учеников в каждом классе и какие причины побудили рукводство школы объеднять классы . при объединении сколько человек будет в каждом классе?? привысит ли нормы санпин наполняемость в этом случае ??

Что бы ответить на вопрос на что имеет право школа нужно: согласно

п.72. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его уставом. Что бы знать на что имет право школьное руководство нужно посмотреть устав школы. На местном уровне управление школьныими вопросами ведет РАНО/ГОРОНО/ и как учредитель местная администрация

Ссылаясь на пункты данного положения отправтье письменные запросы-директору школы и в РАЙОНО о причине объеднинения и документе на основании которого будут объеденять школьные классы. ПО ПОЛУЧЕНИИ ОТВЕТА МОЖНО РЕШИТЬ ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ. Если вы как родители действительно дружны можно в суде обжаловать объединение классов как нарушанющие права детей и нормы закона.
Кроме того у школы есть лицензия на образовательную деятельность ее то же нужно изучить так как она выдается для соблюдения определнных условий-наполняемость и количество классов соответствие помещений нормам САНПиН.т.е нужно смотреть а как объдинение повлияет на соблюдение лицензионных требований?? в лучшую сторону в худшую??

На самом деле я согласен с коллегами в той части что здесь очень много противоречащих друг другу моментов, которые закреплены в разных нормативных актах и на что обращать внимание в первую очередь а на что потом можно понять только зная все тонкости (причину расформирования, положение школы и тд)

Согласно ст.52 закона РФ «Об образовании» родители выбрали данное учреждение, следовательно учредитель и школа гарантируют их ребенку обеспечение обучения. Более того, СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденный Минздравом: «Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек» (п. 2.3.1) Таким образом закреплены только общие требования и положения об учебном процессе.

Сами же требования к порядку формирования и расформирования классов закреплены приказами департамента образования муниципалитета и здесь с ними необходимо знакомится.

Единственное что точно можно сказать, так это что в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от 19 марта 2001г. №196 общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении. Если этого не произошло Вы смело можете обжаловать в суд решение о расформировании класса и почти 100% выиграете.

Существует Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»(с изменениями от 23 декабря 2002 г.), которым и должно руководствоваться школа.
Кроме того, в этом документе перечислены только общие положения, которые в обязательном порядке подкрепляются Уставом школы, что нужно проверить.
В Уставе должны быть прописаны условия, в соответствии с которыми возможно расформирование классов данной школы. В соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от 19 марта 2001г. №196 общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.
Исходя из этого, целесообразно изучить Устав вашей школы, уточнить на каком основании будет принято решение о расформировании, а кроме этого можно обратиться в Департамент образования.

Вам можно обратиться к прокурору района с жалобой на действие руководства школы и простить его обратиться с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц
Российской Федерации к школе о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так как в соответствии со ст. 11 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений
осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных
лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 №189 с 01 сентября 2011 года введены в действие санитарно – эпидемиологические правила СП 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», регламентирующие гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Согласно п.10.1 СП 2.4.2.2821-10 наполняемость
классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать
25 человек.

Кроме того если классы были сформированы с нарушением законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства требования о незаконности действий школы можно подкрепить мнением психологов, ссылаться на требование Устава школы.

Здравствуйте. Мы, родители детей 7 класса обеспокоены тем, что классный руководитель довел до наших детей информацию о расформировании класса. В классе 22 человека, гимназия. Мотивируя поведением и успеваемостью. Имеет ли право администрация гимназии расформировать класс, если мы родители против? (Оксана)

Ответ:

Здравствуйте Оксана! Скорее всего, дело не в успеваемости, а в количестве человек в классе. Так, согласно Постановлению, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 с 01 сентября 2011 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях», регламентирующие гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Согласно п. 10.1 СП 2.4.2.2821-10 наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

В соответствии с п. 25. Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Наполняемость же классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения, согласно п. 26 вышеуказанного Постановления, устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Расформировывая класс с меньшим количеством детей, укомплектовывая за счет этого параллельные классы, общеобразовательное учреждение стремится тем самым решить свои финансовые проблемы. Ведь выгоднее содержать 4 класса по 25 человек, чем 5 классов по 20 человек.

Однако, всей истории я не знаю, возможно дело обстоит несколько иначе. Для того, чтобы конкретно узнать причину расформирования класса, а затем и возможные пути решения возникшей ситуации, Вам необходимо ознакомится с решением администрации гимназии о расформировании класса, а также с их уставом, регламентом образовательной деятельности и лицензией на образовательную деятельность.

На основании п. 47 Постановления Правительства от 19 марта 2001 г. № 196 общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

Согласно п. 72 Постановления указанного выше, разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяются его уставом.

В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Таким образом, Оксана, только после получения официального локального нормативного акта гимназии о расформировании класса, а также после ознакомления с уставными документами образовательного учреждения можно попытаться решить проблему!

Я думаю у Вас все получится, изучайте документы, избирайте правильную тактику и вперед, к победе! Если самостоятельно изучить документы нет возможности, обратитесь за помощью к профессионалам!

С уважением, юрист, Татьяна Позднякова
8 (912) 410-61-17

Ответ консультанта опубликован 30.01.2017
Законодательство может измениться

Деткино - это информационный и торговый портал. Форумы, чаты, совместные покупки и интернет-магазины. Возрастное ограничение 18+

Электронное периодическое издание Деткино. Зарегистрировано Роскомнадзором 08 сентября 2011 года. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-46460. За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели. Администрация не несет ответственности за сообщения, оставляемые посетителями сайта. Помните, что по вопросам, касающимся здоровья, необходимо консультироваться с врачом. При использовании информации, ссылка на сайт обязательна.

У нашего класса с 1-6 год обучения сменилось 7 классных руководителей (5 учителей в начальном звене и 2 классных руководителя в среднем звене). В этом году к нам пришел достойный классный руководитель, молодой специалист, который подтянул класс в плане успеваемости и завоевал расположение детей. Теперь класс находится на грани расформирования, из-за недобора в каждом классе параллели до 25 ти человек, при том что наш класс не стоит на последнем месте по успеваемости и численности.

Происходит это по всей видимости по двум причинам:

- предпочтение отдается классам у которых классные руководители имеют больший стаж работы («вес») в этой школе;

- наш класс уже привыкли делать крайним и руководство школы считает, что мы стерпим очередной «пинок».

Детям наносится очередная психологическая травма, они итак чувствовали себя ненужными и брошенными на протяжении 5 ти лет, так теперь их еще и друг у друга отобрать хотят.

Коллективный поход родителей к директору школы с ходатайством о расформировании результатов не принес. Какие права мы имеем в этом вопросе и какие меры нам надо предпринять?

Директор школы сообщила о расформировании 3 класса (класс находится в филиале школы, т.е. территориально далеко от главного школьного корпуса), что бы доукомплектовать другие третьи классы. В результате чего мы теряем: возможность обучаться около дома; педагога, который вел у нас 3 года; первую смену; дети будут разделены по другим классам. Родители категорически против.

Имеет ли руководство школы закрыть третий класс, если его наполняемость составляет 18 человек из необходимых 25, на какой документ можно сослаться, если родители против расформирования класса в следующем четвёртом классе?

Мы родители 1 го класса пишем коллективное письмо на трудного ребенка. Не знаем как правильно в письме указать наши требования. В случае бездействия школы к поведению этого ребенка, хотим что бы наш класс расформировали оставив учится всех в той же школе, и в том же корпусе. К сожалению, нам могут отказать в расформировании, т.к. школа переполнена. Знаем, что школа может отказать в переводе ребенка в другой класс, или школу. Но тогда хотели бы видеть специального педагога в классе, который будет работать с этим ребенком, и психолога, который будет работать с семьей.

Г.Ростов-на-Дону, общеобразовательная школа №60. Сегодня администрация школы объявила о расформировании бывшего 8 класса "В", в нынешнем году который будет выпускным, 9 классом, и распределении учеников по остальным 4-м классам. При этом 8-х классов в школе было 5 (четыре по 25 человек-и наш в том числе, и 1 класс 24 человека.) Теперь классов 4 по 31 человеку. Насколько правомерны действия администрации, как и где их можно обжаловать?

Мы родители 5 класса. У нас на параллели примерно 60 учеников, три 5-х класса. В учителях недостатка нет, в месте для обучения - тоже. Но нас поставили в известность, что с нового учебного года наш класс будет расформирован (у нас в классе 17 человек. Школа находится в военном гарнизоне, так что наполняемость класса колеблется, за лето могут приехать новые дети). Если будет расформирование, в классе будет примерно по 30 человек. По нормам СанПиН максимальная наполняемость класса не должна превышать 25 человек. Что нам делать, куда обратиться, чтобы не допустить расформирование. (Приказа еще нет). Где можно найти примерную форму заявления для написания жалобы в прокуратуру.

В нашем классе 19 человек, почти все мальчики, в этом году заканчиваем 4 ый год обучения. директор обещала расформировать, а теперь передумала. родители заинтересованы в расформировании, ТК класс в школе не любят, одни пацаны. поведение и успеваемость соответствующие. обычная общеобразовательная школа. как нам поступить?

Мы перевели ребенка учиться в 5 классе в другую школу не своего района, там как раз набирали новый дополнительный 5 класс. Теперь проучившись 3 года по причине изменений в школьном образовании руководство школы приняло решение о расформировании набранного ранее класса т.е из трех классов сделать два и в связи с этим руководитель класса предпринимает всяческие попытки чтобы забрали ребенка из школы на основании того, что мы не из того района. Вопрос: имеет право ли администрация исключить ребенка на том основании что он обучается не по месту прописки»

Сегодня утром позвонил учитель и сообщил о расформировании нашего 3-его класса. Причина: несколько родителей забрали документы и в классе осталось 16 человек. Следующий год последний в начальной школе, впервые будет проводиться итоговое тестирование. Программы нашей в других классах нет, учебники и рабочие тетради закуплены. В других классах наполняемость 25-27 человек. Правомерны ли действия администрации школы? И как родителям (период отпусков, многих нет в городе) отстоять право детей закончить начальное образование по начатой программе, с нашим учителем и сложившимся коллективом?

Мы-родители будущих пятиклассников. Директор школы расформировал наш класс по профильному обучению на математический, гуманитарный и обычный класс без согласия родителей. Из 30-ти уч-ся 18 хотят остаться в прежнем составе. Директор после возмущения родителей убрал профильные классы, а по поводу расформирования класса ссылается на САНпин о количестве детей в классе. Мы предоставили директору заявление о сохранении коллектива детей с их списком и подписями родителей, желающих сохранить класс. Директор сказал, что в 30-ти дневный срок даст нам ответ. Правомерны ли его действия?

Проблема параллели 3-х классов. Наши дети учатся в 3 В. Кабинет 3 А признан аварийным. Директор школы приняла следующее решение. 3 А класс перевести в наш кабинет, а наших детей расформировать по оставшимся классам (в середине учебного года). Причина расформирования нашего класса по словам директора: низкая комплектация нашего класса (19 ч., а в других классах по 20 ч.), низкий уровень успеваемости детей среди других классов (якобы был проведён мониторинг, но фактов проведения такового не было предъявлено). При этом в нашем классе был произведён ремонт кабинета и закупка шкафов для метод. Пособий за счёт средств родителей. А теперь нас просто вышвырнули как котят. Скажите, пожалуйста, законны ли действия директора школы и куда мы можем обратиться. Спасибо.

Наши дети закончили третий класс (линейный единственный в школе). По окончанию директор нас уведомила о расформировании класса, мотивируя это отсутствием финансирования и недостаточным количеством детей. Альтернативу нам не предоставили, только предложили перейти в обычный класс, в котором перебор учащихся. Правомерны ли действия директора и как нам можно отстоять наш класс, ведь в начальной школе нам осталось учиться последний год.

Ребенок заканчивает 4 ый класс, учится хорошо, конфликтов в классе нет. Учителям не дерзит. Но мы во втором классе перенесли тяжелый перевод из класса в класс. Ну не понравилась я первой учительнице, у нее тактика своеобразная - выгонять из класса, уходите из моего класса.

Пыталась я пол года договориться, тщетно. Ребенок мой заявил, что если я его отправлю в школу, то он выбросится из окна. Тут я встала на путь войны, написала жалобу, добилась перед уходом выговор. Штатный психолог школы на основании тестирования класса подтвердила о том, что учитель занималась травлей. С ребенком запрещалось дружить, общаться.

Ну проехали, ладно. Перешли в другой класс, успеваемость упала. Но постепенно за год мы правда из отличников перекачивали в хорошисты. Все хорошо, но вот теперь расформирование класса, ТК в классе под 40 детей. И нас переводить будут в другой класс снова! Ребенок не хочет, категорически, тут у него друзья. Но завуч дала мне ясно понять, что мой тот конфликт сыграл большую роль.

Скажите пожалуйста можем ли мы оТКазаться от перевода в другой класс? Это опять психологи, нервотрепка, спад успеваемости. Расстроена очень глядя на ребенка.

Как правильно написать заявление директору школы от родителей что мы против расформирования нашего 3 в класса.

Сегодня стало известно, что решением директора класс моего сына, учащегося 7 класса, расформирован и дети распределены в другие классы в которых теперь по 35 человек. О расформировании нам ничего не сообщали ни в конце прошлого учебного года, ни в начале этого.

Подскажите, правомерны ли действия директора школы? Каковы должны быть действия родителей?

С уважением к Вам и Вашему делу.

В связи с расформированием класса молодому специалисту предлагают перевестись в другую школу, сохраняется ли статус молодого специалиста и выплаты?

Помогите написать заявление директору школы. Наши дети перешли во 2-й класс, наш класс директор расформировала, объяснив, что мало детей в классе (22), и теперь вместо трёх 2-х классов, будет два по 33 чел., а классы в школе 48-50 кв.м когда по закону должно быть 2,5 кв.м на человека. Мы (родители) не хотим, что бы наших детей держали как селёдку в банке, помогите составить заявление и подскажите как нам вообще быть. Так же мы хотим оставить нашего учителя, после расформирования, она вынуждена уволиться, хотя она этого не хочет.

Прошу Вас разобраться в сложившейся ситуации. Выпускников 4 б класса агитировали перевестись на другой профиль обучения, т.е.создание кадетского класса и обозначить его документально как 5 к.Директор собрал 16 положительных заявлений от родителей, общее количество детей в классе было 28,оставшиеся 12 детей были расформированы в 5 а и 5 в (переименован в 5 б)классы. Моя дочь попала в 5 в (переименованный в 5 б класс ВАЖНО!). Расформирование класса не устраивает не родителей, не детей. В Уставе школы есть пункт 3.34. Перевод обучающихся из одного класса в другой, с одного профиля обучения на другой осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии свободных мест в классе и только в интересах обучающегося. Но директор школы утверждает что никаких переводов не было, как был 5 б так и остался (его переименовали из в) и там учится в данный момент ваша дочь. А 16 человек по заявлениям перевели в 5 к.

Вот такая запутанная история, моя дочь в данный момент учится не в своем классе, но относительно слов директора она все же вроде в своем 5 б (от первоначального кол-ва учеников с её класса в этом находится всего 4 ребенка).

Как доказать тот факт что мой ребенок все таки был незаконно переведен в другой класс из 5 б (нынче 5 к) в 5 в (нынче 5 б).

Спасибо за ответы.

Вчера было родительское собрание, на котором директор решила, что далее класс не может существовать и она его готовится расформировать.

И обо всём по порядку.

Ещё с начальной школы у детей не было ни разу классного руководителя дольше 2-х лет, классные руководители меняются так быстро, что имена многих уже и не помню. Сейчас ребята в 8 классе и только за этот год уже второй классный руководитель. В феврале этого года трое ребят из класса наелись каких-то наркотических таблеток и одного даже увезли в реанимацию. Моего сына в тот момент в школе не было, был на спортивных соревнованиях.

Живём фактически на территории, закреплённой за данной школой, прописка же в другом районе города (сменить прописку на прописку в нашей квартире не имеется возможным по ряду причин, никак не относящихся к школе, квартиру не снимаем, она наша, а прописаны в квартире, доставшейся по наследству мужу).

Директор школы сообщила следующее: "те дети, кто не прописан на закреплённой территории будут отчислены из школы из-за плохой успеваемости и расформирования класса. Поедут в школы по своим пропискам."

На данный момент в классе 20 человек, 10 человек остаются в этой школе, но будут "раскиданы" по другим классам, 3 человека из-за вышеописанного прецедента будут отчислены согласно дисциплинарным нарушениям, остальные (в том числе и мой сын) поедут по прописке. И с её же слов, если там им откажут в зачислении - поедут в интернаты. И как я поняла, с её же слов - возможности зачислить ребёнка в другую удобную школу не представится возможным из-за отчисления. Школа, к которой относится наша прописка находится в другом районе города, ехать туда хоть и не долго (минут 20 - 40), но не представляется возможным. Законно ли такое отчисление? Ребёнок учится в среднем на 3, дисциплину в школе не нарушает, в морозы (когда разрешено не приходить) всегда посещает школу. Законна ли такая мера к моему ребёнку и как отстоять своё и его право по закону.

Закона, который даёт такое право директору я не нашла. Во втором классе ребёнка перевела в эту школу по смене места жительства, но не из школы, которая "по прописке", ходил изначально в школу, которая была удобна. Не нарушаются ли в данном случае права несовершеннолетнего на доступное образование? И как мне действовать исходя из сложившейся ситуации?

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

Читайте также: