Какая зарплата у капитана атомного ледокола

Опубликовано: 03.10.2024

Какая зарплата у командира атомной подводной лодки

Хорошо, когда мирное небо над головой. И всегда хочется верить, что кто-то позаботится, чтобы так было всегда. И такие люди действительно есть – это военные. Все, кто выбрал себе эту профессию, знают, что их долг, обязанность, призвание принять на себя удар, если что случится. Без патетики, это действительно так. Как же общество оценивает эту готовность? Имеется в виду, денежный эквивалент тех рисков, которые сознательно человек взял на себя.

Военно-морской флот России условно делится на Черноморский и Северный. Порты приписки атомных субмарин исключительно на севере. Поэтому, несмотря на то, что основой любой зарплаты является оклад, соответствующий тому или иному званию, с учетом всех надбавок, служащие северного флота получают больше черноморцев. И это обосновано суровыми условиями службы на севере страны и экстремальными условиями подводного плаванья. До недавнего времени зарплата командира подводной лодки была засекречена гораздо надежнее, чем сами военные объекты, но вот недавно свершилось чудо – бывший первый замначальника главного штаба ВМФ России, вице-адмирал Олег Бурцев, заявил, что командир подводной лодки получает около 250 тысяч рублей в месяц. Из чего же складывается, по нашим меркам, очень даже приличная сумма:

Какая зарплата у командира атомной подводной лодки

  1. Командует атомной подводной лодкой капитан 1-го ранга. В эквиваленте сухопутным войскам – это полковник. А оклад полковника в российской армии на 01.01.2018 года составлял 13 520 рублей. В 2021 году он в результате индексации увеличится на 4%. Каждый понимает, что индексация не есть увеличение оклада. Инфляция съедает гораздо больше, чем эти пресловутые 4%.
  2. Надбавка за выслугу лет – до 39% оклада.
  3. За квалификацию – до 29%.
  4. За секретность – до 66%.
  5. За специфические условия – 100%.
  6. За выполнение специальных задач – 100%.
  7. За особые достижения – 100%.

Кроме того, есть ряд надбавок, которые не выражаются в процентах к окладу, а устанавливаются высшим руководством в виде персональных надбавок:

  • персональные заслуги;
  • за владение несколькими языками;
  • за физподготовку и т. д.

Много это или мало – 250 тыс. рублей, посудите сами, исходя из сравнительной информации:

  1. Зарплата депутата Госдумы, который вальяжно в кресле проводит свой «трудовой» день, составляет 350 тыс. рублей, без учета всех каникульно-оздоровительных выплат. Примечательно, что командиров подлодок гораздо меньше, нежели депутатов, а пользы от них, несомненно, больше. Отчего же в оплате труда такой дисбаланс?
  2. Служащий в ВМС США в том же звании имеет зарплату от 6 до 11 тыс. долларов США. А это составляет 690 580 рублей.

Посудите сами, это наш основной геополитический противник, с которым мы на протяжении ряда лет находимся в состоянии холодной войны. Обидно, что у них лейтенант получает больше нашего капитана 1-го ранга, командующего экипажем подводной лодки, который вынужден находиться в условиях района Крайнего Севера в полной боевой готовности.

Почему отменили льготы для военнослужащих

Но самое неприятное, что после увеличения зарплаты военнослужащим в 2012-2013 году, им отменили ряд льгот, что автоматически съело львиную долю прибавки к ранее существующей зарплате:

  1. Отменили бесплатный проезд с семьей к месту проведения отпуска. Прикиньте, сколько стоят билеты с Крайнего Севера к «Крайнему югу» на одного человека, а теперь умножьте на количество членов семьи. Приличная часть прибавки улетучивается сразу.
  2. Отменили 13-ю зарплату, что тоже весьма ощутимо.
  3. Отменили ряд премий.

Вот и получается, одной рукой дают, а другой тут же отнимают. Невеселая картина, особенно учитывая, что речь-то идет о защитниках Отечества.

Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию корпоративного юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!

Зарплата моряка в России существенно превосходит уровень дохода «сухопутных» трудяг. Безграничные просторы океана, возможность уединиться от суеты мегаполисов и побывать в далёких странах — это далеко не все достоинства, подталкивающие молодых людей на заключение контрактов для работы в море.

Моряки на построении

Особенности работы

Поступив на корабль, новичок может быть востребован по специальности:

  • матрос;
  • механик;
  • штурман;
  • лоцман;
  • капитан;
  • помощник капитана;
  • кок и так далее.

Минимальным требованием для начинающего моряка является наличие диплома мореходного училища.

Для претендующих на какую-то должность в руководящем составе потребуется иметь соответствующее ей высшее образование. Помимо этого, рекомендуется знание как минимум английского языка на разговорном уровне.

Однако особенности, касающиеся познаний иностранных языков, могут быть проигнорированы в случае поступления на службу в военный флот. Помимо поверхностных понятий о мореходстве, желательно, чтобы претендент умел выполнять обязанности аналогичной должности на суше. К примеру, кок должен уметь готовить, капитан — руководить командой, обращаться с приборами и т. д.

Должностные обязанности на флоте

Должностные обязанности на флоте

Важно! Основная особенность работы моряка связана с продолжительным плаванием и частым отсутствием дома в кругу семьи.

От чего зависит доход

Уровень зарплаты моряков складывается из ряда факторов. Наиболее значимыми можно назвать следующие:

  • Место трудоустройства. Уровень заработной платы в одной компании может существенно отличаться от дохода сотрудников другой. Причем разница варьируется как в большую, так и в меньшую сторону. Помимо этого, заработок сотрудников коммерческого мореходства, вооружённых сил или моряков-подводников отличается весьма существенно.
  • На корабле требуется большое количество должностей. Помимо капитана и матросов, здесь есть обслуживающий и ремонтный персонал, мастера добычи рыбы, медицинский и другой специализированный штат. Каждый выполняет свои обязанности и получает за это заработок, который может отличаться от дохода других.
  • Срок службы не играет роли для выплат при работе на частные компании. В случае с государственными: рыболовство, вооружённые силы, морская полиция и так далее — учитывается срок службы. Чем дольше времени человек трудится в морском флоте, тем существеннее его надбавки к окладу.

Данные факторы являются ключевыми при определении уровня дохода моряков. Однако сумма может зависеть и от других условий.

Полезно знать! Все вопросы, касающиеся соблюдения интересов моряков России, Украины и других стран мира, регулируются под контролем ITF (Международной Федерации Транспортных Рабочих).

Величина среднего уровня дохода

Прежде всего следует разделить мореходцев на несколько категорий. К ним относится самое востребованное место трудоустройства — промысел, связанный с добычей рыбы. Вариантом можно рассматривать транспортный флот, в этом случае уровень заработной платы будет ниже. Ещё одно направление — это служба в рядах Вооружённых сил РФ.

Рынок труда для моряков

Доходы в данных сферах могут быть следующими:

  • Промысел. Трудоустройство на должность матроса в развитую компанию позволит соискателю получить стабильный доход не менее 50 000 рублей. Даже в самом крайнем случае средняя величина дохода «морских охотников» и обслуживающего персонала, что выходит с ними в море, составляет не менее 40 000 рублей. В случае трудоустройства на суда, называющиеся «иномарки», оклад матроса может возрасти до 80 000 рублей.
  • Вне зависимости от уровня компании работодателя величина дохода матроса транспортного флота не ниже 40 000 рублей. Однако при попадании в рейсы дальнего плавания эта сумма может возрасти в два, а в некоторых случаях и в три раза. Моряки также несут периодические вахты, устраиваются во второстепенный, вспомогательный флот. При этом зарплата не менее 50 000 рублей.

Если сравнивать уровень дохода гражданского и военного моряка, разница будет существенной. Причина здесь скрывается в политике руководства страны, направленной на стимулирование вооружённых сил и увеличение социальных гарантий и уровня зарплаты военнослужащих.

Однако на очередном обсуждении вопроса, касающегося данных тем, предложение об очередном увеличении окладов было отклонено.

Таблица: заработная плата моряков

Уровень дохода моряков в 2021 году остался на прежней позиции и составляет от 8 до 17 долларов в сутки, проведённые на морских просторах. Величина варьируется в зависимости от занимаемой должности, ранга и выслуги лет.

Обзор вакансий

Ниже в таблице приведен краткий обзор вакансий.

Вакансия Место трудоустройства Уровень заработной платы, р. Примечание
Высший командный состав в рыбодобывающий флот Калининград 130 000 Официальное трудоустройство, Европа, каботаж
Работа в море Владивосток 75 000 Паспорт моряка с последующим трудоустройством. Работа в Перу (Латинская Америка)
Специалист отдела кадров Ростов-на-Дону 45 000 Трудоустройство моряков
Старший помощник Хатанга 120 000 Контракт на 120 суток
Электромеханик Санкт-Петербург 70 000 Контракт на пять месяцев
Моторист Украина, Херсон 70 000 Официальное трудоустройство
Второй механик Таганрог 150 000 Европейский судовладелец, контракт на четыре месяца
Третий помощник капитана Астрахань 99 000 Опыт работы на химовозах
Матрос Владивосток 80 000 Гарантированный оклад + промысловый коэффициент
Кок Приморск 60 000 Опыт работы приветствуется

Внимание! Обзор вакансий составлен по состоянию на начало 2021 года.

Размер заработной платы моряков в сравнении с другими профессиями весьма достойный, так как он регулируется на международном уровне и находится под контролем так называемого международного профсоюза ITF.

Даже практически не имея образования, матрос низшей категории может получать не менее 50 000 рублей. Помимо этого, на протяжении всего плавания он обеспечивается питанием, жильём и спецодеждой, что существенно перекрывает затраты на традиционное жизнеобеспечение.

Романтика первооткрывателей, стремящихся в морские дали, зовет молодые неокрепшие души на поиски приключений. Повзрослев, они все так же, глядя в просторы морей и в поисках смысла жизни, не раз задумываются: не выбрать ли благородную работу моряка?

Трудный выбор: остаться ли на берегу, или поддаться зову сердца – уйти в море? И немаловажным критерием в выборе работы моряком после романтического настроя является денежное довольствие, заработная плата плавательного состава.

Про обучение морскому делу

Существует градация по степени «сложности», а также на выбор предложено разнообразие специальностей, сопричастных этой отрасли.

Как и во всех других сферах деятельности, морские специальности от низшего звена к высшему требуют увеличения квалификации, ответственности за выполнение поставленных задач, обязанностей. Стоимость учебы на специалиста моря немала. Но все затраты окупаются, как только моряк приступает к работе. Первый рейс, как правило, покрывает все расходы, связанные с обучением.

Основные факторы, от которых зависит уровень заработной платы моряка

Для понимания того, сколько получают моряки, немаловажно упомянуть о нескольких факторах, влияющих на уровень заработной платы, а именно:

  • Гражданская или военная категория служащих: военная категория – это служащие Военно-Морского Флота, об этой которой необходимо рассказывать отдельно;
  • Компании, предоставляющие работу. Таких компаний много, деятельность в основном коммерческая или добывающая. Уровень предлагаемых заработных плат также значительно варьируется и зависит не только от порта приписки компании, но и от других факторов;
  • Функционирование, имеется в виду протяженность маршрутов, разнообразие коммерческих задач, размеры и тип судна и количества персонала на нем;
  • Занимаемая должность. Здесь все понятно: уровень заработной платы младшего ранга значительно ниже зарплаты моряков рангом выше.
  • Выслуга лет, или опыт. Практика больше – доход тоже больше.

Градация заработной платы от занимаемой должности

Если брать в среднем уровень дохода моряков, то он сильно не изменился по сравнению с предыдущими периодами и составляет порядка 8–17 долларов в сутки. Все зависит от ранга занимаемой должности.

Предназначение судов самое различные: промысловые, перерабатывающие, снабжающие, транспортные, грузовые, для бурения нефтяных скважин, научные, туристические и прочие.

В среднем заработные платы по категориям работников выглядит так (ед.=доллар/месяц):

  • младший состав (юнга, кадет) – порядка 100–500 ед.;
  • матрос-моторист – 650–1650 ед.№
  • матрос-токарь – 850–2500 ед.;
  • дневальный уборщик – 650–1000 ед.;
  • стюард – 1000–1800 ед.;
  • кок – 900–4000 ед.;
  • электрик 0150 1100–1800 ед.;
  • электромеханик – 2500–6700 ед.;
  • третий механик – 1500–3500 ед.;
  • штурман (помощник капитана) – 1600–3000 ед.;
  • второй механик – 2500–8000 ед.;
  • второй офицер-штурман – 2700–8000 ед.;
  • старший помощник капитана – 4000–9000 ед.;
  • старший механик – 4500–11 000 ед.;
  • капитан 4700–15000 ед.

Как видно, уровень заработных плат достойный, значительно превышающий зарплату работников сухопутных специальностей и квалификаций. При этом следует учесть, что на всем протяжении рейса моряки снабжены всем необходимым для жизнедеятельности, то есть компенсация стоимости питания и обустройство места отдыха входит в затратную часть компании и не уменьшает уровень заработных плат моряков.

Это обусловлено тем, что работа на судне сопряжена с дополнительными неудобствами, такими как оторванность от берега, дома, родных и семьи. Но сочетание работы и путешествия, возможность побывать в дальних странах скорее положительный фактор для романтически настроенного молодого человека.

Должности и зарплаты

Начнем с капитана, который является самым главным ответственным лицом, руководящим на корабле, выполняющим основную функцию по управлению судном, подчиняющим себе весь нижестоящий по рангам состав специалистов. Это сложная работа, оплачиваемая весьма достойно. Уровень заработной платы капитана редко ниже 500 000 рублей в месяц. Если груз, перевозимый кораблем, носит опасный характер, или если поставленные задачи уникальны, то заработная плата капитана оговаривается заранее и увеличивается пропорционально.

Следующий в списке старший механик, который отвечает за бесперебойную работу машинного отделения, устранения возможных и, к сожалению, неизбежных неисправностей в работе машин и механизмов. Он подчиняет себе работу машинистов, механиков и мотористов. Заработная плата этого специалиста оценивается не ниже 300 000 рублей в месяц. Так же, как и у капитана, возможно значительное увеличение заработной платы в зависимости от сложности задачи, поставленной перед экипажем.

Далее по списку помощник капитана. Замещая капитана в его отсутствие, отвечает за навигацию маршрута, отвечает за организацию работы команды на корабле. Уровень заработной платы также зависит от величины и типа судна, количества плавательного состава и прочих факторов. Заработная плата у помощника капитана не ниже 200 000 рублей в месяц. Помощников капитана может быть несколько, существуют вторые и третьи помощники. Функционал и заработные платы в таком случае чуть различаются, но не на много.

Это было высшее звено руководства судном, или же офицерский состав. Далее состав, образно относящийся к рангу служащих.

Боцман – руководитель низшего звена судового состава. Он организует сменность работы – вахты для мотористов и матросов, несет ответственность за соблюдение бытовых условий проживания на корабле. Заработная плата не ниже, чем 100 000 рублей в месяц.

Матрос, находясь в подчинении боцмана, является младшим сотрудником на борту судна. Характер деятельности самый разнообразный – от уборки палубы до швартовки судна в портах. Для него обязательны к исполнению все палубные работы, поручаемые боцманом или тем, кто выше его по званию. Заработная плата матроса на уровне 50 000–60 000 рублей в месяц.

Моторист, как и матрос, является младшим сотрудником, находясь в подчинении механика, несет свою службу в машинном отделении корабля, отвечает за обслуживание механизмов и эксплуатацию судовых вспомогательных механизмов и оборудования. Заработная плата, как и у матроса, на уровне 50 000–60 000 рублей в месяц.

Стоит или нет?

Взвесив все за и против, получив достойное образование, молодой человек решается приступить к интересной работе моряка. Что его ждет при достижении своей мечты? Не будет ли он разочарован? Сможет ли он покидать родной берег, уходя в долгосрочные маршруты? На эти вопросы будущий моряк должен ответить себе сам. Просто пожелаем ему удачи!

Морские профессии подходят далеко не каждому человеку. С одной стороны, работа в море – это интересная и захватывающая деятельность, а с другой, очень тяжелый и ответственный труд. Не все в состоянии месяцами находиться далеко от дома, семьи и друзей. Плюс работать фактически без выходных 7 дней в неделю и жить изолированно в мужском коллективе порой без выхода на сушу. Не стоит забывать о пиратстве, стихийных бедствиях и несчастных случаях.

Тем не менее сотни тысяч людей из разных уголков Земного шара обучаются морскому делу и связывают свою жизнь с реками, морями и океанами. Так всегда было и, скорее всего, будет. В сравнении со многими «земными» профессиями, моряки хорошо зарабатывают, а также имеют универсальную возможность увидеть мир, познакомиться с разными людьми и культурами. Далее, определим какая зарплата у моряков в 2021 году.

Зарплата моряков

ЗАРПЛАТА МОРЯКОВ

Зарплаты моряков зависят, прежде всего, от должности/специализации, типа судна и флота.

По предназначению флот делят на:

Чаще всего людей интересует сколько получают моряки дальнего плавания в торговом флоте и военные моряки.

ЗАРПЛАТЫ МОРЯКОВ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

Морские перевозки – это самый дешевый и эффективный вид транспорта, который обеспечивает около 75% грузоперевозок между разными странами мира. Сегодня многие крупные компании, в том числе европейские, осуществляют деятельность под флагами таких государств, как Панама, Либерия и Маршалловы Острова. Это позволяет судовладельцу снизить себестоимость перевозок и объем налогов. Но при этом зарплата экипажа на подобных суднах остается высокой.

Средний доход моряка дальнего плавания во многом зависит от типа судна и должности. К примеру, зарплата на танкерах (нефть) обычно в 1,5–2 раза выше, чем на балкерах, перевозящих сухие грузы (зерно, уголь). Экипаж торгового судна состоит из командного состава (судовых офицеров) – капитан, старший помощник капитана, второй и третий помощник капитана, старший механик, второй и третий механик, электромеханик (электрик), и рядового состава – боцман, матросы, мотористы, повар.

Разумеется, зарплаты моряков командного и рядового состава отличаются. Кроме того, крупные компании стремятся нанимать работников с опытом, навыками и хорошим знанием английского языка. Точных цифр не назовет никто, но в среднем иностранные владельцы сухогрузов (контейнеровозы, рефрижераторы) в 2021 году предлагают контракты со следующей зарплатой (долларов/месяц):

Капитан – 8 000–10 000

Старший помощник капитана – 5 500–7 000

Второй помощник капитана – 3 500–4 500

Третий помощник капитана – 3 000–4 000

Старший механик – 8 000–10 000

Второй механик – 5 500–7 500

Третий механик – 3 000–4 000

Электромеханик (электрик) – 5 000–5 500

Боцман – 1 500–2 000

Матрос – 1 000–1 200

Моторист – 1 000–1 500

Повар – 1 300–1 800

Таким образом, при условии контракта на 4 месяца за один рейс моряк получает в среднем от 12 до 40 тысяч долларов для командного состава и от 6 до 8 тысяч долларов для рядового. Отметим, что на танкере или газовозах моряки могут зарабатывать в 1,5–2 раза больше. На отечественных торговых судах в России и Украине зарплата в несколько раз ниже, чем на иностранных.

Все индивидуально, но в среднем отпуск моряка дальнего плавания по продолжительности равен сроку пребывания в море. Поэтому вышеуказанные суммы можно смело делить на два. С другой стороны, во время нахождения в рейсе работник не тратит средства на проживание и находится на полном обеспечении, включая питание и спецодежду.

ЗАРПЛАТА ВОЕННЫХ МОРЯКОВ В РОССИИ

По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная зарплата в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности составляет 50 990,5 рублей. По официальным сведениям Минобороны РФ, оклад по воинскому званию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, варьируется от 5 000 (матрос) до 30 000 рублей (маршал). Ежегодно зарплаты военных в России растут в среднем на 4%.

По словам Командующего Северным флотом Николая Евменова, денежное довольствие моряков-подводников начинается в среднем от 70 тысяч рублей в месяц, а профессия подводника – одна из самых высокооплачиваемых. Это подтвердил экс-первый замначальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев, добавив, что зарплата командира подводной лодки составляет 250 тысяч рублей.

Возить туристов? Было такое, и сейчас есть, доходная статья. Но это же не только прибыль, еще и престиж страны. Сейчас весь мир знает: без атомных ледоколов в Арктике делать нечего. В 1990-е в пароходство обратились австрийские журналисты, чтобы арендовать ледокол «Таймыр». Тогда как раз отмечали 120 лет открытия Земли Франца-Иосифа. Австрийцы на «Таймыре» доставили парусник, один в один «Адмирал Тегетгофф» (шхуна австро-венгерской экспедиции, официально открывшей ЗФИ. — «СР»), и установили его. Это было летом, а на следующий год, кажется, в марте, мы снова были на архипелаге. Подходим, а парусник, как «Летучий голландец», стоит, весь обросший льдом, и сверкает под прожекторами. Вот это было зрелище! Потом австрийцы снимали на Земле Франца-Иосифа документальный фильм. А парусник в итоге забрали и поставили у себя в каком-то городе. Но без нас они даже не попали бы на острова!

В 1992 году я пришел в профсоюз и попросил путевку на юг. Мне сказали: «Отработайте 10 – 15 лет, тогда и придете». «Мне же детей надо везти». — «Внуков будете возить».
Сейчас всегда можно поехать, у нас оплачивается до 80 % путевки. В прошлом году был в прекрасном санатории в Сочи. Если человеку необходимо лечение, он вообще бесплатно поедет. У нас очень хорошая медстраховка — все бросились зубы лечить. Один сотрудник у нас работал с искусственной почкой, ему сделали трансплантацию за счет предприятия. Был у нас товарищ, у которого погибла жена и двое детей, ему помогали материально. Молодежи ипотеку доплачивают — проценты берет на себя предприятие. И если сейчас сравнить пароходство и «Атомфлот», то пароходство в плачевном состоянии. А на «Атомфлоте», наверное, самая высокая зарплата в Мурманской области. И устроиться сюда очень сложно. Ко мне обращались машинисты, которые когда-то уходили в пароходство или на западный флот. Когда нам нужны были люди, если я был уверен в человеке — рекомендовал его. Вообще, у нас преемственность, трудовые династии.



Я окончил Одесскую мореходку и сначала работал на Дальнем Востоке, на транспортных судах. Когда пришел на ледоколы, сразу почувствовал, что здесь квалификация гораздо выше. Подготовка к любой должности после института занимает от пяти до восьми месяцев. Надо каждый день заниматься, без выходных, во время работы идет стажировка, а на изучение тратится личное время. 25 лет отработал на «Таймыре» и вот уже почти два года главный механик на «Вайгаче». На «Таймыре» я шел от стажера до старшего механика по всем должностям и старшим механиком стал в 2007 году — через 17 лет. За пультом атомного реактора в разных должностях проработал девять лет.
Третий механик обязан стать вторым механиком, а тут надо учиться и сдавать экзамены. Эта должность не по выслуге лет, а по уровню. Четвертый механик заведует котлами, водой, пресной водой, третий механик — аварийными дизелями, компрессорами, второй механик ведает турбинами. Потом он становится оператором и только потом — командиром вахты за пультом всей установки. Мне скоро опять сдавать экзамены. При этом перед предыдущим рейсом я был в Курчатовском институте на курсах. Если я когда-то в школе думал, что
можно валять дурака в субботу и воскресенье, то тут такого нет. То тренажеры, то Ростехнадзор, то экзамены сдаешь, конца и края этому нет. Каждые пять лет надо менять диплом, и так у нас работают все: постоянно тренинг и напряженные мозги.



Конечно, санкции мы ощущаем. «Таймыр» и «Вайгач» построены в Финляндии, и более 50 % оборудования на них импортное. Реакторы, конечно, наши, и это самое надежное оборудование из всего. Если сложности с поставками отдельных комплектующих, делаем ремонт со своими. Например, были проблемы в компьютере энергетической установки. Вызвали бы западных специалистов — стоило бы это несколько миллионов. Старший вахтенный электромеханик починил все сам. У нас это очень поощряется.

Белые медведи хитрые, приходят, попрошайничают. Но нет ни одной фотографии, чтобы медведь был на фоне ледокола. Когда идем по каналу, скажем, Енисея, прожекторы освещают путь. Если попадает медведь, уходит, а если песец, то так и бежит в лучах — нужно убирать свет, чтобы он ушел. Природа всегда удивляет. Бывало, что освобождали косаток, спасали китов.

Полярные надбавки есть за что платить. Ведь человек находится в море несколько месяцев и света белого не видит: идешь на вахту — еще темно, идешь с вахты — уже темно. И во льдах не тишина царит. На ледоколе такая мощная вибрация, что иногда просыпаешься — и кажется, что землетрясение. Но в итоге привыкаешь. Кто всю жизнь здесь, тот себя уже не видит без этой работы.

Читайте также: