Как выплатить премию за счет экономии фонда оплаты труда

Опубликовано: 17.09.2024

Выплата сотрудникам премий к значимым датам, профессиональным и иным праздникам за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, как правило, не вызывает претензий со стороны ревизоров. А вот в отношении выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, за счет субсидий на выполнение государственного/муниципального задания, у проверяющих иная позиция. Насколько ее разделяют судебные органы, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.

Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания выплатило своим работникам премии к профессиональному празднику и в связи с юбилеем самого учреждения.

Контрольно-счетной палатой при проверке данный факт был квалифицирован как нецелевое использование средств субсидии. По мнению ревизоров, выплаты стимулирующего характера с превышением размера, установленного нормативно-правовыми актами муниципального образования, не могут рассматриваться как расходы, направленные на цели, не связанные с выполнением муниципального задания. Сумму выплаченных премий с начислениями, а это более 850 тыс. руб., потребовали вернуть в бюджет.

Представление контролирующего органа учреждение решило оспорить в суде. Свою правоту оно подкрепило пояснениями, что муниципальное задание в проверяемом периоде выполнено в полном объеме, при этом учреждению удалось достичь экономии средств субсидии. В частности, экономия фонда оплаты труда составила более 2 млн руб., а выплаченные за этот период премии работникам не превысили указанной суммы.

Суд установил также, что муниципальным нормативно-правовым актом предусмотрено право работников муниципальных учреждений на получение выплат стимулирующего характера не только в рамках планируемого денежного обеспечения, но и за счет экономии фонда оплаты труда. При этом полномочиями назначать такие выплаты в пределах экономии ФОТ наделен работодатель (постановление Десятого ААС от 10 февраля 2020 г. № 10АП-25773/19, постановление АС Дальневосточного округа от 8 ноябяр 2019 г. № Ф03-4392/2019).

Принимая во внимание данные факты, судьи первой и апелляционной инстанций пришли к заключению, что рассматриваемые расходы соответствуют действующему законодательному порядку, направлены на реализацию и достижение целей выполнения муниципального задания, вследствие чего признаются целевыми. Контрольно-счетная палата пока не воспользовалась возможностью обжаловать вынесенное решение.

А вот следующем случае учреждению пришлось отстаивать свою правоту на трех уровнях судебной системы.

За счет субсидии на выполнение задания больница выплатила премии ко Дню медработника, юбилею учреждения, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, а также премии сотрудникам-юбилярам и сотрудникам старше 60 лет, проработавшим более 15 лет, при их увольнении. При проверке контрольно-счетная палата сочла это неправомерным использованием субсидии и обязала учреждение вернуть в бюджет свыше 2,7 млн. руб.

Ревизоры настаивали: подобные стимулирующие выплаты не установлены региональной системой оплаты труда и не относятся к затратам на выполнение задания, следовательно, могли быть выплачены только из собственных доходов учреждения.

Однако в ходе рассмотрения дела суд установил, что согласно принятому в учреждении положению о премировании все стимулирующие выплаты, в том числе те, что стали предметом спора, производились за фактически отработанное время, добросовестное исполнение должностных обязанностей и исходя из личного вклада работника в общую деятельность.

Кроме того, задание в проверяемом периоде выполнено с превышением плановых показателей, что соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств – достижению наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Средства субсидии тратились в соответствии с плановыми показателями, зафиксированными в Плане ФХД. Превышения расходов сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе в части размеров стимулирующих выплат, предусмотренных Планом ФХД, не было.

На этом основании, судьи двух инстанций признали предписание органа контроля недействительным. С таким решением суда Контрольно-счетная палата не согласилась и, воспользовавшись правом на кассационное обжалование, обратилась в окружной суд. Но и он не поддержал ревизоров, поддержав выводы нижестоящих судов.

Стоит отметить, что и финансовое ведомство придерживается схожей позиции, высказанной им в письме от 18 октября 2019 г. № 09-07-09/80181: остаток средств субсидии на государственное задание в случае достижения показателей объема государственного/муниципального задания может быть использован в очередном финансовом году, в том числе на оплату труда сотрудников учреждения сверх фонда оплаты труда, определенного на соответствующий год. Важно только, чтобы указанные выплаты были предусмотрены планом ФХД.

Премия, выплачиваемая сотрудникам по итогам их работы за год, является прекрасным мотивирующим фактором. Многие предприниматели, внедрившие у себя схему «13 зарплаты», отметили снижение текучести кадров и повышение эффективности работы сотрудников.

Рассмотрим, как функционирует система оплаты труда работников, в которую включен этот приятный для них элемент, уточним нюансы начисления и налогообложения 13 зарплаты, а также поможем оформить соответствующий приказ.

Вопрос: Подлежит ли выплате работнику премия по итогам года (квартала), приказ о выплате которой был издан после прекращения трудового договора с работником?
Посмотреть ответ

Часть зарплаты или дополнение к ней?

Трудовой Кодекс РФ в ч. 1 ст. 135 говорит о том, что в состав вознаграждения за труд включены и стимулирующие выплаты, к которым относится и премия.

Если премия начисляется не постоянно, а в зависимости от достигнутых результатов, то это уже не часть обязательных выплат, а форма поощрения (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Порядок премирования должен быть задокументирован в локальных нормативных актах предприятия. Эти позиции могут содержаться:

  • в колдоговоре (ч. 2 ст. 135);
  • в индивидуальном трудовом договоре (ч. 2 ст. 57, 1 абзац);
  • в особо выделенном нормативном документе, например, Положении о премировании, Положении о вознаграждении за труд (ч. 2 ст. 135, ч. 1 ст. 8);
  • приказе по организации о премировании сотрудника или сотрудников (ч.1 ст. 8).

Как учитывается при расчете среднего заработка для выплаты отпускных премия по результатам работы за три года?

Условия годового премирования

Премия по итогам года (13 зарплата) – стимулирующая выплата, начисляемая работнику при соблюдении им в течение рабочего года конкретных условий, установленных в правовых документах. Такими условиями могут быть достижение тех или иных показателей либо отсутствие негативных моментов. В каждой организации условия премирования разрабатываются индивидуально и утверждаются руководством.

В документе, обуславливающем премирование по итогам года, обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • когда начисляется данный вид премии;
  • требования к тем, кто рассчитывает на эту выплату;
  • факторы, влияющие на размер премии (как в сторону увеличения, так и уменьшения);
  • условия депремирования работника.

Когда больше, а когда меньше

Сумма годовой премии практически никогда не устанавливается фиксированно. Было бы несправедливо одинаково вознаграждать «ветерана» и молодого специалиста, едва отработавшего свой первый год, вчерашнего прогульщика со снятым дисциплинарным взысканием и безупречного работника, принесшего фирме прибыль. Работодатель обычно варьирует размер премии в зависимости от:

  • квалификации сотрудника;
  • его рабочего стажа;
  • условий выполняемого труда;
  • сложности трудовой функции;
  • времени фактической занятости;
  • качественных показателей.

Например, премия может быть увеличена при экономии работником ресурсов организации, внедрении какого-либо полезного новшества, достижении особо высоких показателей и т.п. Снижение может быть обусловлено замечаниями, выговорами, ошибками в работе.

СПРАВКА! Удобнее всего «привязать» размер премии к средней заработной плате (месячной или годовой) и оперировать отдельно установленными коэффициентами.

А как же новички?

Если сотрудник проработал в компании меньше года, то платить ему вознаграждение или нет, зависит от прописанных в соответствующем Положении условий.

Некоторые предприниматели премируют по итогам года только сотрудников, отработавших этот год полностью.

Другие предпочитают стимулировать «зеленых» сотрудников, сделав перерасчет премии за фактически отработанные месяцы.

Такая же практика действует с увольняющимися сотрудниками.

Могут и не дать

В Положении о премии обязательно регламентируются условия, при которых премия не будет выплачена. Как мы уже установили. Это не обязательная часть заработной платы, лишить которой или уменьшить ее размер не имеют права ни на каком основании.

Для депремирования должны быть предусмотрены конкретные условия, например:

  • наличие неснятого дисциплинарного взыскания;
  • убыток, причиненный по вине сотрудника;
  • ошибки в работе, приведшие к серьезным последствиям (должно быть прописано, к каким именно – к примеру, к травматизму, аварии).

Из каких средств премировать?

Деньги на начисление сотрудникам 13 зарплаты организация берет из фонда оплаты труда. Какие средства его формируют, бюджетные или пришедшие с прибылью, зависит уже от устава организации.

Допускается премирование за счет фондов экономии средств.

Когда осуществляется планирование этих фондов, в них закладывается расчет на премирование сотрудников в размере определенного процента.

А если у фирмы убытки?

Если дела предприятия в текущем году идут не лучшим образом, стоит ли расходовать средства на выплату премии по его итогам? Решать работодателю.

По закону, выплата премии должна зависеть от тех показателей, которые были заложены в Положение о премировании при формулировании условий. Если показатели исключительно производственные, то убытки лишат возможности премировать сотрудников. Но если в условия включены и другие факторы, а фонды позволяют найти средства на выплату поощрений, то даже в случае убытков работники могут получить свою 13 зарплату, что должно стимулировать их в будущем году работать эффективнее.

Премия и налоги

Премия – доход, стало быть, и подоходный налог отменять причин нет. Однако, закон предусматривает некоторые исключения и ограничения. НДФЛ с премии по итогам года не нужно платить, если:

  • размер всех дополнительных выплат, в том числе и премии, меньше 4000 руб. в год на одного работника;
  • премия начислена за выдающееся достижение в области культуры, науки, образования и других сфер, перечисленных в перечне, утвержденном Правительством РФ (п. 7 ст. 217 НК РФ).

К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтерский код для начисления НДФЛ по годовой премии – 2000 «вознаграждение за трудовые обязанности».

Приказ о премировании

Он выступает основанием для выплаты сотруднику денежных средств. Формальных требований для формы этого приказа нет, при составлении следует руководствоваться обычными нормами деловодства. Удобно разработать для организации собственный бланк такого приказа или воспользоваться уже готовыми (приказ о поощрении работника Т-11 или Т-11а). Можно составлять приказ на каждого работника по отдельности или же написать один коллективный – этот вопрос на усмотрение руководства. В тексте приказа обязательно должны содержаться:

  • личные данные премируемого (ФИО, подразделение, должность);
  • номер документа и дата составления;
  • повод начисления в соответствии с условиями, приведенными в Положении о премировании;
  • фонд, откуда берутся средства для выплаты;
  • подпись руководителя организации;
  • виза работника об ознакомлении с приказом.

Пример Приказа о поощрении сотрудника

Общество с ограниченной ответственностью «Процветание»

Приказ № 14-н
от 28.12.2016 г.

О ПООЩРЕНИИ СОТРУДНИКА

Галактионовой Татьяне Анатольевне, менеджеру по персоналу, за отличные показатели и образцовое соблюдение трудовой дисциплины в 2016 рабочем году выплатить премию в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей 00 коп. из средств фонда заработной платы на основании представления о поощрении от 17.12.2016 г. № 2-4-н.

Премия по итогам года подпадает под общее определение объекта налогообложения. Статьей 238 НК РФ, содержащей закрытый перечень льгот, не было предусмотрено освобождение премий от ЕСН. Единственным основанием для исключения премии из объекта обложения ЕСН являлся п. 3 ст. 236 НК РФ.

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения прибыли обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. При этом в целях главы 25 НК РФ иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Условия формирования экономии фонда оплаты труда

плановые средства на установление надбавок за сложность и напряженность труда работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, не использованные в расчетном месяце на установление указанных надбавок могут быть использованы на эти цели в течение года или направлены на премирование;

3.4. Наличия вакантных должностей в штатном расписании, в том числе при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком в случае, если на его место не принят другой работник (кроме должностей из числа ППС).

Премия за экономию фонда заработной платы

Подскажите, какие действия нам предпринять, чтобы выяснить о сумме накопленных средств, на какие нужды они выделялись в течении года и обязан ли работодатель отчитываться о финансовой деятельности школы перед коллетивом?

Экономия фонда заработной платы обусловлена сокращением численности рабочих, которым полагаются компенсационные выплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, например, сокращения масштабов применения повышенных тарифных ставок, дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня.

Выплата премии за счет экономии бюджетных средств

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Организация имеет право поощрить сотрудников, добросовестно выполняющих трудовые обязанности. В локальных документах организации можно установить любые виды поощрений. Размеры и условия установления выплат определяйте с учетом показателей и критериев оценки эффективности их труда, разработанных в учреждении. Поэтому, если премия главному бухгалтеру предусмотрена системой оплаты труда, то ее выплата является правомерной.

Учет экономии фонда оплаты труда при расчете поощрительных выплат

При этом работодатель до издания приказа о возложении обязанностей, поручении другой работы обязан получить от работника его письменное согласие на выполнение дополнительной работы, а также заключить с ним дополнительное соглашение об оплате труда за дополнительную работу, в котором четко прописать условия о самой работе, её объёмах, сроках её выполнения и размере оплаты.

Например, Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2021 г. N 1088-ПП «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы», которым пытались по новому урегулировать данный вопрос до настоящего времени не введено в действие. Исполнение данного Постановления все переносится и переносится. Причем, данное постановление не было официально опубликовано для всеобщего сведения. Кроме того, в п. 5.2. записано: «Обеспечить контроль за деятельностью руководителей подведомственных государственных учреждений по формированию ими стимулирующей части фонда оплаты труда».
Все вопросы, связанные с формированием, распределением и контролем фонда экономического (материального) стимулирования должны решаться на уровне тех самых организаций, предприятий, учреждений в виде утвержденного локального нормативного акта . Такой акт должен называться Положением об экономическом (материальном) стимулировании работников, которое в свою очередь должно являться составной частью Положения об оплате труда работников и быть одним из приложений к Коллективному договору, заключаемому между работодателем и работниками.

Премия в бюджетной организации: какие выплаты включаем в расчет

Обратите внимание!
Конкретные размеры премий работников определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются. Условия премирования определяются положением о премировании, которое утверждается руководителем и является неотъемлемой частью колдоговора .

Согласно системе оплаты труда в колледже установлена выплата ежемесячной премии в размере 15%. Рассмотрим исчисление суммы премии в указанном случае за полный отработанный месяц для преподавателя колледжа. Преподаватель имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы 17 лет, годовую педнагрузку по предмету профкомпонента на ставку, надбавку за сложность и напряженность труда в размере 20% ставки, при заключении контракта установлено повышение тарифной ставки на 10%.

Премия за экономию фонда заработной платы

Президент России подписал закон о расширении предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников на государственные и унитарные предприятия, а также внебюджетные фондов и фонды ОМС.

С 1 октября 2021 года сумма минимальной заработной платы для москвичей вырастет на 261 рубль.Работодатели должны будут платить сотрудникам из столицы не менее 17 561 рублей. Такой порядок повышения МРОТ в Москве предусмотрен трехсторонним соглашением между чиновниками, профсоюзами и работодателями.

Расчет премии коллективу за экономию материальных затрат или сумму удержания за их перерасход

Для расчета оплаты труда работников все элементы системы оплаты (виды расценок за единицу работ, размер оплаты) сельскохозяйственного предприятия АПК определяют самостоятельно и утверждаются в Положении об оплате труда.

При аккордно-премиальной системе оплаты труда в растениеводстве (оплата за продукцию) в фонд оплаты включается тарифный фонд оплаты труда и доплата за продукцию, которая рассчитывается по нормативам от стоимости произведенной продукции или по натуральным расценкам.

Как рассчитать премию от оклада

1. Сумму по тарифу за месяц умножаем на процент премии.
2. Затем складываем сумму по тарифу и полученный процент.
3. Умножаем сумму на районный коэффициент – это будет сумма начисленной премии и зарплаты.
4. Считаем НДФЛ. Это начисленная сумма, умноженная на 13%. либо 30% — для нерезидентов.
5. Из начисленной суммы вычитаем НДФЛ и вычитаем выданный ранее аванс. Получится сумма заработка с премией на руки.

  1. Оплата по тарифу за час работы. Количество рабочих часов умножается на тариф. От полученного результата рассчитывается процент премии и НДФЛ. При наличии надбавок и коэффициентов сумма премии умножается на соответствующие ставки.
  2. Зарплата от выработки. Перед исчислением премиальных подсчитывается сумма выработки, а затем она умножается на процент и НДФЛ.
  3. Фиксированная премия. Сумма дополнительной оплаты оговорена в трудовом соглашении. Ее размер меняется только от районных коэффициентов.

Какие элементы включает в себя фонд оплаты труда

  1. Анализируется размер ФОТ за прошедший год;
  2. Проводятся подсчеты, как сократить эту цифру, если это возможно;
  3. Проводится анализ внешних факторов, которые могут повлиять на размер фонда;
  4. План приносится на рассмотрение начальству, которое утверждает или дорабатывает его.

Премия за экономию фонда заработной платы

При несоблюдении одного из этих условий премирование рабочих из названного фонда не производится. В случае, если нет перерасхода фонда заработной платы участка мастера, но нет и экономии, премирование из фонда мастера не производится.

Источником для доплаты за совмещение профессий (должностей) является экономия фонда заработной платы, полученная от высвобождения численности работников по сравнению с межотраслевыми и отраслевыми нормами численности, штатами, утвержденными на основании типовых штатов.

Как расчитать фонд экономии для выплаты премии

Определить экономическую эффективность системы премирования за экономию материальных ресурсов, если по нормам на т продукции предусмотрено расходовать 1,2 т сырья, фактический расход составил 1,15 т. Оптовая цена 1 т сырья — 960 руб., месячный объем продукции — 230 т, оптовая цена 1 т готовой продукции — 1800 руб., прибыль — 15%, фонд прямой заработной платы премируемых рабочих — 65 тыс. руб. Рабочие получили премии в размере 40% суммы экономии. Как увеличилась прибыль на предприятии в результате применения системы премирования и какую премию (в процентах к их основной заработной плате) получили рабочие. [c.157]

На предприятиях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование, сумма премий, выплаченных за экономию материальных ресурсов в базовом году, в соответствии с положением, одобренным Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма от 29 сентября 1987 г., учитывается при определении норматива образования фонда материального поощрения и в дальнейшем отдельно не начисляется. Порядок премирования определяется предприятиями самостоятельно. Индивидуальные премии за экономию материальных ресурсов максимальным пределом не ограничиваются. В этих условиях к порядку премирования за экономию ресурсов предъявляются более жесткие требования. Источником начисления премиальных средств вместо себестоимости предусмотрена прибыль. Размер средств с 50—75 % экономии снижен до размера норматива образования фонда материального поощрения. Величина экономии, достигнутой на одних участках, уменьшается на сумму перерасхода ресурсов на других, поскольку результат для начисления средств определяется только по предприятию. Следует отметить ослабление непосредственной связи премий с достигнутой экономией. При ее наличии может не оказаться прибыли, тогда не будет и отчислений на пре- [c.265]

Общее количество отработанных часов по каждой категории делится на среднее количество персонала категории, после чего найденная трудовая нагрузка умножается на среднее количество выплат в каждой категории. В завершение находим сумму выплаченных средств по каждой категории и умножаем ее на общее количество отработанных за год дней.

Чтобы осуществить расчет среднемесячного фонда оплаты труда, необходимо найти сумму всех выплаченных за календарный год выплат. Затем устанавливается среднемесячное количество отработанных дней и общее количество рабочих дней делится на 12 (число месяцев в году).

Фонд оплаты труда – формула расчета

Формулировки ФОТ и ФЗП очень схожи, но имеют важное различие. Величина фонда оплаты труда состоит из суммы зарплаты, начисленной работникам за конкретный период, и социальных выплат. Составляющие фонда заработной платы – это сумма заработка за минусом социальных, авансовых и прочих выплат за этот же промежуток времени. К примеру, в компании было начислено за октябрь 450 000 рублей; а выплаты за месяц составили: 220 000 рублей – зарплата за 2 половину сентября и 150 000 рублей – аванс за октябрь. В итоге, ФОТ за октябрь = 450 000 рублей, а ФЗП за октябрь = 370 000 рублей.

Вопрос определения фонда оплаты труда, формула расчета приведена ниже, занимает первостепенное место у работодателей среди расходных показателей финансово-экономической деятельности. Строгой формулировки такого понятия в законодательстве не существует, а при подсчете, планировании и последующем анализе ФОТ необходимо учитывать специфику работы организации и отдельных категорий сотрудников. Также от величины фонда зависит сумма налоговых начислений в бюджет и внебюджетные фонды.

Законна ли не выплата премии из экономии фонда заработной платы

Я работаю в войсковой части гражданским персоналом! Согласно приказа Министра Обороны № 555 от 2021 из экономии фонда заработной платы нам положена квартальная премия, однако приказ на выплату не издавался, и премия не выплачены Ведущий бухгалтер нашей части обьясняет что фонд экономии заработной платы есть но командир не чего не предпринимает для его реализации. В коллективном договоре этот пункт оговорён и указан. Правомочны ли действия командира и как получить премию?

Я НАХОЖУСЬ НА БОЛЬНИЧНОМ С НАЧАЛА ЭТОГО ГОДА.ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. В ЧАСТЬ ПРИШЛИ ДЕНЬГИ ИЗ ФОНДА ЭКОНОМИИ ЗАР. ПЛАТЫ. И КОМАНДИР МНЕ НЕ НАЧИСЛИЛ НЕ РУБЛЯ. ПРАВОМЕРНЫ ДЕЙСТВИЯ КОМАНДИРА, ПО ОТНОШЕНИЮ МЕНЯ. ВЕДЬ ЭТА ЭКОНОМИЯ И СОЗДАЕТСЯ ИЗ БОЛЬНИЧНЫХ ЛИСТОВ И ВАКАНТНЫХ МЕСТ.

При каких условиях и как выплачивать премию по итогам года

Премия, выплачиваемая сотрудникам по итогам их работы за год, является прекрасным мотивирующим фактором. Многие предприниматели, внедрившие у себя схему «13 зарплаты», отметили снижение текучести кадров и повышение эффективности работы сотрудников.


В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Но помимо оклада многие работодатели хотят дополнительно простимулировать своих работников, выплачивая им премии.

Зачастую руководитель не задумывается о структуре и характере данных выплат, что может привести к неблагоприятным последствиям.

Самое главное в определении данной выплаты то, что она начисляется сверх оклада работника.

В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ премии за производственные результаты, которые выплачиваются сотрудникам, организация вправе отнести к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли. Однако налоговые последствия некоторых аспектов премий могут стать очень обременительными для компании.

Как разработать и какими документами подкрепить?

1. Предусмотреть данное вознаграждение. Для этого необходимо дополнить положение об оплате труда, трудовые (коллективные) договоры информацией о премировании сотрудников, но желательно издать новый локальный нормативный акт организации, а именно положение о премировании.

2. Необходимо обозначить и закрепить кадровых документах конкретные и дифференцированные показатели премирования. Это необходимо для соблюдения требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Важным критерием при разработке положения о премировании является использование реально измеримых показателей. При этом важно избегать неопределенных формулировок.

Таким образом, для учета рассматриваемых премий в целях налогообложения трудовой (коллективный) договор, положение о премировании или иной локальный нормативный акт должны содержать следующие критерии:

  • основания для выплаты премии, конкретные измеримые производственные показатели для премирования;
  • источники выплаты премии;
  • размеры премий и порядок их расчета.

Важным обстоятельством является то, что премия не должна выплачиваться за счет чистой прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений. Выплаты из этих источников не учитываются для целей налогообложения (п. п. 1, 22 ст. 270 НК РФ).

Сколько и за что платить?

Если количество показателей премирования усложняет расчет конечной суммы премии, можно установить предел премии с градацией от минимального до максимального (сумма ежемесячной премии от 20 до 50% оклада сотрудника).

Также можно составить кризисный лист, в котором будут указаны все критерии премирования. В течении месяца руководитель структурного подразделения будет оценивать эффективность работы сотрудника по 10-бальной шкале, а в конце месяца выставлять итоговые оценки. Однако, в таких случаях не избежать обвинения в субъективизме со стороны оцениваемых сотрудников, что может привести к возникновению неблагоприятной обстановки внутри коллектива.

Отдельного внимания заслуживают критерии премирования по той причине, что именно ввиду их отсутствия, неясности, непрозрачности налоговые органы могут прийти к выводу о необоснованности премиальных выплат, что может привести к доначислениям по налогу на прибыль.

Для работников, которые связаны непосредственно с производством продукции, устанавливаются следующие показатели премирования: выполнение плана выпуска продукции в заданном объеме, минимизация брака.

Для коммерческого отдела важными критериями эффективности работы однозначно служат: выполнение показателей KPI, эффективная работа с текущими клиентами, отсутствие жалоб и претензий по качеству продаваемой продукции и оказываемых услуг со стороны покупателей и заказчиков. Но здесь важно учитывать, что ежемесячное выполнение данных показателей не предусматривает осуществление премиальных выплат, так как они прописаны в качестве функциональных обязанностей в трудовых договорах с сотрудниками коммерческого отдела. Основанием для премирования могут являться исключительно перевыполнение показателей KPI, расширение клиентской базы и т.д.

Здесь важно учитывать, что использование одинаковых критериев премирования для всех структурных подразделений компании не применимо, и они должны устанавливаться исходя из должностных обязанностей отдельно взятого сотрудника.

Действительно, должностные обязанности данных работников напрямую не коррелируют с главной целью организации — максимизацией прибыли.

Однако, это не служит основанием для отказа в премировании данных категорий сотрудников.

В этом случае при разработке критериев премирования, необходимо учитывать должностные обязанности и эффективность их выполнения.

Например, основание для выплаты премии работнику бухгалтерии могут служить:

  • усовершенствование методов ведения бухгалтерского учета счет эффективного внедрения и использования нового программного обеспечения;
  • своевременная и качественная подготовка отчетности по персонифицированным данным в пенсионный и иные фонды, ФНС и другие контролирующие органы;
  • отсутствие замечаний по результатам различных проверок;
  • высокие результаты при выполнении сложной внеочередной работы
  • высокая скорость при одновременном выполнении различных функций
  • соблюдение финансовой дисциплины и т.д.

Не рекомендуется использовать такие формулировки, как «за добросовестное отношение к труду» или «за соблюдение норм труда и трудовой дисциплины».

Все ли так просто с премиями руководству?

Напомним, что при назначении премии сотрудникам необходим соответствующий приказ руководителя организации. Но это правило не применяется, когда речь идет о вознаграждении для генерального директора и связано это, прежде всего, с его особым правовым статусом.

В компании, где генеральный директор не является ее единственным учредителем, выплата премии выплата премии не может быть произведена только на основании его приказа (ч. 2 ст. 135, ст. 191 ТК РФ). Это связано с тем, данный вопрос регулируется одновременно трудовым правом и нормами корпоративного законодательства (ч. 2 ст. 145 ТК РФ, п. 4 ст. 40 ФЗ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому размеры оплаты труда генерального директора, включая надбавки, определяются по соглашению между ним и учредителями, советом директоров (наблюдательным советом) общества и решение о выплате премии выносится на основании протокола общего собрания участников (акционеров) компании, либо на основании решения совета директоров или наблюдательного совета.

В случае наличия трудовых отношений между генеральным директором, одновременно являющимся единственным учредителем, и организацией расходы, связанные с выплатой заработной платы учитываются по общему правилу (п. 1 ст. 255 НК РФ, пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Но важно помнить, чтобы премия была предусмотрена трудовым договором, в противном случае подобные выплаты не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (письмо Минфина РФ от 13.10.2015 № 03-03-06/1/58416, п. 21 ст. 270 НК РФ). Критерии для премирования могут быть согласованы совместно с кадровой службой исходя из деятельности предприятия, а решение о выплате в любом случае производится на основании протокола общего собрания участников (акционеров) компании, либо на основании решения совета директоров или наблюдательного совета.

Из этого следует, что генеральный директор организации, одновременно являющийся ее единственным учредителем, не вправе единолично начислять и выплачивать заработную плату, а также осуществлять премиальные выплаты. Следовательно, организация не вправе учесть такие расходы в целях налогообложения (письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790).

Как обстоит дело с премиями к знаменательным датам?

Важно учитывать, что, по мнению Минфина России, данные выплаты не связаны с производственными результатами и не являются стимулирующими. Поэтому работодатель не вправе учитывать их при исчислении налога на прибыль (письма Минфина России от 22 июля 2016 г. № 03-03-06/1/42954, от 9 июля 2014 г. № 03-03-06/1/33167 и др.).

В рамках исполнения подпункта "в" пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", предусматривающего недопущение использования в текущем (2015) финансовом году в целях премирования (материального стимулирования) работников федеральных государственных органов (далее - работники ФГО) экономии по фонду оплаты труда, возникшей в связи с наличием вакантных должностей, превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее - экономия по фонду оплаты труда, госслужащие), при подготовке решения федерального государственного органа о премировании (материальном стимулировании) полагает целесообразным учитывать рекомендации по расчету экономии по фонду оплаты труда госслужащих, прилагаемых к настоящему письму.

Обращаем внимание, что на выплаты, утвержденные в приложении N 5 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 N 137, а также на выплаты, предусмотренные отдельными решениями Правительства Российской Федерации о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, положения подпункта "в" пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не распространяются.

ПО РАСЧЕТУ ЭКОНОМИИ ПО ФОНДУ ОПЛАТЫ ТРУДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ,

ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ, НЕ ОТНЕСЕННЫЕ К ДОЛЖНОСТЯМ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Экономия по фонду оплаты труда, возникшая в связи с наличием вакантных должностей в федеральном государственном органе (далее - ФГО), превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее - экономия по ФОТ, госслужащие), рассчитывается на дату принятия решения ФГО о премировании (материальном стимулировании) работников ФГО (далее - дата принятия решения, решение о премировании).

Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета экономии по ФОТ (расчетный период), в который не включается период, ранее использованный(ые) для исчисления экономии по ФОТ по принятому(ым) решения(м) о материальном стимулировании.

Вакантной должностью ФГО следует считать должность, которая не была замещена в течение расчетного периода.

Количество вакантных должностей в ФГО рассчитывается как разница между утвержденной в установленном порядке предельной численности госслужащих ФГО в разрезе утвержденных должностей (далее - предельная численность) и фактической численностью (на дату принятия решения о премировании) госслужащих ФГО по данным должностям.

Количество вакантных должностей в ФГО, превышающих 10 процентов предельной численности госслужащих, рассчитывается как разница между количеством вакантных должностей в ФГО по каждой должности и 10% предельной численности по данным должностям.

Годовой фонд оплаты труда по вакантной должности госслужащего рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В расчете могут применяться формы обоснований бюджетных ассигнований, утвержденные приказом Минфина России от 25.12.2013 N 137н "О Порядке представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований", сформированные на основе положений статей 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Фонд оплаты труда по вакантной должности за расчетный период определяется как годовой фонд оплаты труда по вакантной должности, деленный на расчетное количество времени в годовом измерении и умноженный на количество времени в расчетном периоде. При этом в расчете используются единообразные единицы измерения времени (дни, недели, месяцы, кварталы или др.).

Экономия по ФОТ, которая не допускается к использованию на выплату премий (материального стимулирования) госслужащим, определяется как совокупность (сумма) рассчитанных фондов оплаты труда по вакантным должностям в ФГО, превышающим 10 процентов утвержденной численности, за расчетный период.

Читайте также: