Какая зарплата у камаз мастер

Опубликовано: 15.05.2024

В конце года, традиционно за несколько дней до старта очередного ралли-рейда «Дакар», российская команда «КАМАЗ-мастер» собрала пресс-конференцию, чтобы рассказать своим поклонникам о предстоящей гонке.
Прошедший год стал юбилейным для КАМАЗа — ровно 50 лет тому назад в конце августа было принято решение о строительстве завода. Следующий год станет юбилейным для Владимира Чагина: ему также исполняется 50 лет. Небольшое круглое число отмечает и наступающий 42-й «Дакар»: Саудовская Аравия станет 30-й по счету страной, принимающей знаменитую гонку.

КАМАЗ довольно много надежд возлагает именно на открытие нового региона. По словам Владимира Чагина, Саудовская Аравия интересна заводу КАМАЗ прежде всего с коммерческой точки зрения. Каждый раз после успешного участия экипажей «КАМАЗ-мастер» в новой стране уровень продаж грузовиков, произведенных на Камском автозаводе, на этой территории резко увеличивается.

Именно этот факт и является одним из самых важных, почему завод и его партнеры каждый год отправляет команду на «Дакар» — а ведь затраты на участие в нем столь крупной команды очень высоки.

Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ», так охарактеризовал участие «КАМАЗ-мастера» в ралли «Дакар»: «Для нас успех команды в этих гонках — лучшая рекламная площадка. Когда телевизионная картинка с гонки идет на 198 стран, весь мир видит кадры, где российский грузовик всегда в лидерах. Никакой рекламной кампанией это не заменишь. В следующей генерации наших машин мы обязательно будем думать, как перевести их под новый облик. По крайней мере грузовики группы технической помощи команды должны принять облик машин пятого поколения».

Владимир Чагин на пресс-конференции впервые озвучил бюджет, сказав, что участие четырех экипажей и всей команды стоит 11 млн евро. При этом взнос только за одного человека, независимо от того, пилот это или механик, составляет 12 000 евро, а сам выезд обходится в 1,5 млн евро. Конечно, это невозможно сравнить с бюджетом команды Формулы 1, тем не менее это весьма внушительная цифра.

Помимо четырех боевых КАМАЗов в команду входит шесть грузовиков технического сопровождения и 58 сотрудников, включая специалистов по различным системам автомобиля, медицинских работников и медиакоманду Эрика Хайруллина для освещения ралли. Интересно, что на свои первые «Дакары» команда «КАМАЗ-мастер» выезжала в составе 10-15 человек…

Отправка команды проходит в три этапа: первыми 24 ноября курс на французский порт Марсель взяли грузовики. 5 и 6 декабря машины пройдут первичные технические проверки, будут погружены на паром организаторов соревнования в порту г. Марсель и отправлены на Аравийский полуостров. 1–2 января они прибудут в порт Джидды, где будут выгружены с парома, а 2–4 января состоятся административные и технические проверки перед стартом ралли. Последними — уже после Нового года — В Саудовскую Аравию прилетят пилоты и руководство команды.

В этом году команда «КАМАЗ-мастер» участвует в гонке четырьмя экипажами на автомобилях КАМАЗ-43509:

№ 500 — Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков.
№ 501 — Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильгиз Ахметзянов.
№ 511 — Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов.
№ 516 — Антон Шибалов/Дмитрий Никитин/Иван Татаринов.

Айрат Мардеев в этот раз выступит в качестве эксперта, и вместе с пресс-атташе команды Эриком Хайруллиным будет управлять пресс-каром и участвовать в подготовке ежедневных репортажей с гонки.

Эдуард Николаев рассказал о том, какую подготовку прошли грузовики перед 42-м «Дакаром»:

— Наши соперники внимательно следят за нашими достижениями и многие наработки у нас перенимают — это нормальная ситуация, которая имеется в любом техническом виде спорта. Но и мы, конечно, не стоим на месте, в этом году мы много работали над машинами, которые прошли перед новым «Дакаром» серьезную модернизацию. Мы улучшили рулевое управление, много работали над гидроусилителем, что добавит нам скорости и темпа, т. к. водителю придется меньше тратить времени и сил на руление. Поработали над развесовкой, центром тяжести, кренами, переместили топливный бак в центр автомобиля, изменив таким образом центр тяжести, и увеличили устойчивость машины. Уделили внимание экологичности двигателя: организаторы очень внимательно следят за экологией, проверяют дымность, которая очень хорошо заметна на фоне песков. И хотя наши грузовики полностью соответствуют требованиям, мы еще улучшили этот показатель. Если в прошлом году всего два КАМАЗа были оснащены автоматической коробкой передач, то сейчас мы поставили «автоматы» на все четыре.

— Вот уже третий год мы будем использовать шины Goodyear. Основное требование регламента — использование дорожных шин, на которых машина сходит с заводского конвейера. Goodyear, которые пришли на смену Michelin, Pirelli и Continental, хорошо себя показали и на грязевых, и на песчаных участках. На сегодняшний день мы считаем, что для нас это самая удачная резина.

Благодаря постоянной модернизации техники скорость на СУ постоянно растет, растут нагрузки и на экипаж, что требует повышения физической подготовки участников. Дмитрий Сотников рассказал, что несмотря на правильное питание, за «Дакар» они теряют примерно по 6 кг веса. Чтобы минимизировать нагрузки и выработать к ним привычку, команда в рамках подготовки к «Дакару» провела три тренировочных сбора — совместно с инновационным центром Олимпийского комитета. Дополнительный акцент был сделан на реабилитации гонщиков после каждого дня соревнований и после гонки в целом.

Своими ожиданиями от предстоящего «Дакара» поделился и Андрей Каргинов. Он рассказал, что впервые в истории «Дакара» первый спецучасток окажется полноценным гоночным днем с маршрутом протяженностью 320 км. Новый регион принесет большое разнообразие трасс. Будут и дюны — примерно 75% всего маршрута. Аравийские дюны не такие высокие, как в предыдущих странах, но песок будет тяжелым, вязким, сложным для концентрации. Ожидаются и высохшие русла рек с каменистыми участками, где можно ехать быстро, но необходимо быть очень внимательными с колесами и беречь шины, потому что выигрыш по скорости может обернуться проигрышем по времени, затраченному на замену колеса.

На новом «Дакаре» ожидаются и сложности с навигацией. Помимо усложненной задачи для штурмана по маршруту (более сложное ориентирование), организаторы планируют почти на половине СУ выдавать дорожные книги за пять минут до старта — таким образом, навигаторы не смогут подготовиться к маршруту и будут вынуждены ехать фактически «на глаз».

Среди своих основных соперников команда «КАМАЗ-мастер» называет прежде всего белорусские МАЗы — особенно с учетом того, что Сергей Вязович поедет в этом году на новом капотном МАЗе, который уже хорошо зарекомендовал себя во время последнего «Шелкового пути». Команда Жерара Де Роя выставит на 42-й «Дакар» также четыре грузовика, но сам Де Рой поедет в качестве менеджера команды, а не сядет за руль. Зато одним из его грузовиков будет управлять Альберт Ловеро из Андорры, бывший лыжник, участник Олимпиады в Сараево, который уже много лет прикован к инвалидному креслу.

Из новинок будет интересно следить за новым Renault с гибридной установкой, который обладает большей мощностью и может развивать более высокую, чем у остальных, скорость.

Главной интригой «Дакара» для команды «КАМАЗ-мастер» станет вопрос, сможет ли Эдуард Николаев завоевать свою пятую победу? Эдуарду в наступающем году исполняется 35 лет, и пятая по счету победа перекроет рекорд Владимира Чагина, который смог сделать это в 36 лет.

Ну и в завершение хочется рассказать, что в конце января 2020 года Федор Бондарчук начинает снимать игровой сериал о «КАМАЗ-мастере». Сюжет будет построен вокруг главного героя — бывшего пилота гоночной команды, который вернулся в нее после 12-летнего перерыва. Консультантами фильма выступают реальные участники команды, а премьера первой серии состоится уже осенью 2020 года.

Выдают спецодежду на 1 размер больше) зарплата поступает во время без задержек.

Вахта платная 25 руб, обувь которую выдают в ней ноги потеют от этого появляются язвы и мозоли дискомфорт и идёшь в аптеку и покупаешь мази, столовая кормят как свиней, все грязно, и не вкусно, до рабочего места ты идёшь примерно 2/3 км туда и обратно в среднем у меня получалось наматывать 10/14 км за смену, 85 процентов ты находишься в цеху, доводишь КамАЗ который новый уже на старте, у него проблемы течь масла мостов, болты не закрученные, где то коробка вылетает, и много других моментов где ты это делаешь сам, пока нету печать ОТК у тебя будет зарплата до 30 тыс рублей в течение 5 месяцев, так как машину будешь сдавать одну в день, выезд на трек тоже отдельная история чтобы не проезжать 13 км на камазе суют датчик накрутки км, ну надо же побольше сдать камазов чтобы тебе больше зарплата была, вообщем кому нравиться ремонтировать КамАЗы добро пожаловать и за 30 тыс рублей в течение 6 месяцев, а дальше уже будет до 50 тыс рублей при этом график у тебя будет 6/1 и работать должен по 10 до 12 часов тогда и будет такая зарплата.

Никаких. Нет условий для работы вахтовым методом. Питание и жильё свое. Чтоб устроится уйдет целая неделя. Зп копейки, больше трат.

Начальство половину сократить, друг на друге сидят, больше чем простых рабочих. Улучшить условия для работы вахтовым методом, проще сделать трудоустройство без беготни по кабинетам за подписями.

Слесарь механосборочных работ

Открытие производства в Москве по сборке электробусов. На собеседование так красиво все рассказывают, но по факту все иначе. Сроки с постройкой цеха давно истекли. Запуск производства постоянно переносят, отправляют в командировки в Нефтекамск на завод Нефаз на котором нет никаких условий труда и безопасности, предоставляют жилье по 7–8 человек в 2х квартирах, в одной клопы. Мингалиев М. Ф ему наплевать на людей и коллектив. Если вы попали к Платоновойk на собеседование услышите самые нереальные условия и огромные зп которые они обещают, но увы это совсем не так.

Штамповщик

о каких плюсах может идти речь. нет их в помине.

берут они всех. потому что и бегут от них практически все. начальники сами не знают за что они отвечают. при увольнении (а заняло это пять дней!, в день успеваешь собрать 2–3 подписи) посылают от одного к другому, подписывают в документах, при этом не знают что это не в их юрисдикции. если не отработал 2 года, при расчете ты еще должен остаешься. з\п копейки. крышу покрыть не могут, сверху постоянно течет, вентиляция не работает вообще. раздевалки путевой нет (прямо в переходе стоят шкафы , сделай замок ведь там с корнем все вырвано, вот тогда и заселяйся) туда приходят не работать, а просидеть\прогулять\поболтать все рабочее время. в порядке останутся.

Помощник руководителя

Я пытался трудоустоиться на позицию «помощник руководителя». по телефону сказал, что руководитель «хочет девушку» (цитирую дословно).

Слесарь механосборочных работ

Стабильная заработная плата 2 раза в месяц.

В комнатах от нанимателя холодно.тараканы.проезд платный до работы/если вы без денег на первое время проживания там делать нечего. если еще посадят в газель до завода это хорошо. бывпет /часто/не сажают. питание тоже за свой счет. проживая в общаге надо иметь все с собой. даже тазик для стирки. жить от зп до аванса тяжело. надо рассчитывать точно на проезд. питание дома и питание в цеху В цеху бригады не дружелюбные. отношение к работникам гнилое/гоняют аутсайдеров как коней, при этом должны выполнять любую работу, независимо от основной. станки старые.ломаються и еще надо выполнить план данный бригаде. При поступлении на работу проходишь мед. осмотр-2х минутный. мастерам все равно здоров ли работник или нет. Т.е любое заболевание как таковой может быть.т.е может и вич и что похлеще. Ни кого не интересует как ты можешь доехать до работы. в каком состоянии. проверка только на рабочем ли ты месте Форму выдают, но и забирают при увольнении. хотя из зп стоимость считают. а на проезд до работы ни вахтового авто ничего.кошмар.

Оператор ЧПУ

Чуть больше месяца работаю на ПРЗ оператором ЧПУ в ЦМС. Приняли по 3 разряду. После устройства сначала 2 недели учился в МЦПК. Итого, за март полную зарплату я получил…24 тысячи! И это причём по третьему! разряду! Недавно сдал экзамен в МЦПК. Скоро надеюсь будет 4 разряд. Значит в мае за апрель по тому же пока 3 разряду я получу хотя бы 20, уже не 15 минимум! Хотя меня пугали мол получишь 13 даже. Сначала наставник говорил мол первые 3 месяца будешь получать 15 минимум чтоли. Т.к. в первичном завышают. Потом одна крановщица сказала мол получишь 13–15. Так что мне просто сказочно повезло! Раз по 3 разряду целых 24 получил за март, значит по 4 будет 30 минимум.

График работы только тяжёлый. День, ночь, отсыпной, выходной, если бы не ночные смены. Остальное всё устраивает.

Слесарь механосборочных работ

Плюс один маленький, это частичная компенсация на питание.

Всё грустно и уныло. Тяжело трудоустроиться, занимает очень много времени, гоняют с одного конца в другой. Обучение по охране труда и технике безопасности, ознакомление и всё такое займет неделю. Обучение на слесаря мср проходит платно, за это нужно отработать 2,5 года или вычтут из зарплаты при увольнении. На других предприятиях обучение на рабочем месте и бесплатно. Люди все замученные и злые начиная с отдела кадров. Зарплата не стабильная, чтобы хорошо заработать, надо жить на этом заводе. Обещают 30, получишь в два раза меньше. Оплата по часовая (копейки), остальное премии, которых иногда почти нет. На заводе грязно, запах ужасный, темнота. В цехе сборки кабин чуть светлее. Люди работают в дырявых перчатках, грязные. Спецодежду стирают два раза в неделю, выносить нельзя. Оборудование и инструменты древние, наверное с открытия завода. Здесь никому ничего не надо, люди работают и ладно. Шланги от пневмоинструментов под ногами, люди бегают под кабинами, спотыкаются, падают. Что такое момент затяжки, здесь никто не знает (не понятно, для чего и чему за 10 тысяч обучают), здесь даже инструментов таких нет. От этих шум и вибрация ужасные. Ходить по заводу тоже не безопасно. Погрузчики гоняют по заводу, ограничения скорости у них нет. Есть профсоюз, который всегда на стороне начальства.

Инженер

Если суметь вертеться и грамотно создавать видимость работы успешней других — работать можно. Иначе затюкают.

Если я был владельцем — 80% начальников отделов с парой их родственников или друзей уволил.

Взрывным темпом, в 1,5 раза до 48 млрд рублей, выросла выручка ПАО «КАМАЗ» в I квартале 2021-го. В итоге автогигант получил солидную прибыль против убытка на старте прошлого года. На заводе заявляют, что уже продали продукцию на четыре месяца вперед. В то же время, по данным «Автостата», регистрации новых «КАМАЗов» увеличились пока только на 24%. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что причинами бурного роста выручки стали общее оживление рынка, расширение ассортимента завода и мировой дефицит чипов. Они опасаются усиления этого дефицита и предупреждают: сегодняшний всплеск продаж может вымыть спрос на челнинские грузовики во втором полугодии.

Выручка ПАО «КАМАЗ» в первом квартале 2021 года выросла в 1,5 раза: с 32,3 млрд рублей в первой четверти 2020 года до 48 млрд рублей, следует из отчетности компании. Такое ускорение — одно из самых мощных за все время наших наблюдений
Выручка ПАО «КАМАЗ» в I квартале 2021 года выросла в 1,5 раза: с 32,3 млрд рублей в первой четверти 2020-го до 48 млрд рублей, следует из отчетности компании. Такое ускорение — одно из самых мощных за все время наших наблюдений Фото: «БИЗНЕС Online»

Ускорение КАМАЗа — одно из самых мощных в истории

Выручка ПАО «КАМАЗ» в I квартале 2021 года выросла в 1,5 раза: с 32,3 млрд рублей в первой четверти 2020-го до 48 млрд рублей, следует из отчетности компании. Такое ускорение — одно из самых мощных за все время наших наблюдений. Аналогичные темпы роста автогигант продемонстрировал в I квартале 2011 года, а сильнее (на 4%) были только январе – марте 2017-го, после провала рынка до дна в 2016-м, когда одной из главных причин стала низкая база.

Отметим сразу, что, в отличие от показателей четырехлетней давности, у КАМАЗа не было никакого провала в 2020-м, напротив, вопреки «коронакризису», челнинский завод показал завидные для отрасли темпы роста. Выручка КАМАЗа в прошлом году увеличилась на 16% до 185,9 млрд рублей. И это несмотря на то, что спрос на новые грузовые автомобили в России за это же время просел на 7% до 74,8 тыс. единиц. Хотя число регистраций новых «КАМАЗов» в России, по данным аналитического агентства «Автостат», подросло чисто символически — на 0,6%, или на 156 единиц, до 27,8 тыс. авто.


Согласно тому же «Автостату», прирост регистраций новых «КАМАЗов» в I квартале текущего года составил 24% до 7 257 авто, притом что в среднем спрос на грузовики увеличился на 11,6% до 19,4 тыс. единиц. Как видим, и тут динамика весьма приличная, однако очень далека от полуторного роста. Конечно, данные «Автостата» и самого КАМАЗа обычно несколько расходятся, хотя бы потому, что со времени покупки до постановки грузовика на учет существует временной лаг — так что выручка может «обгонять» статистику регистраций (хотя, в принципе, может быть и противоположный сценарий).

Итак, в натуральном выражении прибавка составила 24%, а значит, с большой вероятностью остальное — вклад ценового фактора и изменения структуры спроса. Конкретные цены грузовиков не так уж просто определить: на итоговые цифры сильно влияют дополнительные факторы, например возможные скидки для постоянных или оптовых клиентов, разнообразный «обвес» машин и т. д. Но цены на легковые авто с апреля 2020-го по апрель 2021 года, по нашим собственным наблюдениям, выросли на 10–20%. К примеру, бюджетная отечественная модель LADA Granta подорожала на 11%.

Лихая тройка КАМАЗА: вездеходы «43118», тягачи «5490» и самосвалы «6511»

Самой популярной не только в линейке челнинцев, но и на всем российском рынке остаются вездеходы семейства «43118», спрос на которые вырос на 10,5% до 2 071 авто. Такие машины особенно популярны среди нефтяников, крупных инфраструктурных компаний и силовых структур.

Третье место в конюшне КАМАЗа и четвертое по РФ — за семейством «65115» с прибавкой 21% до 1 134 единиц. Напомним, что по итогам прошлого года это семейство удерживало вторую позицию, хотя и теряло 10%.

Часть выручки КАМАЗа может быть обусловлена закупками в рамках гособоронзаказа. Чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей многоцелевого назначения (АМН), по оценкам некоторых экспертов, ежегодно в войска необходимо поставлять примерно 35 тыс. единиц новой техники. Цифры сопоставимы с общим количеством гражданской продукции, производимой на КАМАЗе (34 тыс. по плану на 2020 год). И основные бенефициары таких специальных госзаказов — КАМАЗ и «Урал». Как бы ни старался завод маскировать отношения с силовиками, формально отстраиваясь от своих специализированных подразделений, в 2020 году миноброны одним судебным иском засветило заказ на спецмашины «5350-379» суммой 802 млн рублей.

«Риск нехватки машин разных типов существует, что могло подтолкнуть часть покупателей приобрести их в I квартале»
«Риск нехватки машин разных типов существует, что могло подтолкнуть часть покупателей приобрести их в I квартале» Фото: «БИЗНЕС Online»

Риски для КАМАЗа — дефицит чипов и вымывание спроса

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов среди факторов роста оборотов у КАМАЗа отметил общее оживление активности.

«Мог сыграть свою роль и нарастающий дефицит чипов в автопроме: пока он не затронул компанию, но, к сожалению, ситуация пока не улучшается, что может привести к уменьшению объемов производства автомобилей. Риск нехватки машин разных типов существует, что могло подтолкнуть часть покупателей приобрести их в I квартале», — сказал нашему изданию Баранов. Другими словами, покупатели опасаются остаться без грузовиков в недалеком будущем, и сегодня происходит вымывание спроса из последующих кварталов. Из-за дефицита чипов мировая автоиндустрия рискует недополучить $110 млрд выручки. Проблема же с чипами обусловлена нехваткой полупроводников, спрос на которые побил все рекорды из-за резкого увеличения заказов на компьютерную технику для удаленной работы и на развлекательные консоли. Свой вклад внесли и торговые войны США и Китая, в результате которых уменьшилась доля ведущего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International и резко выросла у тайванькой Taiwan Semiconductor Manufacturing, что потребовало перестройки производственных и сбытовых цепочек. К слову, комментируя итоги I квартала по продажам новых легковых авто, директор по продажам ГК «КАН Авто» Рита Халилова отметила, что сохраняется ситуация дефицита автомобилей.

Эксперт «Финама» обратил внимание на свежее заявление генерального директора Сергея Когогина, в котором он отметил, что «продукция на ближайшие четыре месяца уже продана».

Среди преимуществ челнинцев Баранов отметил расширение номенклатуры выпускаемой продукции, в частности техники, работающей на газе. «Сыграло свою роль и увеличение объемов выпуска компанией пассажирского транспорта, он пользуется возрастающим спросом, что отразилось на показателях», — отметил эксперт. Напомним, что КАМАЗ очень успешно работает по направлению обновления автобусных парков, особенно московского, за счет электробусов.


Первые плюсовые январь – март за четыре года, второй по силе в истории

Одной из особенностей прошлого года для КАМАЗа стал убыточный IV квартал: если за 9 месяцев было заработано 2,18 млрд рублей прибыли, то по итогам 12 осталось только 1,55 млрд рублей. Но I квартал текущего года принес 1 млрд рублей чистой прибыли против убытка 792 млн в I квартале прошлого года. Это второй по силе результат за все время наблюдений, уступающий только первой четверти 2012-го, когда профит автогиганта достиг 1,6 млрд рублей.

Напомним, что старт 2018-го не задался и КАМАЗ потерял 215 млн, а в первой четверти 2019-го — и вовсе антирекордные 2,1 млрд рублей. Таким образом, январь – март принесли положительную отдачу впервые за последние четыре года. А если учесть, что в стартовой четверти 2017-го завод показал чисто символическую для своих оборотов прибыль 34 млн рублей, то I квартал текущего года принес существенную чистую прибыль впервые за последние 8 лет.


С учетом того, что темпы продаж КАМАЗа бьют все рекорды, эксперт «Финама» ждет от него отличных финансовых результатов в ближайших отчетных периодах. «И показатели II квартала, и первого полугодия 2021 года будут для компании успешными в финансовом плане», — прогнозирует Баранов. Но если всплеск заказов обусловлен не органическим ростом деловой активности, а вымыванием за счет последующих кварталов, то вторая половина года может быть не такой радужной. Также стоит учесть, что после завершения локдаунов различной степени жесткости в ЕС, где вакцинация идет опережающим темпом, ведущие игроки сегмента тягачей снова ринутся в бой и постараются вернуть себе долю на российском рынке. Опять же, если кризис дефицита чипов усилится, это ударит по всему автопрому, в том числе по российским производителям.


В автомобильном мире до сих пор не придумано лучшего способа проверки новых технологий и обкатки конструкторских решений, чем автоспорт. Из ралли, «Формулы-1» и кузовных чемпионатов под капоты гражданских автомобилей пришли компрессоры и турбины, непосредственный впрыск и системы рекуперации энергии, оттуда же рядовым водителям достались бесчисленные электронные ассистенты. Но если для производителей легковых машин наличие гоночных команд естественно и понятно, то в мире грузового транспорта все не так очевидно.

«Камазу» повезло — он подхватил автоспортивный «вирус» от своего волжского собрата «Автоваза». Переведенный из Тольятти в Набережные Челны решением министра на должность директора автосборночного завода Михаил Годзинской организовал там секцию ледовых гонок по аналогии с тольяттинской. Она стала очень популярной, и из нее вскоре выросло ежегодное ледовое ралли «Интер-директор» на легковых автомобилях — по сути тимбилдинг для директоров автомобильных заводов СССР и их иностранных партнеров.

На ралли приезжали, как сегодня сказали бы, топ-менеджеры со всей страны, а также поставщики деталей из Европы. Об уровне челнинских любителей автоспорта говорит тот факт, что, когда на заводе открылась еще и секция багги, пять ее членов вскоре вошли в сборную страны, а когда в Москве по аналогии с «Интер-директором» было организовано летнее ралли «Директор», его первым победителем стал руководитель Научно-технического центра «Камаза» Семен Якубов, будущий руководитель команды «Камаз-Мастер» и штурман экипажа Владимира Чагина.

В январе 2018 года команда «Камаз-Мастер» одержала свою 15-ю победу в зачете грузовых автомобилей ралли «Дакар»
В январе 2018 года команда «Камаз-Мастер» одержала свою 15-ю победу в зачете грузовых автомобилей ралли «Дакар» / DR

«Грузовой спорт тогда уже существовал, и у нас на заводе была команда по кроссу, — вспоминает Якубов, — но после того как один из членов ЦК выступил в газете с критикой, мол, грузовики должны возить грузы, а не гоняться друг за другом, это направление прикрыли, и потом эти грузовики долго стояли в углу двора автосборочного завода. Потом была попытка соревнования в кольцевых гонках. Раскрашенные грузовики, девушки в купальниках — все побуждало к участию, и мы подготовили два автомобиля, но выше пятого места подняться не могли. Знаете, наша автомобильная промышленность не была лучшей в мире. Я понимаю, что не открыл для вас Америку, но мы это на себе почувствовали: двигатели наши были слабые, про электронику мы еще не слышали, у всех инжекторы, а у нас — карбюраторы, дисковые тормоза даже на легковые машины не ставили. Соревноваться было тяжело. И хотя мы завоевывали призы, но только зрительских сим­патий, все видели, как мы боролись. Мы проходили повороты в заносе, обходя соперников, но на прямых все равно отставали. И тут я узнал про «Дакар».

Увы, сразу попасть на гонку­ легенду не удалось. На «Дакаре» 1988 года произошла трагедия: уникальный грузовик DAF Turbo Twin с двумя моторами, каждый из которых управлял отдельной осью, попал в аварию, в которой погиб штурман. Тот DAF по ходу гонки раз­ гонялся до 200 км/ч и легко обгонял и грузовики, и легковые машины, но трагедия заставила организаторов ввести ограничения: в классе гру­ зовиков теперь могли участвовать только серийные модели. Так что первые международные старты раллийных «Камазов­-4310» состоялись на ралли «Ельч» и ралли «Обжектив Сюд», на каждом из них советские грузовики заняли второе и третье места. В 1990 году с определенными ограничениями разрешили участие грузовиков в «Дакаре».

«Камаз-Мастер» 4326

Классические суперкары способны поражать только на идеальных дорогах, но российский суперкар от «Синей армады» готов лететь не разбирая дороги. Пустыни и скалы, болота и снежные поля — все это для него естественная среда обитания. Вот какие технологии обеспечивают грузовику «Камаз-Мастер» превосходство на любом покрытии.

Двигатель

16-литровый V8 Liebherr D9508, мощностью 950 л. с. с крутящим моментом 4500 Нм. Первое время боевые машины использовали 305-сильные 11-литровые V8 «Камаз-7403», но в пожаре, уничтожившем завод двигателей, погибли и проходившие там подготовку боевые дакаровские агрегаты, поэтому команде пришлось временно перейти на 14-литровые 520-сильные Cummins N14-500E, после чего началась почти 20-летняя эпоха моторов Ярославского и Тутаевского моторных заводов — ЯМЗ и ТМЗ 7Э846/7/8, объемом 18 л, мощностью 850 л. с. и с крутящим моментом 2700 Нм (модификации этих двигателей можно встретить на карьерных самосвалах «Белаз», речных буксирах и локомотивах). Тяжелые и прожорливые, но неубиваемые и всеядные, они легко справлялись с любым топливом и были заменены только после введения на «Дакаре» ограничения на объем. На смену им пришли 13-литровый Cummins ISZ-13 и 16-литровый Liebherr D9508, мощностью 920 и 980 л. с. соответственно. Моторы «Камаз-Мастер» закупает серийные, после чего форсирует и перестраивает моторы в своем Научно-техническом центре. О масштабе доработок гово- рит тот факт, что после них мощность возрастает примерно в два раза.

Масса

10,2 тонны. Для сравнения: первый грузовик весил 10,5 тонны, а был в истории команды и 12-тонный монстр. Чтобы сделать машину легче, идут на всевозможные хитрости — например, обрезают болты, которыми крепятся колеса. Минимально разрешенная по регламенту масса — 8,5 тонны.

Кабина

Замена кабины по ходу гонки запрещена, при этом менять двигатель, оси, трансмиссию и другие ключевые детали можно. На стадии проектировки грузовика размер и расположение кабины зависит от выбранного двигателя. В ближайшее время место немецкого мотора займет камазовский, который сейчас проходит последние испытания.

Радиатор

Январь в Южной Америке более жаркий, чем в Африке. Поэтому система охлаждения была переделана, ведь от температуры масла зависит скорость машины.

В Саудовской Аравии завершился самый престижный в мире ралли-рейд «Дакар». Он состоялся несмотря на пандемийные ограничения, которые привели к отмене множества автогоночных стартов. Один из главных итогов песчаного марафона — уверенная победа в зачете грузовиков российской команды «КАМАЗ-мастер». Пилот Дмитрий Сотников стал первым, а еще два наших экипажа — вторыми и третьими. Также успешно выступил россиянин Владимир Васильев, занявший шестое место в самом престижном классе внедорожников. А вот Сергей Карякин на мотовездеходе (зачет T4) после поломки на девятом этапе сумел финишировать только 16-м в генеральной классификации.

Финиш омрачила трагедия

Последний день «Дакара» принес печальную новость — от травм, полученных на седьмом этапе, скончался 52-летний французский мотогонщик Пьер Шерпен. После аварии на трассе он несколько дней находился в коме, и врачам не удалось спасти спортсмена. Увы, подобные истории на самом престижном ралли-рейде случаются почти ежегодно, несмотря на повышенные меры безопасности. Риск во время бешеных гонок по бездорожью в пустыне слишком велик, особенно для мотоциклистов. В этой самой опасной категории на сей раз впервые в истории выиграл аргентинец Кевин Бенавидес — в 2018-м он стал серебряным призером, но тогда «Дакар» еще проходил в Южной Америке.

Машина экипажа 507 в составе Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильгиза Ахметзянова

Машина экипажа 507 в составе Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильгиза Ахметзянова команды «КАМАЗ-мастер» во время ралли-марафона «Дакар-2021».

Для российских болельщиков главный итог — заслуженная победа «КамАЗов». Наши грузовики выиграли раллийный марафон пятый раз подряд и 18-й в истории. При этом для пилота Дмитрия Сотникова это первый подобный успех в карьере. В итоговом зачете машина победителя на 40 минут опередила еще одного камазовца — Антона Шибалова. Тройку лидеров с отставанием замкнул третий россиянин — Айрат Мардеев. Тройная победа нашей команды была во многом ожидаема после того, как с гонки на пятом этапе сошел их главный конкурент — белорус Сергей Вязович на «МАЗе». На заключительных отрезках марафона нервы россиянам немного потрепал чех Мартин Мацик, но запас прочности у чалнинцев был слишком велик.

Дмитрий Сотников после победы в ралли-марафоне «Дакар-2021»

Член экипажа 507 спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников после победы в ралли-марафоне «Дакар-2021».

— У меня просто нет слов — одни эмоции, — рассказал после финиша победитель Дмитрий Сотников. — Даже не верится пока, что мы выиграли. Мы несколько лет шли к этой победе, постепенно приближались к ней. И сейчас я очень счастлив, горжусь всеми ребятами. Это что-то фантастическое и невероятное, наш экипаж и вся команда проделали очень тяжелую работу, чтобы оказаться на первом месте. Рад, что «КАМАЗ-мастер» занял все три призовых места на этом «Дакаре». В этот успех вложено много труда и пота. Это не только борьба на трассе, а еще и самоотверженная работа команды ассистанс. Каждый спецучасток был настоящим испытанием, и очень здорово, что наш «КамАЗ» ни разу не подвел нас. Спасибо всем, кто помогал, верил и болел за наш экипаж.


Необычный «Дакар»

Победителем ралли-рейда в самом престижном классе внедорожников стал француз Стефан Петерансель. Для него этот «Золотой бедуин» — четырнадцатый с 1991 года (правда, поначалу Стефан выступал в зачете мотоциклов). Француз лидировал почти всю гонку, а его главные конкуренты — катарец Нассер Аль-Аттия и испанец Карлос Сайнс-старший — довольствовались лишь нижними ступеньками подиума. Яркой получалась концовка гонки для российского пилота Владимира Васильева. Наш пилот и его украинский штурман Дмитрий Цыро на заключительном спецучастке оказались быстрее своих соперников по борьбе за шестое место, но в общем зачете не добрали до Халида Аль-Кассими из ОАЭ минуту с небольшим.

Машина Халида Аль-Кассими во время ралли-марафона «Дакар-2021»

Машина Халида Аль-Кассими

Однако затем комиссары гонки добавили к результату Аль-Кассими пятиминутную пенализацию, которая была получена этим пилотом на одном из предыдущих этапов. Благодаря такому решению экипаж Владимира Васильева поднялся на одну позицию вверх, завершив марафон на шестом месте. Для нашего гонщика, который проехал «Дакар» в шестой раз, это один из лучших результатов — до повторения личного рекорда (пятое место в 2015 году) Владимиру не хватило 12 минут. После 8 тыс. изнурительных километров и 17 пробитых колес это ничтожная цифра. Напомним, что в конце прошлого года Васильев стал победителем Кубка мира по бахам.


— У нас был хороший финишный спецучасток, — сообщил Владимир Васильев «Известиям». — Снова мешали камни, но это был тот случай, когда мы проезжали трудные участки, лишь слегка сбавив скорость. Прошли и дюны, и скоростные дорожки — всё, что встретилось на «Дакаре» этого года. Мне понравился нынешний марафон. Организаторы — молодцы, сделали невозможное. Мне вообще понравилось в Саудовской Аравии, здесь можно провести много соревнований. «Дакар» был непростым: часто трасса проходила сплошь по каменистым плато или руслам пересохших рек. Там было мало спорта — больше рассчитывали на удачу, что не порежем колеса. Больше всего запомнится 11-й спецучасток: полтысячи километров непростой скоростной дистанции. Этот «Дакар» был необычным. А уже послезавтра мы будем в России. Жду всех в гости 4 февраля на первый этап Кубка мира по бахам «Россия — Северный лес»!

Члены экипажа КАМАЗ-мастер Ильгиз Ахметзянов, Дмитрий Сотников и Руслан Ахмадеев

Члены экипажа "КАМАЗ-мастер" Ильгиз Ахметзянов, Дмитрий Сотников и Руслан Ахмадеев (слева-направо), на церемонии награждения.

Что касается нашего мотогонщика Сергея Карякина, то победитель «Дакара-2017» до девятого этапа был в топ-5 в зачете Т4. Но технические проблемы отбросили уральский экипаж на 28-е место. После этого даже победа на одном из этапов не сумела вернуть Карякина в число претендентов на подиум. Это вдвойне обидно, поскольку Сергей, для которого это уже седьмой марафон, нашел деньги на участие в нынешнем рейде буквально в последний день подачи заявок. При этом спортсмен и его штурман Антон Власюк не унывают. «Пусть в этом году мы не смогли подняться на подиум, но мы приложим максимум усилий, чтобы сделать это в следующем. Впереди нас ждет много работы», — написал Карякин в соцсетях.

Читайте также: