Как стать младшим научным сотрудником

Опубликовано: 17.09.2024

Должностные инструкции для любой категории сотрудников должны утверждаться и согласовываться с руководством. Каждая инструкция должна соответствовать законодательству РФ, а также нормативным актам, которые регламентируют трудовые отношения в компании.

Научные сотрудники являются структурными единицами государственных организаций. Чаще всего их деятельность связана с разработкой и внедрением, а также изучением явлений, событий, процессов, происходящих вокруг. Для того чтобы стать научным сотрудником, необходимо подходить по ряду параметров и квалификационных требований, которые предъявляются к кандидатам на данную степень.

Понятие

Людей, которые заняты научной деятельностью на предприятиях, в вузах, НИИ, называют общим понятием «научный сотрудник». Такие сотрудники не являются руководителями подразделений. Почти все они имеют ученые степени и звания, каждый получил высшее образование. Нередко вовлекаются в научный и педагогический процесс, однако основная часть их деятельности связана с изучениями и исследованиями. По результатам своей работы научные сотрудники должны публиковать печатные издания, в которых освещаются их исследования и достижения.

Младшему сотруднику необходимо издавать не менее 1 статьи в год. Для перехода на степень выше нужно повышать количество публикаций.

Младший научный сотрудник - первая ступень, с которой начинается карьера в мире науки. Согласно утвержденной иерархии, в России градация выглядит так:

  1. Младший научный сотрудник.
  2. Научный сотрудник.
  3. Старший.
  4. Ведущий.
  5. Главный.

Самая высокая позиция у главного научного сотрудника.

Чтобы лучше понимать, кто такой младший научный сотрудник и как им стать, необходимо ознакомиться с квалификационными требованиями и обязанностями, которые указываются в должностной инструкции.

Общие положения

Относится младший научный сотрудник к категории специалистов. Назначается на занимаемую должность, согласно действующему законодательству РФ, приказом вышестоящего руководства (руководителя организации). Все положения и постановления, касающиеся его работы, должны соответствовать законодательству РФ.

младший научный сотрудник

Для того чтобы получить назначение на данную позицию, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также опыт работы по специальности от 3 лет. Если есть ученая степень, окончена аспирантура или проходится стажировка, то требования к стажу работы не предъявляются. Если есть рекомендации совета вуза или факультета, то на должность могут назначить выпускника, который получил опыт работы во время учебы.

Необходимые знания

Для качественного выполнения работы каждый сотрудник должен обладать набором теоретических и практических знаний и навыков. Сфера науки сложна и многогранна, поэтому требования, выдвигаемые в ней, жестче и объемнее, чем в других отраслях. Младший научный сотрудник обязан знать:

  • цели проводимых исследований, а также задачи, которые ставятся в начале исследования;
  • отечественные и иностранные разработки, связанные с темой проводимого исследования;
  • современные средства и методы, которые используются в исследованиях;
  • способы обработки и анализа информации, особенно средства электронного анализа данных;
  • основы организации труда и трудового законодательства;
  • правила и нормы ОТ и ТБ.

В своей деятельности научный сотрудник должен руководствоваться правилами внутреннего распорядка, приказами или распоряжениями руководства организации и своего непосредственного руководителя, должностной инструкцией, правилами ОТ и ТБ, санитарии и противопожарной безопасности.

Должностные обязанности

Должностная инструкция младшего научного сотрудника содержит четкий перечень обязанностей, которые необходимо выполнять во время трудовой деятельности.

стажер младшего научного сотрудника

Основные положения соответствующего документа:

  • под руководством выполняет исследования и разработки согласно этапам проведения исследования темы, в работе опирается на утвержденные и согласованные методики;
  • принимает участие в проведении экспериментов, наблюдает и измеряет результаты исследований, описывает их и формулирует выводы;
  • исследует зарубежную литературу по вопросам, связанным с исследованиями, изучает литературу;
  • подготавливает различные отчеты по теме исследований или отдельным этапам;
  • принимает участие во внедрении результатов исследований и разработок.

младший научный сотрудник москва

Требования к знаниям музейного работника

Необходимо понимать, что в зависимости от того, в какой отрасли работает сотрудник, будут изменяться требования и обязанности. Например, младший научный сотрудник музея должен знать:

  • нормативно-правовые акты и законы РФ по вопросам, касающимся сохранения, а также развития наследия РФ;
  • законы, которые регламентируют деятельность музеев;
  • порядок, в котором организуются работы по хранению, учету, публикации, изучению, обеспечению сохранности музейных коллекций и предметов;
  • законодательство, касающееся авторских прав;
  • правила, в соответствии с которыми описываются музейные экспонаты;
  • порядок организации проведения экспертизы музейных предметов и культурных ценностей;
  • требования, которые предъявляют к выдаче музейных предметов в постоянное или временное пользование;
  • порядок, в котором ведется Государственный каталог Музейного фонда;
  • состояние, в котором находится современная наука в области музейной деятельности;
  • порядок, в котором оформляются, осуществляются, планируются научно-исследовательские работы;
  • методические и нормативные документы, которые регулируют моменты обеспечения безопасности фондов музея;
  • основы законодательства о труде;
  • правила личной гигиены и общей санитарии;
  • правила ОТ и ТБ, противопожарной защиты.

Обязанности

Занимая позицию в научном секторе, сотруднику приходится охватывать большой круг разнообразных дел, непосредственно относящихся к его работе.

обязанности младшего научного сотрудника

Обязанности младшего научного сотрудника включают в себя:

  • осуществление научной и исследовательской работы соответственно целям, задачам и предметам деятельности по утвержденным заранее планам проведения научно-исследовательских мероприятий;
  • разработку планов проведения выставок и экспозиций;
  • осуществление подготовки публикаций;
  • участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, научных экспедициях;
  • подготовку и планирование научной деятельности, подготовку и сдачу отчетности.

Права

Часто встречается ситуация, когда сотрудник знает только свои обязанности, но не владеет информацией о том, какие права у него есть. Младший научный сотрудник, квалификационные требования которого перечислены выше, имеет право:

  • на получение от руководства компании или организации помощи в исполнении его прямых обязанностей;
  • повышение своей квалификации;
  • ознакомление с проектами руководства по вопросам, которые касаются его прямой деятельности;
  • предлагать решение вопросов и задач своему непосредственному руководству;
  • получать информацию, которая необходима для работы, от коллег.

Ответственность

Оценивая ответственность, которую несут сотрудники, к примеру, НИИ, следует заметить, что ее уровень не особо зависит от уровня должности. Стажер младшего научного сотрудника, как и главный научный сотрудник, несет ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих обязанностей.

младший научный сотрудник музея

  • за некачественное исполнение или неисполнение должностных обязанностей;
  • совершение в процессе работы правонарушений или любых других нарушений законодательства;
  • причинение ущерба материального или морального;
  • правонарушения, которые связаны с нарушением правил распорядка, противопожарной безопасности, ТЮ и ОТ, которые установлены и приняты в организации.

Особенности работы

Должность младшего научного сотрудника не предполагает длительных командировок или переработок. Предусматривается стандартный восьмичасовой рабочий день или другой график, согласованный с Трудовым законодательством. Периодически могут возникать ситуации, когда необходимы служебные командировки. Учитывая уровень должности, командировки чаще всего назначают местного значения.

должность младший научный сотрудник

В рамках таких поездок перед сотрудником ставится задача провести исследование на территории другой организации, получить обмен опытом, проинформировать о разработках или произвести любое другое мероприятие, согласованное и утвержденное руководством организации.

Оплата труда

Предъявляемые требования к младшему научному сотруднику предполагают достойный уровень оплаты труда. Однако существует множество подводных камней, которые необходимо знать. Младший научный сотрудник в Российской Федерации зарабатывает от 18 000 до 20 000 руб. Это средние показатели по стране. Зарплата младшего научного сотрудника напрямую зависит от того, есть ли печатные публикации, какое их количество и какие их темы.

младший научный сотрудник квалификационные требования

Набольшее количество сотрудников сферы науки сосредоточено в Московской и Ленинградской областях.

Во многих отраслях требуется младший научный сотрудник. Москва, как и прежде, лидер по всем направлениям. По количеству вакансий и предложений на одного человека столица занимает первое место.

Довольно часто при изучении различных критериев для участия в научных конкурсах конференциях, соискательстве встречается термин «научный сотрудник», но далеко не каждый понимает его значение. Давайте разберемся, кто это такой, какими правами обладает и какие привилегии он получает.

Довольно часто при изучении различных критериев для участия в научных конкурсах конференциях, соискательстве встречается термин «научный сотрудник», но далеко не каждый понимает его значение. Давайте разберемся, кто это такой, какими правами обладает и какие привилегии он получает.

Научный работник – это…

В большинстве случаев под таким человеком понимают сотрудника научной организации, но данная трактовка в корне неверна, так как не учитывает требования и особенности индивида. Ведь в таком случае, даже уборщицу или дворника можно приписать к этой категории лиц.

Критерии звания научный сотрудник

Кто является научным сотрудником

Научный работник или научный сотрудник – именно так называют лица, которые трудятся во благо науки и родины, имея за плечами ученую степень или звание. Фактически это тот, кто непосредственно связан с наукой и ее развитием.

Кто может стать научным сотрудником?

По сути, научным сотрудником становятся лишь те, кто получил соответствующее образование (в большинстве случаев оконченная аспирантура или прошел соискательство). Развивать новые идеи, научные концепции могут лишь квалифицированные эксперты, разбирающиеся в конкретном направлении, отрасли, области. Поэтому термин «научный сотрудник» применим ко всем исследователям независимо от их сферы деятельности. Уточнение области наук является лишь конкретизацией его работы, исследований.

Кто может стать научным сотрудником?

Как стать научным сотрудником?

Стать научным сотрудником непросто. Для начала необходимо выбрать подходящую профессию, специальность, освоить ее (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Уже на этапе выбора направления обучения у многих абитуриентов появляется множество вопросов: они не понимают, кем хотят стать, что им интересно, какими способностями они обладают.

Где трудятся научные работники?

Подвижники научной мысли редко трудятся на заводах, совмещая практику и теорию. В большинстве случаев они задействованы в научных организациях, ВУЗах, различных лабораториях, экспериментах и пр. Но для того, чтобы устроиться в конкретную научную организацию, им необходимо подтвердить свою квалификацию с помощью диплома об образовании.

Сфера деятельности научного сотрудника

Где могут работать научные сотрудники?

Труд научного работника всегда хорошо оплачиваемый. Размер зарплаты может зависеть от уровня образования (аспирантура или докторантура), наличия конкретных навыков, опыта работы в определенной сфере, отрасли и пр. При этом все рабочие вопросы регламентированы Трудовым кодексом и иным нормативными актами.

Научный сотрудник также будет иметь права и обязанности, действовать согласно должностной инструкции, штатному расписанию и прочим внутренним документам той организации, где он трудоустроен.

Какие требования предъявляют к научным работникам?

Научный сотрудник должен иметь за плечами ученую степень или звание, подтвердить ее наличие документально. Получить ученую степень можно только после защиты диссертации, а это значит, что научный сотрудник должен иметь опыт в выполнении научных исследований и их оформлении.

В некоторых организациях устанавливают конкретные требования к кандидатам:

  • наличие опыта работы (3-5 лет),
  • наличие научных публикаций в ВАК-изданиях или рецензируемых РИНЦ (не менее 10 штук),
  • наличие сертификатов подтверждающих участие в научных конференциях и симпозиумах за последние 3-5 лет;
  • и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чем занимается научный сотрудник?

Работник научной организации занимается организацией и проведением научных изысканий, которые способствуют развитию научной мысли и прогресса, способствуют решению актуальных и важных проблем науки и отрасли и пр.

Финансированием исследований научных сотрудников занимается непосредственно сам ученый, организация (в которой он трудится) или государство (при помощи различных субсидий, грантов и пр.).

Научные работники также занимаются разработкой методических рекомендаций по проведению мероприятий, использованию полученных результатов. Помимо этого, они принимают участие в образовательной жизни, разрабатывая методички по написанию курсовых и дипломных работ, курируя студентов-дипломников и пр.

В зависимости о «высоты» научного сотрудника (главный, младший и пр.) требования к его кандидатуре могут разниться.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в становлении научного сотрудника на этапе обучения в аспирантуре или соискательства. Наши специалисты подготовят материал для выполнения диссертации, научной статьи или монографии с учетом всех заявленных заказчиком требований и пожеланий.

В нашем штате работают проверенные временем кадры: педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, теоретики и практики. Высокое качество услуг и индивидуальный подход – гарантия успеха для каждого клиента. Мы готовы помочь в короткие сроки в любое время года. Оформить заявку можно на нашем сайте.

Имеется высшее ветеринарное образование и желание экспериментировать в области биологии, микробиологии, вирусологии, генетики, СОМНОЛОГИИ, зоопсихологии, ветеринарных наук?

Совсем не обязательно поступать в аспирантуру для того, чтобы стать ученым и возможно, впоследствии защитить свою диссертационную работу. Так было и на территории бывшего Союза практически повсеместно так и осталось. Устраиваетесь на работу в соответствующее Вашему профилю НИИ (если у Вас есть высшее образование и опыт работы по специальности не менее 2-х лет, то Вас возьмут на должность младшего научного сотрудника при наличии вакансии). Любой младший научный сотрудник в рамках проектах, выполняющихся в НИИ. занимается определенной научной деятельностью. О том, что какую-то часть работы лично Вы хотели бы выделить в свое пользование и быть ведущим в получении результатов - уведомляете руководство и проводите опыты, параллельно публикуя результаты. Одновременно с этим руководство ставится в известность, что по полученным данным Вы бы хотели защитить диссертацию (поступать в аспирантуру для этого не обязательно, стоит лишь стать самостоятельным соискателем). Перед защитой сдаете соответствующие кандидатские минимумы, и готовитесь к защите.

Не имея специальной техники и реактивов и прочего генетического и биологического материала никак,а всё это находится только в лабораториях при НИИ или учебных центрах и пропускают туда только соискателей на научную или кандидатскую степени

Для начала устройтесь в обычную ветеринарную клинику. Попробуйте поработать с животными. Наберитесь опыта. Как показывает практика можно пойти в аспирантуру в качестве соискателя даже работая на предприятии не связанном с НИИ. Написание статей без куратора или руководителя это жуткая мука, но вполне возможно и так, а вот защитить диссертацию не будучи частью организации принципиально не возможно. Даже если вы напишите уникальную диссертационную работу то сможете её опубликовать как монографию, но не защитить. Есть определённый порядок защиты работ на соискание научных степеней. Причём это не вы говорите, я хочу защитится, а спецсовет выдвигает вас, как учёного - ную на получения учёной степени. Вы не можете подать заявку в ВАК от себя. Заявку подаёт учёный секретарь спецсовета. Вы не можете утверждать, что материалы которые вы докладывали на конференциях являются частью опрабации вашей работы, если вас не направил туда ваш руководитель. И вообще там столько нюансов сейчас. Я в этом году защищаю диссертацию на соискание кандидата технических наук и могу сказать только одно, сопроводительной макулатуры только для принятия к защите на 150 листов А4, а есть ещё и после со стенограммами и т.д. ещё 150 литов. Так, что работа с НИИ обязательна. Но можно работать и в ведлечебнице. Не приветствуется скажем работа официантки или горничной, в этом случае скорее всего вас не возьмут в качестве соискателя в НИИ.

Если у вас есть знания , понимание и средства для покупки оборудования, то создавайте лабораторию , делайте опыты и получайте результаты, которые, может быть, изменят общепринятое представление о чём либо и вы станете учёным, не по "корочке", а по сути. Большинство современных учёных, "учёные" лишь по бумажке и старательно сохраняют то, что уже было открыто кем то и на основании этого пишут свои работы и получают звания в области науки, а другие, учёные, не зависят от научных догм и стремятся открыть что то новое и вот такие люди и совершают перевороты в устоявшихся представлениях о мире.

Каждая научная должность начиная с младшего научного сотрудника по нынешним правилам подразумевает наличие не только высшего образования, но и окончания аспирантуры. Причем на все эти должности объявляется конкурс. Кандидатуры рассматриваются на заседании Ученого совета. Например, смотрим требования к младшему научному сотруднику - на замещение вакантных должностей младших научных сотрудников могут участвовать лица, имеющие ученую степень кандидата наук или окончившие аспирантуру (то есть без степени, но защититься они должны в ближайшее время) или высшее образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее 2-х лет. При наличии рекомендации советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего научного сотрудника могут быть назначены без конкурса в порядке исключения выпускники высших учебных заведений, получивших опыт работы в период обучения. А теперь смотрим научного сотрудника - на замещение вакантных должностей научных сотрудников могут претендовать лица, имеющие ученую степень кандидата наук, или опыт работы по соответствующей специальности не менее 5 лет, окончившие аспирантуру (то есть такие претенденты должны в ближайшее время защититься).

Отвечая на ваш вопрос:

вряд ли. Конечно, не спорю, что организация организации рознь, но, например, ни в одном научно-исследовательском институте, связанных с техническими науками получить должность научного сотрудника только с одним высшем образованием практически невозможно. Вы должны закончить хотя бы аспирантуру по соответствующей специальности и иметь опыт работы.

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

  • главный;
  • ведущий;
  • старший;
  • младший.

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории;
  • младший научный сотрудник
  • техническим архивом;
  • чертежно-копировальным бюро;
  • лабораторией (компьютерного и фото-, кинооборудования, оргтехники, средств связи)
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник
  • аспирантурой;
  • отделом научно-технической информации
  • ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • ведущий научный сотрудник,
  • научно- исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения);
  • бригады (группы)
  • главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • главный научный сотрудник,
  • научно-исследовательским отделом;
  • конструкторским отделом;
  • экспертным отделом;
  • ученый секретарь

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Упрощенная структура условного института РАН

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

В штате секретариата Учёного совета института ( Рис. 301 -1) состоят учёный секретарь (научный работник) и несколько единиц научно-вспомогательного персонала от инспектора до инспектора I категории. Аналогичный штатный состав имеют отделы ( Рис. 301 -2) аспирантуры и научно-технической информации ( Рис. 301 -3), возглавляемые заведующими отделами.

Пример штатного состава прочих отделов

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

  1. Секретариат Учёного совета института.
  2. Отдел аспирантуры.
  3. Отдел научно-технической информации.
  4. Центр коллективного пользования.
  5. Эксплуатационный отдел.

В штате центра коллективного пользования ( Рис. 301 -4), помимо заведующего центром (научный работник), состоят несколько единиц научно-вспомогательного персонала — инженеров-исследователей разных категорий, относящихся к научно-техническим работникам, а также техники, относящиеся к работникам сферы научного обслуживания.

Штатный состав эксплуатационного отдела ( Рис. 301 -5) целиком относится к работникам сферы научного обслуживания. Сюда входят заведующий отделом, инженеры разных категорий и техники. Все, кроме заведующего отделом (административно-управленческий персонал), относятся к категории прочего обслуживающего персонала.

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

  • ректор;
  • президент;
  • проректор;
  • руководитель структурного подразделения;
  • заведующий отделом аспирантуры;
  • советник при ректорате;
  • ученый секретарь совета ВУЗа;
  • ученый секретарь совета факультета;
  • заведующий отделом практики;
  • помощник ректора (проректора).

Должности профессорско-преподавательского состава:

  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • заведующий кафедрой;
  • декан факультета (директор института).

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

  • диспетчер факультета;
  • тьютор;
  • специалист по учебно-методической работе;
  • учебный мастер.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Пример штатного состава ректората

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

  1. Управление по учебной работе.
  2. Управление по научной работе.

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Пример штатного состава факультета

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

На что живут учёные

The Village продолжает выяснять, на что живут и как тратят деньги представители разных профессий. В новом выпуске — учёный. Минобрнауки рапортует, что оклады исследователей продолжают расти: в прошлом году они увеличились на 4,5 %. Но по данным Росстата, средняя зарплата российского учёного в 2014 году была 31 581 рубль, в Москве получали больше всего — 58 923 рубля. При этом учёные иногда могут выезжать на конференции, имеют шанс получить льготное жильё, а также уехать работать за границу. The Village поговорил с младшим научным сотрудником московского НИИ и выяснил, как в действительности живётся человеку в науке, сколько он получает и на что тратит деньги.


ПРОФЕССИЯ

Младший научный сотрудник

ДОХОД

70 000 рублей

Основные расходы

10 000 рублей

5 000 РУБЛЕЙ

поездка
к девушке

5 000 РУБЛЕЙ

50 000 РУБЛЕЙ

вклад на сберегательный счёт

Как стать учёным

Четыре года я работаю младшим научным сотрудником в исследовательском институте, который занимается разработкой перспективных материалов. Вообще я приехал в Москву из маленькой деревни, где учился в сельской школе, ездил на всяческие олимпиады, и там меня заметили. Пригласили продолжить обучение в специализированной школе в областном центре, так что я с 9-го класса дома не жил. Там давали очень хорошее естественно-научное образование, поэтому я без проблем поступил на химфак Московского государственного университета по олимпиаде. Устроился на работу сразу после окончания вуза. Искал аспирантуру, рассматривал несколько мест, в итоге выбрал это, потому что на тот момент здесь предлагали самые лучшие финансовые условия.

В институте, где я сейчас работаю, мне предложили трудовой контракт и обучение в аспирантуре. У неё есть несколько бонусов: можно не ходить в армию, тебе выделяют жильё на льготных условиях, предоставляют дополнительные возможности обучаться, например английскому языку, чтобы сдать выпускной экзамен. Закончить аспирантуру и стать кандидатом наук — это не всегда связанные вещи. Нужно написать диссертационную работу, опубликовать несколько статей в журналах из перечня ВАК (необязательно в зарубежных, можно и в российских, но их обычно называют «монгольскими вестниками», потому что у них очень низкий индекс цитируемости), посетить какое-то количество конференций. У меня есть пять публикаций, шестая лежит в редакции. Аспирантура также даёт возможность поездить по миру: я был в Германии, коллеги ездят в зарубежные командировки во Францию, Бельгию.

У меня была краткая рекомендация от преподавателя из университета, но это не значило, что меня сразу возьмут. Собеседование было, причём я общался с несколькими людьми — непосредственным руководителем, руководителем научной группы, директором института. На собеседовании иногда задают вопросы, чтобы проверить научные познания. Спрашивают про мотивацию и тому подобные вещи. Конечно, я был мотивирован! Большая часть того, что я выполнял по контракту, входила в мою диссертационную работу. Но начальник сразу поставил приоритеты, сказав, что мне платят деньги не за диссертацию, а за исследования, нужные институту.

После окончания вуза ты можешь уехать за границу. После того как ты защитился и у тебя есть нормальные публикации, тебя с радостью возьмут на работу в западный университет, особенно если ты молодой, перспективный, к тому же без семьи. Зарплата там составляет примерно 1 200 евро, в качестве бонусов — жильё и статьи в нормальных журналах, а не в «монгольском вестнике».

Вообще, учёный — хорошая профессия. Но к этому должно что-то лежать. Мне, когда я только научился читать, подарили книжку про тысячу лет до нашей эры, про динозавров, развитие Вселенной, и тут понеслось.

Особенности работы

У нас наука не то чтобы деградирует или разваливается, а просто медленно развивается. Как сказано: чтобы стоять на месте, нужно бежать. А мы идём, плетёмся. И плюс финансовые вопросы, развал РАН опять же — очень пагубно это влияет. Институты, которые занимаются разработками, если не умеют выбивать деньги, то загибаются. К ним не идут молодые сотрудники, коллектив стареет, дольше всего на работе сидят те, кто меньше всего делает. Честно говоря, я совсем не среднестатистический младший научный сотрудник. Я знаю многих моих сокурсников — и тех, кто пошёл в аспирантуру, и тех, кто уехал за рубеж, и тех, кто пошёл работать. У младших научных сотрудников в РАН, например, зарплата 13–17 тысяч рублей.

Наш институт подчиняется напрямую министерству науки и образования. В основном институт живёт на государственные деньги. Чем я занимаюсь? Если не вдаваться в детали, то это углублённые исследования возможностей улучшения каких-то материалов. У института много передовых разработок. Он не очень большой, по сравнению с другими, но хорошо организованный. Здесь работают примерно 300 человек. Есть чёткие структурные подразделения, где каждый занимается своим делом. Я нахожусь не на самой низшей ступеньке в иерархической лестнице. Это как в Индии: учёные здесь — брахманы. Помимо них есть ещё студенты, аспиранты, лаборанты, ещё охранники, уборщики. У нас достаточно специфический отдел: мы занимаемся перспективным направлением, поэтому у нашего отдела всегда есть финансирование.

В какой-то мере мы вольные и творческие люди: придумываем, исследуем и высказываем свои идеи. У нас начальник такой, что если обсуждают план работы на полгода, то он нас приглашает и учитывает мнение всех.

Я прихожу на работу в 9 часов, могу немного опоздать. Формально рабочий день заканчивается в 18 часов. На обед иногда ухожу на 20 минут, иногда на час. У научного сотрудника всегда есть дела. Даже в отпуске иногда проверяешь почту, пришёл ли ответ из редакции по статье. В лаборатории всегда идёт какой-то эксперимент. Ещё одна часть работы — написание отчётности. Все государственные гранты требуют отчётов: чем они толще, тем лучше. Я как устроился, с тех пор их и пишу. Иногда это занимает большую часть времени: отчёты бывают по 190 страниц, 216 страниц. Если сдашь отчёт в 60 страниц, тебе скажут, что ты никаких исследований не провёл. Поэтому приходится «воды» заливать литрами. Также мы занимаемся написанием статей, тезисов, патентов — это действительно полезные вещи. У меня несколько патентов, и это здорово. И ещё вдобавок есть работа со студентами. В том году у меня был очень смышлёный студент, но всё равно многие вещи приходилось объяснять. Результат на самом деле ведь потребуют с меня, а не с него.

Часть оборудования мы закупили ещё при старом курсе. Сейчас, когда аппаратура подорожала почти в два раза, её стали покупать гораздо меньше. Всегда стараются найти отечественный аналог, но это не подходит, когда ты занимаешься передовыми разработками. У нас иногда пожилые сотрудники пытаются какой-то «колхоз» собрать — мне кажется, время таких установок закончилось, впереди те, кто делает что-то на современном, новом и «чистом» оборудовании.

Зарплата

Моя ставка как научного сотрудника — примерно 4 500 рублей. Дальше идут всякие бонусы. Вообще зарплата крайне нестабильная. Когда я устраивался, она была около 30 тысяч. Всё дело в том, сколько у института денег и сколько он готов тратить на сотрудников. С заключением контракта, который наш отдел выполняет, зарплаты повысились. По иронии судьбы это совпало со скачком курса. Получается, что я как зарабатывал тысячу долларов, так и сейчас зарабатываю. То есть в этом году я получаю 60 тысяч и больше. За один месяц может получиться 70, за другой — 130, за третий — 60 тысяч рублей. В последний месяц я получил 70 тысяч.

Зарплату здесь задерживают, потому что институт завязан на государственных контрактах. В этом году с января до апреля не платили. У меня нет кредитов, ипотеки, к тому же накопления всегда есть — я на что-то живу. А вот для моих коллег такая задержка была большой проблемой. Но в апреле-мае выплатили все долги.

В научных журналах помимо такого показателя, как индекс цитируемости, есть ещё импакт-фактор (вклад в научную работу). Во многих институтах, в том числе в нашем, ведётся такая политика: если импакт-фактор выше какого-то числа, то тебе определённую сумму — 20 или 30 тысяч рублей — умножают на это число (например, 3,5) и выплачивают. Но это делится на всех авторов. Сейчас у меня статья лежит в журнале, где импакт-фактор равен 3. Не скажу, что на этом можно обогатиться, но всё же приятный бонус.

Траты

Мне институт выделил жильё в двух минутах ходьбы от работы. Я живу со студентами, но на быт это особо не влияет. Они часто меняются, иногда один живу. За квартиру ничего не плачу, даже коммунальные расходы компенсируют. Это мне как аспиранту было положено, и пока такие условия оставили. Но эта лафа закончится в следующем году. Я уже обсудил с директором этот вопрос: моя ситуация не уникальна, я не один приезжий, и если буду снимать квартиру, то мне часть расходов компенсируют.

В основном я откладываю деньги: у меня открыты вклады в нескольких банках. Не скажу, что я очень финансово грамотен, но за такими вещами стараюсь следить. Большую часть денег храню на карточке, но, когда делаешь вклад, например, 100 тысяч рублей, у тебя уже нет мысли, что их можно потратить. Откладывать получается само собой, необязательно каждый месяц. В октябре я как раз 50 тысяч положил на вклад. Регулярно отравляю немного маме: она на пенсии.

Особо расходы не контролирую. На еду уходит, наверно, 10 тысяч рублей. Дома мало готовлю, иногда заказываю пиццу, лапшу, мясное — что-нибудь вкусненькое. Обычно на выходных готовлю, тогда на полнедели хватает. А пару раз в месяц могу и сходить куда-нибудь. Я не пью. Мне кажется, когда пьёшь, деньги тратятся гораздо быстрее, даже если их много.

У меня есть регулярная статья расходов: девушка живёт в Санкт-Петербурге, примерно раз в месяц я к ней езжу, и раз в месяц она ко мне. На это уходит около 5 тысяч рублей. Если я приезжаю, мы можем куда-то сходить — в бар или на концерт. Можем потратить на это ещё столько же.

Иногда бывают траты на крупные покупки. За последнее время купил себе ноутбук, велосипед хороший, мы съездили с девушкой летом в Чехию. В поездки выбираюсь примерно раз в год. Но тут больше сказывается дефицит времени, чем денежная составляющая. Я, когда болею, эти дни из отпуска вычитаю, чтобы в деньгах не терять. В этом году у меня уже нет отпускных дней, хотя реально отдыхал я всего неделю летом.

Читайте также: