Какая средняя зарплата в лнр

Опубликовано: 14.05.2024

Жители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик живут на зарплаты, которые вдвое меньше украинских и втрое меньше российских. Между тем, цены в магазинах ничуть не ниже, чем в России. Те, кому повезло иметь огород, снабжают все семейство продуктами и избегают магазинов.

Единственное, что помогает населению выживать, это крайне низкие цены на коммунальные услуги и транспорт. Кроме того, пенсионеры ухитряются получать сразу две пенсии — местную и украинскую. Хотя в сумме все равно получается очень немного.

Экономический анализ Донбасса в высшей степени затруднителен, поскольку ни одно из экономически направленных ведомств самопровозглашенных ДНР и ЛНР не публикует никакой статистической информации. Исключением является мониторинг цен на товары, который исправно ведется и в ДНР, и в ЛНР, а также данные о численности населения ЛНР.


Доходы населения

Средняя зарплата в ДНР и ЛНР — 8-10 тысяч российских рублей в месяц. Это почти в четыре раза меньше, чем в среднем в России (38,8 тысячи рублей), и почти вдвое меньше, чем в среднем на Украине (8 777 гривен, или 18,4 тысячи рублей).

Как рассказал проживающий в Донецке программист Андрей, попросивший не называть его фамилии, заявленные зарплаты действительно такие, однако есть примеры с более низким доходом. «У меня на двух прошлых работах была зарплата вдвое меньше официальной. Пять дней в неделю, по 8 часов ежедневно, я наполнял сайты новостями. На своем ноутбуке, который приносил на работу. Получал 5 тысяч рублей. На другой работе — дизайнер, 6 тысяч рублей, оформлял журналы, логотипы, визитки, выполнял заказы из России», — рассказал он. В компании, где Андрей трудится сейчас, его зарплата чуть больше 20 тысяч.

Экономическая ситуация в ДНР и ЛНР схожа по многим параметрам, поэтому примеры из ДНР не должны сильно отличаться от ситуации в ЛНР.

Украинские пленные во время обмена пленными между ЛНР и ДНР и Киевом между поселками Майорск и Горловка. 27 декабря 2017

«Разделение на бедных и богатых в последнее время стало намного более резким. Сравнительно большие деньги получают люди, каким-то образом, по-видимому, связанные с государством», — сказал Андрей.

«Тем, кто получает по 3-5 тысяч в месяц, помогают родственники. Например, если есть огород, продукты с него распределяются по всему семейству, и в магазины никто не ходит», — пояснил Владимир, уроженец Донецка, ныне живущий в Севастополе, но регулярно посещающий родной город.

Цены в магазинах

Стоимость продуктов мало отличается от российских. Говядина в ДНР, по данным местных властей, стоит 260-330 рублей за килограмм, свинина — 230-275 рублей, сыр — 387 рублей, огурцы-помидоры — 120-170 рублей. Сравнительно небольшие цены на крупы (рис, греча, пшеница, овсянка) — 10-43 рубля, хлеб — 20 рублей за килограмм, картофель — 21 рубль, репчатый лук — 17.

Продукты, в основном, возят из России, реже — из Украины, часть производят в ДНР. Каким образом украинские продукты попадают в Донецк, не известно. Но, по крайней мере, как это происходит в мелких масштабах, местные жители в курсе. «Я лично наблюдал картину, как в одном из приграничных городов женщина на велосипеде с деревянным ящиком на багажнике съездила на подконтрольную Украине территорию несколько раз, — рассказал Андрей. — Там в магазине она покупала лимонады и кондитерские изделия. Скажем, «Кока-Кола» там стоит 20 гривен (42 рубля), а в Донецке — 100 рублей», — рассказал Андрей.

EurasiaNet.org направляла запросы с просьбой предоставить информацию об экономическом положении ДНР — в де-факто министерства финансов и экономического развития, статистическое агентство и центробанк. В единственном поступившем ответе из центробанка сообщалось, что для получения информации необходима аккредитация министерства связи. В этом ведомстве в аккредитации отказали, ссылаясь на то, что корреспондент должен работать на территории ДНР.

Двойные пенсии

Большинство пенсионеров Донбасса получают местную пенсию (в среднем, 4 476 рублей), и еще одну — на Украине. Отец и мать Андрея, пенсионеры, получают 4 и 3 тысячи соответственно. «У большинства именно такая пенсия, а ее минимальный размер в республике составляет 2,9 тысячи рублей», — пояснил он.

«Все, кто в состоянии, ездят в города, подконтрольные Украине, регистрируются там как временные переселенцы и получают вдобавок украинскую пенсию, которая составляет около 1,5-2 тысячи гривен [3,1-4,1 тысячи рублей]. Каждый месяц пенсионеры выезжают, чтобы обналичить эти поступления в банкоматах украинских банков», — рассказал Андрей.

О данном факте знают и власти ДНР и ЛНР, и правительство в Киеве. Чиновники самопровозглашенных республик ведут разъяснительную работу с населением, пытаясь отговорить пенсионеров от двойных пенсий.


Транспорт и коммунальные услуги

Низкий уровень жизни на Донбассе частично компенсируются экстремально низкими тарифами на коммунальные, транспортные и другие услуги массового спроса. Так, например, трехкомнатный частный дом площадью 65 кв. м в Донецке в зимнее время обходится в 780 рублей в месяц при наличии счетчиков на воду и газ (в Петербурге двухкомнатная квартира размером 40 кв. м обходится в 5-6 тысяч рублей). Большую часть этого платежа составляет газ (545 рублей), так как в доме газовое отопление, остальное — электричество (135 рублей), вода и вывоз мусора. Оптоволоконный интернет — дополнительно 184 рубля в месяц.

Проезд в трамваях и троллейбусах Донецка, которые хотят через весь город, стоит 3 рубля. В автобусах — 8 рублей. Такси — 100-150 рублей в пределах города.

«Низкие тарифы, конечно, очень помогают людям, особенно пенсионерам, но этого недостаточно, так как цены на продукты все равно высокие, — считает Андрей. — Еще недавно жить было полегче, так как на Донбасс приходила гуманитарная помощь [украинского бизнесмена и уроженца Донецка] Рината Ахметова, которую раз в две недели раздавали пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Это пакет с едой килограммов пять. Сахар, рис, макароны, паштеты, чай, конфеты, кукуруза, зеленый горошек, подсолнечное масло, тушенка. Реально много всего. Но пару месяцев назад помощь прекратилась».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Жители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик живут на зарплаты, которые вдвое меньше украинских и втрое меньше российских. Между тем, цены в магазинах ничуть не ниже, чем в России. Те, кому повезло иметь огород, снабжают все семейство продуктами и избегают магазинов.

Единственное, что помогает населению выживать, это крайне низкие цены на коммунальные услуги и транспорт. Кроме того, пенсионеры ухитряются получать сразу две пенсии — местную и украинскую. Хотя в сумме все равно получается очень немного.

Экономический анализ Донбасса в высшей степени затруднителен, поскольку ни одно из экономически направленных ведомств самопровозглашенных ДНР и ЛНР не публикует никакой статистической информации. Исключением является мониторинг цен на товары, который исправно ведется и в ДНР, и в ЛНР, а также данные о численности населения ЛНР.


Доходы населения

Средняя зарплата в ДНР и ЛНР — 8-10 тысяч российских рублей в месяц. Это почти в четыре раза меньше, чем в среднем в России (38,8 тысячи рублей), и почти вдвое меньше, чем в среднем на Украине (8 777 гривен, или 18,4 тысячи рублей).

Как рассказал проживающий в Донецке программист Андрей, попросивший не называть его фамилии, заявленные зарплаты действительно такие, однако есть примеры с более низким доходом. «У меня на двух прошлых работах была зарплата вдвое меньше официальной. Пять дней в неделю, по 8 часов ежедневно, я наполнял сайты новостями. На своем ноутбуке, который приносил на работу. Получал 5 тысяч рублей. На другой работе — дизайнер, 6 тысяч рублей, оформлял журналы, логотипы, визитки, выполнял заказы из России», — рассказал он. В компании, где Андрей трудится сейчас, его зарплата чуть больше 20 тысяч.

Экономическая ситуация в ДНР и ЛНР схожа по многим параметрам, поэтому примеры из ДНР не должны сильно отличаться от ситуации в ЛНР.

Украинские пленные во время обмена пленными между ЛНР и ДНР и Киевом между поселками Майорск и Горловка. 27 декабря 2017

«Разделение на бедных и богатых в последнее время стало намного более резким. Сравнительно большие деньги получают люди, каким-то образом, по-видимому, связанные с государством», — сказал Андрей.

«Тем, кто получает по 3-5 тысяч в месяц, помогают родственники. Например, если есть огород, продукты с него распределяются по всему семейству, и в магазины никто не ходит», — пояснил Владимир, уроженец Донецка, ныне живущий в Севастополе, но регулярно посещающий родной город.

Цены в магазинах

Стоимость продуктов мало отличается от российских. Говядина в ДНР, по данным местных властей, стоит 260-330 рублей за килограмм, свинина — 230-275 рублей, сыр — 387 рублей, огурцы-помидоры — 120-170 рублей. Сравнительно небольшие цены на крупы (рис, греча, пшеница, овсянка) — 10-43 рубля, хлеб — 20 рублей за килограмм, картофель — 21 рубль, репчатый лук — 17.

Продукты, в основном, возят из России, реже — из Украины, часть производят в ДНР. Каким образом украинские продукты попадают в Донецк, не известно. Но, по крайней мере, как это происходит в мелких масштабах, местные жители в курсе. «Я лично наблюдал картину, как в одном из приграничных городов женщина на велосипеде с деревянным ящиком на багажнике съездила на подконтрольную Украине территорию несколько раз, — рассказал Андрей. — Там в магазине она покупала лимонады и кондитерские изделия. Скажем, «Кока-Кола» там стоит 20 гривен (42 рубля), а в Донецке — 100 рублей», — рассказал Андрей.

EurasiaNet.org направляла запросы с просьбой предоставить информацию об экономическом положении ДНР — в де-факто министерства финансов и экономического развития, статистическое агентство и центробанк. В единственном поступившем ответе из центробанка сообщалось, что для получения информации необходима аккредитация министерства связи. В этом ведомстве в аккредитации отказали, ссылаясь на то, что корреспондент должен работать на территории ДНР.

Двойные пенсии

Большинство пенсионеров Донбасса получают местную пенсию (в среднем, 4 476 рублей), и еще одну — на Украине. Отец и мать Андрея, пенсионеры, получают 4 и 3 тысячи соответственно. «У большинства именно такая пенсия, а ее минимальный размер в республике составляет 2,9 тысячи рублей», — пояснил он.

«Все, кто в состоянии, ездят в города, подконтрольные Украине, регистрируются там как временные переселенцы и получают вдобавок украинскую пенсию, которая составляет около 1,5-2 тысячи гривен [3,1-4,1 тысячи рублей]. Каждый месяц пенсионеры выезжают, чтобы обналичить эти поступления в банкоматах украинских банков», — рассказал Андрей.

О данном факте знают и власти ДНР и ЛНР, и правительство в Киеве. Чиновники самопровозглашенных республик ведут разъяснительную работу с населением, пытаясь отговорить пенсионеров от двойных пенсий.


Транспорт и коммунальные услуги

Низкий уровень жизни на Донбассе частично компенсируются экстремально низкими тарифами на коммунальные, транспортные и другие услуги массового спроса. Так, например, трехкомнатный частный дом площадью 65 кв. м в Донецке в зимнее время обходится в 780 рублей в месяц при наличии счетчиков на воду и газ (в Петербурге двухкомнатная квартира размером 40 кв. м обходится в 5-6 тысяч рублей). Большую часть этого платежа составляет газ (545 рублей), так как в доме газовое отопление, остальное — электричество (135 рублей), вода и вывоз мусора. Оптоволоконный интернет — дополнительно 184 рубля в месяц.

Проезд в трамваях и троллейбусах Донецка, которые хотят через весь город, стоит 3 рубля. В автобусах — 8 рублей. Такси — 100-150 рублей в пределах города.

«Низкие тарифы, конечно, очень помогают людям, особенно пенсионерам, но этого недостаточно, так как цены на продукты все равно высокие, — считает Андрей. — Еще недавно жить было полегче, так как на Донбасс приходила гуманитарная помощь [украинского бизнесмена и уроженца Донецка] Рината Ахметова, которую раз в две недели раздавали пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям. Это пакет с едой килограммов пять. Сахар, рис, макароны, паштеты, чай, конфеты, кукуруза, зеленый горошек, подсолнечное масло, тушенка. Реально много всего. Но пару месяцев назад помощь прекратилась».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Москва постарается подтянуть уровень жизни в ДНР и ЛНР под российский минимум

К началу 2022 года зарплаты и пенсии в ДНР должны вырасти до уровня Ростовской области. Об этом заявил глава республики Денис Пушилин.

В сообщении на официальном сайте главы ДНР сказано, что в республике сейчас наблюдаются «условия стабильного роста экономических показателей». С учетом этого Пушилин поручил правительству довести уровень пенсий, зарплат работников бюджетной сферы и госслужащих до уровня Ростовской области. Работа в этом направлении уже ведется, и процесс должен быть завершен к 1 января 2022 года.

По словам Пушилина, повышение будет производиться в три этапа: с 1 января 2021 года; с 1 июля 2021 года; с 1 января 2022 года. В каждый из этапов пенсионные выплаты будут увеличиваться в среднем на 20%, заработные платы работников бюджетной сферы — на 28%, а государственных служащих — на 18%

Или все это будет делаться за счет российского бюджета, то есть за наш с вами счет? Напомню, еще во время присоединения Крыма в российском обществе возникали разговоры о том, что это делается за счет российских пенсионеров. Да и пенсионная реформа была вызвана необходимостью покрыть потери от западных санкций, спровоцированных именно ситуацией с Крымом и Донбассом. Наверное, некорректно ставить вопрос таким образом, но, тем не менее, серьезные финансовые вливания в Донбасс, который Москва не собирается присоединять, могут вызвать непонимание…

— Это вполне реально и, более того, жизненно необходимо, — уверен политолог Иван Лизан.

— Без повышения зарплат и пенсий невозможно будет остановить миграционный отток населения из ЛДНР.

«СП»: — Какова сейчас средняя зарплата и пенсия в ДНР? Насколько ее надо поднять, чтобы достигнуть уровня Ростовской области?

— Средняя зарплата — 11500 рублей, тогда как в Ростовской области — 28083 рубля. Средняя пенсия в ДНР в этом году (после январского повышения на 20%) составит 7374 рубля (минимальная пенсия на 500 рублей больше, чем на Украине), а в Ростовской области 15135 рублей. Разрыв, как видно, существенный. Чтобы догнать Ростовскую область (с учётом того, что там зарплаты и пенсии будут расти) в ЛДНР пенсии нужно повышать не на 20% ежегодно, а на 30%. То есть достигнуть показателей Ростовской области удастся лишь в том случае, если сама Ростовская область не будет расти.

Впрочем, средние зарплаты и пенсии примерно как средняя температура по больнице, состоящая из температуры в кабинете главврача и холодильнике морга. Корректнее измерять доходы по децилям — 10%. Тогда картина будет значительно корректнее и информативнее.

«СП»: — За счет чего это можно сделать? За счет российского бюджета? Или есть способы заставить работать местные экономики?

— Схема финансирования будет смешанной. Большая часть — субвенции из федерального бюджета. Остальное — расходы местных бюджетов. В какой пропорции будет финансирование — неизвестно, но, полагаю, большая часть будет из федерального бюджета.

«СП»: — Что именно в местных экономиках может приносить достаточную прибыль государству? Вон в той же ПМР предприятия работают, в том числе, сталь на Запад продают, и все довольны. Реально ли такое в непризнанных республиках Донбасса?

— Только высокий передел — металлургия, химпром, коксохим, добыча угля и машиностроение. АПК таких денег не даст, да и территории ЛДНР никогда не были аграрными.

Пример ПМР некорректен — она меньше, встроена в экономику Молдовы, а через соглашение о евроассоциации в экономику ЕС. И там уже почти 30 лет как нет войны. Плюс население ПМР на пике 1989 года составляло 677 тыс. человек, сейчас же сократилось до 469 тыс., то есть потеряна примерно треть населения. Да и миграционный отток из ПМР очень большой, сама же республика, фактически, принадлежит местной корпорации «Шериф». Пример, как видно, печальный.

При наличии политической воли и кадрах (местные, увы, неспособны на это) всё реально. Мир — разведение войск у той же Горловки, позволил бы запустить «Стирол» и вывести Горловку из состояния ужасной социальной депрессии.

«СП»: — Почему обозначен рубеж в 2020-й год? Успеют ли? И почему только сейчас этим озаботились? И для чего эта разбивка на три этапа? Насколько она адекватна реальности?

— Так это примерно совпадает с концом каденции глав республик. Озаботились же потому, что соответствующее решение приняли в Москве. На одном из заседаний Союза добровольцев Донбасса в конце декабря 2019 года, Владислав Сурков говорил о важности повышения уровня зарплат и пенсий в ДНР до среднероссийского уровня. Собственно, теперь об этом сказали главы республик. Такие решение принимают не в республиках, а в Москве.

Разбивка на этапы требуется для плавности повышения и сохранения экономической и политической стабильности, плюс балансировки расходов межу субвенциями и собственными средствами республик. Кроме того, нужно понимать, что по мере роста социальных стандартов будут расти коммунальные тарифы — коммунальное хозяйство в ЛДНР крайне недофинансировано, невооружённым глазом видно, как некогда передовой по части коммуналки Донецк постепенно деградирует, не говоря уже о других городах ДНР.

«СП»: — В ДНР давно российские деньги, российские товары, местное законодательство подгоняется под российское. Если сделать уровень жизни, как в Ростовской области, единственное, что остается между нами это граница? То есть достаточно просто будет ее снять, чтобы республики стали Россией? Не потребуется период приспособления, как в Крыму?

— ЛДНР — это уже не столько непризнанные республики, сколько непризнанные регионы России, во главе которых лишь для вида находится президент, в реальности его полномочия примерно соответствуют полномочиям среднестатистического российского губернатора (с поправкой на то, что в России порой губернаторы могут встречаться с главой, например, Белоруссии). Поэтому проведение переписи населения, повышение социальных стандартов, перевод на российское законодательство означает, фактически, присоединение данных регионов к России без юридического признания. То есть нужно будет просто оформить всё юридически и ликвидировать границу.

«СП»: — В России много критиков того, что Москва кормит Донбасс. Находились и те, кто присоединение Крыма критиковали, мол, это было сделано за счет российских стариков, мол, такие непопулярные меры, как пенсионная реформа и повышение НДС — следствия санкций, вызванных Крымом и Донбассом. Насколько можно соглашаться с этим? Вот если бы Донбасс включили в состав России, всю помощь региону было бы легче обосновывать. Может, прежде стоит решать вопрос со статусом? А то выходит, что мы даем деньги регионам, которые впихиваем в Украину?

— Мы живём в эпоху гибридной реальности: гибридные войны, гибридное право, гибридный поход к территориям. Отношение к ЛДНР отдаёт налётом шизофрении: с одной стороны, их финансируют, с другой стороны пытаются вернуть в состав Украины. Но с каждым годом последовательности становится всё больше, а риторики о возврате в состав Украины всё меньше. Поэтому медийную машину нужно перенастраивать на то, что ЛДНР — это не непризнанные республики, которые планируется вернуть, а непризнанные регионы России, от интеграции которых выигрывает страна. Во-первых, территориально — ЛДНР прикрывают Ростовскую область, по территории которой проходят важные транспортные коммуникации. Во-вторых, за счёт увеличения численности населения — дополнительные 4 млн человек позволяют расширить ёмкость внутреннего рынка, это не лишние рты, а дополнительные рабочие руки. В-третьих, ресурсно и экономически — в ЛДНР нужно вложить деньги и добиться превращения республик из рецепиентов в доноров.

— Подобное заявление Главы ДНР, конечно же, можно только приветствовать, — соглашается украинский политолог, координатор запрещенного на Украине объединения «Боротьба» Евгений Голышкин.

— Ситуация в республиканской социальной сфере действительно сложная. Уровень доходов большинства трудящихся граждан вне зависимости от того, в, коммерческих или государственных учреждениях они работают, мягко говоря, невысок.

Рост уровня производства действительно есть, однако поднять его до «довоенного» уровня и перейти к более высокому, уровню социального обеспечения мешает ряд субъективных факторов. Прежде всего, это боевые действия, экономическая блокада со стороны Украины (отсутствие колоссальных сумм социальных выплат в нарушении «Минских соглашений»), разрыв производственных цепочек и сопутствующие данной ситуации издержки.

«СП»: — За чей счет это будет достигаться?

— По всей видимости, Глава ДНР, прежде всего, рассчитывает на собственные силы, т.к. уже не первый год народное хозяйство республик Донбасса выстраивает свою работу по российским стандартам в рамках стратегического направления интеграции с Российской Федерацией. Опыт той же Приднестровской Молдавской республики тоже важен для Донбасса, однако не стоит забывать, что ПМР выходила на данный уровень практически 30 лет, война там не была такой кровавой и затяжной.

Конечно, помощь России большая и без ее содействия в организации сбыта продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий Донбассу бы пришлось крайне сложно. Также необходимо перенимать управленческий опыт наших братьев и делать собственную экономику эффективной.

«СП»: — Собственная экономика Донбасса достаточно сильная?

— До войны Донецкая и Луганская область давали до четверти украинского ВВП. Поэтому крайне важно восстановление хозяйственных связей, предусмотренных как «Минскими соглашениями», так и недавно озвученными инициативами «Нормандского формата». Однако новая украинская власть предпочитает лезть в кредитную петлю МВФ, нежели наладить конструктивный диалог и восстановить собственные темпы роста в металлургической, энергетической, химической и других отраслях промышленного производства.

Донбасс — это высокотехнологичный и богатый край, который бы, конечно, смог быть вполне самодостаточным субъектом, быть привлекательным для инвестиций и стать благоприятным и комфортным местом для индустриальных рабочих, сельчан, сотрудников научной сферы и учащейся молодежи.

«СП»: — А что ответить тем людям в России, которые говорят, что «хватит кормить Донбасс»? Это ведь и, правда, отражается на уровне жизни всех россиян…

— Слушать доморощенных нытиков, которые говорят, что «кормят» Донбасс не стоит. Это все уже было в истории этого трудового края со стороны украинской националистической пропаганды. Уподобляться риторике шизофреников из периферийной колонии — для россиян должно быть стыдно! Донбасс идет по пути интеграции с российским экономическим и культурным пространством, реализует государственные программы — ведь именно таковой является воля абсолютного большинства граждан.

«СП»: — Успеют ли за два года? И почему именно такие сроки?

— Обозначение таких точных хронологических рубежей говорит о системной работе над сложившейся проблематикой конкретном, стратегическом целеполагании молодого государства. Если народу Донбасса и руководству республик удастся достигнуть уровня доходов Ростовской области, это в корне поменяет «удельный» дипломатический вес республик, в том числе и на международной арене. Люди готовы трудиться и работать на стратегический результат.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Хвича Акубардия: Важно быть вовлеченным в лечение пациента и вести за собой команду

Что стоит за речью Путина в Совете безопасности

Прибрежным странам нужны деньги, а не старые корабли на рейде, считают в Америке

В целях обеспечения единых подходов к регулированию оплаты труда работников государственных учреждений Луганской Народной Республики и в соответствии со статьями 165, 456 Трудового Кодекса Луганской Народной Республики, статьями 28, 41 Закона Луганской Народной Республики от 25.06.2014 № 14-I «О системе исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики» Совет Министров Луганской Народной Республики постановляет:

1.1. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы работников государственных учреждений Луганской Народной Республики (приложение № 1 к настоящему постановлению).

1.2. Схему тарифных разрядов должностей руководящих, научных, научно-педагогических, педагогических работников, профессионалов, специалистов и других работников государственных учреждений Луганской Народной Республики (приложение № 2 к настоящему постановлению).

1.3. Схему тарифных разрядов должностей (профессий) профессионалов, специалистов, руководителей других структурных подразделений и служащих, общих для всех государственных учреждений Луганской Народной Республики (приложение № 3 к настоящему постановлению).

1.4. Схему тарифных разрядов должностей (профессий) работников, общих для всех государственных учреждений Луганской Народной Республики (приложение № 4 к настоящему постановлению).

1.5. Ставки почасовой оплаты труда работников всех отраслей экономики за проведение учебных занятий (приложение № 5 к настоящему постановлению).

2. Установить, что должностные оклады проректоров, заместителей руководителей государственных учреждений Луганской Народной Республики, заместителей руководителей структурных подразделений государственных учреждений Луганской Народной Республики, устанавливаются на 5-15 процентов, главных бухгалтеров – на 10-30 процентов, помощников руководителей – на 30-40 процентов ниже должностного оклада соответствующего руководителя, определенного по схемам тарифных разрядов, утвержденных настоящим постановлением.

3.1. Работникам государственных учреждений Луганской Народной Республики образования, науки, культуры, которые имеют статус академических, при определении максимальных размеров должностных окладов (ставок заработной платы, тарифных ставок) и ставок почасовой оплаты труда применяется дополнительный коэффициент повышения должностных окладов (ставок заработной платы, тарифных ставок): для руководящих работников максимальный размер которого не превышает 2, а других работников этих заведений – 1,3.

3.2. Надбавки работникам:

а) в размере до 50 процентов должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки):

за высокие достижения в труде;

за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения);

за сложность, интенсивность в работе.

Предельный размер указанных надбавок для одного работника не должен превышать 50 процентов должностного оклада.

В случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшение качества работы и нарушения трудовой дисциплины указанные надбавки отменяются или уменьшаются;

б) за почетные звания Луганской Народной Республики, Украины, СССР, союзных республик СССР "народный" – в размере 40 процентов, "заслуженный" – 20 процентов должностного оклада (ставки заработной платы);

в) за спортивные звания "заслуженный тренер", "заслуженный мастер спорта" – в размере 20 процентов, "мастер спорта международного класса" – 15 процентов, "мастер спорта" – 10 процентов должностного оклада (ставки заработной платы).

Надбавки за почетные и спортивные звания устанавливаются работникам, если их деятельность по профилю совпадает с имеющимся почетным или спортивным званием. При наличии двух или более званий надбавки устанавливаются за одно высшее звание. Соответствие почетного или спортивного звания профилю деятельности работника на занимаемой должности определяется руководителем государственного учреждения Луганской Народной Республики;

г) за знание и использование в работе иностранного языка: одного европейского – 10 процентов, одного восточного – 15 процентов, двух и более языков – 25 процентов должностного оклада (ставки заработной платы).

Надбавка не устанавливается работникам, для которых требованиями для занятия должности предусмотрено знание иностранного языка, что подтверждено соответствующим документом;

д) надбавка за престижность труда работникам централизованных бухгалтерий, обслуживающих учреждения образования, науки, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта в размере до 50 процентов от должностного оклада (ставки заработной платы) в зависимости от нагрузки.

3.3. Доплаты работникам:

а) в размере до 50 процентов должностного оклада (тарифной ставки):

за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников;

за совмещение профессий (должностей);

за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.

Указанные виды доплат не устанавливаются руководителям государственных учреждений Луганской Народной Республики, их заместителям, руководителям структурных подразделений государственных учреждений Луганской Народной Республики, их заместителям.

б) в размере до 40 процентов тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов), если высший размер не определен законодательством;

в) за ученое звание:

профессора – в предельном размере 33 процента должностного оклада (ставки заработной платы);

доцента, старшего научного сотрудника – в предельном размере 25 процентов должностного оклада (ставки заработной платы).

Указанная доплата устанавливается работникам, если их деятельность по профилю совпадает с имеющимся ученым званием. При наличии в указанных работников двух или более ученых званий доплата устанавливается за одно (высшее) звание;

г) за научную степень:

доктора наук – в предельном размере 25 процентов должностного оклада (ставки заработной платы);

кандидата наук – в предельном размере 15 процентов должностного оклада (ставки заработной платы).

Указанные доплаты устанавливаются работникам, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью. При наличии у работников двух научных степеней доплата устанавливается за одну (высшую) ученую степень.

Соответствие ученого звания и ученой степени профилю деятельности работника на занимаемой должности определяется руководителем государственного учреждения Луганской Народной Республики.

Документы, удостоверяющие наличие научной степени и ученого звания, должны соответствовать нормам и требованиям, предусмотренным законодательством;

д) за использование в работе дезинфицирующих средств, а также работникам, занятым уборкой туалетов, – в размере 10 процентов должностного (месячного) оклада.

3.4. Водителям автотранспортных средств:

надбавки за классность водителям II класса – 10 процентов, водителям I класса – 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное время;

доплаты за особый характер работы – в размере до 25 процентов тарифной ставки за отработанное время.

4. Предоставить право руководителям государственных учреждений Луганской Народной Республики, в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах расходов:

4.1. Устанавливать размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. Конкретные условия и размеры оплаты труда предусматриваются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики, а также настоящим постановлением.

4.2. Предоставлять работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год, кроме материальной помощи на погребение.

4.3. Утверждать порядок и размеры премирования сотрудников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда.

Премирование руководителей государственных учреждений Луганской Народной Республики отдельных отраслей бюджетной сферы, установления им надбавок и доплат к должностным окладам, оказание материальной помощи осуществляется по решению вышестоящего органа в пределах имеющихся средств на оплату труда.

5. Условия оплаты труда, должностные оклады (ставки заработной платы) и ставки почасовой оплаты труда, определенные настоящим постановлением, распространяются на соответствующие категории работников (невоеннослужащих и тех, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава) всех государственных учреждений Луганской Народной Республики независимо от ведомственного подчинения, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего постановления.

6. Определить, что настоящее постановление не распространяется на регулирование вопросов оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников учреждений при Совете Министров Луганской Народной Республики и государственных учреждений Луганской Народной Республики, отнесенных к ведению Администрации Главы Луганской Народной Республики.

7. Соответствующим исполнительным органам государственной власти Луганской Народной Республики в трехмесячный срок подготовить проекты постановлений Совета Министров Луганской Народной Республики относительно оплаты труда по отраслям в бюджетной сфере с учетом настоящего постановления и подать в установленном порядке Совету Министров Луганской Народной Республики на утверждение.

8. Предоставить право Министерству труда и социальной политики Луганской Народной Республики давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Луганской Народной Республики.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется с 01 ноября 2015 года.

Председателя Совета Министров

Луганской Народной Республики А.Н. Дробот

к постановлению Совета Министров

Луганской Народной Республики

от 03 ноября 2015 г. № 02-04/327/15

Базовые оклады (базовые должностные оклады),

базовые ставки заработной платы работников государственных учреждений Луганской Народной Республики

Тарифные разряды Базовые оклады (тарифные ставки) руб.
1 2 801
2 2 813
3 2 836
4 2 859
5 2 882
6 2 905
7 3 018
8 3 214
9 3 391
10 3 567
11 3 861
12 4 155
13 4 449
14 4 743
15 5 057
16 5 468
17 5 880
18 6 292
19 6 703
20 7 134
21 7 546
22 7 958
23 8 369
24 8 546
25 8 840

Министр Совета Министров

Луганской Народной Республики А.А. Гизай

к постановлению Совета Министров

Луганской Народной Республики

от 03 ноября 2015 г. № 02-04/327/15

тарифных разрядов должностей руководящих, научных, научно-педагогических, педагогических работников, профессионалов, специалистов и других работников государственных учреждений Луганской Народной Республики

2. Другие учебные учреждения образования

Инспектор учебного (учебно-методического) отдела , переводчик-секретарь слепого преподавателя (учителя), секретарь учебного (учебно-методического) отдела, лаборант

Начальники (заведующие) отделов, служб и других подразделений; заведующий аптечным пунктом (киоском)

Специалисты по социальной работе (по социальной

Специалисты с базовым высшим и неполным высшим медицинским и фармацевтическим образованием

Руководители кружков, музыкальной частью дискотеки, любительского объединения, клуба по интересам

Министр Совета Министров

Луганской Народной Республики А.А. Гизай

к постановлению Совета Министров

Луганской Народной Республики

от 03 ноября 2015 г. № 02-04/327/15

Схема тарифных разрядов должностей (профессий) профессионалов, специалистов, руководителей других структурных подразделений и технических служащих, общих для всех государственных учреждений

Должность Диапазон разрядов
по базовым окладам (тарифной ставке)
Ведущие профессионалы: конструктор, инженер-технолог, инженер, инженер - электроник, инженер-программист, архитектор, математик, художник-конструктор (дизайнер), экономист, юрисконсульт, психолог, социолог, бухгалтер (с дипломом специалиста), бухгалтер-ревизор и другие 7-10
Профессионалы и специалисты: конструктор, инженер-технолог, технолог, инженер, инженер - электроник, механик, энергетик, инженер-программист, архитектор, математик, художник-конструктор (дизайнер), экономист, юрисконсульт, психолог, социолог, бухгалтер, бухгалтер-ревизор и другие 6-9
Техники всех специальностей 5-7
Заведующие: канцелярией, центральным складом (складом), печатным бюро, камерой хранения, бюро пропусков, копировально-множительного бюро, фотолабораторией, экспедицией, хозяйством, другими подразделениями 5-8
Старшие: товаровед, кассир, инспектор, табельщик, диспетчер и другие; стенографистка I категории 4-6
Другие специалисты и технические служащие:
товаровед, экспедитор, секретарь учебной части, кассир (кассир билетный), инспектор, агент по снабжению, делопроизводитель, архивариус, табельщик, чертежник, учетчик, машинистка (всех категорий), секретарь-стенографистка, секретарь-машинистка, секретарь, паспортист, калькулятор и другие
4-5

Министр Совета Министров

Луганской Народной Республики А.А. Гизай

к постановлению Совета Министров

Луганской Народной Республики

от 03 ноября 2015 г. № 02-04/327/15

Схема тарифных разрядов
должностей (профессий) работников общих для всех государственных учреждений Луганской Народной Республики

Должность Диапазон разрядов
по базовым окладам (тарифной ставке)
1. Рабочие, которые выполняют простые неквалифицированные или вспомогательные работы:
гардеробщик, кастелянша, курьер, истопник, подсобный рабочий, грузчик, полотер, рабочий по благоустройству, сторож, стеклопротирщик, уборщик производственных (служебных) помещений, территории; швейцар и другие 1-2
2. Рабочие, которые выполняют малоквалифицированные работы:
аппаратчик химической чистки спецодежды, лифтер; водители: электро - и автотележки, транспортно-уборочной машины и самоходных механизмов; егерь, копировщик, эвакуатор, контролер и другие 1-3
3. Рабочие, которые выполняют квалифицированные (сложные) работы:
слесарь, столяр, электрик, электромеханик, наладчик, электромонтер, дозиметрист; операторы: аппаратов микрофильмирования и копирования, копировальных и множительных машин, электронно-вычислительных и вычислительных машин, рабочий-рыбовод; строитель, лесник, водитель автомобиля (автобуса) и другие 2-5
4. Рабочие, которые выполняют высококвалифицированные (особенно сложные и ответственные) работы:
по ремонту и наладке электронного и другого особо сложного оборудования, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водолазы станций спасательно-водолазных служб, рабочие по изготовлению глазных протезов, медицинский оптик лаборатории контактной коррекции зрения 3-8

Министр Совета Министров

Луганской Народной Республики А.А. Гизай

к постановлению Совета Министров

Луганской Народной Республики

от 03 ноября 2015 г. № 02-04/327/15

почасовой оплаты труда работников всех отраслей экономики

за проведение учебных занятий

Ставки почасовой оплаты в процентах к базовому окладу (базовой ставке) работника

Скоро семь лет, как самопровозглашенные республики Донбасса начали отдаляться от Украины. С тех пор они давно живут своей особенной повседневной жизнью со своеобразными, часто очень замысловатыми практиками выживания. «МК» изучил эти «практики» на месте.

ДНР стремится догнать, но не перегнать Ростов-на-Дону

На что живут люди

О цели догнать, но не перегнать Ростовскую область глава ДНР Денис Пушилин заявил в первый раз пару лет назад - так что этот путь уже можно изучать. Если вкратце, то последние годы государственным служащим и бюджетникам каждые 1 июля и 1 января просто повышали заработные платы - чуть меньше чем на 20%. И если пару лет назад начинающий врач или учитель в Макеевке получали по 6 тысяч рублей в месяц, то до нынешнего январского повышения - уже 10 тысяч.

А опытный врач или учитель с солидным стажем со всеми надбавками - «за тетради», «ночными» и прочими переработками - выходит на заработную плату в районе 20 тысяч рублей - в Донецке это очень неплохие деньги. Вот только последнее повышение их не коснулось…

«У нас у всех была такая специальная надбавка в 50% к окладу за «напряженность» - за работу в условиях военных действий, а сейчас в ходе этого повышения с 1 января оклады повысили на 17%, а надбавку снизили - кому до 15%, кому до 10 %, - поясняет «МК» Елена, сотрудник одного из донецких районных отделов образования. - И в итоге после такого повышения моя зарплата поднялась на 300 рублей, но я знаю учителей, у которых она из-за всех этих манипуляций понизилась на 1 тысячу. Правда, я знаю и директоров школ, которые получают со всеми надбавками и переработками до 50 тысяч, думаю, при таких суммах именно им эти 50% надбавки «за войну» не сняли, как «идеологическим работникам».

В Донецке важно различать «бюджетников» и государственных служащих. Государственным служащим заработные платы подняли реально. Рядовому персоналу городских администраций - в среднем до 14-15 тысяч рублей, полицейские уровня капитана-майора получают до 35 тысяч, люди в правительстве на уровне глав департаментов - 40 и выше.

Бюджетникам же в основном заработную плату подняли лукаво – вроде прибавили, а денег на руки больше получать не стали. Об этом много разъяснений давала местная пресса, писали о том, что «в целях оптимизации» выстраивается новая сетка надбавок «за сложность и напряженность в работе» - кому теперь 10%, кому 15%, кому 20%. Вот только учителя и врачи точно знают, что с 1 января и 1 июля 2020 года им заработные платы реально повышали, без всяких экономий на доплатах. А сейчас денег не добавили, а вот цены на коммунальные услуги подняли.

На фоне людей, получающих деньги от государства, бывшая «гвардия труда» - шахтеры и металлурги - в Донецке просто парии. Шахтерам под землей типа горнорабочих очистного забоя начисляют 25-27 тысяч рублей в месяц, но платят с задержкой в три-четыре месяца и частями, по 25%. Получать регулярно по 8 тысяч в месяц считается приемлемой нормой.

Такие же 7-8 тысяч - норма на кабельном заводе, Донецком металлургическом заводе, машиностроительных предприятиях. В коммерческой сфере получать 15-20 тысяч рублей в месяц считается большой удачей, торговцы на рынках получают гораздо меньше.

Когда в ДНР говоришь о деньгах, нельзя не упомянуть о главных кормильцах - пенсионерах. Пенсии старикам в рублях тоже подняли с 1 января. «Мне в последнее повышение подняли помощь на тысячу и стало 6500 рублей, а украинская пенсия у меня в 3500 тысячи гривен (примерно 9500 рублей - прим. МК), но забрать ее нет никакой возможности, год уже копится - срок карточки истек, а в Украину через блокпосты новую взять не пускают! Когда уже проезд откроют?!» - так емко охарактеризовала свое финансовое положение бабушка Таня из макеевского поселка Красная Звезда. Выплаты от Пенсионного фонда ДНР в рублях тут часто называют не пенсией, а «помощью от России», пенсию вроде как должна платить Украина, где все работали.

По данным украинского министерства социальной защиты, пенсии в гривне начисляют на карточки 650 тысячам пенсионеров с пропиской на неподконтрольных территориях. В деньгах это 3,5 миллиарда гривен (примерно 9,3 миллиарда рублей) в месяц.

У кого-то эти деньги копятся, как у бабы Тани, а те, кто пошустрее, имеют карты и, главное, коды и действующий личный электронный кабинет в украинском государственном «Ощадбанке». К их услугам огромная сеть как киосков «Обмен валют», так и просто предпринимателей без всяких офисов, которые эти деньги успешно обналичивают.

«Тут все просто, - поясняет «МК» один такой «предприниматель» из Макеевки Сергей. - Бабушка переводит деньги мне на счет в украинском банке, я ей отдаю рубли по курсу. С 10 тысяч гривен мой заработок 1,5 тысячи рублей, на меньшие суммы я на дом просто не выезжаю. Деньги небольшие, но и делов - на 10 минут!».

Те пенсионеры, что по-прежнему умудряются получать две пенсии, в рублях и гривне, и сами живут неплохо, и своих детей подкармливают. На одну какую-то пенсию прожить сложнее. По украинским данным, на территориях ЛДНР на 2014 год было 1.1 миллион пенсионеров, сейчас их примерно столько же, а вот пройти все круги ада в Украине с оформлением статуса «переселенца», проверками в банке и удержании своего счета под контролем получается далеко не у всех. Примерно 40% «потерялись.

Не меньше пенсионеров в экономику ДНР вносят шахтеры, строители, металлурги, работающие на просторах большой России. Такие «заробитчане» обычно заводят две карты «Сбербанка» - себе и семье в Донецке. Зарплата сразу же частично обналичивается в ДНР - обычно в самых массовых здесь киосках «Обмен валюты», примерно под 4-6% комиссии с суммы.


На что деньги тратят

С 1 февраля, ровно через месяц после повышения заработных плат и пенсий, повысили в среднем на 19% коммунальные платежи. Легенды о практически бесплатной коммуналке в Донецке стали нормой, в реальности за квартиру все-же платят. Двухкомнатная обходилась до подорожания примерно в 850 рублей в месяц за все, однокомнатная могла обходиться и в 500. После подорожания цены все равно гораздо дешевле, чем в Ростове-на-Дону и тем более в соседнем Мариуполе. Цена на газ теперь для населения, к примеру, 3 рубля (раньше было 2.6) за кубометр, в соседнем Ростове-на-Дону тот же российский газ обойдется уже в 5,51 рубля за тот же объем. Правительство Украины в приказном порядке пытается удержать цены на газ на черте в 6,99 гривны (18,9 рублей) за кубометр - разница с Донецком более чем в шесть раз.

С недавних пор в России тоже держат в приказном порядке оптовые и розничные цены на сахар и подсолнечное масло. По договорам, заключенным с правительством, торговля фиксирует розничные цены на уровне 110 рублей за литр масла и 46 рублей за килограмм сахара. Связи с Россией у самопровозглашенной республики в этом смысле никакой - масло в магазинах Донецка на этой неделе стоило 135 рублей, сахар - 51 рубль.

Стратегическим местным товаром является куриное мясо : республике достались две крупные птицефабрик - Енакиевская и Шахтерская. Обе тут же стали «государственными предприятиями» и жестко контролируются правительством. Цены на курятину - главный потребительский индекс.

Куры сейчас по 138 рублей за килограмм, куриное филе в районе 190. Еще один местный индекс - цены на водку - сейчас бутылка 0,5 стоит 120 рублей. Что в Донецке, что в Луганске остались избыточно большие водочные и табачные производства. Но сейчас правительство республики замахнулось на святое: в пятницу 26 марта было объявлено о повышении стоимости лицензий на алкоголь и табачную продукцию. Все для благ населения – чтобы народ легче отказывался от пагубных привычек и бюджет лучше наполнялся. Насколько повысятся цены на алкоголь и сигареты – пока неизвестно, но тренд население уже уловил – подорожала коммуналка, продукты, на очереди – цены на проезд в транспорте..

Остальные цены пока держатся. Свинина «по акции» в магазине идет по 250 рублей за мякоть и 330 за «шею», яйца по 80 рублей за десяток, молоко - 60 рублей за литр, картофель - 33, морковь - 45, лук -26. Можете сравнить цены в ближайшем супермаркете, сами дончане уверены, что у них цены в магазинах, «как в Москве».

Донецк на любом фото видно сразу - по распоряжению властей на любом торговом киоске, павильоне, магазине должен висеть флаг ДНР. Все рынки при этом давно национализированы и объединены в единое Государственное предприятие «Рынки Донбасса» с соответствующими вывесками в цветах флага на каждом «филиале».

Что продается под этими флагами и вывесками? Да все то же, что и в Ростове-на-Дону. С закрытием КПВВ на линии соприкосновения перекрыты каналы поставок украинских продуктов. Хотя они по-прежнему есть в магазинах, поскольку, как и все остальное, закупаются на российских оптовых базах и стоят теперь чуть дороже, чем в России, с учетом доставки.

Подорожали промышленные товары и на рынках - раньше за бельем, носками и любой другой компактной продукцией продавцы мотались через линию фронта в Харьков, на рынок «Барабашево». Теперь никакого маневра. Канал поставок один - Россия и Белоруссия.

При общении местный народ говорит про политику и войну скупо и точно - к обещанному по телевизору 15 марта наступлению ВСУ продукты на рынке скупали только совсем пожилые бабушки, все прочие расклады на фронте и их связь с текущей погодой знают точно. В Донецке 23 марта с утра опять лежал снег, а затяжная весна и грязь в полях точно не дадут начать никакой активной войны.

А вот, что обсуждают все - так это растущие цены, пенсии, закрытые КПВВ, долги по зарплатам… Всю эту небогатую жизнь в состоянии отсутствия мира.

Читайте также: