Как стать директором логистики

Опубликовано: 03.10.2024

Как новичку в профессии, связанной с логистикой, найти первое место работы? Это сложно сделать без опыта. С чего начать, как быть, если нужно работать, а компании не заинтересованы в тех, у кого нет стажа?

Еще ни один новичок не стал сразу директором по логистике. Но знаю начальника отдела логистики, который только что закончил вуз - он работал в отделе логистики компании во время обучения в вузе. Есть, конечно, вопрос к уровню его знаний. Но опыт на достаточно высоком уровне, чтобы руководить логистикой компании.

«Начинайте с самого начала», - говорит директор департамента логистики компании «Алина» Александр Семенцов. Планировать сразу стать директором по логистике – верный шанс убить в себе профессионала в будущем, обжегшись или наломав дров на первом месте работы, так как теория далеко не всегда может заменить практику. Легче войти в логистику, имея за спиной опыт в коммерческом блоке (продажи). Будет прое и в будущем, легче будут решаться вопросы с клиентом.

Некоторые крупные иностранные компании предпочитают брать новичков без опыта, но с английским языком, погружать их в работу без обучения и смотреть, как выплывают. Позиции могут быть совершенно разные - от продаж до операций, причем на сложных перевозках. Такие новички нужны для экономии на специалистах и для выращивания (если выплывут) своих новых специалистов.

Таким образом, устраивайтесь на любую позицию, связанную с логистикой. Один из генеральных директоров Макдоналдс-Москва вообще начинал с позиции уборщика помещений. Он говорит, что если устроят чемпионат по влажной уборке помещений, то он, вне всякого сомнения, станет чемпионом. Так, что поработайте на различных операционных позициях.

С какой позиции лучше начинать карьеру в логистике?

«Большинство молодых людей без опыта чаще всего идут работать торговыми представителями», - говорит Александр Семенцов. Нужна "аналогия" такой же должности в логистике. Соответственно, путь в логистику человеку с высшим образованием идет либо через аналитику/учет, либо из других подразделений компании, где сотрудник получает первичный опыт.

Начните с любой стартовой позиции в логистике, связанной с практической операционной работой на полях: грузчика, водителя, аналитика, диспетчера, экономиста, помощника менеджера. Важен операционный опыт.

Елена Никитина не советует начать карьеру в логистике с позиции аналитика или продажника. Невозможно делать аналитику, не имея опыта и всестороннего понимания процесса деятельности. На выходе получатся результаты, с которыми могут не согласиться операционные подразделения, так как не учтены детали и специфика деятельности.

Менеджер по продажам логистических услуг как стартовая позиция

Нельзя построить эффективную логистику, не наладив коммуникацию с продажами. Продажники всегда на виду, в центре. «А лучшая логистика - это та, о которой вспоминают в компании только при бюджетировании», - говорит Александр Семенцов. Хороший продажник в совершенстве владеет продуктом/сервисом, который он продает, иметь операционное прошлое или работать ранее в операциях. Опытный продажник увидит, что может улучшить логистику и, главное, захочет эти изменения реализовать.

«Есть уникумы, которые могут без опыта продать так как надо то, что компания реально может предложить в плане операций и сервиса», - говорит Елена Никитина. Но таких единицы, и то при постоянном обучении и контроле со стороны руководителя продаж. Важно быть продажником, понимающим, что нужно продавать с точки зрения операций.

Аналитик как стартовая позиция

Важно начать с аналитика, но периодически выезжая на склад, на поля. Работа аналитиком требует комплексного взгляда на работу, построения цепочки.

«Если аналитик с продаж, то будет польза», - говорит Александр Семенцов. Особенно из венсейлинга, например, когда вы возите товар, планируете запас на своей машине.

Грузчик как стартовая позиция

«Работая грузчиком есть риск так и остаться на этом уровне», - говорит Александр Семенцов. Но он не отрицает пользы начала со склада. Просто с него меньше шансов двинуться вверх по карьерной лестнице.

«Грузчик с нормальным мышлением может вырасти в комплектовщика или кладовщика. А это уже другое качество, более высокий уровень специализации», - не соглашается с коллегой директор по проектам Major Cargo Service Кирилл Якунин. Потом – заведующий складом. Изучение технологий, обучение, изучение производственного процесса клиента, практический опыт – и следующий карьерный шаг - директор склада.

Так, что если вы готовы начинать со склада с видением своей карьеры, то смело идите в грузчики.

Насколько важны знания?

Высшее образование дает вам возможность начать мыслить, размышлять, анализировать.

Логистическое образование в базе полезно. Главное, чтобы мозги были гибкие, не зашоренные. Важно все время получать дополнительное образование.

Какие знания нужны новичку в логистике?

Нужно иметь знания финансов, страхования, лицензирования, таможенного права, юриспруденции. Но это уже позже. Этому надо учиться со временем.

Какие качества важны для новичка?

Важно быть общительным, открытым ко всему новому, проактивным. Не бойтесь работы и трудностей. Ищите вызовы. Будьте мотивированным. Важно видеть логистику, как карьеру с самого начала. Понимать, как можно строить карьеру.

О роли руководителя

Многое зависит от вашего руководителя, его понимания целей логистики в компании.

«Важно, чтобы руководитель был тем, у кого есть, чему хотелось бы поучиться. Руководитель должен оказывать поддержку молодым амбициозным кадрам, создавать возможность реализовывать собственные идеи и проекты. Не всегда компании могут позволить себе привлечь опытные кадры. Принимаются кандидаты с минимальным опытом с последующим обучением. Тогда есть шанс проявить себя», - говорит Елена Никитина. Дальше, как в любой работе - постоянное развитие. Важно не быть "лежачим камнем". В логистике движение намного меньше вертикальная, чем в тех же продажах.

О значимости технологий

Владение навыками продаж и коммуникаций важно, но в совокупности. «Если вы не знаете хотя бы основу технологий, то никакой опыт в продажах не поможет», - говорит Кирилл Якунин. Он советует изучать промышленные технологии: производства, добычи, торговли, сервиса: «Без этого не построить оптимизированных процессов». Например, важно знать, чем отличается и в чем тонкости в газовых и газогенераторных агрегатах.

Как найти компанию вашей мечты?

Как распознать компанию, в которой вам потом будет интересно работать? «При поступлении на работу в такую компанию вам расскажут возможный карьерный рост», - говорит Александр Семенцов. Потом, если вы себя проявите, то с вами фиксируется план развития. Тогда можно идти хоть на начальную должность грузчика.

Будьте талантливы

Талантливого человека видно сразу: огонь в глазах, имеет желание учиться, узнавать новое, не боится трудностей, не ленится и не очерчивает "рамки" своей работы.

Как готовить себя к будущей карьере?

Один из признаков стремления к карьерному росту – штудирование содержания книг по логистике. Имейте свою личную библиотеку таких книг, в том числе электронных, изучайте логистику самостоятельно.

Как вести себя на новом и первом месте работы?

Работайте и продолжайте учиться. Читайте литературу. Больше времени проводите не в белой рубашке за столом в офисе, а езжайте в поля. Без живой практики вырасти не получится, даже с книжками.

Посещайте различные учебные программы. Но программы семинаров типа "грузы хранятся на складе, и современные тенденции позволяют" не подходят. Курсы должны быть специализированными.

Ырысбек Ташбаев, к.т.н., заместитель председателя Координационного совета по логистике

Должность директора по логистике находится на вершине карьерной лестницы в сфере логистики. Кандидат, претендующий на данную позицию, имеет опыт структурирования информации и потому без труда определит приоритетные стороны профессионального опыта. Описать собственный путь в профессию, подчеркнув наиболее яркие достижения, поможет резюме директора по логистике, образец которого представлен ниже.

Пример резюме директора по логистике

резюме директора по логистике образец

в среднем 5,00 (1 голосов)

Примеры резюме в смежных специализациях:

Общие рекомендации для директора по логистике

Цель резюме руководителя отдела логистики – подробно рассказать работодателю о полученном опыте: работе по комплектованию складов, планировании бюджета на транспортные расходы, составлении схем и подборе логистических методов, взаимодействии с различными перевозчиками и заказчиками.

Укажите, в каком отделе вам приходилось трудиться раньше.

Для логистов, занимающихся перевозками на морском, железнодорожном, грузовом транспорте, значимым будет перечисление крупных маршрутов. Пригодится информация, подтверждающая ваше умение оптимизировать логистические процессы, налаживать взаимодействие на всех уровнях деловой коммуникации.

Ваш образ дополнит профессиональное фото. Избегайте фотографий в полный рост. Выбирайте деловой костюм в сдержанных тонах.

Опыт работы и достижения управленца в логистике

Рассказывая об опыте работы, сосредоточьтесь на 2-3-х пунктах послужного списка. Если менять место работы до настоящего момента не приходилось, сосредоточьтесь на достижениях, дайте специалисту отдела кадров отследить ваш карьерный рост. Укажите должностные обязанности, личные достижения, проекты, определившие стратегию развития компании.

  • Не стоит повторно перечислять одни и те же умения, если они были продемонстрированы в разных учреждениях.

Сосредоточьтесь на главном:

  • Каковы качественные и количественные показатели вашего труда?
  • Назовите проценты финансовой выгоды, которую вы принесли предприятию.
  • Какие схемы, методы и проекты разработали и реализовали лично вы?
  • Как оптимизировали труд отдела или всей фирмы с помощью информационных технологий?

Резюме начальника отдела логистики пример:

Подлинность указанных сведений подтвердят сертификаты о повышении квалификации, дипломы и благодарственные письма, копии партнёрских соглашений, свидетельствующие об успешности работы логистической службы.

Запаситесь рекомендательными письмами, отзывами, характеристиками с предыдущего места работы. Не забудьте взять с собой портфолио на очный этап собеседования.

Что делать, если нет опыта работы

Выпускник вуза, получивший образование по специальности «Логистика», не должен стесняться того, что опыта работы пока нет.

Образование в резюме директора по логистике

Работников логистической службы готовят высшие учебные заведения, в которых представлен профиль экономических дисциплин. На факультете экономики, менеджмента и управления, транспортной или коммерческой логистики вы можете получить образование по специальности «Логистика» или по одному из смежных направлений. По данной специальности в большинстве учебных заведений предусмотрена аспирантура. Окончив её, выпускник получает право преподавать логистику как научную дисциплину, заниматься исследовательской работой.

В резюме директора отдела логистики важно указать перечень стажировок. Ведь для получения должности специалисту иногда необходима полная или частичная переподготовка.

Чтобы занять руководящую должность, необходимы тренинги по работе с персоналом, основам менеджмента. Чем чаще вы проходили переподготовку, тем нагляднее движение к профессиональным вершинам. Перечислите курсы и стажировки, которые были пройдены, полным списком. Это увеличит ценность специалиста, подчеркнёт его целеустремлённость, лидерские качества.

Пример заполнения графы «Образование» в шаблоне:

Пример заполнения графы «Курсы» в шаблоне:

Навыки в резюме менеджера отдела логистики

Чем лаконичней сформулированы профессиональные навыки, тем легче работодателю найти сотрудника для конкретных проектов. Графы шаблона позволяют оформить данную запись списком.

Помните, что, претендуя на должность директора, нужно подчеркнуть опыт руководства компанией или отделом. Исходите из практики: укажите, есть ли управленческий опыт, каков был количественный состав штата сотрудников на производстве. Перечислите эпизоды взаимодействия с государственными структурами, навыки работы с автоматизированными системами.

Образец навыков в резюме начальника отдела логистики:
WMS-система 1С:TMS Логистика
Ms office Логистические прогнозы
Управление затратами Управление бюджетом на логистику
Проектирование логистики Оптимизация бизнес-процессов
Схемы мотивации Расчет и установка норм
Организация служб контроля Поиск новых контрагентов
Автоматизация управления ТБ и ПБ

Знание иностранных языков необходимо каждому специалисту по управлению материальными потоками. Этот навык первостепенен в компаниях, осуществляющих международное сотрудничество. На очном собеседовании целесообразно указать, с какими регионами и странами вы уже сотрудничали, чем вызвано обращение к тому или иному языку. В бланке важно указать уровень владения языком. Будьте готовы предъявить сертификаты о прохождении языковых курсов, сдаче тестирований.

О себе в резюме руководителя отдела логистики

Специалист по логистике, к тому же, генеральный директор целого логистического отдела – профессия, требующая многих навыков. Дополнить информацию анкеты поможет рассказ о личных достижениях соискателя. Подчеркните личный вклад в работу учреждения, перечислите профессиональные награды.

Здесь уместно назвать личные достоинства, соответствующие должности. Вот некоторые качества, которые украсят список достоинств кандидата:

  • ответственность;
  • коммуникабельность;
  • любовь к дисциплине;
  • системное мышление;
  • умение работать в режиме мультизадачности;
  • опыт ведения долгосрочных проектов;
  • аналитические способности;
  • стрессоустойчивость.

Не рекомендуется афишировать в резюме семейное положение, наличие детей, домашних животных. Данные, не относящиеся к вакансии напрямую, вызовут раздражение у рекрутера. Экономьте своё и чужое время.

  • Обладаю структурным мышлением, умением мыслить алгоритмами, навыками оптимизации производственных процессов. Имею опыт ведения долгосрочных проектов.

Как заполнить контакты в резюме директора по логистике

Укажите действующую электронную почту, домашний и сотовый телефон для постоянной связи. Добавьте аккаунты в соцсетях, если уверены, что ваша публичная страница выглядит респектабельно и считаете это необходимым.


Итак, Вам предложили должность директора по логистике в крупной компании-дистрибьюторе. С чего Вы начнёте? Что нужно делать, чтобы Ваше появление в Компании стало значимым и было оценено руководством положительно?

1. Как определить своё место в Компании?

Не относитесь к этому документу формально.

Во-первых, в нём будет прописан и утверждён руководителем компании перечень основных бизнес-процессов, которые закреплены за логистическим подразделением.

Во-вторых, данное Положение является основой для разработки соответствующих Положений об отделах департамента, штатного расписания, должностных инструкций для вас и ключевых сотрудников Вашего подразделения. Станет понятной организационно-штатная структура и внутреннее взаимодействие подразделений департамента.

В-третьих, появится основа для формирования бюджета логистики. Ведь ресурс нарезается на обеспечение установленных бизнес-процессов с закреплением за соответствующими центрами ответственности.

В-четвёртых, в Положении указываются конкретные показатели эффективности, которые характеризуют состояние дел логистике. Эти показатели лягут в основу индивидуальных мотивационных показателей для вас и ваших менеджеров.

Обратите внимание также на необходимость закрепления функционального подчинения соответствующих подразделений в филиалах отделам департамента головного предприятия. Положение устанавливает своеобразную «вертикаль власти» в крупных компаниях с разветвлён-ной региональной системой филиалов, что сыграет немаловажную роль во взаимодействии при организации поставок, товарном учёте, выработке единых корпоративных стандартов качества, складских операций и т.п.

Основные показатели, которыми оценивают эффективность деятельности департамента логистики:
- Показатель издержек;
- Показатель качества;
- Показатель производительности труда.


2. Как избежать завышенных ожиданий?
Очень часто, при заключении контракта, руководство не может обозначить каких конкретно результатов оно ожидает от директора по логистике. Как правило, требования обозначаются в виде некоего образа «Я хочу, чтобы всё было хорошо!». Казалось бы, подобная неопределён-ность на руку менеджеру – нет критериев, значит нет и причин для недовольства. На самом деле, в этой ситуации заложена мина замедленного действия – что бы Вы не сделали, всегда найдётся то, что вы сделать не успели или не смогли…
Предложите свои критерии и сроки их достижения. Начните с разработки и утверждения своей должностной инструкции и плана работ на ближайший год.
Классические зоны ответственности директора по логистике:
1. Организация физического товародвижения с нужным качеством.
2. Организация информационных потоков.
3. Организация документооборота.
4. Ресурсное планирование и управление издержками.

Научитесь не только достигать результатов, но и продавать свои достижения руководству и собственникам. Помните, Вы постоянно будете находится на стыке взаимодействия и интересов руководителей всех подразделений компании. Не все из них толком понимают, что Вы делаете. При этом, некоторые из них могут оказаться «лицами, приближенными к императору». Их информация о Вашей работе может постепенно сформировать отрицательное мнение вокруг Вашей деятельности. К сожалению, во многих российских компаниях распространёно кумовство. В сочетании с отсутствием чёткого бизнес-планирования и объективной оценки деятельности подразделений, Вас могут запросто «съесть» в любой момент… Но если Вы сумеете показать свою эффективность на основании именно тех аргументов, которые интересуют руководство и собственников, и будете делать это с достаточной регулярностью, шансов «на выживание» у Вас добавиться. Научитесь удивлять своё начальство, преподнося каждый раз «изюминку», которая для них будет приятной неожиданностью. Всегда работайте на опережение. Не ждите, когда начальство запросит с Вас отчёт – предложите сами его заслушать. Это позволит Вам выбрать комфортный для Вас формат отчёта. Но не забывайте о том, что каждый отчёт должен иметь какую-то цель. Нет ничего более бессмысленного, чем поток бесцельной информации. Сформулируйте сами некие задачи, которые должно поставить перед Вами руководство. И постройте отчёт так, чтобы последнее слово сказал Ваш руководитель. Но при этом, данное «слово» должно быть подготовлено Вами, а не кем-либо другим…

5. Что должен уметь директор по логистике?
Первое - уметь планировать.
Одно дело планировать, когда в компании разработана стратегия продаж хотя бы на ближайшие 3 года. А что делать, когда на вопрос «Что и сколько будем продавать в ближайшие 3 года?», Вам отвечают – «Не знаем! Рынок у нас такой не прогнозируемый, у нас всё так не прозрачно, поэтому ничего не возможно спланировать!» А ведь логистические подразделения – это производственная основа компании, её материальный базис. Логистика требует долгосрочных инвестиций, целесообразность которых, в свою очередь, должна быть обоснована исходя из эффективности продаж на длительный период. Только при этом условии, отдача на инвестиции будет со знаком «+». Это обычная ситуация в компаниях, где отсутствует опытный и, главное, облечённый полномочиями и поддержкой руководства, директор по маркетингу.
В этой ситуации, бремя перспективного планирования в конечном итоге, ложится на директора по логистике. Ведь обеспечение беспрерывности цепочки поставок и наличие необходимого товарного запаса – это конкретные показатели и находятся они в его зоне ответственности… Кроме того, традиционно, наши продажники больше понимают планирование продаж в рублях. А вам нужны штуки, кубические метры и килограммы. Поэтому, именно Вам и предстоит перевести денежные показатели планов продаж в логистические. Сделать это можно с помощью набора относительных показателей и трендов, построенных на основе предыдущих периодов.

Второе - уметь выстраивать информационные потоки. В большинстве компаний имеется база данных, которая содержит массу статистической информации. Но для того, чтобы этот массив цифр превратился в инструмент управления, его нужно отформатировать в набор управленческих отчётов. Следовательно, вы должны уметь корректно формулировать задания для програмистов. Не забывайте, что производство программного обеспечения – это тоже использование ресурса Компании.

Третье - знать основы технологий на каждом звене логистической цепочки. Как правило, нынешнее поколение директоров по логистике обучались и нарабатывали свои компетенции на конкретном звене логистического процесса – склад, закупки, ВЭД или транспорт. Именно с этого, известного им звена, они нередко и начинают свою работу в новой должности (директора по логистике). В результате, теряется «картина мира», и следовательно, управление всем процессом товародвижения. Не каждый выдающийся артист становится хорошим режиссёром, и не все известные режиссёры являются выдающимися актёрами… Поэтому, директору по логистике, с одной стороны, не следует пренебрегать изучением основ технологий по всем своим подразделениям. С другой стороны, необходимо выстраивать их работу в интересах оптимизации всей логистической цепочки. Спектакль – это не набор монологов, а единое действо, объединённое сценарием и режиссурой…

Четвёртое - управлять персоналом и выстраивать коммуникации как внутри своего департамента, так и с другими подразделениями компании. Разделим вопрос на две составляющие. Первая – это управление персоналом внутри департамента. Вторая – это налаживание коммуникаций менеджеров департамента логистики с менеджерами и специалистами смежных подразделений. И если о первой части вопроса сказано и написано немало, то вторая часть окутана некой неопределённостью. Действительно, а кто отвечает за взаимодействие, к примеру, продажников и логистов? Или логистов и финансистов при формировании бюджетов и анализе издержек? И здесь многое определяет постановка логистики в компании в целом. Очень часто руководство компаний пренебрегает формированием коммуникационных центров между подразделениями, предпочитая затягивать весь информационный обмен на себя. В результате, нередко, руководители подразделений не знают толком чем занимаются их коллеги, не могут своевременно принять участие в выработке решений, касающихся их компетенций. Возьмите на себя инициативу коммуникаций на стыках с вашими коллегами. Вам важно установить регулярные, конструктивные коммуникации в треугольниках «продажники-склад-доставка», «поставки-склад-продажники». Используйте еженедельные короткие рабочие совещания с участием ваши менеджеров и приглашением менеджеров из коммерческого отдела. Поверьте, это работает гораздо более эффективно, чем технология решений через руководство компании. Результат построения коммуникаций по принципу «все дороги ведут в центр» известен на примере дорожной ситуации в Москве… Внутри департамента следует использовать механизм совещаний руководителей подразделений по конкретным задачам. К примеру, координация деятельности при пиковых нагрузках.

Пятое - управлять издержками.
Во многих компаниях с постсоветским менталитетом менеджеров, предпочитают управлять издержками с помощью жёстких административных методов. Ведь как эффектно выглядит действо зачёркивания суммы в предлагаемом бюджете оперативных расходов и написание другой суммы, к примеру, в 2 раза меньшей! Кто потом посчитает, какой вред нанесло фирме это «махание шашкой» в долгосрочной перспективе… Существует целая плеяда менеджеров, «поднявшихся» именно на этом способе экономии затрат. Конечно, они будут сопротивляться переходу на математические модели управления издержками! Для них это лишение возможности показать свою значимость. Однако опыт развития рыночных структур показывает – именно гибкая бюджетная модель является той самозатягивающейся удавкой, позволяющей «зажать» издержки до уровня, о котором многие наши компании могут только мечтать. При этом, сделать это можно без вреда для бизнеса фирмы.
Управление издержками целесообразно производить с помощью единой математической количественно-стоимостной модели всей технологической цепочки выполнения заказов. Работа логистики во многом зависит от параметров на входе (адекватность планирования продаж), так и на выходе (управление структурой заказов клиентов). Логистика находится в середине цепи логистики продаж. Формулы расчёта основных показателей, характеризующих звенья логистической цепочки известны. По этим показателям планируются статьи того или иного бюджета. Но далее, на «План» накладывается «Факт».

Как оценить отклонения «План-факт»?

Всегда ли данный центр финансовой ответственности виноват в перерасходе? А если появилась экономия – это хорошо или плохо?

Для аналитики результатов, Вам потребуется разработка системы взаимосвязанных показателей, связывающих коммерческие показатели (сумма по отгрузке), производственные (показатели затрат на поставки, хранение ТЗ, складскую обработку, доставку), и финансовые (издержки на 1000 рублей по отгрузке). Кроме того, Вам понадобятся единые сквозные показатели – сумма затрат на рубль отгрузки, сумма по отгрузке на одну единицу товара. Особое значение имеет оценка эффективности использования ресурса подразделений логистики. Установите ряд реперных точек, которые как красные огни светофора должны сигнализировать о «попадании в опасную зону».

- ограничитель по доставке – минимальный размер заказа (по сумме или по объёму), принимаемый транспортным отделом для доставки клиентам;
- ограничитель по затратам на хранения – норматив по максимальному времени хранения товара на складе в пределах экономической целесообразности;
- ограничитель по набору – ограничитель по розничному набору данного вида товара (это значит, что розничный набор данного вида товара экономически нерентабелен для Вашей компании).
Требования к системе учета логистических издержек:
- Затраты группируются по логистическим функциям, возникающим в разных подразделениях в пределах Вашей компании;
- Информация группируется по наиболее значимым затратам;
- Относительные показатели должны информировать о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом;
- Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного логистического процесса;

Шестое - обеспечивать документооборот. Это важный момент в компаниях, работающих «по-белому». В этом блоке очень важно очертить свою зону ответственности. Само понятие «документооборот» - достаточно обширно. Какая часть из этого процесса должна относится к директору по логистике? К примеру, должен ли директор по логистике отвечать за движение товаросопроводительных документов внутри группы юридических лиц в рамках одной компании? Тест очень простой – к логистике относятся только те документы, которые сопровождают реальное, физическое движение товара. Если товар не двигается, то за подготовку и движение документов на виртуальные товароперемещения должны отвечать другие подразделения компании. Есть и второй принцип – за корректность всех изменений в товаросопроводительных документах отвечает их автор. А в целом по компании, ответственность за различные виды документов и регламент их оборота закрепляется в системе управленческого учёта.

Седьмое - управлять качеством. Именно управлять и устранять причины, а не только константировать и бороться со следствием. Для этого, Вам в первую очередь, нужно определить, что означает качество в вашей компании, как вы его будете измерять, к чему вы хотели бы прийти в части качества? В компаниях-дистрибьютерах, качество работы с клиентами большей частью определяется качеством логистики. Качество логистики, в свою очередь, опирается на известное классическое определение: «Товар должен быть доставлен в нужное место, в нужном количестве, нужного качества, в заданное время, с должным качеством сервиса и с минимальными издержками». И если издержки – это внутренний показатель фирмы, то остальные показатели – и есть материальная основа маржи, которую клиент готов заплатить Вашей компании. Основным, интегрирующим показателем качества является, так называемая доля выполненного заказа, которая определяется как отношение количества заказов клиентов выполненных без каких-либо претензий к общему количеству заказов, отработанных компанией за данный период.

Для подразделений логистики применяются следующие основные показатели:

- в отделе закупок – коэффициент удовлетворения спроса. Определяется как отношение количества дней наличия товарного запаса (доступного к продажам) к общему количеству дней за данный период. Данный показатель применяется либо ко всему товарному ассортименту, либо к отдельным его группам.
- для слада – доля отказов при наборе. Определятся как отношение позиций (строк заказов в накладных), с претензиями клиентов по количеству и качеству товара, к общему количеству позиций, набранных складом.
- при доставке – коэффициент качества доставки. Определяется как отношение количества доставок совершённое без претензий клиентов (к доставке), к общему количеству доставок за данный период.
Естественно, простым описанием показателей дело не заканчивается, а только начинается. Необходимо чётко описать методику их измерения, расчёта. Разграничить зоны ответственности и закрепить исполнителей. Далее, определяются цели, ресурсы, ставятся задачи, вырабатываются специальные управленческие технологии по совершенствованию качества. Ведь важно ещё и посчитать – а сколько будет стоить компании повышение доли выполненного заказа, к примеру на 3%? И как это повлияет на возможности увеличения вашей доли рынка? А как обстоят дела у ваших конкурентов? Сама по себе постановка системы управления качеством – достаточно обширная тема, которая может стать предметом отдельной публикации.


Восьмое - владеть компетенциями по общим принципам описания бизнес-процессов и уметь их применять. Очень часто, при разработке внутренних нормативных документов (ВНД), регламентирующих тот или иной процесс, разработчики ограничиваются обозначением действия, исполнителя (нередко указывается только ФИО, без привязки к организационной структуре фирмы), и срок исполнения. Но проходит 3-4 месяца, постепенно меняются исполнители и этот документ почему-то забывается и перестаёт действовать. И вновь тот же лоб и те же грабли … Так в чём же причина?
При нормировании бизнес-процесса, должны быть выполнены следующие условия:
- чётко обозначены условия начала и окончания действия данного ВНД;
- указывается владелец данного процесса, его полномочия и ответственность, а также взаимосвязь данного процесса с другим процессом более высокого уровня и подпроцессы, связанные с объектом описания;
- обозначены функции, включенные в данный процесс, исполнители, а также моменты начала и окончания ответственности исполнителей при выполнении данных функций;
Наиболее распространённая ошибка – обозначается функция и исполнитель. Но не указывается, в какой момент и в какой форме переходит ответственность от одного исполнителя к другому. В результате, при сбоях в процессе, звучат ответы «а я сказала, я передал, я положила, я сообщил и т.п.». Есть принцип эстафетной палочки - если при беге по эстафете, в момент передачи палочки она упала – виноват тот, её кто передавал! И пока палочка не окажется в руках следующего бегуна, время идёт тому, кто передавал… Этот принцип в описании бизнес-процессов означает следующее – ответственность исполнителя данной функции заканчивается только тогда, когда он однозначно убедился в передаче результата данной функции следующему исполнителю в заданной форме, в пределах установленного регламента и в установленном месте. Тогда, при разбирательстве причин сбоев в том или ином процессе, ответы будут выглядеть так - «Я передал отчёт в установленной форме, в заданные ВНД сроки, на установленный электронный адрес с пометкой «Уведомить о получении». Уведомление получил».
- указывается временной или иной ресурсный регламент на выполнение каждой функции и процесса в целом;
- определяется разделение обязанностей исполнения и контроллинга. Это означает – вести мониторинг и сообщать об исполнении своей функции должен не сам исполнитель, а лицо, принимающее у него эстафету!
- определяются показатели эффективности данного процесса, необходимый IT-ресурс, формы документов, периодичность и форма отчётности;
- указывается лица, ответственные за контроль исполнения частей процесса по подразделениям компании, а также лицо, ведущее мониторинг всего бизнес-процесса в целом, и форма текущего контроля его исполнения.
Но и после принятия данного ВНД, важно понимать – документов-автопилотов не бывает! Очень многое зависит от общего уровня исполнительской дисциплины и настойчивости владельца данного бизнес-процесса. Кроме того, документ нуждается в периодической актуализации к текущим реалиям как рыночной ситуации, так и к изменениям внутри компании.

А теперь скажите – легко ли быть директором по логистике?

Статья для публикации на сайте предоставлена автором !

Профессии, которые сегодня приносят гарантированный доход — всегда актуальная тема, особенно сейчас, когда появляется много новых специальностей. Директор по логистике по уровню доходов давно сравнялся с позициями финансового директора для торговых компаний или технического директора для производства. Чтобы стать высокооплачиваемым профессионалом потребуется план по достижению цели и некоторые инвестиции в себя. Как много и во что стоит вкладывать, чтобы достичь зарплатных высот в логистике, узнали «бывалых» логистов директорского уровня.

Модно и выгодно

Слово логистика известно давно, но как профессия в России еще только развивается и становится с каждым годом привлекательнее для тех, кто решил заниматься ей всерьез.

Верхний уровень доходов в этой профессии измеряется четырехзначными цифрами в долларах, в рублях достигая 500 тыс. руб. ежемесячно как фиксированный доход. Это высший пилотаж и достичь этого уровня смогут не все. В среднем хороший директор по логистике — это профессионал с доходом 200–300 тыс. руб.

«Персонально доходна логистика высокого уровня ответственности, сложности систем, находящихся в управлении, и масштаба задач, требующих решения. Логист линейного уровня имеет доход ниже, чем топ-менеджер, контролирующий глобальную цепочку поставок», — рассказывает Вячеслав Белобжецкий, руководитель программ обучения логистике в МИРБИС.

Время и образование

Если вы решили строить карьеру в логистике, приготовьтесь потратить минимум 5 лет жизни на получение качественного образования. В случае карьерных притязаний автоматически возникает необходимость высшего профильного образования, считает Алексей Кичатов, генеральный директор компании City Express.

«Вуз дает знания гораздо шире тех, которые можно получить на своем участке работы». Для Алексея Кичатова самой важной инвестицией в профессию стало как раз образование: «В сочетании с опытом оно даёт понятие о сути процессов».

Алексей рекомендует ГУ ВШЭ, где сам получал второе высшее образование на факультете «Логистика и управление цепями поставок». Преподавательский состав ездит за рубеж добывать самые свежие знания и делится ими.

Чтобы успеть больше, можно получать одновременно два образования по специальности. Вячеслав Белобжецкий закончил МАДИ, факультет экономики автомобильного транспорта, потом были курсы при ГТК. МАДИ + ГТК и начали приносить доход, формально при общих затратах времени 5 лет и 3 месяца.

В том, что главная инвестиция в профессию — это время, согласен и Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост. Алексей Прыгин считает своей основной инвестицией в профессию логиста год мытарств, когда которого он осваивал все тонкости курьерской доставки для e-commerce. Практикант на тот момент уже был в роли исполнительного директора МаксиПост. В течение этой практики, как позже выяснилось, собственник компании неоднократно хотела его уволить. И многие нынешние руководители логистических компаний осваивали профессию в боевых условия, на практике.

Выбор профессии — это скорее венчурная инвестиция. Как и в любом рисковом предприятии, затраты не всегда гарантируют нужный уровень дохода. Вячеслав Белобжецкий убежден, что «в жизни как и в профессии нет гарантии, что самый умный и образованный сделает головокружительную карьеру в целом, и в частности — в логистике».

Знания, помноженные на практику, помогут ускорить процесс возврата вложенного капитала. Правда, временные вложения при этом возрастают.

Без практики по специальности даже ускоренное получение концентрированного знания не даст нужного эффекта. Потому что «у логистики как менеджерской функции с точки зрения доходности может быть только «персональная составляющая», — справедливо считает Вячеслав Белобжецкий.

Дарья Фалина, директор по продажам логистической компании МОЛКОМ, начала работу в логистике в 16 лет секретарем в одной из первых российских логистических компаний. Большую часть знаний Дарья получала на практике — училась в ходе работы. Необходимые сведения добывались в «книгах или специализированных статьях, в посещении отраслевых конференций, работе над новыми проектами». «Через 5–7 после начала карьеры мой доход достиг сопоставимого с моими личными инвестициями уровня», — делится Дарья.

Генеральный директор сервиса доставки товаров покупателям на дом «Везет.мне» Денис Мерзликин пошел другим путем. Образование Дениса совсем не связано с логистикой. Свой бизнес начал в 2009 году, когда остался без работы. «Ньюс логистик» — компания, в которой он занимал должность директора по развитию, обанкротилась. Тогда и родилась идея организовать доставку продуктов на дом из сети магазинов «Окей». Три года Денис копил опыт, создавая сайт, потом была разработка, оптимизация и автоматизация процессов, и спустя некоторое время написан специальный софт, который существенно облегчил работу и ускорил все внутренние процессы по формированию заказов.

Этот пример успешного инвестирования себя в логистику, в перспективное направление — IT и логистические технологии — показателен полным набором инструментов инвестирования — в знания, навыки, опыт.

Итоговая прибыль от вложенного личного времени и денег будет зависеть от многих факторов, но, в первую очередь, считает Алексей Кичатов, от сокращения издержек — внутренней оптимизации бизнес-процессов в компании, в которой вы будете работать. Это значит, что и будущего работодателя нужно научиться выбирать с умом, чтобы ваши инвестиции не пропали даром.

Следуя рекомендациям экспертов, можно максимизировать пользу от вложений в профессию.

1. Выбрать отрасль или направление, которые сейчас наиболее перспективны и будут такими в ближайшее время.

По мнению Вячеслава Белобжецкого, наиболее доходные с точки зрения персональной доходности функции IT и закупки. Поскольку логистика как бизнес доходна там, где мало конкурентов и большой спрос, «в нашей стране будет ещё длительное время доходна складская логистика, логистика транзитных потоков (Европа/Азия и прочие варианты), логистика, связывающая европейскую часть России и её север и восток, логистика для e-commerce».

Важно правильно выбрать направление для получения знаний: стык логистики и маркетинга, математика, моделирование, управление людьми и проектами, понимание драйверов развития и направлений оптимизации бизнеса. В той или иной степени, логистика — стержень любого бизнеса. И её подходы можно и нужно применять для управления бизнесом в целом.

Дарья Фалина, перспективными объектами вложения в профессию логиста считает продажи, логистические технологии, транспорт.

2. Исключить несовпадения выбранной профессии собственному характеру.


«Я не уверен, что сегодня будущему студенту есть смысл выбирать между какими-либо направлениями в логистике — складской, международной, e-commerce и т. д. ,- считает Алексей Прыгин. — Порядок зарплат везде примерно одинаковый, если и отличается, то не принципиально. А вот бизнес-процессы разные, и если начать в одной сфере, а потом переходить в другую, то придется серьезно переучиваться (или доучиваться). Главные риски профессии Алексей видит исключительно в несоответствии характеру, типу человека. «Логистика — это сфера деятельности, где темпы очень высокие. Нужно быстро думать, быстро принимать решения, осознавая при этом ответственность за эти решения, быстро бегать».

Грамотно сочетая инвестиции в знания, выбор отрасли и перспективных направлений логистики, принимая во внимание особенности собственного темперамента, через развитие нужных в профессии практических навыков, можно дойти до заданной цели и в зарплате, и в карьере.

Как построить карьеру в логистике будущего: 6 советов
Наталья Соловьева

1. Выбирайте перспективное направление и место работы

По мере изменения роли логистики трансформируются профессиональная деятельность логистов и сложившиеся вокруг профессии стереотипы. У большинства из нас логистика ассоциируется с перевозкой товаров, комплектацией заказов, хранением товаров на складе. Но, если погрузиться в изучение того, как товары попадают от компании-производителя к конечному потребителю, начинаешь понимать, что все намного сложнее и интереснее.

Сегодня перед логистикой появляются новые вызовы: развиваются каналы продаж (например, бурно растет рынок электронной коммерции), клиенты становятся более требовательными, меняется наше покупательское поведение. И от того, насколько эффективным будет управление каждой частью цепочки поставок, зависит конечная удовлетворенность клиентов.

Сегодня логистика влияет на стратегию развития компании, на разработку и внедрение управленческих решений, на выбор и интеграцию ИТ-технологий. Конечно же, молодой специалист, пришедший на стартовую позицию, не может сразу ощутить всю важность логистики в бизнесе. Зато увидит, насколько интересно и перспективно выбранное направление. Легче всего ощутить это, если первым местом работы становится крупный и современный логистический объект, в котором реализованы все инновации и процесс оптимизации не прекращается никогда.

2. Приходите в логистику сразу после колледжа

Чтобы начать работать на операционной позиции на одной из таких инновационных площадок, достаточно получить среднее профессиональное образование. Российские колледжи предлагают специализированные программы обучения в области логистики, например: «Организация перевозок и управление на транспорте», «Операционная деятельность в логистике» и другие. Однако начать карьеру в логистике может и выпускник колледжа с другой специальностью. Многие службы HR логистических центров организуют обучение для тех, кто приходит на стартовые должности без опыта. В зависимости от выбранной должности новички учатся работать на технике и с системой WMS, получают базовое представление об устройстве складского комплекса и организации складских процессов. Важно, чтобы молодой специалист был технически грамотным, имел навыки работы с информационными системами, был готов осваивать новые технологии (например, голосовой отбор, отбор по световому сигналу) и работать с системами автоматизации.

3. Начинайте со стартовой позиции

Оптимальное начало карьеры в логистике — это работа на стартовых операционных позициях, то есть сотрудником склада, водителем или диспетчером. Такой старт позволяет будущему менеджеру или аналитику на практике понять основные логистические процессы и понять, в каком направлении ему интересно развиваться дальше. Это может быть складская, локальная или международная транспортная логистика, а также специализация на таможенных операциях, планировании поставок или снабжении. Следующим этапом может стать профильное высшее образование и изучение всей цепочки поставок.

4. Приобретайте навыки практической работы на пути к управленческим позициям

Если говорить о работе на складе, то следующей ступенью в развитии может стать позиция бригадира. Для успешной работы понадобятся навыки управления командой и эффективной организации работы.

По мере увеличения зоны ответственности необходимо развивать новые навыки и компетенции. Например, начальник смены должен обладать следующими компетенциями:

  • хорошо знать процессы движения товара на всех участках склада;
  • понимать финансовую составляющую (анализировать затраты и их влияние на операционную деятельность);
  • уметь управлять командой и организовывать работу на отдельном участке и в смене;
  • разбираться в ИТ-системах и новых технологиях, применяемых в логистике.

Как правило, в полной мере этими качествами владеет не тот, кто только что покинул стены университета, а человек, имеющий опыт работы и определившийся со своим интересом именно к логистике. Безусловно, важно подкреплять практические знания изучением теории. Поэтому получение высшего образования для таких сотрудников становится естественной ступенью на пути к повышению до управленческой позиции, такой как руководитель склада.

5. Выбирайте крупные компании для построения карьеры в логистике

Дополнительные преимущества в развитии карьеры предоставляют крупные компании, особенно те, которые оперируют сетями с разветвленной географией. К примеру, в сетях ретейла всегда есть логистические площадки разного уровня — от складов магазинов до центральных распределительных центров, расположенных в разных регионах. В таких компаниях налажена процедура перевода сотрудников в другой регион, в команду открывающейся новой площадки. Для человека, начавшего путь в логистике, это отличная возможность получить повышение до позиции менеджера. Главное, не бояться браться за новые сложные проекты.

Другое преимущество работы в крупной компании — возможность расти и развиваться как по вертикали, так и по горизонтали. Например, объектом амбиций сотрудника может быть не карьера управленца, а возможность специализироваться на интересных ему направлениях. Кроме того, в крупной компании, благодаря большому количеству объектов, всегда существует возможность перехода в новую сферу деятельности, например из складской логистики в транспортную. Кроме того, нередко механизмы релокации позволяют сотрудникам решать свои личные глобальные задачи, например, переехать в Москву и перейти на работу в центральный офис.

6. Демонстрируйте заинтересованность в развитии

При поиске подходящего кандидата специалисты по подбору персонала и нанимающие менеджеры гораздо больше интересуются не профилем образования, а желанием кандидата расти и развиваться, приобретать новые знания в интересной для него сфере. В наше время, когда появляется много новых технологий, знания и опыт быстро устаревают, важно постоянно учиться новому. Одной из ключевых компетенций также становится гибкость и адаптивность к изменениям. Для многих компаний общей тенденцией является создание среды для развития сотрудников в рамках одной организации. Логистические объекты в этом отношении не будут исключением. Команда HR, работающая на объекте, продемонстрирует вам все возможности и перспективы на примерах реальных историй успеха. От вас потребуется желание воспользоваться этими возможностями, быстрая обучаемость и готовность получать знания и навыки. Причем это желание необходимо начать демонстрировать уже на первом телефонном интервью.

Читайте также: