Как стать на биржу труда в беларуси

Опубликовано: 17.09.2024

Пособие по безработице – регулярно выплачиваемое государством денежное пособие для лиц имеющих статус безработных.

Если по каким-либо причинам вы остались без работы или только планируете начать трудовую деятельность, но самостоятельные поиски подходящей вакансии не дали быстрых результатов, можно зарегистрироваться на бирже труда и приобрести официальное положение безработного, обратившись в свой территориальный отдел по труду, занятости и соцзащите. В этом случае небольшим подспорьем в напряженной финансовой ситуации может стать пособие по безработице.

После подачи документов на оформление положения безработного уже через десять дней (или раньше) орган по труду, занятости и соцзащите должен утвердить выделение пособия по безработице. Впрочем, в назначении пособия можно получить отрицательный ответ в перечисленных прецедентах:

  • когда уход с последнего рабочего места произошел по личной инициативе работника;
  • ввиду расторжения контракта по соглашению работника с нанимателем;
  • если увольнение произошло из-за неисполнения сотрудником своих обязанностей, несоблюдения трудовой дисциплины, прогула, появления на службе в нетрезвом виде, совершения хищения либо нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других сотрудников;
  • по факту вступления в действие судебного приговора и отсутствием возможности продолжать трудовую деятельность на прежнем месте;
  • увольнения по статье 47 Трудового Кодекса РБ;
  • отсутствия справки (декларации) о доходах.

При вынесении положительного решения нетрудоустроенное лицо приобретает право на получение господдержки в течение первых 26-ти недель на протяжении каждых 12-ти месяцев с момента постановки на биржу труда.

Величина и процедура выплаты дотаций определяется нижеследующим образом:

  • если на протяжении календарного года, предваряющего присвоение статуса «безработный», оплачиваемая трудовая деятельность при полном трудовом дне составила не меньше 12-ти календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), то за начальные 26 недель (календарных – здесь и далее по тексту) норматив причитающегося пособия по безработице будет соответствовать двум базовым величинам в месяц;
  • если на протяжении года, предваряющего присвоение статуса «безработный», оплачиваемая трудовая деятельность при полном трудовом дне составила меньше 12-ти недель, то за первые тринадцать недель пособие составит 100%, а за вторые тринадцать недель - 75% от базовой величины, такое же пособие будет выплачиваться нетрудоустроенным лицам после продолжительного разрыва в трудовой деятельности (больше 12 месяцев), обладающих стажем работы не меньше 1 года;
  • лицам, становящимся на учет в службу занятости, которые предприняли поиски трудоустройства первый раз, а также тем, кто ищет подходящую вакансию после долгого тайм-аута и при этом имеет рабочий стаж меньше одного года, за начальные тринадцать недель назначается субсидия размером 85%, а за следующие тринадцать недель - 70% от базовой величины.

В ситуации, когда у безработного находится на содержании ребенок (один или двое) возрастом до четырнадцати лет или же ребенок-инвалид, не достигший совершеннолетия, объем дотаций будет увеличен на десять пунктов, а если в семье 3-е и более детишек (либо 2-е и более детей-инвалидов) вышеуказанного возраста - на двадцать.

При рассмотрении обращения за назначением пособия по безработице в Беларуси во внимание берется рабочий стаж и возраст самого безработного.

Так, безработным, за выслугу лет которых предоставляется право на пенсию по возрасту, как на общих основаниях так и по льготным спискам, к интервалу оказания господдержки за каждый дополнительно отработанный год сверх установленной трудовой выслуги добавляется две календарные недели, выплата за которые определяется в размере, соответствующем пособию по безработице за второй тринадцатинедельный период из 26-ти положенных недель для вышеперечисленных групп безработных.

Лицам, обладающим правом на получение субсидий из бюджетных средств на протяжении 52-х календарных недель, ввиду отсутствия возможности их трудоустроить, по инициативе территориального отдела по труду, занятости и соцзащите взамен пособия по безработице по согласованию может быть начислена пенсия до наступления положенного количества лет, однако не раньше чем за 12 месяцев до достижения законодательно принятого возраста. Осуществление выплат пенсии до приближения возраста, предоставляющего право на пенсию, с учетом льготных прерогатив, финансируется из источников государственного фонда содействия занятости.

Если первоначально, на момент оформления, в назначении пособия по безработице был получен отказ, позже господдержка все же может быть выделена, в случае исполнения соискателем оплачиваемых общественных работ на протяжение не менее двадцати двух трудовых дней общей суммой. Основанием будет являться повторное обращение нетрудоустроенного лица с письменным заявлением. Пособие в результате таких действий начнет выплачиваться по заключению органов по труду, занятости и соцзащите с момента вынесения решения о выделении бюджетных средств согласно приведенному регламенту: сначала тринадцать недель - в объеме одной базовой величины, а потом следующие тринадцать недель - 75 % от базовой величины.

Назначенное пособие по безработице в Беларуси выдается стоящим на учете лицам в определенном режиме в органах по труду, занятости и соцзащите как минимум единожды в месяц по факту явки безработных на оговоренную дату.

Как уже говорилось первоначально, подспорье в виде пособия по безработице в Беларуси будет весьма небольшим, можно даже сказать – символичным потому, что привязано оно к размеру базовой величины.

Уже не один год на уровне правительства обсуждается необходимость привязки пособия по безработице в Беларуси к бюджету прожиточного минимума, но «воз пока и ныне там». Поэтому будьте готовы, что полученного вспоможения хватит лишь на проездной, чтобы ездить отмечаться на бирже труда.

Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Очередь на собеседование

Уровень безработицы

Официальная статистика показывает, что безработица в республике Беларусь находится под контролем властей. В январе 2020 года была заявлена цифра 0,2 %. Но можно ли доверять официальной статистке в этом непростом вопросе? Международные эксперты в этом сильно сомневаются.

Ещё в 2020 году многие предприятия заявили о сокращении персонала и связанных этим увольнениях. При этом в начале 2021 года было всего 70000 человек, обратившихся в службу занятости. В то же время в период кризиса пострадали и многие мелкие предприниматели. Мало кому удалось остаться с приличной прибылью. Часть осталась на плаву, но многие не выдержали экономических сложностей и разорились, пополнив ряды безработных.

Многие россияне, решившие приехать в Беларусь на ПМЖ, оформили гражданство этой страны и нашли себя в любимом деле. Некоторым из них, к сожалению, тоже пришлось идти на биржу труда.

Методика белорусских расчётов учитывает только зарегистрированных безработных, что не может дать полной картины. В первую очередь, срок постановки на учёт ограничен сроками выплат. Получается, что те, кого лишили выплат по тем или иным причинам, уже не учитываются.

График уровня безработицы в Беларуси

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 4,03 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только порядка 3 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Особенности белорусской безработицы

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

Доллары

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

Поиск работы

Размер выплат

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. Уровень жизни в Беларуси нестабилен. Всего в течение 2021 года можно получить до 1260 бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Белорусские рубли

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.

Размер материальной помощи

Сумма выплат зависит от нескольких факторов. Можно выделить категории безработных, получающих определённую сумму.

Перспективы

Пособие по безработице, которое выплачивается в Беларуси сейчас, в несколько раз ниже прожиточного минимума. Реально жить только на эти деньги невозможно. Правительство страны всерьёз озабочено этой проблемой и планирует преломить эту ситуацию в лучшую сторону.

Страхование

Подобные страховые ужа давно работают в европейских профсоюзах, где они показали состоятельность идеи. Пособие планируется довести до суммы более 1,5 млн. бел. руб. Сейчас средний размер ежемесячных выплат составляет всего 197 тысяч.

Страховка

Сейчас в республике Беларусь социальная поддержка безработных работает достаточно активно, но это пока не позволяет значительно снизить социальную напряжённость, вызванную безработицей.

Основной задачей государство поставило сейчас реформу материальной помощи безработным.

Пособие по безработице – это денежная помощь нетрудоустроенным людям, которые официально зарегистрировались в местной службе занятости. Срок от подачи заявления до вынесения решения составляет до десяти дней. Если решение будет в пользу заявителя, то в течение 26 недель из 12 месяцев с момента постановки на учет он будет получать пособие.

26 недель, фактически это полгода, разбиты на два равных периода. Размеры выплат в эти периоды различаются. Ставка пособия зависит от стажа, продолжительности перерыва в стаже, зарплаты на последнем месте работы и базовой величины. Помощь по безработице выплачивают не реже одного раза в месяц при условии, что получатель является в службу занятости с такой же периодичностью.

Порядок оформления и причины отказа

Чтобы претендовать на пособие, нужно зарегистрироваться на местной бирже труда – в территориальной управлении по труду, занятости и социальной защите. В течение десяти календарных дней с даты регистрации на бирже работники службы занятости должны принять решение: назначить помощь или отказать. Закон предусматривает следующие причины отказа:

  • Увольнение с последней работы по своей инициативе.
  • Прекращение последнего трудового договора по соглашению с работодателем.
  • Увольнение с последней работы за неисполнение обязанностей или несоблюдение трудовой дисциплины. Если вас уволили за появление на работе пьяным, прогулы, воровство на рабочем месте или игнорирование правил безопасности, ставшее причиной смерти или повреждения здоровья коллег – орган соцзащиты имеет право отказать.
  • Судебный приговор, из-за которого работник больше не мог исполнять трудовые обязанности.
  • Нет декларации о доходах.
  • Увольнение из армии или отчисление из учебного заведения за нарушение дисциплины.
  • Потеря источник дохода из-за своих нелегальных действий.
  • Увольнение с последнего места трудоустройства по 47-й статье Трудового кодекса. Например, грубое нарушение начальником своих обязанностей, аморальное поведение в сфере воспитания или отказ госслужащего подписать обязательство соблюдать ограничения для борьбы с коррупцией.

Служба занятости по одной из перечисленных причин может отказать в выплате – тогда безработный может записаться на оплачиваемые общественные работы. Отработав там 22 рабочих дня, фактически календарный месяц, можно снова претендовать на пособие.

Размер пособия по безработице

Если орган труда вынес решение назначить пособие по безработице, то получать его человек будет на протяжении полугода каждый год с момента назначения помощи. То есть по полгода каждый год. Порядок выплат и размер определяются стажем и перерывами в нем. Сроки измеряются в календарных неделях.

  • Для отработавших на условиях полного трудового дня или в пересчете на полные трудовые дни 12 или больше недель за год, предваряющий присвоение статуса безработного, размер пособия определяется его средней заработной платой на последнем месте трудоустройства. В этом случае нужно будет предоставить справку о доходах, и государство будет платить 70% зарплаты в первые 13 недель, 50% – во вторые. При этом выплата не может быть меньше одной базовой величины и больше двух.
  • Если в году, предваряющем постановку на учет, сотрудник отработал меньше 12 недель в пересчете на полный рабочий день, то размер помощи определяется только базовой величиной. Это касается и тех, кто не работал больше года, но имеет хотя бы год трудового стажа. В таких случаях безработный будет получать одну базовую величину в первую половину срока выплат и 75% – в следующую.
  • Для безработных со стажем меньше года и длительным перерывом выплата в начальной части срока составит 85% базовой величины, в завершающей – 70%. Столько же платят тем, кто ищет работу впервые.
  • Соискателям, получающим пособие после отработки 22 дней на общественных работах, в начале срока размер будет составлять одну базовую, в конце – 75%.

Пособие по безработице в Беларуси в 2021 году в месяц составляет:

Дата Мин. размер пособия Макс. размер пособия 70% БВ 75% БВ 85% БВ
01.01.2021 29 руб. 58 руб. 20,3 руб. 21,75 руб. 24,65 руб.
01.01.2020 27 руб. 54 руб. 18,9 руб. 20,25 руб. 22,95 руб.
01.01.2019 25,5 руб. 51 руб. 17,85 руб. 19,12 руб. 21,67 руб.
01.01.2018 24,5 руб. 49 руб. 17,15 руб. 18,38 руб. 20,83 руб.
01.01.2017 23 руб. 46 руб. 16,1 руб. 17,25 руб. 19,55 руб.
01.07.2016 21 руб. 42 руб. 14,7 руб. 15,75 руб. 17,85 руб.
01.01.2015 * 18 руб. 36 руб. 12,6 руб. 13,5 руб. 15,3 руб.
01.04.2014 * 15 руб. 30 руб. 10,5 руб. 11,25 руб. 12,75 руб.
01.10.2013 * 13 руб. 26 руб. 9,1 руб. 9,75 руб. 11,05 руб.

* с учетом деноминации

Одна базовая величина в Беларуси в 2021 году равняется 29 рубля. Это значит, что стандартное пособие по безработице будет составлять не более 58 рубля в месяц. Но есть обстоятельства, при которых размер помощи увеличивают:

  1. На 10% – при наличии у безработного ребенка младше 14 лет.
  2. На 10% – при наличии ребенка младше 18 лет с инвалидностью, ВИЧ или СПИДом.
  3. На 20% – если есть трое и более детей младше 14 лет или двое и больше несовершеннолетних ребенка-инвалида.

У тех, кто получает пенсию или денежную помощь от государства, субсидия будет равна разнице между пенсией или помощью и тем пособием, на которое может, согласно перечисленным правилам, претендовать соискатель.

При наличии выслуги лет, которая дает право на пенсию по возрасту, за каждый отработанный сверх выслуги год срок выплаты пособия увеличивают на две недели. Размер в этом случае будет таким, как во второй половине срока выплат, на которые может по закону претендовать безработный.

Другие нюансы

Если человек имеет право получать пособие на протяжении 52 недель, возможности трудоустройства нет, а до достижения пенсионного возраста остается год или меньше, то управление по труду может предложить досрочно назначить пенсию по возрасту.

Размер пособия индексируют в законном порядке. Выплаты сохраняются во время выполнения общественных работ или временной работы. В последнем случае нужно уведомить службу занятости.

Пособие по безработице в Беларуси небольшое, поэтому рассчитывать на него как на постоянный источник существования нельзя. Но когда больше нет никаких доходов, даже скромные суммы помогут пережить трудные времена.

Автор: Алексей Гладкий Алексей Гладкий

При регистрации безработным гражданин предъявляет:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (при ее наличии);
  • гражданско-правовой договор с актом выполненных работ (при наличии) ;
  • диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повышении, профессио­нальной подготовке и переподготовке;
  • справку о среднем заработке (доходе) за последние 12 месяцев работы по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • удостоверение ребенка-инвалида — для лиц, имеющих детей-инвалидов до 18 лет;
  • справку об освобождении — для освобожденных из мест лишения свободы или лечебно-трудовых профилакториев;
  • справку о предоставлении возможности самостоятельного трудоустройства либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку — для выпускников учреждения образования;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалида);
  • заключение врачебно-консультационной комиссии — для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Для отнесения безработного к категории социально-незащищенных граждан необходимо представить подтверждающие документы:

  • решение суда о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, — для неполных семей;
  • удостоверение многодетной семьи — для семей, имеющих на иждивении троих и более детей;
  • документы, подтверждающие статус сироты — для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до 18 лет; детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет;
  • удостоверение участника боевых действий на территории других государств — для ветеранов боевых действий.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;
  • отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограниче­ния свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
  • находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для регистрации их безработными;
  • являющиеся выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу и которые не отработали сроки обязательной работы по распределению (перераспределению) или при направлении (последующем направлении) на работу, установленные законодательством об образовании;
  • снятые с учета при предыдущей регистрации по заявлению в течение 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации, снятые с учета за непосещение, за попытку получения пособия обманным путем и за отказы от 2-х предложений подходящей работы, в течение 12-месячного периода со дня последнего снятия их с учета.

Граждане, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и досрочно отчисленные из учреждения образования за неуспеваемость, в связи с не прохождением итоговой аттестации без уважительных причин, за длительное отсутствие без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) либо систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающихся, повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия их с учета.

Граждане, ранее состоявшие на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, в отношении которых судом приняты решения о взыскании в пользу органов по труду, занятости и социальной защите сумм выплаченных им пособий по безработице, стипендий, пособий по беременности и родам, материальной помощи, компенсационных выплат, субсидий для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, денежных выплат при переселении на новое место жительства и работы и средств, затраченных на организацию и осуществление процесса обучения, повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных при условии полного возмещения взыскиваемых средств.

Обязанности граждан в области занятости населения

Безработные обязаны:

  • самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах службу занятости по ее требованию;
  • являться в службу занятости по ее приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения — не реже одного раза в месяц в установленный день;
  • являться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи службой занятости направления на работу;
  • возвратить в службу занятости в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя и печатью организации;
  • информировать в течение двух рабочих дней службу занятости об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), заключении гражданско-правовых договоров, наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

Граждане, направленные службой занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов, обязаны:

  • добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ;
  • постоянно участвовать в регулярных учебных занятиях;
  • выполнять требования учредительных документов учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:

  • признания гражданина занятым;
  • направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квали­фикации;
  • подачи им письменного заявления об отказе от услуг службы занятости;
  • неявки безработного более 2-х месяцев в службу занятости населения без уважительных причин с даты последней явки;
  • попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;.
  • назначения ему в соответствии с законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет;
  • отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости;
  • переезда безработного на другое постоянное место жительства;
  • смерти безработного;
  • истечения 18 календарных месяцев со дня регистрации безработного;
  • осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы лишению свободы или пожизненному заключению; направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории.

Выплата пособия по безработице приостанавливается в случае:

  • трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления службы занятости — с даты трудоуст­ройства;
  • неявки безработного более одного месяца в службу занятости без уважительных причин — с даты последней явки;
  • неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи ему службой занятости направления на работу — с даты выдачи такого направления;
  • невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачи­ваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Выплата пособия по безработице не производится в период:

  • выплаты пособия по беременности и родам;
  • вызова безработного для сдачи экзаменов в связи с обучением в учреждениях образования по очной (вечерней) и заочной формах;
  • призыва безработного на военные, специальные или учебные сборы, занятия, привлечения к мероприятиям, связанные с подготовкой к военной службе, исполнением государственных или общественных обязанностей.

Размер пособия по безработице может быть уменьшен на 50 процентов в случае:

  • отказа безработного без уважительных причин явиться в службу занятости населения для получения направления на работу;
  • если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом службу занятости по ее требованию.

Порядок назначения пособия по безработице

Информация представлена в соответствии с ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 июля 2016 г. N 409-З О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

В соответствии со статьей 24 пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае:

  • прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по соглашению сторон, желанию работника (за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора) либо прекращения трудового договора по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным пунктами 5 — 6 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения за нарушение воинской или служебной дисциплины;
  • досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5.2 и 5.7 пункта 5 статьи 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
  • потери (отсутствия) дохода в результате совершения противоправных действий;
  • непредставления декларации о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного. Пособие в этом случае выплачивается по решению органов по труду, занятости и социальной защите со дня принятия решения о назначении пособия по безработице в следующем порядке: за первые 13 календарных недель — в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель — 75 процентов базовой величины.

Порядок выплаты пособия

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом):

  • безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), — в размере двух базовых величин в месяц в течение 26 календарных недель;
  • безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года — в размере одной базовой величины в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 75 процентов базовой величины в месяц в последующие 13 календарных недель;
  • безработным, впервые ищущим работу, а также безработным, ищущим работу после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев), при наличии у них стажа работы менее одного года — в размере 85 процентов базовой величины в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 70 процентов базовой величины в месяц в последующие 13 календарных недель.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом).

Безработным, стаж работы которых в соответствии с законодательством дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице, установленный частью четвертой настоящей статьи, увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели, выплата пособия по безработице за которые устанавливается в размере, равном пособию по безработице за последние 13 календарных недель из 26-недельного периода для соответствующих категорий безработных, определенных частью третьей настоящей статьи.

Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Стаж работы для назначения пособия по безработице определяется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста — на 20 процентов.
Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством.

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

Если кто не знает, в Республике Беларусь один из самых низких уровней безработицы в мире.

Безработных всего меньше одного процента от регулярно работающего населения, это – примерно население небольшого городка вроде Кобрина или 50 тысяч человек. Для сравнения – уровень безработицы в благополучной Франции около 10%, Германии и Великобритании около 6%. Беларусский же показатель уровня безработицы почти не меняется на протяжении 20 лет и на всех графиках выглядит ровненькой линией, которая жмётся к нулю. Выглядит так благополучно, что иногда кажется, что легче поверить в Деда Мороза. Наверное, поэтому местные власти не поверили и решили снять дополнительный налог с неработающего населения – так называемый налог на тунеядство. Налоговики насчитали по стране 400 тысяч неработающих и начали высылать извещения заплатить в казну 360 рублей (около 170$).

Казалось, в социальном государстве должно быть как раз наоборот, если у тебя нет работы, чтобы ты не умер от голода, тебе платят пособие, по крайней мере, так это работает в той же Великобритании, Франции и Германии. Но беларусские власти решили, что если у тебя нет работы, это не значит, что ты – безработный, а значит, что ты скрываешь доход и должен заплатить специальный налог в казну. Выглядит более чем странно. Но чем неработающий гражданин отличается от безработного? И почему неработающие беларусы не спешат становится на биржу труда, чтобы лениво получать своё пособие и ждать, пока государственная служба позаботится о них?

Я решил на собственной шкуре испытать, каково это быть безработным в современной Беларуси. Тем более, такого опыта в моей жизни ещё не было. А жизнь ведь состоит не только из комментов и лайков, иногда ведь хочется чего-то взаправду настоящего и нового.

В общем, закрыл я все активности, которые делали меня занятым человеком, и поехал к ближайшей бирже труда, которая у нас теперь называется Центром занятости населения. Ближайший такой Центр находится в городе Воложин, что в 80 км от Минска. Воложин прекрасный городок, небольшой, с красивым ландшафтом, простыми и открытыми людьми. Даже становиться безработным в нём, в целом, приятно. Тем более, когда понимаешь, что о тебе позаботится наше самое замечательное социальное государство.

Центр занятости находится на площади Свободы в местном исполнительном комитете. На входе милиционер проверят содержимое рюкзака, а потом с улыбкой пропускает через турникет. Я нахожу нужный кабинет и захожу. Так как городок небольшой, совершенно нет очереди, и внутри меня встречают две симпатичные женщины на вид около сорока лет. Я, улыбаясь, рассказываю о своей цели визита к ним, а они с интересом рассматривают меня и, по ходу, мою бороду. Для того, чтобы стать на биржу труда, нужно написать заявления и выложить стопочку документов. Чтобы не попасть в просак, я взял с собой толстую папку важных документов, которые накопились за всю мою недолгую жизнь. Женщинам было интересно всё, они перекладывали листочек за листочком мою папку и активно расспрашивали меня. Обстановка чем-то напоминала посольство США в Москве, где я когда-то пытался открыть визу. В какой-то момент дошло до моего диплома, в котором гордо было написано, что я магистр наук. Написано было на польском и английском языке, и, хотя Воложин совсем недавно был ещё под Польшей, сейчас тут уже никто по-польски не «гу-гу», и мне обязательно нужно сделать нотариально-заверенный перевод на русский язык. А потом можно уже приходить и регистрироваться. Я откланиваюсь, еду в Минск, где за 30 рублей (15$) мой диплом переводят на второй государственный.

Через неделю я возвращаюсь в знакомый кабинет с переводом в руках и теперь я, наконец, могу написать заявление об официальном поступлении на учёт безработных. Я пишу и подписываю около 5 важных бумажек. На одной из них нужно заполнить анкету и отметить некоторые пункты. Там есть вопрос:

«Почему вы желаете работать?» и предлагаются следующие ответы:

работа – источник заработка, залог материального благосостояния;

работа обеспечивает определенный социальный статус;

работа нужна для общения и полноценной жизни;

работа – способ реализации себя как личности и профессионала;

Решил поставить галочки везде. Хорошо, наверное, когда за статус, благосостояние, общение и полноценную жизнь может ответить простая работа за 150 баксов в месяц. Когда-то я получал столько за полтора дня работы в Нью-Йорке, но времена и места немного поменялись в моей жизни, да и Воложин – не Нью-Йорк, это я тоже понимаю.

Теперь, когда все документы заполнены, мне торжественно вручают Памятку Безработного, и теперь я официально безработный.

В памятке написаны обязанности безработного и угрозы, за что меня могут лишить права на пособие. Позвольте, а где же о моих правах? Ведь даже в школьном дневнике рядом с обязанностями ученика были написаны его права. Про весь список я решил не заикаться, но один вопрос всё-таки не давал мне покоя, а именно: «Как же жить дальше? И где получать желанное пособие?» Я робко спросил об этом работников, а мне ответили, что пособие мне пока назначать не будут, но если я хочу и дальше числится в рядах безработных, мне нужно приходить раз в месяц и отмечаться в центре занятости, а по первому звонку обязан явиться как штык сюда же. Ну что же, взялся за гуж – не говори что не дуж.

Я потихоньку начал догадываться, почему так мало людей регистрируется безработными. Памятка безработного, конечно, тоже полезная вещь, например ей в крайнем случае можно растопить печь, но сыт ей вряд ли будешь.

Итак, я стал на учёт 15 декабря и принялся ждать звонка.

Так прошёл месяц, я уже потиху подгрызал уголки своей памятки, хорошо, в этом месяце было празднование нового года и друзья привезли немного еды и святой воды.

Но вот пришло время ехать отмечаться в родной центр занятости. Там меня сразу узнали и обрадовали: ура, мне назначают пособие, но не всё не так просто, как кажется. Работы для меня никакой нет, а чтобы получать пособие и иметь почётное право и дальше числится безработным, мне нужно участвовать в общественных работах. Зимой мне нужно работать минимум 1 день в месяц, а с весны уже 5 дней. Работать нужно рабочим в местном колхозе, не зря ведь я закончил университет, а чтобы всё было официально, мне выписывают направление.

А чтобы получать пособие, нужно открыть счёт в банке, что будет стоить мне 1 рубль или 50 центов.

В общем, пока поясок стоит затянуть потуже, ведь деньги на пособие в бюджет всё равно пока не поступили, и когда поступят – неизвестно.

Тут мне становится чисто теоретически интересно, насколько сильно государство готово помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации без работы и средств к существованию? Я спрашиваю о размере помощи и тут меня ждёт жестокое разочарование – оказывается, пособие по безработице в Беларуси составляет от 1 до 2 базовых величин, т.е. от 10 до 20$. В месяц! Как такое может быть и кто может выжить за такие деньги? Да уж, во истину говорил Будда, что жизнь – это Республика Беларусь. Мне как молодому специалисту назначат самое низкое пособие в 20 беларусских рублей в месяц (10$), если я успешно отработаю один день в колхозе. Да уж, воистину социальное государство, думаю я про себя, а в слух говорю «спасибо».

Но это ещё, оказывается, не всё. Что-то изменилось в законе, и теперь безработный сам должен на практике доказать, что он активно занят поиском работы. Для этого мне выдают Карточку самостоятельного поиска работы, да уж, целлюлоза – наше всё. Но зачем, спрашивается, тогда необходим этот центр занятости?

В общем теперь впереди меня ожидает несколько интересных квэстов: работа в местном колхозе и поход по инстанциям и тогда возможно государство меня поддержит, а там и весна скоро. Продолжение следует.

Читайте также: