Какая зарплата у школьного психолога

Опубликовано: 17.09.2024

В кадровом штате каждой школы есть психолог. Ведь при нынешней загруженности учебного процесса многие дети нуждаются порой в психологической поддержке специалиста. Молодые специалисты не хотят осуществлять свою трудовую деятельность в школьном учреждении. Школа в силах предложить только минимальный заработный оклад. На такие условия никто не желает соглашаться. Вопрос о повышении оплаты труда школьным психологам один из самых актуальных на данный момент.

Чтобы работать в России, каждый психолог должен обязательно иметь диплом и практический опыт. Работа психологов осуществляется со здоровыми людьми, которые имеют некие сложности в жизни: в личных делах, отношениях, браке и так далее. Психолог выступает в роли своеобразной поддержки, поскольку в любой, даже самой сложной ситуации сможет дать дельный совет.У каждого сотрудника со временем появится своя клиентская база, с которой он и будет постоянно работать. Современная профессия психолога разделилась на разные специализации.

Программа повышения зарплаты школьным психологам

Зарплата школьных психологов в 2019 году

Школьный психолог — более формальное значение. На самом деле в общеобразовательных учреждениях очень много различной работы, которая должна выполняться независимо от специальности. Но возможности на это практически нет. Оклад психолога также не вызывает радости. Обычная работа школьного психолога — это документы и различные «бумажки». Основные обязанности заключаются в заполнении различных отчетов и писанина. В этом году заработная плата школьного психолога повысилась на 8%. Но на федеральном уровне никаких изменений не последует. Повышение окладов в полной мере произойдет тогда, когда произойдут изменения в бюджетной политике страны. Индексация оклада будет осуществляться на величину инфляции. Исходя из этого, размер индексации будет равен 5-7%. Повышение будет проходить до 2018 года включительно.

Как менялась зарплата в последние годы

В 2015 году расходы из бюджета были значительно меньше по сравнению с 2014 годом, практически на 23%. Повышение заработной платы школьных психологов было на 18%. Другими словами, на увеличение оплаты труда было выделено в 2015 году 95 миллиардов рублей, а на модернизацию материальной базы дополнительно 455 миллиардов рублей. На данный момент школьные психологи также остаются недовольными своей оплатой труда, хотя власти говорят, что оклады стали значительно больше. По опросу населения из разных регионов стало известно, что зарплата в 2016-2017 годах стала даже меньше прежней.

Реальные цифры и расчет зарплаты

Зарплата школьных психологов в 2019 году

Если рассматривать заработные платы по регионам, то на первом месте стоит Казань, где оклад составляет 25 000 рублей. В Омске значительной разницы нет — 18 000 рублей. Волгоград солидарен с Казанью и Новосибирском, так как оплата труда такая же. В Перми и Уфе заработная плата равна от 3 000 до 15 000 рублей. На уровне дохода предыдущих психологов, зарплата работников МВД и юридических психологов, около 20 000 рублей. Это происходит по одной причине: работа осуществляется с пациентами специфической направленности: подозреваемые и заключенные. МЧС и военное направление требует особого внимания. Заработная плата военного психолога составляет 22 000 рублей. Аналогичная ситуация и с психологом МЧС. Для того, чтобы работать на таких должностях, необходимо иметь большой трудовой стаж.

Заработная плата сотрудника данной сферы деятельности зависит от места работы. школьный психолог получает самую низкую оплату труда, от 7 000 до 9 000 рублей. Детский психолог получает практически такую же зарплату. Человек, который работает по специальности клинический психолог, имеет оклад значительно выше ранее сказанных. Она варьируется от 12 000 до 19 000 рублей. Аналогичная ситуация и у психолога криминалиста.

Зарплата школьных психологов в 2019 году

Самая высокая заработная плата считается у медицинского психолога. Именно в данной сфере осуществляется частная практика, где размер зарплаты не ограничивается. Средний уровень оплаты труда составил от 30 000 до 60 000 рублей. Повышение зависит напрямую от навыков и социального уровня пациента. Расчет заработной платы по фиксированному окладу предусматривается такой метод, как «Все включено». Основа — должностной оклад из расчета 36 часов работы психолога и стимулирующих выплат. Способ осуществляется с учетом новых решений и подходов в области образования, а также выполнение особо важных задач руководства. Стаж работы также имеет огромное значение.

Что ожидать школьным психологам в 2019 году?

Они уверяют, что источников тревоги и агрессии у школьников очень много

Школьный психолог Ангелина Воронова и профессор, доктор психологических наук Наталья Шутова ответили на вопросы корреспондента NN.RU в прямом эфире

Школьный психолог Ангелина Воронова и профессор, доктор психологических наук Наталья Шутова ответили на вопросы корреспондента NN.RU в прямом эфире

Фото: Ангелина Воронова, Наталья Шутова / Instagram.com

Нижегородские психологи рассказали о причинах трагедии в Казани

По следам трагедии в казанской гимназии корреспондент NN.RU Егор Герасимов провел прямой эфир со школьным психологом Ангелиной Вороновой и доктором психологических наук Натальей Шутовой. Специалисты рассказали о детской агрессии, буллинге и возможных причинах случившегося в столице Татарстана. Всё самое важное из интервью собрали в карточки.

С чем могут быть связаны трагедии, подобные казанской, и почему они участились в последнее время?

Наталья Шутова рассказала, что в Советском Союзе тоже фиксировались такие случаи, но они были единичными и всячески скрывались.

— Тогда была профилактика подобных случаев. Сейчас доказано, что при предоставлении публичности этим ситуациям они начинают повторяться. Над убийцей возникает ореол, из-за которого некоторые личности склонны повторять его поступки.

Эксперт называет главной причиной учащения таких случаев вторжение в образование после развала СССР. Из структуры была убрана воспитательная функция, а образовательный процесс стал рассматриваться как оказание услуг. Кроме того, по ее мнению, потерялась связь поколений, а многие родители не знают, как воспитывать детей, и берут на вооружение деструктивные технологии.

Как распознать расстройства личности, которые могут привести к таким ситуациям?

В СМИ пишут, что у казанского стрелка Ильназа Галявиева была хорошая характеристика, что распространено у людей, виновных в похожих трагедиях.

Наталья Шутова считает, что за позицией тихого и дисциплинированного мальчика учителя пропускают явные проблемы будущих серийных убийц и террористов.

— Обычно это дети, которые растут в неблагоприятной среде. Причем внешне среда может быть достаточно позитивной, но за этим могут скрываться гиперопека или подавление свободных волеизъявлений, которые постепенно накапливаются и выливаются в такую страшную форму протеста, выражающуюся за счет лишения жизни других.

Эксперт утверждает, что такие дети часто ведут себя тихо и не привлекают к себе внимания, из-за этого оказываются вне поля психодиагностики, а работа с ними не ведется.

Какова природа буллинга, который часто является причиной трагедий с детьми?

Ангелина Воронова заявила, что, по статистике, наибольшее количество подобных преступлений совершают те, кто ранее подвергался буллингу (травле).

— Эти молодые люди часто из полных семей, они могут участвовать в секциях, демонстрировать хорошие показатели по учебе, но всё же подвергаются травле и издевательствам.

Психолог рассказывает, что буллинг — понятие новое, но суть его старая — травля и издевательства, описанные в научных трудах известных психологов Фрейда и Адлера очень давно. Однако сейчас меняется формат общения школьников. Всё больше встречаются хамство, нецензурная лексика, и это становится нормой, а проблема — фундаментальной. Корни — семья ребенка, его окружение и СМИ. Кроме того, появились новые формы травли, например так называемый кибербуллинг — издевательства в интернете. Развивается он стремительно, и опыта борьбы с ним мало.

Могли ли у Ильназа Галявиева копиться обиды за время после выпуска из школы, или был источник извне?

Наталья Шутова считает, что причиной могли быть внутриличностные конфликты, которые явно были у этого молодого человека, но нельзя отвергать и внешние факторы.

— Мы совершенно не знаем, что это была за семья, почему сейчас у него такое отторжение идет в отношении родителей, что там было? Это все факты, которые безусловно могли играть роль. Мог он попасть и в какую-то секту.

Специалист отмечает, что человек, имеющий внутренний стержень, вряд ли сможет быть подвержен такому влиянию, но тот, у кого сломлена психика, вполне может быть жертвой этих обстоятельств.

— Без каких либо внутренних причин внешние факторы будут бессильны. — резюмирует Шутова.

Что могут сделать родители, если замечают агрессивное поведение у своих детей?

По мнению Натальи Шутовой, первое, что должны делать родители, — общаться с детьми. Круг взаимодействия «родитель — ребенок» нарушен, а дети создают стену, которые разделяют их и взрослых.

— Это неслучайно. Значит, не услышали, не приняли, не заметили!

Родителям также стоит обращать внимание на соцсети их детей, это наиболее открытый источник для понимания того, в каком кругу общается человек и что интересует ребенка. Кроме того, важны увлечения ребенка.

Есть несколько маркеров, которые означают, что нужно бить тревогу: когда ребенок закрывается, отгораживается от внешних контактов, его не интересуют прежние любимые занятия. Тогда нужно обратиться за помощью к специалистам и не бояться этого, несмотря на стереотипы.

Как школьные психологи работают с учащимися?

Ангелина Воронова объяснила, что психические расстройства школьный психолог не выявляет. Этим занимается психиатр, а у специалистов в образовательном учреждении даже нет доступа к медицинским картам детей.

Школьные психологи занимаются профилактикой буллинга: рассказывают о его маркерах, принципах и выходят в классы и на родительские собрания с необходимыми для этого мероприятиями. Эта проблема должна решаться в комплексе, вместе с учителями и родителями, не перекладывая всю полноту ответственности на школьных психологов.

— Ставка школьного психолога — 10 тысяч рублей. Это полная занятость. Психолог выбирает: либо он после основной работы идет на другую и жертвует семьей и хобби, либо не создает для себя должного образа жизни. В обоих случаях это ведет к выгоранию.

Наталья Шутова добавляет, что психологам в школе часто просто не хватает сил на проведение аналитики. В большинстве школ всего одна ставка психолога на сотни детей.

Как понять поведение ребенка и скорректировать его? Знает педагог-психолог. А какая зарплата у педагога-психолога, сколько он получает? Давайте узнаем!

У педагога-психолога сложная и интересная работа, предполагающая взаимодействие с детьми.

Трудиться специалисты могут не только в детских садах, но и учебных центрах, школах, колледжах, техникумах и много где еще.

Сколько получает педагог-психолог?

Профессия эта разнообразная не только по вариантам трудоустройства, но и окладам. Впрочем, как ни крути, стоимость оплаты труда все равно остается низкой.

Средняя зарплата педагога-психолога по стране всего 25000. Но эта заработная плата разнится в зависимости от региона и города.

Так, например, в столице нашей страны, Москве, оклад педагога-психолога достигает 35000. В северной столице Санкт-Петербурге – 21500. В Екатеринбурге платят около 15000, приблизительно столько же получают педагоги-психологи и в Волгограде, и в Саратове.

Стоит обратить внимание на то, что доход педагога-психолога трудящегося в школе, саду или в другой сфере - разнятся. Специалисты занятые не в образовании, как правило, имеют заработную плату выше, особенно это касается военных и клинических психологов.

Зарплата педагога-психолога в школе

Зарплата педагога-психолога в школе варьируется в пределах 7000-9000 тысяч рублей. Итоговая выплата зависит от нескольких факторов: здесь учитывается стаж работы - общетрудовой и по специальности, наличие или отсутствие категории и другие.

Оклад педагога-психолога составляет около 12000. Стоит обратить внимание на то, что работая в частной школе на такой же должности, доход будет практически, а иногда наверняка, в два раза выше.

Оклад педагога-психолога в сельских школах

К большому сожалению, оклад педагога-психолога в сельской школе будет минимально возможным – как раз в пределах тех самых 7000-9000 рублей + надбавки.

При этом, далеко не в каждой сельской школе есть свой специалист. Нередко профессия педагога-психолога здесь - это совмещение работы и другие манипуляции, которые позволяют образовательным учреждениям хоть как-то исполнять современные требования закона к учебным заведениям и держать специалиста с психологическим образованием в своих стенах.

Оклад педагога-психолога в сельской школе – это отдельная и, к сожалению, больная тема всех педагогов, занятых на работах в небольших поселениях. Заработать чуть больше возможно лишь, если вести кружки и секции, развивая способности детей на дополнительных занятиях.

Сколько получает педагог-психолог в детском саду?

Оклад педагога-психолога в дошкольном учреждении будет составлять около 9500 тысяч рублей. Итоговая заработная плата также будет зависеть от непосредственного места работы: частный или государственный это детский сад, будет учитываться стаж работы по специальности, а также город в котором педагог-психолог будет работать, так как показатели по зарплате в столице на уровень выше.

Необходимо отметить, что бюджете Российской Федерации определена индексация зарплаты педагогов-психологов, а также есть планы по сильному повышению доходов. Но это пока еще лишь планы.

Интересен тот факт, что в России заработные платы педагогов-психологов ниже, чем, например учителей, так как в этой профессии нет почетных званий и выслуги лет. Более высокий уровень зарплат у специалистов в области психологии, которые занимаются частными практиками и консультированием, проводят консультации в режиме онлайн, коуч-тренинги, видео-блоги.

По статистическим данным вакансий в сфере психологии всегда достаточно. Открытыми остаются минимум 1000 вакансий, где указанная заработная плата варьируется от 10 000 до 42 000 тысяч рублей.

Сравнивая зарплату педагога-психолога, например, в соседних странах, Беларуси и Украины, можно сказать, что она находится на том же уровне, что и в нашей стране. Самая высокооплачиваемая профессия психолога в Соединенных Штатах, Великобритании, Швейцарии. Все это происходит потому, что в этих странах труд педагога оценивается по часам, а не за весь месяц.

Несмотря на почти тридцатилетнюю историю практической психологии в российском образовании, профессия педагог-психолог остается представителем относительно новой профессии.

Психологическая работа, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с осознания необходимости решать определенные проблемы других людей, поэтому человек, решивший выбрать для себя этот вид деятельности, должен для себя это осознать и определится готов ли он к этому.

Часто говорят, что сюда идут не за деньгами, а по призванию. Согласно статистике зарплат педагогов-психологов в сельских школах и крупных центрах страны, становится очевидно, что так оно и есть.

Рассмотрим, какая у педагога психолога зарплата в разных местах.


Статистика окладов по профессии в стране

По данным с портала russia.trud средняя зарплата педагога психолога в России на 2018 год составляет 13 000 руб./мес. или почти 200 $.

  • минимальный заработок: 300-9500 руб./мес.
  • максимум, сколько получают по профессии: 40 000 руб./мес.

В зависимости от региона заработная плата может различаться (руб.):

Отчет по з/п по городам России (руб.):


Зарплаты в некоторых компаниях в России (руб.):

Возможная прибыль по профессии на основании открытых вакансий (руб.):

Отчет по жалованью в соседних странах

Украина


Наибольшие заработки в следующих областях страны:

Беларусь


Максимальные зарплаты достигают 1200 бел. руб. в частных образовательных заведениях.

На уровень заработка ощутимо влияет квалификация и стаж работы.

Казахстан

Специалисты в Казахстане зарабатывают в среднем 70 000 тенге или около 200 $.

Факторы, которые влияют на уровень з/п специалистов:

  • стаж,
  • количество часов нагрузки,
  • место работы,
  • регион работы.

Дополнительный доход

Современные технические и информационные средства позволяют сотрудникам любой сферы получать дополнительный доход. Психологи не исключение.


Способы, с помощью которых педагог-психолог может получить прибавку к зарплате:

Вопрос повышения окладов

В проекте бюджета страны предусмотрена индексация зарплат педагога психолога и других работников бюджетной сферы в 2019-2020 году на 4 %.


С 1 января 2019 г. минимальные з/п по России будут на уровне прожиточного минимума. На данный момент эта сумма составляет около 11 000 руб. Людям, которые работают 40 ч. в неделю или на полную ставку не могут получать меньше этой суммы.

Образование

Чтобы работать педагогом-психологом в учебных учреждениях, следует иметь высшее образование по специальности психолог.

Получить его можно в ВУЗе, после чего периодически проходить курсы повышения квалификации.

Некоторые специалисты сначала получают образование в техникуме/колледже, где получают достаточно практических знаний. А после уже можно продолжить образование в ВУЗе, программа будет сокращенной.

  • определять и развивать способности учащихся,
  • групповая работа, постановка задач развития классов и других детских групп,
  • консультации родителям и педагогам в психологической сфере.
  • умение вызывать доверие и сопереживать,
  • терпеливость и доброжелательность,
  • иметь знания в области возрастной психологии, медицины, права,
  • гуманитарный склад ума,
  • умение анализировать,
  • обладать способностью убеждать.

Работа по этой профессии требует понимания человеческой природы. А работая с детьми, следует быть проницательным, уметь импровизировать и в некоторых случаях перевоплощаться в актера.


Социальные педагоги и педагоги-психолог работают не меньше, а иногда и больше учителей-предметников . При этом им сложнее получать компенсационные и стимулирующие выплаты. Разбираемся, как сложилась такая ситуация и как этим специалистам найти способы поднять заработную плату.

Из чего складывается заработная плата социального педагога и педагога-психолога?

Заработная плата любого педагогического работника состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Все виды выплат отличаются от выплат обычных учителей. Оклад учителей-предметников зависит от проведенных уроков. Социальный педагог и педагог-психолог уроки не ведут, но также получают оплату за отработанные часы. Если эти специалисты работают на ставку, они должны отработать 36 часов в неделю. У педагога-психолога 18 часов тратятся на методическую подготовку: он может отрабатывать их в школе, может выезжать и участвовать в круглых столах, работе методических объединений. Оплата часа зависит от региона РФ, что должно быть записано в краевом положении об оплате труда педагогических работников.

Какие компенсационные выплаты могут получать педагог-психолог и социальный педагог?

Почти те же, что и другие учителя. Педагог-психологу и социальному педагогу заплатят за вредные условия работы, выплатят региональную надбавку за сложные климатические условия, добавят денег за стаж работы. Например, зарплату педагога, отработавшего от 3 до 8 лет, умножат на коэффициент 1,1, зарплату педагога со стажем от 13 до 18 лет — на 1,2. Педагог-психолог и социальный педагог не получат доплат за проверку тетрадей. Однако педагог-психолог и социальный педагог может доказать администрации, что обработка и анализ результатов психологической и профориентационной диагностики должен оплачиваться отдельно.

Как получать стимулирующие выплаты «не-учителям»?

У педагога-психолога и социального педагога есть все шансы получать стимулирующие выплаты. Но сначала им нужно разобраться с локальным положением об этих выплатах. В каждой школе могут быть нюансы — где-то критерии для учителей-предметников и этих специалистов будут одинаковыми, где-то будут отличаться. Если в положении указаны заведомо невыполнимые критерии, нужно обсуждать их с администрацией школы и подключать профсоюз.

Социальный педагог и педагог-психолог могут заниматься методической работой, выступать на конференциях, писать учебники. Они могут даже быть руководителями реферативных и проектных работ. Социальному педагогу сложно готовить учеников в олимпиадам, но бывает и такое. По крайней мере социальный педагог может помочь ученикам участвовать в волонтерских конкурсах или конкурсах сочинений на социальные темы.

Сложнее замерить эффективность работы социального педагога и педагога-психолога. Здесь им нужно внимательно читать критерии начисления стимулирующих выплат. Если таким критерием считается благополучная обстановка в школе, нужно спорить с администрацией. Ни социальный педагог, ни психолог не могут в одиночку влиять на психологический климат в организации — он зависит от всех участников образовательного процесса. Поэтому в критерии результативности нужно записывать количество и качество проведенных мероприятий вне зависимости от их результатов. Социальный педагог провел работу с учениками группы риска, звал их на занятия, сформировал доверие — это уже результат. Педагог-психолог организовал консультации для подростков, говорил с ними по душам, организовал группу поддержки ребятам с эмоциональной нестабильностью — тоже результат, даже несколько. И не важно, что в группе риска к концу года осталось столько же ребят, сколько и в начале. Важно, что работа была проведена.

Еще одна сложность — для социальных педагогов и педагогов-психологов проводится меньше профессиональных конкурсов, чем для учителей-предметников. Это не должно останавливать — например, педагог-психолог и социальный педагог могут написать эссе на общепедагогическую тему. Или попросить помощи методиста и подготовить открытый урок, даже если в школе нет предмета «психология».

Читайте также: