Какая должна быть зарплата медсестры по майскому указу президента

Опубликовано: 03.10.2024

О реализации настоящего Указа см. информацию Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2013 г.

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 марта 2018 г. N АКПИ18-4, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N АПЛ18-205, подпункт "а" пункта 1 настоящего Указа признан не противоречащим действующему законодательству

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ мер, направленных на создание условий для повышения удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников, направленные письмом Минтруда России от 25 ноября 2013 г. N 14-0/10/2-7222

См. Перечень мероприятий по увеличению к 2020 г. числа высококвалифицированных работников, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. N 2108-р

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

ГАРАНТ:

См. Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 14 марта 2018 г. N АКПИ18-4, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N АПЛ18-205, подпункт "е" пункта 1 настоящего Указа признан не противоречащим действующему законодательству

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;

разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;

включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;

обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети "Интернет" фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;

обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Методику расчета целевого показателя "Рост количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации (по отношению к 2012 г.)", утвержденную приказом Минкультуры России от 30 сентября 2013 г. N 1503

увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

ГАРАНТ:

См. методику расчета целевого показателя "Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях от общего числа детей", утвержденную приказом Минкультуры России от 30 сентября 2013 г. N 1504

См. Рекомендации о порядке направления Минфину России информации о достигнутых (фактических) значениях целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений для учета при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 888н

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, утвержденные приказом Минтруда России от 11 марта 2013 г. N 94

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

ГАРАНТ:

О правилах использования в 2015 - 2017 годах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ в целях реализации настоящего Указа в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников см. постановление Правительства РФ от 6 декабря 2014 г. N 1331

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

7 мая 2012 года

Для совершенствования государственной социальной политики Правительству РФ следует реализовать ряд мер.

Так, к 2018 г. размер реальной зарплаты должен увеличиться в 1,4 - 1,5 раза, а средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна быть повышена до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе.

К 2020 г. число высококвалифицированных работников должно возрасти так, чтобы оно составляло не менее трети от количества квалифицированных сотрудников.

Ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. необходимо создавать до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.

До 1 декабря 2012 г. следует принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики. Повышение оплаты должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. При этом следует предусмотреть, что к 2018 г. средняя зарплата соцработников, включая сотрудников медорганизаций, младшего медперсонала, среднего медицинского (фармацевтического) персонала увеличивается до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе. Что касается работников медорганизаций с высшим образованием, предоставляющих медуслуги (обеспечивающих их предоставление), то повышение должно быть до 200%.

Уделено внимание также сохранению и развитию российской культуры. В частности, к 2015 г. в малых городах должно появиться не менее 5 центров культурного развития, а количество госстипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов следует увеличить до 4 тыс.

Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

Почти 7 лет назад президент подписал так называемые майские указы, согласно которым зарплаты врачей и преподавателей должны были вырасти вдвое. О том, как со временем изменялся документ и что о нем говорили власти, читайте в материале ниже:

Зарплаты бюджетников: что не так с майскими указами президента

Майскими принято называть 11 указов, которые Путин подписал 7 мая 2012 г., когда в третий раз вступил в должность президента России. Там содержится набор поручений правительству, среди которых увеличение размера реальных зарплат преподавателям и врачам в 1,5-2 раза.

Деньги на выполнение указов должны были заложить в федеральный и региональные бюджеты, но увеличение пенсионного возраста и повышение НДС для этого не требовались. Экономический кризис и западные санкции, введенные после присоединения Крыма, сделали «майские указы» трудновыполнимыми; ответственность за них в итоге легла на регионы, сразу же ушедшие в долги.

Так, например, у медицинских учреждений Кемеровской области накопилась задолженность в размере 1,7 млрд руб. из-за попыток выполнить майские указы.

В Красноярском крае таких антирекордов не было, но и указы Путина выполнить не удалось. Об этом два года назад заявлял министр труда и соцзащиты Максим Топилин, говоря об итогах 2017 г.

«Есть ряд регионов – это Красноярский край, Еврейский автономный округ – они чуть-чуть не дотянули по отдельным категориям. Красноярский край – это работники культуры и соцработники. Еврейская не дотянула по трем категориям работников», – отчитался министр.


К концу третьего президентского срока Путина, когда в отчетах цифры выглядели лучше, чем в кошельках красноярцев, зампред Федерации профсоюзов Красноярского края Лариса Соловьян в апреле 2018 г. объясняла это географическими особенностями:

«Специфика нашего региона такова, что на севере региона районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями выше, чем, например, на юге края. В связи с этим, зарплата у северян больше, что мы и видим в отчете об исполнении указа президента в части повышения зарплаты за прошлый год.

Мы не раз предлагали проводить дополнительный мониторинг раздельно по группам территорий края в зависимости от коэффициента районного регулирования. По крайней мере, так было бы понятнее и не возникало бы подобных вопросов», – объяснила специалист.

В Кремле на заседании Госсовета 4 мая 2017 г. тоже звучала критика реформ: «Народный фронт держит на контроле 179 ваших поручений в рамках мониторинга исполнения "майских указов". Из них мы считаем, что 35 поручений исполнены, 44 не исполнены и 100 поручений исполнены частично и требуют доработки», — заявлял тогда глава исполкома ОНФ Алексей Анисимов.

7 мая 2018 г., через несколько часов после очередной инаугурации президента Путина, на сайте Кремля опубликовали новый указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Это стало планом работы на четвертый президентский срок Путина. Согласно новым майским указам, Россия должна войти в пятерку самых крупных мировых экономик.

Из нового документа исчез пункт о повышении зарплат преподавателей и врачей из-за высокой нагрузки на региональные бюджеты. Теперь формулировки стали менее конкретны: президент просто обещает обеспечить реальный рост доходов населения.

По словам премьера РФ Медведева, на новые указы необходимо собрать 8 трлн руб. до 2024 года, а минимальные средства якобы уже найдены. Как именно правительство было намерено искать деньги без повышения пенсионного возраста и налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан, не понятно. Медведев подчеркивал, что весь план обойдется бюджету в 25 трлн руб. Многие экономисты были с ним не согласны.

«Чтобы сделать все перечисленное в указе, по моим оценкам, потребуется более половины годового ВВП, то есть около 60-70 трлн руб., а может быть и все 100% ВВП, то есть более 90 трлн руб. И тут закономерно возникает вопрос, где взять деньги на этот праздник жизни», – отмечал эксперт Forbes Андрей Зубец.

Позже первый замминистра финансов Леонид Горнин сообщил, что деньги все-таки нашли. По его словам, финансирование национальных проектов будет осуществляться из федерального бюджета на 95%. Остальные пять процентов закроют региональные средства.

С тех пор власти объявили о пенсионной реформе, которая включает в себя повышение пенсионного возраста, а также о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%.

Тем не менее, по расчетам РБК, у 864 больниц вообще не осталось бы денег на зарплату немедицинским работникам. В 2,3 тысячи больниц при выполнении указов зарплата немедицинского персонала была бы ниже прожиточного минимума, в 3,3 тысячи — ниже средней по региону.

В случае полноценного выполнения «майских указов» только в 814 больницах России заработки немедицинских работников могли бы достичь средних по региону, делает вывод РБК.

Вскоре помощник президента Андрей Белоусов предложил ежегодно изымать в виде налогов 500 млрд руб. сверх доходов металлургических, химических и нефтехимических компаний, которые могут пойти на реализацию указа. Позже компании согласились добровольно участвовать в приоритетных для государства инвестиционных проектах.

Красноярские депутаты в мае 2017 г. отмечали, что с новым документом у них появилась конкретная схема работы. И теперь «положения станут дополнительными вводными в ежедневной работе на ближайшие годы».

«Мы получили довольно четкие ориентиры и теперь будем ждать план Правительства РФ по их достижению. Наиболее очевидный позитивный эффект для регионов уже виден: в указе говорится о доведении норматива зачисления налоговых доходов от акцизов на топливо в бюджеты субъектов РФ до 100 %», — отмечал Егор Васильев, нынешний министр экономики и регионального развития края, будучи тогда депутатом Заксобрания.

В преддверии выборов действующий президент, по совместительству — кандидат в президенты, обратился к Федеральному собранию. Помимо прочего в его речи прозвучало, что в стране достигнута стабильность и устойчивый рост по всем направлениям. Постараемся максимально объективно рассмотреть, так ли это на примере отдельно взятой станции скорой медицинской помощи.

Итак, 2012-й год запомнился нам не только очередным переизбранием ВВП, глумлением над основным Законом страны – Конституцией (без референдумов или хотя бы попыток имитации интереса к мнению народа, увеличением «президентского» срока в полтора раза), не только избиениями людей при разгоне майских демонстраций и не только Болотной площадью.

Но отчёт о выполнении не прозвучал. Видимо, похвастаться нечем.

Посмотрим насколько выполнены «майские указы» на примере одного из них – за номером 597 – «О мерах по реализации государственной социальной политики». этот Указ предписывает, в частности:

Звучит многообещающе, не правда ли? Особенно, если не брать в расчёт то, что в начале президентского срока выпускается указ, который необходимо выполнить к концу этого самого срока. А что, удобно! Надавать обещаний, дождаться конца срока управления, не выполнить их, а там, глядишь уже время подошло новые обещания давать — красота! (чувствую, очередные указы будут предписывать повысить уровень жизни в РФ к 2024 году!).

Впрочем, ладно. Может, это я придираюсь. Может, это просто так совпало. Ну может же такое быть?! Хотя бы по теории вероятности?!

Вообще, этот указ касается не только работников сферы здравоохранения, но и учителей и соцработников, но мы сейчас взглянем изнутри именно на ситуацию в медицине.


Как же выполнялось данное позитивное распоряжение президента?! В Воронежской области это выглядело вот как: необходимо повысить зарплату медикам. Но ведь денег в государстве не хватает! Выход очевиден: нужно сократить койко-места, уволить «лишних сотрудников», за счёт высвободившихся средств поднять зарплату оставшимся, попутно нагрузив их работой уволенных коллег!

Дёшево и сердито!

Закипела работа: по городу и области закрываются отделения (родильные, хирургические, гинекологические и пр.), сотрудники выкидываются на улицу, нагрузка на оставшихся возрастает вдвое, зарплата вырастает на 10%, президенту отчитываются о выполнении указов и при этом – огромной экономии! (яркий пример – Рождественскохавская участковая больница – из стационара на 100 коек с действующей хирургией и терапией, превращена в куцый аппендикс с тремя ВОПами, корпуса переделаны под общежития. В итоге скорая помощь едет к больным аж из Новой Усмани за 40 километров, зато учреждение оптимизировано! Здания сняты с баланса минздрава, не нужно тратиться на свет, тепло, воду, зарплаты. А то, что людишки время от времени помирают, так об этом в майских указах ничего сказано не было!).

Похожая ситуация, в более или менее разрушительном варианте, отмечается везде: закрыты родильные отделения в Хохле и Нижнедевицке – мамочки теперь ездят рожать за 40 и 100, соответственно, километров в Воронеж. Предполагается, что больницы «оптимизированы», но, пожалуй, стоило бы спросить мам и их родню – нравится ли им такой вариант, кажется ли он им более оптимальным? Та же судьба постигла роддома в Репьёвке, Каменке, Грибановке, закрыта гинекология в Аннинской РБ. Чем не может похвастаться отечественная медицина, так это открытием новых больниц, кабинетов, отделений. Нет, если вы скажете об этом чиновникам, то они сразу же закричат, размахивая бумагами, подтверждающими их несомненную правоту, что де, открыты же, к примеру, сосудистые отделения, разнообразные межрайонные центры! Вот только сосудистые отделения открылись… на месте закрытых гастроэнтерологических (в Воронеже на весь город осталось одно-единственное городское отделение гастроэнтерологии), межрайонные центры открыты на базе разгромленных травматологий, слитых с разгромленными хирургиями, обкусанных гинекологий, слитых с урезанными урологиями и т.д. и т.п.

Похожая участь не минула и Воронежскую Станцию Скорой Медицинской Помощи.

Нет, у нас не закрывались подстанции на районах, нас не объединяли с поликлиниками (хотя такие безумные проекты были) и стационарами, хотя такие проекты тоже имеются), нас просто постепенно зажимали в тиски распоряжений, указов и норм.

До сих пор не отменённый за каким-то там номером приказ советского ещё времени устанавливает норму в 1 бригаду СМП на 10 тыс. населения. Соответственно, на миллионный Воронеж должно приходиться 100 бригад! Имеется ли такое количество в наличии?! Отнюдь. Максимум – 70.

Скажу больше: данная норма установлена для Советского Союза где население было, скажем прямо, гораздо более сознательным и не вызывало скорую помощь с температурой 37,2, или, если кто-то сломал ноготь, или набил шишку на лбу. Не было принято вызывать, если кого-то бросил муж/жена – с истерикой справлялись парой оплеух и стаканом воды в физиономию. Список можно продолжать бесконечно, но мы не будем этого делать. Скажем лишь о том, что после распада Советского Союза нагрузка на службу СМП многократно возросла. В отличие от зарплаты, которая возросла существенно меньше. Я сознательно говорю только о материальном вознаграждении за выполненную работу, опуская статусность и уважение к профессии и её носителям со стороны людей, потому что как бы там ни было, но именно ради зарплаты работают люди в буржуазном обществе. Труд пока ещё не стал всеобщей безусловной потребностью, это просто способ выжить и прокормить своих детей.

И вот – майские указы.


Поначалу, увидев в зарплатных квитках соответствующую строку «выплата во исполнение приказа №597» все радостно встрепенулись, однако при ближайшем рассмотрении данного документа стало ясно, что всех нас «слегка обманули»

Итак, указ предписывает поднять среднюю зарплату сотрудникам до 200% от среднеобластной – врачам и до 100% – среднему и младшему медперсоналу.

Позитивная тенденция, не правда ли? Очевидно, что это придумано для того, чтобы снизить нагрузку на людей, чтобы они не были вынуждены работать на 2-3 работах для достижения достойного (условно) заработка.
Однако пояснения к данному Указу предлагают рассчитывать среднюю ЗП в организации, как «сумму начисленных зарплат, делённую на количество физических лиц». То есть никого не волнует, сколько тебе пришлось работать, чтобы заработать эти 27 000 (средняя зарплата по Воронежской области). На одну ставку, на полторы, или на три. Написано в квитке 27 000 или около того, значит, Указ в отношении тебя выполнен! Остальное никого не волнует, если ты вынужден в прямом смысле слова жить на работе, работать в неукомплектованной бригаде, чтобы получить надбавку за «работу без помощника» – твои проблемы. Поясню наглядно: вот девочка фельдшер, 25 лет, живёт одна. Работает на 1,25 ставки – тоже постоянно одна. Это 9 суток в месяц, 24 часа в сутки без поддержки и защиты, 20 вызовов за дежурство. Обед – 20 минут. Зарплата 30 000 – с переработкой и оплатой «работы без помощника».

Нормальные условия работы?

А если девочка будет работать на 1 ставку и с помощником? Тогда убираем 1/5 суммы – 6 000 (столько составляет переработка) и убираем примерно 6000 – это доплата за «без помощника». Что получаем на выходе? 18 000! Вот зарплата фельдшера на ставку.

А у медсестры – 13 000.

А в среднем – 27 000, да. Просто кто-то получает существенно больше.

В итоге «средняя зарплата» наглядна в той же степени, что средняя температура по больнице: у одного 42 градуса, у другого уже комнатная, а в среднем у них обоих всё отлично – 36,6.

Главный экономист СМП ездит на майбахе, остальной коллектив ходит пешком, а в среднем у всех по «приоре».

Главный врач кушает мясо, я – капусту, в среднем мы едим голубцы…

Но и санитаркам не всем повезло: примерно с середины прошлого года во всех лечебных учреждениях Воронежа стали спешно «переделывать» санитарок в… уборщиц! Уборщица – это не медперсонал и зарплату ей повышать не нужно. Плевать, что работа всё та же. Мило, правда?

В итоге Указ Президента по сути саботирован: зарплата поднята на бумаге, кадровый потенциал не сохранён (молодежь уходит, «старики» умирают), престижность профессии… это попросту анекдот.

Всё это прошло бы незамеченным, если бы измотанные, усталые, задёрганные и по-прежнему нищие медики «скорой помощи» Воронежа продолжили молчать. Но, очевидно, чаша терпения наконец переполнилась. Триста пятьдесят сотрудников написали заявление на имя главного врача о невыполнении указа 597, а чтобы у ВВП не было иллюзий о том, что его указы везде и всюду выполняются, отправили копию в приёмную Президента РФ и прокуратуру.

Что тут началось!


Руководство, до этого брезгливо отворачивающееся и не желающее обсуждать повышение зарплат, вдруг стало уделять время общению с подчинёнными. Медикам постоянно доказывали, что они и без повышения получают прекрасные зарплаты, ссылаясь при этом на разъяснения к приказу! От них требовали не мутить воду и не раскачивать лодку! Некоторые заведующие популярно разъясняли им, что они не достойны хорошей зарплаты по определению, другие взывали к их совести, а третьи называли дебилами и прочими, прекрасно характеризующими этот неблагодарный скот словами, стремясь донести, что нельзя так себя вести! Нельзя хотеть получать 27 000, работая только на одну ставку и в укомплектованной бригаде!

Но эти неблагодарные твари, с присущей среднему медперсоналу твердолобостью, продолжали подписывать заявление! Самым циничным образом они не желали работать в режиме стуки через сутки и хотели себе зарплату побольше! Их не пугали даже угрозы штрафов и увольнений!

В итоге письмо всё же было подписано и разослано адресатам. Сейчас адресаты тянут время, чтобы дать ответ уже после выборов, когда высшее руководство не накажет за снижение лояльности избирателей к «гаранту» стабильности и безопасности. Что ж… это было вполне ожидаемо. Хочется лишь пожелать медработникам не отступать от своих требований, не опускать рук после неудач в борьбе и помнить, что их проблемы являются общими для всех трудящихся людей в стране! А проблемы, товарищи, нужно решать, а не убегать от них!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает.

1. О расчете фактического уровня средней заработной платы категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного в соответствии с приказом Росстата от 30 октября 2012 года N 574 федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 года).

Средняя заработная плата по отдельным категориям работников за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же период. Например, средняя заработная плата социальных работников за 2013 год сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за 2013 год.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 24 октября 2011 года N 435". - Примечание изготовителя базы данных.

Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации исчисляется в соответствии с действующим порядком путем деления суммы фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, фонда начисленной заработной платы работников, заключивших гражданско-правовые договоры, и других работников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.

При этом среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации формируется Росстатом на основе сведений, предоставленных организациями всех видов экономической деятельности и всех форм собственности.

Таким образом, действующий порядок исчисления средней заработной платы для целей статистических наблюдений установлен приказом Росстата от 24 ноября 2011 года N 435*.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 24 октября 2011 года N 435". - Примечание изготовителя базы данных.

При разработке региональных планов мероприятий ("дорожных карт") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013-2018 годах, в части расчетов динамики заработной платы отдельных категорий работников используется прогнозируемая среднемесячная заработная плата в субъектах Российской Федерации.

Прогнозируемая среднемесячная заработная плата в субъектах Российской Федерации определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 года N 492, в том числе на среднесрочный период - учтенной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий период.

2. О порядке учета изменения прогнозных значений заработной платы в субъекте Российской Федерации в показателях роста заработной платы по категориям, определенным указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

Примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 годах предусмотрены Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.

Конкретные показатели предусмотрены "дорожной картой" субъектов Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что в методических рекомендациях Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России, Минкультуры России по разработке Планов мероприятий ("дорожных карт") "Повышение эффективности качества услуг в сферах здравоохранения, культуры, образования и науки, социального обслуживания населения на 2013-2018 годы" предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений, а также ряд других мероприятий, которые позволят обеспечить равномерную динамику повышения оплаты труда категорий работников, определенных Указом Президента. Также в случае, если заработная плата работников, определенных Указом, находится на уровне средней заработной платы в субъекте Российской Федерации или превышает его, целесообразно проводить мероприятия по поддержанию достигнутого уровня с равномерным повышением средней заработной платы до прогнозных значений средней заработной платы в регионе в 2013-2018 годах.

3. О механизме реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) повышение оплаты труда работников бюджетной сферы обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг.

В этих целях предусмотрено:

а) построение сквозных отраслевых систем показателей эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу "Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник". Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливающих государственных программах и "дорожных картах";

б) установление на уровне субъектов Российской Федерации с учетом отраслевых целевых индикаторов соответствующих индикаторов развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения в каждом субъекте Российской Федерации и разработка необходимых мероприятий по их достижению. Категории, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.

Таким образом, выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера.

Поступательная реализация данных мероприятий, повышение оплаты труда, создают предпосылки увеличения в дальнейшем тарифной части заработной платы.

4. О механизме выделения финансовых средств субъектам Российской Федерации на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года

В целях обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено оказание в 2013-2015 годах субъектам Российской Федерации дополнительной финансовой помощи в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - дотации) в объеме 100,0 млрд рублей в 2013 году.

Выделение указанных средств осуществляется в рамках заключенных с Минфином России соглашений об условиях предоставления бюджету субъекта Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Кроме того, обеспечение равных возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории Российской Федерации государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется путем предоставления из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Расчет объема финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670, на основе показателей индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Показатель налогового потенциала является оценкой доходов, которые могут поступить в бюджет из налоговых источников, закрепленных за соответствующим уровнем бюджетной системы, рассчитываемой на основе данных за период двух отчетных лет до текущего года и на последнюю отчетную дату текущего года, с учетом структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации и изменений действующего законодательства Российской Федерации.

Обращаем внимание, что повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 должно осуществляться с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет использования внутренних ресурсов отраслей социальной сферы, в том числе в результате реорганизации неэффективных учреждений.

Сокращение числа малоэффективных учреждений может происходить через:

реорганизацию, путем слияния в одно или присоединения нескольких учреждений к одному наиболее крупному, эффективно работающему;

упразднение отделений, оказывающих неэффективные или маловостребованные населением услуги;

осуществление перевода учреждений на новые формы финансового обеспечения путем изменения типа учреждений, введения механизма подушевого финансирования;

принятие решения о перепрофилировании учреждений, изменении их структуры.

5. О повышении заработной платы врачей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы:

врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе,

младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Данные повышения распространяются на врачей, младший и средний медицинский персонал независимо от того, в какой организации они работают.

6. О сохранении дифференциации в оплате труда младшего и среднего медицинского персонала

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предусмотрено повышение средней заработной платы по категориям работников. При этом заработная плата конкретного работника в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента N 597.

Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, а также "дорожными картами" в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, предусмотрены более высокие соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации по сравнению с соотношениями средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации ежегодно до 2017 года.

К среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу предусматриваются более высокие требования к квалификации, чем к должностям младшего медицинского персонала. Практически по всем должностям среднего медицинского (фармацевтического) персонала необходимо наличие среднего профессионального образования по различным специальностям и сертификата специалиста.

В то время как по должностям младшего медицинского персонала требуется только наличие среднего (полного) общего образования и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности либо наличие среднего (полного) общего образования без дополнительной подготовки.

Кроме того, трудовые функции по должностям среднего медицинского (фармацевтического) персонала значительно сложнее, чем у младшего медицинского персонала, что отражено в разделе "Должностные обязанности" квалификационных характеристик должностей среднего (фармацевтического) медицинского персонала (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения").

Таким образом, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности.

7. О разработке раздела "Квалификационные характеристики работников в сфере социального обслуживания" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих

В рамках выполнения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Минтрудом России организована разработка профессиональных стандартов, в том числе для специалистов в области социальной защиты населения. В частности, подготовлены профессиональные стандарты для руководителя организации социального обслуживания, специалиста по социальной работе, социального работника и психолога в социальной сфере, содержащие квалификационные требования к указанным работникам и характеристики их трудовых функций.

Планируется, что данные профессиональные стандарты будут использоваться:

работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

8. О повышении оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597

К категории работников, подпадающих под действие подпункта "е" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, относятся социальные работники, по основной работе занятые на должностях социального работника.

Повышение оплаты труда специалистам по социальной работе, специалистам по реабилитации, помощникам воспитателя, младшим воспитателям, культорганизаторам, аккомпаниаторам, библиотекарям учреждений сферы социального обслуживания населения Указом не предусмотрено. Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации были направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации в целях недопущения возможной социальной напряженности, диспропорций в оплате труда между специалистами внутри учреждения и отрасли, а также оттока квалифицированных кадров, изыскать возможность повышения заработной платы данных категорий работников с учетом социально-экономического положения субъекта Российской Федерации (письмо Минтруда России от 3 декабря 2012 года N 12-3/10/2-3620).

9. О повышении оплаты труда педагогических работников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, а также преподавателей учреждений высшего дополнительного профессионального образования

Что касается педагогического персонала в детских учреждениях здравоохранения, а также социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, воспитателей в приютах, центрах помощи семье и детям, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительству Российской Федерации поручено представить предложения о доведении к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Мониторинг зарплаты. Зарплата врачей медсестер майские указы Президнта РФ.

Мониторинг зарплаты предназначен для контроля за исполнением майских указов Президента РФ Путина В.В., изданных в мае 2012 года. В части здравоохранения имеется ввиду майский указ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Согласно этим указам к 2018 году зарплата врачей , должна быть выше в два раза средней по региону. Так же повышение ожидает и зарплаты медсестер и других медицинских работников, оказывающих медицинские услуги.

В мониторинге представлена следующая информация:

  • Зарплата врачей (медработники c высшим медицинским образованием, предоставляющих медицинские услуги);
  • Зарплата медсестер (средний медицинский персонал);
  • Зарплата младшего медицинского персонала .

В связи с изменением методики расчёта средней заработной платы, данный контроль в дальнейшем становится нецелесообразным. Подробнее можно прочитать в статье об изменениях в законодательстве Что ждёт работников бюджетной сферы?

2013 2014 2015 2016 2017 2018
Январь





Февраль





Март





Апрель





Май





Июнь





Июль





Август





Сентябрь





Октябрь





Ноябрь





Декабрь





В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

Читайте также: