Как узнать очно или заочно работник закончил образование

Опубликовано: 16.05.2024


В народе говорят: заочники получают меньше знаний, они неудачники, не поступившие на очное и вынужденные совмещать работу с учебой. Вы удивитесь, но это не совсем так. Заочная форма обучения изначально была введена для тех, кто уже хорошо знаком с профессией, постиг ее самостоятельно, поднявшись по карьерной лестнице «снизу», начав работу на предприятии с азов.

Высшее образование необходимо такому человеку для того, чтобы продолжить карьерный рост, например, стать начальником, что невозможно без наличия высокой квалификации, подтвержденной дипломом. Часто предприятие оплачивает ему расходы, связанные с обучением, включая плату за проезд на место учебы и иные издержки. Получается, многие заочники отнюдь не неудачники, скорее наоборот – эти люди прочно держат удачу за хвост, и некоторым очникам еще предстоит побороться за такое же положение.

Среди заочников также можно встретить тех, кто не имеет возможности оплачивать обучение на очной форме, которая не предполагает совмещение с работой. Заочник выбирает работать и учиться одновременно – это закаливает характер, закладывает перспективы в карьерном продвижении, заставляет научиться ценить свое время. Окончив ВУЗ, такой выпускник уже имеет опыт адаптации в коллективе, профессиональные навыки и умения.

Подытоживая, можно выделить такие плюсы заочной формы:

  • Бесплатное обучение, либо существенные скидки. Некоторым абитуриентам учебу оплачивает предприятие, на котором они работают, а другие просто платят гораздо меньше, чем очники.
  • Свободный график. Учиться можно в любое время дня и ночи, когда есть настроение и желание.
  • Идеально для инвалидов и временно нетрудоспособных лиц. Не нужно постоянно ходить на занятия, достаточно посетить установочную сессию: одну-две недели лекций и консультаций.
  • Возможность совмещения. Работаете вы или просто желаете посвятить себя хобби, заочная форма обучения подойдет каждому.
  • Адаптировано для любого возраста. За вашей спиной не будут хихикать однокурсники – на заочном отделении вы найдете единомышленников своего возраста, людей взрослых и состоявшихся.

Кроме того, заочное обучение дает отличный шанс получить образование тем, кто вовсе имеет мало времени на занятия. Многие женщины приобрели диплом заочно, находясь в декретном отпуске или ухаживая за ребенком. Также заочная форма идеальна для тех, кто хотел бы получить второе высшее образование.

Что же касается минусов, то они таковы:

  • Необходимо обладать волей к учебе. Чтобы учиться самостоятельно, нужно быть волевым человеком, отдавая должное время образованию и подготовке к экзаменам.
  • Глубокие знания требуют времени. Если вы поступили на заочное сразу после школы, вам будет трудно освоить большие объемы материала.
  • Постоянные посторонние отвлечения. Неотложные дела, рабочие вопросы, плачущие дети – все это будет отвлекать вас от учебы, не позволяя сосредоточиться.
  • Отсутствие студенческой жизни. Для некоторых это вовсе не минус, однако многие приобретают в стенах учебного заведения друзей на всю жизнь.

Более того, учиться придется дольше – 6 лет, если у вас не имеется предварительно полученного высшего образования.

Плюсы и минусы очной формы

Очники проводят в стенах университета столько же времени, сколько недавно проводили в школе – если не больше. В остальном учебный процесс кардинально отличается. Две сессии в год, постоянная, изматывающая учеба, попытки совместить обучение с досугом, активная студенческая жизнь на грани отчисления и прочие прелести гарантируют в итоге, после получения диплома, приобретение человеком по-настоящему качественного образования.

Да, у заочников тоже имеются сессии, но преподаватели частенько смотрят сквозь пальцы на их знания, относясь гораздо более великодушно и с пониманием. Очник на такую щедрость рассчитывать не может. Именно поэтому, постоянно боясь отчисления и проводя ночи за учебниками, студент дневной формы обучения часто становится более квалифицированным специалистом, чем его коллега-заочник.

В то же самое время, среди плюсов очной формы находится самый важный для сильной половины человечества – обучение на дневном в аккредитованном ВУЗе дает отсрочку от армии. Этот факт может «перевесить» любые минусы, если вы, конечно, не желаете отдать долг Родине, как и полагается по закону. Кроме того, очник часто имеет право на транспортные льготы, а также стипендию. Это, естественно, не относится к очникам на платном отделении.

Далее, очная форма имеет такие плюсы:

  • Тесное общение с преподавательским составом. Некоторые из них, как правило, люди крайне интересные, опытные и квалифицированные. Они могут помочь вам разобраться в неясном вопросе, а также дать массу ценных советов.
  • Погружение в учебу. Ни одна из иных форм не дает такого погружения в обучение, как дневная очная. Бонусом идут знания, отличное освоение профессии, что дает больше шансов на успешное трудоустройство.
  • Научная деятельность. По-настоящему талантливые студенты найдут себя в стенах университета, воспользовавшись предоставленными им возможностями для самостоятельных исследований.

Также не стоит забывать о перипетиях студенческого периода, когда человек впервые знакомится и сосуществует с множеством ранее неизвестных ему, разных по характеру людей, узнает новое об отношениях, любви и ненависти. Опыт, вынесенный со студенческих времен, поможет принимать правильные решения в будущем, налаживать хорошие взаимоотношения, сглаживать конфликты.

Тем не менее, о минусах очной формы тоже не следует забывать.

  • Риск переутомления и психических расстройств. Некоторые студенты не выдерживают постоянной нагрузки (часто совмещаемой с развлечениями) и вообще теряют способность к обучению, страдая от переутомления. Также можно «подхватить» несколько проблем с психикой (панические атаки, тревожность), лечение которых требует приема антидепрессантов.
  • Высокая цена на обучение. Чтобы оплатить учебу, вашим родителям может потребоваться «затянуть пояса» потуже, поскольку по-настоящему престижные ВУЗы берут очень дорого.
  • Необходимость жизни в общежитии, если вы иногородний. Приятного в этом мало, если вы, конечно, не сторонник коммун-муравейников, когда все пользуются одной зубной щеткой. Конечно, мы слегка преувеличиваем, так как общаги большинства столичных ВУЗов имеют теперь вполне приличный вид, обеспечивая личное пространство проживающим, однако интроверты все равно будут напуганы.

К минусам также можно отнести то, что все льготы, которыми обладает очник, снимаются с него сразу же, как только он переводится на другую форму обучения, либо недотягивает по отметкам. К примеру, если вы закончили сессию с тройкой, в некоторых ВУЗах это может считаться поводом не платить вам стипендию весь следующий семестр.

Очная или заочная - как выбрать правильно

Прежде всего, ответьте себе на несколько вопросов:

  • Есть ли у вас время на учебу?
  • Имеете ли вы работу? Готовы ли от нее отказаться?
  • Хватит ли денег на обучение вам или вашим родителям?
  • Льготы вас интересуют, либо о них вы думаете в последнюю очередь?
  • Как насчет самодисциплины? Без нее лучше не пытаться поступать на заочное.

Помните, что очная форма потребует львиную часть вашего времени, а заочная – пару часов каждый день. Поэтому важно учитывать то, сколько вы готовы заниматься ежедневно. Также обратите пристальное внимание на финансовый вопрос, поскольку любая форма обучения потребует расходов, начиная от платы за курс, заканчивая приобретением канцелярских товаров. Часто людям приходится брать кредит на образование. Прикиньте свои будущие расходы на основе статьи Сколько стоит жизнь студента?

Учитывая все плюсы и минусы двух форм обучения, честно ответив на вышеуказанные вопросы, можно помочь себе определиться с выбором очной или заочной формы обучения. Помните, что все, в конечном итоге, зависит именно от вас, а не от ВУЗа или того, сколько часов вы провели в его стенах. Терпение, усидчивость, самодисциплина и желание учиться помогут вам провести годы обучения с пользой, получив вожделенный диплом.


Сотрудникам, совмещающим работу с обучением, для сдачи экзаменов, защиты диссертации или просто для прохождения промежуточной сессии законодательством преду­смотрены учебные отпуска. Причем, в отличие от ежегодного оплачиваемого отпуска, учебный отпуск предоставляется независимо от того, сколько в конкретной организации проработал этот сотрудник – день или полгода. Практически в каждой организации есть работники-студенты и периодически в связи с этим возникают вопросы. В статье расскажем, что должен знать работодатель об учебном отпуске.

Условия предоставления учебного отпуска

В соответствии с гл. 26 ТК РФ работодатель обязан предоставлять лицам, совмещающим работу с получением образования, дополнительные учебные отпуска. Данная обязанность возникает вне зависимости от того, изъявил ли желание учиться сам работник или его направил на обучение работодатель.

Отпуска могут быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми – на это влияет форма обучения работника (очная, заочная или очно-заочная). В основном, если работник обучается очно, отпуск не оплачивается, а если заочно или очно-заочно – оплачивается.

Однако у работодателя нет обязанности предоставлять учебные отпуска всем без исключения обучающимся работникам, поскольку законодатель установил для этого определенные условия.

При этом учебный отпуск предоставляется не только работникам, которые получают образование впервые, но и уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем по трудовому или ученическому договору, заключенному в письменной форме (ч. 1 ст. 177 ТК РФ).

а

Гарантии и компенсации работникам, получающим образование соответствующего уровня не впервые и по своей инициативе, а также обучающимся по не имеющим государственной аккредитации программам, могут устанавливаться коллективным или трудовым договором.

Успешно обучающимся считается тот, кто не имеет задолженности за предыдущий курс (семестр), подтверждением чему является справка-вызов, без предъявления которой работником учебный отпуск работодатель предоставлять не обязан.

Если работник получает образование одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебный отпуск предоставляется только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

Обязан ли работодатель предоставлять работникам-совместителям учебный отпуск или ежегодный оплачиваемый отпуск на время учебного?

Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству сотрудник не отработал 6 месяцев, отпуск предоставляется авансом. То есть работодатель, у которого сотрудник работает по совместительству, обязан предоставить ему только ежегодный оплачиваемый отпуск одновременно с отпуском по основному месту работы. Предоставление совместителям учебного отпуска или ежегодного оплачиваемого отпуска одновременно с учебным отпуском по основной работе Трудовой кодекс не предусматривает.

Таким образом, на работе по совместительству можно обратиться к работодателю с копией справки-вызова и заявлением с просьбой только об отпуске без сохранения заработной платы на время учебного отпуска. И если работодатель не возражает, совместитель на время обучения оформит отпуск за свой счет, продолжительность которого определяется по соглашению работодателя и работника.

Виды отпуска

Виды и продолжительность отпусков в зависимости от программ образования и формы обучения представим в таблице.

Вид отпуска

Программа образования

Форма обучения

Цель отпуска и его продолжительность (в календарных днях в учебном году)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на последующих курсах – 50 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – до 4 месяцев в соответствии с учебным планом (ст. 173 ТК РФ)

Подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке

30 дней в течение календарного года плюс время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно за счет работодателя (ст. 173.1 ТК РФ)

На соискание ученой степени кандидата или доктора наук

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени:

– кандидата наук – 3 месяца;

– доктора наук – 6 месяцев (ст. 173.1)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на последующих курсах – по 40 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – не более 2 месяцев (ст. 174 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 9 дней (ст. 176 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 22 дня (ст. 176)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Итоговая аттестация после обучения на подготовительном отделении – 15 дней (ст. 173 ТК РФ)

Вступительные испытания – 15 дней (ст. 173)

1. Промежуточная аттестация – 15 дней в учебном году (ст. 173).

2. Сдача итоговых государственных экзаменов – месяц; сдача итоговых государственных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы – 4 месяца (ст. 173)

Вступительные испытания – 10 дней (ст. 174 ТК РФ)

1. Промежуточная аттестация – 10 дней в учебном году.

2. Государственная итоговая аттестация – до 2 месяцев (ст. 174)

А для некоторых лиц, совмещающих работу и обучение, преду­смотрены такие гарантии, как оплата проезда к месту нахождения образовательной организации и свободный от работы день.

Порядок предоставления учебного отпуска

Как уже было отмечено, основанием для учебного отпуска при соблюдении всех остальных условий является справка-вызов, выдаваемая работнику образовательным учреждением. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1368. Одновременно со справкой работодатели, как правило, запрашивают у работника заявление с просьбой об учебном отпуске.

Может ли работодатель на основании просьбы работника предоставить учебный отпуск меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове?

Однако многие специалисты считают, что если работник в заявлении укажет меньшее количество дней, то можно предоставить ему отпуск меньшей продолжительности, поскольку запрет на это законодательством не установлен.

Сведения о дополнительных отпусках также вносятся в личную карточку работника.

В табеле учета рабочего времени время учебного отпуска с со­хранением заработной платы отмечается буквенным кодом «У» или цифровым «11», без сохранения заработной платы – буквенным «УД» или цифровым «13».

По выходу работника из учебного отпуска он должен представить работодателю отрывную часть справки.

По соглашению между работодателем и работником к учебному отпуску могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (ч. 2 ст. 177 ТК РФ).

В отличие от остальных учебных отпусков, соискатель ученой степени кандидата наук или доктора наук должен в письменной форме уведомить работодателя о намерении реализовать свое право на отпуск не позднее чем за год до предполагаемой даты начала отпуска.

Можно ли предоставить работнику учебный отпуск с последующим увольнением в соответствии со ст. 127 ТК РФ?

В силу того, что в Трудовом кодексе есть нормы, в которых не уточняется, какой отпуск имеется в виду, возникает вопрос – относится ли к этим отпускам учебный отпуск (аналогичные проблемы возникают с отпуском без предоставления заработной платы)? Вопрос спорный, но на практике учебный отпуск с последующим увольнением применяется.

Однако в ст. 127 ТК РФ говорится, что работнику при увольнении могут предоставляться все неиспользованные отпуска. Здесь явно речь идет не об учебном отпуске, а о ежегодных основном и дополнительных. Поэтому положения ст. 127 на учебный отпуск не распространяются.

Причем работник-студент вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за 2 недели, если законом не установлен иной срок. Течение срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).

Можно ли по инициативе работодателя уволить работника во время нахождения его в учебном отпуске?

А вот в этом случае, считаем, положение ч. 6 ст. 81 ТК РФ, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, распространяется и на учебный отпуск. Поэтому если, например, работника хотят уволить в связи с сокращением численности или штата, уведомив его за 2 месяца, и дата его увольнения приходится на время учебного отпуска, то расторгать трудовой договор в тот же день нельзя. Уволить работника нужно в первый день после выхода его из отпуска.

Сотрудник, с которым заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за несколько дней до выхода последнего на работу принес справку-вызов. Должны ли мы предоставить ему учебный отпуск и на сколько дней?

Мнений по данному вопросу несколько.

Вторая позиция: нужно продлить с работником срочный трудовой договор на время учебного отпуска, а расчет с ним произвести в последний рабочий день, то есть по аналогии со ст. 127 ТК РФ при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением.

Однако мы придерживаемся третьей позиции: если известна дата выхода основного работника, трудовой договор прекращается с выходом его на работу, поскольку учебный отпуск не является основанием для продления срочного договора. А учебный отпуск должен быть предоставлен и оплачен только в пределах сроков действия срочного трудового договора.

Оплата учебного отпуска

Например, если учебный отпуск совпал с новогодними праздниками, за сотрудником сохранится средний заработок и за эти праздничные дни.

Если в период учебного отпуска работник заболел, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачиваться не будет, независимо от того, сохранялся за ним на время учебного отпуска средний или частичный заработок либо нет [1] .

Если работник досрочно сдал экзамены, можно ли удержать с него сумму среднего заработка за оставшийся период отпуска?

Так как учебный отпуск был уже оплачен по среднему заработку до его начала, а Трудовой кодекс не позволяет удержать данную сумму или ее часть при увольнении лица, работающего по срочному трудовому договору, в связи с окончанием действия этого договора, работодатель не имеет права удержать указанную сумму при окончательном расчете.

Нет и правовых оснований удерживать ранее выплаченные отпускные при отчислении из образовательного учреждения до окончания учебного отпуска. На основании ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Если учебный отпуск совпал с ежегодным

В силу ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности последнего, исполнения им во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. То есть указания о продлении или переносе ежегодного отпуска в случае совпадения с учебным нет, как и соответствующей обязанности у работодателя.

При этом, как уже было отмечено, в силу ч. 2 ст. 177 ТК РФ к дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173 – 176 ТК РФ, ежегодные оплачиваемые отпуска могут присоединяться по соглашению работодателя и работника.

Таким образом, по согласованию с работником (на основании его заявления) работодатель должен или присоединить к учебному отпуску ежегодный отпуск, или перенести на другое время.

Если работник и работодатель не успели согласовать вопрос о том, присоединить ежегодный отпуск к учебному или перенести, работодатель может продлить отпуск самостоятельно, но только если эта возможность установлена локальным нормативным актом.

Что значит заочное обучение?

Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?

Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.

Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.

Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.

Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам

  • Установочная сессия

Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.

Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.

Теория, регулярное выполнение практических заданий удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).

Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.

Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.

Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.

На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.

Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.

Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.

Виды заочного обучения

Классическое заочное

Сессии и защиты – в вузе. Каждые полгода студент приезжает в университет примерно на месяц на зачеты и экзамены, начитку лекций, сдачу лабораторных и практикумов. В семестрах – сдача работ по электронной почте по графику преподавателя. Полный срок 4,5-6 лет, в зависимости от специальности и ступени.

Модульная или очно-заочная форма обучения

Что значит очно-заочное обучение в вузе? Такая форма раньше называлась «вечерней» и для поступления обязательно было иметь работу. Сейчас на очно-заочную форму обучения может поступать любой абитуриент. Аудиторная нагрузка распределяется почти как на очном, то есть большая часть занятий проводится в вузе. Занятия обычно проходят во второй половине дня: с 17-18 часов – до позднего вечера или по выходным (график устанавливает вуз). Можно учиться на бакалавриате и специалитете. Срок – 5 лет.

Сокращенная

Что значит сокращенное заочное обучение в институте? Это возможность получить высшее образование гораздо быстрее, чем любым другим способом, от 3 лет. Доступно только для тех, у кого есть диплом СПО, интегрированного с программой вуза или первое высшее смежного профиля. Обязательно нужно свидетельство, что абитуриент работает по специальности.

Дистанционное обучение

заочно-дистанционное обучение

Заочно-дистанционное - без поездок в вуз и дешевле классической заочки

Полностью удаленное обучение через электронную платформу со всем ресурсами вуза. Позволяет изучать теорию и практику на расстоянии, сдавать сессии и защищать диплом онлайн. Студент обучается внутри учебной среды, которая обеспечивает всеми учебными, практическими, коммуникативными ресурсами – студент может учиться с любого устройства и быть на связи с вузом столько, сколько ему необходимо, выстраивая график обучения так, как удобно. Учебный год, как на очном, разделен на семестры и сессии. В зависимости от имеющегося образования и учебного профиля, сроки обучения, могут быть от 3 до 5,5 лет. Образование может быть любой ступени, что значит, возможно заочное обучение в колледже, вузе: на специалитете, в бакалавриате, в магистратуре, второе высшее.

Преимущества заочного обучения и кому подходит

  • Заочное обучение стоит меньше очного.

Лето — та самая пора, когда тысячи людей решают где, чему и как им учиться. У многих идёт выбор между очной и заочной формами обучения. Выбор для некоторых простой, для других — сложный. Чтобы упростить его, сведём воедино общие данные об очном и заочном обучении.

На самом деле, форм обучения сейчас гораздо больше. Среди них есть обязательно и та, которая больше всего вас устроит. Вспомним всех их.

Очное дневное обучение.

Это основной вид обучения, который выбирают выпускники школ. Предполагает занятия в дневное время 5-6 дней в неделю. Система изучения предметов — блочная или академическая. Чаще — академическая, при которой набор предметов изучается в течение определённого времени, а потом студент подтверждает свои знания во время сдачи сессий — зимних и летних.
При очном дневном обучении молодые люди всё своё время посвящают образованию. Днём они находятся в ВУЗе, вечером — выполняют обширное домашнее задание. Таким образом, учёба идёт, как модно говорить, «методом полного погружения». Если человек настроен учиться, то эта форма даёт ему все возможности получить самое качественное образование, пройти практику и защитить диплом.
На старших курсах (а в некоторых учебных заведениях и с первых) студенты имеют возможность заниматься научными разработками. Это увлекательное дело некоторых захватывает настолько, что они решают продолжить своё образование и становятся учёными.
Учитывая плотный график образовательных мероприятий, на всё другое, включая подработку, у человека просто не остаётся времени.

· полное погружение в учёбу = качественные знания;

· постоянное общение с преподавателями, многие из которых являются людьми интересными, а некоторые — широко известными;

· возможность заниматься научной деятельностью во время учёбы;

· полноценная студенческая жизнь, что даёт основу для всей дальнейшей судьбы;

· полноценное использование всех студенческих льгот, в том числе — отсрочка от армии.

· не остаётся времени ни на какие побочные занятия, в том числе — на подработку;

· если не бюджет, то цена самая высокая;

· иногородним приходится жить в общежитии.

Заочное обучение.

Эту форму обучения выбирают те ребята, которые по каким-то причинам не могут учиться очно. Причины разные. Среди них: необходимость совмещать учёбу с работой, невозможность попасть на желанный факультет очно, отсутствие возможности жить в другом городе длительно. Заочное обучение проводится циклами. Сначала — установочная сессия на которой педагог выдаёт (рекомендует) учебные материалы и вкратце объясняет основные положения тем. Затем студент изучает всё подробно дома. После этого, дважды в год проводится экзаменационная сессия, на которой приходится подтвердить полученные знания.

· возможность совмещать учёбу с работой и другими видами деятельности (к примеру, уход за больным родственником или малолетним ребёнком);

· человек живёт в привычном ему графике и только несколько раз в год выезжает на сессии;

· обучение на заочной форме стоит дешевле, чем на очной;

· заочно можно поступить на тот факультет и в тот вуз, в который очно «пробиться» сложнее.

· без крепкой самодисциплины хороших знаний студент не получит;

· учиться нужно дольше, чем на очном отделении;

· всё-таки придётся уезжать из дома на несколько недель, а это не всегда легко сделать;

· заочная форма обучения вызывает усмешку у некоторых работодателей, что может вызвать сложности при первичном трудоустройстве.

Очно-заочное (вечернее) обучение.

Для тех, кто хочет получить хорошие знания, однако не может учиться очно, есть во многих вузах очно-заочная форма обучения, ранее носившая название вечерней. В этом случае занятия обычно проходят вечером или по выходным. Режим занятий устанавливает учебное заведение. Могут существовать несколько групп. К примеру, одна занимается по понедельника, средам и пятницам с 18 до 22 часов, вторая — по вторникам, четвергам с 18 до 20 часов и в субботу с 14 до 20 часов, третья — только по субботам или воскресеньям, но — полный день с 9 до 20 часов. Университеты вправе самостоятельно устанавливать график занятий и он существенно различается в каждом из них.
При очно-заочном обучении чаще используется блочная система преподавания, когда студенты изучают предмет и сдают его сразу по мере прохождения.

· возможность сочетать учёбу с работой;

· легче попасть на желанный факультет желанного вуза;

· обучение приближено к очному.

· сочетание работы с учёбой практически не оставляет свободного времени;

· приходится очень потрудиться, получая диплом;

· увеличено время учёбы по сравнению с очным;

· нет льгот для студентов.

Дистанционное обучение

Постепенно вытесняет заочное и очно-заочное, так как является более удобным и самым недорогим. Стало возможным благодаря развитию современных технологий. Чаще всего студент появляется в вузе дважды — оформляя документы для учёбы и получая диплом. Всё остальное — посредством Интернет. Занятия могут проводится через скайп и другие программы. При этом имеется чёткое расписание лекций и занятий, есть прикреплённый преподаватель, к которому можно обращаться в любое время. Контрольные работы выполняются дома и отправляются в ВУЗ по электронной почте.

· обучение в своём графике из любой точки мира;

· поступить легче, учиться интересно;

· легко сочетается с работой и любым другим видом деятельности.

· нет даже подобия студенческой группы, студенческой жизни;

· нет студенческих льгот.

Какую бы форму обучения вы ни выбрали, учиться придётся везде. О том, что учатся только очно — забудьте. Уже не те времена и диплом просто так вам никто не даст. Поэтому перед подачей документов взвесьте ещё раз все аргументы за и против обучения, примите осознанное решение. И, если уж поступили в ВУЗ, отнеситесь к этому со всей серьёзность. Тогда и толк будет и дипломом гордиться можно будет.

Очное, очно-заочное, дневное, вечернее, заочное — форматов обучения в российских вузах довольно много, и абитуриент, недавно закончивший школу или колледж, легко запутается в определениях. Между тем, выбор формы обучения не менее важен, чем выбор самого факультета: сделав ставку на неудобный или неподходящий формат, студент потеряет время.

Необязательно кидаться из крайности в крайность и выбирать между очной и заочной формой. Если у будущего студента есть возможность часто посещать вуз, но нет желания делать это ежедневно, можно выбрать очно-заочную форму. О том, что это, что такое «очное» обучение, и чем оно отличается от очно-заочного, расскажем ниже.

Что такое очное обучение?

Итак, базовым отделением в вузах считается очное. Такой формат мало отличается от обучения в школе или колледже. Студент посещает занятия с 1 сентября, с понедельника по пятницу (иногда даже в субботу). Каждый день в его расписании будут лекции, семинары, практические занятия — от двух до пяти пар. В конце семестра (в последнюю неделю декабря и мая) проходит зачетная неделя, а в январе и июне — экзаменационная сессия. При успешной сдаче всех зачетов студента допускают к экзаменам. Сдав все экзамены за год, он перейдет на следующий курс.

Что такое очно-заочное обучение?

В прошлом очно-заочное обучение называли вечерним, а очное — дневным. Очно-заочная форма образования позволяет совмещать работу с учебой: занятия проходят вечером 3–4 раза в неделю, после 17:00–18:00. Как и при заочной форме, на вечернем отделении студент сам несет ответственность за свое образования: он проводит больше времени за изучением литературы.

Установочных сессий, как на заочном отделении, здесь нет: студенты посещают вуз постоянно, на протяжении всего семестра.

Чем отличается очное обучение от очно-заочного?

В рамках очного обучения студент получает максимум знаний от преподавателя. Как и в других формах, он должен заниматься и самостоятельно, но лишь отчасти.

При очно-заочной форме от учащегося требуется дисциплинированность и готовность заниматься без помощи преподавателей. У последних меньше времени на лекции, практикумы и промежуточные контрольные работы, и студенту нужно посвящать больше времени на самостоятельное изучение литературы. Тем не менее, он может чаще контактировать с преподавателями вуза и восполнять пробелы.

Преимущества очного обучения

Студенты очных отделений имеют несколько преимуществ перед теми, кто посещает вечерние занятия:

  • они могут больше времени уделять учебе. Как правило, такие студенты еще не имеют постоянной работы или только подрабатывают вечерами;
  • их контролируют чаще и строже на протяжении всего семестра, что сказывается на качестве подготовки;
  • студентам-очникам не нужна огромная мотивация: даже расслабившись в середине семестра, они успеют подготовиться к сдаче экзаменов, так как в любом случае посещают занятия;
  • занятия проходят утром или днем — в тот период, который считается наиболее комфортным и продуктивным для обучения.

Наконец, на очном отделении у студента будет больше возможностей наладить связи с преподавателями, другими учащимися, будущими работодателями. Это очень важно.

Преимущества очно-заочного обучения

У очно-заочного обучения часть преимуществ очного: студенты часто видятся с преподавателями, могут без проблем сдать «хвосты», получить ответы на вопросы, разобрать сложные темы. Ежедневные занятия удобны и эффективны: в отличие от заочников, которые иногда «забывают» про учебу на 2–3 месяца, студенты вечернего отделения не забывают пройденное.

К основным преимуществам очно-заочной формы можно отнести:

  • возможность совмещать работу и обучение в вузе;
  • более гибкий график: занятия выстраивают, ориентируясь на возможности студента;
  • меньшее количество занятий. Студент может больше времени уделять самостоятельной работе;
  • сниженная стоимость.

В течение года вы всегда можете перевестись с очно-заочного отделения на очное или наоборот.

Какую форму обучения выбрать?

Выбор факультета, специальности, формы обучения — дело индивидуальное. Так, если у студента есть возможность учиться на протяжении 4–5 лет и пользоваться поддержкой родителей или супруга, очное отделение будет оптимальным решением. Если такой возможности нет, можно поступить на очно-заочное: в этом случае можно совмещать работу и учебу. Заочное образование часто получают как второе высшее или в том случае, если студент проживает в другом городе и не готов переезжать. Оно универсально и подходит всем, кто готов заниматься самостоятельно.

Читайте также: